ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования отношения студентов Института педагогики, психологии и социологии к здоровому образу жизни 10
§ 1.1Теоретическое изучение категорий здорового образа жизни 10
§1.2 Методы формирования ценностного отношения студентов Института педагогики, психологии и социологии к здоровому образу жизни 21
Глава 2. Социологический анализ отношения студентов Института педагогики, психологии и социологии к здоровому образу жизни 45
§2.1 Методическое обоснование исследования 45
§2.2 Ход социологического исследования. Полученные результаты, и их интерпретация 47
Выводы и рекомендации 61
Заключение 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это концепция жизнедеятельности
человека,
направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Представители философского и социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, который
является составной частью жизни человека. Так же, ЗОЖ рассматривается как
мотивация человека, имеются и другие точки зрения других представителей
данного направления, но при этом резкой грани между ними нет, так как они
направленны на решение одной задачи: укрепление здоровья человека. ЗОЖ
является предпосылкой для начала изучения развития его разных сторон
жизнедеятельности человека, а так же достижения им активного долголетия,
благодаря, которому человек сможет полноценно выполнять свои социальные
функций.
В настоящее момент все больше уделяют внимание проблеме здоровья и
ведению ЗОЖ студенческой молодежи. Все это объясняется тем, что от
физического и психического здоровья студентов, всё в целом во многом
зависит от социального благополучия и работоспособности будущих
специалистов, которые призваны внести свой вклад в развитие своей страны.
Рассматриваемая проблема отношения студентов к здоровому образу жизни
наиболее актуален в наше время, особенно, когда речь заходит о будущем
подрастающем поколении (студенты). От знания и навыков ведения ЗОЖ в
скором времени во многом будет завесить нравственное и физическое здоровье
подрастающего поколения, а так же социализация подростков в современном
обществе.
Владение основами здорового образа жизни является главной ценностью
подрастающего поколения и требует не только изучения, а и усвоения4
определенного объема знаний и навыков полученные входе социализации в
учебном заведении. Определенные знания в сфере ЗОЖ предполагают
определенный жизненный настрой, мотивацию и далеко не в последнюю
очередь готовность к его физическому и психическому здоровью [1].
Проблемы, связанные со здоровьем и физическим развитием студентов,
которые в дальнейшем пагубно влияют на их состояние здоровья, наименее
изучены [4].
В наше время учеба в университете зачастую не благотворно влияет на
здоровье студенческой молодежи. Во-первых, это ряд усугубляющих факторов
такие, как: ряд учебных факторов, связанные с изменением образа жизни в
первый год обучения [3].
Так же, к университетским факторам риска принято относить: огромные
учебные нагрузки в учебном процессе, отсутствие в университете
упорядоченной работы по мотивации, пропаганде и формированию ценностной
ориентации на здоровый образ жизни. Влияние всех этих факторов
отрицательно сказывается на здоровье и физическом состоянии студентов.
Более того, происходит снижение адаптационных возможностей организма, что
зачастую приводит к развитию хронических заболеваний [4].
Из большого числа факторов риска, приводящих к хроническим
заболеваний, особенно у студентов, выделяют такие, как: вредные привычки
(курение и употребление спиртных напитков), а также недостаточную и малую
информированность студентов о здоровом образе жизни [4].
Среди критериев адаптации студентов к условиям обучения при этом, не
причиняя их здоровью вреда, выделяют: показатели здоровья, физическое
развитие, умственную работоспособность, успеваемость в зависимости от
различных двигательных режимов [7].
Таким образом, одной из основных проблем, стоящих перед системой
высшего образования является привитие навыков и восполнения пробелов о
здоровом образе жизни, а также обеспечение сохранения, укрепления и5
восстановления здоровья студенческой молодежи, и их адаптация не только к
обучению, но и к дальнейшей профессиональной деятельности.
Актуальность формирования отношения студентов очного отделения
бакалавриата ИППС к здоровому образу жизни (ЗОЖ), является неотъемлемой
частью образовательного процесса СФУ, связана эта проблема со снижением
уровня здоровья студенческой молодёжи, низкой двигательной активностью,
недостаточной физической подготовленностью. В настоящее время проблема
сохранения и укрепления здоровья студентов занимает одно из ведущих мест в
системе социальных ценностей и приоритетов. Являясь своеобразным
показателем общественного прогресса и отражением социального и экономического благополучия страны, здоровье человека и непосредственно студента
как подрастающего поколения является мощным социальным и экономическим
потенциалом общества и государства в целом [31].
Влияние на снижение уровня здоровья оказывает большая учебная
нагрузка, психоэмоциональная нагрузка, а также возросшая за последние годы
проблема с экологией. На сегодняшний день накоплено немало информации о
влиянии двигательной активности и ведения ЗОЖ, как вспомогательного
уровня укрепления и сохранение здоровья студента.
Для решения проблемы ведения ЗОЖ у студентов, для этого нужно
увеличивать двигательную активность. В идеале, ЗОЖ должно приобрести
массовый характер, и стать, «культом» здоровых, а не больных людей
(студентов). Формирование здорового образа жизни студентов, как задача
государственной важности и национальной безопасности, отвечающая вызовам
планетарного масштаба особо актуализируется в современной России. Так, В.В.
Путиным был подписан указ № 598 «О совершенствовании государственной
политики в сфере здравоохранения», в котором правительству России дается
поручение обеспечить к 2018 году «снижение смертности» в том числе за счет
«мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской
Федерации».6
Следовательно, государство вкладывает огромные средства на развитие и
популяризацию физической культуры и ЗОЖ. Всё выше, перечисленные
факторы способствуют ведению студентами здорового образа жизни в системе
университетского образования, предполагая, что образовательный процесс
позволит развить физические качества, повысить резервные возможности
организма студента, сформировать потребность в регулярных занятиях
физическими упражнениями и укрепления здоровья. Проблема формирования
потребности в ЗОЖ, и в занятиях физическими упражнениями должна
рассматриваться в тесной связи с повышением адаптационных возможностей
организма студентов, с их предпочтениями и удовлетворением интереса [9].
Вместе с тем неблагоприятные условия жизни студенческой молодежи
приводят к различным отклонениям в нравственном и физическом здоровье.
Появление социальных проблем, связанны с вредными и пагубными
привычками, наркотики, алкоголь и курение, которые достигают критической
отметки.
В данной работе представлены итоги опроса студентов очного отделения
ИППС СФУ. Был подготовлен и проведен анкетный опрос среди студенческой
молодежи (студентов очного отделения бакалавриата ИППС). Анкета
содержала девятнадцать вопросов на тему «отношения студентов ИППС к
здоровому образу жизни».
По мнению социологов, анкетирование даёт 60% достоверной
информации, постарались достичь максимальной отдачи со стороны
анкетируемых. Данную анкету заполнили 268 студентов очного отделения
бакалавриата с 1 – 4 курс ИППС СФУ.
В данном исследовании попытаемся выяснить отношение и барьеры,
мешающие вести студенческой молодежи (студентам очного отделения
бакалавриата ИППС СФУ) здоровый образ жизни.
Степень научной разработанности проблемы.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) изучается в социологической науке, при
помощи таких дисциплин, как: социологии здоровья и медицины, социология7
повседневности, социология спорта, социология тела и т.д. Основные
категории здорового образа жизни рассматриваются в трудах многих известных
отечественных социологов, например таких, как: П.А. Сорокина, И.В.
Бстужева-Лада, В.А. Ядова, Ю.П. Лисицина, Ю.И. Савенко, В.И. Толстых, Р.В.
Рыбкиной, О.И. Генисаретского и др. Социологическое определение здорового
образа жизни включает в себя несколько основных характеристик. Во-первых,
ЗОЖ является проявлением реализации потенциала общества (в индивидуальных или групповых проявлениях) в обеспечении здоровья. Во-вторых, ЗОЖ
отражает степень социального благополучия, понимаемого как единство уровня
и качества жизни. Втретьих, ЗОЖ рассматривается как проекция эффективност
и социальной организации в отношении к ценности здоровья [6].
Целью выпускной квалификационной работы состоит в изучении
отношения студентов ИППС к здоровому образу жизни.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских
задач:
1. Теоретическое изучение категорий здорового образа жизни;
2. Методы формирования ценностного отношения студентов института
Педагогики, психологии и социологии к здоровому образу жизни;
3. Методическое обоснование исследования;
4. Ход социологического исследования. Полученные результаты, и их
интерпретация;
Объектом социологического исследования студенты очного отделения
бакалавриата ИППС СФУ.
Предмет социологического исследования является отношение студентов очного отделения бакалавриата ИППС к здоровому образу жизни.
Гипотеза - основание: выступает предположение о том, что большинство студентов очного отделения бакалавриата ИППС СФУ стремятся вести
здоровый образ жизни, но различные барьеры мешают им. Но, не смотря на
барьеры мешающие вести ЗОЖ, в целом отношение студентов является
положительным, стараются вести ЗОЖ.8
Операционализация понятий:
1. Физическая культура – является сложным социальным явлением,
которое выполняет конструктивные функции общества в области
воспитания, морали и этики. Физические упражнения способствуют
формированию у детей дисциплины, чувства ответственности и
вырабатывают настойчивость в достижении целей.
2. Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный
на профилактику болезней и укрепление здоровья.
3. Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он
в целом и все его органы способны полностью выполнять свои
функции; отсутствие недуга, болезни.
4. Уровень жизни – это населения как социальноэкономическая
категория представляет собой уровень и степень удовлетворения
потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных
услугах.
5. Отношение к здоровому образу жизни – восприятие человеком правил,
необходимых для сохранения и улучшения здоровья.
6. Барьеры в ведении здорового образа жизни – совокупность факторов,
создающая преграды в ведении здорового образа жизни
7. Студент – учащийся высшего учебного заведения, очного отделения
бакалавриата ИППС СФУ.
8. Здоровье человека – это качественная характеристика, которая
описывает состояние живого человеческого организма как
физиологического тела.
9. Стиль жизни (по А.Адлеру) – это тот уникальный способ, который
выбирает человек для реализации своих жизненных целей.
10. Качество жизни – это категория, отражающая объективные условия
существования и их оценку на уровне общества и индивида.9
11. Создание здорового образа жизни – это созданная система ухода от
риска и его причин в форме активной жизни человека, которая
направлена на сохранение и улучшение здоровья.
12. Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ) – это комплекс мер,
которые направленные на появление у человека стремления соблюдать
все правила и нормы здорового образа жизни.
13. Здоровьесохраняющая образовательная среда – это правильно
построенная организация образовательного пространства учащегося
на всех уровнях и этапах его обучения, при котором качественное
обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается
нанесением ущерба их здоровью.
14. Правильный режим питания – это регулярная еда через определённые
промежутки времени.
В социологическом исследовании на тему: «отношения студентов
ИППС к здоровому образу жизни» реализовались и были достигнуты все поста
вленные цели и задачи. В этом исследовании преследовалась цель, изучения
отношения студентов очного отделения бакалавриата ИППС к здоровому
образу жизни.
В данной бакалаврской работе был проведен теоретический и
эмпирический анализ «отношения студентов ИППС к здоровому образу
жизни». Научная новизна, которого заключалась в применении комплексного
подхода к изучению данной темы: изучение и выявление барьеров, мешающих
вести ЗОЖ и отношение к нему.
Положительно относятся к ведению ЗОЖ, и изъявляет желание вести его
чуть большое количество студентов, так же большинство ведёт ЗОЖ частично,
а малая часть не ведут ЗОЖ вообще. И что же может мешать студентам вести
ЗОЖ при положительном отношении к нему и наличии желания ему следовать?
Очевидно, что причину стоит искать в барьерах.
В первой части опроса видны барьеры, мешающие вести студентам ЗОЖ.
Результаты опроса показали, что основными барьерами стоит считать наличие
вредных привычек. Но при этом среди женщин процент имеющих вредные
привычки больше, чем у мужчин. Так же большинство мужчин и женщин
выделили фактор, который существенно наносит вред их здоровью в
повседневной жизни, это «курение». Причиной возникновения этих барьеров,
наверное, стоит считать нынешний ритм жизни студентов. Однако
большинству хоть и частично, но всё же удаётся вести здоровый образ жизни,
что не может не радовать. Об этом говорит материальный достаток студентов,
который позволяет им посещать различные спортивные секции, залы, бассейны
и т.д.
Во второй части исследования рассмотрели отношение студентов к ЗОЖ.
Нам удалось выяснить, что ЗОЖ для большинства студентов это совокупность:64
«соблюдение правил здорового питания, физическая активность, режим труда и
отдыха, отсутствие вредных привычек». Большинство опрошенных мужчин и
женщин предпочитает проводить свободное время, занимаясь спортом. Режим
питания соблюдает больше мужчин в отличие от женщин, которые
предпочитают соблюдать режим питания иногда. Но, не смотря на, это большая
часть учащихся занимаются физической культурой систематически. Студенты
так же считают, что занятие физической культурой и ведение ЗОЖ
способствует их успеху и развитию положительных качеств (дисциплина,
самоорганизация). Очень радует тот факт, что большинство студентов все токи
задумываются о том, как они соблюдают ЗОЖ.
Итак, рассмотрев некоторые критерии здорового образа жизни, мы можем
подвести некоторый итог. В данном исследовании выяснили, что здоровый
образ жизни способствует укреплению здоровья человека с помощью
определенных профилактических мер. При ведении здорового образа жизни
улучшается эмоциональное самочувствие, повышается работоспособность и
нормализуется жизнедеятельность организма. Здоровый образ жизни – это
система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный
двигательный режим, закаливание, правильное питание и отказ от вредных
привычек), которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и
социальное благополучие (т.е. здоровье) в реальной окружающей среде и
активное долголетие.
В заключении хотелось бы добавить, что проблема формирования
здорового образа жизни у студенческой молодежи (студентов ИППС СФУ)
является актуальной. Цель данного исследования выполнена, а именно: изучено
отношение студентов ИППС СФУ к формированию здорового образа жизни
хочется отметить, что большая часть студентов считает, что «здоровый студент
– это реальность», тем самым показывая свое отношение к ЗОЖ, говоря о том,
что «ЗОЖ – это здорово, стараюсь его соблюдать». А также выявления
барьеров, которые мешают студентам вести здоровый образ жизни
Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания
культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической
культуры. 1990. - № 1. - С. 22-26.
2. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и
воспитания в высшей школе. Минск: Вышэйш. шк., 1983. - 224 с.
3. Бурачевский Л.И. Студентам о здоровом образе жизни. М.: Изд-во
МАИ, 2003.-35 с.
4. Воробьев В.И. Оздоровление. 2-е изд., перераб. - М., 1992. — 256 с.
5. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. - М.:
Флинта; Наука, 2002. - 416 с
6. Визитей Н.Н. «Курс лекций по социологии спорта: учеб. Пособие»
7. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни
студента: учебное пособие [Текст]: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. -
М.: Гардарики, 2007. - 218 с.
8. Герасимова И.А. Формирование физической культуры и здорового
образа жизни у студентов высших учебных заведений на основе их личностной
самооценки: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 2000.-19с.
9. Горячев В. Спасём детей - спасём Россию! О здравоохранительных
педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного. — М., 1999.
10. Дарчия Д.Г., Марков Н.Н. Организация мониторинга здоровья
студентов в вузе. Тула: Изд-во ТулГУ, 1996. - 124 с.
11. Добротворская С.Г. Ориентация старшеклассников и студентов на
здоровый образ жизни. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. - 152 с.
12. Д. Дэвид, Джери Дж., Большой толковый социологический
словарь, 2001.
13. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Пособие для студ.
вузов. — М.: Аспект-пресс, 1999. 123 с.66
14. Качан Л.Г. Формирование современных знаний о здоровье и
здоровом образе жизни. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. - 76 с.
15. Каневская Т.М. Пропаганда ценностей здорового образа жизни как
средство профилактики зависимостей в студенческой среде педагогического
вуза: теория и практика [Текст] / Т.М. Каневская, В.А. Середа // Педагогическое
образование в России. – 2011.- № 4. – С.87-95.
16. Карасева Т.В. Технологии образования студентов в сфере
здорового и безопасного образа жизни [Текст] / Т.В. Карасева, С.Ю. Толстова,
П.А. Кисляков // Научный журнал КубГАУ, № 91 (07), 2013. – С.3-7.
17. Колесов Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа
жизни. - М.: Дрофа, 2002.-189 с.
18. Куценко Г.И. , Харисова И.М., Ахмерова С.Г. Стратегия и
технология сохранения здоровья школьников, студентов, педагогов. М.;
Воронеж, 2000.-218 с.
19. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы
формирования личности. (Учеб. пособие для пед. ин-тов). М.: Просвещение,
1979 -175с.
20. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической
культуры и спорта / Теория и практика физической культуры. М., 2000. - 151 с.
21. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической
культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и
практика физической культуры. 1997. - № 6. - С. 21-22.
22. Ляхович А.В., Ахмерова С.Г., Курмаева А.А. Концептуальная
модель формирования здоровья студентов в условия педагогического вуза. //
Гигиена и санитария. 1996. - № 2. - С. 52-56.
23. Ляхович А.В., Медведь Л.М. О структуре потребности в
информации студенческой молодежи по проблемам здорового образа жизни //
Здравоохр. РФ. 1992. - № 7. - С. 20-22.
24. Лубышева Л.И. «Социология физической культуры».67
25. Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. —
Новосибирск: Наука, 1992.-158 с.
26. Максимович В.А. Организационно-методическое обеспечение
физиче- ского воспитания студентов на основе видов двигательной активности
[Текст]: пособие по курсу «Физическая культура» для студентов непрофильных специальностей / В.А. Максимович, В.А. Коледа, С.К. Городилин. –
Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2012. - Электронный ресурс:
http://edu.grsu.by/books/fisical_training/ (дата обращения – 20.12.2013 г.).
27. Медик В.А., Осипов A.M. Университетское студенчество: Образ
жизни и здоровье. М.: Логос, 2003. - 198 с.
28. Медик В.А., Юрьев В.К. Состояние здоровья и образ жизни
современных спортсменов. -М.: Медицина, 2001. 144 с.
29. Мотылянская Р.Е., Каплан Э.Я., Велитченко В.К. Двигательная
активность важное условие здорового образа жизни // Теория и практика
физической культуры. - 1991. - № 1. - С. 16-22.
30. Нестеренко Е.И., Полунина Н.В. и др. Формирование здорового
образа жизни важная компонента интерактивного лечения // Профилактика
заболеваний и укрепление здоровья. - 2000. - № 5. - С. 18-22.
31. Образ жизни и здоровье студентов. Сб. науч. тр. / Под общ. ред.
Д.И. Рыжакова, С.Е. Квасова. Горький: Изд-во ГМИ, 1990. - 178 с.
32. Основные составляющие здорового образа жизни студентов и их
содержательные характеристики / Мин-во образования РФ., Дон. гос. техн. унт. 4.1. Ростов/н/Д., 2000. - 10 с.
33. Перов А.П. Физическая культура и здоровый образ жизни. Липецк:
Изд-во Липецк, экол.-гуманит. ин-та, 2001. - 131 с.
34. Сириенс Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию
«здоровье» // Школа здоровья. 1998. - № 1. - Т. 5. - С. .7-16.
35. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая
медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е
изд., стереотипное. - М.: Академия, 1997. - 208 с.