Введение
1 Кадровая политика как инструмент стратегии управления персоналом
организации
1.1 Тенденции и перспективы развития сферы торговли в России
1.2 Исследование форм, методов работы в системе управления персоналом
организаций и проблем формирования кадровой политики 18
1.3 Анализ опыта успешных компаний в формировании кадровой политики и
подходов к оценке ее эффективности 34
Заключение
Список использованных источников
Персонал является неотъемлемой частью любой организации, а сама организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом (далее УП), как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия. Для эффективного УП предприятие нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять, ими от момента приема на работу до завершения карьеры. Во многом грамотное решение этого вопроса зависит от кадровой политики руководства, являющейся основополагающей компонентой управленческой деятельности и производственной политики организации. Не исключением является и ООО "О'КЕЙ" ГМ Сибирский, в системе кадрового менеджмента которого имеется достаточное число проблем, требующих разрешения. Поэтому выявление и анализ проблемных зон в кадровой политике организации и поиск направлений ее совершенствования является весьма актуальным вопросом. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что управление персоналом - одна из наиболее значимых сфер жизни организации, способная многократно повысить эффективность деятельности этой организации.
Сущность управления персоналом заключается в том, что устанавливаются организационно-экономические, социально-психологические и правовые отношения субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Управлению персоналом принадлежит ведущее место в системе управления организацией. Для сферы управления персоналом характерно наличие специфического понятийного аппарата, отличительных характеристик и показателей деятельности, специальных процедур и методов - аттестации, эксперимента и других; методов изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Суть кадрового менеджмента в том, чтобы максимально эффективно использовать кадровый потенциал организации. Для этого необходимо проведение продуманной кадровой политики. Продуманная кадровая политика является своеобразной гарантией процветания фирмы - люди стремятся соответствовать возложенным на них обязанностям, уменьшается текучесть кадров, и в связи с этим повышается эффективность работы.
Объект исследования - ООО «О'КЕЙ» ГМ Сибирский. Предмет исследования - кадровая политика предприятия.
Цель исследования - провести анализ существующей кадровой политики исследуемого предприятия и разработать на основе проведенного анализа рекомендации по совершенствованию кадровой политики ООО «О'КЕЙ» ГМ Сибирский.
Задачи, поставленные в работе для достижения намеченной цели:
- выполнить анализ тенденций и перспектив развития сферы торговли в России;
- изучить формы, методы и опыт работы в системе управления персоналом организаций и оценить проблемы формирования кадровой политики;
- проанализировать деятельность, состояния кадровой работы и проблем кадровой политики, выполнить мониторинг удовлетворенности персонала кадровой политикой руководства ООО «О'КЕЙ» ГМ Сибирский;
- разработать мероприятия по совершенствованию кадровой политики, оценить затраты и их социально-экономическую эффективность.
Практическая значимость и новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию кадровой политики конкретного предприятия - ООО «О'КЕЙ» ГМ Сибирский.
Теоретической и методологической основой данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам управлением персонала, а также материалы периодической печати и сети Internet и внутренняя документация ООО «О'КЕЙ» ГМ Сибирский».
Кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика - это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Главным объектом кадровой политики предприятия является персонал. При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как требования производства, стратегия развития предприятия, финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом и так далее.
Рациональная кадровая политика в идеальном случае формируется и реализуется по определенной схеме и с помощью форм и методов, которые представлены в первой главе.
Во второй главе в результате проведения анализа и диагностики кадровой политики организации были выявлены проблемы в таких процессах, как отбор, адаптация и обучение персонала. Несовершенна система показателей оценки эффективности работы наставников, надбавок для оценки результатов их деятельности и система нематериального стимулирования персонала. В результате проведения мониторинга удовлетворенности кадровой политикой руководства при ответе на каждый вопрос всегда находилась доля недовольных тем или иным направлением кадровой политики и, в основном это торгово-оперативный и вспомогательный персонал. Хоть это и небольшой процент, но это говорит о том, что есть к чему стремиться и что нужно изменять в действующей системе управления персоналом. В свою очередь, административно-управленческий персонал, в большинстве своем, показал высокий уровень удовлетворенности существующей кадровой политики организации.
субъективной оценкой нескольких, а не одного обучающегося и механизм стимулирования наставников, в качестве дифференцированной системы надбавок; разработка схемы ознакомления с базовой информацией и положениями гипермаркета, в виде видео-курса, который кандидаты могли бы изучать в домашних условиях; проведение тестирований при отборе кандидатов, претендующих на должность, по критерию «способность запоминания больших объемов информации»; разработка показателей оценки эффективности работы наставников и системы надбавок для оценки результатов их деятельности; использование формы дистанционного обучения сотрудников; организация встреч сотрудников с руководством компании для ознакомления с информацией, касающейся деятельности компании и иных изменений; расширение числа культурно-развлекательных и спортивных мероприятий и организованных корпоративных праздников.
Все мероприятия экономически обоснованы. Был проведен анализ различных программ дистанционного обучения и выбрана одна, более подходящая, для организации. Вследствие совершенствования процесса отбора и адаптации персонала, сократилось время, потраченное на обучение теоретической и практической части кандидатов.
Экономическая эффективность от реализации предложенных мероприятий по совершенствованию кадровой политики будет 0,228 %, а срок окупаемости - 5 месяцев 16 дней. Социальными эффектами будут являться: рост заинтересованности наставников в качестве обучения новых работников, повышение удовлетворенности сотрудников, обучение без отрыва от производства, повышение прозрачности обучения, повышение образовательного и квалификационного уровня, снижение социальной напряженности и создание благоприятного климата в коллективе, повышение работоспособности сотрудников, доверие персонала к руководству в силу прозрачности и понимания результатов деятельности компании, повышение активности сотрудников с позиции интересов руководства и компании, в целом.
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 09.34.2016).
7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в редакции от 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
8. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
9. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
10. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
11. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей».
12. Указа Президента РФ от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговле».
13. Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2528 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае».
14. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев и др.; под ред. д.э.н., проф. А. П. Агаркова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 400 с.
15. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент.Учебное пособие. / Д. В. Арутюнова. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
16. Беляев, А. А. Антикризисное управление: учебник / А.А. Беляев, Э. М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 311 с.
17. Гарина, Е.П. Антикризисное управление: учебник / Е.П. Гарина, О.В. Медведева, Е.В. Шпилевская. - М.: Феникс, 2011. - 345 с.
18. Организация предпринимательской деятельности: учебник. Под ред. В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. - М.: Проспект, 2010. - 205 с
19. Экономика фирмы: Учебник для вузов / ВЗФЭИ; Под ред. В.Я.Горфинкеля. - М.: Юрайт, 2011. - 174 с.
20. Экономика предприятия: учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля 6-е издание, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. -210 с.
21. Менеджмент / Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. - 704 с.
22. Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. - Москва: Инфра - М, 2011. - 167 с.
23. Иванова, Т. Б., Журавлева, Е.А. Корпоративная культура и эффективность предприятия [Текст] : Монография / Т.Б. Иванова, Е.А. Журавлева. -М. : РУДН, 2011. - 152 с.
24. Клочкова, Е., Кузнецов В., Платонова Т. Экономика предприятия / под ред. Е. Клочковой. - М.: Юрайт, 2014. - 304 с.
25. Коклин, И. М. Комплексная подготовка персонала в ООО «Кавказтрансгаз» / И. М. Коклин // Кадры газовой промышленности. - 2011. - № 3. - с. 3-11.
26. Комаров,Е. И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.И. Комаров; Академия Народ. Хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 233 с.
27. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия). Издательство: Юрайт, 2013. - 194 с.
28. Купцов, М. М. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / М.М. Купцов. - 3-е изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 184 с
29. Майстер, Д. Делай то, что проповедуешь. Что руководитель должен знать для создания корпоративной культуры, нацеленной на высокие достижения / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 239 с.
30. Маленков, Ю. А.Стратегический менеджмент : учебник / Ю. А.Маленков. - Москва : Проспект, 2011. - 224 с.
31. Экономика предприятия (организации): Учебник / Под ред. проф. В.Я. Позднякова и доц. О.В. Девяткина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 159 с.
32. Современный экономический словарь / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - 2-е изд., испр. М.: Инфра-м, 1999. - 479 с.
33. Розенков, Д. А. Классический менеджмент: организационные структуры управления : учеб.пособие / Д.А. Розенков, Р.Г. Леонтьев. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. - 192 с.
34. Сергеев, И. В., Веретенникова И. И. Экономика организации (предприятия). - М.: Юрайт, 2013. - 195 с.
35. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» / А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов : № 5 2014 г. - с.75-80.
36. Научно-практический журнал «Проблемы экономики и менеджмента - № 6 (22) июнь 2013.
37. Гладырь, Е. М., Егорова М. С. Особенности кадровой политики ОАО «НЗХК» // Молодой ученый. - 2015. - №10.4. - С. 11 -14.
38. Глухенькая, Н. М. Классификация методов исследования систем управления персоналом на примере дипломных работ // Научное мнение. - 2013. - № 8. - С. 216-219.
39. Кибанов, А. В. Разработка кадровой политики организации // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2013. № 1. С.23 -25.
40. Краплин, Ю. С. Подготовка кадров в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» / Ю. С. Карплин // Кадры газовой промышленности. - 2011. - № 3. - с. 15-21.
41. Кузьмина, Н. М. Кадровая политика корпорации. М., 2012.
42. Мазин, А.Л. Экономика труда: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010. -.432 с.
43. Музыченко, В. В. Мастер-класс по управлению персоналом. М., 2010.
44. Пережогина, К. А. Инновационные изменения в системе управления персоналом // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 403 -408.
45. Сирченко, А. Е. Кадровая политика как инструмент управления персоналом // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 496-499.
46. Уруджова, Л. Б. Кадровая политика ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» и методы ее совершенствования // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 510-512.
47. Менеджмент «От и До» :[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://managementzone.ru/.
48. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» [Электронный ресурс]: портал. - Электрон.дан. // Режим доступа: [http://ecsocman. hse.ru/].
49. Внутренний имидж компании [Электронный ресурс]. // Режим доступа: [http://www.ippnou.ru/article.php? idarticle=001840].
50. Сайт «ФСГС [Электронный ресурс] //Режим доступа: [http://www.gks.ru/].
51. Журнал «Коммерческий директор» [Электронный ресурс] // Режим
доступа: [http://e.kom-dir.ru/].