Введение
1 Теоретическая часть 6
1.1 Система менеджмента качества 6
1.2 Принципы системы менеджмента качества 8
1.3 Внедрение системы менеджмента качества 12
1.5 Документация системы менеджмента качества 16
1.6 Система менеджмента качества в здравоохранении 19
2 Методическая часть 23
2.1 Квалиграмма 24
2.1.1 Инструмент для описания процессов 24
2.1.2 Методика составления квалиграмм на основе нормативных документов 26
2.2 Чек-лист 29
3 Практическая часть 32
3.1 Управление закупками 32
3.2 Стандартизация процесса «Управление закупками» 33
3.2.1 Проведение запроса котировок 35
3.2.2 Проведение открытого конкурса 43
3.2.3 Проведение закупки у единственного поставщика 52
3.3 Чек-листы по процессу «Планирование закупок» 56
4 Оценка экономической эффективности 59
4.1 Характеристика внедряемого улучшения 59
4.2 Расчет затрат на стандартизацию процесса 60
3.3 Расчет экономического эффекта 63
3.4 Расчет показателей эффективности стандартизации процесса 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 78
В последнее время все чаще организации разных отраслей стали задаваться вопросами рационализации, эффективности и результативности своего труда. Эти основные задачи управления приходится решать в условиях нарастающей конкуренции и постоянно изменяющихся условий окружающей среды. И для того, чтобы идти в ногу со временем, быть успешной, востребованной, надежной компанией, многие организации приходят к решению внедрить систему менеджмента качества (СМК). Для этого служит международный стандарт ISO 9001, который настолько универсален, что подходит для организаций любых отраслей, даже такой специфичной, как здравоохранение.
Система менеджмента качества в здравоохранении позволяет вывести управление лечебными учреждениями на новый уровень: повышение эффективности и избежание ошибок в работе медицинского персонала, сокращение многих издержек, повышение качества оказываемых услуг, налаживание контроля поставляемых материалов и медикаментов и т.д.
Внедрение менеджмента качества в здравоохранении - это не вопрос бизнеса, а вопрос здоровья граждан. Эта тема настолько же актуальна, на сколько важна. Результаты проделанной работы в этой сфере затронут каждого пациента больницы, они же и станут главными ценителями улучшений.
Красноярская краевая клиническая больница является крупнейшей многопрофильной клиникой Красноярского края, занимающей ведущее положение в регионе, а также считается одной из значимых клиник Сибирского федерального округа. Ведущее положение больнице помогает занимать именно развивающаяся система менеджмента качества. Руководство больницы прилагает большие усилия, чтобы менеджмент отдельных процессов и всей организации в целом был качественным. Сотрудники больницы всячески стараются этому способствовать. В этой больнице виден неподдельный интерес медицинского персонала к вносимым изменениям в их работу.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
- изучить необходимую информацию;
- детально проанализировать процессы;
- выбрать процесс для улучшения;
- описать процесс;
- создать стандарты на процесс;
- определить экономическую эффективность стандартизации процесса.
Начать работу необходимо с разбора теоретических аспектов, которые в дальнейшем помогут правильно выполнить практическую часть работы.
Задавшись целью стандартизировать процессы системы менеджмента качества в КГБУЗ «Краевая клиническая больница», работа началась со сбора информации. Для анализа были собраны квалиграммы процессов, данные о порядке ведения документации, необходимые инструкции персонала, информация о проблемных местах процессов.
После сбора и анализа данных можно было приступать к описанию процесса «Управление закупками». Для этого потребовался дополнительный источник - «КонсультантПлюс», который предоставляет доступ к полному тексту Федерального закона №44.
Описание процессов проходило в 2 этапа:
- описание квалиграмм;
- дополнение описания требованиями закона.
По итогу данной работы был создан набор текстовых описаний квалиграмм и приложений к описанию. Этот набор и лег в основу созданного стандарта учреждения.
Также, на основе одного из описаний было разработано 3 чек-листа, которые облегчают и ускоряют работу по формированию документов. Созданные чек-листы призваны снизить вероятность опущения ошибки в особо важных документах.
На данный момент осуществляется работа по внедрению разработанного стандарта и чек-листов.
В ходе выполнения настоящей работы был проведен расчет экономической эффективности от стандартизации процесса «Управление закупками», который показал, что внедрение указанного стандарта является экономически вы¬годным улучшением.
По итогу проведенной работы были получены дополнительные навыки, практические знания. Все поставленные задачи были решены, а цель работы достигнута. На основе этого можно сделать вывод, что работа выполнена успешно.
1 Технологии менеджмента : [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.wikiquality.ru/chto-takoe-sistema-menedzhmenta-kachestva/
2 Глоссарий : [Электронный ресурс] - режим доступа: http ://www. glossary.ru/c gi-bin/gl_sch2. cgi ?RPwu. lxx:
3 Статья «Документ» - Википедия : [Электронный ресурс] - режим доступа:http://ru-wiki.ru/wiki/Документ
4 Статья «Что такое система менеджмента качества» - Основы менеджмента : [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://bmanager.ru/articles/sistema-menedzhmenta-kachestva.html
5 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества - Требования.
- Взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2008; введ. 01.11.2015 - М.: Стандартинформ, 2015. - 14 с.
6 Рождественский, В. Л. Ступени совершенства. ISO 9000:2000. - М: Реалии, 2002. - 144 с. + 0,5 п. л. илл. -39 с.
7 Менеджмент качества: Принципы менеджмента качества : [Электрон¬ный ресурс] - режим доступа:http://www.kpms.ru/Standart/ISO_Principle.htm
8 Система качества ISO 9001: ISO 9001 - что это такое : http://fb.ru/article/190749/iso—chto-eto-takoe-sistema-kachestva-iso
9 Жукова Елена: Этапы внедрения СМК : [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.shmk-perm.ru/6373117156.php
10 Управление качеством: Политика по качеству : [Электронный ресурс]
- режим доступа: http://quality-manager.ru/qms/quality policy
11 Журнал «Менеджмент»: Документация СМК : [Электронный ресурс] - режим доступа:http://iso-management.com/smk/dokumentatsiya-smk
12 ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества : [Электронный ресурс]
- режим доступа:http://standartgost.ru/g/ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007
13 Данилкина Ю. П. Актуальность внедрения системы менеджмента качества в здравоохранении. - 7 с.
14 Данцигер Д.Г. Построение системы менеджмента качества в много-профильном медицинском учреждении//Сертификация. - 2009 - №4. - 7с
15 Шавалиев Р., Куликов О., Саляхова Л. Команда единомышленников.Опыт внедрения системы менеджмента качества в ДРКБ : [Электронный ре¬сурс] - режим доступа: http://www.healthynation.ru/index.php?view=article&id=682
16 Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко получила рекомендацию к международной сертификации/Официальный сайт ГАУЗ «РКБ им.Н.А.СЕМАШКО : [Электронный ресурс] - режим доступа: http://rkbsemashko.ru/%D 1%80%D0%B5%D 1%81%D0%BF%D 1%83 %D0%B 1
17 Дранишников С. В. Квалиграммы — новое слово в описании бизнес- процессов: международный ежемесячный профессиональный журнал для менеджеров по качеству / С. В. Дранишников, А. В. Дроздов // Методы менеджмента качества. - 2011. - №10. - c. 10-14
18 Методы менеджмента качества : учебное пособие по циклу практических занятий / Дранишников С.В., Серебрякова Л.И., Первышина Е.П., Дроздов А.В. - Красноярск: СФУ, 2008. - 82 с.
19 Статья: Контрольный список - Википедия : [Электронный ресурс] - режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%
20 Каримов Ф. Тайм-менеджмент простыми словами. Чек-листы : [Электронный ресурс] - режим доступа:http://lifehacker.ru/2014/09/22/tajm-menedzhment-chek-listy/
21 Атул Гаванде Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям: могография / Гаванде Атул, перевод с английского - М: Алипина Паблишер, 2014. -36 с.
22 Управление проектами // Онлайн-журнал для профессионалов : [Электронный ресурс] - режим доступа:http://www.coolwebmasters.com/project-management/3815-kak-sostavit-effektivnyy-chek-list-i-poproschatsya-so-starymi-grablyami.html
23 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" : [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
24 Официальный сайт Министерства Здравоохранения Хабаровского края : [Электронный ресурс] - режим доступа:http://zdrav.medkhv.ru/node/2023
25 Юркова Т. И. Затраты на качество: методические указания, предназначенные для студентов специальности 220501 "Управление качеством" / Т. И. Юркова, Сиб. федер. ун-т. - Красноярск, 2011. - 31 с.