РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Методические аспекты стратегического управления интеллектуальной собственностью 9
1.1 Исследование сущности понятия «интеллектуальная собственность» ... 9
1.2 Основные этапы и формы коммерциализации объектов
интеллектуальной собственности 19
1.3 Подходы к стратегическому управлению интеллектуальной
собственностью организации 28
2 Исследование стратегий управления интеллектуальной собственностью .. 37
2.1 Стратегии для компаний, владеющих интеллектуальной собственностью 37
2.2 Стратегии для компаний, не владеющих интеллектуальной
собственностью 53
2.3 Стратегическое управление интеллектуальной собственностью через
взаимодействие функциональных силосов 61
На современном этапе развития всемирного хозяйства ведущие компании мира выбрали принципиально новый подход к вопросам экономического роста, основанный на активизации получения, использования и передачи знаний. Результаты интеллектуальной деятельности, знания, опыт и особенно новейшие технологии представляют собой интеллектуальный запас любого предприятия и являются одним из главных ресурсов его развития. Недаром интересы ведущих стран мира лежат в области ускоренного роста знаний. По мере продвижения экономики к более наукоемкой модели развития результаты интеллектуального труда становятся одним из основных активов не только отдельных предприятий, но и государства в целом, а обмен этими результатами превратился в настоящее время в самостоятельную сферу Международных экономических отношений.
Одним из условий интеграции российских предприятий в новую экономическую систему является создание механизма эффективного использования имеющихся у них интеллектуальных ресурсов, особенно тех, что обрели права интеллектуальной собственности. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования стратегии управления интеллектуальными активами предприятия, которая является составной частью общей стратегии развития бизнеса.
Такая ситуация связана со спецификой отношений собственности в интеллектуальном производстве, основой которого являются знания.
Если раньше предприниматели опасались, конкуренции в сфере производства и сбыта, то в настоящее время их беспокоит овладение конкурентами их правами на важнейшие технологии и фундаментальные концепции, обеспечивающие им ведущие позиции в бизнесе.
Успех компаний в использовании такого конкурентного преимущества как интеллектуальный капитал во многом зависит от менеджмента, который должен быть достаточно опытным и динамичным.
Таким образом, успешное устойчивое развитие компании может быть обеспечено только при использовании результатов
непрерывного стратегического управления. При этом наивысший приоритет для формирования конкурентной стратегии компании имеет принцип системности.
Стратегическое управление объектами интеллектуальной собственности в современных условиях формирования рынка интеллектуальной собственности - это не только эффективный инструмент в конкурентной борьбе, но и показатель прочности рыночных позиций как отдельных компаний, так и стран.
Однако в стратегии инновационного развития российских предприятий, как правило, игнорируется использование интеллектуальной собственности в качестве главного ресурса для производства конкурентоспособной продукции и перевооружения производства. По этой причине многие предприятия не используют полностью свой имеющийся научный потенциал и конкретные законченные разработки, защищенные патентами на изобретения.
Современная система использования интеллектуальной собственности ориентирована в основном на ее оценку, учет, постановку на баланс предприятия в качестве нематериальных активов. Системный подход к использованию интеллектуальной собственности для производства конкурентоспособной продукции отсутствует.
Причиной этому является отсутствие на российских предприятиях стратегического управления, позволяющего разработчикам, юристам и руководителям фирмы лучше управлять активами ИС.
Разработав новые продукты или услуги, как правило, компании стремятся получить на них патентные или авторские права, стремясь закрыть рынки конкурирующим фирмам и повысить цены. Такой подход не всегда может оказаться наилучшим, существуют и другие варианты управления ИС, которые могут быть для организации более выгодны и привлекательны.
Кроме того, в компаниях отсутствует комплексный подход к управлению ИС, который имеет широкие перспективы и интегрирован со стратегией фирмы.
Таким образом, сложилось явное противоречие, порожденное разрывом между острой потребностью общественной практики в использовании механизмов стратегического управления в сфере интеллектуальной собственности, с одной стороны, и отсутствием их адекватного научного описания, с другой стороны.
Целью данного исследования является выявление, анализ и систематизация различных стратегий управления интеллектуальной собственностью организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность понятия «интеллектуальная собственность»;
- исследовать всевозможные стратегии управления ИС;
- систематизировать стратегии управления ИС;
- разработать модель стратегического управления ИС;
В качестве объекта исследования рассматриваются экономические системы в виде предприятий и организаций разного масштаба, уровней, сфер деятельности и форм собственности.
Предметом исследования являются управленческие отношения между функциональными структурами компании, возникающие в процессе управления объектами интеллектуальной собственности на предприятиях.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются: системный и организационный подход к анализу предметной области исследования, научное представление об управлении объектами интеллектуальной собственности как целостной, динамичной, дифференцированной системе действий, отношений и процессов.
Научные приемы и методы: статистический, информационный, структурный и функциональный анализ, метод экспертных оценок, графический анализ и тренды.
В качестве теоретико-методологических источников использованы труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, права и управления объектами интеллектуальной собственности.
Исследованию управления интеллектуальной собственностью посвящены труды А.А. Абрамяна, Г.Г. Азгальдова, В.И. Алексеева, Р.В. Асанова, Ю.А. Варфоломеевой, В.А. Васина, М.С. Дашяна, Е. А. Монастырного, Я. Н. Грик, С.В. Иванова, В.Е. Китайского, О.Н. Колпаковой, Б.Б. Леонтьева, О.Н. Мельникова, В.И. Мухопада, Д.Б. Шульгина, А.П. Якимахо, А. В. Гридчиной, Л. Н. Добрышиной и многих других ученых.
Среди российских авторов, занимающихся вопросами инновационного менеджмента и управления объектами интеллектуальной собственности можно выделить Гунина В.Н., Зинова В.Г., Козырева А.Н., Леонтьева Б.Б., Лынника Н.В., Мухопада В.И., Устинову Л.Н., Фатькину Л.П., Федотову М.А., Шубину А.В., Шульгина Д.Б. Среди зарубежных - Шумпетера Й., Шпильман Л., Янсена Ф. Р. и др.
Научная значимость магистерской диссертации заключается в выявлении и систематизации различных стратегий управления интеллектуальной собственностью предприятий и разработке модели стратегического управления ИС.
Практическая значимость состоит в возможности применения предложенной модели стратегического управления ИС предприятиями российской экономики. Результаты работы могут быть востребованы собственниками и руководителями различных компаний для совершенствования системы управления ИС.