Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности управления адаптацией персонала к работе в проекте (на примере ООО «Командор-Холдинг»)

Работа №21054

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

менеджмент

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
846
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы адаптации персонала
1.1 Адаптация персонала: основные понятия, подходы, виды 8
1.2 Адаптация персонала в различных типах проектов 16
1.3 Оценка влияния управления адаптацией персонала в контексте
функционирования организации 286
Заключение
Список использованных источников



Согласно изменениям внешней среды во времени изменяются и концепции менеджмента. Все большее значение приобретает управление персоналом и создание условий, максимально способствующих раскрытию потенциала человеческого ресурса. Исследователями в области менеджмента и действующими руководителями человеческий ресурс признается уникальным, способным обеспечить конкурентное преимущество организации. Современные компании все больше стремятся достичь высокого уровня лояльности персонала, наиболее полной идентификации с организацией для получения высоких показателей эффективности деятельности.
Целям организации в отношении персонала призваны способствовать мероприятия, относящиеся к разряду развивающих, как, например, элемент системы управления персоналом, адаптация персонала. Таким образом, развитие персонала рассматривается как весьма перспективное инвестирование средств. Адаптация персонала имеет большое значение при введении сотрудников в новые условия. Именно в период адаптации формируется отношение к организации в целом, к коллективу, к условиям труда, к профессиональной деятельности в рамках компании, закрепляются ценностные установки, что в дальнейшем во многом будет определять поведение сотрудника при работе.
При рассмотрении теоретических аспектов адаптации в главе 1 будут определены истоки адаптации, сферы применения понятия и их особенности. Менеджмент рассматривает адаптацию персонала, сочетая в себе черты различных академических дисциплин (биология, социология, психология). Рассмотрены наиболее популярные взгляды научных деятелей на процесс адаптации персонала, которые включают первичную и вторичную адаптации, адаптацию к определенным сферам деятельности.
Многими учеными «адаптация» рассматривается как элемент, в некоторой степени определяющий развитие персонала. Такого взгляда на адаптацию персонала придерживается В.Р.Веснин.
П.С. Кузнецов трактует адаптацию как одно из условий, которые определяют личностное развитие, называя ее одной, но не единственной, из составляющих функцией. Вывод П.С. Кузнецова заключается в том, что цель адаптации на практике представляет собой рост и возвышение индивидуальных потребностей.
По мнению А.В. Петровского, развитие личности человека можно представить процессом ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней, что близко по значению к пониманию определения адаптации.
Опираясь на анализ точек зрения ученых, можно сделать вывод, что адаптация персонала представляет собой первую стадию развития, эффективность осуществления которой впоследствии оказывает влияние на качество и быстроту развития сотрудника в дальнейшем. Таким образом, грамотное управление процессом адаптации является, своего рода, инвестициями в дальнейшее развитие потенциала сотрудников.
Стоит акцентировать внимание, что существующие в настоящее время взгляды на процесс подготовки и введения сотрудников в новые условия не учитывают специфику формы работы. Однако практика применения проектной формы работы указывает на необходимость совершенствования методики управления персоналом в рамках проекта. При хорошей профессиональной подготовке участников команды проектной деятельности организация процесса работы становится препятствием в достижении высоких результатов от актуальной формы работы, получения максимального эффекта. Сплочение коллектива, минимизация конфликтов в ходе работы, идентификация собственной роли и места в коллективе, усвоение правил и норм, относящихся к проектной деятельности, способен обеспечить процесс адаптации. Таким образом, существует реальная необходимость в разработке методики управления адаптацией персонала к работе в проекте.
Теоретическая значимость заключается в научной новизне диссертационного исследования, которая выражается в уточнении понятия адаптации персонала в контексте проектной деятельности, с учетом ее специфики. Новым знанием являются разработанные рекомендации по адаптационным мероприятиям, выраженные в методике по адаптации персонала к работе в проекте. Предложение ряда инструментов и индикаторов для определения эффективности процесса адаптации персонала к проектной работе также является элементом научной новизны диссертационного исследования. Таким образом, итогом диссертационного исследования является разработанная методика управления адаптацией персонала к работе в проекте и оценка эффективности процесса адаптации.
Объектом исследования является ООО «Командор-Холдинг» - динамично развивающаяся региональная сетевая компания, оказывающая услуги населению в сфере розничной торговли.
Предмет исследования - адаптация персонала к работе в проекте.
Цель исследования - разработка методики управления процессом адаптации персонала к работе в проекте.
Для достижения цели будет решен ряд задач:
- Изучить подходы к адаптации персонала;
- Определить особенности адаптации персонала в зависимости от типа проекта;
- Изучить влияние управления адаптацией персонала на функционирования организации;
- Дать характеристику внешней и внутренней среде ООО «Командор- Холдинг»;
- Провести анализ процесса адаптации персонала в ООО «Командор- Холдинг»;
- Проанализировать проектную деятельность в компании «Командор»;
- Разработать методику управления адаптацией персонала в проектной работе;
- Определить способы оценки эффективности результатов адаптации персонала к работе в проекте.
Для реализации поставленных задач использовались в основном эмпирические методы исследования:
- наблюдение;
- анализ;
- синтез;
- измерение;
- формализация;
- классификация.
Также достижению целей проекта служило проведение опросов, построение гипотез и их подтверждение.
Структура работы: диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты адаптации персонала, актуальность применения проектного подхода в современных условиях и их разновидности, возникающие в этой связи особенности управления адаптацией персонала, существующие подходы к оценке эффективности процесса адаптации персонала.
Вторая глава содержит анализ внутренней и внешней среды объекта исследования, изучение применения проектного подхода в рамках организации, оценку эффективности подготовки персонала к работе в проекте.
В третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом при применении проектного подхода, предложена методика адаптации персонала к проектной форме работы, обозначены мероприятия и индикаторы, позволяющие судить об успешности осуществленных мероприятий.
К публикации приняты тезисы автора диссертационной работы по теме исследования. Также тезисы исследовательской работы были успешно представлены на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный» с присвоением диплома III степени.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследования обозначилась на пересечении нескольких тенденций и фактов современности: всё возрастающая в управлении роль персонала, как уникального ресурса; всё большее стремление применять проектный подход в бизнес-среде для решения задач, служащих ответом на требования времени; отсутствие систематизированных знаний о методах, средствах подготовки персонала к работе в проекте, имеющей свои особенности.
В ходе диссертационного исследования были решены задачи, сформулированные, исходя из поставленной цели. Обратимся к выводам по итогам проведенной работы.
Придя в менеджмент в ХХ веке и, получив наибольшее распространение в 2000е гг., термин «адаптация» до сих пор не имеет единого строгого понимания. Основываясь на опыте других исследователей, трактующих адаптацию как: процесс приспособления новичка к организации; один из элементов развития; одну из функций, предопределяющих личностное развития; развитие, т.е. процесс вхождения личности в новую социальную среду и интеграцию в ней; процесс, направленный на поддержание равновесия и стабильности, были выделены наиболее важные характеристики адаптации.
Адаптация является процессом и может иметь различную продолжительность. Необходимость в адаптации возникает вследствие противоречий между стабильным состоянием индивида и изменившимися условиями его существования, в которых в прежнем виде он находится более не будет иметь возможности. Данный процесс является вынужденным, поскольку изменения окружающей среды могут быть как желательными, так и нежелательными. В процессе адаптации может происходить как влияние среды на человека, так и человека - на среду, поэтому процесс адаптации является двусторонним. Согласно теории отражения, каждый субъект, имея свою картину мира, воспринимает эту реальность по-своему, соответственно, 39
адаптация также будет являться процессом субъективным. Также этот процесс характеризуется непрерывностью, поскольку в силу динамичности условий окружающей среды не может быть окончательно завершен.
Согласно цели исследования была поставлена задача проанализировать особенности разных типов проекта с тем, чтобы определить, исходящие из этого возможные особенности адаптации персонала.
Рассмотрев классификацию проектов, можно прийти к заключению, что особенности, характерные для проектов различных по своей продолжительности, масштабу, типу и характеру предметной области, могут быть учтены в ходе адаптации.
Длительный срок реализации проекта может потребовать присоединения ряда участников команды по мере выполнения задач и прохождения определенных этапов. Ответом на это требование может служить обучение наставничеству на этапе адаптации к работе в проекте и внедрение культуры наставничества с закреплением ответственности.
В случае различия проектов по сфере деятельности и характеру предметной области оперативный уровень управления также будет отвечать возникающим из этого требованиям и особенностям. Сфера применения результатов проекта может обуславливать тип темперамента сотрудников, находящихся в работе над ним, главным образом от проекта к проекту будет меняться команда специалистов, в этом случае адаптация на этапе проведения развивающих мероприятий должна рассматривать особенности взаимодействия с каждым из типов темперамента, в том числе и возникающую из этого специфику управления.
На основании анализа литературы и результатов обобщения в отношении анализа сути термина «адаптация» и схожих с ним по значению понятиям, определения смысла адаптации персонала и имеющих ключевое значение характерных черт, уделив внимание рассмотрению характерных для каждого из видов проекта особенностей и сопоставлению вытекающих из этого требований с возможностями процесса адаптации, стало возможным уточнить понятие «адаптация к работе в проекте».
Адаптация персонала к работе в проекте - двусторонний процесс приспособления, импульс которому создает конфликт между стабильным состоянием индивида в привычной для него среде и меняющимися условиями его окружения, вызывающие необходимость произвести изменения для обеспечения равновесия и стабильности; особенность адаптации к работе в проекте заключается в необходимости одновременного как формирования условий (социального характера, социально¬психологического, организационного характера, экономического характера), так и приспособления к ним, что обусловлено уникальностью каждого проекта.
Вторая глава была посвящена объекту исследования, дана характеристика внутренней и внешней среды ООО «Командор-Холдинг». Был описан действующий процесс адаптации, проанализировано использование проектного подхода к решению актуальных задач организации. Путем проведения опроса было идентифицировано неудовлетворительное отношение к проектной деятельности в силу игнорирования факторов успеха, признанных для проектной деятельности ключевыми. Так была определена потребность в разработке инструмента по управлению адаптацией к работе в проекте.
В третьей главе сформулированы рекомендации по управлению адаптацией персонала при вступлении в работу над проектом. Разработана методика с выделением трех этапов и задач каждого из них, описанием мероприятий по решению имеющихся задач.
Рекомендованные методикой мероприятия строятся на теории групповой динамики. Так, каждая из стадий групповой динамики имеет свои характерные особенности, возникающие из потребностей индивидов, составляющих общность. По мере удовлетворения потребностей группа развивается. В случае игнорирования особенностей стадий групповой динамики могут возникать риски, препятствующие достижению желаемого, с точки зрения эффективности, результата, т.е. перехода к стадии продуктивной работы. Результатом применения методики по адаптации персонала к работе в проекте будет повышенная управляемость групповой динамики, возможность влиять на скорость прохождение первых стадий до включения в продуктивную совместную работу. Это становится возможным за счет полного и своевременного информирования сотрудников, правильной организации групповой деятельности, постепенного модерируемого включения в совместную работу членов группы, наделением их соответствующими знаниями и созданием условий для формирования навыков.
Для оценки эффективности предложены инструменты, предназначенные оценить степень информированности, уровень социально¬психологического климата и степень сплоченности, а также уже упоминаемый ранее показатель удовлетворенности проектной деятельностью.
Предложенные рекомендации в настоящий момент рассматриваются руководством по управлению персоналом ООО «Командор-Холдинг» на предмет возможности внедрения в систему управления персоналом.
Также стоит отметить, что автор работы намерен продолжить исследование вопроса, довести рекомендации до практического воплощения.



1. Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг; Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. - VIII, 328 с.
2. Армстронг-Смит, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Армстронг: пер. с англ. - 8-е изд. - Спб.: Питер, 2004. - 831 с.
3. Арчибальд, Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами / пер. с англ. Е. В. Мамонтова / под ред. А.Д. Баженова, А.О. Арефьева. - М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2004. - 472 с.
4. Векшинский, А. Решение проблем адапатции на этапе подбора персонала/ А. Векшинский //ДП-Персонал - 2001. - №6 (6). - 18-20 с.
5. Вершинина, Т. Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. - Новосибирск, 1986. - 145 с.
6. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе/ В.Р. Веснин - М.: Юристъ, 2003. - 495 с.
7. Виханский, О.С. Менеджмент: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и спец. / О.С. Виханский, А.И.Наумов. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2004. - 528 с.
8. Волина, В. Методы адаптации персонала/ В. Волина// Управление персоналом. 1998. - №12. - 32-38.
9. Гаврилова, Ж.А. Развитие персонала в период адаптации/ Ж.А. Гаврилова //Справочник по управлению персоналом - 2003. - №2.- 51-64 с.
10. Клигер, С.А. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации/ Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. - М.: Наука, 1978. - 112 с.
11. Копнова, Е. Что такое коучинг для бизнеса/ Е. Копнова, А.Огнев //Управление персоналом. 2003. - № 2.-16-17 с.
12. Крылов, А.А.. Адаптация к трудовой деятельности внутренние и внешние условия/ А.А. Крылов // Вестник Санкт-Петербургского Университета: Вып.4 - 2009. - Сер. 12. - С. 136-141.
13. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом/ А.И. Кочеткова -М.:Зерцало, 1999. 384 с.
14. Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991. - 76 с.
15. Кэмпбел, Д. Стратегический менеджмент/Д. Кэмпбел.: Учебник. М.: Проспект, 2003.-334 с.
16. Латуха, М.О. Управление адаптацией песронала как фактор повышения конкурентоспособности организации: дис. канд. экономич. наук: 08.00.05 [Текст] / М.О. Латуха; СпбГУ. - СПб, 2003. - 196 с.
17. Леонова, А.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития/А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева.- М.: Радикс, 1995.- 448 с.
18. Лысиков, В.В. Социология управления и организации: современные подходы: Сборник научных статей. Саратов, 1999.
19. Магура, М.И. Современные персонал-технологии/ М.И.Магура, М.Б. Курбатова. -М.: ООО «Журнал «Управление персоналом».-2003.- 388 с.
20. Манаев, С.В. Адаптация новых сотрудников: роли, функции, назначение/С.В. Манаев, Ю.Л. Горковенко //Управление персоналом. 2001.-№12.-с.57-58.
21. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: учеб.пособие/ Е.В. Маслов; Под ред. Н.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭ- иУ, 1999. - 312 с.
22. Маслоу, А. Маслоу о менеджменте/А. Маслоу: Пер с англ. -СПб.: Питер, 2003.-416 с.
23. Маусов, Н.К. Адаптация персонала в организации / Н.К. Маусов, О.М. Ламскова // Управление персоналом, №13 - 2004. С. 26-30.
24. Медведев, В.И. Адаптация человека / В.И. Медведев. - Спб.: Институт мозга человека РАН, 2003. - 584 с.
25. Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами: пер. с англ. - М. : Трек, 1999. - 39 с.
26. Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения/ Под общей ред. О.А. Страховой. -СПб .:Издательство «Питер», 2000.-144 с.
27. Механизмы адаптации / Н.Д. Озернюк. - М.: Наука, 1992. - 272 с.
28. Мильнер, Б.З. Теория организации/Б. 3. Мильнер: Учебник.-З-е изд., перераб. и доп. -М.:ИНФРА-М, 2003.-558 с.
29. Минцберг, Г. Стратегический процесс/ Г. Минцберг, Дж.Куинн, С.Гошал.- СПб.: Питер, 2001.- 688 с.
30. Милославова, И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореф. дис. . к.ф.н. Д., 1974.
31. Моргунов, Е. Психологизация организаций: адаптивность, обучаемость, креативность.что на очереди/Е. Моргунов //Управление персоналом. 2001. -№4.-с.50-55.
32. Мордовии, С.К. Управление персоналом: современная российская практика/С.К. Мордовии .-СПб.:Питер, 2003. 288 с.
33. Музыченко, В.М. Управление персоналом. Лекции: учебник для студ. высш. учеб.заведений/ В.М. Музыченко. - М.: Изд-ий центр Академия. - 2003. - 528 с.
34. Налчаджан, А.А Социально-психологическая адаптация личности/А.А. Налчаджан.-Ереван: изд-во АН Армбо, 1988.-262 с.
35. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математики учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений, 4-е изд., ВУЗ Издательство: Владосю - 2008: 631с.
36. Новые технологии управления персоналом/Г. Н. Сартман, А.Ю. Смирнов, В.В. Гудилов, Н.В. Подхватилин- СПб.: Речь, 2003.-240 с.
37. Нордстрем, К. Бизнес в стиле фанк/ К. Нордстрем., Й. Риддерстрале. СПб.: Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге, 2000. - 271 с.
38. Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.179-180.
39. Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. - Спб: Питер, 2004 - 432 с.
40. Патрушева, Л.М. Адаптационная система: практика внедрения/Л.М. Патрушева //Справочник по управлению персоналом. 2003. - №1. - 30-41 с.
41. Пахута, М. О. Оценка эффективности процесса адаптации: российская практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rhr.ru/index/rule/employees_certification/13764,0.html?prn=1(дата обращения: 17.03.2015]
42. Петров, М.И. Безопасность и персонал / М.И. Петров // Управление персоналом. - 2006. - №1 (131). - С.161-169.
43. Петровский, A.B. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский.— М.: Горбунок, 1992 .— 223 с.Бершова Л.В. Адаптация работников в новых условиях/ Л. В. Бершова //Справочник кадровика. 2001. - №6. - 105-110 с.
44. Платонов, К.К. Вопросы психологии труда/ К.К.Платонов.-2е издание-М.: Медицина, 1970. 263 с.
45. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности/С.Т. Посохова: Монография.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, -240 с.
46. Почебут, Л.Г. Социально-психологические аспекты наставничества на производстве/ Л.Г. Почебут: Диссертация/, ЛГУ. -Л., 1979. 17 с.
47. Почебут, Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Речь, 2002.-298 с.
48. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/Под ред. Г.С. Никифорова . СПб.: Речь, 2001.-448 с.
49. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. - 400 с.
50. Психология менеджмента/Под ред.Г.С. Никифорова. СПб, Изд-во СПбГУ, 1997.-272 с.
51. Психология профессиональной подготовки/Под ред.Г.С. Никифорова. - СПб, Изд-во СПбГУ, 1993.-172 с.
52. Розанова, В.А. Психология управленческой деятельности/В. А. Розанова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003.-192 с.
53. Самоукина, Н. Психология профессиональнйо деятельности/ Н. Самоукина. -2-е изд. СПб.: Питер, 2003.-224 с.
54. Спивак, В.А. Современные бизнес-коммуникации /В.А. Спивак .- СПб.:Изд-во «Питер», 2002,- 447 с.
55. Свиридов, H.A. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Автореф. дис. . к.ф.н. Л., 1974.
56. Стреколова, Н.Д. Управление персоналом: Учебное пособие/ Н.Д. Стреколова, Г.К. Копейкин. - Спб, 2004. - 156 с.
57. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия/.В.В. Травин, В.А. Дятлов :Учебно-практ. пособие. М.:Дело, 1998. - 271с.
58. Тюлькина, Ю.С. Многоуровневая адаптация персонала: механизм и методика формирования: дис. канд. экономич. наук: 08.00.05. [Текст] / Ю.С. Тюлькина; ВГУ. - Воронеж, 2010. - 231 с.
59. Уотермен, Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании/:Р. Уотермен.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.-363 с.
60. Управление персоналом/ учеб. Под ред.Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина . - М.:Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.-421 с.
61. Управление персоналом организации / Под ред. А .Я. Кибанова. М.,2001, с.210.
62. Управление персоналом: учеб.пособие / Журавлев П.В. [и др.]. - М.: Знание, 1999. - 385 с.
63. Управление персоналом на производстве: учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.И. Шаталовой, И.М. Бурногова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 381 с.
64. Филатова, О.Г. Социология/ Изд-во Михайлова СПб 2000.
65. Французова, Л.В. Испытательный срок/Л.В. Французова //Управление персоналом. 2002. - №12. - с.62-67
66. Холл, Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты/ Р.Х.Холл СПб: Питер, 2001.-512 с.
67. Шанина, А. Адаптация работника процесс двусторонний/А. Шанина //Служба кадров .- 2001. - №2.
68. Шаталова, Н.И. Деформация трудового поведения работника // Социс. 2000, № 7.
69. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации/С.В. - Шекшня: Учебно-практ. Пособие. Изд 5-е, перераб и доп. -М.:ЗАО «Интел- Синтез», 2002. - 355 с.
70. Шепель, В.М. Управленческая психология/В.М. Шепель-М.: Экономика, 1984.-248 с.
71. Шматко, Д. Постановка коучинга в организации/Д. Шматко// Управление персоналом.- 2003.-№2.-19-21 с.
72. Шутина, О.В. Трудовая адаптация работников в условиях перехода к рыночным отношениям/О. В. Шутина: Автореф. дис. . канд. психол. наук/Омский гос. ун-т. -Омск, 2000. 22 с.
73. Юрасов , И. Мониторинг адаптивности промышленных рабочих / Юрасов // Управление персоналом. - 2006. - №14. - Режим доступа: http://www.top- personal.ru/issue.html?862. Дата обращения: 07.11.2014.
74. Ядов, В. Труд в системе жизненных ценностей // Человек и труд. 2000, №1.
75. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Учебное пособие, Кемерово, 1999.-84 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ