Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИР МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ КАК АСПЕКТ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

Работа №20970

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
662
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОСЛОВИЦ И
ПОГОВОРОК В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ТРАДИЦИИ 6
1.1. Языковая картина мира 6
1.2. Русская паремиология 10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МУЖЧИНЕ И ЖЕНЩИНЕ В
РУССКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 20
2.1. Мир мужчин 20
2.2. Мир женщин 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ


Языковая картина мира является неотъемлемым атрибутом национальной культуры и значимым предметом изучения в лингвистической науке. При этом одной из ключевых тенденций в изучении лингвистикой языковой картины мира является усиление внимания к гендерным её аспектам.
Речь здесь идёт о том, что современная антропоцентрическая лингвистическая парадигма в центр языковой картины мира ставит не только концепт «человек», но и концепты «мужчина» и «женщина».
Мир мужчины и женщины, рассматриваемый с позиции лингвистики, представляет интерес в виду его значимости не только для языковедческой науки, но и для ряда других гуманитарных дисциплин - социологии, психологии, философии.
В качестве аспекта русской языковой картины мира концепты «мужчина» и «женщина» реализуются, в первую очередь, в паремиях, основанных на бытовых и культурных традициях народа и заключающих в себе базовые национальные ценности, переосмысленные в соответствии с национально-культурным опытом.
Паремии обобщённо определяются в лингвистической науке как устойчивые в языке и воспроизводимые в речи анонимные изречения, включающие в себя пословицы, поговорки и идиоматические выражения, и являют собою одно из наиболее ярких проявлений обыденного сознания в речи индивидов.
В центре русской паремиологии - человек со всеми свойствами человеческой натуры и гендерной принадлежностью, следовательно, паремии - воплощение представлений о человеке мужского и женского пола, его характере, поступках, помыслах.
Проблемой вербализации концептуальных пространств «мужчина» и «женщина» в фольклорных источниках учёные стали заниматься ещё со
времён античности. Так, учёный-философ Аристотель исследовал языковые проявления феминности и маскулинности. В дальнейшем эти вопросы разрабатывались такими учёными, как Я. Гримм, И. Гердер, Маутнер, Р. Лаккоф, В. Гумбольдт. В отечественной лингвистике обозначенная проблематика раскрывается в трудах В.П. Аникина, Ю.Д. Апресяна, В.И. Даля, В.Н. Темия, В.А. Масловой, Н.В. Крючковой, Г.В. Колшанского, JI.A. Новикова, Г. Ф. Благова, Н.И. Кравцова, Г.Л. Пермякова, Л.Б. Савенковой, Г.Н. Курбатского, Ш.С. Чадамба и других.
Все сказанное позволяет считать тему настоящего исследования актуальной.
В данной работе целью является рассмотрение мира мужчины и женщины как аспекта русской языковой картины мира на материале русских пословиц и поговорок.
Объектом исследования стали слова-концепты «мужчина» и «женщина» в русском языке.
Предметом исследования являются характеристики слов-концептов «мужчина» и «женщина» в русских пословицах и поговорках.
Материалом для работы послужили пословичные паремии и поговорки из сборников пословиц и поговорок в количестве 210 примеров.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие «языковая картина мира»,
2. изучить основные характеристики русской паремиологии,
3. описать мир мужчины в русских пословицах и поговорках,
4. охарактеризовать мир женщины в русских пословицах и поговорках.
Методы исследования: метод сплошной выборки, лингвистический
анализ, описательный метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации представлений о мире мужчины и женщины, содержащихся в русской паремиологии, как аспекте русской языковой картины мира.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы бакалаврской работы могут быть использованы при обучении русскому языку как иностранному.
Объём и структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений, содержащих классификации русских пословиц и поговорок о мире мужчин и женщин.
Бакалаврская работа изложена на 55 страницах компьютерного текста, содержит 58 единиц библиографии.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируются цели и задачи исследования, определяется актуальность, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассматривается понятие «языковая картина мира» и ключевые характеристики русской паремиологии.
Во второй главе анализируются русские пословицы и поговорки как источники языковой репрезентации образов мира мужчины и женщины.
В заключении формулируются основные результаты исследования. Приложения содержат классификации русских пословиц и поговорок о мире мужчин и женщин.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Языковая мира отражается в народных и поговорках.
Пословицы и , имеющие в своем лексемы «» и «женщина», нам не встретились, в их смысловой замены лексемы «баба» и «», которые входят в семантическое слова «человек» и в речи употребляются как словам «» и «женщина».
Приведём из них: баба с возу, легче; баба с летит семь дум передумает; города недолго ; у бабы волос , да ум короток; где не сладит, туда пошлет; курица не , баба не человек; умы разоряют ; пусти бабу в рай, а она за и корову ведёт; в семье, что матица в ; мужик да во дворе, а баба да в избе; мужик умом крепок; хоть и сер, да ум у не волк съел. Эта подборка пословиц и показывает, что в русской картине женщина - это существо не мыслить, создавать труда, что-либо , представляющее помеху,
препятс, обузу в любом . Вместе с этим, в языковой мира нашло понимание важнейшей женщины-матери.
Мужчина не объектом в коллективном сознании народа, к нему уважительное, временами ироничное .
Пословиц и поговорок, на критичное, уничижительное к женщине больше, чем мужчин с стороны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
выполнения бакалаврской являлось рассмотрение мужчины и как аспекта русской картины мира на русских пословиц и .
Анализ источников по теме позволил сделать о том, что языковая картина - это своеобразная обобщённых представлений, суть ключевых .
Пословицы и поговорки наиболее видом паремий, в закреплен общественно-исторический народа и представлена картина русского человека.
и поговорки относят к паремиям ценностного , поскольку в них в соответствии с национально-культурным базовые национальные .
В структурном отношении пословица - суждение, имеющее смысл, но пословичный может применяться к явлениям и по принципу аналогии - частные случаи подтверждать смысл паремии. образом, всякая конкретный факт до обобщения и получает быть для истолкования целого явлений, в чем-то между собой. с иносказательным вторгаются в самые области бытия , находя свое в самых ситуациях в зависимости от их смысла, который точно может выявлен лексико-семантического и лингвистического их .
Анализ фактического (сборников русских и поговорок) , что в пословицах и поговорках различные варианты единиц, обозначающих . Обычно муж и мужик.
Кроме , было обнаружено, что мужчин нередко в сопоставлении с женщин и наоборот.
В связи некоторые единицы вошли в пословиц и о мире мужчин ( А) и о мире женщин ( Б) одновременно.
Очень эта особенность в пословицах и поговорках, социальный статус и женщины, а также «» мужские деятельности и «чисто» .
Русский этнос статус мужчины в как более , а статус женщины - как низкий.
Пословицы и русского языка разделяют на мужские и женские. мудрость утверждает, что должен знать место в смысле этого .
К психологическим характеристикам относятся, в первую , ум и хозяйственность; играет в обществе мужа, отца, , хозяина. Мужчина, в пословичной мира, связан с и силой, авторитетом. его деятельности - всё, что связано с и общественно трудом. Внешняя мужчины не имеет значения. В отличие от , мужчина ближе к семантическому правильного и социально .
Семантическое поле , отображающих мир, оказалось гораздо и разнообразнее, нежели поле паремий, к миру .
В русских пословицах и часто и весьма отмечается непонятность ума, быстрота , неумение долго об одном предмете, о женщины как человеческого в целом.
картина замужества, как предназначения женщины, воспринимается как необходимость и хотя бы защищённости, отсутствующей у вне брака. При этом з и эмоциональная привязанность не идентичными.
В и поговорках, относящихся к отношениям, женщина в нескольких социальных : в роли , сестры, дочери, , свекрови, тещи, , кумы. Мать исключительно характеристиками. Пословицы, слово «мать», воспринимаются как положительно , отражающие материнства, её ответственность за и становление новой .
Женщине, в зависимости от её роли, те или иные характеристики, из которых, как правило, .
Концепт «женщина / », в большинстве коннотирован отрицательно и к семантическому полю « / опасность».
В конечном , в женской мира можно следующие семантические : замужество, родственные , любовь и , типичная деятельность, своей воли, , отражающая стереотипное женщины как нерационального, нелепого, и в общем неполноценного.



1. В.П. Долгий век . Русские пословицы и под ред. В.Н. Аникина. М.: Худож. лит., 431 с.
2. Аникин В.П. Русское народное : Учеб. для вузов 3-е изд., . М.: Высш. шк., 2009. 735 с.
3. Ю.Д. Образ человека по языка: системного описания // языкознания. 1995. № 1. С.
4. Вежбицкая А. Семантические описания . М.: Языки русской , 1999. 780 с.
5. Вежбицкая А. . Культура. Познание. М.: словари, 416 с.
6. Волоцкая З.Н. Языковая мира и картина в текстах загадок // формы . М.: Русский язык, С. 218-244.
7. Wang sh. on sex Discrimination in English Proverbs and Their Translation // international conference on Education Technology and management Engineering. lecture notes in information Technology, - vols.16-17. - 2012. - Р. 150-153.
8. Гачев Г.Д. образы мира. М.: , 1995. 318 с.
9. Е.И. Особенности мужского и вербального поведения: . ... канд. филол. . М., 1996. 179 с.
10. Е.И. Особенности мужской и ассоциативной картины в русском языке. М.: , 1997. 207 с.
11. В. И. Пословицы русского : сборник: в 2-х томах. Т.1. М.: литература, 1984. 383 .
12. Даль В. И. русского народа: : в 2-х томах. Т.2. М.: Художественная , 1984. 399 с.
13. В. И. Толковый живого великорусского . В 4-х т. М.: Рус. яз. - Медиа. Т.1. 700 с.
14. Даль В.И. русского народа. СПб.: , Азбука-классика, 304с.
15. Дмитровская М. А. и мнение: образ , образ человека // анализ . Избранное. 1988-1995. М.: , 2003. 696 с.
16. Добровольский Д.О. специфика во фразеологии // языкознания. №.6.
С. 37-48.
17. Ефремов В.А. русской языковой мира: вербализация пространства «»
- «женщина»: дисс филол. наук. СПб., 406 с.
18. Elina Erzikova, Bruce K. Berger, Gender effect in Russian public relations: A perfect storm of obstacles for women // Women's Studies International Forum / 2016 Volume 56, P.28-36.
19. Жуков А.В., Жуков К.А. теория В.П. и семантическая классификация // Вестник Новгородского университета им. Ярослава . 2014. № 77. С.
20. Жуков В. П. Словарь пословиц и поговорок. 7-е изд. М.: язык, 2000. 544 с.
21. В.П. Семантика оборотов. М.: Просвещение,
22. Жуков В.П. Словарь пословиц и поговорок. М.: Рус. яз. 537 с.
23. Зализняк А.А., И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые русской языковой мира. М.: Языки культуры, 544 с.
24. Земская Е.А. Особенности и женской речи / Е.А , М.А. Китайгородская, Н.М.Розанова // язык в его . Коммуникативно-прагматический аспект. М., С. 90-135.
25. Иванов В. Г., М. С., Прозёрский В. В. и др. Художественная в докапиталистических . Л.: Изд-во Ленингр. , 1984. 304 с.
26. Иванова И.С. «», «мужчина» и «женщина» в языковой мира как части мира // Современная : материалы Междунар. . конф. (г. Уфа, 2011 г.). Уфа: Лето, С. 159-162.
27. Иванова С.В. картины мира. СПб.: . факультет , 2002. 160 с.
28. Kanat Syzdykov, Contrastive Studies on Proverbs // Pracedia - Social and Behavioral Sciences/ Volume 136, 9 July 2014, P. 318-321.
29. Колшанский В. Г. картина мира в и языке. М.: КомКнига, 128 с.
30. Корнилов О. А. картины мира как национальных менталитетов. М.: , 2003. 349 с.
31. Кубрякова Е.С., В.З., Панкрац Ю.Г., Л.Г. Краткий словарь терминов / Под общ. Ред. Е.С. Кубряковой. М.: . ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. 245.
32. Маслова В.А. лингвистика. М.: ТетраСистемс, 256 с.
33. Мокиенко В.М. Современная (лингвистические аспекты) // Мир слова. № 3. С. 6-20.
34. Nakhavaly F., Sharif sh. on sex Discrimination in Persian Proverbs // Theory and Practice in language studies, vol 3, no 1 (2013), 195-200, Jan 2013 doi:10.4304/tpls.3.1.195-200.
35. Natalia Zerkina, Yekaterina Lomakina, Natalia Kostina, Axiological linguistics and foreign language teaching // Social and Behavioral Sciences/ 2015 - № 199 - Р. 254 - 260.
36. Natalya V. Ufimtseva The Associative Dictionary as a Model of the Linguistic Picture of the World //Social and Behavioral Sciences /2014 - №154 - P. 36-43.
37. Ожегов С. И. русского языка. М.: Рус. яз., 797 с.
38. Ожегов С. И. Словарь языка: слов. М.: Русский , 1990. 928 с.
39. Л.Н. Аспектуально-темпоральная характеристика с семантикой в
современном русском : автореф. дисс филол. наук. СПб., 47 с.
40. Oksana А. Egorova On the Question of National Identity of Traditional Formulae as the Facts of Peoples’ Culture // Social and Behavioral Sciences / 2014 - V/54 P/ 489 - 493.
41. Pakizat Adiyeva, Ahsen Fatma Turan, Sapar Ergobek, Sartbayeva Dudarisha, Zhanimgul Kemalkizi. The Role of Dialogue in the Interpretation of National Folklore // Social and Behavioral Sciences/ 2014 - V.143 - Р. 2014 ) 79 - 82.
42. Петренко О.А. менталитет и язык . Курск, 1996. 286 с.
43. З.Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. , И. А. Стернин. М.: АСТ: , 2010. 314 с.
44. В.В. Многоуровневая стратегия в гендерологии // Вопросы . 2002. № 1. С.
45. Почепцов Г.Г. Языковая : способ представления // Вопросы
языкознания. № 6. С. 110-122.
46. Е.В. Когнитивный анализ имён: семантика и . М.: Рус. Словари, 2000. 416 с.
47. человеческого в языке. Язык и мира. / Б. А. Серебренников, Е. С. , В. И. Постовалова и др. М.: Наука, 216 с.
48. Русские загадки, пословицы, / Сост., авт. вступ. ст. и . Ю.Г. Круглов. М.: Просвещение, 335 с.
49. Русские пословицы и поговорки / . А.М. Жигулев. 3-е изд., испр. и доп. : Удмуртия, 1986. 512 с.
50. устное творчество: Хрестоматия. . Пособие / Сост., вст. ст., . В.П. Аникина. М.: Высш. шк., 1127 с.
51. Л.Б. Русская паремиология: и лингвокультурологический аспекты. .: Изд-во Ростовского , 2002. 239 с.
52. Б.А. Роль человеческого в языке и картина . М.: Наука, 1988. 340 с.
53. О.В. Концепт «» в русском языковом // В мире науки и : вопросы филологии, и культурологии: сб. ст. по . I междунар. науч.-практ. . Новосибирск: СибАК, [электронный ресурс] доступа: /54100
54. Тимескова И.Н. Крылатые , их значение и происхождение: для студ. пед вузов. М.: , 1974. 231 с.
55. А.Н., Тихонова Е.Н. Тихонов С.А. и др. словарь русского . М.: Рус.яз. - Медиа, 1228 с.
56. словарь русского / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Астрель, 912 с.
57. Толковый русского : В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. иностр. и нац. слов., [электронный ] Режим доступа: Ы1р:/Ыоуаг1.уа^ех.ш/~книги/Толковый%20словарь%20Ушакова/
58. Филицина В.П., Прохоров Ю.Е. Русские , поговорки и крылатые : Лингвострановедческий / Институт русского им. А.С. Пушкина; Под ред. Е.М. Верещагина, В.П. . М.: Русский язык, 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ