Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ

Работа №20991

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1076
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Актуальность исследования 3
1. Теоретико - методологические основы развития произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталости,проживающих в условиях психоневрологического интерната 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с умеренной степенью умственной отсталостью 10
1.2 Особенности развития произвольности у детей с умственной
отсталостью 20
1.3 Адаптивная физическая культура как средство развития детей
дошкольного возраста с умеренной умственной отсталости 27
Выводы по Главе 1: 38
2. Экспериментальная работа по развитию произвольности у детей дошкольного возраста, с умеренной умственной отсталостью проживающих в условиях психоневрологического интерната 40
2.1 Особенности организации жизнедеятельности детей с особыми
образовательными потребностями в психоневрологическом интернате 40
2.2. Цели и задачи экспериментальной работы 50
2.2.1 Реализация условий развития произвольности у детей 5-7 лет с
умеренной умственной отсталостью 59
2.3 Результаты экспериментальной работы 66
Выводы по 2 главе 76
Заключение 77
Список использованных источников: 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (рекомендуемое) 91


Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь, интеллектуального развития, которое связано с наличием органического повреждения коры головного мозга. Следствием умственной отсталости для развития ребенка являются отчётливые выраженные отклонения, обнаруживающиеся во всех видах его психической деятельности, особенно - в познавательной, в физической, эмоциональной, регулятивной.
Безусловно, у ребенка с особыми образовательными потребностями возникают трудности в общении с окружающим миром :он не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования, у него возникают трудности в социальной коммуникации, что предопределяет необходимость своевременной психологической поддержки и педагогической работы.
Проблема развития произвольности детей с умственной отсталостью является очень интересной и неоднозначной. Выделяется, как минимум, два подхода к раскрытию сущности этого понятия. Первый из них рассматривает произвольность (и волю) в контексте проблемы сознания, второй — в контексте проблемы мотивации.
Произвольность в дошкольном возрасте большинством исследователей рассматривается как возрастающее умение детей управлять собой, уменьшение роли взрослого в системе произвольной регуляции [Репина]. Подобное мнение о понятии «произвольность» высказывают многие ученые (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.А. Иванников, Д.Б. Эльконин и др.), понимая под ним управление поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, образцами, выработанными обществом, одну из форм волевого поведения, качественную характеристику саморегуляции поведения и деятельности ребенка. [Божович, Запорожец, Иванников, Ропотова, Эльконин].
В специальной литературе проблема формирования навыков у детей с нарушением интеллекта отражена достаточно полно (Г.Г. Зак, В.Ю. Карвялис, Е.Л. Ковалева, В.В. Коркунов, В.Ф. Мачихина, СЛ. Мирский, Н.П. Павлова, В.А. Пашков, Б.И. Пинский, В.И. Лубовский, Н.Б. Лурье и др.). Вместе с тем в специальной литературе недостаточно внимания уделено формированию произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Кроме того, проблема формирования произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является актуальной для специальной педагогики, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Средством увеличения работоспособности, овладения ребенком жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками, стабилизации психоэмоционального состояния, повышения познавательной и коммуникативной деятельности и повышения качества жизни в целом может выступать адаптивное физическое воспитание. Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями оказывает существенное воздействие на развитие личности. Средствами адаптивной физической культуры вносится значительный вклад в формирование произвольности и саморегуляции, умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий.
Необходимость использования в работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталости адаптивной физической культуры обусловлена тем, что занятия адаптивным спортом способствуют развитию психомоторики у детей данной категории через более сохранную у них моторную сферу. Занятия по адаптивной физической культуре обеспечивают развитие нервной регуляции двигательного акта, что способствует формированию произвольности в движении, двигательные акты становятся целенаправленными, скоординированными.
Изучение программ и программно-методических материалов по обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью показало их преимущественную односторонность и отсутствие комплексного подхода по формированию произвольности: механизм формирования произвольности весьма сложен, так как от ребенка требуется определенный уровень развития внимания, подражания, восприятия, мышления. Как правило, программы рассчитаны на детей с легкой степенью умственной отсталости.
Одна из центральных задач стационарных учреждений социальной защиты для детей - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития в соответствии с его индивидуальными особенностями; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Адаптивная физическая культура выступают тем средством, которое способствует развитию произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной умственной отсталостью.
В связи с этим, проблема нами представляется в таком виде: отсутствие эффективных психолого-педагогических технологий развития произвольности у детей 5-7 лет с умеренной умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате.
Объект исследования: развитие произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате.
Предмет исследования: адаптивная физическая культура как средство развития произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате.
Цель исследования: Исследовать возможности адаптивной физической культуры как средства развития произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате.
Гипотеза исследования: формирование и развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате, будет протекать более эффективно при следующих условиях:
- четкое предъявление требований и правил на занятиях;
- организация разнообразных видов активности адаптивной физической культуры, в которых детям необходимо выполнять действия по правилам, предлагаемым педагогом;
- включение в коррекционно - развивающий процесс разнообразных форм поддержки внимания (свисток, бубен, музыкальные композиции), которые будут способствовать расширению спектра восприятия, идентификации и реагирования детей на эти формы.
Задачи исследования:
1. На основе обзора литературы раскрыть сущность и обосновать специфику развития произвольности у детей дошкольного возраста, проживающих в ПНИ, средствами адаптивной физической культуру;
2. Разработать диагностический инструмент измерения особенностей развития произвольности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3. Выявить и изучить психологические особенности детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и какие трудности они испытывают при развитии произвольности средствами адаптивной физической культуры;
4. Разработать и апробировать образовательную программу с комплексами упражнений, сюжетно - ролевыми играми направленную на успешное развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью;
5. На основании результатов работы составить рекомендации для воспитателей по организации коррекционной работы в сфере адаптивной физической культуры с детьми о дошкольного возраста, с целью повышения их уровня произвольного поведения.
Проводимое практико-ориентированное исследование по развитию произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате проводилось в три этапа.
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы;
- составление плана исследования, подбор методик.
2 этап - разработка индивидуальных программ развития по адаптивной физической культуре;
- разработка и апробация основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, которая будет включать в себя нетрадиционные методы (включение элементов речевого сопровождения в игровые виды деятельности, кинезеологические упражнения, включение танцевально - двигательных упражнений и внедрение здоровьесберегающих технологий ).
3 этап - контрольный мониторинг развития произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости;
- обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
При выполнении данной работы использовались различные методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы.
2. Включенное наблюдение.
3. Эксперимент.
4. Методы математической обработки.
Научная новизна: заключается в том, что проанализированы особенности психического развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, систематизированы различные направления коррекционно-развивающей работы на занятиях адаптивной физической культурой, способствующие развитию произвольности.
Практическая значимость исследования Разработка и внедрение основной адаптированной программы по адаптивной физической культуре, которая будет способствовать развитию произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. Разработать методические рекомендации для специалистов по организации занятий по адаптивной физической культуре и развития произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Экспериментальной базой проводимого исследования является Красноярское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» (г.Красноярск; ул. Сады 12).
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются апробацией в печати, внедрением разработанных материалов в практику работы психоневрологического интерната.
По вопросам исследования, автором опубликованы следующие работы:
1. Белкина Е.Н., Влияние адаптивной физической культуры на формирование социально - бытовых навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталостью / Е.Н. Белкина // «Иппотерапия Красноярья» (Вопросы практической иппотерапии). - Красноярск 2016. - С124-128;
2. Белкина Е.Н., «Влияние адаптивной физической культуры на развитие социально- бытовых навыков у детей дошкольного возраста, проживающих в ПНИ»; Международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука: Проспект свободный-2016», публикация в сборнике статей;
3. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г., Проект «Политехническая школа» / Международный интеллектуальный конкурс студентов и аспирантов DiscoveryScience - 2016/ - Москва;
4. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г. Профориентация детей, проживающих в психоневрологическом интернате / Е.Н. Белкина, Н.Г. Куропаткина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской НПК. - Красноярск, 2017. - С. 36-38.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, проведенный нами теоретический и экспериментальный анализ проблемы развития произвольности у детей 5-7 лет с умеренной умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната позволил сформулировать следующие выводы.
Развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталостью - важнейшая задача дошкольного воспитания. Чтобы развитие произвольности у детей в условиях психоневрологического интерната было действительно эффективным, в этом процессе должны принимать участие все специалисты, занимающиеся обучением и воспитанием данной категории детей.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Поисково - подготовительный этап: теоретическое изучение психолого - педагогической литературы, разработка диагностического инструментария для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме развития произвольности, влияние на развитие произвольности адаптивной физической культуре. Сформулирована гипотеза.
2. Опытно - экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Нами был проведен мониторинг испытуемых по разработанной нами диагностике, затем полученные результаты были обработаны и сведены в общую таблицу.
3. Формирующий этап: разработка и реализация программы по адаптивной физической культуре для детей дошкольного возраста, с умеренной степенью умственной отсталостью в условиях проживания в психоневрологическом интернате.
4. Контрольно - обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, выработка рекомендаций для инструкторов по адаптивной физической культуре и воспитателей, направленные на развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью проживающих в условиях интерната.
В исследовании были использованы теоретические (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, метод моделирования) и эмпирические методы научного исследования (эксперимент, наблюдение).
Эмпирическое исследование проводилось при помощи специально диагностической методики.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», в эксперименте участвовали 12 детей 5-7 лет, из них 8 мальчиков и 4 девочки.
Данные, полученные при диагностическом исследовании детей, участвующих в формирующем эксперименте, позволили определить, что в контрольной группе преобладает уровень развития произвольности ниже среднего 4 ребенка , на низком уровне 1 ребенок и среднем уровне 1 ребенок , высокий уровень не зарегистрирован. Тогда как в экспериментальной группе уровень развития произвольности оказался гораздо выше: на низком уровне ни одного ребенка, уровень ниже среднего находится 4 ребенка, на среднем уровне 2 ребенка, уровень выше среднего и высокий уровень не выявлено.
В экспериментальной группе произошли сдвиги по всем критериям, в результате проведенных формирующих мероприятий с детьми экспериментальной группы, мы отмечаем увеличение числа успешно справившихся с заданиями детей:
- воспитанники успешно могут контролировать свою двигательную активность т.е владеть саморегуляцией;
- в ситуации выбора проявляют предпочтение тем действиям , которые соответствуют требованиям взрослого, но выполнение этих действий детьми требует четкого руководства со стороны взрослого;
- выполняют сложные двигательные действия по подражанию и под руководством педагога;
- стараются сдерживать свои импульсивные движения;
- стремятся использовать образец взрослого при выполнении разнообразных упражнений и заданий;
- проявляют стойкий интерес к выполнению различных двигательных действий;
- играют в разные игры с помощью педагога;
- реагируют на звуковые и знаковые сигналы, которые педагог использует на занятиях, а также выполняют т требования педагога по организации занятий.
Таким образом, наш формирующий эксперимент показал положительные результаты. Заявленная гипотеза подтверждается.



1. Алмазова, С.Л. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий адаптивной физической культурой и спортом / С.Л. Алмазова, И.Н. Пушкарева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. - С. 52-57.
2. Богданова, Г.Н. Возможности физической реабилитации детей с ограничениями интеллектуального развития / Г.Н. Богданова, Н.Ю. Токмакова, Р.Ф. Богданова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура, спорт. - 2016. - № 3. - С. 7-15.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 398 с.
4. Борзилова, О.П. Проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / О.П. Борзилова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результат. - 2016. - № 27. - С. 49-53.
5. Василькова, Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков: учебное пособие / Ж.Г. Василькова. - Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева,2015.- 155 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 2.
7. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткин. - М. : Академический Проект, 2000.
8. Гученко, О.Г. Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью / О.Г. Гученко // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 196-198.
9. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология : учебное пособие / О.Б. Дарвиш ; под ред. В.Е. Клочко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС : КДУ, 2013. - 263 с.
10. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативное развитие умственно отсталых дошкольников и младших школьников / Е.Е. Дмитриева, Ю.П. Давыдова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
11. Евдокимова, А.В. Психолого-педагогические условия успешной социальной адаптации умственно отсталых детей / А.В. Евдокимова,А.А. Логинова, А.Ф. Сидоркина и др. // Сб. мат. Междунар. конф. студ., асп. и молодых ученых «Проспект Свободный-2016». - Красноярск, 2016. - 65 с. - С. 18-21.
12. Зак, Г.Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Г.Г. Зак, О.Г. Нугаева, Н.В. Шульженко // Специальное образование. - 2014. - № 1. - С. 52-59.
13. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. -М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 430 с.
14. Защиринская, О.В. Клинико-психологический аспект коммуникативно-личностного развития детей с умственной отсталостью / О.В. Защиринская // Петербургский психологический журнал. - 2013. - № 2.
15. Защиринская, О.В. Теоретические проблемы дизонтогенеза в изучении умственной отсталости / О.В. Защиринская // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12. Социология. - 2012. - № 4.
16. Зеленин, П.А. Влияние адаптивной физической культуры и спорта на социализацию личности детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Зеленин, В.Д. Паначев // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 1. - С. 17-19.
17. Ибатулина, А.А. Физическое воспитание детей с умственной отсталостью / А.А. Ибатулина // Вестник ГОУ ДПО ИПК и ППРО ТО. Тульское образовательное пространство. - 2016. - № 2. - С. 79-81.
18. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции /
B. А. Иванников. - М. : Изд-во УРАО, 1998. - 144 с.
19. Исаев, Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков : учебное пособие / Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова. - СПб. : КАРО,2012.- 171 с.
20. Карабанова, О.А. Возрастная психология : конспект лекций / О.А. Карабанова. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 240 с.
21. Караулова, Л.К. Физиология физического воспитания и спорт : учебник / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. - М. : Академия,2014.- 296 с.
22. Карушина, В.Ю. Теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры / В.Ю. Карушина // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 31. - С. 112-115.
23. Катерисова, Е.А. Психофизиологическое и физическое развитие детей с умственной отсталостью / Е.А. Катерисова, С.А. Шустова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-5. -
C. 44-46.
24. Кинаш, Е.А. Проблемы преемственности в содержании обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в дошкольном и школьном возрасте / Е.А. Кинаш // Особые дети в обществе : сб. научн. докладов и тезисов вступлений участников I Всерос. съезда дефектологов 28-28 октября 2015 г. - М. : АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. - 280 с. - С. 107-109.
25. Корнев, А.В. Мотивация детей с умственной отсталостью к физкультурно-спортивной деятельности в условиях адаптивной двигательной рекреакции / А.В. Корнев, М.А. Правдов, Е.А. Шмелева // Научный поиск. -
2015. - № 2.2. - С. 74-77.
26. Кострубова, Е.В. Пути активизации работы по обучению связному высказыванию детей с умеренной умственной отсталостью / Е.В. Кострубова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - № 4. - С. 426-431.
27. Кремнева, Е.А. Изучение коммуникативных проявлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е.А. Кремнева // Дефектология. - 2016. - № 4. - С. 88-92.
28. Кутырева, Е.Ю. Формирование произвольности поведения у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Кутырева // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2012. - № 2. - С. 61-63.
29. Лебедева, Е.Н. Формирование произвольности у гиперактивных дошкольников с использованием средств арттерапии / Е.Н. Лебедева // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2016. - № 33. - С. 24-30.
30. Лебеденко, О.А. Особенности взаимосвязи воображения и уровня произвольности дошкольников разного пола / О.А. Лебеденко, Н.И. Киселева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2016. - № 50-1. - С. 46-51.
31. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1981. - 328 с.
32. Лернер, В.Л. Использование коррекционно-развивающих подвижных игр в адаптивной физической рекреации детей с умственной отсталостью / В.Л. Лернер, М.Р. Грачев // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2012. - Т.1. № 19. - С. 127-130.
33. Липакова, В.И. Специфика нарушений речевой функциональной системы у дошкольников с умеренной умственной отсталостью / В.И. Липакова // Современная педагогика: теория, методика, практика. - Киров : МЦНИП, 2014. - 150 с. - С. 56-64.
34. Лисина, М.И. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные / М.И. Лисина // Докл. АПН РСФСР. - 1957. - № 1. - C. 26-31.
35. Магомедов, А.М. Возможности использования подвижных игр с элементами ориентирования в процессе физического воспитания дошкольников / А.М. Магомедов, Б.М. Каялов, М.С. Рабаданов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 268-272.
36. Мамешина, М.А. Особенности проведения подвижных игр у детей с умственной отсталостью / М.А. Мамешина // СЛОБОЖАНСЬКИЙ НАУКОВО- СПОРТИВНИЙ В1СНИК. - 2012. - № 1 (29). - С. 9-12.
37. Пасечник, Л. Особенности психофизической тренировки для детей с умственной отсталостью на занятиях адаптивной физической культурой / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 55.
38. Перешеина, Н.В. Особенности умственной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью в психолого-педагогических исследованиях / Н.В. Перешеина // Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы международной научно-практической конференции. Вып. 15. Т.1. - Киров : ООО «Типография «Старая Вятка», 2016. - 1063 с. - С. 601-607.
39. Пиваева, Е.О. Адаптивная физическая культура как способ развития двигательной сферы у детей с умственной отсталостью / Е.О. Пиваева // Современное состояние и перспективы развития научной мысли : сб. ст. Международной научно-практической конференции : в 2х частях : Уфа, «Аэтерна», 2016. - С. 193-197.
40. Поконова, Т.Л. Современные аспекты физической культуры у детей с умственной отсталостью / Т.Л. Поконова // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : мат.Х1У Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2015 г. - С. 358-361.
41. Правдов, Д.М. Инклюзивное физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях / Д.М. Правдов, А.В. Корнев // Научный поиск. -
2013. - № 2.2. - С. 3-5.
42. Правдов, Д.М. Методические особенности организации двигательной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью в инклюзивных группах дошкольных учреждений / Д.М. Правдов, Ю.Н. Ермакова, Е.В. Матвеева // Научный поиск. - 2013. - № 4. - С. 74-77.
43. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
44. Репина, Т.А. Психология дошкольника : хрестоматия / Т.А. Репина. - М. : Академия, 1995.
45. Ропотова, А.А. Особенности развития произвольности у гиперактивных дошкольников / А.А. Ропотова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2015. - № 3. - С. 62-68.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2013. - 705 с.
47. Салимов, М.И. Влияние адаптивной физической культуры на психическое развитие и социальную адаптацию школьников с легкой умственной отсталостью / М. И. Салимов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 38-40.
48. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М. : Аспект пресс, 2001. - 460 с.
49. Семенова, Т.С. Изучение воли и произвольности у старших дошкольников / Т.С. Семенова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. -2012. - № 28. - С. 1042-1046.
50. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова. - М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 256 с.
51. Снесарь, Н.Н. Теоретические и практические аспекты игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости : монография / Н.Н. Снесарь, В.В. Пономарев. - Красноярск : СибГТУ, 2012. - 182 с.
52. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебник / авт.-сост.: О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев ; под общ. ред. С.П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2013. - 386 с.
53. Токарская, Л.В. Особенности коррекции и профилактики агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : учебно-методическое пособие для студентов / Л.В. Токарская ; М-во образования и науки РФ, Урал. федеральный ун-т им. первого президента России Б. Н. Ельцина, Ин-т социальных и политических наук. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2013. - 157 с.
54. Трубина, К.Д. Воздействие средств адаптивного спорта на физическое развитие детей с умственной отсталостью / К.Д. Трубина, Т.В. Абызова // Физическая культура, спорт, туризм : научно-методическое сопровождение. - 2014. - С. 151-154.
55. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 4 (29). - С. 3-12.
56. Финогенова, Н.В. Возможности использования подвижных игр с элементами спорта в работе с дошкольниками / Н.В. Финогенова, Д.В. Решетова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9. - С. 103-105.
57. Финогенова, Н.В. Использование подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе / Н.В. Финогенова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2012. - № 1 (3). - С. 49-53.
58. Черенева, Е.А. Проблема воли и произвольности в психологии / Е.А. Черенева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 39-43.
59. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник / Л.М. Шипицына и др. ; под ред. Л.М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с.
60. Шульженко, Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью младшего дошкольного возраста, направленная на формирование простейших социально¬бытовых навыков / Н.В. Шульженко // Казанская наука. Серия: Педагогические науки. - 2012. - № 4. - С. 343-345.
61. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника/ Д.Б. Эльконин // Психология личности и деятельности дошкольника. - М., 1965. - С. 54-61.
62. Эмирова, К.Э. Особенности памяти у дошкольников с умственной отсталостью / К.Э. Эмирова // Психология. Социология. Педагогика. - 2015. - № 6 (49). - С. 23-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ