Социологическое исследование отношения школьников призывного возраста г.Красноярска к службе в армии
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического анализа отношения современной российской молодежи к службе в армии 5
1.1. Подходы к изучению отношения молодежи к армии 5
Глава 2. Социологическое исследование отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии 26
2.1. Методическое обоснование исследования отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии 26
2.2. Основные результаты социологического исследования отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии 31
2.2.1. Степень желания школьников призывного возраста г. Красноярска служить в армии 31
2.2.2. Основные причины нежелания молодых людей служить в армии, с точки зрения школьников призывного возраста г. Красноярска 57
2.2.3. Мнение школьников призывного возраста г. Красноярска о роли армии в жизни человека 60
2.2.4. Основные ценности школьников призывного возраста г. Красноярска 62
2.2.5. Основные источники информации о службе в армии, по мнению
школьников призывного возраста г. Красноярска 64
Заключение 66
Список использованных источников 70
Приложение
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического анализа отношения современной российской молодежи к службе в армии 5
1.1. Подходы к изучению отношения молодежи к армии 5
Глава 2. Социологическое исследование отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии 26
2.1. Методическое обоснование исследования отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии 26
2.2. Основные результаты социологического исследования отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии 31
2.2.1. Степень желания школьников призывного возраста г. Красноярска служить в армии 31
2.2.2. Основные причины нежелания молодых людей служить в армии, с точки зрения школьников призывного возраста г. Красноярска 57
2.2.3. Мнение школьников призывного возраста г. Красноярска о роли армии в жизни человека 60
2.2.4. Основные ценности школьников призывного возраста г. Красноярска 62
2.2.5. Основные источники информации о службе в армии, по мнению
школьников призывного возраста г. Красноярска 64
Заключение 66
Список использованных источников 70
Приложение
Армия – это социальный институт, который теснейшим образом связан с
государством и на протяжении долгих лет выполняет свои функции в нем.
Поэтому не без внимания остается восприятие допризывников к службе в
армии, так как они же и отдают, долг родине. А точнее школьники, которые с
17 лет фактически являются призывниками, так как состоят на учете в
военкомате. Об этом говорится в федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. От 15.02.2016) «О воинской обязанности и военной службе»
Так же в Конституции Российской Федерации говорится о том, что
каждый молодой человек, достигший призывного возраста, обязан пройти
службу в армии. Ст. 59 Конституции РФ определяет, что защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации [14].
Анализ исторических событий, переживаемых Россией с конца 80-х
годов, дает право сделать вывод, что политика того периода во многом
способствовала снижению авторитета и престижа Вооруженных Сил. Статус
военных стал резко падать, обострились внутренние проблемы армии; это и
дедовщина, и частый произвол по отношению к солдатам-срочникам со
стороны офицерского состава, и недостаточность материальных средств даже
на элементарные нужды [2]. Вследствие этих проблем значительное число
молодых людей стремилось избежать службы в армии из чувства
самосохранения. И с того момента не служивших в армии граждан общество
перестало воспринимать как неполноценных, хотя еще в 70-х годах молодые
люди и не могли подумать о том, чтобы отстраниться от службы в армии [12].
Но в последние годы государство все больше стало уделять внимание
армии, армия стала более открыта. Существуют предусмотренные
федеральным законодательством льготы – прежде всего, право внеочередного
поступления в вузы для прошедших службу и имеющих положительные
характеристики. Кроме того, сейчас в федеральное законодательство вводится4
норма о сохранении рабочего места за призывником. По данным Министерства
обороны РФ, только за 2014 г. число уклонистов уменьшилось на 20% [37].
Поэтому актуальным является вопрос, насколько меняется отношение молодых
людей к службе в армии.
Объект исследования: школьники призывного возраста г. Красноярска
Предмет: отношение школьников призывного возраста г. Красноярска к
службе в армии.
Цель исследования: изучить отношение школьников призывного возраста
г. Красноярска к службе в армии.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ подходов к изучению отношения молодежи к
армии.
2. Рассмотреть отношение к армии современной российской
молодежи по результатам проведенных исследований.
3. Сформировать методическое обоснование исследования отношения
школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии.
4. Провести анализ результатов социологического исследования
отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии.
Основная гипотеза исследования: отношение школьников призывного
возраста г. Красноярска к службе в армии является неоднозначным: с одной
стороны, молодые люди подтверждают важность службы в армии, с другой
стороны, служить они не хотят.
государством и на протяжении долгих лет выполняет свои функции в нем.
Поэтому не без внимания остается восприятие допризывников к службе в
армии, так как они же и отдают, долг родине. А точнее школьники, которые с
17 лет фактически являются призывниками, так как состоят на учете в
военкомате. Об этом говорится в федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. От 15.02.2016) «О воинской обязанности и военной службе»
Так же в Конституции Российской Федерации говорится о том, что
каждый молодой человек, достигший призывного возраста, обязан пройти
службу в армии. Ст. 59 Конституции РФ определяет, что защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации [14].
Анализ исторических событий, переживаемых Россией с конца 80-х
годов, дает право сделать вывод, что политика того периода во многом
способствовала снижению авторитета и престижа Вооруженных Сил. Статус
военных стал резко падать, обострились внутренние проблемы армии; это и
дедовщина, и частый произвол по отношению к солдатам-срочникам со
стороны офицерского состава, и недостаточность материальных средств даже
на элементарные нужды [2]. Вследствие этих проблем значительное число
молодых людей стремилось избежать службы в армии из чувства
самосохранения. И с того момента не служивших в армии граждан общество
перестало воспринимать как неполноценных, хотя еще в 70-х годах молодые
люди и не могли подумать о том, чтобы отстраниться от службы в армии [12].
Но в последние годы государство все больше стало уделять внимание
армии, армия стала более открыта. Существуют предусмотренные
федеральным законодательством льготы – прежде всего, право внеочередного
поступления в вузы для прошедших службу и имеющих положительные
характеристики. Кроме того, сейчас в федеральное законодательство вводится4
норма о сохранении рабочего места за призывником. По данным Министерства
обороны РФ, только за 2014 г. число уклонистов уменьшилось на 20% [37].
Поэтому актуальным является вопрос, насколько меняется отношение молодых
людей к службе в армии.
Объект исследования: школьники призывного возраста г. Красноярска
Предмет: отношение школьников призывного возраста г. Красноярска к
службе в армии.
Цель исследования: изучить отношение школьников призывного возраста
г. Красноярска к службе в армии.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ подходов к изучению отношения молодежи к
армии.
2. Рассмотреть отношение к армии современной российской
молодежи по результатам проведенных исследований.
3. Сформировать методическое обоснование исследования отношения
школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии.
4. Провести анализ результатов социологического исследования
отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии.
Основная гипотеза исследования: отношение школьников призывного
возраста г. Красноярска к службе в армии является неоднозначным: с одной
стороны, молодые люди подтверждают важность службы в армии, с другой
стороны, служить они не хотят.
В ходе работы было проведено как теоретическое, так и практическое
изучение отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе
в армии.
Нами были проанализированы различные подходы исследователей
социальных наук к изучению отношения молодежи к армии. Мы выяснили, что
в настоящий момент обнаруживается недостаток знаний об интересующей нас
проблеме; исследователи зачастую не успевают за меняющейся реальностью,
что, соответственно, влечет за собой дефицит знаний о рассматриваемой
социальной проблеме. Кроме того, и классики социологии данную проблему не
исследовали, поэтому проблема отношения населения к армии не нашла
отражения в классических трудах социологической мысли.
Рассмотрев и проанализировав подходы к изучению отношения
молодежи к армии, мы пришли к выводу, что, несомненно, стоит учитывать
отдельные положения различных теорий, но, обращая внимание на тот факт,
что ученые стали заниматься изучаемой проблемой сравнительно недавно,
накопленные знания не могут считаться полными и достаточными для решения
такого важного вопроса в обществе, и в связи с этим значащим моментом в
исследовании отношения молодых людей к службе в армии, по нашему
мнению, должно стать изучение их мнения о возможностях, перспективах,
существующих для отслуживших молодых людей.
Также нами были рассмотрены результаты основных исследований по
теме отношения молодежи к армии, к службе в ней: В. К. Новика и Д. Г.
Передни, В. В. Шевцова, М. Ю. Кондратьева, И. А. Мешкова, А. И. Смирнова,
Р. А. Лайшева, А. А. Иудина, З. Х. Саралиевой, Я. В. Ушаковой, Д. С.
Крутилина, М. Ю. Зеленкова.
В целом отношение молодежи к армии меняется в лучшую сторону,
сегодня уровень обеспокоенности службой в армии гораздо ниже, чем десять67
лет назад, например, что во многом связано с сокращением срока армейской
службы по призыву с двух лет до одного года. Вследствие чего мы можем
наблюдать уменьшение числа лиц, уклоняющихся от армии, которое
происходит в течение последних лет.
На основании проведенных исследований выделяются несколько
основных факторов, влияющих на формирование отношение юношей к
воинской службе по призыву: социальный статус молодого человека;
профессиональная направленность деятельности молодого человека; уровень
образования призывника; национальные особенности; особенности
социального воспитания юноши; период жизненного цикла призывника;
занятия по военной подготовке; позиция родителей молодого человека
относительно службы в армии; местность проживания (городская или
сельская); значимость для юноши материальных ценностей; имидж российской
армии; средства массовой информации, транслируемая ими информация.
Опираясь на полученные теоретические знания, мы провели
социологическое исследование отношения школьников призывного возраста г.
Красноярска к службе в армии. Методом исследования явился анкетный опрос,
в ходе которого было опрошено 179 человек из 7 школ г. Красноярска.
Основные выводы, которые мы сделали по итогу проведенного опроса,
звучат следующим образом.
В результате рассмотрение вопросов, призванных решить задачу
выявления степени желания парней служить в армии, мы пришли к следующим
выводам: относительно желания служить в армии единодушного мнения среди
респондентов при анализе мнений не наблюдалось. Треть парней (36%) хотят
служить в армии, треть (36%) – еще не определились, также третья часть (28%)
участников опроса однозначно в армии служить не желают. Отношение
молодых людей к службе в армии в целом так же неоднозначно: 28%
опрошенных считают, что армия – это несправедливое принуждение; 25% – что
армия – это хорошая школа жизни; 24% юношей назвали армию пустой тратой68
времени. «Служба в армии – это гражданский долг каждого молодого
человека», по мнению 23% опрошенных школьников. Также мы смогли
отметить, что в настоящее время отмечается преимущественно неготовность
школьников призывного возраста г. Красноярска служить в армии. 35%
молодых людей твердо заявили о том, что постараются избежать службы в
армии; 30% участников опроса сказали, что служить в армии хотят и избегать
службы они не намерены. 35% затруднились с ответом, что может говорить об
их потенциальном уклонении от военной службы по призыву. О льготах,
предоставляемых лицам, отслужившим в армии, осведомлены чуть больше
половины участников опроса (55%). Парни, учащиеся в 11х классах, более
подготовлены к армии и более благосклонно относятся к ней.
Основными причинами нежелания современной молодежи служить в
армии, по мнению опрошенных, являются: дедовщина, отсутствие информации
о месте прохождения службы, оторванность от дома и близких, отсутствие
должного воспитания, боязнь потерять время.
Общая картина, сформированная по результатам ответов школьников
призывного возраста г. Красноярска, такова: большинство парней считают
армию, с одной стороны, хорошей школой жизни; местом, где формируется
настоящий мужской характер; с другой стороны, юноши придерживаются
мнения, что армия – это в большинстве своем ненужная работа.
Такой вывод подтверждается и проведенным факторным анализом, в ходе
которого было выделено три фактора, описывающих восприятие молодыми
людьми армии. Первый фактор объясняет 38,1% суммарной дисперсии, второй
фактор – 12,2%, третий – 7,6%. Первый фактор представляет армию в сознании
молодых людей как место, где воспитывается настоящий мужчина,
самостоятельный, успешный и здоровый. Второй фактор можно обозначить
так: армия – это место, которое вредит молодому человеку, ломает его характер
и жизнь. Третий фактор говорит о том, что армия предстает в сознании парней
местом, где они дисциплинируются.69
Основными ценностями школьников призывного возраста г. Красноярска
являются хорошая семья, материальный достаток и возможность продвижения
по карьерной лестнице. Об этом свидетельствуют данные, полученные при
анализе ответов на рассмотренный вопрос.
Из полученных в ходе статистического анализа данных можно сделать
вывод о том, что большая часть респондентов получает информацию о службе
в армии от родителей (таких 62%).
Таким образом, проведенное исследование отношения школьников
призывного возраста г. Красноярска показало, что гипотеза, поставленная в
начале исследования, была полностью подтверждена. Отношение школьников
призывного возраста г. Красноярска к службе в армии, действительно, является
противоречивым, неоднозначным.
изучение отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе
в армии.
Нами были проанализированы различные подходы исследователей
социальных наук к изучению отношения молодежи к армии. Мы выяснили, что
в настоящий момент обнаруживается недостаток знаний об интересующей нас
проблеме; исследователи зачастую не успевают за меняющейся реальностью,
что, соответственно, влечет за собой дефицит знаний о рассматриваемой
социальной проблеме. Кроме того, и классики социологии данную проблему не
исследовали, поэтому проблема отношения населения к армии не нашла
отражения в классических трудах социологической мысли.
Рассмотрев и проанализировав подходы к изучению отношения
молодежи к армии, мы пришли к выводу, что, несомненно, стоит учитывать
отдельные положения различных теорий, но, обращая внимание на тот факт,
что ученые стали заниматься изучаемой проблемой сравнительно недавно,
накопленные знания не могут считаться полными и достаточными для решения
такого важного вопроса в обществе, и в связи с этим значащим моментом в
исследовании отношения молодых людей к службе в армии, по нашему
мнению, должно стать изучение их мнения о возможностях, перспективах,
существующих для отслуживших молодых людей.
Также нами были рассмотрены результаты основных исследований по
теме отношения молодежи к армии, к службе в ней: В. К. Новика и Д. Г.
Передни, В. В. Шевцова, М. Ю. Кондратьева, И. А. Мешкова, А. И. Смирнова,
Р. А. Лайшева, А. А. Иудина, З. Х. Саралиевой, Я. В. Ушаковой, Д. С.
Крутилина, М. Ю. Зеленкова.
В целом отношение молодежи к армии меняется в лучшую сторону,
сегодня уровень обеспокоенности службой в армии гораздо ниже, чем десять67
лет назад, например, что во многом связано с сокращением срока армейской
службы по призыву с двух лет до одного года. Вследствие чего мы можем
наблюдать уменьшение числа лиц, уклоняющихся от армии, которое
происходит в течение последних лет.
На основании проведенных исследований выделяются несколько
основных факторов, влияющих на формирование отношение юношей к
воинской службе по призыву: социальный статус молодого человека;
профессиональная направленность деятельности молодого человека; уровень
образования призывника; национальные особенности; особенности
социального воспитания юноши; период жизненного цикла призывника;
занятия по военной подготовке; позиция родителей молодого человека
относительно службы в армии; местность проживания (городская или
сельская); значимость для юноши материальных ценностей; имидж российской
армии; средства массовой информации, транслируемая ими информация.
Опираясь на полученные теоретические знания, мы провели
социологическое исследование отношения школьников призывного возраста г.
Красноярска к службе в армии. Методом исследования явился анкетный опрос,
в ходе которого было опрошено 179 человек из 7 школ г. Красноярска.
Основные выводы, которые мы сделали по итогу проведенного опроса,
звучат следующим образом.
В результате рассмотрение вопросов, призванных решить задачу
выявления степени желания парней служить в армии, мы пришли к следующим
выводам: относительно желания служить в армии единодушного мнения среди
респондентов при анализе мнений не наблюдалось. Треть парней (36%) хотят
служить в армии, треть (36%) – еще не определились, также третья часть (28%)
участников опроса однозначно в армии служить не желают. Отношение
молодых людей к службе в армии в целом так же неоднозначно: 28%
опрошенных считают, что армия – это несправедливое принуждение; 25% – что
армия – это хорошая школа жизни; 24% юношей назвали армию пустой тратой68
времени. «Служба в армии – это гражданский долг каждого молодого
человека», по мнению 23% опрошенных школьников. Также мы смогли
отметить, что в настоящее время отмечается преимущественно неготовность
школьников призывного возраста г. Красноярска служить в армии. 35%
молодых людей твердо заявили о том, что постараются избежать службы в
армии; 30% участников опроса сказали, что служить в армии хотят и избегать
службы они не намерены. 35% затруднились с ответом, что может говорить об
их потенциальном уклонении от военной службы по призыву. О льготах,
предоставляемых лицам, отслужившим в армии, осведомлены чуть больше
половины участников опроса (55%). Парни, учащиеся в 11х классах, более
подготовлены к армии и более благосклонно относятся к ней.
Основными причинами нежелания современной молодежи служить в
армии, по мнению опрошенных, являются: дедовщина, отсутствие информации
о месте прохождения службы, оторванность от дома и близких, отсутствие
должного воспитания, боязнь потерять время.
Общая картина, сформированная по результатам ответов школьников
призывного возраста г. Красноярска, такова: большинство парней считают
армию, с одной стороны, хорошей школой жизни; местом, где формируется
настоящий мужской характер; с другой стороны, юноши придерживаются
мнения, что армия – это в большинстве своем ненужная работа.
Такой вывод подтверждается и проведенным факторным анализом, в ходе
которого было выделено три фактора, описывающих восприятие молодыми
людьми армии. Первый фактор объясняет 38,1% суммарной дисперсии, второй
фактор – 12,2%, третий – 7,6%. Первый фактор представляет армию в сознании
молодых людей как место, где воспитывается настоящий мужчина,
самостоятельный, успешный и здоровый. Второй фактор можно обозначить
так: армия – это место, которое вредит молодому человеку, ломает его характер
и жизнь. Третий фактор говорит о том, что армия предстает в сознании парней
местом, где они дисциплинируются.69
Основными ценностями школьников призывного возраста г. Красноярска
являются хорошая семья, материальный достаток и возможность продвижения
по карьерной лестнице. Об этом свидетельствуют данные, полученные при
анализе ответов на рассмотренный вопрос.
Из полученных в ходе статистического анализа данных можно сделать
вывод о том, что большая часть респондентов получает информацию о службе
в армии от родителей (таких 62%).
Таким образом, проведенное исследование отношения школьников
призывного возраста г. Красноярска показало, что гипотеза, поставленная в
начале исследования, была полностью подтверждена. Отношение школьников
призывного возраста г. Красноярска к службе в армии, действительно, является
противоречивым, неоднозначным.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СИЛЫ У ЮНОШЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018



