Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ РИСКУ У ПОДРОСТКОВ

Работа №21042

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы130
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы суицидального поведения
подростков и его профилактики 9
1.1 Подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме суицидального поведения 9
1.2 Подростковый суицид: особенности, признаки, причины 13
1.3 Особенности профилактической работы педагога-психолога с
подростками, склонными к суицидальному риску 19
2 Экспериментальное исследование и профилактика склонности к
суицидальному риску подростков 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики склонности к суицидальному риску у 24 подростков
2.2 Программа по первичной профилактике склонности к суицидальному риску подростков «Краски жизни»: цели, задачи,
содержание 37
2.3 Анализ результатов повторной диагностики склонности к суицидальному риску подростков. Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики склонности к суицидальному риску у подростков 42
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложение

Проблема суицида имеет важное значение для общества. Несмотря на то, что существует множество разработок по данной проблеме, суицид как явление не исчезает. Суициды - показатель невозможности общества оказать помощь человеку, а также показатель слабости и беспомощности личности. Статистические данные Росстата свидетельствуют о том, что в последние годы число самоубийств среди населения снижается: в 2015 году число самоубийств среди населения снизилось на 6,2% [11]. Это подтверждает необходимость поддерживать данную тенденцию, а значит важно по-прежнему уделять внимание проблеме суицидального поведения и проводить профилактическую работу. Подростковый возраст самый уязвимый в этом вопросе. В период перестройки организма подросток не всегда может справиться с перепадами настроения, общим фоном напряжения, а также типичными для его возраста проблемами.
Причин у самоубийств в подростковом возрасте может быть множество: это и неразделенная любовь, потеря близких, потеря смысла жизни, сложности в построении взаимоотношений, отсутствие принятия и понимания значимых лиц и многое другое. Как уже отмечалось, в переходном возрасте особенно остро воспринимаются проблемы и неприятности. Зачастую они вполне решаемы, но не каждый подросток может справиться с таким грузом, поэтому подросткам нужна своевременная помощь специалистов. Их работа, в первую очередь, должна начинаться с поиска предпосылок суицидального поведения - склонностей.
психологической помощи (поддержки) предполагаемым суицидентам. Данные обстоятельства позволили нам сформулировать тему исследования: «Диагностика и профилактика склонности к суицидальному риску подростков».
Цель: изучение склонности к суицидальному риску у подростков и ее профилактика.
Объект: суицидальное поведение.
Предмет: склонность к суицидальному риску подростков и ее профилактика.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы суицидального поведения подростков; рассмотреть подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме суицидального поведения;
2.Описать особенности профилактической работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному риску;
3. Провести первичное экспериментальное исследование склонности к суицидальному риску у подростков, проанализировать результаты исследования;
4. Разработать и апробировать программу по первичной профилактике склонности к суицидальному риску у подростков.
5. Провести повторное исследование склонности к суицидальному риску у подростков, проанализировать результаты исследования и эффективность реализованной программы.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Эмпирические методы: тестирование (методики: «Опросник суицидального риска» (автор - Т.Н. Разуваева), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел);
3. Методы количественной и качественной обработки данных, в том числе непараметрический критерий U-Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона.
Гипотеза: мы предполагаем, что снижение склонности к суицидальному риску у подростков возможно за счет формирования ценностного отношения к жизни.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов по проблеме суицидального поведения (Амбрумова А.Г., Ефремов В.С., Тихоненко В.А.,), психологов и психиатров по проблемам суицидальности и профилактике суицидального поведения (Войцех В. Ф., Розанов В.А., Старшенбаум Г. В., Шнейдер Л. Б.), а также труды зарубежных суицидологов (Дюркгейм Э., Шнейдман Э.)
Экспериментальное исследование организовано нами на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей» г.Лесосибирска в октябре 2016 г. - мае 2017 г. Выборка представлена подростками в возрасте 15 лет в количестве 53 человек.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь 2016 г. - декабрь 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы суицидального поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики склонности к суицидальному риску у подростков, разработка программы первичной профилактики склонности к суицидальному риску у подростков.
II этап (январь 2017 г. - апрель 2017 г.) - организация и проведение профилактической работы по программе «Краски жизни» с подростками, склонными к суицидальному риску.
III этап (апрель 2017 г. - май 2017 г.) - проведение повторной диагностики склонности к суицидальному риску у подростков, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности
профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному риску, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены на конференциях и конкурсах разного уровня:международной научно-практической конференции «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности» (Санкт- Петербург, 2015); международной научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» (Красноярск, 2015); международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (Барнаул,
2015) ; международной научной студенческой конференции - МНСК
(Новосибирск, 2015, 2016); XX Всероссийской научно-практической
конференции «Научное творчество молодежи» (Анжеро-Судженск,
2016) ;Всероссийском конкурсе научных работ «Научный потенциал XXI» (Обнинск, 2017); внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2016,2017); внутривузовском конкурсе научных работ (Лесосибирск, 2016, 2017). По теме ВКР опубликовано 11 статей.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал, представленный в работе, может быть полезен учителям, педагогам- психологам, психологам, работающим с детьми подросткового возраста. Материалы теоретической главы будут полезны педагогам, студентам при подготовке курсовых, исследовательских, семинарских работ. Проведенное исследование дает сведения об общей картине склонности к суицидальному риску среди подростков в настоящее время. Разработанная программа может быть использована в работе с подростками, склонными к суицидальному риску. приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психологическую литературу, мы пришли к выводу, что существует множество подходов к пониманию суицидального поведения как среди отечественных психологов, так и среди зарубежных. Это и социологические подходы, представленные взглядами Э. Дюркгейма, Э. Шнейдмана, психологические, представленные работами З. Фрейда, Э. Фромма, А. Адлера, и объединяющие в себе несколько направлений - интегративные подходы, ярким представителем, одного из которых, является отечественный суицидолог А.Г. Амбрумова. По А. Г. Амбрумовой, суицидальное поведение - поведение человека,вызванное социально-психологической дезадаптацией, порождающей внутриличностный конфликт, выходом из которого человек считает самоуничтожение. Суицидальный риск - потенциальная готовность личности совершить суицид.
Обобщая различные точки зрения, мы отмечаем, что возникновение склонности к суицидальному риску обусловлено множеством факторов: индивидуальные особенности, нейропсихологические особенности, отношения с близкими и значимыми людьми, внутриличностные конфликты и предрасположенности к ним; а также факторами, которые не зависит от конкретного индивида: социально-экономические проблемы страны, политические обстоятельства и др.
Характеризуя особенности подросткового суицида, мы констатируем, что причинами самоубийства могут быть определенные качества, которые проявляются в подростковом возрасте. Вероятность совершения самоубийства повышают: сильная эмоциональность, агрессивность, некоторые особенности мировоззрения и ярко выраженный максимализм. Подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, также могут быть склонны к суицидальному риску.
С подростками, склонными к суицидальному риску, необходимо проводить профилактическую работу. Профилактика склонности к суицидальному риску включает в себе множество аспектов. В первую очередь - это обязательная просветительская работа, информирование. В систему профилактики склонности к суицидальному риску входят беседы, консультирование по различным вопросам, тренинговые формы работ с обучением навыкам саморегуляции и релаксации, снятия напряжения и агрессии, а также работа по формированию ценностного отношения к жизни.
Мы провели экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к суицидальному риску у подростков с использованием следующих методик: «Опросник суицидального риска» (автор - Т.Н. Разуваева), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел). На основании полученных результатов первичной диагностики мы выделили экспериментальную и контрольную группы, в которые вошли подростки, имеющие разный уровень склонности к суицидальному риску.
Нами разработана и апробирована программа профилактики склонности к суицидальному риску «Краски жизни» с подростками экспериментальной группы.После реализации программы «Краски жизни» нами была проведена повторная диагностика подростков экспериментальной и контрольной групп. Обобщая полученные результаты первичной и повторной диагностики подростков экспериментальной группы по методикам «Опросник суицидального риска» (автор - Т.Н. Разуваева) и «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел), мы отмечаем, что снизились показатели у 5 опрошенных (20%) по шкале «Демонстративность», у 6 опрошенных (24%) по шкале «Уникальность», у 13 подростков (50%) по шкале «Социальный пессимизм», у 1 опрошенного (4%) по шкале «Слом культурных барьеров», у 2 опрошенных (8%) по шкале «Максимализм», у 2 опрошенных (8%) по шкале «Временная перспектива»; у 5 опрошенных (20%) возросли значения показателей уровня антисуицидального фактора; у 4 опрошенных (15%) снизились показатели по шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», у 2 подростков (8%) отмечено уменьшение показателей по шкале «Социальная желательность».
Результаты первичной и повторной диагностики подростков экспериментальной группы были подвергнуты статистическому анализу с использованием Т-критерия Вилкоксона, в ходе которого были установлены статистически значимые различия по факторам: «Слом культурных барьеров», «Социальный пессимизм», «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению».
Анализируя полученные результаты первичной и повторной диагностики подростков контрольной группы, мы отмечаем, что у этих подростков также выявлена склонность к суицидальному риску, следовательно, необходима реализация профилактической работы по программе «Краски жизни».
Таким образом, полученные результаты подтверждают нашу гипотезу, о том, что снижение склонности к суицидальному риску у подростков возможно за счет формирования ценностного отношения к жизни.


1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. - Москва: Академический проект, 2015. - 240 с.
2. Алимова, М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. -Барнаул, 2014. - 100 с.
3. Амбрумова, А. Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности /А. Г. Амбрумова,В. А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии. - Москва,1978. - С. 6-28
4. Амбрумова, А. Г. Диагностика суицидального поведения / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. - Москва, 1980. - 55 с.
5. Асламазова, Л. А. Организация мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях: Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций, осуществляющих профилактику суицидального поведения несовершеннолетних. - Майкоп, 2016. - 124 с.
6. Бархатова, А. Ю. Факторы риска возникновения суицидальных намерений у подростков / А. Ю. Бархатов., Н. В. Карпова // Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования. - Ишим,2013. - С. 84-92
7. Бурсакова, М. С. Профилактика суицидальной формы проявления асоциального поведения / М. С. Бурсакова // Известия ОГАУ. - Оренбург, 2014.
- №1. - С.237-240.
8. Ваулин, С. В. Суицидальные попытки и незавершенные суициды (госпитальная диагностика, оптимизация терапии, профилактика): диссертация.
- Москва, 2012. - 310 с.
9. Войцех, В. Ф. Что мы знаем о суициде / под редакцией профессора В.С.Ястребова. - Москва, 2007. - 30 с.
10. Гредюшко, О. П. Психологические трудности подростков / О.П. Гредюшко // Вестник Казанского юридического института МВД России. - Казань,2014. - №3. - С. 118-119.
11. Дианов, М. А. Здравоохранение в России. Статистический сборник. Росстат. / М.А. Дианов, С.Ю. Никитина. - Москва, 2015. - 174 с.
12. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. - Москва: Мысль, 1994. - 399 с.
13. Ефремов, В. С. Основы суицидологии. - Санкт-Петербург: Диалект, 2004. - 480 с.
14. Змановская, Е. В. Девиантное повеление личности и группы / Е. В. Змановская, В.Ю. Рыбников. -Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 352 с.
15. Иванов, О. В. Нейропсихологические аспекты суицидального поведения / О. В. Иванов, А. Ю. Егоров // Неврологический вестник. - Казань, 2010. - С. 66-76
16. Клейберг, Ю. А. Практикум по девиантологии. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 144 с.
17. Коновалов, О. Е. Профилактика депрессивных состояний и суицидов у подростков на региональном уровне / О. Е. Коновалов, М.В. Чернобавский // Российский педиатрический журнал. - Москва, 2014. - №2. - С.45-49.
18. Корнетов, А. Н. Профилактика суицидального поведения в учебных заведениях: методические рекомендации для педагогов и кураторов. - Томск: ООО «Рекламная группа Графика», 2013. - 56 c.
19. Кулагина, И. Ю. Становление мотивации надситуативного уровня в подростковом возрасте/ И. Ю. Кулагина //Сборник статей третьей Всероссийской научно-практической конференции «На пороге взросления».- Москва, 2011. -С.77-85.
20. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 256 с.
21. Маликова, Т. В. Суицидология / Т. В. Маликова, Д. Г. Пирогов. - Санкт-Петербург: Издание СПб ГПМУ, 2012. - 78 с.
22. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - 10-е изд. - Москва, 2011. - 816 с.
23. Морев, М. В. Социально-экономические и демографические аспекты суицидального поведения: монография. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2010. - 188 с.
24. Ненастьев, А. Н. Самоубийство как девиантное поведение [Электронный ресурс]: / А.Н. Ненастьев / Самоубийство как девиантное поведение. / А.Н. Ненастьев. - Режим доступа: http://tzone.kulichki.com/religion/tanatos/suicide.html
25. Орлова, И. Б. Самоубийство - явление социальное / И. Б. Орлова // Социологические исследования. - Москва, 1998. - № 8. - С. 69-73
26. Полушина, А. В. Суициды в подростковой среде как мольба о помощи / А. В. Полушина, М. И. Лесовская // Современные наукоемкие технологии. - Пемза, 2013. - №7. - С. 153-155
27. Полякова, В. В. Профилактика детских суицидов и их связь с семейными конфликтами / В. В. Полякова // Материалы Всероссийской научно¬практической конференции «Наука и социум». - Тюмень, 2017. - №1. - С.113¬116.
28. Розанов, В. А. Перспективы предикции суицидального поведения / В. А. Розанов // Клинико-лабораторный консилиум. - Санкт-Петербург, 2010. - С. 35 - 40
29. Самоубийство. Информационный бюллетень [Электронный ресурс]-
Всемирная организация здравоохранения. - 2017. - Режим доступа:
http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs398/ru
30. Синягина, Н. Ю. Детский суицид: результаты исследования // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Москва: АНО «ЦНПРО», 2013. - С. 90-99
31. Сорокин, П. А. Самоубийство как общественное явление // Социологические исследования. - Москва, 2003. - №2. - С. 104-114
32. Старшенбаум, Г. Суицидология и кризисная психотерапия, Серия: Клиническая психология. - Москва: Когнито-Центр, 2005. - 376 с.
33. Сучкова, М. А. Основные направления социально- педагогической профилактики суицидального поведения подростков / М.А. Сучкова, М.В. Данилова // Молодой ученый. - Казань, 2014. - №20. - С. 632-656
34. Тихоненко, В. А. Жизненный смысл выбора смерти [Электронный ресурс]: / В.А. Тихоненко / Жизненный смысл выбора смерти. / В.А. Тихоненко
- Режим доступа: http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=1&l=315&p=807
35. Франкл, В. Психотерапия на практике. Пер. с нем. - Санкт-Петербург: Речь, 2001 - 256 с.
36. Фрейд, 3. Психология бессознательного. - Москва: Просвещение, 1990. - 448 с.
37. Фромм, Э. Бегство от свободы. -Пер. с англ. и примечания А. И. Фета. -Nykoping(Sweden): Philosophicalarkiv, 2016. - 231 с.
38. Черепанова, М. И. Основные проблемы профилактики суицидального риска в современном российском обществе/ М. И. Черепанова // Известия АлтГУ. - Барнаул, 2014. - №2. - С.262-265.
39. Шарабарина, Х. А. Взаимосвязь межполушарной асимметрии и склонности к суицидальному риску подростков / Х. А. Шарабарина, Н.В. Басалаева // VI Всероссийский фестиваль науки. XX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование».
- Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та., 2016. - С.47-51
40. Шарабарина, Х. А. Особенности профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному риску / Х. А. Шарабарина, Н.В. Басалаева // Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака. - Казань: Изд-во «Отечество», 2016. - С.201-204
41. Шергенг, Н. А. Сущность суицида и его социальные детерминанты / Н.А. Шергенг, И.Н. Львова, А.И. Нафикова // Здоровье и образование в XXI веке. - Калининград, 2016. - №2. - С.761-764
42. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - Москва: Академический Проект, 2007. - 336 с.
43. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы. - Москва: Смысл, 2001. - 315 с.
44. Weinberg I. The prisoners of despair: right hemisphere deficiency and
suicide / I. Weinberg // Neuroscience and Biobehavioral Reviews 24. -Amsterdam, 2000. - P. 799-815


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ