Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами

Работа №21033

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
932
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты формирования регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами 8
1.1 Регулятивные учебные действия: понятия, характеристики 8
1.2 Особенности формирования регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе работы с текстовыми
задачами 16
Глава 2 Экспериментальное исследование и формирование регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами 28
2.1 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
эксперимента 28
2.2 Формирование регулятивных учебных действий у младших
школьников в процессе работы с текстовыми задачами 22
Заключение 42
Список использованных источников 45


В последние несколько десятилетий в нашем обществе произошли кардинальные изменения в представление целей процесса образования и путях их реализации. Раньше было важно донести до учащихся знания, умения и навыки, как основной результат образования. Сейчас же учителя должны лишь правильно направить учеников на самостоятельное умение учиться при помощи педагогов. Произошел переход к пониманию процесса обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, умению занять активную общественную позицию, успешному решению жизненных задач, возникающих перед ними, умению сотрудничества и работы в группе, готовности к быстрому переобучению в ответ на обновление требований и знаний рынка труда.
Такие изменения в плане образования и обучения привели к выбору наиболее перспективного пути - формированию у учащихся универсальных умений, призванных на помощь в решении задач быстрого и качественного обучения.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов
целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Выделяют три вида универсальных учебных действий: личностный, предметные и метапредметные, которые в свою очередь включают в себя: регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Эти действия позволяют учащемуся не только рационально подходить к выполнению учебных заданий, полученных от учителя, но и организовывать собственное самообразование как в годы учебы в школе, так и после ее окончания. Роль регулятивных действий возрастает при переходе учащегося из класса в класс. Это связано с тем, что, с одной стороны, от класса к классу растет объем содержания образования, которое он должен усвоить. С другой стороны, при взрослении меняется отношение учащегося к учебе и, в частности, к разным учебным дисциплинам, к их месту в его планах на будущее.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельностью. К ним относятся следующее: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
Таким образом, все вышеперечисленное и определяет актуальность исследования и выбора темы: «Формирование регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами».
Цель исследования - изучение и формирование регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами.
Объект исследования - регулятивные учебные действия у младших школьников.
Предмет исследования - регулятивные учебные действия у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность регулятивных учебных действий;
2. Изучить особенности формирования регулятивных учебных действий у младших школьников;
3. Организовать и провести констатирующий эксперимент по теме исследования;
4. Разработать методической рекомендации, для формирования регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами.
Методологическую базу исследования составили работы отечественных ученных, таких как: А.Г. Асмолов, М.И. Моро, А.В. Белощистой, П.У. Байрамуковой.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение;
- констатирующий эксперимент;
- количественная и качественная обработка полученных результатов.
База исследования проводилось в муниципальной бюджетной средней
общеобразовательной школе № 3 п. Кривляк Енисейский район Красноярского края. В нем приняли участие 11 учащихся 4 класса.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта и предмета исследования.
Второй этап (октябрь - ноябрь 2015) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (декабрь - январь) - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована 1 статья: «Роль образовательных технологий деятельностного типа в
формировании регулятивных учебных действий»
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут послужить педагогам в качестве методического материала при проведении уроков математики в начальной школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
Таким образом, изучив и проанализировав учебную и методическую литературу по данной теме, мы можем сделать вывод, что в настоящее время, становиться главным, чтобы младшие школьники всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная жажда знаний, чтобы они хотели развиваться, а не стоять на одном месте. Это в свою очередь требует правильной организации учебного процесса, что зависит полностью от учителя. Для достижения поставленной цели, нами были реализованы следующие задачи:
- раскрыта сущность - регулятивные учебные действия;
- изучены особенности формирования регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами;
- организован и проведен констатирующий эксперимент по теме исследования;
-разработана методическая рекомендация, для формирования регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами.
Действующая программа начальной школы требует развития самостоятельности детей. Самостоятельность тем более необходима при решении текстовых задач. В ряду текстовых задач по математике задачи на движения занимают особое место. Ученик начальной школы должен уметь:
-. кратко записать условие задачи;
- проиллюстрировать его с помощью рисунка, схемы или чертежа;
- обосновать каждый шаг в анализе задачи и ее решении;
- проверить правильность решения.
Однако на практике эти требования выполняются далеко не всеми учащимися, что приводит к серьезным проблемам в знаниях и навыках детей, создает препятствия в дальнейшем математическом образовании.
Чтобы развить необходимую самостоятельность, учитель должен сформировать у школьников универсальные учебные действия, что отвечает требованиям стандарта. В этом и состоит главная задача педагога - научить детей учиться.
Решение задач - упражнения, развивающие мышление. Мало того, решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.
Проведено экспериментальное исследование, целью которого была- проверка уровня сформированности умений у учащихся младшего школьного возраста по теме «Формирование регулятивных учебных действий у младших школьников на уроках математики в процессе работы с текстовыми задачами» на базе 4 класса начальной школы п. Кривляк.
Для исследования умений учащихся были предложены различные задания: на постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно; на определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; на предвосхищение результата и уровня усвоения; на сличение способа действия и его результата; на внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; на выделение и осознание того, что уже усвоено, и оценивание качества и уровня усвоения; на развитие способности к мобилизации сил и энергии.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: у учащихся 4 класса вполне сформированы регулятивные учебные действия, так как низкого результата нет. Из 11 учеников 6 имеют высокий уровень. Это больше половины. 5 человек имеют средний уровень. Средний уровень это, конечно же, тоже неплохой результат. При правильной работе педагога, учащиеся со средним уровнем, могут перейти на уровень выше. Главное, учителю способствовать развитию умений, недостающих школьникам.
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента, нами были разработана методическая рекомендация для формирования регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе работы с текстовыми задачами».


1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2008,- 165 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002. 242 с.
3. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2010.№4.С. 45-47.
4. Аргинская И.И. Особенности обучения младших школьников математике. Особенности программы и учебных пособий по математике для начальной школы // Начальная школа. 2010. №19. С. 15-17.
5. Байрамукова П.У., Уртенова А.У.. Методика обучения математике в начальных классах. Ростов на Дону.: Феникс. 2009. 299 с.
6. Баранова Г.А. Формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами учебника // Известия Тульского государственного университета. Государственные науки. 2013. № 4. С. 427-434
7. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.:ВЛАДОС, 2009. - 455 с.
8. Воронцова А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации. М.: ВИТА - ПРЕСС. 2011. 72 с.
9. Гаврилова Т.Ю. Формирование навыков универсальных учебных действий при изучении величин // Первое сентября. 2013. № 2 С. 12-14
10. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. 2 издание. М.: ВИТА- ПРЕСС. 2010. 288 с.
11. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: ACT, 2006. 365 с.
12. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: методическое пособие для учителей и родителей. М.: ВЛАДОС, 2009. 59 с.
13. Захарова Т.В., Казанкина Т.Н., Назарова И.В.. Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании регулятивных учебных действий// сборник статей Международная научно-практическая конференция «Научные исследования и разработки в эпоху глобализации». В Зч. 4.2. Уфа: АЭТЕРНА. 2016. С. 156-158
14. Игнатьева Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 2009. 37 с.
15. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: Академия, 2009.288 с.
16. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 288с.
17. Истомина Н.Б.. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». М.: Просвещения, 2006. 176 с.
18. Иванова Н.В. Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников // Первое сентября. 2011. № 7. С. 21 -24
19. Козлова Г.В., Помещикова М.С. О психолого-педагогическом сопровождении младших школьников в рамках внедрения ФГОС // Начальная школа. 2013. № 7. С. 7-10
20. Коротяева Е.В. Толковый словарь. Серия «Мой первый школьный словарь». М.: Феникс. 2013. 354 с.
21. Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: методические рекомендации для учителей начальных классов.Саратов: Лицей, 2010. 86 с.
22. Лионтьева А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа плюс до и после. № 1. 2001. С.З - 6
23. Липина И.М., Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.. Развитие логического мышления на уроках математики. М.: Просвещение, 2004. 96 с.
24. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман А.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: 1983. 241 с.
25. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. М.: Инфра-М, 2009.195 с.
26. Моро М.И. Математика 4 класс. Ч. 1: М.: Просвещение. 2007. 111 с.
27. Моро М.И. Математика 4 класс. Ч. 2: М.: Просвещение. 2007. 112 с.
28. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 11. С. 59
29. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Учительская газета. 2012. № 4. С. 17- 19
30. Ожегов, С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2000. 940 с.
31. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. 2011. С. 151-155
32. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. М.:Просвещение,2008. 398 с.
33. Седакова В.И. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов при работе с задачей // Вестник УГПУ. 2012. №4. С. 145-154
34. Седакова В.И. Контрольные работы по математике: Учебно¬
методическое пособие для студентов. Сургут: РИО СурГПУ. 2005. 108 с.
35. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.:
Просвещение,2007. —123 с.
36. Столяр А.А., Дрозд В.Л.. Методика начального обучения математика. М.: Высшая школа. 1988. 254 с.
37. Тихоненко А.В. Обучение решению текстовых задач в начальных классах. Феникс. 2007. 256 с.
38. Ушакова Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т.. М.: Репринтное издание, 2000. 345 с.
39. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. М.: Владос. 2006. 254 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение 2013
41. Школьный толковый словарь русского языка. Большой (ОФСЕТ). М.: Вако. 2016. 480 с.
42. Поливанова К.Н. Психологические формирования действия контроля в учебной деятельности//Новые исследования в психологии. М.: 1983, №1 с. 65 - 68
Электронные ресурсы удаленного доступа (internet)
43. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Режим доступа. - http ://nsportal .ru/nachalnaya-shkola/raznoe/kak-formiro vat- uud-v-nachalnoy-shkole (дата обращения 20.12.2015)
44. Лукьянова А.К. Номенклатура регулятивных УУД и возрастные особенности их развития у младших школьников. Режим доступа. - http://www.iumal.org/articles/2012/ped28.html (дата обращения 12.01.2016)
45. Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников. Режим
доступа. - http://referatwork.ru/new/source/22911 text-2291 l.html (дата обращения 11.01.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ