Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Клуб «В гостях у Буратино» как форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Работа №20950

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
587
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические предпосылки проблемы взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи 6
1.1 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи 13
1.3 Изучение уровня организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи 24
2. Результаты опытно-экспериментальной работы по разработке и организации клуба «В гостях у Буратино» для молодых родителей в МКДОУ детский сад "Буратино" 30
2.1 Разработка программы клуба "В гостях у Буратино" для молодых Родителей 30
2.2 Организация клуба "В гостях у Буратино" для молодых родителей
в МКДОУ детский сад "Буратино" 33
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 51
Список использованных источников
Приложения А-И


Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, выражающийся в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям, отсутствии у молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание детей. Противоречивость представлений о целях и задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно влияет на развитие детей.[46]
В настоящее время большое внимание педагогов и руководителей дошкольных учреждений уделяется работе с семьей. Происходящие преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности требуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ).
Сегодня в нашей стране существует ряд нормативных документов (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. "Концепция дошкольного воспитания" (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1) и другие), которые ориентируют педагогов ДОУ на взаимодействие с родителями.[32,36,38,47]
Из основных принципов, закрепленных в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», являются принципы: сотрудничество образовательных организаций с семьей и принцип который закрепляет личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников дошкольной организации) и детей; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Данный стандарт направлен на решение задач, в том числе связанных с обеспечением психолого-педагогической поддержки семьи и повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития [36].
Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
- Повышение компетентности родителей.
- Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.
- Участие родителей в образовательной деятельности ДОУ.
Родители должны участвовать в организации педагогического процесса дошкольников, в создании условий для помощи и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. В связи с этим, встает вопрос, каким образом ДОУ привлечь родителей дошкольников к сотрудничеству, организовать взаимодействие, предполагающее активное включение родителей в педагогический процесс, способствующее повышению их педагогической компетентности.
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия ДОУ и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, дошкольное учреждение в своей работе должно служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Сегодня перед большинством дошкольных учреждений стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании ДОУ должно быть нацелено на оказание педагогической помощи семье на основе сотрудничества и взаимопомощи в разработке и осуществлении целостной системы воспитания, которая позволит добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка.
Проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи рассматривалась в трудах В.А. Андриеш, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Зверева, Т.А. Макаровой, О.Н. Урбанской и других. По мнению авторов, дошкольное учреждение только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с ДОУ.
Несмотря на определенную разработанность проблемы взаимоотношений дошкольного учреждения и семьи, в современных условиях развития общества для ДОУ остается актуальным вопрос поиска оптимальных форм взаимодействия.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-экспериментальным путем результативность программы клуба «В гостях у Буратино» для молодых родителей, направленного на развитие взаимодействия ДОУ и семьи.
Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет исследования: родительский клуб как форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Гипотеза: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи будет более результативным, если разработать и реализовать программу клуба «В гостях у Буратино», предполагающую:
- проведение педагогами ДОУ комплексного анализа потребностей и запросов семьи;
- совместное планирование педагогами и родителями работы клуба, направленное на повышение уровня их заинтересованности в деятельности ДОУ;
- организацию сотрудничества педагогов и родителей в ходе подготовки и проведения встреч клуба.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации взаимодействия ДОУ и семьи.
2. Изучить формы взаимодействия ДОУ и семьи.
3. Выявить уровень организации взаимодействия ДОУ и семьи.
4. Теоретически обосновать, разработать программу клуба «В гостях у Буратино» для молодых родителей, направленного на развитие взаимодействия ДОУ и семьи.
5. Проверить опытно-экспериментальным путем результативность разработанной программы клуба «В гостях у Буратино» для молодых родителей.
В процессе исследования и решении поставленных задач использовался ряд методов: теоретические - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта работы учреждений системы дошкольного образования по вопросам взаимодействия с семьей; эмпирические - наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования - МКДОУ детский сад «Буратино» с. Чунояр.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе осуществлен теоретический анализ проблемы взаимодействия и сотрудничества в свете новой философии взаимодействия ДОУ и семьи. Уточняется смысл таких понятий, как «взаимодействие» и «сотрудничество»; психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Рассмотрев современные формы и виды взаимодействия ДОУ с семьей, целью которых является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Определив, что родительский клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Изучив уровень организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, провели опытно-экспериментальное исследование, в котором теоретически обосновали, а затем и разработали программу клуба "В гостях у Буратино".
В теоретической части исследования, в условиях введения «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи понимается как установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
Но не все родители осознают важность взаимодействия с ДОУ в воспитании и развитии детей. Отсюда возникает проблема - как изменить отношение родителей к тому, чтобы они осознали, что дошкольное учреждение в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Это и позволило нам провести практическую часть исследования, которая была направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.
Был создан родительский клуб, разработан тематический план его работы, с учетом потребности и запросов семьи. При организации встреч в клубе применялись как традиционные так и нетрадиционные формы организации взаимодействия педагогов, родителей и детей: собрание, круглый стол, семинар- практикум, мастер-класс, тренинг, «Мастерская общения с родителями», спортивный досуг, конкурс. Проводились индивидуальные консультации специалистами по запросам родителей. Использовали информационные уголки, папки - передвижки, буклеты, памятки, осуществлялся выпуск газеты «Золотой ключик».
В ходе данной работы в течение полугода уже были получены положительные результаты, таким образом, организация взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в форме «Родительского клуба» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитании и развитии детей и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, способствует успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада.
Данный опыт может быть применен в других дошкольных общеобразовательных учреждениях.



1. Авдеева, С.М. Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. С. М. Авдеевой, И. И. Комаровой, Т. С. Комаровой, С. С. Славина. — М.: АСИ, 2014. — С.210.
2. Андриеш, В.А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи./ Андриеш В. А., Бубнова С. Ю., Зайцева И. А. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2010 г. - С.112 .
3. Е.П. Арнаутова. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова.- М., Владос, 2008. - С. 20.
4. Бабынина, Т. Ф. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта / Т. Ф. Бабынина, И. З. Хабибулина, Н. И. Харисова. - М.: Казань: Изд-во МОиН РТ. - 2009. - С. 192.
5. Виноградова, Н.А. Детский сад и семья / Н.А. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик. - 20-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - С. 207.
6. Виноградова, Н.А. Этапы взаимодействия и модели сотрудничества / Н.А. Виноградова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.- М.: МГПИ, 2008.- С. 43-47.
7. Газизова, Ф.С. Взаимодействие семьи и педагогов в дошкольных учреждениях: исследовательский аспект // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник материалов. Всероссийской научно - практической конференции (заочной) / Ф.С. Газизова, Г.Б. Минигулова. - М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. - С. 475.
8. Грузова, М.Ю. Семейные развлечения . / М.Ю . Грузова - ООО Издательство «Доброе слово», 2011. - С.79.
9. Давыдова, В.В.Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т 1 / под ред. В.В. Давыдова.- М.: научное издательство большая Российская энциклопедия, 1993. 607,[1] С. : ил.
10. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - С.190
11. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С.87-89.
12. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова.- М.: «Сфера», 2002.- С. 114.
13. Дуброва, В.П. Теоретико - методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи / В.П. Дуброва.- Минск, 1997. - С.74.
14. Дуброва, В.П. Работа педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей: методич. рекомендации / В.П. Дубова, А.А. Петрикевич.- Минск: МГПИ, 1988. - С.57.
15. Есиркепов, Ж. М., Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе [Текст] / Ж. М. Есиркепов, Ж. А Егизбаев // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 60-62.
16. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - С. 160.
17. Зайцева, Н. В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации/ Н. В. Зайцева // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 767-769.
18. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова.- М.: Творческий центр «Сфера», 2010.- С. 80.
19. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова.- М.: Айрис-пресс, 2009. - С.127
20. Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников : монография / О. Л. Зверева ; ГОУ ВПО "Моск. пед. гос. ун-т". - М.: НИИ шк. технологий, 2011. - С.81.
21. Картаполова, О.В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьёй / О.В. Картаполова // Дошкольная педагогика : журнал. — 2012 .— №7 .—С.58-60.
22. Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой./ Т.К.Ким - М.: Прометей, 2013. - С.166.
23. Коломийченко, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко.- Добрянка, 2005. -С.59.
24. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1) [Электронный ресурс].- URL:http://lawru.info/dok/1989/06/16/n1179003.htm
25. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.232.
26. Леонтьева, А. Родители являются первыми педагогами своих детей. [Текст]/Леонтьева А., Лушпарь Т. // Дошкольное воспитание. 2011. N 8. — С.57 - 59.
27. Логинова, Е. В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка [Текст]/ Логинова Е. В., Шиврина Е. В., Александрова И. А. // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 79-84.
28. Лушпарь, Т. Родители для своих детей. [Текст]/под ред.
Леонтьевой А. // Дошкольное воспитание. 2012. N 8.
29. Маханева М.Д. Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей // Управление ДОУ. - 2016. - №7. - С.86
30. Майер, А.А. Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО / А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева // Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2014. - №5. - С.31
31. Майер, А.А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании / А.А. Майер, С.Я. Ромашина, М.Е. Карпова // Дошкольник : журнал. — 2012 .— №8 .— С. 23-31.
32. Майер, А.А. 555 идей для вовлечение родителей в жизнь детского сада./ Майер А.А, Давыдова О.И, Воронина Н.В. - М.:ТЦ Сфера, 2011. - С.128.
33. Минина, А. В. Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной программы дошкольных учреждений Берлина / А. В. Минина // Справочник старшего воспитателя. - 2013. - № 2. - С.17-19.
34. Микеляева Н.В. Педагогическое взаимодействие в детском саду / Под ред. Н. В. Микеляевой.-М.: ТЦ Сфера, 2013. - С.128.
35. Никитина, Т. О. Практикум для родителей «Семья и семейные отношения» / Т. О. Никитина, Т. О. Евсеева // Воспитатель ДОО. - 2013. - № 8. - С. 21 - 25.
36. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - С.304.
37. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьёй / Л.Е. Осипова. Изд. «Скрипторий 2003» 2011г. 72 с. Серия: Пособие для педагогов ДОУ.
38. Останина, Е.Н. Система работы ДОУ в рамках сотрудничества с семьями воспитанников /Е.Н. Останина // Дошкольная педагогика. - 2014. - №7. - С.62.
39. Останина Е.Н. Система работы ДОУ в рамках сотрудничества с семьями воспитанников /Е.Н. Останина // Дошкольная педагогика. - 2014. - №7. - С.62
40. Попова, Л.Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». / Попова Л. Н., Гонтаревская М. Н., Киселева М. О. Практические материалы, М. ТЦ Сфера, 2012г. - С128. Серия: Библиотека журнала "Управление ДОУ"
41. Прищепа, С.С. Партнерство дошкольной организации и семьи / Под. Ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян - М.: Мозаика - синтез, 2016. - С.96.
42. Рунова, М.А. Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО / М.А. Рунова, И.Ю. Гронец, С.Н. Чуксина и др. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 12. - С. 35.
43. Рыбак, Е. В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Е. В. Рыбак //Детский сад: теория и практика.2013. № 10. — С.16-22.
44. Сертакова, Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. / Н. М. Сертакова - Волгоград: Учитель, 2015. - С.203.
45. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О. В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - С.77.
46. Струмилин, С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ / С.Г. Струмилин // Новый мир.-1960.- N 7.- С.208.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 179 г. Москва // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С.2-9.
48. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс].- Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
49. Цветкова, Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями: сб.материалов / сост. Т.В.Цветкова. - М.: Сфера, 2013. - С. 127.
50. Шитова Е.В.. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет" / — Е.В.Шитова. Волгоград. Изд. «Учитель" 2012 — С.169.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ