Введение 3
1 Теоретические основы программного бюджетирования 7
1.1 Сущность, принципы и преимущества программного
бюджетирования 7
1.2 Этапы развития программного бюджетирования: обобщение
зарубежного и отечественного опыта 14
1.3 Методика оценки эффективности муниципальных программ на
примере Северо-Енисейского района 25
2 Эффективность Муниципальной программы Северо-Енисейского района
«Развитие культуры» на 2014-2018 гг 39
2.1 Структура Муниципальной программы Северо-Енисейского района
«Развитие культуры» на 2014-2018 гг 39
2.2 Оценка эффективности Муниципальной программы Северо¬
Енисейского «Развитие культуры» на 2014-2018 гг 46
3 Совершенствование методов оценки эффективности муниципальных
программ 56
3.1 Сравнение методик оценки эффективности муниципальных
программ 56
3.2 Формирование предложений по оценке эффективности
муниципальных программ 66
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-F
В настоящее время одной из самых актуальных тем является реформирование бюджетного процесса, которое основывается на эффективном использовании бюджетных средств всеми участниками бюджетного процесса.
Внедрение "программного" бюджета подразумевает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, внедрение новых видов и форм государственного и муниципального финансового контроля. Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ. Таким образом, муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются бюджетное и стратегическое планирование.
Основной программой, направленной на регулирование вопросов эффективного использования бюджетных, средств является программа повышения эффективности бюджетных расходов. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года разработана в соответствии с Посланием Президента РФ от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента РФ от 20 мая 2009 года «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.
В ходе реализации программы не все поставленные задачи были решены, в связи с этим в сфере управления государственными финансами сохранился ряд проблем.
Отсутствуют действенные методики оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе - использования ими финансовых ресурсов; динамика и структура расходов слабо увязаны с целями государственной политики и регулятивными инструментами их достижения; продолжает применяться раздельное планирование программных и «непрограммных», капитальных и текущих расходов; сохраняются стимулы и условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы необходимые условия для мотивации органов государственной власти и местного самоуправления для повышения эффективности использования бюджетных средств и своей деятельности в целом.
В связи с этим распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2593-р была утверждена новая Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года. Программа направлена на решение следующих основных задач: завершить полноценное внедрение программных методов управления в бюджетный процесс; упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований; реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов; осуществить совершенствование государственного и муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов; повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами.
Вопрос эффективного использования бюджетных средств остается открытым. Полноценное внедрение муниципальных программ в бюджетный процесс с постоянным финансовым контролем и аудитом эффективности позволит повысить эффективность использования государственных финансовых ресурсов, тем самым обусловлена актуальность темы диссертационного исследования.
Теоретические и методические вопросы эффективного использования бюджетных средств, в рамках программного бюджетирования, остаются не до конца изученными.
Разработка методов эффективного расходования бюджетных расходов, создание и внедрение программного бюджетирования, способов их мониторинга и оценки нашли отражение в трудах зарубежных авторов: Б.Дж. О'Брайна, С. Фолланда, М.Ф. Друммонда, Г. Кэмпбела, Е. Мишана, Э. Аскота, В. Нельмута, А. Вильямса, Е. Грамлича, С. Пауля, М. Пэттона, П. Долана, Р. Эдлина, Дж. Косуба, и др.
В научных работах отечественных авторов так же уделяется внимание вопросам формирования и реализации программного бюджета и эффективности использования бюджетных средств. Такие темы затрагиваются в работах В.С. Кабакова, М.П. Афанасьева, А.А. Беленчук, О.В. Врублевской, И.Ю. Евстафьевой, В.Я. Любовного А.И. Жуковского, А.М. Колесникова, Б.А. Райзберга, Р.А. Кочкарова, П.Г. Крадинова, А.Г. Лобко, В.М. Родионовой, Б.З. Мильнера, В.Б. Радина, Н.Н. Шаш, М.В. Романовского, Г.Г. Фетисова, Г.П. Хатри, Б.А. Минина, Е.А. Шакиной, Л.И. Якобсона и др.
Анализ изданных по теме исследования научных работ говорит о том, что методология бюджетирования, основанного на программных принципах, еще не полностью сформирована. Без ответа остаются вопросы, возникающие в ходе применения методологии на практике, в том числе вопросы измерения и оценки эффективности муниципальных программ.
Целью исследования является формирование предложений по оценке эффективности муниципальных программ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1 Рассмотреть теоретические представления о программном бюджетирование как инструменте эффективного использования бюджетных средств;
2 Проанализировать зарубежный и отечественный опыт программного бюджетирования и методики оценки эффективности муниципальных программ;
3 Провести оценку эффективности Муниципальной программы Северо-Енисейского района «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.
4 Сформировать собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ.
Объектом диссертационного исследования является Муниципальная программа Северо-Енисейского района «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.
Предметом исследования выступает методика оценки эффективности муниципальных программ на примере Северо-Енисейского района.
Методической и теоретической основой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и отечественных исследователей в области программного бюджетирования. В ходе исследования применялись общенаучные методы обработки информации такие, как анализ, обобщение, систематизация, сравнение и т.д.
В начале диссертационного исследования была поставлена цель сформировать собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ. Для достижения поставленной цели в ходе диссертационного исследования были решены следующие задачи:
1 Рассмотрены теоретические представления о программном бюджетирование как инструменте эффективного использования бюджетных средств;
1 Проанализированы зарубежный и отечественный опыт программного бюджетирования и методики оценки эффективности муниципальных программ;
2 Проведена оценка эффективности Муниципальной программы Северо-Енисейского «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.
3 Сформированы собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ.
В ходе работы, по первой главе были сделаны выводы, что внедрение программного бюджетирования имеет следующие преимущества:
- обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и достижением целей социально-экономической политики;
- способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию бюджетных средств для решения наиболее острых задач;
- является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий и отраслей;
- направлено на повышение результативности государственных расходов, улучшение качества и доступности услуг, предоставляемых государством, достижение устойчивого развития государства, обеспечения стабильности общественных финансов.
Для подтверждения того, что бюджетные средства действительно расходуются рационально и финансирование направлено исключительно на достижение поставленных целей, субъекты РФ на стадии планирования, исполнения и завершения программы проводят оценку эффективности ее реализации. Внедрение программного бюджетирования в Северо-Енисейском районе имеет некоторые недостатки:
- в применяемой методике оценки эффективности муниципальных программ отсутствуют показатели соответствия планируемых затрат с фактическими и эффективности использования бюджетных средств;
- оценка эффективности муниципальных программ в Северо-Енисейском районе носит формальный характер.
Проведенная оценка эффективности реализации Муниципальной программы Северо-Енисейского района «Развитие культуры » на 2014-2018 гг. по методике утвержденной в Северо-Енисейском районе показала эффективность Программы. При этом методика:
- использует оценку только степени достижения результатов и целевых показателей;
- не учитывает полноту использования бюджетных ассигнований;
- не производит оценку эффективности использования бюджетных ассигнований.
В связи с этим в 3 главе провели сравнение методик разных регионов РФ с предложенной и выяснили, что в данных методиках учитываются такие критерии, как «Полнота использования бюджетных ассигнований» и «Эффективность бюджетных ассигнований», в отличие от методики Северо-Енисейского района
Соответственно в ходе исследования пришли к выводу, что в действующую методику оценки эффективности муниципальных программ Северо-Енисейского района необходимо включить два дополнительных критерия: «Полнота использования бюджетных ассигнований на реализацию Программы» и «Эффективность использования бюджетных ассигнований на реализацию Программы», так как корректно оценить эффективность Программы без оценки эффективности произведенных бюджетных расходов на ее реализацию не представляется возможным.
В результате исследования были сформированы собственные предложения по оценке эффективности муниципальных программ на примере Северо-Енисейского района. От использования предлагаемой автором методики оценки эффективности муниципальных программ на примере Северо-Енисейского района, предполагаем получить следующие эффекты:
1) во-первых, опираясь на опыт Липецкого и Костромского муниципальных районов, предлагаем проводить оценку эффективности реализации муниципальной программы на регулярной основе, то есть полугодовую и годовую оценку эффективности. Дополнительный контроль даст возможность своевременно принимать решение о сокращении (увеличении) бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении реализации основных мероприятий, подпрограмм или муниципальной программы в целом, что позволит более эффективно расходовать бюджетные средства;
2) во-вторых, при оценке предлагаем учитывать больше показателей, методика, основанная только на показателях достижения результатов и целевых показателей, не позволяет корректно рассчитать эффективность программы;
3) в-третьих, добавленные в методику дополнительные критерии, показывают насколько эффективно используются бюджетные средства. В том случае, если использование бюджетных ассигнований является неэффективным предлагаем осуществлять перераспределение бюджетных средств с менее эффективных программ на эффективные и высокоэффективные;
4) в дальнейшем при оценке эффективности Программ Северо-Енисейского района рекомендуемая методика возможна для практического применения.
Внеся корректировки в рассматриваемую методику, на данный момент можно сказать, что средства направленные на реализацию программы расходуются эффективно, соответственно можно сделать вывод, что муниципальные программы являются эффективным инструментом использования бюджетных средств.
1 Бюджетирование, ориентированное на конечный результат в рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]: Методические рекомендации МР 5.1.2133-06. - Режим доступа: http://consultant.ru.
2 Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Северо-Енисейского района, их формировании и реализации [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Северо-Енисейского района от 29.07.2013 №364-п. - Режим доступа: http://admse.ru.
3 Сводный отчет о выполнении наиболее важных контрольных событий [Электронный ресурс]: Портал государственных программ Российской Федерации. - Режим доступа: http://programs.gov.ru.
4 Тетерина О.В. Зарубежный опыт внедрения бюджетирования, ориентированного на результат / О.В. Тетерина. - Известия ИГЭА. 2012. № 6. С. 68.
5 Афанасьев М. П., Алехин Б. И. Программный бюджет: цели, классификация и принципы построения / М.П. Афанасьев, Б.И. Алехин. - Финансовый журнал Академии Бюджета и Казначейства. 2010. № 3. C. 5-18.
6 Богачева О. В., Лавров А. М. Международный опыт программного бюджетирования / О. В. Богачева, А. М. Лавров. - Финансы. 2010. № 12. C. 4-14.
7 Крылов Г. З. О программном бюджете во Франции / Г. З. Крылов. - Финансовый журнал Академии Бюджета и Казначейства. 2010. № 8. C. 68 - 71.
9 Фесик С. В. Внедрение программно - целевого метода в бюджетный процесс Российской Федерации / С. В. Фесик. - Вестник Томского государственного университета Выпуск № 383 / 2014.
10 Максимец Н.А., Шакирова Г.Р. Теоретические и методические основы программно-целевого управления / Н.А. Максимец, Г.Р. Шакирова. - Российское предпринимательство. 2012. № 21 (219). C. 32-36.
11 Принципы бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016). - Режим доступа: http://consultant.ru.
12 Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р. - Режим доступа: http://minfin.ru.
13 Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р (ред. от 07.12.2011). - Режим доступа: http://consultant.ru.
14 Об утверждении Порядка и критериев ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ Северо-Енисейского района [Электронный ресурс]: Постановление Северо-Енисейского района от 11.01.2016 №4-п. - Режим доступа: http://admse.ru.
15 Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры» [Электронный ресурс]: Постановление Северо-Енисейского района от 29.10.2013 №564-п. - Режим доступа: http://admse.ru.
16 Годовой отчет об исполнении краевого бюджета за 2015 год [Электронный ресурс]: Разработан на основании закона Красноярского края «Об исполнении краевого бюджета за 2015 год». - Режим доступа: http://minfin.krskstate.ru.
17 Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования Северо-Енисейский район [Электронный ресурс]: Распоряжение Администрации Северо-Енисейского района от 30.06.2013 №560-ос. - Режим доступа: http://admse.ru.
18 Фролова Ю.В. Теоретические аспекты и перспективы использования программно-целевого подхода в бюджетном процессе Российских регионов / Ю.В. Фролова. - Современная экономика: проблемы и решения. 2014. №5. С. 24-26.
19 Сабырова Г.Ж. Зарубежный опыт внедрения программно¬целевого бюджетирования / Г.Ж Сабырова. - Известия Вузов. 2013. №4.
20 Макарова С.Н. Целевые бюджетные программы: теория и практика / С.Н. Макарова. Монография. ИЭУП. - 2012. С. 21.
21 Е.В. Иванова Зарубежный опыт управления расходами бюджета и возможность его применения в России в целях повышения эффективности использования бюджетных средств / Иванова Е.В. - Вестник Ом. Ун-та. 2012. №3. С. 342-346.
22 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145- ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016). - Режим доступа: http://consultant.ru.
23 Кошелева Ю.А. Не эффективное использование бюджетных средств [Электронный ресурс]: «Финансовый справочник бюджетной организации». 2012. № .1- Режим доступа: http://gosfinansy.ru
24 Шмиголь Н.С. Современные подходы к оценке результативности государственных расходов / Н.С. Шмиголь. - Государтсвенные финансы. Финансовая аналитика: проблемы и решения2013. №8.
25 О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Липецкого муниципального района Липецкой области [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Липецкого муниципального района Липецкой области от 12.08.2013. № 783. - Режим доступа: http://lipradm.ru.
26 Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 20.12.2013 № 1569. - Режим доступа: http:// admkr.ru.
28 Ноздрачев А.Ф. Государственное планирование и правовое регулирование./ А.Ф. Ноздрачев. - М.: 1982. С. 17-18.
29 Петров А.С. Развитие социально-экономического планирования. / А.С. Петров. - М. 1979. С.44-46.
30 Лунев А.Е. Демократизм советского государственного управления. / А.Е. Лунев. - М. 1967. С.102.
31 Лавров A.M. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт - российские перспективы / A.M. Лавров. - Финансы. 2004. №3
32 Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов / М.П. Афанасьев. - Учеб. пособие. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007.
33 Братусь С. Н. Советское гражданское право: субъекты гражданского права / С. Н. Братусь. - Учеб. пособие. М.: Юридическая литература. 1984.
34 Савельева Ю.В., Савельева М.Ю. Концепция программного бюджетирования: Проблемы и перспективы внедрения / Ю.В. Савельева, М.Ю. Савельева. - Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. №11(71).С. 33.
35 Сапожникова А.А. Проблемы муниципального целевого программного бюджетирования / А.А. Сапожникова. - Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015 . №4(22). С. 35-41.
36 Сапожников А.А. Муниципальное целевое программное бюджетирование: решения / А.А. Сапожников. - Муниципальная академия. 2016. № 1. С. 64-70.
37 Сабырова Г.Ж. Программное бюджетирование как основа повышения эффективности бюджетных расходов / Г.Ж. Сабырова. - Известия Вузов Кыргыстана. 2013. №4. С. 177-179.
38 Кузьменко О.В., Гинзбург М.Ю. Методика оценки эффектисности реализации муниципальных программ на основе стандартизированного показателя / О.В. Кузьменко, М.Ю. Гинзбург. - Известия Уральского Государственного экономического университета.2015. № 6(62). С. 68-76.
39 Дамбиева Б.Э. Инструментарий оценки эффективности государственных программ. / Б.Э. Дамбиева. - Экономическая безопасность: стратегия взаимодействия государства и бизнеса. 2015. С.58-62.
40 О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 28.06.2014 №172-ФЗ. - Режим доступа: http: //consultant.ru.
41 О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах [Электронный ресурс]: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2010. - Режим доступа: http://consultant.ru.
42 Братанова А.В. Развитие методологии предварительного контроля за государственными программами в регионах России / А.В. Братанова. - Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2015. № 42. С. 23-29.
43 Афанасьев Р.С., Голованова Н.В. Оценка эффективности бюджетных расходов: федеральный и региональный опыт / Р.С. Афанасьев, Н.В. Голованова - Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2016. №2 (284). С. 56-64
44 Рычкова И.Н., Фокина Т.В. Совершенствование подходов к системе оценки эффективности государственных программ Российской Федерации / И. Н. Рычкова, Т.В. Фокина. - Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2014. № 9-10. С. 64-73.
45 Бочко В.С. Развитие территорий муниципальных образований с использованием программного метода / В.С. Бочко. - Экономика региона. №1 (37). 2014. С.33-43.
46 Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета / Н.Н. Шаш. - Журнал Управленец. 2015. № 1(53). С. 4-15.
47 Райзберг Б.А. Современное состояние и проблемы программно-целевого планирования и бюджетирования в России / Б.А. Райзберг. - Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2012. № 2.
48 О бюджете Северо-Енисейского района на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов [Электронный ресурс]: Решение районного Совета депутатов от 02 декабря 2014 года № 960-71. - Режим доступа: http://admse.ru.