ВВЕДЕНИЕ 4
1 Государственное регулирование сферы дополнительного образования
в Российской Федерации как социально значимого аспекта развития общества 7
1.1 Теоретические аспекты определения понятия дополнительного
образования 7
1.2 Дополнительное образование как потенциал социально-экономического развития территории 13
1.3 Нормативно-правовое регулирование системы дополнительного
образования 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
Начиная с 2012 г. отмечается резкое усиление внимания государства к институту дополнительного образования детей. Ключевая задача, сформулированная в политических и программных документах (Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства от 4 сентября 2014 г.) - повышение охвата детей дополнительными образовательными программами.
Актуальность данной работы заключается в том, что в отличие от дошкольного и общего образования в законодательстве не закреплены государственные гарантии общедоступности и бесплатности дополнительного образования. В условиях межрегиональной и межмуниципальной экономической дифференциации это приводит к заметным диспропорциям в доступности услуг дополнительного образования, качестве ресурсной базы организаций и уровне оплаты труда.
Обновление содержания дополнительного образования происходит медленно, недостаточно учитываются изменения потребностей и интересов общества, технологического уклада, вызовы современного информационного развития и трансформация детства. Отсутствие механизмов конкуренции организаций за бюджетные средства не стимулирует обновление линейки образовательных программ и повышение качества услуг.
В поиске путей совершенствования системы дополнительного образования детей включились ведущие учёные и педагоги страны. В последние годы активно занимались изучением отдельных проблем дополнительного образования детей В.В. Белова, В.А. Березина, Р.У. Богданова, А.К. Бруднов, В.А. Горский, О.Е. Лебедев, Е.Е. Чепурных. Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества.
Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата, что в свою очередь способствует социально - экономическому развитию, как локальной территории, так и всей страны в целом.
Данные проблемы обусловили выбор темы бакалаврской работы: «Направления совершенствования государственного регулирования дополнительного образования»
Объект изучения - сфера дополнительного образования детей в городе Братске.
Предмет изучения - направления и механизмы государственного регулирования в системе дополнительного образования детей.
Целью бакалаврской работы является разработка мероприятий по совершенствованию сферы дополнительного образования детей в городе Братске.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. изучение теоретических аспектов определения понятия
дополнительного образования;
2. изучение возможностей дополнительного образования как
потенциала социально-экономического развития территории;
3. изучение нормативно-правового регулирования сферы
дополнительного образования;
4. анализ состояния сферы дополнительного образования детей в городе Братске;
5. анализ структуры управления системой дополнительного образования детей в городе;
6. анализ деятельности органов местного самоуправления по совершенствованию дополнительного образования детей и выявление проблем территории в данном вопросе;
7. разработка мероприятий по совершенствованию сферы дополнительного образования в городе Братске.
1. Дейч Б. А. Дополнительное и основное образование: проблема демаркации // Педагогика - С. 234-242;
2. Чучкалова Е.И., Протопопов А. А. Роль дополнительного образования в развитии социальной сферы и экономики региона// Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук". - 2017 - № 3-3 - С.154-157;
3. Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В.,Филиппова Д.С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. - 2016. - № 1- С. 168-178;
4. Буйлова Л.Н Дополнительное образование детей: от стратегии выживания к стратегии развития // Журнал руководителя управления образованием - 2014 г. - №7;
5. Иванюшина В. А., Александров Д. А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования. - 2014. - № 3. С. 174-196;
6. Мельник Г. М. Совершенствование системы управления дополнительными образовательными услугами общеобразовательной организации // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 780-785;
7. Молоков Д. С. Тенденции развития дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 4. - С. 83-87;
8. Д. С. Молоков Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. - 2013 - № 1 - Том II;
9. Е. В. Литовченко Социально-педагогическая поддержка детей и молодежи как функция внешкольных учреждений Украины // Ярославский педагогический вестник. - 2013 - № 1 - Том II;
10. Куприянов Б.В. Дополнительное образование переформатируется// Экспертный сайт НИУ «ВШЭ»
11. Халамов В.Н. Современная модель дополнительного образования детей, как связующее звено всех ступеней образования при подготовке инженерных кадров России // Информационно-методический портал «Образование»;
12. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпохуперемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика - 2014 г - №2(64);
13. Бруднов А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. -1996. - № 31. - С. 2-6;
14. Морозова Н. А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России // монография. - 2001;
15. Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: Издательство Молодой ученый, - 2011. - С.138-141;
16. Черноскутова М.В. Роль дополнительного образования в современной России // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»;
17. Павловская Т.А. Роль системы дополнительного образования детей в формировании качественных характеристик трудового потенциала региона (компетентностный подход) // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2015. - № 2. - С. 111-119;
18. Бруднов А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. -1996. - № 31. - С. 2-6.;
19. Туманова К.Р. Проблема современного развития системы дополнительного образования детей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012 - №5(13);
20. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей как фактор социально-экономического развития региональной системы образования // Вестник образования России. № 22. 2008. С. 35-39;
21. Харисов Ф. Ф. Дополнительное образование - фактор социального и профессионального самоопределения детей и молодежи // Вестник образования. № 20. 2007. С. 30-32;
22. Корытов В. А. Генезис проблемы управления качеством дополнительного профессионально -технического образования в ситуации модернизации российского образования // Современные проблемы науки и образования. - 2008 - №4;
23. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2006. - № 3. - С. 17-19;
24. Доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации - 2016;
25. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018)«Об образовании в Российской Федерации»
26. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012¬2017 гг. (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994;
27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
28. Конституция Российской Федерации;
29. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
30. Концепция развития дополнительного образования детей на период 2014-2020 годы;
31. Устав муниципального образования города Братска;
32. Информация о ходе работ по заключению и реализации соглашений о взаимном социально-экономическом сотрудничестве между администрацией города Братска и хозяйствующими субъектами города за 2017 год;
33. Стратегии социально-экономического развития муниципального образования города Братска до 2030 года;
34. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
35. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования города Братска на период до 2030 года;
36. Сайт Администрации города Братска [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.bratsk-city.ru;
37. Образовательный портал города Братска [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://obrbratsk.ru/;
38. Постановление администрации муниципального образования города Братска от 20.02.2016 № 279 «Об утверждении Стандарта качества предоставления муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ», оказываемой муниципальными учреждениями дополнительного образования, подведомственными департаменту образования администрации города Братска»
39. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р (ред. от 26.01.2017) «О Социальных нормативах и нормах»;
40. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»;
41. Постановление № 1080 от 06.05.2013 Об утверждении Плана
мероприятий муниципального образования города Братска («дорожная карта») «Изменение в отраслях социальной сферы города Братска,
направленные на повышение эффективности дошкольного, общего, дополнительного образования»
42. Муниципальная программа г. Братска «Образование» на 2014/2018 год. Утверждена постановлением администрации муниципального образования города Братска № 2754 от 15.10.2013 года. Актуальная редакцияМП «Образование»
43. Муниципальная программа г. Братска «Культура» на 2014/2018 год. Утверждена постановлением администрации муниципального образования города Братска № 2760 от 15.10.2013 года. Актуальная редакцияМП «Культура»
44. Муниципальная программа г. Братска «Спорт» на 2014/2018 год. Утверждена постановлением администрации муниципального образования города Братска № 2750 от 15.10.2013 года. Актуальная редакция МП«Спорт»