ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ тенденций, факторов развития и проблем портового
хозяйства РФ 5
1.1 Анализ тенденций и факторов развития отрасли морских
перевозок РФ 5
1.2 Исследование значимости морских портов в обеспечении
эффективности морских перевозок 15
1.3 Выявление и анализ проблем развития портов северных
регионов РФ 24
2 Исследование подходов к управлению накладными расходами
морского порта» 30
2.1 Анализ деятельности АО «ХМТП» по управлению
накладными расходами 30
2.2 Цели, задачи и этапы построения системы управления
затратами АО «Хатангский морской торговый порт» 43
2.3 Использование оптимизационных моделей для разработки
системы управления накладными расходами АО «ХМТП» 50
3 Разработка мероприятий по управлению накладными
расходами АО «ХМТП» 59
3.1 Определение оптимальных сроков проведения ремонта
оборудования АО «ХМТП» 59
3.2 Разработка мероприятий по снижению накладных
расходов АО «ХМТП» на основе количественной оценки эффективности затрат 67
3.3 Оценка эффективности мероприятий по управлению накладными расходами на содержание и эксплуатацию оборудования
АО «ХМТП» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
АО «Хатангский морской торговой порт» - единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль, при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках Северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района.
Как правило, структура и интенсивность грузопотока планируется заранее, однако фактическое поступление груза в порт может колебаться относительно запланированных ранее значений. На практике порт имеет весьма ограниченные возможности активно влиять на интенсивность и структуру грузопотока. Основными факторами формирования грузопотока являются общее состояния экономики страны и ее отдельных отраслей, политическая ситуация, изменения в налоговом и таможенном законодательстве и многие другие факторы. И хотя администрация порта не может прямо влиять на грузопоток, она вполне может с определенной точностью прогнозировать тенденции его изменения и принимать управленческие решения в соответствии с этими прогнозами.
Грузопоток морского порта во многом определяется тарифами на стивидорные услуги, выполняемые в порту. Тарифная политика порта основана на затратах на функционирование порта, существенную долю в которых составляют накладные затраты. Существенная величина накладных расходов порта обусловлена производственными процессами, осуществление которых невозможно без привлечения различных видов оборудования.
Таким образом, возникновение накладных затрат при функционировании морского порта в большинстве основано на затратах, связанных с содержанием и эксплуатацией оборудования. Разработка политики управления такими затратами может способствовать ужесточению контроля над их величиной, а, соответственно, оказать влияние на формирование результатов деятельности предприятия.
Целью дипломного проекта является разработка системы управления накладными расходами АО «Хатангский морской торговый порт».
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте были решены следующие задачи:
- исследованы тенденции развития отрасли морских перевозок РФ;
- выявлены особенности управления затратами морских портов;
- проанализированы подходы к управлению накладными затратами АО «ХМТП»;
- разработаны мероприятия по управлению накладными расходами АО «ХМТП»;
- проведена оценка эффективности мероприятий.
Актуальность темы дипломного проекта обусловлена современными тенденциями развития отрасли морского и речного транспорта. Специфика транспортной деятельности северных регионов предопределяет направления совершенствования хозяйственной деятельности. Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное влияние на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, а также играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.
Акционерное общество «Хатангский морской торговый порт» единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль, при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках Северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района. От успешного функционирования данного предприятия зависит благополучие жителей муниципального района.
В первой главе дипломного проекта проведен анализ тенденций развития отрасли морских перевозок. Приоритетным направлением развития морского транспорта по-прежнему остается увеличение мощностей отечественной портовой инфраструктуры до параметров, удовлетворяющих потребности в перевалке существующих и перспективных грузопотоков. Деятельность морских торговых портов оказывает существенное влияние на достижение геополитических, экономических и социальных целей России, развитие внешней торговли, а также на экономическое развитие субъектов Российской Федерации. Морские порты Российской Федерации имеют стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса Российской Федерации, обеспечения экспортных потребностей Российской Федерации. Наращивание портовых мощностей позволяет России не только обеспечить внутренние потребности, но и стать активным участником процесса обслуживания международных грузопотоков транзита, трансшипмента, международных транспортных коридоров.
АО «ХМТП» обладает собственным самоходным и несамоходным флотом, парком перегрузочного оборудования. Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования составляют значительную часть накладных затрат предприятия. С целью управления и контроля накладных затрат в дипломном проекте предложен ряд мероприятий.
Оптимальное использование парка перегрузочного оборудования, напрямую повлияет на формирование статей накладных затрат, особенно таких как: затраты на ремонт, топливо и электроэнергия, амортизационные отчисления. Что, в конечном счете, скажется на снижении себестоимости переработки 1 тонны груза.
50 Петрова Л. В., Лубенская Е. Г. Управление расходами в транспортной компании // ТДР. 2011. №2.
51 Миерманова С. Т. Традиционные методы учета затрат в системе управленческого учета // Проблемы современной экономики. 2013. №2 (46).
52 Гренджола А. В. Роль анализа отклонений в системе бюджетирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №10-1.
53 Чечукова Яна Николаевна Анализ отклонений как инструмент гибкой системы внутрифирменного планирования // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. №4.
54 Соколов А. Ю., Бикмухаметова Ч. З. Теоретико-методологические аспекты управленческого учета затрат в разрезе потоков создания ценности продуктов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
2013. №8.
55 Хот Фатима Теучежевна Учет и фиксация отклонений в системе бюджетного контроля // Теория и практика общественного развития. 2011. №4.
56 Зеленский Юрий Александрович Стратегический подход к управлению затратами организации: методологические и методические особенности // Вестник ТИУиЭ. 2012. №2 (16)
57 Сысо Татьяна Николаевна Оптимизация управления затратами предприятия // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2011. №4.
58 Руденко Ирина Владимировна, Бойцова Александра Александровна Управление затратами: сущность, механизм, подходы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. №2.
59 Осипов Ладимир Иванович Стратегическое планирование и Прогнозирование затрат на промышленном предприятии // Вестник СамГУ.
2011. №82.
60 Асеева Александра Алексеевна, Петрачкова Юлия Львовна Теоретико-методологические подходы к управлению затратами производства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №9.
1 Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ // http: //www.morflot.ru/
2 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу // http://www.scrf. gov.ru/documents/98.html
3 Федеральная служба государственной статистики РФ // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/tr ansport/
4 Комков Н. И., Селин В. С., Цукерман В. А. Направления модернизации морской арктической транспортной системы // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), № 4 (20) / 2014
5 Федоренко А.И., Зеленов Н.Н. Анализ показателей портовой деятельности // Логистика сегодня, №5 (41) / 2012
6 Николаева Н. К., Давыдова А. Л. Об оценке эффективности работы морских портов // Фундаментальные исследования. 2009. №3
7 Руденко Ирина Владимировна, Бойцова Александра Александровна Управление затратами: сущность, механизм, подходы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. №2
8 Глущенко Александра Васильевна, Самедова Эльмира Назимовна Концептуальные основы управленческого учета // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2012.
9 Полякова Алла Валерьевна Сущность, основные функции и задачи управленческого учета // Вестник АГТУ. 2005. №4.
10 Иванова Ж. А. Учетная политика для целей управленческого учета // Проблемы современной экономики. 2010. №4.
11 Мухарь Владимир Дмитриевич Управление затратами в организациях водного транспорта // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2011. №3 (11).
12 Мухарь В. Д. Отраслевые особенности управленческого учета на предприятиях водного транспорта / И. Ф. Мухарь // Водные пути России: строительство, эксплуатация, управление: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию подготовки кадров для водного транс- порта России, 1-2 октября 2011 года. — СПб.: СПГУВК, 2012. — Кн. 2. — 283 с.
13 Артамонова Мария Юрьевна Методы оценки эффективности работы службы контроллинга в морских портах // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2010. №4 (8).
14 Чан ТхиХыонг, Шуршев Валерий Фёдорович Разработка математической модели для решения задачи оптимизации управления перегрузочными процессами морского порта // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2011.
15 Бойченко Михаил Михайлович, Молчанов Артем Юрьевич Оптимизация энергетических затрат на морские перевозки с применением открытых информационных ресурсов // Известия ЮФУ. Технические науки.
2012. №2.
16 Андреева Н. Ю. Оценка эффективности использования основных фондов морского порта // Научные труды Дальрыбвтуза. 2010.
17 Дмитриев Сергей Николаевич Проблема нормативно-правового регулирования сферы обеспечения транспортной безопасности морских портов // Общество и право. 2013. №4 (46).
18 Ротко Л. А., Кочеганова И. А. Оценка эффективности формирования и распределения прибыли морского порта // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2011. №1 (9).
19 Коробкова Марина Николаевна Формирование качества портовых услуг // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2012. №3 (15).
20 Борисова Людмила Федоровна, Морозов Николай Николаевич, Стариченков Алексей Леонидович Система мониторинга и управления движением маломерных плавательных средств в районе морского порта // Вестник МГТУ. 2014. №1.
21 Ботнарюк Марина Владимировна Конкурентоспособность портовой услуги: социальный аспект // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2015. №1 (29).
22 Русанов Иван Петрович О комплексном развитии транспортно¬логистических систем в регионах России, прилегающих к Арктике // Вестник МГТУ. 2014. №3.
23 Тараканов Михаил Афанасьевич Транспортные проекты в Арктике: синхронизация, комплексность // Вестник Кольского научного центра РАН. 2014. №1.
24 Николаева Анна Борисовна Северный морской путь: проблемы и перспективы // Вестник Кольского научного центра РАН. 2011. №4.
25 Ботнарюк М. В. Анализ состояния и перспективы развития Северного морского пути // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2013. №4 (20).
26 Панамарева Олеся Николаевна Инновации настоящее и будущее морских торговых портов России // Общество: политика, экономика, право.
2013. №4.
27 Глущенко Александра Васильевна, Самедова Эльмира Назимовна Концептуальные основы управленческого учета // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2012. №2.
28 Кулакова Юлия Васильевна, Лобковская Ольга Зориевна, Руднева Наталия Михайловна Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского финансового и управленческого учета в России // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №2-1.
29 Иванова Ж. А. Учетная политика для целей управленческого учета // Проблемы современной экономики. 2010. №4.
30 Игошина Юлия Александровна Система внутреннего контроля как элемент управленческого учета // Вестник НГИЭИ. 2014. №1 (32).
31 Мухина Е. Р. Теоретические аспекты бюджетирования как элемента ресурсного обеспечения управленческого учета // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2014. №1.
32 Миерманова С. Т. Традиционные методы учета затрат в системе управленческого учета // Проблемы современной экономики. 2013. №2 (46).
33 Чупахина Наталья Ильинична, Федорова Татьяна Васильевна Бюджетирование в системе управленческого учета // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №7.
34 Краснослободцева Е. А. Эффективность системы управленческого учета // T-Comm. 2014. №7.
35 Несветайлов В. Ф. Стратегический управленческий учет // ТДР. 2011. №4.
36 Сигидов Юрий Иванович, Бабалыкова Ирина Александровна, Баранников Антон Александрович Классификация затрат при исчислении себестоимости продукции в управленческом учете // Научный журнал КубГАУ - ScientificJournalofKubSAU. 2013. №91.
37 Косинова Екатерина Леонидовна Принципы управленческого анализа затрат на промышленном предприятии // Вестник ТИУиЭ. 2011. №1.
38 Глушакова Т. И. Взаимосвязь управленческого и финансового учета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №12-1.
39 Сигидов Юрий Иванович, Шоль Владимир Владимирович, Баранников Антон Александрович Место управленческого учета и анализа в системе управления организации, и их влияние на эффективность подготовки и принятия управленческих решений // Научный журнал КубГАУ - ScientificJournalofKubSAU. 2013. №91.
40 Щемелев Алексей Николаевич, Худолей Оксана Викторовна Совершенствование методики управленческого учета затрат, доходов,
финансовых результатов коммерческих организаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2009. №1.
41 ДинмухаметовИльнурФаизович Нормативный учет как метод калькулирования себестоимости продукции // ScienceTime. 2015. №5 (17).
42 Гедгафова И. Ю., Шогенцукова З. Х., Нагоев А. Б. Развитие нормативного метода учета затрат в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2014. №11-7.
43 Капустина Светлана Александровна Обзор этапов развития систем управления затратами как составной части управленческого учета на предприятии // Известия СПбУЭФ. 2009. №3.
44 Усольцев Дмитрий Геннадьевич «Прямой» метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) // Известия ИГЭА.
2010. №2
45 Молчанова Ю. В. Совершенствование нормативного метода учета затрат при формировании себестоимости продукции // Вологдинские чтения.
2012. №71.
46 Крайнова Вера Владимировна Совершенствование систем калькулирования себестоимости перевозок в управленческом учете судоходных компаний // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2015. №2 (30).
47 Дегальцева Жанна Владимировна Сравнительная характеристика различных методов учета затрат и калькулирования себестоимости // Научный журнал КубГАУ - ScientificJournalofKubSAU. 2014. №104.
48 Супрунова Е. А. Учет затрат и его связь с калькулированием себестоимости // СТЭЖ. 2010. №10.
49 Ерохина Ольга Сергеевна, Федорович Татьяна Владимировна Обоснование метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в системе управления затратами // Проблемы учета и финансов. 2012. №2 (6).