Разработка системы управления накладными расходами (на примере АО «Хатангский морской торговый порт»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ тенденций, факторов развития и проблем портового
хозяйства РФ 5
1.1 Анализ тенденций и факторов развития отрасли морских
перевозок РФ 5
1.2 Исследование значимости морских портов в обеспечении
эффективности морских перевозок 15
1.3 Выявление и анализ проблем развития портов северных
регионов РФ 24
2 Исследование подходов к управлению накладными расходами
морского порта» 30
2.1 Анализ деятельности АО «ХМТП» по управлению
накладными расходами 30
2.2 Цели, задачи и этапы построения системы управления
затратами АО «Хатангский морской торговый порт» 43
2.3 Использование оптимизационных моделей для разработки
системы управления накладными расходами АО «ХМТП» 50
3 Разработка мероприятий по управлению накладными
расходами АО «ХМТП» 59
3.1 Определение оптимальных сроков проведения ремонта
оборудования АО «ХМТП» 59
3.2 Разработка мероприятий по снижению накладных
расходов АО «ХМТП» на основе количественной оценки эффективности затрат 67
3.3 Оценка эффективности мероприятий по управлению накладными расходами на содержание и эксплуатацию оборудования
АО «ХМТП» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
1 Анализ тенденций, факторов развития и проблем портового
хозяйства РФ 5
1.1 Анализ тенденций и факторов развития отрасли морских
перевозок РФ 5
1.2 Исследование значимости морских портов в обеспечении
эффективности морских перевозок 15
1.3 Выявление и анализ проблем развития портов северных
регионов РФ 24
2 Исследование подходов к управлению накладными расходами
морского порта» 30
2.1 Анализ деятельности АО «ХМТП» по управлению
накладными расходами 30
2.2 Цели, задачи и этапы построения системы управления
затратами АО «Хатангский морской торговый порт» 43
2.3 Использование оптимизационных моделей для разработки
системы управления накладными расходами АО «ХМТП» 50
3 Разработка мероприятий по управлению накладными
расходами АО «ХМТП» 59
3.1 Определение оптимальных сроков проведения ремонта
оборудования АО «ХМТП» 59
3.2 Разработка мероприятий по снижению накладных
расходов АО «ХМТП» на основе количественной оценки эффективности затрат 67
3.3 Оценка эффективности мероприятий по управлению накладными расходами на содержание и эксплуатацию оборудования
АО «ХМТП» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
АО «Хатангский морской торговой порт» - единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль, при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках Северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района.
Как правило, структура и интенсивность грузопотока планируется заранее, однако фактическое поступление груза в порт может колебаться относительно запланированных ранее значений. На практике порт имеет весьма ограниченные возможности активно влиять на интенсивность и структуру грузопотока. Основными факторами формирования грузопотока являются общее состояния экономики страны и ее отдельных отраслей, политическая ситуация, изменения в налоговом и таможенном законодательстве и многие другие факторы. И хотя администрация порта не может прямо влиять на грузопоток, она вполне может с определенной точностью прогнозировать тенденции его изменения и принимать управленческие решения в соответствии с этими прогнозами.
Грузопоток морского порта во многом определяется тарифами на стивидорные услуги, выполняемые в порту. Тарифная политика порта основана на затратах на функционирование порта, существенную долю в которых составляют накладные затраты. Существенная величина накладных расходов порта обусловлена производственными процессами, осуществление которых невозможно без привлечения различных видов оборудования.
Таким образом, возникновение накладных затрат при функционировании морского порта в большинстве основано на затратах, связанных с содержанием и эксплуатацией оборудования. Разработка политики управления такими затратами может способствовать ужесточению контроля над их величиной, а, соответственно, оказать влияние на формирование результатов деятельности предприятия.
Целью дипломного проекта является разработка системы управления накладными расходами АО «Хатангский морской торговый порт».
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте были решены следующие задачи:
- исследованы тенденции развития отрасли морских перевозок РФ;
- выявлены особенности управления затратами морских портов;
- проанализированы подходы к управлению накладными затратами АО «ХМТП»;
- разработаны мероприятия по управлению накладными расходами АО «ХМТП»;
- проведена оценка эффективности мероприятий.
Как правило, структура и интенсивность грузопотока планируется заранее, однако фактическое поступление груза в порт может колебаться относительно запланированных ранее значений. На практике порт имеет весьма ограниченные возможности активно влиять на интенсивность и структуру грузопотока. Основными факторами формирования грузопотока являются общее состояния экономики страны и ее отдельных отраслей, политическая ситуация, изменения в налоговом и таможенном законодательстве и многие другие факторы. И хотя администрация порта не может прямо влиять на грузопоток, она вполне может с определенной точностью прогнозировать тенденции его изменения и принимать управленческие решения в соответствии с этими прогнозами.
Грузопоток морского порта во многом определяется тарифами на стивидорные услуги, выполняемые в порту. Тарифная политика порта основана на затратах на функционирование порта, существенную долю в которых составляют накладные затраты. Существенная величина накладных расходов порта обусловлена производственными процессами, осуществление которых невозможно без привлечения различных видов оборудования.
Таким образом, возникновение накладных затрат при функционировании морского порта в большинстве основано на затратах, связанных с содержанием и эксплуатацией оборудования. Разработка политики управления такими затратами может способствовать ужесточению контроля над их величиной, а, соответственно, оказать влияние на формирование результатов деятельности предприятия.
Целью дипломного проекта является разработка системы управления накладными расходами АО «Хатангский морской торговый порт».
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте были решены следующие задачи:
- исследованы тенденции развития отрасли морских перевозок РФ;
- выявлены особенности управления затратами морских портов;
- проанализированы подходы к управлению накладными затратами АО «ХМТП»;
- разработаны мероприятия по управлению накладными расходами АО «ХМТП»;
- проведена оценка эффективности мероприятий.
Актуальность темы дипломного проекта обусловлена современными тенденциями развития отрасли морского и речного транспорта. Специфика транспортной деятельности северных регионов предопределяет направления совершенствования хозяйственной деятельности. Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное влияние на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, а также играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.
Акционерное общество «Хатангский морской торговый порт» единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль, при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках Северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района. От успешного функционирования данного предприятия зависит благополучие жителей муниципального района.
В первой главе дипломного проекта проведен анализ тенденций развития отрасли морских перевозок. Приоритетным направлением развития морского транспорта по-прежнему остается увеличение мощностей отечественной портовой инфраструктуры до параметров, удовлетворяющих потребности в перевалке существующих и перспективных грузопотоков. Деятельность морских торговых портов оказывает существенное влияние на достижение геополитических, экономических и социальных целей России, развитие внешней торговли, а также на экономическое развитие субъектов Российской Федерации. Морские порты Российской Федерации имеют стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса Российской Федерации, обеспечения экспортных потребностей Российской Федерации. Наращивание портовых мощностей позволяет России не только обеспечить внутренние потребности, но и стать активным участником процесса обслуживания международных грузопотоков транзита, трансшипмента, международных транспортных коридоров.
АО «ХМТП» обладает собственным самоходным и несамоходным флотом, парком перегрузочного оборудования. Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования составляют значительную часть накладных затрат предприятия. С целью управления и контроля накладных затрат в дипломном проекте предложен ряд мероприятий.
Оптимальное использование парка перегрузочного оборудования, напрямую повлияет на формирование статей накладных затрат, особенно таких как: затраты на ремонт, топливо и электроэнергия, амортизационные отчисления. Что, в конечном счете, скажется на снижении себестоимости переработки 1 тонны груза.
50 Петрова Л. В., Лубенская Е. Г. Управление расходами в транспортной компании // ТДР. 2011. №2.
51 Миерманова С. Т. Традиционные методы учета затрат в системе управленческого учета // Проблемы современной экономики. 2013. №2 (46).
52 Гренджола А. В. Роль анализа отклонений в системе бюджетирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №10-1.
53 Чечукова Яна Николаевна Анализ отклонений как инструмент гибкой системы внутрифирменного планирования // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. №4.
54 Соколов А. Ю., Бикмухаметова Ч. З. Теоретико-методологические аспекты управленческого учета затрат в разрезе потоков создания ценности продуктов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
2013. №8.
55 Хот Фатима Теучежевна Учет и фиксация отклонений в системе бюджетного контроля // Теория и практика общественного развития. 2011. №4.
56 Зеленский Юрий Александрович Стратегический подход к управлению затратами организации: методологические и методические особенности // Вестник ТИУиЭ. 2012. №2 (16)
57 Сысо Татьяна Николаевна Оптимизация управления затратами предприятия // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2011. №4.
58 Руденко Ирина Владимировна, Бойцова Александра Александровна Управление затратами: сущность, механизм, подходы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. №2.
59 Осипов Ладимир Иванович Стратегическое планирование и Прогнозирование затрат на промышленном предприятии // Вестник СамГУ.
2011. №82.
60 Асеева Александра Алексеевна, Петрачкова Юлия Львовна Теоретико-методологические подходы к управлению затратами производства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №9.
Акционерное общество «Хатангский морской торговый порт» единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль, при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках Северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района. От успешного функционирования данного предприятия зависит благополучие жителей муниципального района.
В первой главе дипломного проекта проведен анализ тенденций развития отрасли морских перевозок. Приоритетным направлением развития морского транспорта по-прежнему остается увеличение мощностей отечественной портовой инфраструктуры до параметров, удовлетворяющих потребности в перевалке существующих и перспективных грузопотоков. Деятельность морских торговых портов оказывает существенное влияние на достижение геополитических, экономических и социальных целей России, развитие внешней торговли, а также на экономическое развитие субъектов Российской Федерации. Морские порты Российской Федерации имеют стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса Российской Федерации, обеспечения экспортных потребностей Российской Федерации. Наращивание портовых мощностей позволяет России не только обеспечить внутренние потребности, но и стать активным участником процесса обслуживания международных грузопотоков транзита, трансшипмента, международных транспортных коридоров.
АО «ХМТП» обладает собственным самоходным и несамоходным флотом, парком перегрузочного оборудования. Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования составляют значительную часть накладных затрат предприятия. С целью управления и контроля накладных затрат в дипломном проекте предложен ряд мероприятий.
Оптимальное использование парка перегрузочного оборудования, напрямую повлияет на формирование статей накладных затрат, особенно таких как: затраты на ремонт, топливо и электроэнергия, амортизационные отчисления. Что, в конечном счете, скажется на снижении себестоимости переработки 1 тонны груза.
50 Петрова Л. В., Лубенская Е. Г. Управление расходами в транспортной компании // ТДР. 2011. №2.
51 Миерманова С. Т. Традиционные методы учета затрат в системе управленческого учета // Проблемы современной экономики. 2013. №2 (46).
52 Гренджола А. В. Роль анализа отклонений в системе бюджетирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №10-1.
53 Чечукова Яна Николаевна Анализ отклонений как инструмент гибкой системы внутрифирменного планирования // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. №4.
54 Соколов А. Ю., Бикмухаметова Ч. З. Теоретико-методологические аспекты управленческого учета затрат в разрезе потоков создания ценности продуктов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
2013. №8.
55 Хот Фатима Теучежевна Учет и фиксация отклонений в системе бюджетного контроля // Теория и практика общественного развития. 2011. №4.
56 Зеленский Юрий Александрович Стратегический подход к управлению затратами организации: методологические и методические особенности // Вестник ТИУиЭ. 2012. №2 (16)
57 Сысо Татьяна Николаевна Оптимизация управления затратами предприятия // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2011. №4.
58 Руденко Ирина Владимировна, Бойцова Александра Александровна Управление затратами: сущность, механизм, подходы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. №2.
59 Осипов Ладимир Иванович Стратегическое планирование и Прогнозирование затрат на промышленном предприятии // Вестник СамГУ.
2011. №82.
60 Асеева Александра Алексеевна, Петрачкова Юлия Львовна Теоретико-методологические подходы к управлению затратами производства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №9.



