Введние
1 Понятие и характеристики медиапродукта 6
1.1 Понятие медиапродукта 7
1.2 Характеристики медиапродукта 9
1.3 Выводы к главе 10
2 Телевизионные трансляции футбольных матчей 11
2.1 Характеристики телевизионных трансляций футбольных матчей 11
2.2 Специфика футбольного комментария 21
2.3 Рекламные возможности футбольных телетрансляций 27
2.4 Выводы к главе 31
3 Трансляция футбольного матча как телевизионный медиапродукт 32
3.1 Сравнительный анализ стиля телетрансляций футбольных матчей
отечественными и зарубежными телекомпаниями 32
3.1.1 Дальние и крупные планы 32
3.1.2 Частотность замедленных видео-повторов 39
3.1.3 Характер демонстрируемой инфографики 40
3.2 Основные приёмы языковой игры в футбольном комментарии 46
3.2.1 Фонетические и фонологические приёмы 47
3.2.2 Синтаксические приёмы 49
3.2.3 Словообразовательные приёмы 52
3.2.4 Лексические приёмы 54
3.2.5 Семантические приёмы 55
3.2.6 Прагматические приёмы 56
3.2.7 Стилистические приёмы 58
3.2.8 Приёмы обыгрывания структуры текста 59
3.3 Сравнительный анализ рекламных блоков в трансляциях матчей а Российск ой Российской футбольной Премьер-Лиги и Английской Премьер-лиги на на телеканале «Матч ТВ» 59
3.4 Выводы к главе 63
Заключение 66
Список использованных источников 70
По всему миру к спортивным соревнованиям приковано внимание телеаудитории, исчисляемое многими миллионами человек. В России спорт сейчас особенно актуален. В нашей стране со стороны правительства большое внимание уделяется развитию спортивной инфраструктуры и воспитанию физически здоровой нации. На сегодняшний день это одно из самых приоритетных направлений во внутренней политике РФ. В 2018-ом году наша страна примет Чемпионат Мира по футболу - без сомнения, самому популярному виду спорта на планете. Подобное мероприятие является важным культурно-историческим событием и представляет собой грандиозный информационный повод для СМИ.
На данном этапе развития технологий телевизионная трансляция в большей степени позволяет содержательно и привлекательно для аудитории осветить футбольный матч. Этот способ ретрансляции спортивного события наилучшим образом реализует информационную функцию журналистики посредством передачи в эфир аудиовизуального контента. В своей работе мы попытаемся рассмотреть трансляцию футбольного матча как телевизионный медиапродукт. Для этого в работе предпринята попытка обозначить сущность медиапродукта, выявить специфику телевизионных трансляций футбольных матчей и изучить стилистику футбольных трансляций на отечественном и зарубежном телевидении. Кроме того, в своей работе мы выделили основные приёмы языковой игры в футбольном комментарии, которые являются средством привлечения дополнительного внимания аудитории к футбольной телетрансляции. Напоследок мы провели сравнительный анализ рекламных блоков в трансляциях футбольных матчей на телеканале «Матч ТВ», чтобы оценить привлекательность показа матчей Российской футбольной Премьер- Лиги и Английской Премьер-лиги с позиции рекламодателей.
Изученная библиография позволяет сделать вывод о том, что выбранная тема обладает достаточно высокой степенью теоретической исследованности.
Теме спортивных телевизионных трансляций посвящены многочисленные работы отечественных ученых, в том числе В.В. Зверевой, С.Н. Ильченко, В.В. Ермиловой, Е.Е. Кротовой, А.В. Аверковой, Р. Л. Гутцайта и др. Однако, изучая научную литературу, мы так и не встретили ни одной попытки выделения параметров, по которым футбольный матч может считаться популярным и успешным медиапродуктом на телевидении. Именно эту недоработку мы попытаемся исправить в своей работе, что и составит новизну нашего исследования.
Объектом исследования является спортивное телевидение.
Предметом исследования являются телевизионные трансляции футбольных матчей на российских и европейских телеканалах.
Цель исследования - изучить особенности трансляции футбольного матча по телевидению, позволяющие считать трансляцию футбольного матча успешным телевизионным медиапродуктом.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие исследовательские задачи:
1 Проанализировать научную литературу по вопросам спортивного телевидения.
2 Определить основные характеристики футбольной телевизионной трансляции.
3 Изучить стилистику и провести контент-анализ футбольных трансляций на российском и европейском телевидении.
4 Привести примеры основных приёмов языковой игры в футбольном комментарии.
5 Выявить сходства и различия рекламных блоков в перерыве трансляций футбольных матчей на телеканале «Матч ТВ».
В зависимости от решаемых задач в дипломной работе применяются такие общенаучные методы исследования, как
- Наблюдение
- Анализ
- Синтез
- Риторический анализ
- Контент-анализ
- Сплошная выборка
Теоретической базой при решении поставленных задач послужили работы отечественных ученых по проблемам спортивного телевидения, коммуникации и языковой игры, а именно: В.В. Зверевой, С. Н. Ильченко, В.В. Ермиловой, Е.Е. Кротовой, А.В. Аверковой, Р. Л. Гутцайта, Б.Ю. Нормана, и др.
Материал исследования составили архивные записи телевизионных трансляций футбольных матчей отечественных и зарубежных каналов. Особое внимание было уделено эфирам телеканалов «Наш футбол» и «Матч ТВ» (Россия), «Sky Sports» (Великобритания), а также «Canal+ Sport» (Испания). При изучении языковой игры в футбольном комментарии в качестве материала использовались комментарии отечественных журналистов к футбольным матчам. Акцент был сделан на эфиры известных журналистов - В.Н. Маслаченко, В.В. Уткина, Ю. А. Розанова, А.И. Шмурнова, А.А. Андронова, Г.С. Орлова, Г. В. Черданцева, В.М. Гусева.
Структура и содержание работы обусловлены целью, задачами и логикой данного исследования. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка литературы.
Целью написания дипломной работы было изучить особенности трансляции футбольного матча по телевидению, позволяющие считать трансляцию футбольного матча успешным телевизионным медиапродуктом.
В первой главе было рассмотрено понятие «медиапродукт» и выявлены его свойства. В ходе исследования нами синтезировано собственное определение медиапродукта как конечного результата медиатворческой деятельности активного участника системы массовых коммуникаций, который выпущен на медиарынок с целью удовлетворения информационной и рекреационной потребности целевой аудитории, а также для привлечения потенциальных рекламодателей. Таким образом, нам удалось выявить двойственную сущность медиапродукта: он должен нести в себе информационную нагрузку, чтобы быть интересным аудитории, но, в то же время, он должен обладать хорошим рекламным потенциалом, чтобы привлечь рекламодателей.
Во второй главе мы обратились к исследованию футбольной телевизионной трансляции: её характеристик, футбольного комментария, а также рекламных возможностей футбольных телетрансляций. Ознакомившись с работами отечественных теоретиков спортивной тележурналистики, мы пришли к выводу, что природу футбольной телевизионной трансляции обуславливают такие свойства телевидения, как экранность и симультанность. Исходя из этого, в телетрансляциях футбольных матчей выработался перечень специфических выразительных средств, при помощи которых реализуются информационная, развлекательная и эстетическая функция трансляции. К ним относятся: дальний и крупный планы, повтор острых моментов, титры, а также компьютерные технологии (инфографика). Помимо этого, мы рассмотрели технические особенности телетрансляции и выявили главный принцип съёмки футбольного матча - многокамерность. По нашему мнению, зрелищность телевизионных футбольных трансляций предопределена зрелищной природой самого футбола. Этот вид спорта отличает наличие спортивной борьбы, непредсказуемость исхода, а также эстетический характер происходящего на поле.
Относительно футбольного комментария мы можем сказать, что он одновременно совмещает в себе описательность, оценочность и аналитизм, а также черты публицистического материала. После изучения научной литературы по теме, мы также выявили специфические черты футбольного комментария. По нашему мнению, он имеет хронологические, технологические, композиционные, лексические и концептуальные особенности относительно других разновидностей спортивного комментария.
Мы пришли к выводу, что телевизионная трансляция имеет высокий потенциал для размещения рекламы. Футбол, будучи самым популярным на телевидении видом спорта, способен собирать у экранов многомиллионную аудиторию, особенно во время международных турниров, таких как Чемпионат Мира и Европы. Нами было выяснено, что размещение рекламных роликов во время перерыва между таймами матча - органичный и законодательно закреплённый способ, который позволяет вывести рекламу в эфир с максимальной для рекламодателя пользой, но при этом не мешая зрителю насладиться спортивным зрелищем.
Третья глава данной работы является её практической частью. В ней мы провели сравнительный анализ стиля телевизионных трансляций футбольных матчей отечественными и зарубежными телекомпаниями на материале архивных записей российского телеканала «Наш футбол», британского телеканала «Sky Sports» и испанского «Canal+ Sport». В ходе исследования мы выявили, что в трансляции телеканала «Наш футбол» содержится меньшее число крупных планов и замедленных видео-повторов. Однако, при существенной разнице в этом показателе, качество демонстрируемой инфографики находится примерно на одном уровне, что обусловлено схожим уровнем технической оснащённости исследуемых телеканалов. Мы пришли к выводу, что отличие в стиле телевизионных трансляций отечественными и европейскими телекомпаниями обусловлено разным уровнем зрелищности транслируемых футбольных соревнований и неравноценной степенью популярности участвующих в нём игроков. Этот фактор в наибольшей степени влияет на количественные показатели аудитории футбольной телетрансляции.
Затем мы пришли к заключению, что современный футбольный комментатор пытается максимально разнообразить свою речь при помощи языковой игры. По нашему мнению, наиболее востребованными способами создания языковой игры в футбольном комментарии являются каламбуры с именами собственными игроков, модификация прецедентных ситуаций и высказываний, а также трансформированная цитация. Элементы языковой игры в футбольном комментарии, активизирующие все уровни языка, помогают нестандартно донести информацию и привлечь к трансляции дополнительное внимание аудитории.
Наконец, мы сопоставили рекламный потенциал трансляций футбольных чемпионатов России и Англии. Для этого мы провели сравнительный анализ рекламных блоков в трансляциях матчей Российской футбольной Премьер- Лиги («ЦСКА» - «Динамо») и Английской Премьер-лиги («Манчестер Юнайтед» - «Лестер Сити) на телеканале «Матч ТВ». Оба матча транслировались в воскресенье, во время вечернего прайм-тайма - 24.04.2016 в 16.50 по московскому времени и 01.05.2016 в 16.05 по московскому времени соответственно. Путём подсчёта общей продолжительности рекламного блока, количества рекламных роликов, а также учитывая позицию компании- рекламодателя в рейтинге крупнейших рекламодателей 2015-го года в России по версии издания AdIndex, мы пришли к выводу, что с позиции маркетинга трансляция матча «Манчестер Юнайтед» - «Лестер Сити» выглядит предпочтительнее, чем игра «ЦСКА» - «Динамо». Об этом свидетельствует больший хронометраж, а также присутствие в блоке рекламы товаров ведущих мировых компаний, например, Procter & Gamble, Novartis и PepsiCo.
Тот факт, что трансляция футбольного матча, интересная широкой аудитории телезрителей благодаря зрелищному показу и креативной работе комментатора, в то же время своими рекламными возможностями привлекает лидеров мирового потребительского рынка, позволяет с уверенностью заявить, что трансляция футбольного матча может считаться успешным медиапродуктом.
Таким образом, мы склонны полагать, что поставленная на первоначальном этапе цель дипломной работы достигнута и задачи решены.
1 Аверкова, А. В. Проблемы переноса на телевизионный экран спортивного массового зрелища / А. В. Аверкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - №8. - С. 96-100.
2 Аверкова, А. В. Спорт на экране: телережиссура массового зрелища :дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.03 / Аверкова Анжелика Валентиновна. - Москва, 2011. - 97 с.
3 Алексеев, К. А. Спортивная журналистика : учебник / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. - Москва: Юрайт, 2013. - 427 с.
4 Бабаков, А. В. Роль телекоммуникаций в спорте и спортивном
маркетинге (взаимодействие спорта и телекоммуникационного сектора экономики в части разработки маркетинговой стратегии) [Электронный ресурс] / А. В. Бабаков // T-Comm. - 2014. - №1. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/rol-telekommunikatsiy-v-sporte-i-sportivnom- marketrnge-vzaimodeystvie-sporta-i-telekommumkatsionnogo-sektora-ekonomiki-v- chasti
5 Багиев, Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг : Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич. — СПб.: Питер, 2010. — 576 с.
6 Барсков, А. Г. Футбол и конвергенция / А. Г. Барсков // Сети и системы связи. - 2006. - № 8. - С. 45-50.
7 Боровикова, К. В. Журналист как наблюдатель: когнитивно-дискурсивная деятельность спортивного комментатора / К. В. Боровикова // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика - 2007. - № 1. - С. 9-19.
8 Борусяк, Л. Ф. Футбол как катализатор патриотизма [Электронный ресурс] / Л. Ф. Борусяк // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2008. - № 3. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33510295/
9 Войтик, Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в. / Е. А. Войтик; под ред. Б. Я. Мисонжникова. - Томск : Издательский Дом ТГУ, 2013. - 240 с.
10 Войченко, Н. Г. Двойственная природа информационных медиапродуктов, их целевое назначение для читателей и для рекламодателей в условиях современного медиарынка / Н. Г. Войченко // Научный журнал байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 3. - С. 46-53.
11 Германия - Англия 4:1 [Электронный ресурс] // Чемпионат.сот:
спортивный интернет-портал. - Москва, 2010. - Режим доступа:
http://www.championat.cOm/football/_ worldcup/149/match/107255.html
12 Горюнова, Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана : учебное пособие / Н. Л. Горюнова. - Москва : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - 47 с.
13 Гутцайт, Р. Л. Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ- Плюс») :дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Гутцайт Роман Леонидович. - Москва, 2012. - 200 с.
14 Гутцайт, Р. Л. Языковая игра в речи спортивного комментатора [Электронный ресурс] / Р. Л. Гутцайт // Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова «Медиаскоп». - 2012. - №1. - Режим доступа: http://mediascope.ru/node/1022
15 Джанни Инфантино: «ЧМ в России может стать первым, где будут
использоваться видеоповторы» [Электронный ресурс] // eurosport.ru: сайт спортивного канала Eurosport. - Москва, 2016. - Режим доступа:
http://www. eurosport. ru/football/world-cup/2018/story _sto5451560. shtml
16 Ермилова В. В., Кротова Е. Е. Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества / В. В. Ермилова, Е. Е. Кротова // Общество. Среда. Развитие. - 2015. - № 2. - С. 100-103.
17 Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка
[Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова // dic.academic.ru: словари и энциклопедии. — Москва, 2000. - Режим доступа:
http: //dic.academic.ru/dic. nsf/efremova/276473/%D0%BC%D0%B5 %D0%B4%D0 %B8%D0%B0%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D0%B4%D 1 %83%D0%BA%D 1 %82
18 Зверева, В. В. Телевизионный спорт / В. В. Зверева // Логос. - 2006. - № 3. - С. 63-75.
19 Истрате, П. Лингвостилистические и риторические особенности спортивного репортажа как жанра СМИ: На материале футбольного репортажа :автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.01 / Истрате Петру. - Москва, 2006. - 22 с.
20 Карташов, А. "Матч ТВ": телерейтинги говорят о правильности начала футбольных матчей в 19:30 [Электронный ресурс] / А. Карташов // tass.ru: сайт центрального государственного информационного агентства России. - Москва,
2016. - Режим доступа: http://tass.ru/sport/3289341
21 Князев, А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа : учебное пособие / А. А. Князев. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. - 160 с.
22 Корытов, С. Популярность футбола: UK vs RU vs US [Электронный ресурс] / С. Корытов // Чемпионат.^т: спортивный интернет-портал. - Москва,
2011. - Режим доступа: http://www.championat.com/football/article-77824-
populjamost-futbola-uk-vs-ru-vs-us.html
23 Кудрин, С. А. Базовые метафоры спортивного дискурса как текстопорождающие модели :дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Кудрин Сергей Андреевич. - Москва, 2011. - 212 с.
24 Моисеева, Е. В. Проблемы эффективности продвижения медиапродукта [Электронный ресурс] / Е. В. Моисеева. - Режим доступа: http://www.ksu.ru/conf/mmea2011/bin files/13.pdf
25 Никитина, Э. Г. Особенности визуального образа телевизионного спортивного репортажа / Э. Г. Никитина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 17. - С. 129-133.
26 Норман, Б. Ю. Игра на гранях языка / Б. Ю. Норман. - Москва: Флинта, 2006. — 344 с.
27 Петрова, Е. В. Функции журналистики в контексте трансформации системы медиа (на материале исследования медиапотребления жителей сельской местности) / Е. В. Петрова // 15-я Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: Сборник докладов под ред. Е. Г. Ясина. — М.: НИУ ВШЭ, 2015. — 545 с.
28 Попова, Е. А., Ставин, А. Практика спортивного маркетинга: отечественный и зарубежный опыт // Е. А. Попова, А. Ставин // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве и бизнесе: сборник статей XV Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2015. - 72 с.
29 Правила игры 2015/2016 [Электронный ресурс] // rfs.ru: официальный сайт Российского Футбольного Союза. - Москва, 2016. - Режим доступа: www.rfs.ru/res/docs/fifauefa/fifa_.pdf
30 Рабигер, М. Режиссура документального кино и «Постпродакшн» / М. Рабигер Пер. с англ. А. Лыкова; Ред. Л.С. Сребницкая. - Москва: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1999. - 83 с.
31 Санатина, М. В. Средства репрезентации профессиональной языковой
личности футбольного комментатора [Электронный ресурс] / М. В. Санатина // Вестник ЧелГУ. - 2013. - №37. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-reprezentatsii-professionalnoy-yazykovoy- lichnosti-futbolnogo-kommentatora
32 Система автоматической фиксации голов впервые будет использована в финале Лиги Европы [Электронный ресурс] // tass.ru: сайт центрального государственного информационного агентства России. - Москва, 2016. - Режим доступа: http://tass.ru/sport/3289341 (дата обращения 19.05.2016 г.)
33 Соболев, С. Смена вех. Рейтинг крупнейших рекламодателей России по итогам 2015 года [Электронный ресурс] / С. Соболев // adindex.ru: сайт о рекламе и маркетинге в России и мире. - Москва, 2016. - Режим доступа: http: //adindex .ru/news/marketing/2016/04/1/132862. phtml
34 Степанова, О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта / О. Н. Степанова. - Москва: Советский спорт, 2005. - 256 с.
35 Столяров, В. И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути
интеграции [Электронный ресурс] / В. И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. - 1997. - №5. - Режим доступа:
http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=865
36 Тармасинов, Д. 20 самых рейтинговых трансляций России 2015 года [Электронный ресурс] / Д. Тармасинов // eurosport.ru: сайт спортивного канала Eurosport. - Москва, 2015. - Режим доступа: http://www.eurosport.ru/all- sports/story _sto5043375.shtml
37 Толкачев, А. Н. Реклама и рекламная деятельность / А. Н. Толкачев. - Москва: Эксмо, 2008. — 368 с.
38 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О
рекламе» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=116655
39 Феофанов, О. А Реклама: Новые технологии в России / О. А. Феофанов. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 384 с.
40 Хаялина, Ф. Р. К проблеме понятия стиля / Ф. Р. Хаялина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - №7. - С. 169-174.
41 Шальман, Т. М. Телевизионная реклама: от истории к современности [Электронный ресурс] / Т. М. Шальман // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №10. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/televizionnaya-reklama-ot-istorii-k-sovremennosti
42 Шестеркина, Л. П., Лободенко Л. К. От медиатекста к медиабренду: к вопросу о взаимодействии журналистики, рекламы и PR в конвергентных сми / Л. П. Шестеркина, Л. К. Лободенко // Вестник ЮУрГУ. - 2014. - №3. - С.50-55.