Реферат
Введение 6
1 Система менеджмента качества. Ее методы анализа и совершенствования 8
1.1 О предприятии 8
1.2 История и основы менеджмента качества 11
1.2.1 Стандарты ISO серии 9000 12
1.2.2. Требования стандартов ISO 9000 14
1.2.3. Что такое качество? 15
1.2.4. Менеджмент качества в организации 15
2 Методическая часть 22
2.1. Методы анализа Системы менеджмента качества 22
2.1.1. Внутренний аудит 22
2.1.2. Метод «5 почему?» 26
2.1.3. Причинно-следственная диаграмма (Диаграмма Исикавы) 28
2.2. Методы совершенствования Системы менеджмента качества 32
2.2.1. Квалиграммы 32
2.2.2. Инструкции TWI 36
2.2.3. Проведение внутрилабораторного контроля 39
2.2.4. Контрольные карты 40
3 Практическая часть 44
3.1 Анализ системы менеджмента качества 44
3.1.1 Проведение внутреннего аудита 44
3.1.2. Использование метода 5 почему? 56
3.1.3 Построение причинно-следственной диаграммы (диаграмма
Исикавы) 60
3.2 Совершенствование СМК 61
3.2.1 Разработка номенклатуры дел 61
3.2.2 Внедрение квалиграмм 64
3.2.3 Разработка методики внутрилабораторного контроля СИ 76
4 Экономическая оценка эффективности 82
4.1. Расчет затрат на расширение области 82
4.2. Расчет срока окупаемости нового оборудования 87
4.3. Расчет рентабельности инвестиций 89
Заключение 90
Список сокращений 92
Список использованных источников 93
Приложение
Система менеджмента качества является одним из важных инструментов, который обеспечивает организацию и функционирование деятельности любого предприятия, будь то крупномасштабное производство или небольшая исследовательская лаборатория.
Для того, чтобы компания уверенно могла конкурировать на рынке необходима уверенность в том, что удовлетворенность потребителя будет на достойном уровне. Как говорил Филипп Кросби: «Качество - определяется как удовлетворение потребителей, а не как «добротность». Поэтому на степень удовлетворенности потребителя влияет качество выполнения работ.
Качественное выполнение работ подразумевает под собой:
- выполнение технических требований к работе;
- соответствие работы установленным показателям и нормативам;
- получение точных и достоверных результатов;
- выполнение работы в установленный срок.
Для предоставления качественной услуги исполнитель, до заключения договора должен предоставить заказчику необходимую точную информацию о предоставляемых услугах и при возникновении необходимости помочь определиться с их правильным выбором.
В наше время у потребителей и государственных контролирующих органов возникает немаловажное требование к организациям, это наличие сертифицированных систем качества. Что в свою очередь дает гарантию в предоставлении качественной услуги, в добросовестности исполнителя и в достоверности полученных результатов.
Организация так же заинтересована во внедрении систем качества, ведь это дает возможность анализировать, контролировать и совершенствовать осуществляемые процессы, увеличивать результативность своей деятельности. Существует много методов и принципов управления системой качества, но для каждой организации (для определенного вида деятельности) необходим индивидуальный подход. Исходя из вышеперечисленного следует, что данная работа актуальна для организации ООО «Партнер».
Целью данной выпускной квалифицированной работы является разработать и внедрить процессы системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001:2015в ООО «ПАРТНЕР».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и содержание системы менеджмента качества в организации;
- проанализировать систему менеджмента качества в организации;
- определить основные направления для совершенствования;
- разработать и внедрить новые идеи для улучшения деятельности организации.
Лаборатория планирует расширять область своей деятельности, выходить на новый рынок услуг, будет произведена закупка нового оборудования. поэтому для построения плана работы лаборатории на ближайший год, необходимо будет рассчитать затраты на расширение области деятельности и рентабельность этого процесса, а также срок окупаемости приобретенного оборудования.
В данной дипломной работе были рассмотрены методы анализа и совершенствования системы менеджмента качества на примере лаборатории радиационного контроля ООО «Партнер». Система менеджмента была разработана с момента создания лаборатории, но после, в дальнейшей работе ей практически не уделялось должного внимания. А все потому, что штат лаборатории небольшой, и нет ответственного сотрудника, который бы занимался анализом и совершенствованием СМК.
Для анализа системы менеджмента качества было использовано ряд методов популярных и широко используемых в сфере качества. Благодаря этим методам, были выявлены несоответствия, которые следует исправлять сразу после их обнаружения. Чтобы они не накапливались и не влияли на качество работы СМК и лаборатории в целом. В ходе проведения анализа было выявлено, что причиной большинства несоответствий является не обновленные документы СМК. Если какая-либо процедура в ходе работы меняет свое первоначальное описание, то не нужно это опускать, необходимо ее актуализировать, или же документировать новые появившиеся процедуры.
С целью совершенствования и упрощения документации СМК, было предложено использовать квалиграммы для описания процессов ЛРК. Руководство лаборатории одобрило эту идею, и квалиграммы внедряются взамен письменному описанию процессов. Еще на рассмотрение руководству была предложена методика TWI-инструкций, взамен рабочих инструкций, представленных в громоздком письменном варианте. Эта идея также получила положительный ответ от руководства, и в данный момент внедряется в СМК лаборатории. Помимо этого, были предложены идеи по совершенствованию и увеличению эффективности СМК, которые уже применяются в ЛРК или еще находятся на стадии проектирования.
Таким образом, хотелось бы отметить, благодаря выполненным задачам,
определенным в начале работы, была достигнута поставленная цель, положено
начало большой работе по совершенствованию системы менеджмента качества
90
лаборатории, что выведет ее на более новый и улучшенный уровень по обслуживанию заказчиков. Ведь качественно организованная работа внутри организации - залог расширения бизнеса любого предприятия. С помощью закупленного оборудования, лаборатория займет новый для нее рынок, расширит свою область деятельности. И сменит статус лаборатории радиационного контроля, на статус исследовательской лаборатории (ИЛ). Для этого есть большие шансы, так как рентабельность процесса расширения области деятельности равна 337, 6%. Это достаточно хороший показатель, который прогнозирует успешную деятельность лаборатории на ближайшее будущее.
Лапидус В.А., Серов М.Е. Введение в менеджмент качества: Учебное пособие по дисциплине «Управление качеством продукции» / Н.Новгород, СМЦ «Приоритет». 1997, 163 с.;
4. Международный стандарт ИСО 8402 Управление качеством и обеспечение качества - Словарь, 1994 г., 38 с.;
5. http://www.iso.org/iso/ru - «ИСО Международная организация по стандартизации»;
6. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, Взамен ГОСТ Р ИСО 9000-2008. - Введ. 28.09. 2015. - ОАО «ВНИИС», 23с.;
7. «Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг»: электрон. учеб. курс / под ред. Т.Д. Бурменко.- Электрон. дан. И прогр. - М.: КноРус, 2010, 18 с.;
8. https://www.u-b-s.ru/publikacii/processy-
smk.html? opeustat=ZGlvZWN0Lu1hbmR1eC5vdTszNTkxMik1O7EwODAzNTI0M zM7eWFuZGV4LnJ1Omd1YXJhbnRlZQ&yclid=2655765677756648533 - «Процес сы системы менеджмента качества», дата обращения 14.05.2016г.;
9. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учеб. пособие / М.М. Кане [и др.]. - СПб.: Питер, 2009. - 559 с.;
10. http://www.economy-web.org/?p=108 - «Изменение конкурентной стратегии современной фирмы (по теории Б.Карлофа)», дата обращения
16.05.2016 г.;
11. Н.К. Розова «МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА» Учебное пособие. - СПб.: "Вектор", 2005. -192 с.;
12. Бойцов, В.В. Управление качеством продукции: Справочник / Под. Ред.В. В. Бойцова, А.В. Гличева. - М.: Издательство стандартов, 1985. - 464с.
13. Международный стандарт ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования.» 43 с.;
14. Статистические методы в управлении качеством. Семь простых инструментов: учеб. пособие/ С.В. Дранишников, Л.И. Серебрякова, Е.П. Первышина [и др.];ГОУ ВПО «Гос. ун-т цвет. Металлов и золота». - Красноярск, 2006. - 132 с.
15. Воронкова О.В., Перспективы науки, Журнал: 2012 - 112с.
16. С.В. Дранишников, Л.И. Серебрякова, Е.П. Первышина, А.В.
Дроздов, Методы менеджмента качества: Учебное пособие по циклу
практических занятий - Красноярск, 2008 - 82с.
17. Талантливые сотрудники: Воспитание и обучение людей в духе даоТоуЫа / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 294 с. - (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).;
18. http://xn—8sbabhpaaac3a0a9ajr5aks9fh.xn--
p1ai/index.php/statisticheskoe-upravlenie-processami - «Статистическое
управление процессом», дата обращения 27.05.2016 г.;
19. http://fsa.gov.ru/ - Официальный сайт Росаккредитации, дата обращения 4.06.2016 г.;
20. Юркова, Т. И. Методические указания, предназначенные для студентов специальности 221400 "Управление качеством"/Юркова Татьяна Ильинична; СФУ. - Красноярск, 2011. - 31с.
21. http://zakupki. gov.ru/ - «Единая информационная система в сфере закупок», дата обращения 15.06.2016 г.