ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮЗов СФО
|
Введение 6
1. Социально- культурные аспекты создания и функционирования детских
театров в Российской Федерации 13
1.1. Жанровая структура детских театров, их функциональное
назначение и роль в формировании культурного пространства субъектов РФ в Сибири 13
1.2. История, традиции, закономерности процесса творческого
деятельности театров юного зрителя в Сибирском федеральном округе 23
2. Организационно- творческий процесс театров юного зрителя Сибири в
установлении диалога с различными возрастными группами зрителей, как стратегическая установка деятельности 57
2.1. Проблемный ряд организации творческой и культурно¬воспитательной деятельности театров юного зрителя в современных условиях 57
2.2. Анализ форм работы со зрительской аудиторией театров юного зрителя и позиционирования в информационном
пространстве 64
Заключение 85
Список использованных источников 89
Приложение A 97
Приложение Б 99
1. Социально- культурные аспекты создания и функционирования детских
театров в Российской Федерации 13
1.1. Жанровая структура детских театров, их функциональное
назначение и роль в формировании культурного пространства субъектов РФ в Сибири 13
1.2. История, традиции, закономерности процесса творческого
деятельности театров юного зрителя в Сибирском федеральном округе 23
2. Организационно- творческий процесс театров юного зрителя Сибири в
установлении диалога с различными возрастными группами зрителей, как стратегическая установка деятельности 57
2.1. Проблемный ряд организации творческой и культурно¬воспитательной деятельности театров юного зрителя в современных условиях 57
2.2. Анализ форм работы со зрительской аудиторией театров юного зрителя и позиционирования в информационном
пространстве 64
Заключение 85
Список использованных источников 89
Приложение A 97
Приложение Б 99
Рассмотрение проблем организационно-творческой деятельности детско-юношеских театров Российской Федерации в рамках теории культуры и историографии актуально в настоящее время по целому ряду обстоятельств, среди которых: социально-культурные изменения в обществе, смена ценностных ориентиров, проблема инкультурации юного поколения в современных реалиях, системно возникающие дискуссии о «вырождении» детского театра как социального института.
Без сомнения, и это доказано многолетней историей деятельности российских детских театров, что они играют важнейшую роль в формировании целостного потенциала личности. Театр, в самом широком смысле своего предмета, а детский театр в особенности, обладая многогранностью, включает в мир культуры основные её аспекты: эстетические, нравственные, социально-психологические, политические. Посредством этого ведущей функцией театра становится развитие свободной от шаблонов массовости, активной, созидательной личности, что делает необходимым анализ феномена детского театра.
Такое утверждение сформулировано многолетней деятельности уникальной системы детских театров, в которых идёт обращение театральных деятелей к ещё не состоявшейся личности, к формированию ценностей юного поколения, которое стоит перед выбором основополагающих факторах творческого, и педагогического процесса. Эмоции, впечатление, которое оставит после общения с искусством детского театра глубоко останутся в его формирующемся подсознании.
Вместе с тем, в контексте социально-культурных трансформаций в Российской Федерации последних лет, размытостью ценностных ориентиров, имущественной дифференциацией общества, негативное влияние оказывается на общее состояние культуры, в том числе и на роль детского театра в формировании целостных ориентаций.
В результате этого происходит коммерциализации деятельности отдельных направлений искусства, на которых оказывает влияние огромное количество нежелательных элементов.
Таким образом деятельность детских театров на территории страны, а в частности сибирского федерального округа, в современных условиях представляет огромный как практический, так и теоретический интерес.
Степень разработанности проблемы.
В настоящее время системного, целостного научного исследования о данном аспекте проблем отсутствует. Современное изучение проблем детского театра сводится, в основном, к уровню методических разработок, в наследовании исторического или искусствоведческого аспекта деятельности. Большинство научных публикаций рассматривают проблему российских детских театров в обращении либо с позиции театроведения, либо с педагогического знания.
Спектр научно-исследовательских работ по анализу детского театра можно условно разделить на три группы.
К первой относятся исследование теоретических проблем театра в целом и детского театра в частности, в контексте его нахождения в культурном пространстве определенного города, роли в процессе влияния на детское подсознание. В этом направлении значительное место занимают работы: В.Г. Афанасьева, М.М. Бахтина, Л.Н. Когана, Л.Н. Столовича, Н.О. Лосского, И.В. Гречаник, Л.А. Зеленова, Н.С. Злобина, Г.К.Журавлёва, Я.В. Ратнера, А.Я. Флиера, Н.А. Хренова.
Во второй группе исследования связаны с изучением роли детского театра в системе ценностного постижения культуры юными зрителями. В данном случае детский театр рассматривается, как специфический социальный институт культуры. Психолого-педагогическому аспекту деятельности российский детских театров посвящены труды: Ю.Н. Давыдова, И.С. Кона, О.Е.Коханая, В.М. Межуева, В.А. Асмуса,
Третью группу составляют научные материалы, в которой отражены практические наблюдения и размышления режиссеров, драматургов, актеров, критиков, искусствоведов, социологов о проблемах детского театра: Н.И. Сац, С.М. Бонди, Г.М.Паскар, А.А.Брянцев, С.М.Розанов, А. Арбузов, Р. Быков, А. Эфроса, С. Юрский.
К исследованию обозначенной проблемы привлекаются материалы конференций и «круглых столов» по теме исследования, а также эмпирический материал, полученный в ходе социологических исследований.
Источники. Основными источниками, которым уделяется сравнительно небольшое внимание при изучении данной темы, является исследования и декларации педагогов и деятелей детского театра.
Г. М. Паскар, Н.И. Сац, С.В. Розанов, С.М.Бонди, А.А. Брянцев все те, кто стояли у истоков создания детского театра, издавали, как печатные труды по взаимодействию зрителя и сцены, так и выступали на публичных собраниях, конференциях, где отстаивали свою точку зрения, высказывали мнения, приводили результаты, примененной на практике работы [35]. Помимо этого, деятели детского театра также разрабатывали свои программы, нацеленные на улучшение художественной ценности и содержания.
Не большую, но весьма интересную и эффективную группу источников составляют письменные воспоминания театральных деятелей. Наибольшее количество таких мемуаров написано Н.И. Сац [87]. С 1925 до 1970х годов, Наталья Ильинична проводит сравнительный анализ достижений и неудач детских театров даёт оценку деятельности театра в тот или иной исторический период.
Полезными источниками также выступают рецензии, критические статьи, аналитические работы, которые были представлены на различных дискуссиях, или изданы в общественно-политических сборниках, газетах. Примером такой деятельности могут послужить источники изданий, «Огонек»[71],«Комсомольская правда»[80], «Правда» [66], «Рабочая Москва»[67]), и специализированные театральные источники «Вестник театра»[86],«Жизнь искусства»[78], «Искусство»[23],«Красноярский рабочий»[55], «Рабочий и театр»[103],«Советский театр»[104], «Современная драматургия»[48], «Театр и драматургия»[59], «Театры Москвы»[98]), а также специальные призванные отражать культурные процессы в сфере детских и юношеских театров «Игра»[37], «Новый зритель»[38], «Педагогический театр»[82]).
Тексты статей играли очень важную роль, поскольку они фиксировали деятельность, которая только зарождалась, но уже влияла на социально-культурное сознание общества. Многие критические статьи резко меняли ситуацию за кулисами театра, так как актеры, режиссеры учитывали свои недостатки, брали во внимания рекомендации и таким образом улучшали качество своей работы. Кроме того, содержание письменных источников характеризовало детскую театральную культуру того или иного периода, как целостное, многоаспектное явление, влиявшее на социальную реальность жизни личности.
Целью настоящего исследования является изучение феномена детского театра в контексте его преобразовательной деятельности в культурном пространстве городов Сибири. Эти вопросы рассматриваются как с художественно-творческой позиции, так и с точки зрения организации деятельности детского театра. В соответствии с обозначенной целью задачами исследования стали:
- раскрытие исторической динамики становления и развития детского театра в культурно-историческом пространстве российского общества;
- изучение функционального назначения и роли детских театров в формировании культурного пространства субъектов Российской Федерации в Сибири;
- рассмотрение закономерности в процессе организационно-творческой деятельности детских театров на территории Сибирского федерального округа;
- определение проблемного ряда организации творческой и культурно-воспитательной деятельности детских театров на территории Сибирского Федерального округа;
- анализ форм работы со зрительской аудиторией детского театра в контексте рассмотрения театра как особого социального института культуры;
- анкетирование зрителей детских театров, функционирующих в Сибирском федеральном округе в контексте организационно-творческого процесса.
Объектом исследования является организационно-творческий процесс деятельности детских театров в контексте историографического и историко-научного процессов.
Предметом исследования выступают детские театра на территории Сибирского Федерального округа.
Методологическими основами исследования
Работа базируется на комплексном подходе к предмету исследования, в которых детский театр рассматривается как структура, в которой творческие и организационные аспекты находятся в неразрывном единстве. Основным методом исследования является системный анализ, что подразумевает междисциплинарное изучение поставленных вопросов. В процессе исследования применялись также методы, сравнительного и исторического анализа, сопоставление и обобщение, абстрагирования и конкретизации.
Гипотеза
Гипотезой данного исследования является утверждение, что профессиональные детские театры, рождённые в Сибири, в настоящий период их деятельности испытывают ряд проблем в организационно¬творческом процессе в установлении диалога с различными возрастными группами зрителей, как стратегической установки деятельности
Научная новизна исследования. Основные научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:
1. Исследованы и описаны основные этапы исторической динамики развития Сибирского детского театра с момента появления стационарных профессиональных детских театров как самостоятельного социального института культуры.
2. Установлена роль российских детских театров в формировании культурного пространства субъектов Российской Федерации в Сибири.
3.Определена и проанализирована репертуарная политика детских театров, находящихся на территории Сибирского федерального округа.
4. Проанализирован ряд проблем в репертуарной политике детских театров, находящихся на территории Сибирского федерального округа в контексте установления диалога с разновозрастной зрительской аудиторией.
5. Выявлен проблемный ряд в творческой деятельности детских театров на территории Сибири в настоящий период, в контексте организационно-творческого процесса по установлению диалога со зрителем.
6. Привлекая метод анкетирования, проведен анализ и получены первичные эмпирические сведения в детских театрах, расположенных на территории Сибирского федерального округа, в контексте проблем по установлению диалога между зрителем и театром.
Теоретическая значимость. В работе рассмотрена историческая динамика развития детских театров на территории Сибирского федерального округа, определён проблемный ряд в организационно-творческой деятельности театров как элемента культурной среды и феномена, способного комплексно воздействовать на мотивационно-поведенческий потенциал личности. Автором проанализированы формы работы со зрительской аудиторией в детских театрах, а также проведён социологический опрос, для наиболее отчётливого понимания существующих проблем.
Практическая значимость работы определяется тем, что её положения и выводы могут быть использованы при разработке основных направлений деятельности в детском театре, в организации учебно¬педагогической деятельности, а также использованы при организации внеклассной работы в общеобразовательных организациях.
Апробация
Результаты исследования будут докладываться на государственной итоговой аттестации в 2018 году в Сибирском федеральном университете, гуманитарного института, кафедра культурология.
Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования и раскрытия темы. Она включает введение, две главы, четыре параграфов, заключение, список использованных источников, приложение А и приложение Б.
Без сомнения, и это доказано многолетней историей деятельности российских детских театров, что они играют важнейшую роль в формировании целостного потенциала личности. Театр, в самом широком смысле своего предмета, а детский театр в особенности, обладая многогранностью, включает в мир культуры основные её аспекты: эстетические, нравственные, социально-психологические, политические. Посредством этого ведущей функцией театра становится развитие свободной от шаблонов массовости, активной, созидательной личности, что делает необходимым анализ феномена детского театра.
Такое утверждение сформулировано многолетней деятельности уникальной системы детских театров, в которых идёт обращение театральных деятелей к ещё не состоявшейся личности, к формированию ценностей юного поколения, которое стоит перед выбором основополагающих факторах творческого, и педагогического процесса. Эмоции, впечатление, которое оставит после общения с искусством детского театра глубоко останутся в его формирующемся подсознании.
Вместе с тем, в контексте социально-культурных трансформаций в Российской Федерации последних лет, размытостью ценностных ориентиров, имущественной дифференциацией общества, негативное влияние оказывается на общее состояние культуры, в том числе и на роль детского театра в формировании целостных ориентаций.
В результате этого происходит коммерциализации деятельности отдельных направлений искусства, на которых оказывает влияние огромное количество нежелательных элементов.
Таким образом деятельность детских театров на территории страны, а в частности сибирского федерального округа, в современных условиях представляет огромный как практический, так и теоретический интерес.
Степень разработанности проблемы.
В настоящее время системного, целостного научного исследования о данном аспекте проблем отсутствует. Современное изучение проблем детского театра сводится, в основном, к уровню методических разработок, в наследовании исторического или искусствоведческого аспекта деятельности. Большинство научных публикаций рассматривают проблему российских детских театров в обращении либо с позиции театроведения, либо с педагогического знания.
Спектр научно-исследовательских работ по анализу детского театра можно условно разделить на три группы.
К первой относятся исследование теоретических проблем театра в целом и детского театра в частности, в контексте его нахождения в культурном пространстве определенного города, роли в процессе влияния на детское подсознание. В этом направлении значительное место занимают работы: В.Г. Афанасьева, М.М. Бахтина, Л.Н. Когана, Л.Н. Столовича, Н.О. Лосского, И.В. Гречаник, Л.А. Зеленова, Н.С. Злобина, Г.К.Журавлёва, Я.В. Ратнера, А.Я. Флиера, Н.А. Хренова.
Во второй группе исследования связаны с изучением роли детского театра в системе ценностного постижения культуры юными зрителями. В данном случае детский театр рассматривается, как специфический социальный институт культуры. Психолого-педагогическому аспекту деятельности российский детских театров посвящены труды: Ю.Н. Давыдова, И.С. Кона, О.Е.Коханая, В.М. Межуева, В.А. Асмуса,
Третью группу составляют научные материалы, в которой отражены практические наблюдения и размышления режиссеров, драматургов, актеров, критиков, искусствоведов, социологов о проблемах детского театра: Н.И. Сац, С.М. Бонди, Г.М.Паскар, А.А.Брянцев, С.М.Розанов, А. Арбузов, Р. Быков, А. Эфроса, С. Юрский.
К исследованию обозначенной проблемы привлекаются материалы конференций и «круглых столов» по теме исследования, а также эмпирический материал, полученный в ходе социологических исследований.
Источники. Основными источниками, которым уделяется сравнительно небольшое внимание при изучении данной темы, является исследования и декларации педагогов и деятелей детского театра.
Г. М. Паскар, Н.И. Сац, С.В. Розанов, С.М.Бонди, А.А. Брянцев все те, кто стояли у истоков создания детского театра, издавали, как печатные труды по взаимодействию зрителя и сцены, так и выступали на публичных собраниях, конференциях, где отстаивали свою точку зрения, высказывали мнения, приводили результаты, примененной на практике работы [35]. Помимо этого, деятели детского театра также разрабатывали свои программы, нацеленные на улучшение художественной ценности и содержания.
Не большую, но весьма интересную и эффективную группу источников составляют письменные воспоминания театральных деятелей. Наибольшее количество таких мемуаров написано Н.И. Сац [87]. С 1925 до 1970х годов, Наталья Ильинична проводит сравнительный анализ достижений и неудач детских театров даёт оценку деятельности театра в тот или иной исторический период.
Полезными источниками также выступают рецензии, критические статьи, аналитические работы, которые были представлены на различных дискуссиях, или изданы в общественно-политических сборниках, газетах. Примером такой деятельности могут послужить источники изданий, «Огонек»[71],«Комсомольская правда»[80], «Правда» [66], «Рабочая Москва»[67]), и специализированные театральные источники «Вестник театра»[86],«Жизнь искусства»[78], «Искусство»[23],«Красноярский рабочий»[55], «Рабочий и театр»[103],«Советский театр»[104], «Современная драматургия»[48], «Театр и драматургия»[59], «Театры Москвы»[98]), а также специальные призванные отражать культурные процессы в сфере детских и юношеских театров «Игра»[37], «Новый зритель»[38], «Педагогический театр»[82]).
Тексты статей играли очень важную роль, поскольку они фиксировали деятельность, которая только зарождалась, но уже влияла на социально-культурное сознание общества. Многие критические статьи резко меняли ситуацию за кулисами театра, так как актеры, режиссеры учитывали свои недостатки, брали во внимания рекомендации и таким образом улучшали качество своей работы. Кроме того, содержание письменных источников характеризовало детскую театральную культуру того или иного периода, как целостное, многоаспектное явление, влиявшее на социальную реальность жизни личности.
Целью настоящего исследования является изучение феномена детского театра в контексте его преобразовательной деятельности в культурном пространстве городов Сибири. Эти вопросы рассматриваются как с художественно-творческой позиции, так и с точки зрения организации деятельности детского театра. В соответствии с обозначенной целью задачами исследования стали:
- раскрытие исторической динамики становления и развития детского театра в культурно-историческом пространстве российского общества;
- изучение функционального назначения и роли детских театров в формировании культурного пространства субъектов Российской Федерации в Сибири;
- рассмотрение закономерности в процессе организационно-творческой деятельности детских театров на территории Сибирского федерального округа;
- определение проблемного ряда организации творческой и культурно-воспитательной деятельности детских театров на территории Сибирского Федерального округа;
- анализ форм работы со зрительской аудиторией детского театра в контексте рассмотрения театра как особого социального института культуры;
- анкетирование зрителей детских театров, функционирующих в Сибирском федеральном округе в контексте организационно-творческого процесса.
Объектом исследования является организационно-творческий процесс деятельности детских театров в контексте историографического и историко-научного процессов.
Предметом исследования выступают детские театра на территории Сибирского Федерального округа.
Методологическими основами исследования
Работа базируется на комплексном подходе к предмету исследования, в которых детский театр рассматривается как структура, в которой творческие и организационные аспекты находятся в неразрывном единстве. Основным методом исследования является системный анализ, что подразумевает междисциплинарное изучение поставленных вопросов. В процессе исследования применялись также методы, сравнительного и исторического анализа, сопоставление и обобщение, абстрагирования и конкретизации.
Гипотеза
Гипотезой данного исследования является утверждение, что профессиональные детские театры, рождённые в Сибири, в настоящий период их деятельности испытывают ряд проблем в организационно¬творческом процессе в установлении диалога с различными возрастными группами зрителей, как стратегической установки деятельности
Научная новизна исследования. Основные научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:
1. Исследованы и описаны основные этапы исторической динамики развития Сибирского детского театра с момента появления стационарных профессиональных детских театров как самостоятельного социального института культуры.
2. Установлена роль российских детских театров в формировании культурного пространства субъектов Российской Федерации в Сибири.
3.Определена и проанализирована репертуарная политика детских театров, находящихся на территории Сибирского федерального округа.
4. Проанализирован ряд проблем в репертуарной политике детских театров, находящихся на территории Сибирского федерального округа в контексте установления диалога с разновозрастной зрительской аудиторией.
5. Выявлен проблемный ряд в творческой деятельности детских театров на территории Сибири в настоящий период, в контексте организационно-творческого процесса по установлению диалога со зрителем.
6. Привлекая метод анкетирования, проведен анализ и получены первичные эмпирические сведения в детских театрах, расположенных на территории Сибирского федерального округа, в контексте проблем по установлению диалога между зрителем и театром.
Теоретическая значимость. В работе рассмотрена историческая динамика развития детских театров на территории Сибирского федерального округа, определён проблемный ряд в организационно-творческой деятельности театров как элемента культурной среды и феномена, способного комплексно воздействовать на мотивационно-поведенческий потенциал личности. Автором проанализированы формы работы со зрительской аудиторией в детских театрах, а также проведён социологический опрос, для наиболее отчётливого понимания существующих проблем.
Практическая значимость работы определяется тем, что её положения и выводы могут быть использованы при разработке основных направлений деятельности в детском театре, в организации учебно¬педагогической деятельности, а также использованы при организации внеклассной работы в общеобразовательных организациях.
Апробация
Результаты исследования будут докладываться на государственной итоговой аттестации в 2018 году в Сибирском федеральном университете, гуманитарного института, кафедра культурология.
Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования и раскрытия темы. Она включает введение, две главы, четыре параграфов, заключение, список использованных источников, приложение А и приложение Б.
Основной целью настоящего исследования являлось изучение феномена детского театра в контексте его преобразовательной деятельности в культурном пространстве городов Сибири. В рамках работы была раскрыта историческая динамики становления и развития детского театра в культурно-историческом пространстве российского общества, изучены функциональные назначения и роли детских театров в формировании культурного пространства субъектов Российской Федерации в Сибири, рассмотрены закономерности в процессе организационно-творческой деятельности детских театров на территории Сибирского федерального округа, определен проблемный ряд организации творческой и культурно-воспитательной деятельности детских театров на территории Сибирского федерального округа, проведён анализ форм работы со зрительской аудиторией детского театра в контексте рассмотрения театра как особого социального института культуры, проведено анкетирование зрителей детских театров, функционирующих в Сибирском федеральном округе в контексте организационно-творческого процесса.
В первой главе работы была рассмотрена история, жанровая структура, функциональное назначение детских театров, их роль в формировании культурного пространства субъектов РФ в Сибири. Было выявлено, что формирующаяся на начальном этапе система под названием «детские театры» являлась совершенно уникальным и единственным в своём роде явлением. Развивая основную культурно-воспитательную функцию детских театров, основоположники детского театра определили уникальную модель его деятельности, которая на протяжении века сохранялась и приумножалась новыми деталями, для более совершенного функционирования детского театра. Данная системы и модель были распространены на территории всей страны.
Выявлено, что основополагающую роль в формировании детских театров на территории Сибири сыграли главные детские театры, созданные в Санкт-Петербурге, в виде непосредственного влияния как конкретных личностей на деятельность Сибирских детских театров, так и преемствования уникальных методологий, в основе которых заложены важнейшие организационно-творческие принципы.
Также в главе рассмотрены история, традиции, закономерности процесса творческого деятельности театров юного зрителя в Сибирском федеральном округе. Было выявлено, что театральное искусство детского театра на территории Сибири во время своего развития и становления было качественным и соответствовало изначальным целям и стандартам, которые были утверждены основоположниками детского театра. Диалог с различными возрастными группами зрителей полностью выстраивался по чётко разработанным методикам. Не смотря на социальные, экономические потрясения, давление идеологии, происходившие в период их активного развития детский театр, смог не только сохранить свою уникальность, но и успешно её развить.
Определено, что театр, как один из видов искусства меняется в историческом пространстве, отражая в своей деятельности конкретную эпоху. В то же время, детский театр являлся институтом, формирующим сознание общества. Развитие детского театра на территории Сибири, способствовало определению театра как особого социального института культуры.
Во второй главе был определён проблемный ряд организации творческой и культурно-воспитательной деятельности театров юного зрителя в современных условиях. Было определено, что в современных условиях, в деятельности театра существует довольно обширный спектр проблем, связанных с организационно-творческим процессом детских театров Сибири в установлении диалога с различными возрастными группами зрителей.
Проблемный ряд связан с деструктивными тенденциями в формах работы со зрительской аудиторией, детских театров своих городов, в том числе инертности и результативной помощи властных структур, которые проявляют незаинтересованность в их развитии. Наблюдается отсутствие в преемственности уникальных методологий, развитых основоположниками детских театров в прошлом веке, которые доказали свою функциональность на протяжении длительного промежутка времени.
В главе были полностью проанализированы формы работы со зрительской аудиторией детских театров, находящихся на территории Сибирского федерального округа, и проведён один из вербально-коммуникативных методов, который предполагает сбор и получение первичных эмпирических сведений от респондента, используя специально оформленный список вопросов, а именно анкетирование. Рассмотрев основные формы работы детских театров со зрительской аудиторией можно выявить определённые тенденции. Детские театры на современном этапе развития уделяют крайне мало внимания развитию данного направления. Количество и качество форм работы со зрителем весьма слабо. Частичный переход театра на самоокупаемость существенно подрывает их деятельность.
Результаты анкетирования лишний раз подтвердили существующий ряд проблем на базе детских театров Сибири, где довольно обширное число респондентов разных возрастов совершенно не владеют информацией о существующих формах практики, выбор спектаклей обусловлен веяниям массовой культуры, а также сугубо возрастного ценза. Следствием этого является усугубление проблемы в установлении диалога театра с разновозрастной зрительской аудиторией и, как правило, ухудшением выполнения театра своей основной, культурно-воспитательной функции.
Подводя итог, следует сказать, что решение проблем, существующих на современном этапе развития детских театров Сибири требует к себе довольно пристального внимания, как со стороны общественности, и директивных органов государственной власти. Роль театра в современном обществе остаётся знаковым и воспитательно-ориентированным на разновозрастные группы зрителей. В связи с этим, детские театры должны квалифицировать свою репертуарную политику на возрастные категории наиболее продуктивно, осуществлять внедрение новых форм работы с разновозрастной зрительской аудиторией, увеличить количество и качество проводимых форм на базе детских театров. Детские театры должны стать общедоступными в своей ценовой политике.
В первой главе работы была рассмотрена история, жанровая структура, функциональное назначение детских театров, их роль в формировании культурного пространства субъектов РФ в Сибири. Было выявлено, что формирующаяся на начальном этапе система под названием «детские театры» являлась совершенно уникальным и единственным в своём роде явлением. Развивая основную культурно-воспитательную функцию детских театров, основоположники детского театра определили уникальную модель его деятельности, которая на протяжении века сохранялась и приумножалась новыми деталями, для более совершенного функционирования детского театра. Данная системы и модель были распространены на территории всей страны.
Выявлено, что основополагающую роль в формировании детских театров на территории Сибири сыграли главные детские театры, созданные в Санкт-Петербурге, в виде непосредственного влияния как конкретных личностей на деятельность Сибирских детских театров, так и преемствования уникальных методологий, в основе которых заложены важнейшие организационно-творческие принципы.
Также в главе рассмотрены история, традиции, закономерности процесса творческого деятельности театров юного зрителя в Сибирском федеральном округе. Было выявлено, что театральное искусство детского театра на территории Сибири во время своего развития и становления было качественным и соответствовало изначальным целям и стандартам, которые были утверждены основоположниками детского театра. Диалог с различными возрастными группами зрителей полностью выстраивался по чётко разработанным методикам. Не смотря на социальные, экономические потрясения, давление идеологии, происходившие в период их активного развития детский театр, смог не только сохранить свою уникальность, но и успешно её развить.
Определено, что театр, как один из видов искусства меняется в историческом пространстве, отражая в своей деятельности конкретную эпоху. В то же время, детский театр являлся институтом, формирующим сознание общества. Развитие детского театра на территории Сибири, способствовало определению театра как особого социального института культуры.
Во второй главе был определён проблемный ряд организации творческой и культурно-воспитательной деятельности театров юного зрителя в современных условиях. Было определено, что в современных условиях, в деятельности театра существует довольно обширный спектр проблем, связанных с организационно-творческим процессом детских театров Сибири в установлении диалога с различными возрастными группами зрителей.
Проблемный ряд связан с деструктивными тенденциями в формах работы со зрительской аудиторией, детских театров своих городов, в том числе инертности и результативной помощи властных структур, которые проявляют незаинтересованность в их развитии. Наблюдается отсутствие в преемственности уникальных методологий, развитых основоположниками детских театров в прошлом веке, которые доказали свою функциональность на протяжении длительного промежутка времени.
В главе были полностью проанализированы формы работы со зрительской аудиторией детских театров, находящихся на территории Сибирского федерального округа, и проведён один из вербально-коммуникативных методов, который предполагает сбор и получение первичных эмпирических сведений от респондента, используя специально оформленный список вопросов, а именно анкетирование. Рассмотрев основные формы работы детских театров со зрительской аудиторией можно выявить определённые тенденции. Детские театры на современном этапе развития уделяют крайне мало внимания развитию данного направления. Количество и качество форм работы со зрителем весьма слабо. Частичный переход театра на самоокупаемость существенно подрывает их деятельность.
Результаты анкетирования лишний раз подтвердили существующий ряд проблем на базе детских театров Сибири, где довольно обширное число респондентов разных возрастов совершенно не владеют информацией о существующих формах практики, выбор спектаклей обусловлен веяниям массовой культуры, а также сугубо возрастного ценза. Следствием этого является усугубление проблемы в установлении диалога театра с разновозрастной зрительской аудиторией и, как правило, ухудшением выполнения театра своей основной, культурно-воспитательной функции.
Подводя итог, следует сказать, что решение проблем, существующих на современном этапе развития детских театров Сибири требует к себе довольно пристального внимания, как со стороны общественности, и директивных органов государственной власти. Роль театра в современном обществе остаётся знаковым и воспитательно-ориентированным на разновозрастные группы зрителей. В связи с этим, детские театры должны квалифицировать свою репертуарную политику на возрастные категории наиболее продуктивно, осуществлять внедрение новых форм работы с разновозрастной зрительской аудиторией, увеличить количество и качество проводимых форм на базе детских театров. Детские театры должны стать общедоступными в своей ценовой политике.



