Понятие и общая характеристика государственного устройства РФ.Особенности российского варианта федеративного устройства
|
Введение 3
Глава 1. Российская модель федерализма на современном этапе развития ... 7
1.1. Общая характеристика федеративных отношений в России 7
1.2. Нормативные правовые основы российского федерализма 19
1.3. Принципы российского государственного устройства 22
Глава 2. Проблемы и перспективы развития российской модели федерализма 55
2.1. Особенности государственного устройства современной России 56
2.2. Порядок изменения статуса субъекта РФ 69
2.3. Порядок образования в составе РФ новых субъектов (на примере Пермского, Красноярского, Камчатского, Забайкальского краев и Иркутской области) 77
2.4. Порядок вхождения в РФ новых субъектов (на примере республики Крым и города федерального значения Севастополь) 84
Заключение 90
Список использованных источников 96
Глава 1. Российская модель федерализма на современном этапе развития ... 7
1.1. Общая характеристика федеративных отношений в России 7
1.2. Нормативные правовые основы российского федерализма 19
1.3. Принципы российского государственного устройства 22
Глава 2. Проблемы и перспективы развития российской модели федерализма 55
2.1. Особенности государственного устройства современной России 56
2.2. Порядок изменения статуса субъекта РФ 69
2.3. Порядок образования в составе РФ новых субъектов (на примере Пермского, Красноярского, Камчатского, Забайкальского краев и Иркутской области) 77
2.4. Порядок вхождения в РФ новых субъектов (на примере республики Крым и города федерального значения Севастополь) 84
Заключение 90
Список использованных источников 96
В отечественной науке конституционного (государственного) права форма государственно-территориального устройства рассматривается как неотъемлемая часть формы современного государства. На протяжении последних двух столетий получили развитие две основные формы государственно-территориального устройства - унитарная и федеративная. Федеративная форма государственно-территориального устройства менее распространена среди государств мира. Из более чем двухсот государств лишь двадцать четыре являются федерациями, то есть государствами, в состав которых входят территориальные образования, обладающие определенной степенью государственно-правовой самостоятельности по отношению к совокупному государству.
Анализ проблем федеративного устройства и новых тенденций в его развитии имеет особое значение для России, где сегодня происходит реформирование федерализма. Очевидно, что необходим поиск реальных правовых и политических механизмов, отражающих объективную потребность общественного развития и способность всех структур власти реализовывать на практике федеративную модель в России, с развитием которой связываются надежды на демократизацию государства и общества, синхронизацию интересов федеральных и региональных уровней власти, повышение управляемости общественных процессов и укрепление правопорядка.
Актуальность темы исследования определяется также рядом особенностей современного российского федерализма, придающих ему уникальность, поскольку по многим критериям аналогов ему в международной практике не существует.
В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеративное устройство России нуждается в радикальной реформе. И дело не в заложенных в Конституции Российской Федерации принципах, а в их частом нарушении со стороны субъектов РФ да и самими органами федеральной власти.
Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства России являются очень непростыми.
Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации, как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан независимо от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.
Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д. Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций.
Цель написания настоящей дипломной работы - исследование государственного устройства Российской Федерации, особенностей российского варианта федеративного устройства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
- дать общую характеристику федеративных отношений в России;
- рассмотреть нормативные правовые основы российского федерализма;
- рассмотреть принципы российского государственного устройства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития российской модели федерализма;
- рассмотреть особенности государственного устройства современной России;
- проанализировать порядок изменения статуса субъекта РФ;
- рассмотреть порядок вхождения в РФ новых субъектов (на примере республики Крым и города федерального значения Севастополь).
Объектом настоящего дипломного исследования является государственное устройство Российской Федерации, особенности российского варианта федеративного устройства.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, особенности российского варианта федеративного устройства, а также судебная практика и научная литература посвященные данной теме.
Теоретическая основа исследования. Заметный вклад в развитие учения о федерализме вообще и вопроса о значении, содержании, условиях реализации принципов федерализма в частности внесли такие российские юристы и государствоведы, как С.А. Авакьян, К.В. Арановский, М.В. Баглай, Н.А. Богданова, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, В. А. Гессен, Е.З. Гриценко, А. А. Жилин, А.Н. Кокотов, Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов, Б.С. Крылов, А.А. Мишин, П.И. Савицкий, М.С. Саликов, В.Е. Чиркин, Б. Н. Чичерин, Г.Н. Чеботарев, С Ю. Эбзеев и др. Ряд работ упомянутых авторов в той или иной мере использовались в настоящем дипломном исследовании.
Методологическая основа исследования. В дипломной работе в процессе исследования поставленных проблем использованы общенаучные и частнонаучные методы познания - диалектический, материалистический, формально-юридический, формально-логический, конкретно-исторический, социологический, статистический.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ международные правовые акты, Федеративный договор и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. На региональном уровне исследовались конституции и уставы некоторых субъектов РФ, законодательные и иные акты органов государственной власти. Кроме того, проведен анализ отдельных постановлений и определений Конституционного Суда РФ.
Теоретическое и практическое значение исследования. Содержащиеся в дипломной работе положения и выводы могут быть использованы в процессе разработки концепции реформирования российской федеративной государственности, совершенствования конституционно-правового механизма взаимоотношений РФ и ее субъектов, а также в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти при разграничении их предметов ведения и полномочий. Материалы исследования могут найти применение в процессе преподавания учебных курсов «Конституционное право России», спецкурса «Конституционное (уставное) право субъектов федерации» и др.
Поставленные задачи обусловили структуру настоящей дипломной работы, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Первая глава, состоящая из трех параграфов, посвящена российской модели федерализма на современном этапе развития: в первом параграфе дана общая характеристика федеративных отношений в России; во втором - рассмотрены нормативные правовые основы российского федерализма; в третьей рассмотрены принципы российского государственного устройства.
Во второй главе, состоящей из четырех параграфов рассмотрены проблемы и перспективы развития российской модели федерализма, в первом параграфе исследованы особенности государственного устройства современной России; во втором параграфе рассмотрен порядок изменения статуса субъекта РФ; в третьем рассмотрен порядок образования в составе РФ новых субъектов (на примере Пермского, Красноярского, Камчатского, Забайкальского краев и Иркутской области); четвертый параграф посвящен порядку вхождения в РФ новых субъектов (на примере республики Крым и города федерального значения Севастополь).
В заключение дипломного исследования представлены выводы.
Анализ проблем федеративного устройства и новых тенденций в его развитии имеет особое значение для России, где сегодня происходит реформирование федерализма. Очевидно, что необходим поиск реальных правовых и политических механизмов, отражающих объективную потребность общественного развития и способность всех структур власти реализовывать на практике федеративную модель в России, с развитием которой связываются надежды на демократизацию государства и общества, синхронизацию интересов федеральных и региональных уровней власти, повышение управляемости общественных процессов и укрепление правопорядка.
Актуальность темы исследования определяется также рядом особенностей современного российского федерализма, придающих ему уникальность, поскольку по многим критериям аналогов ему в международной практике не существует.
В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеративное устройство России нуждается в радикальной реформе. И дело не в заложенных в Конституции Российской Федерации принципах, а в их частом нарушении со стороны субъектов РФ да и самими органами федеральной власти.
Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства России являются очень непростыми.
Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации, как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан независимо от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.
Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д. Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций.
Цель написания настоящей дипломной работы - исследование государственного устройства Российской Федерации, особенностей российского варианта федеративного устройства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
- дать общую характеристику федеративных отношений в России;
- рассмотреть нормативные правовые основы российского федерализма;
- рассмотреть принципы российского государственного устройства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития российской модели федерализма;
- рассмотреть особенности государственного устройства современной России;
- проанализировать порядок изменения статуса субъекта РФ;
- рассмотреть порядок вхождения в РФ новых субъектов (на примере республики Крым и города федерального значения Севастополь).
Объектом настоящего дипломного исследования является государственное устройство Российской Федерации, особенности российского варианта федеративного устройства.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, особенности российского варианта федеративного устройства, а также судебная практика и научная литература посвященные данной теме.
Теоретическая основа исследования. Заметный вклад в развитие учения о федерализме вообще и вопроса о значении, содержании, условиях реализации принципов федерализма в частности внесли такие российские юристы и государствоведы, как С.А. Авакьян, К.В. Арановский, М.В. Баглай, Н.А. Богданова, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, В. А. Гессен, Е.З. Гриценко, А. А. Жилин, А.Н. Кокотов, Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов, Б.С. Крылов, А.А. Мишин, П.И. Савицкий, М.С. Саликов, В.Е. Чиркин, Б. Н. Чичерин, Г.Н. Чеботарев, С Ю. Эбзеев и др. Ряд работ упомянутых авторов в той или иной мере использовались в настоящем дипломном исследовании.
Методологическая основа исследования. В дипломной работе в процессе исследования поставленных проблем использованы общенаучные и частнонаучные методы познания - диалектический, материалистический, формально-юридический, формально-логический, конкретно-исторический, социологический, статистический.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ международные правовые акты, Федеративный договор и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. На региональном уровне исследовались конституции и уставы некоторых субъектов РФ, законодательные и иные акты органов государственной власти. Кроме того, проведен анализ отдельных постановлений и определений Конституционного Суда РФ.
Теоретическое и практическое значение исследования. Содержащиеся в дипломной работе положения и выводы могут быть использованы в процессе разработки концепции реформирования российской федеративной государственности, совершенствования конституционно-правового механизма взаимоотношений РФ и ее субъектов, а также в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти при разграничении их предметов ведения и полномочий. Материалы исследования могут найти применение в процессе преподавания учебных курсов «Конституционное право России», спецкурса «Конституционное (уставное) право субъектов федерации» и др.
Поставленные задачи обусловили структуру настоящей дипломной работы, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Первая глава, состоящая из трех параграфов, посвящена российской модели федерализма на современном этапе развития: в первом параграфе дана общая характеристика федеративных отношений в России; во втором - рассмотрены нормативные правовые основы российского федерализма; в третьей рассмотрены принципы российского государственного устройства.
Во второй главе, состоящей из четырех параграфов рассмотрены проблемы и перспективы развития российской модели федерализма, в первом параграфе исследованы особенности государственного устройства современной России; во втором параграфе рассмотрен порядок изменения статуса субъекта РФ; в третьем рассмотрен порядок образования в составе РФ новых субъектов (на примере Пермского, Красноярского, Камчатского, Забайкальского краев и Иркутской области); четвертый параграф посвящен порядку вхождения в РФ новых субъектов (на примере республики Крым и города федерального значения Севастополь).
В заключение дипломного исследования представлены выводы.
В заключение дипломного исследования можно сделать следующие выводы.
Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из субъектов. Субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ в числе основ конституционного строя. Важнейшими принципами федеративного устройства России являются государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения дум и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; принцип суверенитета Российской Федерации; принцип равноправия и самоопределения народов в РФ; равноправие субъектов Российской Федерации.
Федерация - не «застывшее» образование, она может изменяться по составу субъектов, объем полномочий субъектов Федерации может также изменяться.
Субъектный состав Российской Федерации сегодня весьма разнообразен. Ст. 5 Конституции описывает видовой состав субъектов, подчеркивая при их равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4). Однако вполне определенно можно констатировать сеть наличие шести видов субъектов Федерации, что является отличительной особенностью России в сравнении с другими федеративными государствами. Высказываются мнения о том, что можно без какого-либо ущерба для государственного устройства страны придать всем субъектам действительно равный конституционно-правовой статус и значительно сократить количество их видов. что нормы Конституции, закрепляющие статус субъектов Федерации, не способствуют практическому достижению их равноправия, и о том, что, с одной стороны, Основной закон закладывает потенциальный механизм выравнивания статуса субъектов, что позволяет рассматривать их как равноправных членов Федерации, а с другой - устанавливает основу для их неодинакового правового положения. Яркий пример тому - признание автономного округа равноправным субъектом Федерации и одновременное установление его хождения в состав края или области (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ).
Исследователи предлагают три варианта разрешения конституционных противоречий в области симметрии государственного устройства.
Первый. Низведение всех субъектов Федерации до уровня административно-территориальных образований преобразование Российской Федерации в унитарное государство. Очевидно, что ввиду ряда объективных субъективных факторов данный путь неприемлем.
Второй. Придание всем субъектам (или ряду субъектов) Федерации статуса независимых государств с последующим преобразованием Российской Федерации в конфедеративное образование. Такой путь для России также недопустим.
Закрепленная в Конституции Российской Федерации модель федеративного устройства сложилась концептуально конца, имеет много противоречий. Федеральная Конституция должна более четко формулировать основные принципы федеративных отношений, круг предметов ведения, определить принципы , формы и процедуру разграничения и реализации компетенции по предметам совместного ведения. Не установлены основы публично-правовой ответственности субъектов Федерации за ненадлежащее осуществление государственной власти. В федеральных актах нарушаются нормы российской Конституции, ущемляется конституционный статус субъектов Федерации. Наблюдается существенный разрыв между закрепленными в Конституции России нормами и фактически сложившейся системой разделения государственной власти по вертикали на основе иных форм правового регулирования.
Решение существующих проблем в строительстве федеративного государства нужно искать в неукоснительном следовании конституционным принципам. По сути конституционные принципы федерализма должны стать вектором в реформировании и совершенствовании государственного устройства России. В этой связи представляется необходимой качественная коррекция модели государственного устройства России при сохранении федеративного типа организации и качественно концепция национальной политики этнополического развития.Необходимо законодательном уровне предусмотреть меры федерального сдерживания по ряду случаев укрупнения превышении максимальных территориальных, демографических и бюджетных показателей.
Также существует необходимость закрепления мер федерального протекционизма для некоторых случаев укрупнения (например, при объединении сложносоставных субъектов, объединении субъекта-донора с дотационным субъектом).
Структурные изменения - это всегда сложный процесс. Структура любой, в том числе федеративной, системы является наиболее консервативной ее частью. Необходимо модернизировать ее таким образом, чтобы сделать систему более открытой, не разрушив основ ее жизнедеятельности.
Объединение субъектов РФ не сможет решить поставленных задач, если в новых субъектах Федерации будет создано развитое гражданское общество, а субъекты останутся отсталыми экономическом, политическом социальном отношении.
Процесс модернизации территориальной структуры России должен происходить последовательно, особенно в отношении национальных субъектов . Объединение должно проводиться только при условии улучшения социально-
экономического уровня обеспечения благополучия населения всего региона. Большое внимание требуется уделить законодательному ограничению интеграционных процессов.
Таким образом, учет сложившейся практики объединения субъектов Российской Федерации позитивно отразится на последующих территориальных преобразованиях, улучшит управляемость многонациональным и территориально неоднородным государством и обеспечит целостность России.
По нашему мнению, федеративное государство будет функционировать как единая социальная целостность при условии, что региональные и локальные социальные общности будут стремиться к сохранению и укреплению единства и территориальной целостности государства, а федеральная власть - к поддержанию и развитию автономии, самоуправления субъектов федерации, к упрочению целостности государства в целом.
Таким образом, принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для обмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.
Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом реализации, гибкостью подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских ,авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.
В настоящее время Россия не обладает всеми признаками федеративного государства, следовательно, является формальной федерацией. Для исправления такой ситуации требуется проведение комплексной реформы в сфере федеративных отношений.
Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из субъектов. Субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ в числе основ конституционного строя. Важнейшими принципами федеративного устройства России являются государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения дум и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; принцип суверенитета Российской Федерации; принцип равноправия и самоопределения народов в РФ; равноправие субъектов Российской Федерации.
Федерация - не «застывшее» образование, она может изменяться по составу субъектов, объем полномочий субъектов Федерации может также изменяться.
Субъектный состав Российской Федерации сегодня весьма разнообразен. Ст. 5 Конституции описывает видовой состав субъектов, подчеркивая при их равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4). Однако вполне определенно можно констатировать сеть наличие шести видов субъектов Федерации, что является отличительной особенностью России в сравнении с другими федеративными государствами. Высказываются мнения о том, что можно без какого-либо ущерба для государственного устройства страны придать всем субъектам действительно равный конституционно-правовой статус и значительно сократить количество их видов. что нормы Конституции, закрепляющие статус субъектов Федерации, не способствуют практическому достижению их равноправия, и о том, что, с одной стороны, Основной закон закладывает потенциальный механизм выравнивания статуса субъектов, что позволяет рассматривать их как равноправных членов Федерации, а с другой - устанавливает основу для их неодинакового правового положения. Яркий пример тому - признание автономного округа равноправным субъектом Федерации и одновременное установление его хождения в состав края или области (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ).
Исследователи предлагают три варианта разрешения конституционных противоречий в области симметрии государственного устройства.
Первый. Низведение всех субъектов Федерации до уровня административно-территориальных образований преобразование Российской Федерации в унитарное государство. Очевидно, что ввиду ряда объективных субъективных факторов данный путь неприемлем.
Второй. Придание всем субъектам (или ряду субъектов) Федерации статуса независимых государств с последующим преобразованием Российской Федерации в конфедеративное образование. Такой путь для России также недопустим.
Закрепленная в Конституции Российской Федерации модель федеративного устройства сложилась концептуально конца, имеет много противоречий. Федеральная Конституция должна более четко формулировать основные принципы федеративных отношений, круг предметов ведения, определить принципы , формы и процедуру разграничения и реализации компетенции по предметам совместного ведения. Не установлены основы публично-правовой ответственности субъектов Федерации за ненадлежащее осуществление государственной власти. В федеральных актах нарушаются нормы российской Конституции, ущемляется конституционный статус субъектов Федерации. Наблюдается существенный разрыв между закрепленными в Конституции России нормами и фактически сложившейся системой разделения государственной власти по вертикали на основе иных форм правового регулирования.
Решение существующих проблем в строительстве федеративного государства нужно искать в неукоснительном следовании конституционным принципам. По сути конституционные принципы федерализма должны стать вектором в реформировании и совершенствовании государственного устройства России. В этой связи представляется необходимой качественная коррекция модели государственного устройства России при сохранении федеративного типа организации и качественно концепция национальной политики этнополического развития.Необходимо законодательном уровне предусмотреть меры федерального сдерживания по ряду случаев укрупнения превышении максимальных территориальных, демографических и бюджетных показателей.
Также существует необходимость закрепления мер федерального протекционизма для некоторых случаев укрупнения (например, при объединении сложносоставных субъектов, объединении субъекта-донора с дотационным субъектом).
Структурные изменения - это всегда сложный процесс. Структура любой, в том числе федеративной, системы является наиболее консервативной ее частью. Необходимо модернизировать ее таким образом, чтобы сделать систему более открытой, не разрушив основ ее жизнедеятельности.
Объединение субъектов РФ не сможет решить поставленных задач, если в новых субъектах Федерации будет создано развитое гражданское общество, а субъекты останутся отсталыми экономическом, политическом социальном отношении.
Процесс модернизации территориальной структуры России должен происходить последовательно, особенно в отношении национальных субъектов . Объединение должно проводиться только при условии улучшения социально-
экономического уровня обеспечения благополучия населения всего региона. Большое внимание требуется уделить законодательному ограничению интеграционных процессов.
Таким образом, учет сложившейся практики объединения субъектов Российской Федерации позитивно отразится на последующих территориальных преобразованиях, улучшит управляемость многонациональным и территориально неоднородным государством и обеспечит целостность России.
По нашему мнению, федеративное государство будет функционировать как единая социальная целостность при условии, что региональные и локальные социальные общности будут стремиться к сохранению и укреплению единства и территориальной целостности государства, а федеральная власть - к поддержанию и развитию автономии, самоуправления субъектов федерации, к упрочению целостности государства в целом.
Таким образом, принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для обмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.
Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом реализации, гибкостью подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских ,авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.
В настоящее время Россия не обладает всеми признаками федеративного государства, следовательно, является формальной федерацией. Для исправления такой ситуации требуется проведение комплексной реформы в сфере федеративных отношений.
Подобные работы
- Россия как федеративное государство
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Понятие и виды государственных наград
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ О КОМПЕТЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(12. 00. 02 )
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации (федеральные стандарты и республиканское регулирование).
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Конституционно-правовые механизмы обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , статистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1997 - Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики
как субъекта Российской Федерации
(федеральные стандарты и республиканское регулирование).
Диссертация , конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ (на примере Центрального федерального округа)
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



