МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
|
Введение 3
1 Теоретические основы программного бюджетирования 7
1.1 Сущность, принципы и преимущества программного
бюджетирования 7
1.2 Этапы развития программного бюджетирования: обобщение
зарубежного и отечественного опыта 14
1.3 Методика оценки эффективности муниципальных программ на
примере Северо-Енисейского района 25
2 Эффективность Муниципальной программы Северо-Енисейского района
«Развитие культуры» на 2014-2018 гг 39
2.1 Структура Муниципальной программы Северо-Енисейского района
«Развитие культуры» на 2014-2018 гг 39
2.2 Оценка эффективности Муниципальной программы Северо¬
Енисейского «Развитие культуры» на 2014-2018 гг 46
3 Совершенствование методов оценки эффективности муниципальных
программ 56
3.1 Сравнение методик оценки эффективности муниципальных
программ 56
3.2 Формирование предложений по оценке эффективности
муниципальных программ 66
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-F
1 Теоретические основы программного бюджетирования 7
1.1 Сущность, принципы и преимущества программного
бюджетирования 7
1.2 Этапы развития программного бюджетирования: обобщение
зарубежного и отечественного опыта 14
1.3 Методика оценки эффективности муниципальных программ на
примере Северо-Енисейского района 25
2 Эффективность Муниципальной программы Северо-Енисейского района
«Развитие культуры» на 2014-2018 гг 39
2.1 Структура Муниципальной программы Северо-Енисейского района
«Развитие культуры» на 2014-2018 гг 39
2.2 Оценка эффективности Муниципальной программы Северо¬
Енисейского «Развитие культуры» на 2014-2018 гг 46
3 Совершенствование методов оценки эффективности муниципальных
программ 56
3.1 Сравнение методик оценки эффективности муниципальных
программ 56
3.2 Формирование предложений по оценке эффективности
муниципальных программ 66
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-F
В настоящее время одной из самых актуальных тем является реформирование бюджетного процесса, которое основывается на эффективном использовании бюджетных средств всеми участниками бюджетного процесса.
Внедрение "программного" бюджета подразумевает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, внедрение новых видов и форм государственного и муниципального финансового контроля. Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ. Таким образом, муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются бюджетное и стратегическое планирование.
Основной программой, направленной на регулирование вопросов эффективного использования бюджетных, средств является программа повышения эффективности бюджетных расходов. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года разработана в соответствии с Посланием Президента РФ от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента РФ от 20 мая 2009 года «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.
В ходе реализации программы не все поставленные задачи были решены, в связи с этим в сфере управления государственными финансами сохранился ряд проблем.
Отсутствуют действенные методики оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе - использования ими финансовых ресурсов; динамика и структура расходов слабо увязаны с целями государственной политики и регулятивными инструментами их достижения; продолжает применяться раздельное планирование программных и «непрограммных», капитальных и текущих расходов; сохраняются стимулы и условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы необходимые условия для мотивации органов государственной власти и местного самоуправления для повышения эффективности использования бюджетных средств и своей деятельности в целом.
В связи с этим распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2593-р была утверждена новая Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года. Программа направлена на решение следующих основных задач: завершить полноценное внедрение программных методов управления в бюджетный процесс; упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований; реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов; осуществить совершенствование государственного и муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов; повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами.
Вопрос эффективного использования бюджетных средств остается открытым. Полноценное внедрение муниципальных программ в бюджетный процесс с постоянным финансовым контролем и аудитом эффективности позволит повысить эффективность использования государственных финансовых ресурсов, тем самым обусловлена актуальность темы диссертационного исследования.
Теоретические и методические вопросы эффективного использования бюджетных средств, в рамках программного бюджетирования, остаются не до конца изученными.
Разработка методов эффективного расходования бюджетных расходов, создание и внедрение программного бюджетирования, способов их мониторинга и оценки нашли отражение в трудах зарубежных авторов: Б.Дж. О'Брайна, С. Фолланда, М.Ф. Друммонда, Г. Кэмпбела, Е. Мишана, Э. Аскота, В. Нельмута, А. Вильямса, Е. Грамлича, С. Пауля, М. Пэттона, П. Долана, Р. Эдлина, Дж. Косуба, и др.
В научных работах отечественных авторов так же уделяется внимание вопросам формирования и реализации программного бюджета и эффективности использования бюджетных средств. Такие темы затрагиваются в работах В.С. Кабакова, М.П. Афанасьева, А.А. Беленчук, О.В. Врублевской, И.Ю. Евстафьевой, В.Я. Любовного А.И. Жуковского, А.М. Колесникова, Б.А. Райзберга, Р.А. Кочкарова, П.Г. Крадинова, А.Г. Лобко, В.М. Родионовой, Б.З. Мильнера, В.Б. Радина, Н.Н. Шаш, М.В. Романовского, Г.Г. Фетисова, Г.П. Хатри, Б.А. Минина, Е.А. Шакиной, Л.И. Якобсона и др.
Анализ изданных по теме исследования научных работ говорит о том, что методология бюджетирования, основанного на программных принципах, еще не полностью сформирована. Без ответа остаются вопросы, возникающие в ходе применения методологии на практике, в том числе вопросы измерения и оценки эффективности муниципальных программ.
Целью исследования является формирование предложений по оценке эффективности муниципальных программ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1 Рассмотреть теоретические представления о программном бюджетирование как инструменте эффективного использования бюджетных средств;
2 Проанализировать зарубежный и отечественный опыт программного бюджетирования и методики оценки эффективности муниципальных программ;
3 Провести оценку эффективности Муниципальной программы Северо-Енисейского района «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.
4 Сформировать собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ.
Объектом диссертационного исследования является Муниципальная программа Северо-Енисейского района «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.
Предметом исследования выступает методика оценки эффективности муниципальных программ на примере Северо-Енисейского района.
Методической и теоретической основой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и отечественных исследователей в области программного бюджетирования. В ходе исследования применялись общенаучные методы обработки информации такие, как анализ, обобщение, систематизация, сравнение и т.д.
Внедрение "программного" бюджета подразумевает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, внедрение новых видов и форм государственного и муниципального финансового контроля. Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ. Таким образом, муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются бюджетное и стратегическое планирование.
Основной программой, направленной на регулирование вопросов эффективного использования бюджетных, средств является программа повышения эффективности бюджетных расходов. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года разработана в соответствии с Посланием Президента РФ от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента РФ от 20 мая 2009 года «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.
В ходе реализации программы не все поставленные задачи были решены, в связи с этим в сфере управления государственными финансами сохранился ряд проблем.
Отсутствуют действенные методики оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе - использования ими финансовых ресурсов; динамика и структура расходов слабо увязаны с целями государственной политики и регулятивными инструментами их достижения; продолжает применяться раздельное планирование программных и «непрограммных», капитальных и текущих расходов; сохраняются стимулы и условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы необходимые условия для мотивации органов государственной власти и местного самоуправления для повышения эффективности использования бюджетных средств и своей деятельности в целом.
В связи с этим распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2593-р была утверждена новая Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года. Программа направлена на решение следующих основных задач: завершить полноценное внедрение программных методов управления в бюджетный процесс; упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований; реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов; осуществить совершенствование государственного и муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов; повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами.
Вопрос эффективного использования бюджетных средств остается открытым. Полноценное внедрение муниципальных программ в бюджетный процесс с постоянным финансовым контролем и аудитом эффективности позволит повысить эффективность использования государственных финансовых ресурсов, тем самым обусловлена актуальность темы диссертационного исследования.
Теоретические и методические вопросы эффективного использования бюджетных средств, в рамках программного бюджетирования, остаются не до конца изученными.
Разработка методов эффективного расходования бюджетных расходов, создание и внедрение программного бюджетирования, способов их мониторинга и оценки нашли отражение в трудах зарубежных авторов: Б.Дж. О'Брайна, С. Фолланда, М.Ф. Друммонда, Г. Кэмпбела, Е. Мишана, Э. Аскота, В. Нельмута, А. Вильямса, Е. Грамлича, С. Пауля, М. Пэттона, П. Долана, Р. Эдлина, Дж. Косуба, и др.
В научных работах отечественных авторов так же уделяется внимание вопросам формирования и реализации программного бюджета и эффективности использования бюджетных средств. Такие темы затрагиваются в работах В.С. Кабакова, М.П. Афанасьева, А.А. Беленчук, О.В. Врублевской, И.Ю. Евстафьевой, В.Я. Любовного А.И. Жуковского, А.М. Колесникова, Б.А. Райзберга, Р.А. Кочкарова, П.Г. Крадинова, А.Г. Лобко, В.М. Родионовой, Б.З. Мильнера, В.Б. Радина, Н.Н. Шаш, М.В. Романовского, Г.Г. Фетисова, Г.П. Хатри, Б.А. Минина, Е.А. Шакиной, Л.И. Якобсона и др.
Анализ изданных по теме исследования научных работ говорит о том, что методология бюджетирования, основанного на программных принципах, еще не полностью сформирована. Без ответа остаются вопросы, возникающие в ходе применения методологии на практике, в том числе вопросы измерения и оценки эффективности муниципальных программ.
Целью исследования является формирование предложений по оценке эффективности муниципальных программ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1 Рассмотреть теоретические представления о программном бюджетирование как инструменте эффективного использования бюджетных средств;
2 Проанализировать зарубежный и отечественный опыт программного бюджетирования и методики оценки эффективности муниципальных программ;
3 Провести оценку эффективности Муниципальной программы Северо-Енисейского района «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.
4 Сформировать собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ.
Объектом диссертационного исследования является Муниципальная программа Северо-Енисейского района «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.
Предметом исследования выступает методика оценки эффективности муниципальных программ на примере Северо-Енисейского района.
Методической и теоретической основой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и отечественных исследователей в области программного бюджетирования. В ходе исследования применялись общенаучные методы обработки информации такие, как анализ, обобщение, систематизация, сравнение и т.д.
В начале диссертационного исследования была поставлена цель сформировать собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ. Для достижения поставленной цели в ходе диссертационного исследования были решены следующие задачи:
1 Рассмотрены теоретические представления о программном бюджетирование как инструменте эффективного использования бюджетных средств;
1 Проанализированы зарубежный и отечественный опыт программного бюджетирования и методики оценки эффективности муниципальных программ;
2 Проведена оценка эффективности Муниципальной программы Северо-Енисейского «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.
3 Сформированы собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ.
В ходе работы, по первой главе были сделаны выводы, что внедрение программного бюджетирования имеет следующие преимущества:
- обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и достижением целей социально-экономической политики;
- способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию бюджетных средств для решения наиболее острых задач;
- является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий и отраслей;
- направлено на повышение результативности государственных расходов, улучшение качества и доступности услуг, предоставляемых государством, достижение устойчивого развития государства, обеспечения стабильности общественных финансов.
Для подтверждения того, что бюджетные средства действительно расходуются рационально и финансирование направлено исключительно на достижение поставленных целей, субъекты РФ на стадии планирования, исполнения и завершения программы проводят оценку эффективности ее реализации. Внедрение программного бюджетирования в Северо-Енисейском районе имеет некоторые недостатки:
- в применяемой методике оценки эффективности муниципальных программ отсутствуют показатели соответствия планируемых затрат с фактическими и эффективности использования бюджетных средств;
- оценка эффективности муниципальных программ в Северо-Енисейском районе носит формальный характер.
Проведенная оценка эффективности реализации Муниципальной программы Северо-Енисейского района «Развитие культуры » на 2014-2018 гг. по методике утвержденной в Северо-Енисейском районе показала эффективность Программы. При этом методика:
- использует оценку только степени достижения результатов и целевых показателей;
- не учитывает полноту использования бюджетных ассигнований;
- не производит оценку эффективности использования бюджетных ассигнований.
В связи с этим в 3 главе провели сравнение методик разных регионов РФ с предложенной и выяснили, что в данных методиках учитываются такие критерии, как «Полнота использования бюджетных ассигнований» и «Эффективность бюджетных ассигнований», в отличие от методики Северо-Енисейского района
Соответственно в ходе исследования пришли к выводу, что в действующую методику оценки эффективности муниципальных программ Северо-Енисейского района необходимо включить два дополнительных критерия: «Полнота использования бюджетных ассигнований на реализацию Программы» и «Эффективность использования бюджетных ассигнований на реализацию Программы», так как корректно оценить эффективность Программы без оценки эффективности произведенных бюджетных расходов на ее реализацию не представляется возможным.
В результате исследования были сформированы собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ на примере Северо-Енисейского района. От использования предлагаемой автором методики оценки эффективности муниципальных программ на примере Северо-Енисейского района, предполагаем получить следующие эффекты:
1) во-первых, опираясь на опыт Липецкого и Костромского муниципальных районов, предлагаем проводить оценку эффективности реализации муниципальной программы на регулярной основе, то есть полугодовую и годовую оценку эффективности. Дополнительный контроль даст возможность своевременно принимать решение о сокращении (увеличении) бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении реализации основных мероприятий, подпрограмм или муниципальной программы в целом, что позволит более эффективно расходовать бюджетные средства;
2) во-вторых, при оценке предлагаем учитывать больше показателей, методика, основанная только на показателях достижения результатов и целевых показателей, не позволяет корректно рассчитать эффективность программы;
3) в-третьих, добавленные в методику дополнительные критерии, показывают насколько эффективно используются бюджетные средства. В том случае, если использование бюджетных ассигнований является неэффективным предлагаем осуществлять перераспределение бюджетных средств с менее эффективных программ на эффективные и высокоэффективные;
4) в дальнейшем при оценке эффективности Программ Северо-Енисейского района рекомендуемая методика возможна для практического применения.
Внеся корректировки в рассматриваемую методику, на данный момент можно сказать, что средства направленные на реализацию программы расходуются эффективно, соответственно можно сделать вывод, что муниципальные программы являются эффективным инструментом использования бюджетных средств.
1 Рассмотрены теоретические представления о программном бюджетирование как инструменте эффективного использования бюджетных средств;
1 Проанализированы зарубежный и отечественный опыт программного бюджетирования и методики оценки эффективности муниципальных программ;
2 Проведена оценка эффективности Муниципальной программы Северо-Енисейского «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.
3 Сформированы собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ.
В ходе работы, по первой главе были сделаны выводы, что внедрение программного бюджетирования имеет следующие преимущества:
- обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и достижением целей социально-экономической политики;
- способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию бюджетных средств для решения наиболее острых задач;
- является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий и отраслей;
- направлено на повышение результативности государственных расходов, улучшение качества и доступности услуг, предоставляемых государством, достижение устойчивого развития государства, обеспечения стабильности общественных финансов.
Для подтверждения того, что бюджетные средства действительно расходуются рационально и финансирование направлено исключительно на достижение поставленных целей, субъекты РФ на стадии планирования, исполнения и завершения программы проводят оценку эффективности ее реализации. Внедрение программного бюджетирования в Северо-Енисейском районе имеет некоторые недостатки:
- в применяемой методике оценки эффективности муниципальных программ отсутствуют показатели соответствия планируемых затрат с фактическими и эффективности использования бюджетных средств;
- оценка эффективности муниципальных программ в Северо-Енисейском районе носит формальный характер.
Проведенная оценка эффективности реализации Муниципальной программы Северо-Енисейского района «Развитие культуры » на 2014-2018 гг. по методике утвержденной в Северо-Енисейском районе показала эффективность Программы. При этом методика:
- использует оценку только степени достижения результатов и целевых показателей;
- не учитывает полноту использования бюджетных ассигнований;
- не производит оценку эффективности использования бюджетных ассигнований.
В связи с этим в 3 главе провели сравнение методик разных регионов РФ с предложенной и выяснили, что в данных методиках учитываются такие критерии, как «Полнота использования бюджетных ассигнований» и «Эффективность бюджетных ассигнований», в отличие от методики Северо-Енисейского района
Соответственно в ходе исследования пришли к выводу, что в действующую методику оценки эффективности муниципальных программ Северо-Енисейского района необходимо включить два дополнительных критерия: «Полнота использования бюджетных ассигнований на реализацию Программы» и «Эффективность использования бюджетных ассигнований на реализацию Программы», так как корректно оценить эффективность Программы без оценки эффективности произведенных бюджетных расходов на ее реализацию не представляется возможным.
В результате исследования были сформированы собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ на примере Северо-Енисейского района. От использования предлагаемой автором методики оценки эффективности муниципальных программ на примере Северо-Енисейского района, предполагаем получить следующие эффекты:
1) во-первых, опираясь на опыт Липецкого и Костромского муниципальных районов, предлагаем проводить оценку эффективности реализации муниципальной программы на регулярной основе, то есть полугодовую и годовую оценку эффективности. Дополнительный контроль даст возможность своевременно принимать решение о сокращении (увеличении) бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении реализации основных мероприятий, подпрограмм или муниципальной программы в целом, что позволит более эффективно расходовать бюджетные средства;
2) во-вторых, при оценке предлагаем учитывать больше показателей, методика, основанная только на показателях достижения результатов и целевых показателей, не позволяет корректно рассчитать эффективность программы;
3) в-третьих, добавленные в методику дополнительные критерии, показывают насколько эффективно используются бюджетные средства. В том случае, если использование бюджетных ассигнований является неэффективным предлагаем осуществлять перераспределение бюджетных средств с менее эффективных программ на эффективные и высокоэффективные;
4) в дальнейшем при оценке эффективности Программ Северо-Енисейского района рекомендуемая методика возможна для практического применения.
Внеся корректировки в рассматриваемую методику, на данный момент можно сказать, что средства направленные на реализацию программы расходуются эффективно, соответственно можно сделать вывод, что муниципальные программы являются эффективным инструментом использования бюджетных средств.
Подобные работы
- АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ
СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ Г. ВЛАДИВОСТОК
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНЫХ ПАЛАТ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Аудит эффективности использования бюджетных ассигнований при выполнении государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ОБРАЗОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы финансового управления и контроля эффективности использования внебюджетных средств бюджетными (муниципальными) учреждениями
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ОБРАЗОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СРЕДСТВ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ПОДДЕРЖКУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



