ВВЕДЕНИЕ 4
1. Основы системы управления персоналом в организации...6
1.1 Система управления персоналом в организации: понятие, цели,
функции, методы 6
1.2 Методы исследования системы управления персоналом
в организации 17
1.3 Анализ зарубежного и отечественного опыта управления
персоналом 21
2 Анализ системы управления персоналом на примере
муниципального унитарного предприятия тепловых сетей 34
2.1 Краткая характеристика деятельности МУП ТС 34
2.2 Анализ внешней и внутренней среды МУП ТС 44
2.3 Анализ кадрового потенциала МУП ТС 57
3 Совершенствование системы управления персоналом в муниципальном
унитарном предприятии тепловых сетей (МУП ТС) 64
3.1 Анализ системы управления персоналом МУП ТС 64
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы управления 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
Дипломный проект на тему «Совершенствование системы управления персоналом в муниципальном унитарном предприятии тепловых сетей (МУП ТС)». Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики, основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех преобразований на предприятии является персонал. Трудовые ресурсы во всем мире являются той производительной силой, от количества, качества, уровня образования и профессионализма которой зависит успешность организации.
Эффективное управление организацией или предприятием невозможно без создания внутри него такой атмосферы, когда весь персонал заинтересован в достижении общей цели, каждый ощущает свою личную причастность к победам и поражениям коллектива. Сегодня успех или неудача в бизнесе во многом зависят от творческой активности работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения. Необходимо понимание того, что общий высокий уровень управления может сложиться только в том случае, если каждый будет работать, максимально реализуя свой потенциал.
Объектом исследования является персонал муниципального унитарном предприятия тепловых сетей МУП ТС
Предметом исследования - система управления персоналом в муниципальном унитарном предприятии тепловых сетей (МУП ТС).
Цель исследования - разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии.
Для достижения этой цели в дипломном проекте поставлены и решены следующие задачи: рассмотрены основы системы управления персоналом в организации; проведен анализ системы управления персоналом на примере муниципального унитарного предприятия тепловых сетей (МУП ТС); определены направления совершенствования системы управления персоналом в муниципальном унитарном предприятии тепловых сетей; разработаны направления совершенствования системы управления персоналом в муниципальном унитарном предприятии тепловых сетей.
Методами исследования в дипломном проекте являются: анализ и обобщение научной и практической базы по управлению персоналом, социологические исследования, включающие в себя анкетирование, тестирование и опросы работников по проблемам управления персонала. В основе исследования лежит системный подход, который заключается в рассмотрении управления персоналом с учетом правовых, экономических, психологических, социальных, организационных и профессиональных аспектов, и существующих различных теоретических подходов.
Для достижения цели и решения задач использовались монографический, балансовый, экономико-статистический методы исследования.
Источниками для написания дипломного проекта по исследуемой теме послужили: труды отечественных и зарубежных ученых, экономическая и бухгалтерская отчетность предприятия, наблюдения.
В заключении можно подвести итоги.
Основы системы управления персоналом в организации. Внимание уделено системе управления персоналом в организации. Было выявлено, что существуют различные модели построения системы управления персоналом в организации. Применение той или иной модели для конкретной организации зависит от ее организационной структуры. Организационная структура определяет взаимоотношение между функциями, выполняемыми сотрудниками организации, а также проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей и т.д.
Рассмотрены методы управления персоналом, например, Коротков Э.М. и Солдатова И.Ю., называют методы управления как «способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства». Все методы, Кротков, предлагает разделить на три группы: административные, экономические и социально-психологические».
Все виды методов органично связаны между собой: административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута»; экономические методы, с их помощью осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Эти методы основаны на использовании экономического механизма и на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника»; социально¬психологические методы управления в свою очередь основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.) и индивидуального подхода к личности.
Все методы исследования системы управления персоналом в организации можно классифицировать на две группы: теоретические методы: метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод абстрагирования, методы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, метод моделирования и др.; эмпирические методы - это методы наблюдения, метод сравнения, метод экспертных оценок и др.
В дипломном проекте был применен метод экспертных оценок, как один из методов исследования системы управления персоналом.
Исследование зарубежного опыта показало, что однозначного ответа использовать ли опыт Запада, в управлении персоналом или идти собственным путём, не существует. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии. Однако не вызывает сомнения тот факт, что западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без понимания результатов, накопленных на данный момент уже опытными специалистами Запада в области управления персоналом, создание своей собственной современной системы управления будет затруднительно.
Конечно же, у России существует собственный опыт, и его также не стоит забывать. Однако, этот опыт немного не похож на зарубежный из-за определённых социальных, экономических, политических ситуаций, в которых долгие годы находилось российское государство. Однако, что при распределительной системе, что в эру возрождения капитализма в России, самый ценный капитал предприятия — это сотрудники. Их опыт, квалификация и преданность предприятию позволяют решать самые сложные задачи.
Объектом исследования в дипломном проекте являлось предприятие МУП ТС, предприятие уверенно лидирует на рынке теплосети, конкуренты имеются и представляют угрозу для предприятия. Применения экспертных оценок показало, что предприятие лидирует на рынке услуг по прокладке и наладке трубопровода. Это и замена отдельных частей и изоляция. Хотя конкуренты имеются серьезные и в прямом смысле, «наступают на пятки».
Негативная тенденция на предприятии, это текучесть кадров. Было выявлено, что в основном текучесть кадров происходит за счет невысокой заработной платы. Все новые работники предприятия принимаются по результатам собеседования с непосредственным начальником, которое направлено на выявление соответствия профессиональной подготовки и требованиям квалификации.
Результаты отбора нигде не фиксируются, однако процесс отбора кадров, существующий на предприятии трудоемок. Для сотрудников, принимаемых на рабочие специальности, устанавливается испытательный срок, по истечении которого принимается окончательное решение о приеме на работу.
Следует отметить, что в основном, работа по управлению персоналом в отделе кадров складывается из чисто формальных обязанностей: поиска кандидатов (размещение объявлений); оформления приема на работу; увольнения.
Предлагается, чтобы каждый претендент при поступлении должен пройди систему отбора. Для этой цели работники кадровых служб должны использовать систему проверки и анализа качеств работника.
Для использования на предприятии предлагается следующие этапы отбора персонала: предварительный отбор (по документам); заполнение тестовых форм - диагностика деловых и личностных качеств, и характерологических особенностей с помощью тестов (ОУП); собеседование с непосредственным начальником.
На втором этапе оцениваются деловые и личностные качества претендента. При отборе необходимо учитывать особенности личности претендента, его деловые личностные характеристики, психофизиологические особенности.
На третий этап проходят те претенденты, которые, соответственно успешно прошли 1 и 2 этапы.
Грамотно проведенная аттестация персонала на предприятии поможет выявить уровень развития профессиональных качеств сотрудников, а так же определить потенциал профессионального роста сотрудников и сформировать кадровый резерв. Мотивация создает у сотрудников предприятия стимул к работе. Основной эффект, достигаемый с помощью нематериального стимулирования, — это повышение уровня лояльности и заинтересованности сотрудников в своем предприятии.
1. Акулов, В.Б. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для вузов / В. Б. Акулов. - 4-е изд. - М.: Флинта, 2010. - 261 с.
2. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 214 с.
3. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
4. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник. - 5-е изд., стереотип. - М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011.
5. Биннер, Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному / пер. с нем. - М.: Альпина паблишерз, 2010. - 282с.
6. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 688 с.
7. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
8. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. - М.: Проспект, 2013. - 320 с.
9. Десслер Г. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: БИНОМ, 2010.
10. Володина, Н. А. Адаптация персонала: Российский опыт построения комплексной системы. - М.: ЭКСМО, 2009.- 240с.
11. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. - Спб.: Питер, 2012. - 863 с.
12. Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
13. Бодди, Д.К. Основы менеджмента: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2010.
14. Драчева, Е. Я. Менеджмент: учеб. - 11-е изд., стереотип. - М.: Академия,2010. - 280 с.
15. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011.
16. Егоршин, А.П. Организация труда персонала: учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2011
17. Захарова, Л.Н. Психология управления: учебное пособие. - М.: Логос,2011.
18. Захарова, Ю.А. Продакт-менеджмент, или искусство управления товаром: практ.пособие/ Ю.А.Захарова. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 124с.
19. Завьялова, Е.К. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных компаний // Вестник СПбУ. Сер.8. Менеджмент. -2011. - Вып.2. - С.78
20. Зенгер, Х. Стратагем для менеджеров; пер. с нем / Х. Зенгер. - М.: Олимп- Бизнес, 2010. - 210 с.
21. Исаенко, А. Оценка и отбор персонала.// Кадры.- 2002.- №5
22. Ивашковский, С. Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень / С. Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2010. - 437 с.
23. Инновационный менеджмент: учеб. Пособие для вузов / К. В. Балдин и др. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. - 363 с.
24. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
25. Кибанов, А. Методология оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом // Кадровик. -2010. - №12. - С.32-43.
26. Котова, Л. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом // Кадровик. - 2010. - №12. - С.44-50.
27. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — Эксмо, 2010. — 160 с.
28. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
29. Кошелева Ю. Мотивация персонала / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. - 2012. - №16. - С.12-34.
30. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. - Москва : Юрайт, 2012. - 640 с.
31. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
32. Кириченко, Т. В. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Т. В. Кириченко. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 483 с.
33. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В. В. Ковалев.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 1024 с.
34. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер; пер. с англ / Ф.Котлер. - М.: Альпина паблишерз, 2010. - 210 с.
35. Комаров, Е. И. Гендерный менеджмент: учебник / Е. И. Комаров, В. Ф. Жукова. - М.: Риор, ИНФРА- М, 2012. - 187с.
36. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.В. Курлыкова. - М.: Риор; Инфра-М, 2013. - 176 с.
37. Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира; пер. с англ. / Дж.Лайкер. - М.: Альпина паблишерз, 2010. - 401 с.
38. Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент: учебник / И. Я. Лукасевич. - 3¬е изд., испр. - М.: Эксмо, 2011. - 768 с. - (Новое экономическое образование)
39. Лукичева, Л. И. Менеджмент организации: теория и практика: учебник / Л. И. Лукичева,Е. В. Егорычева. - М.: Омега-Л, 2011. - 488 с.
40. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: современный учебник /А.К. Ляско. - М.: Дело, 2013. - 488 с.
41. Маленков, Ю. А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю. А. Маленков.- М.: Проспект, 2011. - 224 с.
42. Минина В. Ключевые сотрудники организации: подходы к идентификации и проблемы управления // Кадровик. - 2011. - №1. - С.86-98.
43. Менеджмент: учебник для бакалавров / под общ.ред. И.Н. Шапкина. - М.:Юрайт, 2012. - 690 с.
44. Михайлова А. «Четыре колеса» адаптации персонала // Кадровик. - 2011. - №2. - С.115-124.
45. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / под ред. Н.Ю.Чаусова, О.А.Калугина. - М.: Кнорус, 2010. - 496с.
46. Менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. А.Л. Гапоненко. - М.: Юрайт, 2013. - 386 с.
47. Менеджмент: учебно-методический комплекс для подготовки магистров /под общ. ред. А.П.Гапоненко. - М.: РАГС, Инфа-М, 2010.- 479с. -
48. Менеджмент: Учебник для студентов вузов / Под ред. В. В. Лукашевича, Н. И. Астаховой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
49. Менеджмент персонала. Функции и методы: Учебное пособие / Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. - М.: МАИ, 2009.
50. Мукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / И. Я. Мукасевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 764 с
51. Лапыгин, Ю. Н. Теория менеджмента: учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин. - М.: Рид Групп, 2011. - 336 с.
52. Одегов Ю. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом / Ю. Одегов, Л. Котова // Кадровик. - 2011. - №2. - С.82-90.
53. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 20011. - 328 с.
54. Петрова Н. Вначале самолеты, ну а энергия, характер, интеллект - потом (подбор и оценка персонала) // Управление персоналом. - 2012. - №5. - С.46
55. Половинко В. Профессиональная карьера менеджеров по персоналу // Кадровик. - 2011. - №3. - С.76-85.
56. Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент: учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус,2011. - 496 с.
57. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.:Академцентр, 2013. - 240 c.
58. Розин, М. Успех без стратегии: технологии гибкого менеджмента / М. Розин. - М.: Альпина паблишерз, 2011. - 332 с.
59. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011.
60. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг: практикум: учеб. пособие / под ред. Т.Д.Бурменко. - М.: Кнорус, 2010. - 422с.
61. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: Издательство РАГС, 2010. - 557 с.
62. Семенов А.К. Основы менеджмента: практикум. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 469с.
63. Тихомиров, Е.Ф. Финансовый менеджмент: управление финансами предприятия: учебник для вузов / Е. Ф. Тихомиров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 382 с.
64. Тебекин, А. В. Менеджмент организации: учебник / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2011. - 424 с.
65. Управление персоналом: учебник / под ред. И.Б. Дураковой. - М.: ИНФРА- М, 2012.
66. Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2010. - 560 с.
67. Хадасевич Н. Развитие потенциала персонала организации // Кадровик. - 2010. - №1. - С.6-11.
68. Фидельман, Г. Альтернативный менеджмент: путь к глобальной конкурентоспособности / Г. Фидельман, С. Дедиков, Ю. Адлер. - М.: Альпина паблишерз, 2010. - 185 с. 12.
69. Фомичев, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / А. Н. Фомичев. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 467 с
70. Фартвенглер, Д. Аттестация персонала: 10-минутный тренинг для менеджера / Д. Фартвенглер. - М.: Олимп-Бизнес, 2010. - 223 с.