Введение 3
1 Теоретические аспекты использования инструментов медиа-маркетинга в
формировании маркетинговой стратегии 8
1.1 Понятие и основные инструменты медиа-маркетинга 8
1.2 Понятие и виды медиа-маркетинговых стратегий 19
1.3 Особенности применения проектного подхода при разработке
маркетинговой стратегии 30
2 Обоснование выбора стратегии маркетинга на примере компании ООО
«Вэлди» 41
2.1 Анализ финансово-экономической и маркетинговой деятельности ООО
«Вэлди» 41
2.2 Характеристика существующей стратегии маркетинга и применения
инструментов медиа-маркетинга компании ООО «Вэлди» 51
2.3 Проблемы использования инструментов медиа-маркетинга и способы совершенствования маркетинговой деятельности компании ООО «Вэлди» . 61
3 Проектный подход при разработке дифференцированной стратегии
маркетинга на примере компании ООО «Вэлди» 70
3.1 Особенности проекта по разработке маркетинговой стратегии с
использованием инструментов медиа-маркетинга 70
3.2 Оценка эффективности проекта по разработке стратегии
дифференцированного маркетинга с использованием инструментов медиа¬маркетинга 83
3.3 Оценка рисков реализации проекта по разработке стратегии
дифференцированного маркетинга с использованием инструментов медиа¬маркетинга 91
Заключение 99
Список использованных источников 101
Приложение
В настоящее время необходимость использования маркетинга определяется его возрастающей ролью в жизни человека и бизнеса, а именно: повышение интереса к маркетингу как средству жизнеобеспечения и развития субъектов рынка; массовым изменением в ходе проводимых в стране реформ менталитета потребителей и формированием в их сознании нового рыночного образа жизни, неотъемлемой составляющей которого является маркетинг.
Сегодня успех компании в основном зависит от её маркетинговой деятельности, которая должна включать в себя не только традиционные, но и современные инструменты маркетинга. Одной из основных особенностей современного маркетинга является его гипермедийная природа, которая характеризуется высокой эффективностью в представлении и усвоении информации, что значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей. Для учета всех особенностей современного маркетинга существует отдельное направление - медиа¬маркетинг. Роль, выполняемая медиа-маркетингом, не ограничивается только коммуникативными функциями, а также включает в себя возможность рекламы, заключения сделок, совершение покупок и проведение платежей, придавая ему черты глобального электронного рынка. Важно, что медиа¬маркетинг предоставляет возможность получить любую информацию о товарах. Поэтому важно использовать все современные технологии, чтобы маркетинг был эффективным.
Таким образом, проблемой, на решение которой направлено исследование является то, что в изменчивых условиях ведения бизнеса слабо используются современные инструменты и технологии маркетинга при разработке маркетинговых стратегий компаний в то время, как современные условия рынка и конкуренция требуют новаторства, гибкости, креативности и быстрых решений в области маркетинга компании. Еще одной важной
проблемой является слабая изученность современного медиа-маркетинга, зачастую отсутствует понимание о комплексности и эффективности данного направления.
На сегодняшний день существует большое количество работ, посвященных проблемам маркетинга, в которых по-разному раскрываются понятия, этапы и реализация маркетинговой стратегии фирмы, например, это труды Т. Амблера, Ф. Котлера, Э. Джера МакКарти, Джека Траурта и Эл Райса. Различные аспекты формирования маркетинговой стратегии рассматривались в трудах таких учёных как: Ансофф И., Аренков И.А., Балабанова JI.B, Бардасова С.С., Березин И.С., Вайсман А., Герасимчук В.Г., Диксон Р., Дойль П., Кардаш В.Я, Котлер Ф., Кревенс Д., Мельник Т.С.,
Оберемчук В.Ф., Перекалина Н.С, Прауде В., Фатхутдинов Р.А, Энжел Д., Эткинсон Дж. и др.
Однако использование медиа-маркетинга при реализации маркетинговой стратегии изучено достаточно слабо. Научных трудов, посвященных изучению современного медиа-маркетинга, крайне мало. Исходя из с вышесказанного, мы считаем, что наше исследование на сегодняшний день актуально.
Определив проблему и актуальность исследования, была сформулирована его цель. Целью исследования является разработка проекта реализации стратегии дифференцированного маркетинга с использованием инструментов медиа-маркетинга на примере ООО «Вэлди».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие медиа-маркетинга и стратегии медиа-маркетинга;
- обосновать различия потребителей в региональном разрезе;
- выявить проблемы в управлении маркетингом в компании;
- охарактеризовать и оценить эффективность применения инструментов медиа-маркетинга в компании;
- обосновать применение проектного подхода при разработке стратегии дифференцированного маркетинга;
- разработать рекомендации по формированию команды проекта в виртуальном пространстве;
- разработать систему оценки эффективности использования инструментов медиа-маркетинга.
Объектом исследования является компания ООО «Вэлди», которая занимается дистрибуцией косметических товаров оптом и в розницу через Интернет.
Предмет исследования - совершенствование системы управления маркетинговыми коммуникациями компаний.
Гипотеза исследования заключается в следующем: использование современных инструментов медиа-маркетинга в маркетинговой стратегии фирмы позволит увеличить количество клиентов и, соответственно, увеличить прибыль компании.
Теоретической и методологической основой исследования являются положения и методики фундаментальных и прикладных наук в области экономики предприятия, стратегического менеджмента, маркетинга.
В качестве методологической базы диссертационного исследования использовались общенаучные и специальные методы исследования, например, методы стратегического управления и планирования, эксперимент, опрос, методы системного и структурно-функционального анализа, а также экспертных оценок.
Важной составляющей диссертационного исследования является его научная новизна. В данном исследовании выделены следующие элементы научной новизны:
- уточнено понятие «медиа-маркетинг с точки зрения цели и применения на всех этапах маркетинговой стратегии;
- предложена схема взаимосвязи между корпоративной стратегией копании, маркетинговой стратегией и инструментами медиа-маркетинга;
- предложена стратегия дифференцированного маркетинга по продукту, сегментам рынка и территории с учетом региональной специфики;
- предложены рекомендации по формированию команды проекта в виртуальном пространстве;
- разработана единая система оценивания эффективности инструментов медиа-маркетинга;
- предложен дифференцированный подход к использованию инструментов медиа-маркетинга для реализации разных стратегии маркетинга.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в формировании и реализации стратегии дифференцированного маркетинга компании с использованием современных инструментов медиа-маркетинга, а также в предложении универсальной оценки эффективности использования данных инструментов, что позволит увеличить прибыль от продаж, сократить затраты на транспортировку, повысить доступность предлагаемых товаров.
Практическая значимость научных положений, сформулированных в диссертации, подтверждена также их апробацией в печати в электронном журнале «Экономика и социум» и на международной научной конференции «Проспект Свободный - 2018».
Диссертационное исследование состоит из трех глав. В первой главе производится анализ теоретических основ медиа-маркетинга и проектного подхода к управлению. В первой главе также уделено большое внимание уточнению понятия медиа-маркетинг, дана критическая оценка инструментам медиа-маркетинга, сформирована схема взаимосвязи
стратегий разных уровней. Во второй главе проведен анализ финансово¬экономической и маркетинговой деятельности предмета исследования, выявлены проблемы в применении инструментов медиа-маркетинга, разработаны предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности. В третьей главе дано обоснование применения проектного подхода к управлению маркетинговой деятельностью, описан проект по разработке стратегии дифференцированного маркетинга с использованием инструментов медиа-маркетинга, предложена система оценки инструментов медиа-маркетинга, рассчитана эффективность проекта и сделаны выводы.
В рамках диссертационной работы был разработан проект стратегии дифференцированного маркетинга для мега-городов и региональных центров с использованием инструментов медиа-маркетинга на примере ООО «Вэлди», который позволит компании в течение года достичь следующих результатов:
- увеличить объем продаж на 60%;
- сократить затраты на доставку 1 заказа на 50%;
- увеличить прибыль от продаж в 2 раза;
- оптимизировать затраты на маркетинг;
- систематизировать мониторинг эффективности использования инструментов медиа-маркетинга;
- управлять рисками;
- повысить узнаваемость бренда.
Кроме того, в рамках решения задачи по раскрытию понятия медиа¬маркетинга было уточнено данное понятия с точки зрения комплекса технологий и инструментов, который может быть применен на разных этапах маркетинговой стратегии.
В ходе решения задачи по раскрытию понятия и сущности стратегии медиа-маркетинга, была разработана схема взаимосвязи корпоративной, маркетинговой и стратегии медиа-маркетинга.
После комплексного анализа инструментов медиа-маркетинга была выявлена проблема в оценке их эффективности и в результате решения данной проблемы была разработана универсальная комплексная система для оценки эффективности всех инструментов медиа-маркетинга.
В результате анализа финансово-экономической и маркетинговой деятельности компании, был выделен ряд проблем и рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности компании, которые нашли отражение в особенностях, разработанного нами проекта:
- дифференцированный подход к формированию стратегии маркетинга в зависимости от региона потребителя;
- рекомендации по формированию команды проекта и коммуникаций в виртуальном пространстве;
- формирование универсальной комплексной системы для оценки эффективности инструментов медиа-маркетинга.
В рамках обоснования применения проектного подхода при разработке стратегии дифференцированного маркетинга, были выделены и описаны все признаки проекта, а именно: цель, сроки, результаты, ресурсы, риски, команда, эффективность и мероприятия.
Разработанный проект имеет экономическую и социальную эффективность, учитывает риски и имеющиеся ресурсы компании, и поэтому он был принят руководством к реализации на практике, что подтверждается справкой о внедрении полученных результатов.
1. Вирин Ф. Интернет маркетинг: Полный сборник практических инструментов / Ф. Ю. Вирин. - М.: ЭКСМО, 2010. - 222 с.
2. Рожков, И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге / И.В. Рожков. - М.: Русайнс, 2014. - 196 с.
3. Каппе Ф., Маркетинг в социальной сети Фэйсбук/ International Journal of Social and Humanistic Computing// Inderscience Publishers Ltd. 2016. C. 78-80.
4. Акулич, M.B. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров / М.В. Акулич. - М.: Дашков и К, 2016. - 352 c.
5. Новикова К. В. Интернет-маркетинг и электронная коммерция: учеб. / К. В. Новикова, А. С. Старатович, - Перм. гос. нац. исслед. ун-т. -
Пермь, 2013. - 78 с.
6. Баранов А. Прогноз возврата инвестиций в интернет-маркетинг: Настольная книга маркетолога. Взгляд практика / А. Баранов. — М.: ИЦ РИОР, 2010. — 85 c.
7. Райен, Д. Краткий курс интернет-маркетинга / Д. Райен. — М.: ШКИМБ, 2013. — 320 c.
8. Смирнов, А. Лидовое побоище. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете / А. Смирнов, Ю. Суздаль. — СПб.: ИГ Весь, 2015. — 176 c.
9. Сухарев, О.С. Функциональный и интернет-маркетинг: Монография / О.С. Сухарев. — М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 352 c.
10. Тихомиров, В.П. Маркетинг в социальных медиа. Интернет¬маркетинг коммуникации: Учебное пособие / В.П. Тихомиров. — СПб.: Питер, 2013. — 288 c.
11. Чередниченко, Ю.В. Маркетинг в Интернете: сайт,который
зарабатывает. / Ю.В. Чередниченко. — СПб.: Питер, 2013. — 176 c.
12. Юрасов, А.В. Интернет-маркетинг / А.В. Юрасов, А.В. Иванов. — М.: ГЛТ, 2011. — 246 с.
13. Винарский Я. С., Гутгарц Р. Д. Web-аппликации в интернет¬маркетинге. Проектирование, создание и применение; ИНФРА М — М., 2015. — 270 с.
14. Граппоне Д., Казн Г. Поисковая оптимизация сайтов. Исчерпывающее руководство; Издательство "Эксмо" ООО — М., 2012. — 528 с.
15. Колисниченко Д. Н. Поисковые системы и продвижение сайтов в Интернете; Диалектика, Вильямс — М., 2007. — 272 с.
16. Крохина О. И., Полосина М. Н. Первая книга SEO-копирайтера. Как написать текст для поисковых машин и пользователей; Инфра-Инженерия — М., 2012. — 216 с.
17. Ли Чарлин , Бернофф Джош Взрывная Web_BoaHa. Как добиться успеха в мире, преображенном интернет-технологиями; Альпина Паблишер, Юрайт — М., 2010. — 280 с.
18. Ансофф И. Стратегическое управление [Электронный ресурс] / И. Ансофф // Центр гуманитарных технологий. — М., 2012. — Режим доступа: http: //gtmarket.ru/laboratory/basis/4155
19. Мирман Д. Новые правила маркетинга и PR: как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем / Д. Мирман; пер. с англ. под общей ред. В.Апанасик — 2-е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2011. — 347 с.
20. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: учеб. пособие для студ. вузов, / Ф.И.Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр.; Ин-т современных коммуникационных систем и технологий. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2011. — 332 с.
21. Амблер Т., Практический маркетинг /Пер. с англ. под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб: «Питер», 1999. - 400 с.
22. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1995. — 290 с.
23. Котлет Ф.,Основы маркетинга Краткий курс Пер. с англ. — М Издательский дом "Вильяме", 2007 — 656 с.
24. Быкова Н.В., Кисула В.В., Маркетинг [Электронный ресурс] : учебное пособие. - Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. - Режим доступа http: //scipro .ru/conf/marketing.pdf.
25. Райс Э. Траут Д. «Маркетинговые войны» / Пер с англ. под общей ред. И. В. Жильцов. — СПб: «Питер», 2000. — 304 с.
26. Аренков И.А., Глазов М.М., Фирова И.Г1. Маркетинг предприятия. Учебник / Под ред. М.М.Глазова. - СПб.: Изд-во РГГМУ, 2009. - 448 с.
27. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер. с франц. - СПб.: Наука, 1996. - 374 с.
28. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок (Стратегический и операционный маркетинг). - СПб.: Питер, 2005. - 800 с.
29. Дейнекин Т.В. Интернет-форумы как инструмент маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 73-79.
30. Артыкбаева С. Ж. Сущность и особенности маркетинга в сфере образования / С. Ж. Артыкбаева // материалы междунар. Науч. Конф. «проблемы и перспективы развития образования». — Краснодар, 2016. — С. 43-47.
31. Коновалова И. А. Развитие маркетинга в сфере образования / И. А. Коновалова, Ф. М. Газаева // Сборник статей «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» - Новосибирск: СибАК. - 2013. - № 11(31).
32. Короткова Т. Л. Роль маркетинга в коммерциализации инноваций /
Т. Л. Короткова, А. В. Власов // Практический маркетинг. - 2010. - №3 (157). - С. 10-17.
33. Ларсон, Э.У. Управление проектами: Учебник / Э.У. Ларсон, К.Ф. Грей; Пер. с англ. В.В. Дедюхин. - М.: ДиС, 2013. - 784 c.
34. Полковников, А.В. Управление проектами. Полный курс MBA /
А.В. Полковников, М.Ф. Дубовик. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. — 552 с.
35. Харпер-Смит, П. Управление проектами / П. Харпер-. — М.: ДиС, 2011. - 240 с.
36. Вечканова, Е. С. Основные направления проектного управления в маркетинге/ Е. С. Вечканова, Е. В. Носкова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С. 28-37.
37. Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании: учебное пособие / В. Н. Фунтов. - Питер, 2006. - 320 с.
38. Петрова Н.П. Стратегия командного развития компании в канун 10- летия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 2. - С. 27-33.
39. Белбин Р.М. Роли в команде и самооценка предпочитаемых вами ролей // Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации. — Жуковский: МЦДО ЛИНК, 1997. - 240 с.
40. Лапыгин Ю. Н. Оценка эффективности проектного управления // Экономический анализ : теория и практика. — 2011. — № 15. — С. 50-53.
41. Анализ рынка парфюмерии в России: итоги 2017 года :
Аналитический отчёт / DISCOVERY RESEARCH GROUP. — Москва. —
2017. — 20 с.
42. Шкарупа Т. В. Роль маркетинга в процессе разработки и распространения инновационных товаров / Т. В. Шкарупа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - №1. - С. 89-95.
43. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков / И. С. Березин //Русская деловая литература. — М. - 1999. — 93 с.
44. Демографический ежегодник России 2016. Стат. сб. / Росстат. — М., 2017.
45. Азоев Е., Старостин В. Персонализированный маркетинг// Маркетинг. - 2012. - № 5. - С. 38-62.
46. Афонин, А.М. Управление проектами: учебное пособие / А.М. Афонин, Ю.Н. Царегородцев, С. А. Петрова. - М.: Форум, 2010. - 184 с.
47. Интрент торговля в России 2017: Аналитический отчет / Data Insight. - Москва. - 2017. - 48 с.
48. Йордон, Э. Управление сложными Интернет-проектами / Э. Йордон. - М.: Лори, 2014. - 344 с.
49. Пигалов В. Секреты успешного управления проектной командой // БОСС. Бизнес : организация, стратегия, системы. — 2011. —№7. — С. 64-65.
50. Михалева, Е. П. Маркетинг : учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / Е. П. Михалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.
: Издательство Юрайт, 2014. — 213 с.
51. Ньютон, Р. Управление проектами от А до Я / Р. Ньютон; пер. с англ. А. Кириченко. — М.: Альпина Пабл., 2013. — 180 с.
52. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Ивахненко Т.Е. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. / А.Ф. Шепелев, И.А. Печенежская, Т.Е. Ивахненко — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 223 с.
53. Попов, Ю.И. Управление проектами: Учебное пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 208 с.
54. Борисова С.Е. Об интеграции концепции управления маркетинговыми активами в модель менеджмента образовательной организации// Образование и наука. - 2010. - № 7. - С. 38-46.
55. Бурцева Т. И др. Бюджет интегрированных систем маркетинговых коммуникаций// Маркетинг. - 2011. - № 5. - С. 75-82.
56. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития : Отраслевой доклад/ Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям / Н.М. Еущина, Е.А. Ватолина. - М.: «НИЦ «Экономика». -
2017. - 95 с.
57. Еазарян А.Е. Топология рыночных отношений и место маркетинга в системе управления предприятий// Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 6. - С. 3-14
58. Корчагин П. Рынок маркетинговых услуг: репутационный
менеджмент// Проблемы теории и практики управления. - 2011. — № 3. - С. 120-132.
59. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер — М.: Издательство ACT, 2009. - 230 с.
60. Бухтерева, О.С. Социология рекламы в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие / О.С.Бухтерева. — М. : ИНФРА-М, 2011.
— 127 с.
61. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
62. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
— 276 с.
63. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 345 с.
64. Фролова Н.А. Выбор стратегии маркетинга предприятия на рынке // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. - № 10. - С. 80 - 82.
65. Назипов Рустам Лидогенерация. Клиентов много не бывает; Питер
— М., 2016. — 208 с.
66. Парабеллум А., Мрочковский Н. Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса. Огни — М., 2013. — 176 с.
67. Лич, Л. Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цепи / Л. Лич. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 357 с.
68. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. — М.: Фаир- Пресс, 2001. — 146 с.
69. Манн И. Арифметика маркетинга для первых лиц / И. Манн. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 160 с.
70. Соснаускене, О. И. Расходы на рекламу. Практическое пособие /
О.И. Соснаускене. — М.: Акционерное общество "Литературная студия "Научная книга", 2015. — 415 с.
71. Масленников, Роман. 101 совет по PR / Роман Масленников. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 68 с.
72. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно¬
практическое пособие / Е.И. Мазилкина. — М.: Дашков и К, 2012. — 256 с.
73. Музыкант, В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации: Учебное пособие / В.Л. Музыкант. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 216 с.
74. Сак А.В. Журавлев В.А. Оптимизация маркетинговых решений /
А.В. Сак В.А. Журавлев. - М.: Еревцов, 2010. - 302 с.
75. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М. Синяева, О.Н.Романенкова. — М.: Юрайт, 2014. — 652 с.
76. Мельникова, Н.А. Медиапланирование: стратегическое и
тактическое планирование рекламных кампаний / Н.А.Мельникова. — М.: Дашков и К, 2009. — 177 с.
77. Хайятт М. Как стать заметным в Интернете. Пошаговое руководство для всех, кому есть что сказать или что продать / М. Хайятт. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 803 с.
78. Воробьев, С.Н. Управление рисками в предпринимательстве / С.Н. Воробьев, К.В. Балдин. — М.: Дашков и К, 2013. — 482 с.
79. Новиков, А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах: Учебное пособие / А.И. Новиков, Т.И. Солодкая. — М.: Дашков и К, 2012. — 288 с.
80. Линдере, М.Р. Управление закупками и поставками: Учебник для студентов вузов / М.Р. Линдере. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 751 с.
81. Гонтарева, И.В. Управление проектами: Учебное пособие / И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков. — М.: ЛИБРОКОМ, 2013. — 384 с.
82. Рудакова, Л.В. Основы рекламы и связей с общественностью / Л.В. Рудакова. — СПб.: ГУАП, 2012. — 274 с.
83. Щепилова, Г.Г. Основы рекламы: Учебник для бакалавров / Г.Г. Щепилова, К.В. Щепилов. — М.: Юрайт, 2013. — 521 с.
84. Демин Д. E-mail-маркетинг. Как привлечь и удержать клиентов / Питер — М., 2015. — 208 с.
85. Евдокимов Н. В. Раскрутка Web-сайтов. Эффективная Интернет¬коммерция; Вильямс - М., 2010. - 160 с.
86. Зуев М.Б. Продвижение сайтов в поисковых системах. Спасательный круг для малого бизнеса / Бином. Лаборатория знаний — М.,
2016. — 112 с.
87. Алексунин, В.А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете./
В.А. Алексунин, В.В. Родигина — М.: Дашков и К, 2004. — 370 с.
88. Буренина, Т. Маркетинг на базе Интернет-технологий. / Т.Буренина — М.: Благовест-В, 2005. — 152 с.
89. Гуров, Ф. Н. Продвижение бизнеса в Интернет : все о PR и рекламе в Сети / Ф. Н. Гуров — М.: Вершина, 2008. — 132 с.
90. Воропаева В.И. Управление проектами: основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов. — М.: СОВНЕТ, Кубе Групп, 2013. — 265 с.
91. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. — М.: Инфра-М, 2013 г. — 314
с.
92. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент.: Учебник для ВУЗов. м М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. — 576 с.
93. Керцнер Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости: Пер. с англ. — М.: Компания АйТи. — М.: ДМК Пресс, 2013. — 320 с.
94. Евразийский центр управления проектами «ЕСУП» [Электронный ресурс] / Электрон. дан. - М.: Справочно-информационный интернет-портал, статья «Евразийский стандарт управления инновационными проектами», 2016. — Режим доступа: www.epmc.ru/EPMC_2_Euroasian%20Standard.html
95. Бабаскин, С. Я. Инновационный проект. Методы отбора и инструменты анализа рисков / С.Я. Бабаскин. - М.: Дело АНХ, 2010. - 240 с.
96. Чеглов, В. П. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии / В.П. Чеглов. - М.: Форум, 2013. - 208 с.
97. Крылов, Э. И. Методологические вопросы управления процессами реализации инновационно-инвестиционных проектов / Э.И. Крылов, В.М. Власова, Е.Ю. Пешкова. - М.: ЕУАП, 2011. - 252 c.
98. Солодар М. А. Воронка продаж в интернете. Инструмент автоматизации продаж и повышения среднего чека в бизнесе / М. А. Солодар. — М.: "Эксмо" ООО, 2018. — 240 с.