ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1 Теоретическая часть 9
1 Управление рисками 9
1.1 Понятие риска, управления риском и риск-менеджмента 10
2 Формирование системы менеджмента риска компании 12
3 Управление рисками в системе здравоохранения 17
3.1 Управление качеством медицинских услуг 17
3.2 Понятие риска и его элементов в области здравоохранения ... 18
4 Особенности формирования системы управления рисками в
здравоохранении 20
4.1 Этапы процесса управления рисками в медицинском
учреждении 23
Г лава 2 Методическая часть 27
1 Методы идентификации инцидентов и нежелательных событий .. 27
2 Методы оценки риска 29
2.1 Анализ видов и последствий отказов 29
3 Методы воздействия на риск 32
3.1 Методы определения причин возможных прецедентов 33
3.2 Чек-лист как инструмент предупреждающих действий 35
Глава 3 Практическая часть 36
1 Процедура действий при выявлении инцидентов 37
1.1 Описание процедуры управления инцидентами 37
1.2 Регистрация инцидентов 38
1.3 Анализ возникновения инцидента или опасности 42
2 Процедура оценки риска 43
2.1 Классификация рисков 46
2.2 Стандартизация процесса управления рисками и инцидентами 48
3 Проведение оценки риска 48
3.1 Мероприятия по снижению риска 49
3.1.1 Лист осмотра больного в приемном отделении 50
3.1.2 Анкета определения факторов риска при проведении
исследования с внутривенным контрастированием 50
3.1.3 Чек-лист оценки риска падения пациента 51
Глава 4 Экономическая оценка эффективности 54
1 Характеристика процесса 54
2 Классификация затрат на процесс 55
3 Экономическая модель процесса 56
4 Экономическая оценка эффективности улучшения процесса 56
4.1 Расчет затрат на разработку процедуры 57
4.2 Расчет экономического эффекта 60
4.3 Расчет показателей эффективности улучшения процесса 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время особенно актуальным становится обращение руководителей компаний к менеджменту риска. Внимание к системе менеджмента
этого типа обуславливается тем, что невозможно обеспечить успешное функционирование системы менеджмента без учета рисков компании.
Успех управленческой деятельности в здравоохранении, как и в любой
другой организации, основан на уровне развития таких функций менеджмента
как планирование, управление, контроль и корректировка. Достичь стратегических целей и решить текущие проблемы учреждения помогает не только грамотное использование инструментов функций менеджмента, но и развитие таких новых направлений как риск-менеджмент.
На сегодняшний день проблема риск-менеджмента является достаточно
актуальной для российской системы здравоохранения. Высокий спрос на оказание высокоспециализированной медицинской помощи, стремительное развитие
медицинских технологий, расширение рынка лекарственных средств с одной
стороны делает здравоохранение более развитым, с другой стороны делает возможным появление новых рисков и уязвимых мест. Наиболее важным в вопросе о необходимости развития управления рисками в медицинских учреждениях
является повышение качества оказываемой медицинской помощи, а также безопасности пациентов и сотрудников больниц.
Красноярская краевая клиническая больница является крупнейшей многопрофильной клиникой Красноярского края, которая является одной из значимых клиник Сибирского федерального округа и занимает ведущее положение в
регионе. В начале этого года руководство Краевой клинической больницы приняло решение о внедрении процедуры управления рисками и инцидентами как
часть формирования системы менеджмента риска.
Опыт по использованию риск-менеджмента в учреждениях системы здравоохранения очень мал по сравнению с опытом использований такого вида систем менеджмента организациями других сфер деятельности. Большинство ме-8
дицинских учреждений функционируют и ежедневно принимают управленческие решения в условиях риска.
Эффективная процедура управления рисками позволит выстроить систему мониторинга, оценки и снижения риска работы отделений больницы, став
основой системы предотвращения неблагоприятных ситуаций и опасностей при
оказании медицинской помощи, повысит эффективность деятельности больницы, что приведет к повышению качества и безопасности оказываемых медицинских услуг.
Целью бакалаврской работы является разработка и стандартизация процедуры управления рисками и инцидентами в КГБУЗ «Краевая клиническая
больница».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать информацию о требованиях к построению рискменеджмента;
- проанализировать особенности формирования системы управления
рисками в здравоохранении;
- выбрать методы разработки и внедрения процедуры управления
рисками и инцидентами в Краевой больнице;
- разработать процедуру управления рисками и инцидентами;
- описать и стандартизировать процессы управления рисками и инцидентами;
- оценить экономическую эффективность внедряемых процедур.
Управление рисками становится все более популярным направлением для
развития медицинских учреждений, в частности и организаций российской системы здравоохранения. Несмотря на небольшой опыт применения методов и
инструментов менеджмента риска в медицинской практике, все больше и
больше учреждений ставят перед собой цели по внедрению систем управления
рисками, в том числе и Краевая клиническая больница.
В соответствии с целью данной работы была разработана процедура
управления рисками, включающая в себя процедуры управления инцидентами
и оценки риска.
В процессе разработки процедуры управления рисками в Краевой больнице был изучен и проанализирован опыт использования оценки риска и
управления инцидентами в отечественных и зарубежных медицинских учреждениях. Кроме изучения опыта других организаций данной сферы деятельности, был проведен анализ требований международных и национальных стандартов в области менеджмента риска.
В рамках формирования менеджмента риска была разработана процедура
мониторинга инцидентов и опасностей, которая включает в себя порядок действий сотрудников Краевой клинической больницы при выявлении инцидентов
или опасностей. Для эффективного применения этого порядка были разработаны инструкции по регистрации инцидентов. Процесс регистрации и обработки
инцидентов был описан и стандартизирован.
В качестве неотъемлемой части процедуры управления рисками была
разработана процедура оценки риска, включающая параметры оценки, 5-
балльные шкалы с критериями определения параметров оценки риска (вероятность возникновения, возможность обнаружения, возможные последствия инцидентов). Для удобства проведения оценки риска была сделана форма, включающая классификацию внутренних рисков отделений больницы. Данная процедура была включена в стандарт учреждения по управлению рисками и инцидентами.65
Согласно требованиям национальных стандартов, после проведения
оценки риска в приемном отделении больницы были сформированы меры воздействия на выявленные риски с наибольшим уровнем вероятности возникновения и возможных последствий. Согласно выбранному методу воздействий на
риск, а именно избежание риска, были разработаны:
чек-лист оценки риска падения пациента для определения предупреждающих мероприятий в отношении данной группы пациентов;
лист осмотра больного при поступлении в приемное отделение для
повышения точности идентификации пациента и симптомов его болезни;
анкета определения факторов риска при проведении болюсного
контрастирования для снижения вероятности возникновения нежелательных
ситуаций во время данной процедуры.
В качестве оценки экономической эффективности внедряемой процедуры
были рассчитаны такие показатели как срок окупаемости и рентабельность
процедуры управления инцидентами. Результаты показали высокую эффективность разработанной процедуры.
Разработанная процедура управления рисками и инцидентами не является
окончательным вариантом для больницы. Для еще более эффективного управления рисками в деятельности Краевой клинической больницы необходимо
расширять границы использования данной процедуры и дополнять ее другими
методами идентификации, оценки и обработки риска.
Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься/ Т. Бартон, У. Шенкир, П. Уокер. – пер. с англ. – М: «Вильямс», 2003. – 208
с.
2. ГОСТ Р ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования. – Введ. 01.11.2015. – ОАО "ВНИИС", 2015. – 43 с.
3. Кицул И.С. Применение технологий риск-менеджмента в системе
оказания медицинской помощи/ И.С. Кицул, Б.С. Балханов, Н.К. Бадмаева //
Менеджер здравоохранения. – 2012. – № 10. – С. 6 – 14.
4. ГОСТ Р 51879 – 2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения. – Введ. 16.11.2011. – Стандартинформ, 2012. – 16 с.
5. Станиславчик Е.Н. Риск-менеджмент на предприятии. Теория и
практика / Е.Н. Станиславчик – М.: «Ось-89», 2002. – 80 с.
6. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения: учебное
пособие / А.И. Вялков, В.З. Кучеренко. – М: ГЭО-ТАР-МЕД, 2009. – 396 с.
7. Сыздыкова А.М. Управление рисками в системе здравоохранения /
А.М. Сыздыкова, А.К. Тургамбаева, Т.С. Карибеков // Клиническая медицина
Казахстана. – 2014. – № 3(33). – С. 13 -16.
8. Вялков А.И., Кучеренко В.З. Организационно-методические аспекты снижения рисков в медицинской практике / А.И. Вялков, В.З Кучеренко //
ГлавВрач. – 2006. – № 2. – С. 6 – 11.
9. Бурыкин И.М. Управление рисками в системе здравоохранения как
основа безопасности оказания медицинской помощи / И.М. Бурыкин И.М., Г.Н.
Алеева, Р.Х. Хафизьянова // Современные проблемы науки и образования. –
2013. – № 1. – С. 3 – 18.
10. Briner M., Manser T., Kessler O. Clinical risk management in hospitals:
strategy, central coordination and dialogue as key enablers // Journal of Evaluation in
Clinical Practice. – 2012. - № 19. – С. 3 – 9.
11. Кучеренко В.З. Управление здравоохранением / В.З Кучеренко. –
Москва: TEIS., 2004. – 448 с.67
12. Вялкова В.И. Клинический менеджмент / В.И. Вялкова, В.З. Кучеренко. – M.: OAO «Издательство «Медицина», 2006. – 304 с.
13. National Patient Safety Agency. Seven steps to patient safety An overview guide for NHS staff [Электронный ресурс] : NHS direct. – Режим доступа:
www.npsa.nhs.uk/sevensteps.
14. Кондратова, Н.В. Метод FMEA: проактивный подход к управлению
рисками [Электронный ресурс] / Н.В. Кондратова // Электронный журнал
«Здравоохранение», 2015. - № 10. - Режим доступа:
http://e.zdravohrana.ru/article.aspx?aid=416243
15. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010:2009 Менеджмент риска. Методы оценки
риска. – Введ. 01.12.2011. – Стандартинформ, 2012. – 74 с.
16. 5 Почему [Электронный ресурс] : Менеджмент качества. – Режим
доступа: http://www.kpms.ru/Implement/Qms_Five_Whys.htm
17. Patient safety checklists [Электронный ресурс] : World Health Organization. – Режим доступа:
http://www.who.int/patientsafety/implementation/checklists/en/
18. Гаванде А. Чек-лист: Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям / Атул Гаванде; Пер. с англ. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. — 204 с.
19. Официальная интернет страница КГБУЗ Краевая клиническая
больница [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: http://medgorod.ru/
20. Прикaз Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24 апреля 2008 г. №
194н – г. Москва: "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека", 2008.
21. Виды инцидентов в здравоохранении [Электронный ресурс] : Австралийский фонд безопасности пациентов. – Режим доступа:
http://www.raer.org.au/resources/healthcare-incident-types.html