МАНИПУЛЯТИВНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ НОВОСТНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ BBCИ EL PAIS)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ КАК ОСОБОЕ ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО 7
1.1. Исследования дискурса в отечественной и зарубежной научных 7
традициях
1.2. Социолингвистические типологии дискурса 11
1.3. Новостной дискурс как отдельный вид дискурса 14
1.4. Специфика функционирования новостного дискурса в современном
интернет-пространстве 17
1.5. Манипулятивная функция интернет-новостей 22
1.5.1. Манипуляция как один из способов формирования
общественного сознания 22
1.5.2. Типологии манипулятивных тактик 27
1.5.3. Информационно-манипулятивные тактики в классификации
Г.В. Грачева и И.К. Мельника 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ МАНИПУЛЯТИВНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-НОВОСТЯХ РЕСУРСОВ ВВС И EL PAIS. 40
2.1. Ведущие манипулятивные тактики в текстах новостей ресурса ВВС... 40
2.1.1. «Ссылка на авторитеты» 41
2.1.2. «Навешивание ярлыков» 52
2.1.3. «Общая платформа» 60
2.2. Ведущие манипулятивные тактики в текстах новостей ресурса El Pais64
2.2.1. «Ссылка на авторитеты» 64
2.2.2. «Навешивание ярлыков» 68
2.2.3. «Перетасовка» 72
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ КАК ОСОБОЕ ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО 7
1.1. Исследования дискурса в отечественной и зарубежной научных 7
традициях
1.2. Социолингвистические типологии дискурса 11
1.3. Новостной дискурс как отдельный вид дискурса 14
1.4. Специфика функционирования новостного дискурса в современном
интернет-пространстве 17
1.5. Манипулятивная функция интернет-новостей 22
1.5.1. Манипуляция как один из способов формирования
общественного сознания 22
1.5.2. Типологии манипулятивных тактик 27
1.5.3. Информационно-манипулятивные тактики в классификации
Г.В. Грачева и И.К. Мельника 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ МАНИПУЛЯТИВНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-НОВОСТЯХ РЕСУРСОВ ВВС И EL PAIS. 40
2.1. Ведущие манипулятивные тактики в текстах новостей ресурса ВВС... 40
2.1.1. «Ссылка на авторитеты» 41
2.1.2. «Навешивание ярлыков» 52
2.1.3. «Общая платформа» 60
2.2. Ведущие манипулятивные тактики в текстах новостей ресурса El Pais64
2.2.1. «Ссылка на авторитеты» 64
2.2.2. «Навешивание ярлыков» 68
2.2.3. «Перетасовка» 72
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Одной из проблем современности является формирование определенного интенционально обусловленного типа сознания у представителей мирового сообщества. Данный результат может быть получен посредством манипуляции — психологического воздействия, которое при искусном выполнении приводит к образованию новых осознаваемых целей человека, не коррелирующих с истинными желаниями [Доценко, 1997].
Осведомленность человека о происходящих в современности событиях, главным образом, формируется через средства массовой коммуникации. В настоящее время существуют различные типы СМИ в рамках сети Интернет, так как на данный момент Интернет является неотъемлемой частью жизни не только индивида, но также общества. В свою очередь, среди средств массовой информации, которые возможно найти в Интернете, выделяется блок интернет-новостей — материалы новостных интернет-ресурсов, которые исследуются в рамках различных научных направлений.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, развитием и растущей популярностью средств интернет-коммуникации в мировом сообществе, которые постоянно меняют свои формат и функции. Не менее актуальной является возрастающая манипулятивность всех СМИ и общественных институтов, в том числе информационных интернет-сайтов, которые посредством своей политики позиционируют размещаемые на данных сайтах тексты как объективные и беспристрастные. Актуальность также обусловлена проявлением манипулятивности в различных лингвокультурах.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что манипулятивность присуща всему новостному дискурсу и имеет лингвокультурную специфику.
Целью данной работы является выявление, систематизация и анализ языковых информационно-манипулятивных тактик, используемых в текстах интернет-новостей в британской и испанской лингвокультурах.
Объектом исследования выступает манипуляция как одна из ведущих функций современных интернет-новостей в британской и испанской лингвокультурах.
Предметом настоящего исследования являются языковые средства основных тактик манипулирования, которые реализуются в текстах новостей крупных информационных интернет-ресурсов данных лингвокультур.
Цели, объект и предмет исследования определяют постановку и решение следующих задач:
1. Описать дискурс как научное понятие.
2. Проанализировать основные характеристики новостного дискурса как особого вида дискурса.
3. Рассмотреть специфику интернет-коммуникации;
4. Дать теоретическое описание манипуляции как способа формирования общественного сознания.
5. Выявить и проанализировать особенности манипулирования в текстах интернет-новостей в британской и испанской лингвокультурах.
6. Сравнить различия в манипулятивных тактиках в британской и испанской лингвокультурах.
Теоретическую базу данной работы составляют труды в области дискурсивных исследований (Н.Д. Арутюнова, Э. Бенвенист, Р. Водак, В.И. Карасик, В.Б. Кашкин, Е.А. Кротова, Е.С. Кубрякова, Н. Фэркло и др.) и научные разработки в области манипуляции (Г. А. Балл, Г.В. Грачёв, Е.Л. Доценко, С.Г. Кара-Мурза, И.К. Мельник, Г. Шиллер, Т.А. ван Дейк, И.М. Дзялошинский, И.И. Шабшин, А. Биард и др.).
немногочисленны, и, соответственно, степень разработанности данной проблемы недостаточно высока. Таким образом, большие возможности для новых научных разработок также свидетельствуют о востребованности и актуальности исследования.
Основными методами, использованными в данной работе, выступают метод концептуального анализа, включающий в себя в качестве частного метода метод анализа словарных дефиниций, и контекстуально - интерпретационный метод. Метод концептуального анализа позволил выделить и описать основные концептуальные смыслы, передаваемые языковыми единицами с целью создания дополнительных смыслов. Контекстуально-интерпретационный метод ориентирован на анализ интенциональной направленности употребления данных концептуальных смыслов как манипулятивных в определенных контекстах событий, освещаемых в интернет-новостях.
Материалом исследования выступают тексты новостей, размещенные на информационных интернет-ресурсах ВВС (http://www.bbc.com)и El Pens (http://www.elpais.com).Общее количество исследованных материалов — 200 текстов, основной темой которых является освещение современной мировой политической ситуации и которые позиционируются как объективные и беспристрастные. Из общего числа материалов 125 текстов размещены на ресурсе ВВС, и 75 текстов — на ресурсе El Pens.Период публикации всех новостных текстов — 2017-2018 годы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в учебных курсах по социолингвистике, прагмалингвистике, теории дискурса, политической коммуникации и т.д. Результаты, полученные в рамках исследования, могут быть использованы для написания рефератов и курсовых работ, а также могут представлять интерес для исследователей в области журналистики.
Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Во Введении указываются актуальность работы, степень разработанности тематики, формулируются цель работы, ее предмет, объект, задачи, описываются методы и материал исследования.
В Главе 1 «Интернет-новости как особое дискурсивное пространство» представлен анализ лингвистической литературы в соответствии с задачами данной работы.
В Главе 2 «Информационно-манипулятивные тактики в интернет- новостях информационных ресурсов ВВС и El Pais»выявляются, систематизируются и анализируются языковые манипулятивные тактики в текстах интернет-новостей на материале ресурсов ВВС и El Pais.
В Заключении систематизируются практические наблюдения и выводы, описываются основные результаты исследования и формулируются перспективы дальнейших исследований.
Список использованной литературы включает 67 наименований, из них 17 — на иностранных языках
Осведомленность человека о происходящих в современности событиях, главным образом, формируется через средства массовой коммуникации. В настоящее время существуют различные типы СМИ в рамках сети Интернет, так как на данный момент Интернет является неотъемлемой частью жизни не только индивида, но также общества. В свою очередь, среди средств массовой информации, которые возможно найти в Интернете, выделяется блок интернет-новостей — материалы новостных интернет-ресурсов, которые исследуются в рамках различных научных направлений.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, развитием и растущей популярностью средств интернет-коммуникации в мировом сообществе, которые постоянно меняют свои формат и функции. Не менее актуальной является возрастающая манипулятивность всех СМИ и общественных институтов, в том числе информационных интернет-сайтов, которые посредством своей политики позиционируют размещаемые на данных сайтах тексты как объективные и беспристрастные. Актуальность также обусловлена проявлением манипулятивности в различных лингвокультурах.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что манипулятивность присуща всему новостному дискурсу и имеет лингвокультурную специфику.
Целью данной работы является выявление, систематизация и анализ языковых информационно-манипулятивных тактик, используемых в текстах интернет-новостей в британской и испанской лингвокультурах.
Объектом исследования выступает манипуляция как одна из ведущих функций современных интернет-новостей в британской и испанской лингвокультурах.
Предметом настоящего исследования являются языковые средства основных тактик манипулирования, которые реализуются в текстах новостей крупных информационных интернет-ресурсов данных лингвокультур.
Цели, объект и предмет исследования определяют постановку и решение следующих задач:
1. Описать дискурс как научное понятие.
2. Проанализировать основные характеристики новостного дискурса как особого вида дискурса.
3. Рассмотреть специфику интернет-коммуникации;
4. Дать теоретическое описание манипуляции как способа формирования общественного сознания.
5. Выявить и проанализировать особенности манипулирования в текстах интернет-новостей в британской и испанской лингвокультурах.
6. Сравнить различия в манипулятивных тактиках в британской и испанской лингвокультурах.
Теоретическую базу данной работы составляют труды в области дискурсивных исследований (Н.Д. Арутюнова, Э. Бенвенист, Р. Водак, В.И. Карасик, В.Б. Кашкин, Е.А. Кротова, Е.С. Кубрякова, Н. Фэркло и др.) и научные разработки в области манипуляции (Г. А. Балл, Г.В. Грачёв, Е.Л. Доценко, С.Г. Кара-Мурза, И.К. Мельник, Г. Шиллер, Т.А. ван Дейк, И.М. Дзялошинский, И.И. Шабшин, А. Биард и др.).
немногочисленны, и, соответственно, степень разработанности данной проблемы недостаточно высока. Таким образом, большие возможности для новых научных разработок также свидетельствуют о востребованности и актуальности исследования.
Основными методами, использованными в данной работе, выступают метод концептуального анализа, включающий в себя в качестве частного метода метод анализа словарных дефиниций, и контекстуально - интерпретационный метод. Метод концептуального анализа позволил выделить и описать основные концептуальные смыслы, передаваемые языковыми единицами с целью создания дополнительных смыслов. Контекстуально-интерпретационный метод ориентирован на анализ интенциональной направленности употребления данных концептуальных смыслов как манипулятивных в определенных контекстах событий, освещаемых в интернет-новостях.
Материалом исследования выступают тексты новостей, размещенные на информационных интернет-ресурсах ВВС (http://www.bbc.com)и El Pens (http://www.elpais.com).Общее количество исследованных материалов — 200 текстов, основной темой которых является освещение современной мировой политической ситуации и которые позиционируются как объективные и беспристрастные. Из общего числа материалов 125 текстов размещены на ресурсе ВВС, и 75 текстов — на ресурсе El Pens.Период публикации всех новостных текстов — 2017-2018 годы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в учебных курсах по социолингвистике, прагмалингвистике, теории дискурса, политической коммуникации и т.д. Результаты, полученные в рамках исследования, могут быть использованы для написания рефератов и курсовых работ, а также могут представлять интерес для исследователей в области журналистики.
Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Во Введении указываются актуальность работы, степень разработанности тематики, формулируются цель работы, ее предмет, объект, задачи, описываются методы и материал исследования.
В Главе 1 «Интернет-новости как особое дискурсивное пространство» представлен анализ лингвистической литературы в соответствии с задачами данной работы.
В Главе 2 «Информационно-манипулятивные тактики в интернет- новостях информационных ресурсов ВВС и El Pais»выявляются, систематизируются и анализируются языковые манипулятивные тактики в текстах интернет-новостей на материале ресурсов ВВС и El Pais.
В Заключении систематизируются практические наблюдения и выводы, описываются основные результаты исследования и формулируются перспективы дальнейших исследований.
Список использованной литературы включает 67 наименований, из них 17 — на иностранных языках
В настоящее время формирование общественного сознания в масштабах мирового сообщества, представляющееся выгодным для различных общественных институтов, является актуальной и глобальной проблемой. Одним из способов формирования общественного сознания выступает воздействие на людей с помощью манипуляции. Манипуляцией называется психологическое влияние на сознание человека, которое позволяет сформировать новые, не коррелирующие с существующими представления у объекта манипуляции.
В современном мире различные средства массовой информации являются основным источником, освещающим происходящие локальные и международные события. Функционирование СМИ осуществляется не только с помощью печатных изданий и теле- и радиопрограмм, но также с помощью Сети Интернет, которая выступает неотъемлемой частью человеческой деятельности. В силу популярности Интернета, в его пространстве отмечаются разнообразные типы средств массовой информации, в том числе блок интернет-новостей, размещаемых на информационных интернет-ресурсах. По причине многообразия новостей в Интернете, их исследование ведется в различных научных дисциплинах.
Непрерывное развитие и высокая популярность интернет- коммуникации выступают одними из ключевых факторов, обусловливающих актуальность данной выпускной квалификационной работы. Актуальность также обусловлена тем, что на данный момент наблюдается возрастающая манипулятивность СМИ, в частности, информационных интернет-ресурсов, позиционирующих тексты размещаемых новостей как полностью объективные и беспристрастные. Не менее важным фактором представляется проявление манипулятивности СМИ, относящихся к различным лингвокультурам.
Исходя из актуальности данного исследования, ключевой целью данной выпускной квалификационной работы выступает анализ манипулятивности британского новостного интернет-ресурса ВВС и испанского новостного интернет-ресурса El Padс помощью выявления, систематизации и анализа информационно-манипулятивных тактик, наиболее часто встречающихся в текстах новостей данных ресурсов.
В Главе 1 данной работы определяются и раскрываются такие понятия, как «дискурс» с его спецификой и типологиями в различных областях лингвистической науки, «новостной дискурс» и его ключевые характеристики, «интернет-коммуникация» с ее спецификой, «манипуляция» и ее особенности и типологии, а также «коммуникативная стратегия» и «коммуникативная тактика».
Такое широкое понятие, как дискурс находит свое определение в различных научных направлениях. Дискурс можно охарактеризовать как результат осмысления общественных процессов, который одновременно является неотъемлемой частью формирования и воспроизведения таких социальных процессов. В различных сферах присутствуют разнообразные типологии дискурса, основными критериями которых выступают узкие аспекты данного понятия. В качестве особенного типа дискурса выделяется новостной тип, спецификой которого выступают ориентированность текстов данного типа на определенную целевую аудиторию и единая суперструктура всех текстов, представленных в новостном дискурсе. Такой тип дискурса проявляется, в частности, в рамках интернет-коммуникации, особенности которой обусловливают специфичность функционирования новостных текстов в интернет-пространстве. Так, интернет-новости являются мультиформатными, максимально оперативными, емкими и интерактивными.
Одной из ведущих функций интернет-новостей является манипуляция — способ формирования общественного сознания, сущность которого заключается в скрытом психологическом воздействии. Основным средством такого воздействия выступает тактика — определенное действие в рамках стратегии манипулирования как комплекса. Существуют различные типологии манипулятивных тактик, и в данном исследовании наиболее соответствующей целям выступает классификация тактик, разработанная Г.В. Грачевым и И.К. Мельником в силу того, что рассмотренные учеными 13 тактик наиболее ярко проявляются в новостном дискурсе.
В Главе 2 данной выпускной квалификационной работы осуществляются непосредственно выявление и анализ наиболее частотных манипулятивных тактик в новостных текстах ВВС и El Pa^s.В новостях ресурса ВВС наиболее часто отмечается применение тактик «ссылки на авторитеты», «навешивания ярлыков» и «общей платформы». В текстах новостей ресурса El Pauнаиболее частотными являются тактики «ссылки на авторитеты», «навешивания ярлыков» и «перетасовки». Анализ
функционирования данных тактик проводится в фокусе контекста освещаемого события, специфики тактик и словарных дефиниций понятий, которые представляют собой средства реализации тактик.
Тактика «ссылки на авторитеты» является наиболее частотной в двух анализируемых информационных ресурсах — она употребляется в каждом втором новостном тексте ВВС и в каждом третьем тексте El Pau.В своей сущности тактика представляет собой подтверждение данной в тексте информации через цитирование влиятельного источника. Ключевая цель манипулирования с помощью «ссылки на авторитеты» — формирование определенного отношения читательской аудитории к различным политическим лидерам, вовлеченным в освещаемые в текстах новостей события. Средствами реализации данной тактики выступают цитирование авторитета-эксперта (в основном, политической фигуры или крупной общественной организации) и ссылка на неназванный авторитетный источник информации. В ресурсе ВВС особенность тактики проявляется в фокусировке на построении положительного образа президента США Дональда Трампа в силу преобладания тематики политики США в новостях данного ресурса. В текстах новостей ресурса El Paisспецифика «ссылки на авторитеты» выражена в мозаичности формируемых в общественном сознании образов политических лидеров по причине разнообразия тематик, освещаемых в новостях испанского ресурса.
Манипуляция с помощью такой тактики, как «навешивание ярлыков» применяется в каждом третьем тексте двух анализируемых информационных ресурсов. Сущность данной тактики заключается в присвоении негативных характеристик образам различных известных личностей в сознании читательской аудитории. В силу того, что политика является центральной тематикой новостей обоих ресурсов, именно образы политических фигур подвергаются добавлению новых характеристик в большинстве текстов. Основной целью реализации тактики «навешивания ярлыков» выступает частичная дискредитация политического лидера в сознании читателей информационного ресурса. Средствами данной тактики являются прилагательные, существительные и глаголы оценочной семантики, используемые в негативной коннотации. В текстах новостей ВВС специфика применения тактики включает массированную дискредитацию в общественном сознании образа президента США Дональда Трампа, в то время как в новостных текстах ресурса El Pensособенностью манипуляции посредством «навешивания ярлыков» является фокусировка на образах различных современных политиков.
Манипулирование через применение тактики «общей платформы» отмечается в каждом пятом тексте ресурса ВВС. Суть данной тактики состоит в создании представления читательской аудитории о всеобщей солидарности в определенном мнении. Целью такого манипулирования выступает, в свою очередь, подтверждение данного в тексте новости мнения о политике государства или политическом лидере. Основными средствами тактики «общей платформы» являются синтаксические структуры, указывающие на полное или почти полное согласие большой группы людей в определенной точке зрения. Специфика репрезентации данной тактики в текстах новостей ресурса ВВС заключает в себе употребление нескольких языковых средств для комплексного формирования негативного отношения читателей к личности президента США Дональда Трампа.
Манипуляция с помощью тактики «перетасовки» реализуется в каждом седьмом новостном тексте интернет-ресурса El Pa^s.По своей сущности тактика заключается в акцентировании внимания аудитории исключительно на одной точке зрения. Цель манипулирования посредством «перетасовки» включает формирование положительного или отрицательного мнения читателей El Pauо деятельности государственных институтов и политических деятелей. Спецификой применения тактики в испанском информационном ресурсе выступает объединение в одном новостном тексте нескольких языковых средств, относящихся к данной тактике для характеристики деятельности различных политиков и правительств в их мозаичности.
Результаты проведенного исследования показали, что в текстах новостей интернет-ресурсов ВВС и El Pa^s,позиционирующих себя как источники объективной и беспристрастной информации, тем не менее, отмечается частое применение информационно-манипулятивных тактик (с количественным преобладанием примеров «ссылки на авторитеты» в обоих случаях). Информационно-манипулятивные тактики «навешивание ярлыков» и «ссылка на авторитеты» являются универсальными для разных лингвокультур, в то время как такие манипулятивные тактики, как «общая платформа» и «перетасовка» могут быть свойственны только некоторым лингвокультурам.
Намечая перспективы дальнейших исследований, представляется целесообразным отметить, что в рамках данной темы вызывает интерес анализ информационно-манипулятивных тактик на других языковых уровнях (например, на лексическом и грамматическом уровнях). Релевантным для будущих исследований также представляется привлечение материала других новостных ресурсов в выбранных лингвокультурах (например, британских и испанских таблоидов). Не менее важным является исследование не только новостных текстов, но и привлечение других видов новостного дискурса (например, теле- или радиодискурса) с целью сравнения специфики манипуляции, а также аспектов манипуляции в данной культуре.
В современном мире различные средства массовой информации являются основным источником, освещающим происходящие локальные и международные события. Функционирование СМИ осуществляется не только с помощью печатных изданий и теле- и радиопрограмм, но также с помощью Сети Интернет, которая выступает неотъемлемой частью человеческой деятельности. В силу популярности Интернета, в его пространстве отмечаются разнообразные типы средств массовой информации, в том числе блок интернет-новостей, размещаемых на информационных интернет-ресурсах. По причине многообразия новостей в Интернете, их исследование ведется в различных научных дисциплинах.
Непрерывное развитие и высокая популярность интернет- коммуникации выступают одними из ключевых факторов, обусловливающих актуальность данной выпускной квалификационной работы. Актуальность также обусловлена тем, что на данный момент наблюдается возрастающая манипулятивность СМИ, в частности, информационных интернет-ресурсов, позиционирующих тексты размещаемых новостей как полностью объективные и беспристрастные. Не менее важным фактором представляется проявление манипулятивности СМИ, относящихся к различным лингвокультурам.
Исходя из актуальности данного исследования, ключевой целью данной выпускной квалификационной работы выступает анализ манипулятивности британского новостного интернет-ресурса ВВС и испанского новостного интернет-ресурса El Padс помощью выявления, систематизации и анализа информационно-манипулятивных тактик, наиболее часто встречающихся в текстах новостей данных ресурсов.
В Главе 1 данной работы определяются и раскрываются такие понятия, как «дискурс» с его спецификой и типологиями в различных областях лингвистической науки, «новостной дискурс» и его ключевые характеристики, «интернет-коммуникация» с ее спецификой, «манипуляция» и ее особенности и типологии, а также «коммуникативная стратегия» и «коммуникативная тактика».
Такое широкое понятие, как дискурс находит свое определение в различных научных направлениях. Дискурс можно охарактеризовать как результат осмысления общественных процессов, который одновременно является неотъемлемой частью формирования и воспроизведения таких социальных процессов. В различных сферах присутствуют разнообразные типологии дискурса, основными критериями которых выступают узкие аспекты данного понятия. В качестве особенного типа дискурса выделяется новостной тип, спецификой которого выступают ориентированность текстов данного типа на определенную целевую аудиторию и единая суперструктура всех текстов, представленных в новостном дискурсе. Такой тип дискурса проявляется, в частности, в рамках интернет-коммуникации, особенности которой обусловливают специфичность функционирования новостных текстов в интернет-пространстве. Так, интернет-новости являются мультиформатными, максимально оперативными, емкими и интерактивными.
Одной из ведущих функций интернет-новостей является манипуляция — способ формирования общественного сознания, сущность которого заключается в скрытом психологическом воздействии. Основным средством такого воздействия выступает тактика — определенное действие в рамках стратегии манипулирования как комплекса. Существуют различные типологии манипулятивных тактик, и в данном исследовании наиболее соответствующей целям выступает классификация тактик, разработанная Г.В. Грачевым и И.К. Мельником в силу того, что рассмотренные учеными 13 тактик наиболее ярко проявляются в новостном дискурсе.
В Главе 2 данной выпускной квалификационной работы осуществляются непосредственно выявление и анализ наиболее частотных манипулятивных тактик в новостных текстах ВВС и El Pa^s.В новостях ресурса ВВС наиболее часто отмечается применение тактик «ссылки на авторитеты», «навешивания ярлыков» и «общей платформы». В текстах новостей ресурса El Pauнаиболее частотными являются тактики «ссылки на авторитеты», «навешивания ярлыков» и «перетасовки». Анализ
функционирования данных тактик проводится в фокусе контекста освещаемого события, специфики тактик и словарных дефиниций понятий, которые представляют собой средства реализации тактик.
Тактика «ссылки на авторитеты» является наиболее частотной в двух анализируемых информационных ресурсах — она употребляется в каждом втором новостном тексте ВВС и в каждом третьем тексте El Pau.В своей сущности тактика представляет собой подтверждение данной в тексте информации через цитирование влиятельного источника. Ключевая цель манипулирования с помощью «ссылки на авторитеты» — формирование определенного отношения читательской аудитории к различным политическим лидерам, вовлеченным в освещаемые в текстах новостей события. Средствами реализации данной тактики выступают цитирование авторитета-эксперта (в основном, политической фигуры или крупной общественной организации) и ссылка на неназванный авторитетный источник информации. В ресурсе ВВС особенность тактики проявляется в фокусировке на построении положительного образа президента США Дональда Трампа в силу преобладания тематики политики США в новостях данного ресурса. В текстах новостей ресурса El Paisспецифика «ссылки на авторитеты» выражена в мозаичности формируемых в общественном сознании образов политических лидеров по причине разнообразия тематик, освещаемых в новостях испанского ресурса.
Манипуляция с помощью такой тактики, как «навешивание ярлыков» применяется в каждом третьем тексте двух анализируемых информационных ресурсов. Сущность данной тактики заключается в присвоении негативных характеристик образам различных известных личностей в сознании читательской аудитории. В силу того, что политика является центральной тематикой новостей обоих ресурсов, именно образы политических фигур подвергаются добавлению новых характеристик в большинстве текстов. Основной целью реализации тактики «навешивания ярлыков» выступает частичная дискредитация политического лидера в сознании читателей информационного ресурса. Средствами данной тактики являются прилагательные, существительные и глаголы оценочной семантики, используемые в негативной коннотации. В текстах новостей ВВС специфика применения тактики включает массированную дискредитацию в общественном сознании образа президента США Дональда Трампа, в то время как в новостных текстах ресурса El Pensособенностью манипуляции посредством «навешивания ярлыков» является фокусировка на образах различных современных политиков.
Манипулирование через применение тактики «общей платформы» отмечается в каждом пятом тексте ресурса ВВС. Суть данной тактики состоит в создании представления читательской аудитории о всеобщей солидарности в определенном мнении. Целью такого манипулирования выступает, в свою очередь, подтверждение данного в тексте новости мнения о политике государства или политическом лидере. Основными средствами тактики «общей платформы» являются синтаксические структуры, указывающие на полное или почти полное согласие большой группы людей в определенной точке зрения. Специфика репрезентации данной тактики в текстах новостей ресурса ВВС заключает в себе употребление нескольких языковых средств для комплексного формирования негативного отношения читателей к личности президента США Дональда Трампа.
Манипуляция с помощью тактики «перетасовки» реализуется в каждом седьмом новостном тексте интернет-ресурса El Pa^s.По своей сущности тактика заключается в акцентировании внимания аудитории исключительно на одной точке зрения. Цель манипулирования посредством «перетасовки» включает формирование положительного или отрицательного мнения читателей El Pauо деятельности государственных институтов и политических деятелей. Спецификой применения тактики в испанском информационном ресурсе выступает объединение в одном новостном тексте нескольких языковых средств, относящихся к данной тактике для характеристики деятельности различных политиков и правительств в их мозаичности.
Результаты проведенного исследования показали, что в текстах новостей интернет-ресурсов ВВС и El Pa^s,позиционирующих себя как источники объективной и беспристрастной информации, тем не менее, отмечается частое применение информационно-манипулятивных тактик (с количественным преобладанием примеров «ссылки на авторитеты» в обоих случаях). Информационно-манипулятивные тактики «навешивание ярлыков» и «ссылка на авторитеты» являются универсальными для разных лингвокультур, в то время как такие манипулятивные тактики, как «общая платформа» и «перетасовка» могут быть свойственны только некоторым лингвокультурам.
Намечая перспективы дальнейших исследований, представляется целесообразным отметить, что в рамках данной темы вызывает интерес анализ информационно-манипулятивных тактик на других языковых уровнях (например, на лексическом и грамматическом уровнях). Релевантным для будущих исследований также представляется привлечение материала других новостных ресурсов в выбранных лингвокультурах (например, британских и испанских таблоидов). Не менее важным является исследование не только новостных текстов, но и привлечение других видов новостного дискурса (например, теле- или радиодискурса) с целью сравнения специфики манипуляции, а также аспектов манипуляции в данной культуре.



