Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ

Работа №20905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
838
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа девиантного поведения в подростковом возрасте 9
1.1. Подростковый возраст как фактор риска проявлений девиантного поведения 9
1.2. Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения 30
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА II. Методология и методы исследования проявлений девиантного поведения подростков в кадетских классах 45
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по диагностике девиантного поведения подростков в кадетских классах 45
2.2. Анализ полученных результатов 46
Выводы по второй главе 52
ГЛАВА III . Профилактическая работа с подростками в кадетских классах общеобразовательной школы 54
3.1. Характеристика основных направлений работы по профилактике девиантного поведения подростков кадетских классов 54
3.2. Результаты экспериментальной работы по профилактике девиантного поведения подростков кадетских классов 69
Выводы по третьей главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 91




Актуальность исследования. Актуальность выбранной нами темы работы обусловлена потребностью общества в воспитании личности, ориентирующейся на нормы и ценности современного мира. Зачастую, стремление социума к установлению определенных правил поведения базируется на желании построить гармоничную структуру общества. Однако, именно подростковый возраст показывает тенденцию к отрицанию установленных культурных норм и порядков. Несмотря на стремление подростков приобщиться к миру взрослых, ребенку, переживающему кризис переходного возраста, характерно также стремление к личной автономности, независимости и самостоятельности, проявление чувства взрослости и критичность по отношению к старшим поколениям.
В условиях внедрения федеральных государственных стандартов, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса становится важнейшим условием успешного освоения обучающимися универсальных учебных действий. Особенное внимание необходимо уделить освоению УУД обучающихся, поведение которых выходит за рамки общепринятых норм.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и акцентировало внимание социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения.
С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, а дети с девиантным поведением как одно из социальных явлений становится нормой. Многие ученые говорят о том, что временные психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения как неотъемлемая часть процесса развития встречаются у многих детей. Мы остановимся на группе трудных детей, чье поведение принято считать девиантным.
Тема «трудных» подростков – одна из ключевых проблем, объединяющих как педагогику, так и психологию. На сегодняшний день данная проблема является ключевой для изучения множества непосредственно связанных друг с другом наук, так как девиантное поведение подростков в той или иной мере представляет угрозу общественному порядку. Нарушение же норм, установленных обществом, ведет непосредственно к разрушению изнутри социума и государства в целом.
В рамках социально-психологических теорий зарубежных исследователей в качестве факторов отклоняющегося от норм поведения рассматриваются такие частные социально-психологические закономерности усвоения девиантной морали и возникновения асоциальных проявлений, как электоральное отношение личности к своему окружению, его нормам и ценностям, либо характеристики ближайшего окружения.
Академик Немов Р.С. указывает, что, начиная с раннего подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых несовершеннолетний проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего развития. [26, с.155]. Именно в этот период увеличивается число недисциплинированных, конфликтных, неуправляемых школьников. В педагогической науке их принято называть; «трудными», «трудновоспитуемыми», «педагогически запущенными», «безнадзорными», «дискомфортными», «девиантными» и т.д.
Массовым средством воздействия на личность ребенка стало телевидение и интернет. На втором месте по воспитательной значимости находятся печать и кино, влияние которых за последние годы остается примерно одинаковым.
Все это обостряет проблему отклоняющегося поведения несовершеннолетних до крайних пределов и не может не вызвать бурный рост исследований в этой области. К этому периоду относится значительное возрастание интереса по запущенным формам дезадаптации (девиантным нарушениям, делинквентности, преступности несовершеннолетних).
Несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: предупреждение причин формирования девиантного поведения подростков.
Цель нашего исследования выявить пути профилактики девиантного поведения у подростков в кадетских классах общеобразовательной школы.
При этом объектом исследования является девиантное поведение подростков.
Предметом исследования можно считать профилактику девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения.
Гипотеза исследования. Профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательном учреждении будет эффективной при комплексной работе со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса (дети, учителя, родители)
Из всего перечисленного вытекают основные задачи данного исследования:
1. На основе анализа педагогической и психологической литературы изучить особенности подросткового возраста как фактор риска возникновения девиантного поведения.
2. Исследовать возможности психологической профилактики в коррекции девиантного поведения подростков.
3. Провести профилактическую работу с подростками в кадетских классах общеобразовательной школы.
Методологическая основа исследования. В 80-е годы появляются первые исследования отечественных ученых (С.А.Бельчиевой, М.А.Алемаскина, Б.Н.Алмазова, Г.А.Цукерман и многих др.) рассматривающие социальную дезадаптацию в целом как явление, ее психологические механизмы, виды, формы, возрастные проявление и т.д.
Там где вопрос идет о школе, проблему девиантного поведения рассматривают обычно в аспекте борьбы с трудновоспитуемостью. Это привело к появлению исследований, соединяющих в себе психологию, педагогику, социологию, дефектологию и так далее. Это работы А.С.Белкина, С.А.Кочеткова, И.А.Невского, А.Г.Асмолова и других однако даже они не исчерпали до конца обозначенную проблему.
Изучение девиантного поведения несовершеннолетних представляет собой один из интересных аспектов общей проблемы дезадаптации несовершеннолетних.
Методы исследования:
 Теоретический анализ литературы по проблеме;
 Тестирование;
 Педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость. Материалы дипломной работы дают возможность совершенствовать социально-педагогические технологии в сфере школьного образования.
Практическая значимость. Полученные результаты могут применяться для повышения эффективности работы специалистов-практиков школьного образования и социальных педагогов, работающих с девиантными детьми.
База исследования: подростки, ученики 7-8 классов в количестве 80 человек.
Первый этап – поисково-теоретический. Проведен анализ и выявление основных проблем адаптации подростка в обществе на основе изучения публикаций научного, педагогического, медицинского содержания, а также справочной, методической литературы; определены основные современные тенденции коррекции девиантного поведения подростков; изучены планы, современные методики, технологии работы с подростками в общеобразовательной организации; определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза и задачи исследования.
Второй этап – формирующий. Обоснована основная идея исследования, осуществлен сбор теоретических и эмпирических данных, определены основные направления работы с девиантными подростками; сформулированы базовые положения разрабатываемой программы, обоснованы направления и методы работы; определены участники эксперимента.
Третий этап – контрольный. Разработаны и реализованы основные направления программы; осуществлен анализ деятельности участников эксперимента; подведены заключительные итоги и выводы; обработаны цифровые и графические данные; проведен анализ общих итогов работы.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования мы решили ряд задач:
1. На основе анализа педагогической и психологической литературы изучили особенности подросткового возраста как фактора риска возникновения девиантного поведения.
2. Исследовали возможности психологической профилактики в коррекции девиантного поведения подростков.
3. Провели профилактическую работу с подростками в кадетских классах общеобразовательной школы.
Таким образом, нами были сделаны следующие выводы.
Девиантное поведение у детей разного школьного возраста возникает в силу блокировки либо недостаточной мотивации к ведущему виду деятельности в определенный возрастной период, недоразвития или блокировки развития ведущего психического процесса и, самое важное - вследствие влияния значимого взрослого окружения (родителей, учителей).
Одной из основных особенностей подросткового возраста является сложность во взаимоотношениях с более старшим поколением: родственниками, учителями в школе.
Влияние возраста на поведение подростка негативно отражается на отношении его к окружающим, в особенности к родителям и педагогам в школе, что часто приводит к возникновению конфликтов, ссор, непонимания, что провоцирует у ребенка агрессию и желание всеми способами проявить себя, следствием чего являются антисоциальные поступки.
При этом на разных возрастных этапах на возникновение девиантного поведения у ребенка оказывают наибольшее влияние отношения с разными категориями взрослых и сверстников, что обусловлено возрастными особенностями детей. На школьников среднего звена и старшеклассников наибольшее деструктивное влияние могут оказывать учителя и сверстники.
Формами коррекционной помощи при работе с девиантными детьми и подростками являются:
 моторная и психомоторная коррекция,
 коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сопряжении когнитивных и психомоторных компонентов,
 коррекция эмоционально-личностных нарушений,
 работа с родителями.
На основе анализа результатов констатирующего этапа исследования мы сделали следующие выводы.
Основными тенденциями в развитии девиантного поведения среди обследованных подростков являются:
 склонность к аддиктивному поведению;
 склонность к делинквентному поведению,
 саморазрушающее поведение,
 склонность к преодолению общественных норм и ценностей.
Данные показатели говорят о серьезной ситуации среди подростков. Возникла необходимость проведения целенаправленной профилактической работы в данных направлениях.
Цель данной программы - профилактика и коррекция склонности подростков к девиантному поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации, а также формирование целенаправленных адаптивных стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
После реализации программы была проведена повторная диагностика учащихся.
Мы обнаружили существенное снижение по всем критериям предрасположенности к девиантному поведению.
Таким образом, гипотеза исследования, что профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательном учреждении будет эффективной при комплексной работе со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса (дети, учителя, родители), подтвердилась.




1. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников. – СПб.: Питер, 2012. – 336 с.
2. Быковская Т.Е. Взаимодействие семьи и школы в профилактике девиантного поведения подростков // Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США. - М.: РГСУ, 2009. - С .270-281.
3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013.
4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2016.
5. Губанова М.И. Педагогическое взаимодействие. - Кемерово, 2010.
6. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №. 3. – С. 99-102.
7. Егоров А.Ю. Клиника и психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2010.
8. Зиннуров Ф.К Организация социокультурной деятельности детей с девиантным поведением//Проблемы развития личности и формирования здорового образа жизни: ценностно-мотивационный подход: международная научно-практическая конференция. - М.: АНО «ЦНПРО», 2011. - С.72-78.
9. Зиннуров Ф.К. Одаренность и девиация в системе социокультурных отношений XXI века. - Казань, 2012. – 174 с.
10. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. – СПБ.: Питер, 2017.
11. Иванченко В. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011.
12. Исаев Е.И. Педагогическая психология. – М.: Бакалавр, 2015.
13. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. Москва: Флинта, 2010.
14. Клейберг Ю.А. Девиантология. Хрестоматия. СПб: Питер, 2010.
15. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Юрайт, 2017.
16. Ковальчук М., Кузнецова И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: Владос, 2014.
17. Ковальчук М.А.., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2014.
18. Кошкина В.С. Социально-педагогическая служба и социализация учащихся// Сборник научных трудов: Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация. - СПб, 2011. - с.253-258.
19. Курбатов А.В.Социализация подростков в современном обществе //Педагогика. -2009. - №3. -C. 62-65.
20. Лебедева Ю.В. Развитие эмоциональной отзывчивости как условие предупреждения девиантного поведения детей и подростков // Сибирский психологический журнал. - 2010. - №36. - С.68-71.
21. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ИОИ, 2016.
22. Лукина А.К. Социальная педагогика. – М.: Проспект, 2015.
23. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2017.
24. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: РГСУ, 2013.
25. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: Городец, 2016.
26. Минин А.Я., Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. – М.: Прометей, 2016.
27. Мокаева М.А.Развитие смысложизненных ориентаций как условие предотвращения девиантного поведения подростков //Воспитание школьников. -2010. - №3. - С.57-60.
28. Молодцова Т.Д. Проблема подростковой дезадаптации и пути ее преодоления. – М., 2012.
29. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. – Ростов на Дону, 2005.
30. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2013.
31. Немов Р.С. Психология Кн. 2 Психология образования. – М: «Владос», 2016.
32. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 2015.
33. Олиференко Л.Я., Шульга Т.Н. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2008.
34. Остапенко Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 1. – С.54-60.
35. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М.: Дрофа,2014.
36. Петрова Л. Ребенок группы риска. Откуда берутся трудные дети. – Ростов- н/Д, 2013.
37. Подковко Е.Н. Социально-педагогические условия организации деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения // Психология, социология и педагогика. – 2012.– № 5 (8).– С.17-25
38. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка./ под ред. Л.Шипициной. – М.: Владос, 2011.
39. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы, социально-психологические тренинги. – М.: Учитель, 2014. – 148 с.
40. Расчетина С.А. Методологические основы исследования социально-педагогической ситуации. – М., 2013.
41. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.,2016.
42. Свиридов А. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога. – М.: Учитель, 2015.
43. Скачкова Е.Б. Коррекция профилактики девиантного поведения подростков «группы риска» посредством социально-культурной деятельности // Социальная работа: проблемы и перспективы: сб. материалы VI Межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. В.В.Горшковой. – СПб.: СПбГУП, 2012. - С.98-99.
44. Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2014.
45. Соколова. Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях дополнительного образования детей: Монография. – Челябинск: ИНО УрО РАО, 2015.
46. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми// сост. М.Павлова. – М.: Учитель, 2015.
47. Хагуров Т.А., Позднякова М.Е., Ракачев В.Н. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования). – М.: Институт социологии РАН. 2014.
48. Цукасова Л.В. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы. – М.: 2007.
49. Энциклопедия социальных практик / под ред Е.И.Холостовой, Г.И.Климантовой. – М.: Дашков и Ко, 2012.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ