Введение 5
1 Методы и способы решения диофантовых уравнений 9
1.1 История развития теории диофантовых уравнений 9
1.2 Решение диофантовых уравнений с помощью перебора вариантов
и метода остатков 14
1.3 Применение алгоритма Евклида при решении диофантовых
уравнений 17
1.4 Решение диофантовых уравнений с помощью цепных
дробей 20
1.5 Использование способа рассеивания (размельчения) для решения
диофантовых уравнений 24
1.6 Методы решения диофантовых уравнений высших
степеней 28
2 Применение диофантовых уравнений при решении
заданий ЕГЭ по математике и олимпиадных задач 33
2.1 Решение задач в целых числах при подготовке к ЕГЭ по
математике 33
2.2 Подготовка к решению олимиадных задач в целых числах 40
3 Элективный курс «Диофантовы уравнения» 46
3.1 Общие положения об элективных курсах 46
3.2 Программа элективного курса «Диофантовы уравнения» 50
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложение
Задачи, сводящиеся к неопределенным или диофантовым уравнениям, встречаются в клинописных текстах Вавилона, написанных более чем за 2000 лет до нашей эры.
Даже то немногое, что мы знаем об античном ученом Диофанте, представляет собой одну из увлекательнейших загадок в математической истории.
В собрании античных и средневековых греческих эпиграмм под названием Палатинская антология содержится стихотворение - загадка о жизни Диофанта, решив которую нетрудно подсчитать, что он прожил 84 года. По научным трудам французского исследователя Поля Таннери можно определить примерный промежуток времени, в который жил Диофант - середина III века нашей эры.
Главный след, который Диофант оставил в истории - это его произведение «Арифметика». Оно представляет собой сборник задач, большая часть которых эквивалентна неопределённым уравнениям. Каждая задача сопровождается решением. Многие задачи имеют длинную предысторию: некоторые из них восходят к школе Пифагора, другие - к древнему Вавилону. Однако до Диофанта эти задачи трактовались чисто арифметически. Диофант привнес в решение задач новые методы, которые ранее не использовались.
В «Арифметике» Диофант систематизировал и расширил накопленный до него опыт решения неопределенных алгебраических уравнений в целых числах. С тех пор эти уравнения стали называться диофантовыми. «Арифметика» Диофанта легла в основу современной теории чисел.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время диофантовы уравнения различного вида стали одним из источников формирования базы задач типа С6 Единого Государственного Экзамена по математике Российской Федерации (до 2014 года включительно), а также
Главным отличием таких задач от остальных задач ЕГЭ является их явно выраженный нестандартный характер - построение решения может потребовать от обучающихся нетривиальных идей и методов. Поэтому смыслом включения таких задач в состав контрольно - измерительных материалов является именно диагностика уровня интеллектуального развития учащихся.
Также уравнения в целых числах присутствуют в качестве заданий практически на каждой олимпиаде школьников по математике. Существуют различные методы их решения, которые не входят в школьную программу по математике, но их полезно знать участникам олимпиад.
Цель исследования: рассмотреть методику обучения решению
диофантовых уравнений.
Объектом исследования является процесс обучения математике в 8 и 11 классах.
Предмет исследования - методика обучения решению диофантовых уравнений (методы и способы решения уравнений в целых числах).
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие
задачи:
1. раскрыть сущность понятия диофантовых уравнений;
2. рассмотреть методику обучения решению диофантовых уравнений (методы и способы решения задач в целых числах);
3. разработать дидактические материалы, используемые при решении заданий ЕГЭ по математике и олимпиадных задач;
4. разработать элективный курс «Диофантовы уравнения» для учащихся 8 - 9 и 10 - 11 классов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. анализ периодической и учебно-методической литературы;
2. обобщение педагогического опыта учителей;
3. анализ контрольно - измерительных материалов ЕГЭ и заданий олимпиад разных лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ученику для успешного участия в математических олимпиадах и сдачи ЕГЭ необходимо знать и теорию, и методику решения диофантовых уравнений.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что подобранные нами задания учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к сдаче ЕГЭ по математике и олимпиадам, а разработанный элективный курс может использоваться для предпрофильной подготовки учащихся по математике.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (54), приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие диофантовых уравнений, методы и способы их решения. Во второй главе раскрывается применение диофантовых уравнений при решении заданий ЕГЭ по математике и олимпиадных задач. В третьей главе представлен элективный курс «Диофантовы уравнения» для учащихся 8-9и 10-11 классов. В приложении представлены задания для самостоятельной работы учащихся, которые можно использовать при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике и олимпиадам.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
По теме исследования опубликованы следующие статьи:
1. Яричина, В.С. Диофантовы уравнения: материалы
международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае:
фундаментальные проблемы науки и образовании» / В.С. Яричина. - Барнаул : издательство Алтайского университета, 2014. - С. 1843-1845.
2. Яричина, В.С. Применение диофантовых уравнений при решении
олимпиадных задач и задач С6 в ЕГЭ по математике: материалы VII Международной научно-методической конференции «Преподавание
естественных наук (биологии, физики, химии), математики и информатики в вузе и школе» / В.С. Яричина. - Томск : издательство ФГБОУ ВПО ТГПУ, 2014. - С.59-63.
3. Яричина, В.С. Элективный курс «Диофантовы уравнения» как
предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов: материалы
Международной научно-практической конференции «Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований» / В.С. Яричина. - Казань : НИЦ АЭТЕРНА, 2017. - Т.4, С. 13-15.
Проведя анализ периодической и учебно - методической литературы, мы пришли к выводу, что в настоящее время существуют различные способы решения диофантовых уравнений, алгоритмы которых несложно запомнить.
При решении диофантовых уравнений первой степени чаще всего используют следующиее методы и способы:
• Осуществление перебора вариантов;
• Применение метода остатков;
• Применение способа рассеивания (измельчения).
А для решения диофантовых уравнений высших степеней существуют другие методы, а именно: применение метода разложения на множители, метод оценки, решение уравнения с двумя переменными как квадратного относительно одной из переменных.
Изучив контрольно - измерительные материалы ЕГЭ по математике, сборники заданий для подготовки к экзамену следующих авторов: Л. Д. Лаппо, А. Я. Савельев, Ю. В. Садовничий, А. В. Шевкин, И. В. Ященко и др., мы обнаружили, что уравнения в целых числах часто встречаются в заданиях ЕГЭ, при решении которых учащимся необходимо показать полноту своих знаний и умение применять на практике теорию по теме «Диофантовы уравнения». Также, задания, сводящиеся к решению неопределенных уравнений, часто встречаются на различных школьных олимпиадах по математике.
Следует отметить, что исследование алгоритмов решения диофантовых уравнений может помочь при решении такого рода заданий, которые оцениваются в значительное количество баллов.
В связи с тем, что многие практические задачи сводятся к решению
уравнений с двумя переменными, а диофантовы уравнения и методы их
решения не изучаются в школьном курсе математики, поэтому нами был
разработан элективный курс «Диофантовы уравнения» для учащихся 8 - 9 и
54
10 - 11 классов. Цель курса - расширение и систематизация знаний по теме «Решение диофантовых уравнений». Он может использоваться учителями при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике.
В приложении представлены задания, подобранные нами, для самостоятельной работы учащихся, которые можно использовать при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике.
1. Абакумова, С. И. Диофантовы уравнения / С. И. Абакумова,
A. Н. Гусева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т. 1, №6. - С. 133-137.
2. Александров, В. А. Задачник - практикум по теории чисел: для студентов заочников физ. - мат. фак. пед. ин - тов / В. А. Александров, С. М. Горшенин. - Москва : Просвещение, 1972. - 80 с.
3. Баврин, И.И. Старинные задачи: книга для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. - Москва : Просвещение, 1994. - 131 с.
4. Барабанов, Е.А. Задачи заключительного тура минской городской математической олимпиады школьников / Е.А. Барабанов, И.И. Воронович,
B. И. Каскевич, С.А. Мазаник. - Минск : Ковчег, 2006. - 352 с.
5. Башмакова, И. Г. Диофант и диофантовы уравнения / И. Г. Башмакова. - Москва : Наука, 1972. - 68 с.
6. Белкин, Е. Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения / Е. Л. Белкин // Начальная школа. - Москва, 2001. - № 4. -
C. 11-20.
7. Берлов, С. Л. Петербургские математические олимпиады / С. Л. Берлов, С. В. Иванов, К.П. Кохась. - Москва : Лань, 2003. - 532 с.
8. Бокарев, Н. Л. Некоторые классические диофантовы уравнения / Н. Л. Бокарев, Е. В. Буякова // Научно-методический электронный журнал концепт. - 2014. - Т. 26. - С. 56-60.
9. Брюно, А. Д. От диофантовых приближений до диофантовых уравнений / А. Д. Брюно // Чебышевский сборник. - 2016. - Т. 17, №3. - С. 38-52.
10. Бухштаб, А. А. Теория чисел : учебник для пед. вузов /
А. А. Бухштаб. - Москва : Лань, 2008. - 384 с.
11. Васильев, Н. Б. Задачи Всесоюзных математических олимпиад / Н. Б. Васильев, А. А. Егоров. - Москва : Наука, 1998. - 288 с.
12. Васильев, Н. Б. Заочные математические олимпиады /
Н. Б. Васильев, В. Л. Тутенмахер. - Москва : Наука, 1986. - 175 с.
13. Виленкин, Н. Я. За страницами учебника математики : учеб. пособие для учащихся средней школы / Н. Я. Виленкин, И. Я. Депман. - Москва : Просвещение, 1996. - 320 с.
14. Власова, А. П. Решение уравнений в целых числах : учеб. пособие /
А. П. Власова, Н. В. Евсеева, Н. И. Латанова. - Москва : издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. - 68 с.
15. Галламов, М. М. Линейные диофантовы уравнения с
дополнительными условиями / М. М. Галламов // Математическое образование. - 2012. -№2. - С. 9-23.
16. Давыдов, В. В. Принципы обучения в школе будущего : хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / В. В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 2002. - 138 с.
17. Дендеберян, Н. Г. Проектирование элективного курса по решению математических задач с практическим содержанием в средней школе / Н. Г. Дендеберян, Е. В. Кострыкина // Методический поиск: проблемы и решения. - 2016. - №1. - С. 39-43.
18. Жмурова, И. Ю. Диофантовы уравнения: от древности до наших дней / И. Ю. Жмурова, А. В. Ленивова // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 1-5.
19. Избранные задачи по математике из журнала «American Mathematical Monthly» для школьных и студенческих олимпиад : сборник задач / Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В. М. Алексеева. - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 600 с.
20. Кирин, К. И. Цепные (непрерывные) дроби и диофантовы
уравнения : материалы XXII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Инновации. Интеллект. Культура» / К. И. Кирин. - Тюмень : издательство Тюменского индустриального
университета, 2015. - С. 279-281.
21. Кожаев, Ю. П. Греческий математик Диофант и диофантовы
уравнения : материалы IV Всероссийской научно - практической конференции «Культура и общество: история и современность» / Ю. П. Кожаев,
Ю. О. Новицка - Ставрополь : АГРУС. - 2015. - С. 150-154.
22. Кожегельдинов, С. Ш. Некоторые элементы теории диофантовых уравнений в упражнениях и задачах : учеб. пособие / С. Ш. Кожегельдинов. - Семипалатинск : Семей, 2003. - 83 с.
23. Кордемский, Б. А. Этому виду задач более 1600 лет / Б. А. Кордемский // Квант. - 1973. - №4. - С. 38 - 41.
24. Корянов, А. Г. Задачи на целые числа (от учебных задач до олимпиадных) : пособие по решению заданий типа С6 / А. Г. Корянов,
A. А. Прокофьев. - Брянск, Москва : Просвещение, 2012. - 66 с.
25. Котлярова, Е. А. Методические особенности проведения спецкурса по теме «Диофантовы уравнения» / Е. А. Котлярова, О. Д. Роженко // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2015. - №20. - С. 62-65.
26. Кузнецова, Л. В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев, С. Б. Суворова. - Москва : Дрофа, 2002. - 192 с.
27. Курбатова, Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» / Н. Н. Курбатова // Молодой ученый. -
2016. - №16. - С. 343-351.
28. Лаппо, Л. Д. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами : учебное пособие / Л. Д. Лаппо, М. А. Попов. - Москва : ЭКЗАМЕН, 2016. - 352 с.
29. Малинин, В. А. Подготовка учащихся 9-11 классов к математическим олимпиадам. Задачи с целыми числами : учеб. пособие /
B. А. Малинин. - Нижний Новгород : Нижегор. гуманитар. центр, 2000. - 69 с.
30. Мамедяров, Д. М. Оригинальное решение одного уравнения / Д. М. Мамедяров // Естественные и математические науки в современном мире. - 2014. - №24. - С. 30-36.
31. Мельников, Р. А. Краткий обзор этапов развития диофантовых уравнений : материалы международной научно-практической конференции «Математика: фундаментальные и прикладные исследования и вопросы образования» / Р. А. Мельников. - Рязань : издательство РГУ им. С. А. Есенина,
2016. - С. 429-435.
32. Московские математические олимпиады 1993 - 2005 г. : сборник заданий / Р.М. Федоров и др./ Под ред. В.М. Тихомирова. - Москва : МЦНМО, 2006. - 456 с.
33. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» [Электронный ресурс] : федер. приказ от 04. 03. 2010 № 03-413 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=505578#0.
34. Письмо Минобразования России «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» [Электронный ресурс] : федер. приказ от 13.11.2003г. № 14-51-277/13 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=450589#0.
35. Приказ Минобразования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» [Электронный ресурс] : федер. приказ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 47213/.
36. Петраков, И. С. Математические кружки в 8-10 классах / И. С. Петраков. - Москва : Просвещение. - 1987. - 135 с.
37. Рябухо, Е. Н. Формирование познавательной компетентности
учащихся на факультативных занятиях по математике : материалы V
Международной научно-практической конференции «Инновационные тенденции развития системы образования» / Е. Н. Рябухо, В. П. Батутина. - Чебоксары : ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. -
С. 57-61.
38. Савельев, А. Я. Решение задач С6 ЕГЭ по математике [Электронный
ресурс] / А. Я. Савельев // Центр Москва - Подготовка к ЕГЭ. - 2015. - Режим доступа: http://egecentr.com/ege-po-matematike/zadachi-c-6-po-matematike-ege-
2014-reshenie.
39. Садовничий, Ю. В. ЕГЭ 2017 по математике. Профильный уровень: задание 19. Решение задач и уравнений в целых числах / Ю. В. Садовичий. - Москва : ЭКЗАМЕН, 2017. - 129 с.
40. Симонов, Ф. Я. Система тренировочных задач и упражнений по математике / Ф. Я. Симонов, Д. С. Бакаев, А. Г. Экельман. - Москва : Просвещение, 2001. - 256 с.
41. Сканави, М. Н. 2500 задач по математике с решениями для поступающих в вузы / М. Н. Сканави, В. К. Егерев, В. В. Зайцев и др. - Москва : ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. - 400 с.
42. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.
43. Фоминых, Ю. Ф. Диофантовы уравнения / Ю. Ф. Фоминых // Математика в школе. - 1996. - №6. - С. 15-21.
44. Хамов, Г. Г. Диофантовы уравнения как средство способствующее
формированию мотивационно-ценностного компонента математического образования будущего учителя математики : материалы международной
научной конференции «Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом» / Г. Г. Хамова Л. Н. Тимофеева. - Киров : Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. - С. 118-124.
45. Хамов, Г. Г. Использование теории многочленов для составления и решения диофантовых уравнений / Г. Г. Хамова, Л. Н. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник, 2014. - Т. 2, №4. - С. 36-40.
46. Шарыгин, И. Ф. Факультативный курс по математике : учеб. пособие / И. Ф. Шарыгин. - Москва : Просвещение, 1987. - 113 с.
47. Шевкин, А. В. ЕГЭ задание С6 с решениями и ответами /
A. В. Шевкин, Ю. О. Пукас. - Москва : ЭКЗАМЕН, 2012. - 62 с.
48. Яковлев, Г. Н. Всесоюзные математические олимпиады
школьников / Г. Н. Яковлев. - Москва : Просвещение, 1992. - 100 с.
49. Яковлева, Е.Н. Элективный курс «Диофантовы уравнения» как
предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов: материалы
Международной научно-практической конференции «Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований» / Е. Н. Яковлева,
B. С. Яричина. - Казань : НИЦ АЭТЕРНА, 2017. - Т.4, С. 13-15.
50. Якушева, Н. Э. О диофантовых уравнениях / Н. Э. Якушева,
C. В. Корнев // Некоторые вопросы анализа, алгебры, геометрии и математического образования. - 2015. - №3. - С. 189-192.