ВИРУСНЫЙ ХАРАКТЕР МЕДИАТЕРРОРИЗМА
|
Введение 4
1 История и определение понятия «терроризм» 9
1.1 Виды терроризма 20
1.2 Информационный терроризм 23
1.2.1 Медиатерроризм и его инструменты 27
1.2.1.1 Воздействие терроризма напрямую 33
1.2.1.2 Воздействие терроризма через посредника 36
1.2.2 Последствия медиатерроризма 39
1.3. Медиасобытия и медиавирус 41
1.3.1. Формы медиавируса 57
1.4 Медиаритуалы и формат 57
2 Использование методов и инструментов медиатерроризма при освещении
терактов 63
2.1 Теракт во Франции 7 января 2015 года 64
2.2 Теракт во Франции 13 ноября 2015 года 65
2.3 Теракт в Йемене 20 марта 2015 года 68
2.4 Теракт в Тунисе 26 июня 2015 года 69
2.5 Теракт в Турции 10 октября 2015 года 72
2.6 Теракт в самолете 31 октября 2015 года 74
2.7 Теракт в Мали 20 ноября 2015 года 76
2.8 Теракт в Бельгии 22 марта 2016 года 78
2.9 Теракт во Франции 14 июля 2016 года 81
2.10 Теракт в Германии 22 июля 2016 года 85
2.11 Теракт в Германии 19 декабря 2016 года 87
2.12 Теракт в Великобритании 22 марта 2017 года 89
2.13 Теракт в России 3 апреля 2017 года 91
2.14 Теракт в Швеции 7 апреля 2017 года 99
2.15 Террористический акт как медиавирус 102
2.16 Ритуальные компоненты 107
Заключение 111
Список использованных источников 116
Приложение А. Инфографики и карты 127
Приложение Б. Фотографии 134
Приложение В. Скриншоты 153
1 История и определение понятия «терроризм» 9
1.1 Виды терроризма 20
1.2 Информационный терроризм 23
1.2.1 Медиатерроризм и его инструменты 27
1.2.1.1 Воздействие терроризма напрямую 33
1.2.1.2 Воздействие терроризма через посредника 36
1.2.2 Последствия медиатерроризма 39
1.3. Медиасобытия и медиавирус 41
1.3.1. Формы медиавируса 57
1.4 Медиаритуалы и формат 57
2 Использование методов и инструментов медиатерроризма при освещении
терактов 63
2.1 Теракт во Франции 7 января 2015 года 64
2.2 Теракт во Франции 13 ноября 2015 года 65
2.3 Теракт в Йемене 20 марта 2015 года 68
2.4 Теракт в Тунисе 26 июня 2015 года 69
2.5 Теракт в Турции 10 октября 2015 года 72
2.6 Теракт в самолете 31 октября 2015 года 74
2.7 Теракт в Мали 20 ноября 2015 года 76
2.8 Теракт в Бельгии 22 марта 2016 года 78
2.9 Теракт во Франции 14 июля 2016 года 81
2.10 Теракт в Германии 22 июля 2016 года 85
2.11 Теракт в Германии 19 декабря 2016 года 87
2.12 Теракт в Великобритании 22 марта 2017 года 89
2.13 Теракт в России 3 апреля 2017 года 91
2.14 Теракт в Швеции 7 апреля 2017 года 99
2.15 Террористический акт как медиавирус 102
2.16 Ритуальные компоненты 107
Заключение 111
Список использованных источников 116
Приложение А. Инфографики и карты 127
Приложение Б. Фотографии 134
Приложение В. Скриншоты 153
Терроризм является одной из острых проблем современного мира. События последних десятилетий показали тотальный, всепроницающий характер этого явления, практически изменившего мир XXI века. В настоящий момент ни один человек не может ощущать себя достаточно защищенным от действий вездесущих террористов.
Многие исследователи в своих работах, посвященным теме терроризма, акцентируют внимание на том, что непосредственной целью террористов становится привлечение внимания медиа к своим действиям. Медиа выступают для террористических организаций как средство распространения в обществе страха, паники, а также как громкоговоритель для привлечения внимания аудитории средств массовой информации к своим целям. В связи с этим считается оправданным использование термина «медиатерроризм», когда СМИ нехотя встраиваются в схему коммуникации между террористами и аудиторией.
В данном случае необходимо пояснить субъектно-объектные отношения данного явления. В «медиатерроризме» субъектом являются сами террористы, а объектом - СМИ, которые становятся их опосредованным инструментом для связи с людьми, не ставшими жертвами «первого порядка».
Технологии, которые сегодня разрабатываются террористами, носят запланировано вирусный характер. Они рассчитывают на широкий резонанс и внешний эффект - те составляющие, которые так привлекают СМИ.
Проблема исследования лежит на стыке теоретической и практической журналистики, социологии и психологии, и заключается в использовании террористами СМИ для создания медиавируса, вызывающего хаос и дезориентацию аудитории.
Объектом исследования являются инструменты и методы медиатерроризма, использующиеся для создания медиавируса.
Предметом - инструменты и методы медиатерроризма, использующиеся для создания медиавируса на платформах «РИА Новости», «MK.RU», «Meduza», «Корреспондент.net», «Neva.today», «Россия 24», «Россия 1», «Россия HD», «РЕН ТВ», «НТВ», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда», «Российская газета», «ТАСС», «Интерфакс», «Первый канал», «Рейтер», «Lenta.ru», «The Russian Times», «Юг», «ТВЦ», «RT», «ra3eTa.ru», «KoMMepcaHT.ru», «Федеральное агентство новостей», «Новая газета», «Life», «Regnum», «Вечерняя Москва», «Вести.ш», «РБК», «Федерал Пресс»,«Росбалт».
Новизна данной работы продиктована материалами исследования.
Актуальность работы объясняется тем, что инструменты и методы медиатерроризма актуализируются на всех площадках, усиливая влияние медиавируса на человека.
Теоретическая значимость:
- результаты исследования позволят расширить и углубить представление об инструментах и методах, которые используют террористы, чтобы влиять на аудиторию через СМИ.
Практическая значимость:
- определение роли и специфических особенностей методов и инструментов медиатерроризма для создания медиавируса;
- представленный в выпускной квалификационной работе материал может быть полезен в дальнейшем изучении данной темы.
Цель - доказать вирусный характер медиатерроризма и его отрицательное влияние на аудиторию с помощью анализа представленного в работе материала.
Задачи:
- исследовать и описать понятие «терроризм»;
- изучить и описать виды терроризма;
- исследовать и выявить основные черты понятия "информационный терроризм»;
- изучить понятие «медиатерроризм», его особенности, инструменты и методы;
-изучить и описать понятие «медиасобытие», исследовать его особенности и характерные черты;
- изучить и описать понятие «медиавирус», исследовать его особенности и характерные черты;
- изучить формы медиавируса;
- исследовать и определить ритуальную сущность СМИ и их компоненты;
- соотнести ритуальные компоненты с форматом;
- проанализировать инструменты и методы медиатерроризма в освещении терактов;
- соотнести инструменты и методы медиатерроризма с особенностями медиавируса;
- проанализировать медиатерроризм как медиавирус на наличие в нём ритуальных компонентов.
В исследовании понятия «терроризм» и его видов были использованы труды Г.Ю. Каримовой и Р.Р. Каримова [Каримова, Каримов, 2011], А.А. Руденко [Руденко, 2016], И.В. Воронина [Воронин, 2015], И.В. Батыщевой и А.А. Рябикиной [Батыщева, Рябикина, 2015], Е.С. Щеблякова [Щебляков,2008], Ю.Р. Фарвазовой [Фарвазова, 2013], Ю.С. Горбунова [Горбунов, 2010], А.Б. Гуркина и М.М. Шумилова [Гуркин, Шумилов, 2016], А.К. Боташевой [Боташева, 2008], З.П. Гамзаевой [Гамзаева, 2013], А.И. Колташова и А.В. Сергеева [Колташов, Сергеев, 2015], В.В. Лизунова [Лизунов, 2011].
Для исследования понятия «информационный терроризм» теоретической базой послужили работы А.П. Чубика [Чубик, 2013], И.М. Глотиной [Глотина, 2014], С.Э. Атаджановой [Атаджанова, 2014], Д.В. Фатхи [Фатхи, 2007], Д.А. Ковлагиной [Ковлагина, 2013], А.А. Пропищина [Пропищин, 2009], А.И. Завьялова [Завьялов, 2015], В.В. Котляровой [Котлярова, 2015].
Работы следующих исследователей-теоретиков были использованы для изучения понятия «медиатерроризм»: В.В. Цыганова [Цыганов, 2004], М.А. Худовековой [Худовекова, 2013], М. Васильева [Васильев, 2016], Джейсона Бёрка [Бёрк, 2016], Л.А. Бураевой [Бураева, 2016], Д.А. Журавлёва [Журавлёв, 2009], Т.В. Ерохиной [Ерохина, 2013], Н.В. Романовской [Романовская, 2012], В.Б. Петухова [Петухов, 2015], Е.И. Пронина и Е.Е. Прониной [Пронин, Пронина, 2008], В.М. Амирова [Амиров, 2014], О.В. Теплякова и О.В. Фроловой [Тепляков, Фролова, 2016], Д.С. Глухарева [Глухарев, 2015], М.А. Вавилиной [Вавилина, 2011], С. Ануфриенко [Ануфриенко, 2015], О.Н. Гурова [Гуров, 2012], Ю.П. Зинченко, Л.А. Шайгеровой и Р.С. Шилко [Зинченко, Шайгерова, Шилко, 2011], И.Ю. Сундиева и А.А. Смирнова [Сундиев, Смирнов, 2014].
Для исследования понятий «медиасобытие» и «медиавирус» теоретической базой стали работы Э. Каца и Д. Дайана [Кац, 1980], Н. Коулдри [Коулдри, 2010], Е.В. Выровцевой [Выровцева, 2013], Д.В. Попова [Попов, 2016], М.А. Суворова [Суворов, 2015], В.Е. Соломина [Соломин, 2012], Н. Зверевой [Зверева, 2015], В.В. Витвинчук [Витвинчук, 2013], Н.Н. Комаровой [Комарова, 2003], Н.В. Рабкиной [Рабкина, 2014], Т.В. Закировой и В.В. Кашина [Закирова, Кашин, 2012], Д.С. Глухарева [Глухарев, 2011], В.В. Гура [Гура, 2006], В. Демидова [Демидов, 2007], А. Столетова [Столетов, 2009], А.Р. Кожариновой [Кожаринова, 2013], Н.А. Мельниковой [Мельникова, 2012], О.А. Шевченко [Шевченко, 2006], А.С. Акулиничева [Акулиничев, 2013], В.Ю. Кожановой [Кожанова, 2011], С.И. Сметаниной [Сметанина, 2002], Д. Рашкоффа [Рашкофф, 2003] и Р. Броди [Броди, 2002].
Теоретической базой для исследования ритуальной сущности медиа послужили работы Г.Г. Почепцова [Почепцов, 2001], Ю.Н. Кириленко [Кириленко, 2009], Ю.С. Мартемьянова и Ю.А. Шрейдера [сборник статей под ред. Л.Л. Федорова, 2013], А.И. Черных [Черных 2007, 2012, 2015], А.В. Олянич [Олянич, 2003], Л.М. Гриценко [Гриценко, 2008], Р.А. Усмонова [Усмонов,
2010] , Е.Г. Романовой [Романова, 1999], В.П. Третьякова [Третьяков], И.В. Ерофеевой [Ерофеева, 2009, 2013].
Исследовательские работы Чубик А.П. [Чубик, 2013], В.Е. Соломина [Соломин, 2012], Т.В. Закировой и В.В. Кашина [Закирова, Кашин, 2012], А.И. Черных [Черных, 2015], И.В. Ерофеевой [Ерофеева, 2009], О.Ф. Нескрябиной [Нескрябина, 2013] также были использованы при изучении реальности СМИ.
Научные труды О.Р. Лащук [Лащук, 2009], С.С. Распоповой [Распопова, 2012], А.В. Колесниченко [Колесниченко, 2008], Л. А. Месеняшиной [Месеняшина, 2013, 2014] и Г.В. Лазутиной [Лазутина, 2010] были изучены для определения формата и жанра в журналистике.
Материалы исследования: «РИА Новости», «MK.RU», «Meduza»,«Корреспондент.net», «Neva.today», «Россия 24», «Россия 1», «Россия HD», «РЕН ТВ», «НТВ», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда», «Российская газета», «ТАСС», «Интерфакс», «Первого канала», «Рейтер», «Lenta.ru», «The Russian Times», «Юг», «ТВЦ», «RT», «ra3eTa.ru»,«KoMMepcaHT.ru», «Федеральное агентство новостей», «Новая газета», «Life», «Regnum», «Вечерняя Москва», «Вести.ш», «РБК», «Федерал Пресс»,«Росбалт». Проанализировано 485 текстов.
Научные методы, использованные в данной выпускной квалификационной работе: анализ, индукция, дедукция, синтез, сравнение, описание, наблюдение, кейс-метод.
Структура работы состоит из содержания, введения, теоретической и практической частей, заключения, списка использованных источников и приложения А, приложения Б, приложения В.
Апробация: промежуточные результаты исследования были апробированы в рамках конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», по итогам которой запланирован сборник научных статей.
Многие исследователи в своих работах, посвященным теме терроризма, акцентируют внимание на том, что непосредственной целью террористов становится привлечение внимания медиа к своим действиям. Медиа выступают для террористических организаций как средство распространения в обществе страха, паники, а также как громкоговоритель для привлечения внимания аудитории средств массовой информации к своим целям. В связи с этим считается оправданным использование термина «медиатерроризм», когда СМИ нехотя встраиваются в схему коммуникации между террористами и аудиторией.
В данном случае необходимо пояснить субъектно-объектные отношения данного явления. В «медиатерроризме» субъектом являются сами террористы, а объектом - СМИ, которые становятся их опосредованным инструментом для связи с людьми, не ставшими жертвами «первого порядка».
Технологии, которые сегодня разрабатываются террористами, носят запланировано вирусный характер. Они рассчитывают на широкий резонанс и внешний эффект - те составляющие, которые так привлекают СМИ.
Проблема исследования лежит на стыке теоретической и практической журналистики, социологии и психологии, и заключается в использовании террористами СМИ для создания медиавируса, вызывающего хаос и дезориентацию аудитории.
Объектом исследования являются инструменты и методы медиатерроризма, использующиеся для создания медиавируса.
Предметом - инструменты и методы медиатерроризма, использующиеся для создания медиавируса на платформах «РИА Новости», «MK.RU», «Meduza», «Корреспондент.net», «Neva.today», «Россия 24», «Россия 1», «Россия HD», «РЕН ТВ», «НТВ», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда», «Российская газета», «ТАСС», «Интерфакс», «Первый канал», «Рейтер», «Lenta.ru», «The Russian Times», «Юг», «ТВЦ», «RT», «ra3eTa.ru», «KoMMepcaHT.ru», «Федеральное агентство новостей», «Новая газета», «Life», «Regnum», «Вечерняя Москва», «Вести.ш», «РБК», «Федерал Пресс»,«Росбалт».
Новизна данной работы продиктована материалами исследования.
Актуальность работы объясняется тем, что инструменты и методы медиатерроризма актуализируются на всех площадках, усиливая влияние медиавируса на человека.
Теоретическая значимость:
- результаты исследования позволят расширить и углубить представление об инструментах и методах, которые используют террористы, чтобы влиять на аудиторию через СМИ.
Практическая значимость:
- определение роли и специфических особенностей методов и инструментов медиатерроризма для создания медиавируса;
- представленный в выпускной квалификационной работе материал может быть полезен в дальнейшем изучении данной темы.
Цель - доказать вирусный характер медиатерроризма и его отрицательное влияние на аудиторию с помощью анализа представленного в работе материала.
Задачи:
- исследовать и описать понятие «терроризм»;
- изучить и описать виды терроризма;
- исследовать и выявить основные черты понятия "информационный терроризм»;
- изучить понятие «медиатерроризм», его особенности, инструменты и методы;
-изучить и описать понятие «медиасобытие», исследовать его особенности и характерные черты;
- изучить и описать понятие «медиавирус», исследовать его особенности и характерные черты;
- изучить формы медиавируса;
- исследовать и определить ритуальную сущность СМИ и их компоненты;
- соотнести ритуальные компоненты с форматом;
- проанализировать инструменты и методы медиатерроризма в освещении терактов;
- соотнести инструменты и методы медиатерроризма с особенностями медиавируса;
- проанализировать медиатерроризм как медиавирус на наличие в нём ритуальных компонентов.
В исследовании понятия «терроризм» и его видов были использованы труды Г.Ю. Каримовой и Р.Р. Каримова [Каримова, Каримов, 2011], А.А. Руденко [Руденко, 2016], И.В. Воронина [Воронин, 2015], И.В. Батыщевой и А.А. Рябикиной [Батыщева, Рябикина, 2015], Е.С. Щеблякова [Щебляков,2008], Ю.Р. Фарвазовой [Фарвазова, 2013], Ю.С. Горбунова [Горбунов, 2010], А.Б. Гуркина и М.М. Шумилова [Гуркин, Шумилов, 2016], А.К. Боташевой [Боташева, 2008], З.П. Гамзаевой [Гамзаева, 2013], А.И. Колташова и А.В. Сергеева [Колташов, Сергеев, 2015], В.В. Лизунова [Лизунов, 2011].
Для исследования понятия «информационный терроризм» теоретической базой послужили работы А.П. Чубика [Чубик, 2013], И.М. Глотиной [Глотина, 2014], С.Э. Атаджановой [Атаджанова, 2014], Д.В. Фатхи [Фатхи, 2007], Д.А. Ковлагиной [Ковлагина, 2013], А.А. Пропищина [Пропищин, 2009], А.И. Завьялова [Завьялов, 2015], В.В. Котляровой [Котлярова, 2015].
Работы следующих исследователей-теоретиков были использованы для изучения понятия «медиатерроризм»: В.В. Цыганова [Цыганов, 2004], М.А. Худовековой [Худовекова, 2013], М. Васильева [Васильев, 2016], Джейсона Бёрка [Бёрк, 2016], Л.А. Бураевой [Бураева, 2016], Д.А. Журавлёва [Журавлёв, 2009], Т.В. Ерохиной [Ерохина, 2013], Н.В. Романовской [Романовская, 2012], В.Б. Петухова [Петухов, 2015], Е.И. Пронина и Е.Е. Прониной [Пронин, Пронина, 2008], В.М. Амирова [Амиров, 2014], О.В. Теплякова и О.В. Фроловой [Тепляков, Фролова, 2016], Д.С. Глухарева [Глухарев, 2015], М.А. Вавилиной [Вавилина, 2011], С. Ануфриенко [Ануфриенко, 2015], О.Н. Гурова [Гуров, 2012], Ю.П. Зинченко, Л.А. Шайгеровой и Р.С. Шилко [Зинченко, Шайгерова, Шилко, 2011], И.Ю. Сундиева и А.А. Смирнова [Сундиев, Смирнов, 2014].
Для исследования понятий «медиасобытие» и «медиавирус» теоретической базой стали работы Э. Каца и Д. Дайана [Кац, 1980], Н. Коулдри [Коулдри, 2010], Е.В. Выровцевой [Выровцева, 2013], Д.В. Попова [Попов, 2016], М.А. Суворова [Суворов, 2015], В.Е. Соломина [Соломин, 2012], Н. Зверевой [Зверева, 2015], В.В. Витвинчук [Витвинчук, 2013], Н.Н. Комаровой [Комарова, 2003], Н.В. Рабкиной [Рабкина, 2014], Т.В. Закировой и В.В. Кашина [Закирова, Кашин, 2012], Д.С. Глухарева [Глухарев, 2011], В.В. Гура [Гура, 2006], В. Демидова [Демидов, 2007], А. Столетова [Столетов, 2009], А.Р. Кожариновой [Кожаринова, 2013], Н.А. Мельниковой [Мельникова, 2012], О.А. Шевченко [Шевченко, 2006], А.С. Акулиничева [Акулиничев, 2013], В.Ю. Кожановой [Кожанова, 2011], С.И. Сметаниной [Сметанина, 2002], Д. Рашкоффа [Рашкофф, 2003] и Р. Броди [Броди, 2002].
Теоретической базой для исследования ритуальной сущности медиа послужили работы Г.Г. Почепцова [Почепцов, 2001], Ю.Н. Кириленко [Кириленко, 2009], Ю.С. Мартемьянова и Ю.А. Шрейдера [сборник статей под ред. Л.Л. Федорова, 2013], А.И. Черных [Черных 2007, 2012, 2015], А.В. Олянич [Олянич, 2003], Л.М. Гриценко [Гриценко, 2008], Р.А. Усмонова [Усмонов,
2010] , Е.Г. Романовой [Романова, 1999], В.П. Третьякова [Третьяков], И.В. Ерофеевой [Ерофеева, 2009, 2013].
Исследовательские работы Чубик А.П. [Чубик, 2013], В.Е. Соломина [Соломин, 2012], Т.В. Закировой и В.В. Кашина [Закирова, Кашин, 2012], А.И. Черных [Черных, 2015], И.В. Ерофеевой [Ерофеева, 2009], О.Ф. Нескрябиной [Нескрябина, 2013] также были использованы при изучении реальности СМИ.
Научные труды О.Р. Лащук [Лащук, 2009], С.С. Распоповой [Распопова, 2012], А.В. Колесниченко [Колесниченко, 2008], Л. А. Месеняшиной [Месеняшина, 2013, 2014] и Г.В. Лазутиной [Лазутина, 2010] были изучены для определения формата и жанра в журналистике.
Материалы исследования: «РИА Новости», «MK.RU», «Meduza»,«Корреспондент.net», «Neva.today», «Россия 24», «Россия 1», «Россия HD», «РЕН ТВ», «НТВ», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда», «Российская газета», «ТАСС», «Интерфакс», «Первого канала», «Рейтер», «Lenta.ru», «The Russian Times», «Юг», «ТВЦ», «RT», «ra3eTa.ru»,«KoMMepcaHT.ru», «Федеральное агентство новостей», «Новая газета», «Life», «Regnum», «Вечерняя Москва», «Вести.ш», «РБК», «Федерал Пресс»,«Росбалт». Проанализировано 485 текстов.
Научные методы, использованные в данной выпускной квалификационной работе: анализ, индукция, дедукция, синтез, сравнение, описание, наблюдение, кейс-метод.
Структура работы состоит из содержания, введения, теоретической и практической частей, заключения, списка использованных источников и приложения А, приложения Б, приложения В.
Апробация: промежуточные результаты исследования были апробированы в рамках конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», по итогам которой запланирован сборник научных статей.
Резюмируя, необходимо обозначить несколько главных выводов, которые были сделаны на основе проведенного исследования.
Терроризм в XXI веке реализуется в двух фазах: в классической (силовой) и информационной. В информационной фазе речь идёт о медиатерроризме.
Понятие медиатерроризм означает целенаправленное, планомерное, систематическое использование возможностей СМИ (масс-медиа) для создания и тиражирования чувства страха, ужаса, беспокойства, тревоги и распространения их в информационном пространстве в целях манипулирования общественным сознанием.
Инструменты и методы, используемы в медиатерроризме, делятся на два вида воздействия: прямое и косвенное
Наиболее частыми инструментами и методами, используемыми в медиатерроризме со стороны террористов, становятся взятие ответственности террористической группировки за совершение теракта, использование террористов-смертников, выбор правильных и зрелищных объектов. Со стороны СМИ, которые освещают деятельность террористов: распространение информации через информационные сообщения и репортажи, метод утомления аудитории, стремление стать главной темой дня, нагнетание ужаса посредством профессиональных журналистских приемов, используемой лексики и признания неэффективности силовых структур и государства перед лицом опасности.
Помимо тех инструментов и методов, которые были выявлены исследователями, нами были выделены еще несколько инструментов медиатерроризма. Во-первых, это онлайн-трансляции в Интернет-изданиях, создающие атмосферу информационного шума. Во-вторых, использование фото и видеоиллюстраций для большего эффекта и воздействия на аудиторию. В-третьих, это распространение через СМИ информации о погибших и пострадавших, душещипательные истории людей, потерявших близких, интервью с очевидцами.
Необходимо в заключении сказать и о медиавирусе - втором ключевом понятии в данной работе. Медиавирусы состоят из оболочки и мема и представляют собой медиасобытия, вызывающие подлинные социальные перемены.
Мем можно считать успешным, если он способен «вцепиться» в память, вызывать любые эмоции, вовлекать в общение. Важно понимать, что мем распространяет не информацию, а знак, и вовлекает новые социальные группы в равноправный диалог. Для успеха мема необязательно полное его понимание.
Успешно сделанный мем, который отличается не только переадресовкой к большому количеству информации, но и вызывает общественный резонанс, превращается в медиавирус.
Основными характерными чертами медиавирусов можно считать: эмоциональную составляющую, апелляцию к бессознательному, необязательность логического осмысления, формирование взглядов и поведенческой реакции у организма-хозяина, усложнение картины миры, обнаженные дискурсы (ценностно-идеологические, философские и т.д.), провокационное начало, развитие в двух мирах.
Исследование теоретических данных и материалов в практической части позволило сопоставить характерные черты медиавируса и его формы, о которых в своей статье написала Е.В. Выровцева, и ритуальные компоненты медиа, которые выделила И.В. Ерофеева. Методом сравнительного анализа мы пришли к заключению, что ритуальные компоненты действительно используются при создании террористического акта как медиавируса.
Симбиоз медиа и терроризма не означает, что СМИ могут контролироваться террористами или разделяют их взгляды и ценности. Медиатерроризм совершается без осознания самих СМИ, они легко подвергаются манипуляции со стороны террористов. После силовой фазы терроризма наступает информационная, где возникает коммуникация между террористами и аудиторией. Этот инструмент считается главным в воздействии на общество, так как без него совершенный теракт затронет гораздо меньшее количество людей и не вызовет тот всепроницающий тотальный страх и ужас. А свобода слова в СМИ не препятствует освещению этой деятельности, благодаря СМИ терроризм приобретает известность.
Не стоит, конечно, думать, что феномен терроризма не существует в странах, где СМИ являются полностью подконтрольными государству. Однако неоспоримым является факт, что влияние терроризма в таких странах ограничено.
Каждая из сторон этих отношений становится зависимой от другой: террористы нуждаются в СМИ для охвата более широкой аудитории, для поражения жертв «второго порядка». Террористам просто необходимо освещение их деятельности в средствах массовой информации для ретрансляции своих идей.
Печатные издания, Интернет-издания, радио, телевизионные каналы в условиях жесткой конкуренции используют действия террористических группировок с этой же целью - привлечение большего количества аудитории, но здесь она необходима для рейтингов. Эти драматические события привлекают людей. Но вопрос о соблюдении морально-этических принципов журналистами тех или иных СМИ во время освещения террористических атак остается под вопросом.
По мнению известного психиатра, члена Российской академии медицинских наук Татьяны Дмитриевой, зрители, смотрящие прямые телерепортажи о террористических актах, испытывают практически те же чувства, что и заложники: растерянность, ощущение бессилия, ненависть к террористам, беспомощность и страх за себя, за своих близких, которые тоже могли оказаться в роли заложников.
Используя СМИ, террористы преследуют несколько целей. Во-первых, это пропаганда самого теракта и обострение ужаса у аудитории. Во-вторых, мобилизация поддержки у населения и международного сообщества. В-третьих, пропаганда неспособности силовых структур и государства остановить терроризм, что вызывает недовольство простых граждан. Ну и наконец, создание через СМИ образа всемогущих, безнаказанных и непобедимых.
Очевидные методы террористов (их собственные СМИ, приложения и др.) отпугивают аудиторию, потому что у человека сразу загорается красный сигнал - опасность. В случае с распространением информации в средствах массовой информации, не имеющих отношения к террористам, люди просто не в курсе, какие последствия их могут ожидать. Поэтому медиатерроризм становится гораздо опаснее. Медиа выводят терроризм на глобальный уровень, где это явление развивается и проникает во все сферы жизни, будто вирус.
Такие свойства медиатерроризма как универсальность, скрытность, широта воздействий, выбора места и времени применения, эффективность и отсутствие правовых ограничений на использование определяют особенно высокий уровень его опасности.
Медиатерроризм предназначен для порождения и стимуляции хаоса, разрушения социальной устойчивости, усиления общественной напряженности и конфликтности. Медиавирус, провоцируя дискуссии и сомнения, создавая фобии, смешивая понятия, вызывает хаос, дезориентацию аудитории, создает ценностный вакуум.
Непонятно только одно, когда же СМИ сменят тактику при освещении террористических актов и пойдут по-другому пути. Ведь есть эксперты, которые уже заявляют об опасности: «Мы пока точно не знаем, теракт это или несчастный случай. Но уже до расследования говорится, что это теракт. Это информационно-психологическое воздействие на население. Мы вошли в острую ситуацию», - Константин Соколов, эксперт по геополитике, член- корреспондент Российской академии естественных наук.
СМИ должны не гнаться за рейтингом, а проанализировать свои действия, чтобы дать отпор террористическим организациям и снизить их влияние на окружающий мир.
Терроризм в XXI веке реализуется в двух фазах: в классической (силовой) и информационной. В информационной фазе речь идёт о медиатерроризме.
Понятие медиатерроризм означает целенаправленное, планомерное, систематическое использование возможностей СМИ (масс-медиа) для создания и тиражирования чувства страха, ужаса, беспокойства, тревоги и распространения их в информационном пространстве в целях манипулирования общественным сознанием.
Инструменты и методы, используемы в медиатерроризме, делятся на два вида воздействия: прямое и косвенное
Наиболее частыми инструментами и методами, используемыми в медиатерроризме со стороны террористов, становятся взятие ответственности террористической группировки за совершение теракта, использование террористов-смертников, выбор правильных и зрелищных объектов. Со стороны СМИ, которые освещают деятельность террористов: распространение информации через информационные сообщения и репортажи, метод утомления аудитории, стремление стать главной темой дня, нагнетание ужаса посредством профессиональных журналистских приемов, используемой лексики и признания неэффективности силовых структур и государства перед лицом опасности.
Помимо тех инструментов и методов, которые были выявлены исследователями, нами были выделены еще несколько инструментов медиатерроризма. Во-первых, это онлайн-трансляции в Интернет-изданиях, создающие атмосферу информационного шума. Во-вторых, использование фото и видеоиллюстраций для большего эффекта и воздействия на аудиторию. В-третьих, это распространение через СМИ информации о погибших и пострадавших, душещипательные истории людей, потерявших близких, интервью с очевидцами.
Необходимо в заключении сказать и о медиавирусе - втором ключевом понятии в данной работе. Медиавирусы состоят из оболочки и мема и представляют собой медиасобытия, вызывающие подлинные социальные перемены.
Мем можно считать успешным, если он способен «вцепиться» в память, вызывать любые эмоции, вовлекать в общение. Важно понимать, что мем распространяет не информацию, а знак, и вовлекает новые социальные группы в равноправный диалог. Для успеха мема необязательно полное его понимание.
Успешно сделанный мем, который отличается не только переадресовкой к большому количеству информации, но и вызывает общественный резонанс, превращается в медиавирус.
Основными характерными чертами медиавирусов можно считать: эмоциональную составляющую, апелляцию к бессознательному, необязательность логического осмысления, формирование взглядов и поведенческой реакции у организма-хозяина, усложнение картины миры, обнаженные дискурсы (ценностно-идеологические, философские и т.д.), провокационное начало, развитие в двух мирах.
Исследование теоретических данных и материалов в практической части позволило сопоставить характерные черты медиавируса и его формы, о которых в своей статье написала Е.В. Выровцева, и ритуальные компоненты медиа, которые выделила И.В. Ерофеева. Методом сравнительного анализа мы пришли к заключению, что ритуальные компоненты действительно используются при создании террористического акта как медиавируса.
Симбиоз медиа и терроризма не означает, что СМИ могут контролироваться террористами или разделяют их взгляды и ценности. Медиатерроризм совершается без осознания самих СМИ, они легко подвергаются манипуляции со стороны террористов. После силовой фазы терроризма наступает информационная, где возникает коммуникация между террористами и аудиторией. Этот инструмент считается главным в воздействии на общество, так как без него совершенный теракт затронет гораздо меньшее количество людей и не вызовет тот всепроницающий тотальный страх и ужас. А свобода слова в СМИ не препятствует освещению этой деятельности, благодаря СМИ терроризм приобретает известность.
Не стоит, конечно, думать, что феномен терроризма не существует в странах, где СМИ являются полностью подконтрольными государству. Однако неоспоримым является факт, что влияние терроризма в таких странах ограничено.
Каждая из сторон этих отношений становится зависимой от другой: террористы нуждаются в СМИ для охвата более широкой аудитории, для поражения жертв «второго порядка». Террористам просто необходимо освещение их деятельности в средствах массовой информации для ретрансляции своих идей.
Печатные издания, Интернет-издания, радио, телевизионные каналы в условиях жесткой конкуренции используют действия террористических группировок с этой же целью - привлечение большего количества аудитории, но здесь она необходима для рейтингов. Эти драматические события привлекают людей. Но вопрос о соблюдении морально-этических принципов журналистами тех или иных СМИ во время освещения террористических атак остается под вопросом.
По мнению известного психиатра, члена Российской академии медицинских наук Татьяны Дмитриевой, зрители, смотрящие прямые телерепортажи о террористических актах, испытывают практически те же чувства, что и заложники: растерянность, ощущение бессилия, ненависть к террористам, беспомощность и страх за себя, за своих близких, которые тоже могли оказаться в роли заложников.
Используя СМИ, террористы преследуют несколько целей. Во-первых, это пропаганда самого теракта и обострение ужаса у аудитории. Во-вторых, мобилизация поддержки у населения и международного сообщества. В-третьих, пропаганда неспособности силовых структур и государства остановить терроризм, что вызывает недовольство простых граждан. Ну и наконец, создание через СМИ образа всемогущих, безнаказанных и непобедимых.
Очевидные методы террористов (их собственные СМИ, приложения и др.) отпугивают аудиторию, потому что у человека сразу загорается красный сигнал - опасность. В случае с распространением информации в средствах массовой информации, не имеющих отношения к террористам, люди просто не в курсе, какие последствия их могут ожидать. Поэтому медиатерроризм становится гораздо опаснее. Медиа выводят терроризм на глобальный уровень, где это явление развивается и проникает во все сферы жизни, будто вирус.
Такие свойства медиатерроризма как универсальность, скрытность, широта воздействий, выбора места и времени применения, эффективность и отсутствие правовых ограничений на использование определяют особенно высокий уровень его опасности.
Медиатерроризм предназначен для порождения и стимуляции хаоса, разрушения социальной устойчивости, усиления общественной напряженности и конфликтности. Медиавирус, провоцируя дискуссии и сомнения, создавая фобии, смешивая понятия, вызывает хаос, дезориентацию аудитории, создает ценностный вакуум.
Непонятно только одно, когда же СМИ сменят тактику при освещении террористических актов и пойдут по-другому пути. Ведь есть эксперты, которые уже заявляют об опасности: «Мы пока точно не знаем, теракт это или несчастный случай. Но уже до расследования говорится, что это теракт. Это информационно-психологическое воздействие на население. Мы вошли в острую ситуацию», - Константин Соколов, эксперт по геополитике, член- корреспондент Российской академии естественных наук.
СМИ должны не гнаться за рейтингом, а проанализировать свои действия, чтобы дать отпор террористическим организациям и снизить их влияние на окружающий мир.



