ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ
|
Введение 3
Актуальность исследования 3
1. Теоретико - методологические основы развития произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталости,проживающих в условиях психоневрологического интерната 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с умеренной степенью умственной отсталостью 10
1.2 Особенности развития произвольности у детей с умственной
отсталостью 20
1.3 Адаптивная физическая культура как средство развития детей
дошкольного возраста с умеренной умственной отсталости 27
Выводы по Главе 1: 38
2. Экспериментальная работа по развитию произвольности у детей дошкольного возраста, с умеренной умственной отсталостью проживающих в условиях психоневрологического интерната 40
2.1 Особенности организации жизнедеятельности детей с особыми
образовательными потребностями в психоневрологическом интернате 40
2.2. Цели и задачи экспериментальной работы 50
2.2.1 Реализация условий развития произвольности у детей 5-7 лет с
умеренной умственной отсталостью 59
2.3 Результаты экспериментальной работы 66
Выводы по 2 главе 76
Заключение 77
Список использованных источников: 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (рекомендуемое) 91
Актуальность исследования 3
1. Теоретико - методологические основы развития произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталости,проживающих в условиях психоневрологического интерната 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с умеренной степенью умственной отсталостью 10
1.2 Особенности развития произвольности у детей с умственной
отсталостью 20
1.3 Адаптивная физическая культура как средство развития детей
дошкольного возраста с умеренной умственной отсталости 27
Выводы по Главе 1: 38
2. Экспериментальная работа по развитию произвольности у детей дошкольного возраста, с умеренной умственной отсталостью проживающих в условиях психоневрологического интерната 40
2.1 Особенности организации жизнедеятельности детей с особыми
образовательными потребностями в психоневрологическом интернате 40
2.2. Цели и задачи экспериментальной работы 50
2.2.1 Реализация условий развития произвольности у детей 5-7 лет с
умеренной умственной отсталостью 59
2.3 Результаты экспериментальной работы 66
Выводы по 2 главе 76
Заключение 77
Список использованных источников: 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (рекомендуемое) 91
Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь, интеллектуального развития, которое связано с наличием органического повреждения коры головного мозга. Следствием умственной отсталости для развития ребенка являются отчётливые выраженные отклонения, обнаруживающиеся во всех видах его психической деятельности, особенно - в познавательной, в физической, эмоциональной, регулятивной.
Безусловно, у ребенка с особыми образовательными потребностями возникают трудности в общении с окружающим миром :он не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования, у него возникают трудности в социальной коммуникации, что предопределяет необходимость своевременной психологической поддержки и педагогической работы.
Проблема развития произвольности детей с умственной отсталостью является очень интересной и неоднозначной. Выделяется, как минимум, два подхода к раскрытию сущности этого понятия. Первый из них рассматривает произвольность (и волю) в контексте проблемы сознания, второй — в контексте проблемы мотивации.
Произвольность в дошкольном возрасте большинством исследователей рассматривается как возрастающее умение детей управлять собой, уменьшение роли взрослого в системе произвольной регуляции [Репина]. Подобное мнение о понятии «произвольность» высказывают многие ученые (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.А. Иванников, Д.Б. Эльконин и др.), понимая под ним управление поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, образцами, выработанными обществом, одну из форм волевого поведения, качественную характеристику саморегуляции поведения и деятельности ребенка. [Божович, Запорожец, Иванников, Ропотова, Эльконин].
В специальной литературе проблема формирования навыков у детей с нарушением интеллекта отражена достаточно полно (Г.Г. Зак, В.Ю. Карвялис, Е.Л. Ковалева, В.В. Коркунов, В.Ф. Мачихина, СЛ. Мирский, Н.П. Павлова, В.А. Пашков, Б.И. Пинский, В.И. Лубовский, Н.Б. Лурье и др.). Вместе с тем в специальной литературе недостаточно внимания уделено формированию произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Кроме того, проблема формирования произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является актуальной для специальной педагогики, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Средством увеличения работоспособности, овладения ребенком жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками, стабилизации психоэмоционального состояния, повышения познавательной и коммуникативной деятельности и повышения качества жизни в целом может выступать адаптивное физическое воспитание. Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями оказывает существенное воздействие на развитие личности. Средствами адаптивной физической культуры вносится значительный вклад в формирование произвольности и саморегуляции, умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий.
Необходимость использования в работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталости адаптивной физической культуры обусловлена тем, что занятия адаптивным спортом способствуют развитию психомоторики у детей данной категории через более сохранную у них моторную сферу. Занятия по адаптивной физической культуре обеспечивают развитие нервной регуляции двигательного акта, что способствует формированию произвольности в движении, двигательные акты становятся целенаправленными, скоординированными.
Изучение программ и программно-методических материалов по обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью показало их преимущественную односторонность и отсутствие комплексного подхода по формированию произвольности: механизм формирования произвольности весьма сложен, так как от ребенка требуется определенный уровень развития внимания, подражания, восприятия, мышления. Как правило, программы рассчитаны на детей с легкой степенью умственной отсталости.
Одна из центральных задач стационарных учреждений социальной защиты для детей - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития в соответствии с его индивидуальными особенностями; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Адаптивная физическая культура выступают тем средством, которое способствует развитию произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной умственной отсталостью.
В связи с этим, проблема нами представляется в таком виде: отсутствие эффективных психолого-педагогических технологий развития произвольности у детей 5-7 лет с умеренной умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате.
Объект исследования: развитие произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате.
Предмет исследования: адаптивная физическая культура как средство развития произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате.
Цель исследования: Исследовать возможности адаптивной физической культуры как средства развития произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате.
Гипотеза исследования: формирование и развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате, будет протекать более эффективно при следующих условиях:
- четкое предъявление требований и правил на занятиях;
- организация разнообразных видов активности адаптивной физической культуры, в которых детям необходимо выполнять действия по правилам, предлагаемым педагогом;
- включение в коррекционно - развивающий процесс разнообразных форм поддержки внимания (свисток, бубен, музыкальные композиции), которые будут способствовать расширению спектра восприятия, идентификации и реагирования детей на эти формы.
Задачи исследования:
1. На основе обзора литературы раскрыть сущность и обосновать специфику развития произвольности у детей дошкольного возраста, проживающих в ПНИ, средствами адаптивной физической культуру;
2. Разработать диагностический инструмент измерения особенностей развития произвольности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3. Выявить и изучить психологические особенности детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и какие трудности они испытывают при развитии произвольности средствами адаптивной физической культуры;
4. Разработать и апробировать образовательную программу с комплексами упражнений, сюжетно - ролевыми играми направленную на успешное развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью;
5. На основании результатов работы составить рекомендации для воспитателей по организации коррекционной работы в сфере адаптивной физической культуры с детьми о дошкольного возраста, с целью повышения их уровня произвольного поведения.
Проводимое практико-ориентированное исследование по развитию произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате проводилось в три этапа.
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы;
- составление плана исследования, подбор методик.
2 этап - разработка индивидуальных программ развития по адаптивной физической культуре;
- разработка и апробация основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, которая будет включать в себя нетрадиционные методы (включение элементов речевого сопровождения в игровые виды деятельности, кинезеологические упражнения, включение танцевально - двигательных упражнений и внедрение здоровьесберегающих технологий ).
3 этап - контрольный мониторинг развития произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости;
- обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
При выполнении данной работы использовались различные методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы.
2. Включенное наблюдение.
3. Эксперимент.
4. Методы математической обработки.
Научная новизна: заключается в том, что проанализированы особенности психического развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, систематизированы различные направления коррекционно-развивающей работы на занятиях адаптивной физической культурой, способствующие развитию произвольности.
Практическая значимость исследования Разработка и внедрение основной адаптированной программы по адаптивной физической культуре, которая будет способствовать развитию произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. Разработать методические рекомендации для специалистов по организации занятий по адаптивной физической культуре и развития произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Экспериментальной базой проводимого исследования является Красноярское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» (г.Красноярск; ул. Сады 12).
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются апробацией в печати, внедрением разработанных материалов в практику работы психоневрологического интерната.
По вопросам исследования, автором опубликованы следующие работы:
1. Белкина Е.Н., Влияние адаптивной физической культуры на формирование социально - бытовых навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталостью / Е.Н. Белкина // «Иппотерапия Красноярья» (Вопросы практической иппотерапии). - Красноярск 2016. - С124-128;
2. Белкина Е.Н., «Влияние адаптивной физической культуры на развитие социально- бытовых навыков у детей дошкольного возраста, проживающих в ПНИ»; Международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука: Проспект свободный-2016», публикация в сборнике статей;
3. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г., Проект «Политехническая школа» / Международный интеллектуальный конкурс студентов и аспирантов DiscoveryScience - 2016/ - Москва;
4. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г. Профориентация детей, проживающих в психоневрологическом интернате / Е.Н. Белкина, Н.Г. Куропаткина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской НПК. - Красноярск, 2017. - С. 36-38.
Безусловно, у ребенка с особыми образовательными потребностями возникают трудности в общении с окружающим миром :он не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования, у него возникают трудности в социальной коммуникации, что предопределяет необходимость своевременной психологической поддержки и педагогической работы.
Проблема развития произвольности детей с умственной отсталостью является очень интересной и неоднозначной. Выделяется, как минимум, два подхода к раскрытию сущности этого понятия. Первый из них рассматривает произвольность (и волю) в контексте проблемы сознания, второй — в контексте проблемы мотивации.
Произвольность в дошкольном возрасте большинством исследователей рассматривается как возрастающее умение детей управлять собой, уменьшение роли взрослого в системе произвольной регуляции [Репина]. Подобное мнение о понятии «произвольность» высказывают многие ученые (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.А. Иванников, Д.Б. Эльконин и др.), понимая под ним управление поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, образцами, выработанными обществом, одну из форм волевого поведения, качественную характеристику саморегуляции поведения и деятельности ребенка. [Божович, Запорожец, Иванников, Ропотова, Эльконин].
В специальной литературе проблема формирования навыков у детей с нарушением интеллекта отражена достаточно полно (Г.Г. Зак, В.Ю. Карвялис, Е.Л. Ковалева, В.В. Коркунов, В.Ф. Мачихина, СЛ. Мирский, Н.П. Павлова, В.А. Пашков, Б.И. Пинский, В.И. Лубовский, Н.Б. Лурье и др.). Вместе с тем в специальной литературе недостаточно внимания уделено формированию произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Кроме того, проблема формирования произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является актуальной для специальной педагогики, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Средством увеличения работоспособности, овладения ребенком жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками, стабилизации психоэмоционального состояния, повышения познавательной и коммуникативной деятельности и повышения качества жизни в целом может выступать адаптивное физическое воспитание. Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями оказывает существенное воздействие на развитие личности. Средствами адаптивной физической культуры вносится значительный вклад в формирование произвольности и саморегуляции, умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий.
Необходимость использования в работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталости адаптивной физической культуры обусловлена тем, что занятия адаптивным спортом способствуют развитию психомоторики у детей данной категории через более сохранную у них моторную сферу. Занятия по адаптивной физической культуре обеспечивают развитие нервной регуляции двигательного акта, что способствует формированию произвольности в движении, двигательные акты становятся целенаправленными, скоординированными.
Изучение программ и программно-методических материалов по обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью показало их преимущественную односторонность и отсутствие комплексного подхода по формированию произвольности: механизм формирования произвольности весьма сложен, так как от ребенка требуется определенный уровень развития внимания, подражания, восприятия, мышления. Как правило, программы рассчитаны на детей с легкой степенью умственной отсталости.
Одна из центральных задач стационарных учреждений социальной защиты для детей - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития в соответствии с его индивидуальными особенностями; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Адаптивная физическая культура выступают тем средством, которое способствует развитию произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной умственной отсталостью.
В связи с этим, проблема нами представляется в таком виде: отсутствие эффективных психолого-педагогических технологий развития произвольности у детей 5-7 лет с умеренной умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате.
Объект исследования: развитие произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате.
Предмет исследования: адаптивная физическая культура как средство развития произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате.
Цель исследования: Исследовать возможности адаптивной физической культуры как средства развития произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате.
Гипотеза исследования: формирование и развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате, будет протекать более эффективно при следующих условиях:
- четкое предъявление требований и правил на занятиях;
- организация разнообразных видов активности адаптивной физической культуры, в которых детям необходимо выполнять действия по правилам, предлагаемым педагогом;
- включение в коррекционно - развивающий процесс разнообразных форм поддержки внимания (свисток, бубен, музыкальные композиции), которые будут способствовать расширению спектра восприятия, идентификации и реагирования детей на эти формы.
Задачи исследования:
1. На основе обзора литературы раскрыть сущность и обосновать специфику развития произвольности у детей дошкольного возраста, проживающих в ПНИ, средствами адаптивной физической культуру;
2. Разработать диагностический инструмент измерения особенностей развития произвольности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3. Выявить и изучить психологические особенности детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и какие трудности они испытывают при развитии произвольности средствами адаптивной физической культуры;
4. Разработать и апробировать образовательную программу с комплексами упражнений, сюжетно - ролевыми играми направленную на успешное развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью;
5. На основании результатов работы составить рекомендации для воспитателей по организации коррекционной работы в сфере адаптивной физической культуры с детьми о дошкольного возраста, с целью повышения их уровня произвольного поведения.
Проводимое практико-ориентированное исследование по развитию произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате проводилось в три этапа.
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы;
- составление плана исследования, подбор методик.
2 этап - разработка индивидуальных программ развития по адаптивной физической культуре;
- разработка и апробация основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, которая будет включать в себя нетрадиционные методы (включение элементов речевого сопровождения в игровые виды деятельности, кинезеологические упражнения, включение танцевально - двигательных упражнений и внедрение здоровьесберегающих технологий ).
3 этап - контрольный мониторинг развития произвольности у детей дошкольного возраста 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости;
- обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
При выполнении данной работы использовались различные методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы.
2. Включенное наблюдение.
3. Эксперимент.
4. Методы математической обработки.
Научная новизна: заключается в том, что проанализированы особенности психического развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, систематизированы различные направления коррекционно-развивающей работы на занятиях адаптивной физической культурой, способствующие развитию произвольности.
Практическая значимость исследования Разработка и внедрение основной адаптированной программы по адаптивной физической культуре, которая будет способствовать развитию произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. Разработать методические рекомендации для специалистов по организации занятий по адаптивной физической культуре и развития произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Экспериментальной базой проводимого исследования является Красноярское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» (г.Красноярск; ул. Сады 12).
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются апробацией в печати, внедрением разработанных материалов в практику работы психоневрологического интерната.
По вопросам исследования, автором опубликованы следующие работы:
1. Белкина Е.Н., Влияние адаптивной физической культуры на формирование социально - бытовых навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталостью / Е.Н. Белкина // «Иппотерапия Красноярья» (Вопросы практической иппотерапии). - Красноярск 2016. - С124-128;
2. Белкина Е.Н., «Влияние адаптивной физической культуры на развитие социально- бытовых навыков у детей дошкольного возраста, проживающих в ПНИ»; Международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука: Проспект свободный-2016», публикация в сборнике статей;
3. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г., Проект «Политехническая школа» / Международный интеллектуальный конкурс студентов и аспирантов DiscoveryScience - 2016/ - Москва;
4. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г. Профориентация детей, проживающих в психоневрологическом интернате / Е.Н. Белкина, Н.Г. Куропаткина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской НПК. - Красноярск, 2017. - С. 36-38.
Таким образом, проведенный нами теоретический и экспериментальный анализ проблемы развития произвольности у детей 5-7 лет с умеренной умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната позволил сформулировать следующие выводы.
Развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталостью - важнейшая задача дошкольного воспитания. Чтобы развитие произвольности у детей в условиях психоневрологического интерната было действительно эффективным, в этом процессе должны принимать участие все специалисты, занимающиеся обучением и воспитанием данной категории детей.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Поисково - подготовительный этап: теоретическое изучение психолого - педагогической литературы, разработка диагностического инструментария для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме развития произвольности, влияние на развитие произвольности адаптивной физической культуре. Сформулирована гипотеза.
2. Опытно - экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Нами был проведен мониторинг испытуемых по разработанной нами диагностике, затем полученные результаты были обработаны и сведены в общую таблицу.
3. Формирующий этап: разработка и реализация программы по адаптивной физической культуре для детей дошкольного возраста, с умеренной степенью умственной отсталостью в условиях проживания в психоневрологическом интернате.
4. Контрольно - обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, выработка рекомендаций для инструкторов по адаптивной физической культуре и воспитателей, направленные на развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью проживающих в условиях интерната.
В исследовании были использованы теоретические (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, метод моделирования) и эмпирические методы научного исследования (эксперимент, наблюдение).
Эмпирическое исследование проводилось при помощи специально диагностической методики.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», в эксперименте участвовали 12 детей 5-7 лет, из них 8 мальчиков и 4 девочки.
Данные, полученные при диагностическом исследовании детей, участвующих в формирующем эксперименте, позволили определить, что в контрольной группе преобладает уровень развития произвольности ниже среднего 4 ребенка , на низком уровне 1 ребенок и среднем уровне 1 ребенок , высокий уровень не зарегистрирован. Тогда как в экспериментальной группе уровень развития произвольности оказался гораздо выше: на низком уровне ни одного ребенка, уровень ниже среднего находится 4 ребенка, на среднем уровне 2 ребенка, уровень выше среднего и высокий уровень не выявлено.
В экспериментальной группе произошли сдвиги по всем критериям, в результате проведенных формирующих мероприятий с детьми экспериментальной группы, мы отмечаем увеличение числа успешно справившихся с заданиями детей:
- воспитанники успешно могут контролировать свою двигательную активность т.е владеть саморегуляцией;
- в ситуации выбора проявляют предпочтение тем действиям , которые соответствуют требованиям взрослого, но выполнение этих действий детьми требует четкого руководства со стороны взрослого;
- выполняют сложные двигательные действия по подражанию и под руководством педагога;
- стараются сдерживать свои импульсивные движения;
- стремятся использовать образец взрослого при выполнении разнообразных упражнений и заданий;
- проявляют стойкий интерес к выполнению различных двигательных действий;
- играют в разные игры с помощью педагога;
- реагируют на звуковые и знаковые сигналы, которые педагог использует на занятиях, а также выполняют т требования педагога по организации занятий.
Таким образом, наш формирующий эксперимент показал положительные результаты. Заявленная гипотеза подтверждается.
Развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталостью - важнейшая задача дошкольного воспитания. Чтобы развитие произвольности у детей в условиях психоневрологического интерната было действительно эффективным, в этом процессе должны принимать участие все специалисты, занимающиеся обучением и воспитанием данной категории детей.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Поисково - подготовительный этап: теоретическое изучение психолого - педагогической литературы, разработка диагностического инструментария для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме развития произвольности, влияние на развитие произвольности адаптивной физической культуре. Сформулирована гипотеза.
2. Опытно - экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Нами был проведен мониторинг испытуемых по разработанной нами диагностике, затем полученные результаты были обработаны и сведены в общую таблицу.
3. Формирующий этап: разработка и реализация программы по адаптивной физической культуре для детей дошкольного возраста, с умеренной степенью умственной отсталостью в условиях проживания в психоневрологическом интернате.
4. Контрольно - обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, выработка рекомендаций для инструкторов по адаптивной физической культуре и воспитателей, направленные на развитие произвольности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью проживающих в условиях интерната.
В исследовании были использованы теоретические (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, метод моделирования) и эмпирические методы научного исследования (эксперимент, наблюдение).
Эмпирическое исследование проводилось при помощи специально диагностической методики.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», в эксперименте участвовали 12 детей 5-7 лет, из них 8 мальчиков и 4 девочки.
Данные, полученные при диагностическом исследовании детей, участвующих в формирующем эксперименте, позволили определить, что в контрольной группе преобладает уровень развития произвольности ниже среднего 4 ребенка , на низком уровне 1 ребенок и среднем уровне 1 ребенок , высокий уровень не зарегистрирован. Тогда как в экспериментальной группе уровень развития произвольности оказался гораздо выше: на низком уровне ни одного ребенка, уровень ниже среднего находится 4 ребенка, на среднем уровне 2 ребенка, уровень выше среднего и высокий уровень не выявлено.
В экспериментальной группе произошли сдвиги по всем критериям, в результате проведенных формирующих мероприятий с детьми экспериментальной группы, мы отмечаем увеличение числа успешно справившихся с заданиями детей:
- воспитанники успешно могут контролировать свою двигательную активность т.е владеть саморегуляцией;
- в ситуации выбора проявляют предпочтение тем действиям , которые соответствуют требованиям взрослого, но выполнение этих действий детьми требует четкого руководства со стороны взрослого;
- выполняют сложные двигательные действия по подражанию и под руководством педагога;
- стараются сдерживать свои импульсивные движения;
- стремятся использовать образец взрослого при выполнении разнообразных упражнений и заданий;
- проявляют стойкий интерес к выполнению различных двигательных действий;
- играют в разные игры с помощью педагога;
- реагируют на звуковые и знаковые сигналы, которые педагог использует на занятиях, а также выполняют т требования педагога по организации занятий.
Таким образом, наш формирующий эксперимент показал положительные результаты. Заявленная гипотеза подтверждается.
Подобные работы
- Развитие произвольности у детей дошкольного возраста, с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019



