Оценка возможностей и направлений освоения природно-ресурсного потенциала арктических территорий
|
Введение
1 Современное состояние и проблемы Арктических территорий 5
1. 1 Общая характеристика Арктической зоны Российской Федерации 5
1.2 Анализ проблем и потенциала Арктической зоны Красноярского края 17
1.3 Международный опыт в области государственного регулирования развития Арктических территорий 30
2 Анализ ключевых инструментов государственной и региональной
политики пространственного развития 37
2.1 Правовое регулирование территорий, входящих в Арктическую зону Российскую Федерации 37
2.2 Анализ механизмов, направленных на активизацию инвестиционного потенциала территорий 40
2.3 Анализ формирования и особенностей территориальных производственных комплексов и акватерриториально-производственных комплексов 50
3 Возможные направления развития Хатангско-Анабарского акватерриториально-производственного комплекса 56
3.1 Предпосылки формирования и значение проекта освоения природно-ресурсного потенциала Хатангско-Анабарского акватерриториально- производственного комплекса 56
3.2 Определение инвестиционных проектов Хатангско-Анабарского акватерриториально-производственного комплекса
3.3 Разработка сценариев и оценка последствий проекта Хатангско- Анабарского акватерриториально-производственного
комплекса 72
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-Г
1 Современное состояние и проблемы Арктических территорий 5
1. 1 Общая характеристика Арктической зоны Российской Федерации 5
1.2 Анализ проблем и потенциала Арктической зоны Красноярского края 17
1.3 Международный опыт в области государственного регулирования развития Арктических территорий 30
2 Анализ ключевых инструментов государственной и региональной
политики пространственного развития 37
2.1 Правовое регулирование территорий, входящих в Арктическую зону Российскую Федерации 37
2.2 Анализ механизмов, направленных на активизацию инвестиционного потенциала территорий 40
2.3 Анализ формирования и особенностей территориальных производственных комплексов и акватерриториально-производственных комплексов 50
3 Возможные направления развития Хатангско-Анабарского акватерриториально-производственного комплекса 56
3.1 Предпосылки формирования и значение проекта освоения природно-ресурсного потенциала Хатангско-Анабарского акватерриториально- производственного комплекса 56
3.2 Определение инвестиционных проектов Хатангско-Анабарского акватерриториально-производственного комплекса
3.3 Разработка сценариев и оценка последствий проекта Хатангско- Анабарского акватерриториально-производственного
комплекса 72
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-Г
Россия - крупнейшая арктическая держава. Российская Арктика является макрорегионом крупномасштабного международного, межрегионального и местного экономического сотрудничества, объектом соглашений разного уровня, государственных программ по самым различным сферам. В геостратегическом плане указанные территории имеют важное значение как ресурсная база, крупная транспортная артерии и стратегически важный плацдарм для обороны северных границ страны.
Развитие этого макрорегиона является одной из важнейших задач российского государства. В первую очередь, это относится к развитию природно-ресурсного потенциала Арктики, так как её ресурсу имеют большое значение для страны.
Целью работы является рассмотрение и анализ возможных путей освоения природно-ресурсного потенциала Арктики с помощью территориальной политики. В рамках работы оценивается потенциал создания интегрированного образования на базе поселения Хатанги Краснояского края, Анабарского улуса и Олекского района Республики Саха (Якутия) - Хатангско-Анабарского акватеррирориально-производственного комплекса (ХА АТПК) для наиболее эффективного освоения месторождений данных муниципальных образований. Кроме того, в работе предлагаются и оцениваются перспективы трех сценариев освоения в контексте проекта создания ХА АТПК.
Актуальность темы дипломной работы объясняется рядом факторов. В первую очередь, обеспечение доступа к перспективным и востребованным на мировом рынке ресурсам позволит России занять более устойчивое положение на внешнем рынке в условиях санкций и нестабильности мировой экономики
Освоение природно-ресурсного потенциала арктических регионов с учетом развития инфраструктуры и грамотной бюджетной политики послужит цели социально-экономического развития территорий, что что является одной из главных задач государственного управления. Объектом исследования данной работы являются территории Арктической зоны Красноярского края и их природно-ресурсный потенциал. Предмет исследования - направления освоения природно-ресурсного потенциала.
В данной работе в рамках выбранной темы для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- исследование нормативно-правовой базы, в условиях которой проходит текущее социально-экономическое развитие Арктических территорий в России;
- изучение региональной специфики положения территорий Красноярского края, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации;
- рассмотрение международного опыта при развитии арктических территорий и в сфере освоения их природно-ресурсного потенциала;
- изучение форм государственного регулирования и поддержки Арктических территорий;
- анализ различных способов стимулирования развития территорий, в том числе создание свободных экономических зон и территорий опережающего развития;
- рассмотрение состояния развития механизмов государственно-частного партнерства в России и их перспективах в проектах развития территорий АЗРФ;
- выделение основных направлений и проблем освоения природно-ресурсного потенциала арктических территорий с помощью метода сценарного анализа с использованием модели.
На основе поставленных задач была выстроена структура выпускной работы.
Развитие этого макрорегиона является одной из важнейших задач российского государства. В первую очередь, это относится к развитию природно-ресурсного потенциала Арктики, так как её ресурсу имеют большое значение для страны.
Целью работы является рассмотрение и анализ возможных путей освоения природно-ресурсного потенциала Арктики с помощью территориальной политики. В рамках работы оценивается потенциал создания интегрированного образования на базе поселения Хатанги Краснояского края, Анабарского улуса и Олекского района Республики Саха (Якутия) - Хатангско-Анабарского акватеррирориально-производственного комплекса (ХА АТПК) для наиболее эффективного освоения месторождений данных муниципальных образований. Кроме того, в работе предлагаются и оцениваются перспективы трех сценариев освоения в контексте проекта создания ХА АТПК.
Актуальность темы дипломной работы объясняется рядом факторов. В первую очередь, обеспечение доступа к перспективным и востребованным на мировом рынке ресурсам позволит России занять более устойчивое положение на внешнем рынке в условиях санкций и нестабильности мировой экономики
Освоение природно-ресурсного потенциала арктических регионов с учетом развития инфраструктуры и грамотной бюджетной политики послужит цели социально-экономического развития территорий, что что является одной из главных задач государственного управления. Объектом исследования данной работы являются территории Арктической зоны Красноярского края и их природно-ресурсный потенциал. Предмет исследования - направления освоения природно-ресурсного потенциала.
В данной работе в рамках выбранной темы для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- исследование нормативно-правовой базы, в условиях которой проходит текущее социально-экономическое развитие Арктических территорий в России;
- изучение региональной специфики положения территорий Красноярского края, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации;
- рассмотрение международного опыта при развитии арктических территорий и в сфере освоения их природно-ресурсного потенциала;
- изучение форм государственного регулирования и поддержки Арктических территорий;
- анализ различных способов стимулирования развития территорий, в том числе создание свободных экономических зон и территорий опережающего развития;
- рассмотрение состояния развития механизмов государственно-частного партнерства в России и их перспективах в проектах развития территорий АЗРФ;
- выделение основных направлений и проблем освоения природно-ресурсного потенциала арктических территорий с помощью метода сценарного анализа с использованием модели.
На основе поставленных задач была выстроена структура выпускной работы.
В работе были изучены состояние и особенности Арктической зоны Российской Федерации в целом, и Красноярского края в частности, рассмотрен международный опыт в области государственной политики в Арктике.
Исследованы различные механизмы и способы государственного регулирования и поддержки арктических территорий Российской Федерации, территориальной политики, направленной на стимулирование инвестиций и создания условий для реализации крупномасштабных проектов, в том числе ресурсно-добывающих.
Был сделан вывод, что сложность арктических проектов по освоению природно-ресурсного потенциала обусловлена тяжелыми природно-климатическими условиями, удаленностью от рынков сбыта и отсутствием необходимой инфраструктуры. Все это является причиной крайне большого объема требуемых инвестиций и длительного срока их окупаемости. Низкая степень изученности арктического шельфа связана с наличием высоких рисков таких проектов. Следствием перечисленных обстоятельств стало крайне малое число месторождений на территории российской Арктики, вовлеченных к настоящему времени в промышленную эксплуатацию.
Была рассчитана экономическая эффективность проекта освоения природно-ресурсного потенциала ХА АТПК с точки зрения предприятий и бюджетной системы Российской Федерации. Расчеты показали, что безоговорочно наиболее эффективного варианта не существует и предлагаемые к реализации направления освоения природно-ресурсного потенциала арктических территорий зависят от задач, которые ставят органы государственной власти, и состояния экономики страны. Однако все реализуемые сценарии комплексного развития рассматриваемого ХА АТПК предполагают активное участие государства или через прямое финансирование проектов, или через создание оптимальных условий для деятельности частных инвесторов.
Стоит отметить, что расчеты являются условными в силу условий неопределенности, но модель показала, что в целом проект освоения природно-ресурсного потенциала арктических территорий края и их месторождений является эффективным с точки зрения экономики страны.
Однако ограничения, связанные с неопределенностью и высокими рисками, затрудняют приход частного капитала в арктические регионы. Даже в случае рентабельности проекта, большие сроки периода окупаемости ведут к значительному снижению привлекательности инвестиций. Это вынуждает государство включится в проект освоения новых арктических месторождений.
Необходимо подготовить проектно-исследовательские работы, связанные с технологическими характеристиками проектов, инновационным состоянием, новыми методами добычи полезных ископаемых.
Государству необходимо продолжить подготовительные исследования, взять на себя функцию субсидирования, инфраструктурного обеспечения деятельности предприятий в Арктической зоне Российской Федерации, сократив риски для частных инвесторов и обеспечив доступ страны на новые рынки высокотехнологичного сырья и производства высокотехнологичной продукции.
Таким образом, освоение северных территорий России должно осуществляться на основе совместной реализации
стратегических ресурсных и транспортных проектов при активном участии государства. Обеспечение такого подхода с изменением конкретных рычагов в зависимости от текущей экономической ситуации является наиболее эффективным путем освоения природно-ресурсного потенциала Арктики.
Исследованы различные механизмы и способы государственного регулирования и поддержки арктических территорий Российской Федерации, территориальной политики, направленной на стимулирование инвестиций и создания условий для реализации крупномасштабных проектов, в том числе ресурсно-добывающих.
Был сделан вывод, что сложность арктических проектов по освоению природно-ресурсного потенциала обусловлена тяжелыми природно-климатическими условиями, удаленностью от рынков сбыта и отсутствием необходимой инфраструктуры. Все это является причиной крайне большого объема требуемых инвестиций и длительного срока их окупаемости. Низкая степень изученности арктического шельфа связана с наличием высоких рисков таких проектов. Следствием перечисленных обстоятельств стало крайне малое число месторождений на территории российской Арктики, вовлеченных к настоящему времени в промышленную эксплуатацию.
Была рассчитана экономическая эффективность проекта освоения природно-ресурсного потенциала ХА АТПК с точки зрения предприятий и бюджетной системы Российской Федерации. Расчеты показали, что безоговорочно наиболее эффективного варианта не существует и предлагаемые к реализации направления освоения природно-ресурсного потенциала арктических территорий зависят от задач, которые ставят органы государственной власти, и состояния экономики страны. Однако все реализуемые сценарии комплексного развития рассматриваемого ХА АТПК предполагают активное участие государства или через прямое финансирование проектов, или через создание оптимальных условий для деятельности частных инвесторов.
Стоит отметить, что расчеты являются условными в силу условий неопределенности, но модель показала, что в целом проект освоения природно-ресурсного потенциала арктических территорий края и их месторождений является эффективным с точки зрения экономики страны.
Однако ограничения, связанные с неопределенностью и высокими рисками, затрудняют приход частного капитала в арктические регионы. Даже в случае рентабельности проекта, большие сроки периода окупаемости ведут к значительному снижению привлекательности инвестиций. Это вынуждает государство включится в проект освоения новых арктических месторождений.
Необходимо подготовить проектно-исследовательские работы, связанные с технологическими характеристиками проектов, инновационным состоянием, новыми методами добычи полезных ископаемых.
Государству необходимо продолжить подготовительные исследования, взять на себя функцию субсидирования, инфраструктурного обеспечения деятельности предприятий в Арктической зоне Российской Федерации, сократив риски для частных инвесторов и обеспечив доступ страны на новые рынки высокотехнологичного сырья и производства высокотехнологичной продукции.
Таким образом, освоение северных территорий России должно осуществляться на основе совместной реализации
стратегических ресурсных и транспортных проектов при активном участии государства. Обеспечение такого подхода с изменением конкретных рычагов в зависимости от текущей экономической ситуации является наиболее эффективным путем освоения природно-ресурсного потенциала Арктики.
Подобные работы
- Отличительные особенности процессов освоения и использования
природо-ресурсного потенциала Арктики
Магистерская диссертация, гидрология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2025 - ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Авторефераты (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2017 - Социально-демографическое ограничение устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации: проблематика и пути решения
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Арктический регион в системе международных отношений: история и современность
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



