Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического анализа отношения современной российской молодежи к службе в армии 5
1.1. Подходы к изучению отношения молодежи к армии 5
Глава 2. Социологическое исследование отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии 26
2.1. Методическое обоснование исследования отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии 26
2.2. Основные результаты социологического исследования отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии 31
2.2.1. Степень желания школьников призывного возраста г. Красноярска служить в армии 31
2.2.2. Основные причины нежелания молодых людей служить в армии, с точки зрения школьников призывного возраста г. Красноярска 57
2.2.3. Мнение школьников призывного возраста г. Красноярска о роли армии в жизни человека 60
2.2.4. Основные ценности школьников призывного возраста г. Красноярска 62
2.2.5. Основные источники информации о службе в армии, по мнению
школьников призывного возраста г. Красноярска 64
Заключение 66
Список использованных источников 70
Приложение
Армия – это социальный институт, который теснейшим образом связан с
государством и на протяжении долгих лет выполняет свои функции в нем.
Поэтому не без внимания остается восприятие допризывников к службе в
армии, так как они же и отдают, долг родине. А точнее школьники, которые с
17 лет фактически являются призывниками, так как состоят на учете в
военкомате. Об этом говорится в федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. От 15.02.2016) «О воинской обязанности и военной службе»
Так же в Конституции Российской Федерации говорится о том, что
каждый молодой человек, достигший призывного возраста, обязан пройти
службу в армии. Ст. 59 Конституции РФ определяет, что защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации [14].
Анализ исторических событий, переживаемых Россией с конца 80-х
годов, дает право сделать вывод, что политика того периода во многом
способствовала снижению авторитета и престижа Вооруженных Сил. Статус
военных стал резко падать, обострились внутренние проблемы армии; это и
дедовщина, и частый произвол по отношению к солдатам-срочникам со
стороны офицерского состава, и недостаточность материальных средств даже
на элементарные нужды [2]. Вследствие этих проблем значительное число
молодых людей стремилось избежать службы в армии из чувства
самосохранения. И с того момента не служивших в армии граждан общество
перестало воспринимать как неполноценных, хотя еще в 70-х годах молодые
люди и не могли подумать о том, чтобы отстраниться от службы в армии [12].
Но в последние годы государство все больше стало уделять внимание
армии, армия стала более открыта. Существуют предусмотренные
федеральным законодательством льготы – прежде всего, право внеочередного
поступления в вузы для прошедших службу и имеющих положительные
характеристики. Кроме того, сейчас в федеральное законодательство вводится4
норма о сохранении рабочего места за призывником. По данным Министерства
обороны РФ, только за 2014 г. число уклонистов уменьшилось на 20% [37].
Поэтому актуальным является вопрос, насколько меняется отношение молодых
людей к службе в армии.
Объект исследования: школьники призывного возраста г. Красноярска
Предмет: отношение школьников призывного возраста г. Красноярска к
службе в армии.
Цель исследования: изучить отношение школьников призывного возраста
г. Красноярска к службе в армии.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ подходов к изучению отношения молодежи к
армии.
2. Рассмотреть отношение к армии современной российской
молодежи по результатам проведенных исследований.
3. Сформировать методическое обоснование исследования отношения
школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии.
4. Провести анализ результатов социологического исследования
отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе в армии.
Основная гипотеза исследования: отношение школьников призывного
возраста г. Красноярска к службе в армии является неоднозначным: с одной
стороны, молодые люди подтверждают важность службы в армии, с другой
стороны, служить они не хотят.
В ходе работы было проведено как теоретическое, так и практическое
изучение отношения школьников призывного возраста г. Красноярска к службе
в армии.
Нами были проанализированы различные подходы исследователей
социальных наук к изучению отношения молодежи к армии. Мы выяснили, что
в настоящий момент обнаруживается недостаток знаний об интересующей нас
проблеме; исследователи зачастую не успевают за меняющейся реальностью,
что, соответственно, влечет за собой дефицит знаний о рассматриваемой
социальной проблеме. Кроме того, и классики социологии данную проблему не
исследовали, поэтому проблема отношения населения к армии не нашла
отражения в классических трудах социологической мысли.
Рассмотрев и проанализировав подходы к изучению отношения
молодежи к армии, мы пришли к выводу, что, несомненно, стоит учитывать
отдельные положения различных теорий, но, обращая внимание на тот факт,
что ученые стали заниматься изучаемой проблемой сравнительно недавно,
накопленные знания не могут считаться полными и достаточными для решения
такого важного вопроса в обществе, и в связи с этим значащим моментом в
исследовании отношения молодых людей к службе в армии, по нашему
мнению, должно стать изучение их мнения о возможностях, перспективах,
существующих для отслуживших молодых людей.
Также нами были рассмотрены результаты основных исследований по
теме отношения молодежи к армии, к службе в ней: В. К. Новика и Д. Г.
Передни, В. В. Шевцова, М. Ю. Кондратьева, И. А. Мешкова, А. И. Смирнова,
Р. А. Лайшева, А. А. Иудина, З. Х. Саралиевой, Я. В. Ушаковой, Д. С.
Крутилина, М. Ю. Зеленкова.
В целом отношение молодежи к армии меняется в лучшую сторону,
сегодня уровень обеспокоенности службой в армии гораздо ниже, чем десять67
лет назад, например, что во многом связано с сокращением срока армейской
службы по призыву с двух лет до одного года. Вследствие чего мы можем
наблюдать уменьшение числа лиц, уклоняющихся от армии, которое
происходит в течение последних лет.
На основании проведенных исследований выделяются несколько
основных факторов, влияющих на формирование отношение юношей к
воинской службе по призыву: социальный статус молодого человека;
профессиональная направленность деятельности молодого человека; уровень
образования призывника; национальные особенности; особенности
социального воспитания юноши; период жизненного цикла призывника;
занятия по военной подготовке; позиция родителей молодого человека
относительно службы в армии; местность проживания (городская или
сельская); значимость для юноши материальных ценностей; имидж российской
армии; средства массовой информации, транслируемая ими информация.
Опираясь на полученные теоретические знания, мы провели
социологическое исследование отношения школьников призывного возраста г.
Красноярска к службе в армии. Методом исследования явился анкетный опрос,
в ходе которого было опрошено 179 человек из 7 школ г. Красноярска.
Основные выводы, которые мы сделали по итогу проведенного опроса,
звучат следующим образом.
В результате рассмотрение вопросов, призванных решить задачу
выявления степени желания парней служить в армии, мы пришли к следующим
выводам: относительно желания служить в армии единодушного мнения среди
респондентов при анализе мнений не наблюдалось. Треть парней (36%) хотят
служить в армии, треть (36%) – еще не определились, также третья часть (28%)
участников опроса однозначно в армии служить не желают. Отношение
молодых людей к службе в армии в целом так же неоднозначно: 28%
опрошенных считают, что армия – это несправедливое принуждение; 25% – что
армия – это хорошая школа жизни; 24% юношей назвали армию пустой тратой68
времени. «Служба в армии – это гражданский долг каждого молодого
человека», по мнению 23% опрошенных школьников. Также мы смогли
отметить, что в настоящее время отмечается преимущественно неготовность
школьников призывного возраста г. Красноярска служить в армии. 35%
молодых людей твердо заявили о том, что постараются избежать службы в
армии; 30% участников опроса сказали, что служить в армии хотят и избегать
службы они не намерены. 35% затруднились с ответом, что может говорить об
их потенциальном уклонении от военной службы по призыву. О льготах,
предоставляемых лицам, отслужившим в армии, осведомлены чуть больше
половины участников опроса (55%). Парни, учащиеся в 11х классах, более
подготовлены к армии и более благосклонно относятся к ней.
Основными причинами нежелания современной молодежи служить в
армии, по мнению опрошенных, являются: дедовщина, отсутствие информации
о месте прохождения службы, оторванность от дома и близких, отсутствие
должного воспитания, боязнь потерять время.
Общая картина, сформированная по результатам ответов школьников
призывного возраста г. Красноярска, такова: большинство парней считают
армию, с одной стороны, хорошей школой жизни; местом, где формируется
настоящий мужской характер; с другой стороны, юноши придерживаются
мнения, что армия – это в большинстве своем ненужная работа.
Такой вывод подтверждается и проведенным факторным анализом, в ходе
которого было выделено три фактора, описывающих восприятие молодыми
людьми армии. Первый фактор объясняет 38,1% суммарной дисперсии, второй
фактор – 12,2%, третий – 7,6%. Первый фактор представляет армию в сознании
молодых людей как место, где воспитывается настоящий мужчина,
самостоятельный, успешный и здоровый. Второй фактор можно обозначить
так: армия – это место, которое вредит молодому человеку, ломает его характер
и жизнь. Третий фактор говорит о том, что армия предстает в сознании парней
местом, где они дисциплинируются.69
Основными ценностями школьников призывного возраста г. Красноярска
являются хорошая семья, материальный достаток и возможность продвижения
по карьерной лестнице. Об этом свидетельствуют данные, полученные при
анализе ответов на рассмотренный вопрос.
Из полученных в ходе статистического анализа данных можно сделать
вывод о том, что большая часть респондентов получает информацию о службе
в армии от родителей (таких 62%).
Таким образом, проведенное исследование отношения школьников
призывного возраста г. Красноярска показало, что гипотеза, поставленная в
начале исследования, была полностью подтверждена. Отношение школьников
призывного возраста г. Красноярска к службе в армии, действительно, является
противоречивым, неоднозначным.
Володин А. В. Как пресечь пропаганду негативного отношения к армии
[Электронный ресурс] / А. В. Володин // Армейский вестник. – 2012. – Режим
доступа: http://blog.kp.ru/users/3790905/post245577947/ (Дата обращения:
чч.мм.гггг)
2 Володин А. В. Отношение россиян к процессам, происходящим в армии
Российской Федерации [Электронный ресурс] / А. В. Володин // Военное
обозрение. – 2014. – Режим доступа: http://topwar.ru/62446-otnoshenie-rossiyan-kprocessam-proishodyaschim-v-armii-rossiyskoy-feder-acii.html
3 Воробьева Е. В. Формирование готовности юношей старшего
школьного возраста к службе в армии в процессе физического воспитания / Е.
В. Воробьева, Н. Н. Гарипов // Вестник Бурятского государственного
университета. – 2012. – № 13. – С. 50–56.
4 Грунтовский И. И. Мнение молодежи о престиже военной службы в
Вооруженных силах России / И. И. Грунтовский // Сервис plus. – 2010. – № 2. –
С. 16–22.
5 Гарипов Н. Н. Формирование готовности старших школьников,
проживающих в северных регионах, к службе в армии в процессе физического
воспитания : автореф. дисс. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Гарипов Наиль
Нурисламович. – Красноярск, 2010. – 24 с.
6 Дзюбич Ю. Н. Региональная политика Российской Федерации и ее
влияние на обороноспособность страны / Ю. Н. Дзюбич // Армия и общество. –
2009. –№ 1. – С. 4-12.
7 Зюкин А. В. Показатели ориентации на военную службу у школьников
и призывников / А. В. Зюкин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 8. – С. 19-23.
8 Зеленков М.Ю. Военно-политическая обстановка в начале XXI века:
тенденции, проблемы и перспективы. Роль гражданского общества в71
обеспечении военной безопасности Российской Федерации (размышления
эксперта) / М. Ю. Зеленков. – Москва, 2008. – 84 с.
9 Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности
Российского государства в XXI веке / М. Ю. Зеленков. – Москва, 2002. – 209 с.
10 Зеленков М. Ю. Система формирования положительного отношения
российского общества к Вооруженным Силам (научно-практический аспект) /
М. Ю. Зеленков. – Москва, 2008. – 312 с.
11 Зеленков М.Ю. Социально-политические основы процесса
модернизации Российского государства в начале XXI века / М. Ю. Зеленков. –
Москва, 2004. – 162 с.
12 Зубок Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях
риска/ Ю. А. Зубок // Социологические исследования. 2003. – № 4. – С. 42–51.
13 Иудин А. А. Социологический портрет призывника / А. А. Иудин, З. Х.
Саралиева, Я. В. Ушакова // Социологические исследования. – 2013. – №11. – С.
54–63.
14 Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – Москва :
Маркетинг, 2001. – 39 с.
15 Кокшаров А. С. Формирование общественного отношения к
современной российской армии / А. С. Кокшаров // Гуманитарные научные
исследования. – 2013. – № 4. – С. 12–18.
16 Камышанов В.И. Армия и общество: Проблема не в армии, проблема в
обществе / Камышанов В. И. – Москва, 2006. – 114 с.
17 Крутилин Д.С. Об укладе военной службы по призыву в современных
Вооруженных силах России / Д. С. Крутилин // Мониторинг общественного
мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 6. – С. 101–112.
18 Кондратьев М. Ю. Социально-психологические особенности
субъективного отношения представителей различных категорий современной
отечественной молодежи к российской армии / М. Ю. Кондратьев, И. А.
Мешков // Социальная психология и общество. – 2012. – № 2. – С. 97–115.72
19 Куфтов Н. С. Особенности методологии исследования имиджа армии в
современной России [Электронный ресурс] / Н. С. Куфтов // Изв. Сарат. ун-та
Нов. сер. Сер. Социология. Политология. – 2013. – № 3. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodologii-issledovaniya-imidzhaarmii-v-sovremennoy-rossii
20 Куфтов Н.С. Проблема образа армии в научном дискурсе современной
России. / Н. С. Куфтов // Политические проблемы современного общества:
cборник научных статей кафедры политических наук Саратовского
государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. – 2012 – № 18. – С.
84-94.
21 Клементьев Р.П. Призыв на военную службу/ Р. П. Клементьев, И. А.
Николаева // Социологические исследования. – 2000. – №10. – С.73.
22 Кулагина Н. В. Ценность военной службы для современных молодых
людей допризывного возраста / Н. В. Кулагина // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 36. – С. 96–100.
23 Лайшев Р. А. Факторы, определяющие эффективность формирования
ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу
[Электронный ресурс] / Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени
П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 9. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-opredelyayuschie-effektivnost-formirovaniyatsennostnyh-orientatsiy-u-prizyvnoy-molodezhi-na-voinskuyu-sluzhbu
24 Мулява О. Д. Из вуза – на офицерскую службу: вопросы социальнопрофессиональной адаптации. // О. Д. Мулява. // Социологические
исследования. – 2003. – № 6. – С. 64-69.
25 Немировский В. Г. Общая социология: учебное пособие. / В. Г.
Немировский. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2004. – 218 с.
26 Новик В.К. Имидж современной Российской армии глазами молодежи
/ В. К. Новик, Д. Г. Передня // Социологические исследования. – 2006.– № 11. –
С. 101–107.73
27 Отчет о результатах глубинных интервью: армия и общество
[Электронный ресурс] // – 2005. – Режим доступа: http://www.nikkolom.ru/
28 Попова Л.В. Служба в армии как мотивационно-ценностный феномен
в юношеском возрасте / Л. В. Попова // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Социализация и ресоциализация подростков и
молодёжи: междисциплинарный аспект». – Пермь, 2011. – С. 111–113.
29 Рабочая книга социолога / под общ. ред. Г. В. Осипова. – М: Ин-т
социол. исслед. АН СССР, 1976. – 511 с.
30 Рындина О. Г. Социально-психологические проблемы готовности
допризывной молодежи к службе в вооруженных силах России [Электронный
ресурс] / О. Г. Рындина // Вестник Чувашского университета. – 2006. № 3.
Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskieproblemy-gotovnosti-doprizyvnoy-molodezhi-k-sluzhbe-v-vooruzhennyh-silah-rossii
31 Смирнов А.И. Взаимодействие общества и армии как социального
института в современной России : автореф. дисс. … д. соц.наук : 22.00.04 /
Смирнов Александр Ильич. – Москва, 2010. – 43 с.
32 Синчук Ю.В. Морально-психологический фактор в системе
обеспечения военной безопасности государства (политологический анализ):
монография / Ю. В. Синчук. – Москва, 2005. – С. 128.
33 Смирнов А. И. Проблемы трудоустройства молодых людей после
службы в армии по призыву [Электронный ресурс] / А. И. Лайшев // Теория и
практика общественного развития. – 2015. – №7. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-trudoustroystva-molodyh-lyudey-poslesluzhby-v-armii-po-prizyvu
34 Смирнов А. И. Факторы формирования доверия к российской армии /
А. И. Смирнов // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 100–108.
35 Савинов Л. В. Межэтнические отношения в армии / Л. В. Савинов //
Социологические исследования. – 2012. – № 7. – С. 143–147.74
36 Соловьев С.С. Российские офицеры – опора государственности или
источник нестабильности (размышления по поводу динамики уровня жизни
семей офицеров) / С. С. Соловьев // Социологические исследования. – 1997. –
№ 5. – С. 26–34.
37 Уклонистов становится меньше [Электронный ресурс] // Независимая
газета. – 2014. – Режим доступа: http://www.ng.ru/editorial/2014-10-01/2_red.html
38 Чупров В. И. Отношение призывников к службе в армии по контракту:
социальный аспект / В. И. Чупров // Социологические исследования. – 1994.– №
3. – С. 45–53.
39 Шевцов В.В. Отношение школьников и студентов к военной службе /
В. В. Шевцов // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 111–113.
40 Anne C. Aldis, Roger N. McDermott. Russian Military Reform, 1992-2002.
Routledge. 2003. 360 p.