Разработка стратегии развития предприятия в сфере санаторно-курортных услуг на примере ООО «Курорт «Озеро «Учум»
|
Введение
1. Особенности развития санитарно-курортной отрасли
1.2 Особенности развития санаторно-курортной отрасли в Красноярском крае
28
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КУРОРТ «ОЗЕРО
УЧУМ» 35
2.1 Проведение анализа внешней среды ООО «Курорт «Озеро Учум» 35
2.2 Оценка внутреннего потенциала предприятия ООО «Курорт «Озеро
Учум» 45
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КУРОРТ «ОЗЕРО УЧУМ» 73
3.1 Выбор и обоснование стратегических альтернатив развития предприятия
ООО «Курорт «Озеро Учум» 73
3.2 Разработка мероприятий по реализации выбранных стратегических
альтернатив ООО «Курорт «Озеро Учум» 80
3.3 Оценка эффективности от внедрения предложенных мероприятий 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
1. Особенности развития санитарно-курортной отрасли
1.2 Особенности развития санаторно-курортной отрасли в Красноярском крае
28
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КУРОРТ «ОЗЕРО
УЧУМ» 35
2.1 Проведение анализа внешней среды ООО «Курорт «Озеро Учум» 35
2.2 Оценка внутреннего потенциала предприятия ООО «Курорт «Озеро
Учум» 45
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КУРОРТ «ОЗЕРО УЧУМ» 73
3.1 Выбор и обоснование стратегических альтернатив развития предприятия
ООО «Курорт «Озеро Учум» 73
3.2 Разработка мероприятий по реализации выбранных стратегических
альтернатив ООО «Курорт «Озеро Учум» 80
3.3 Оценка эффективности от внедрения предложенных мероприятий 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
Неблагоприятное состояние и постоянное ухудшение качества окружающей среды, выраженные в загрязнении атмосферного воздуха выхлопными газами, загрязнении почвы и поверхностных вод тяжелыми металлами, приводят к ухудшению здоровья населения городских и промышленных территорий. В связи с этим увеличивается число болеющих, снижается качество и численность трудовых ресурсов, что ведет к снижению качества кадрового потенциала и, соответственно, экономическому спаду на предприятиях разных видов деятельности. Вследствие этого возникают социальные и демографические проблемы разного уровня: локального, регионального, государственного. Снижение качества трудовых ресурсов может привести к снижению темпов социально-экономического роста и развития отдельных регионов страны и, как следствие, уменьшению доходов населения и снижению уровня их благосостояния.
Проблему можно решить путем организации системы санаторно-курортного лечения и оздоровления всех слоев населения России. Деятельность санаториев и курортов направлена на восстановление утраченных сил, лечение и профилактику заболеваний, повышение качества жизни, что создает необходимые условия для поступательного развития любой территории. К сожалению, высокая стоимость курортных лечебно-оздоровительных услуг в России формирует некоторые ограничения на отдых в санаторно-курортных комплексах малообеспеченных граждан.
Санаторно-курортная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся в стране. Рынок санаторно-курортных и туристских услуг состоит из разнообразных по профилю и многочисленных туристских фирм, санаторно-курортных учреждений, гостиничных предприятий, различных организаций, имеющих целью проведение лечения, организацию оздоровительного отдыха, экскурсионную деятельность, туристических поездок и диетического питания отдыхающих.
Современная внешнеполитическая ситуация, инициировала изменения не только на внешнем, но и внутренних рынках РФ, переориентировав интересы россиян на потребление целого ряда услуг внутри страны. К числу отраслей сферы услуг наиболее сильно подвергшихся данным изменениям можно отнести туристский сектор. Начиная с осени 2014 года среди населения России наблюдается снижение спроса на потребление туристских услуг за рубежом в пользу выбора путешествий и отдыха внутри страны.
Прежде причиной такой тенденции явилось резкое падения курса рубля и высокие темпы роста инфляции, а также общая политическая и социально-экономическая напряженность, вызванная введением перекрестного режима санкций РФ и группы стран мира. Учитывая рост спроса на отечественные услуги туризма и отдыха в антикризисных стратегиях многих регионов были сформулированы направления, задачи и мероприятия по развитию инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса, которые должны быть реализованы в кратчайшие сроки. Важность развития данного комплекса актуализируется именно в данный момент не только в связи с необходимостью удовлетворения текущего повышенного спроса, но также в стратегическом аспекте, исходя из того, что кризисная ситуация может явиться толчком для последующего роста как внутреннего спроса, так и предложения.
В условиях ухудшения геополитического положения России, запрета вылетов на популярные курорты дальнего зарубежья повышается спрос на местные санаторно-курортные услуги. Однако уровень сервиса и качество услуг оставляют желать лучшего. Одной из главных причин такой ситуации является ограниченные ресурсные возможности предприятия. Это указывает на необходимость в разработке стратегии развития предприятий в сфере санаторно-курортных услуг.
целом по России, что дает возможность для развития и укрепления рыночных позиций.
Целью дипломной работы является разработка стратегии развития предприятия в сфере санаторно-курортных услуг.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития санаторно-курортной отрасли России и Красноярского края;
- провести анализ внешней среды ООО «Курорт «Озеро Учум»;
- оценить внутренний потенциал предприятия ООО «Курорт «Озеро Учум»;
- разработать и обосновать стратегические альтернативы развития предприятия;
- разработать мероприятия по реализации выбранных стратегических альтернатив ООО «Курорт «Озеро Учум»;
- дать оценку эффективности от внедрения предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Курорт «Озеро «Учум». Предметом исследования является стратегия развития предприятия. Методами исследования являются сравнение, анализ, синтез.
Проблему можно решить путем организации системы санаторно-курортного лечения и оздоровления всех слоев населения России. Деятельность санаториев и курортов направлена на восстановление утраченных сил, лечение и профилактику заболеваний, повышение качества жизни, что создает необходимые условия для поступательного развития любой территории. К сожалению, высокая стоимость курортных лечебно-оздоровительных услуг в России формирует некоторые ограничения на отдых в санаторно-курортных комплексах малообеспеченных граждан.
Санаторно-курортная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся в стране. Рынок санаторно-курортных и туристских услуг состоит из разнообразных по профилю и многочисленных туристских фирм, санаторно-курортных учреждений, гостиничных предприятий, различных организаций, имеющих целью проведение лечения, организацию оздоровительного отдыха, экскурсионную деятельность, туристических поездок и диетического питания отдыхающих.
Современная внешнеполитическая ситуация, инициировала изменения не только на внешнем, но и внутренних рынках РФ, переориентировав интересы россиян на потребление целого ряда услуг внутри страны. К числу отраслей сферы услуг наиболее сильно подвергшихся данным изменениям можно отнести туристский сектор. Начиная с осени 2014 года среди населения России наблюдается снижение спроса на потребление туристских услуг за рубежом в пользу выбора путешествий и отдыха внутри страны.
Прежде причиной такой тенденции явилось резкое падения курса рубля и высокие темпы роста инфляции, а также общая политическая и социально-экономическая напряженность, вызванная введением перекрестного режима санкций РФ и группы стран мира. Учитывая рост спроса на отечественные услуги туризма и отдыха в антикризисных стратегиях многих регионов были сформулированы направления, задачи и мероприятия по развитию инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса, которые должны быть реализованы в кратчайшие сроки. Важность развития данного комплекса актуализируется именно в данный момент не только в связи с необходимостью удовлетворения текущего повышенного спроса, но также в стратегическом аспекте, исходя из того, что кризисная ситуация может явиться толчком для последующего роста как внутреннего спроса, так и предложения.
В условиях ухудшения геополитического положения России, запрета вылетов на популярные курорты дальнего зарубежья повышается спрос на местные санаторно-курортные услуги. Однако уровень сервиса и качество услуг оставляют желать лучшего. Одной из главных причин такой ситуации является ограниченные ресурсные возможности предприятия. Это указывает на необходимость в разработке стратегии развития предприятий в сфере санаторно-курортных услуг.
целом по России, что дает возможность для развития и укрепления рыночных позиций.
Целью дипломной работы является разработка стратегии развития предприятия в сфере санаторно-курортных услуг.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития санаторно-курортной отрасли России и Красноярского края;
- провести анализ внешней среды ООО «Курорт «Озеро Учум»;
- оценить внутренний потенциал предприятия ООО «Курорт «Озеро Учум»;
- разработать и обосновать стратегические альтернативы развития предприятия;
- разработать мероприятия по реализации выбранных стратегических альтернатив ООО «Курорт «Озеро Учум»;
- дать оценку эффективности от внедрения предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Курорт «Озеро «Учум». Предметом исследования является стратегия развития предприятия. Методами исследования являются сравнение, анализ, синтез.
Курорт «Озеро Учум» - самый старый курорт из рассматриваемых. Уровень цен в сравнении с конкурентами - демократичный. Цены указаны на проживание с питанием и лечением на 1 человека в сутки (минимальные и максимальные). Существенным недостатком является только наличная форма расчетов и отсутствие банкоматов на территории санатория. При этом такую услугу предоставляет только санаторий «Красноярское Загорье». Существенным преимуществом является расположение санатория на берегу озера Учум. Санаторий «Красноярское Загорье» находится на удалении 3 км от ближайшего водоема.
По количеству мест в санатории Курорт «Озеро Учум» уступает лишь санаторию «Красноярское Загорье». Оба этих санатория предоставляют на прокат спортивный инвентарь (лыжи, ролики, велосипеды). Услуги сервиса и спортивно-оздоровительные услуги в целом у всех санаториев схожи. Можно выделить услуги, которые есть в других санаториях, но не представлены в ООО «Курорт «Озеро Учум». Существенным недостатком является наличие Wi-Fi только на территории санатория, а в номерах интернета нет. Это ощутимый минус особенно для молодых потребителей услуг. Курорт не предоставляет услуги трансфера, нет прачечной, парикмахерской, косметического кабинета.
Таким образом, ООО «Курорт «Озеро Учум» имея большой опыт на рынке, в конкурентной борьбе уступает по некоторым позициям. Необходимо принять меры по повышению конкурентоспособности продукции и организации в целом, что позволит привлечь новых клиентов, удержать старых клиентов, расширить рынок сбыта и повысить объемы продаж.
Сильными сторонами курорта является выгодное месторасположение - на берегу озера Учум. У курорта собственный огороженный пляж. Также у курорта большой опыт на рынке санаторно-курортных услуг, в том числе медицинских услуг. Слабыми сторонами курорта являются устаревший изношенный номерной фонд, низкий уровень сервиса со стороны обслуживающего персонала. Большим недостатком является слабый перечень дополнительных услуг в санатории, особенно бытовых. Возможностями курорта являются повышение качества услуг и обслуживания, и расширение спектра дополнительных услуг. ООО «Курорт «Озеро Учум» предоставляет примерно 55 видов дополнительных платных услуг. Из них медицинских услуг 50 видов, а бытовых всего 5 видов.
Анализ основных технико-экономических показателей выявил следующее. Выручка предприятия имеет неоднозначную динамику. Отмечается снижение на 9,49 % в 2014 году и рост на 11,35 % в 2015 году до 75827 тыс. руб. Себестоимость продукции имеет аналогичную динамику. Прибыль от продаж снизилась в 2014 году на 38,77 % и на 6,54 % в 2015 году до 614 тыс. руб. Такая динамика отражается на эффективности основной деятельности. Рентабельность продаж снижается на 0,46 % в 2014 году и на 0,16 % в 2015 году до 0,81 %. Чистая прибыль также снижается до 733 тыс. руб. в 2015 году. Общая эффективность деятельности предприятия снижается с 1,08 % в 2013 году до 0,97 % в 2015 году.
Таким образом, ООО «Курорт «Озеро Учум» является прибыльным предприятием, однако эффективность его деятельности в динамике значительно снижается.
Проведенный выше анализ показал, что санаторно-курортная отрасль в целом, и ООО «Курорт «Озеро Учум» в частности, находятся в не самом лучшем состоянии. Здания корпусов, мебель, оборудование, инвентарь являются изношенными. Многий персонал санатория работает в нем еще с советских времен, позволяя себе грубость и хамство по отношению к постояльцам. Все это наносит урон репутации санатория.
Анализ также показал, что санаторий «Курорт «Озеро Учум» уступаем многим своим конкурентам в части дополнительных услуг, но выигрывает удачным расположением на берегу озера Учум. Поэтому в качестве альтернатив дальнейшего развития стоит рассмотреть следующие направления, которые должны быть приняты комплексно:
- организация wi-fi повсеместно на территории санатория;
- прачечная;
- банкомат;
- летний аквапарк.
Реализация комплекс мероприятий будет способствовать увеличению заполняемости санатория на 4,9 %. Это отразится на росте выручки на 4044 тыс. руб., в том числе за счет новых платных услуг прачечной, и на себестоимости - за счет роста затрат на дополнительные услуги и экономии на банковском обслуживании. Прибыль от продаж увеличится дл 4021 тыс. руб., рентабельность продаж составит 5,03 %. Мероприятия окупятся за 1,21 лет.
Таким образом, все рекомендованные мероприятия являются экономически эффективными и целесообразными.
По количеству мест в санатории Курорт «Озеро Учум» уступает лишь санаторию «Красноярское Загорье». Оба этих санатория предоставляют на прокат спортивный инвентарь (лыжи, ролики, велосипеды). Услуги сервиса и спортивно-оздоровительные услуги в целом у всех санаториев схожи. Можно выделить услуги, которые есть в других санаториях, но не представлены в ООО «Курорт «Озеро Учум». Существенным недостатком является наличие Wi-Fi только на территории санатория, а в номерах интернета нет. Это ощутимый минус особенно для молодых потребителей услуг. Курорт не предоставляет услуги трансфера, нет прачечной, парикмахерской, косметического кабинета.
Таким образом, ООО «Курорт «Озеро Учум» имея большой опыт на рынке, в конкурентной борьбе уступает по некоторым позициям. Необходимо принять меры по повышению конкурентоспособности продукции и организации в целом, что позволит привлечь новых клиентов, удержать старых клиентов, расширить рынок сбыта и повысить объемы продаж.
Сильными сторонами курорта является выгодное месторасположение - на берегу озера Учум. У курорта собственный огороженный пляж. Также у курорта большой опыт на рынке санаторно-курортных услуг, в том числе медицинских услуг. Слабыми сторонами курорта являются устаревший изношенный номерной фонд, низкий уровень сервиса со стороны обслуживающего персонала. Большим недостатком является слабый перечень дополнительных услуг в санатории, особенно бытовых. Возможностями курорта являются повышение качества услуг и обслуживания, и расширение спектра дополнительных услуг. ООО «Курорт «Озеро Учум» предоставляет примерно 55 видов дополнительных платных услуг. Из них медицинских услуг 50 видов, а бытовых всего 5 видов.
Анализ основных технико-экономических показателей выявил следующее. Выручка предприятия имеет неоднозначную динамику. Отмечается снижение на 9,49 % в 2014 году и рост на 11,35 % в 2015 году до 75827 тыс. руб. Себестоимость продукции имеет аналогичную динамику. Прибыль от продаж снизилась в 2014 году на 38,77 % и на 6,54 % в 2015 году до 614 тыс. руб. Такая динамика отражается на эффективности основной деятельности. Рентабельность продаж снижается на 0,46 % в 2014 году и на 0,16 % в 2015 году до 0,81 %. Чистая прибыль также снижается до 733 тыс. руб. в 2015 году. Общая эффективность деятельности предприятия снижается с 1,08 % в 2013 году до 0,97 % в 2015 году.
Таким образом, ООО «Курорт «Озеро Учум» является прибыльным предприятием, однако эффективность его деятельности в динамике значительно снижается.
Проведенный выше анализ показал, что санаторно-курортная отрасль в целом, и ООО «Курорт «Озеро Учум» в частности, находятся в не самом лучшем состоянии. Здания корпусов, мебель, оборудование, инвентарь являются изношенными. Многий персонал санатория работает в нем еще с советских времен, позволяя себе грубость и хамство по отношению к постояльцам. Все это наносит урон репутации санатория.
Анализ также показал, что санаторий «Курорт «Озеро Учум» уступаем многим своим конкурентам в части дополнительных услуг, но выигрывает удачным расположением на берегу озера Учум. Поэтому в качестве альтернатив дальнейшего развития стоит рассмотреть следующие направления, которые должны быть приняты комплексно:
- организация wi-fi повсеместно на территории санатория;
- прачечная;
- банкомат;
- летний аквапарк.
Реализация комплекс мероприятий будет способствовать увеличению заполняемости санатория на 4,9 %. Это отразится на росте выручки на 4044 тыс. руб., в том числе за счет новых платных услуг прачечной, и на себестоимости - за счет роста затрат на дополнительные услуги и экономии на банковском обслуживании. Прибыль от продаж увеличится дл 4021 тыс. руб., рентабельность продаж составит 5,03 %. Мероприятия окупятся за 1,21 лет.
Таким образом, все рекомендованные мероприятия являются экономически эффективными и целесообразными.



