ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теория и практика развития инфраструктуры малоэтажного строительства .... 7
1.1 Сущность и основание малоэтажного строительства 7
1.2 Понятие «инфраструктуры» 13
1.3 Отечественный и зарубежный опыт развития малоэтажного строительства 17
1.4 Тенденции развития инфраструктуры малоэтажного строительства 25
2 Анализ инфраструктуры малоэтажного строительства г. Красноярска и
направление его развития 32
2.1 Социально-экономическая характеристика г. Красноярска 32
2.1.1 Общие сведения о городском округе 32
2.1.2 Анализ демографической ситуации и рынка труда 33
2.1.3 Анализ инвестиционной активности г. Красноярска 37
2.1.4 Анализ развития строительной отрасли г. Красноярска 40
2.2 Градостроительные особенности г. Красноярска в части размещения
малоэтажного строительства 52
2.3 Характеристика инфраструктуры малоэтажного строительства в
г. Красноярске 74
2.3.1 Требования к размещению объектов социальной инфраструктуры 77
2.3.2 Характеристика и требования к размещению объектов инженерной
инфраструктуры 81
2.3.3 Требования к размещению объектов транспортной инфраструктуры . 86
3 Оценка эффективности капитальных вложений в малоэтажное строительство
для инвестора 90
3.1 Анализ потребительских предпочтений при выборе малоэтажной
застройки в г. Красноярске 90
3.2 Определение прогнозной стоимости строительства объектов 94
3.3 Оценка эффективности реализации проекта строительства малоэтажного
поселка с объектами инфраструктуры 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 112
Актуальность и масштабность вопроса подтверждается тем, что на сегодняшний день стратегией развития РФ и Красноярского края в частности до 2030 года предусмотрено увеличение доли малоэтажной застройки до 20%. В связи с этим остро встает вопрос об обеспеченности такой застройки объектами инфраструктуры.
Объект исследования - инфраструктура малоэтажного строительства. Предмет исследования - процесс развития объектов инфраструктуры малоэтажного строительства г. Красноярска
Цель исследования - выявление тенденций и разработка рекомендаций по развитию инфраструктуры малоэтажного строительства в г. Красноярске.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность и основание малоэтажного строительства;
- привести отечественный и зарубежный опыт малоэтажного строительства;
- отразить основные тенденции развития инфраструктуры малоэтажного строительства;
- провести анализ инфраструктуры малоэтажного строительства;
- выявить направления развития инфраструктуры малоэтажного строительства для г. Красноярска;
- рассмотреть градостроительные особенности г. Красноярска в части размещения малоэтажного строительства;
- охарактеризовать инфраструктуру малоэтажного строительства в г. Красноярске;
- произвести оценку эффективности капиталовложений в малоэтажное строительство для инвестора.
Научная новизна диссертационного исследования: в работе выявлены тенденции развития инфраструктуры и исследовано ее влияние на развитие малоэтажного строительства г. Красноярска.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: анализ, синтез, индукция и дедукция, статистические (графический, табличный, индексный), экономико-математические, обобщения и систематизации научных данных, сравнения, классификации.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические исследования в области малоэтажного строительства, а также обеспечения его инфраструктурой, а также официальные документы и результаты собственных расчетов и проведенных исследований.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы при разработке и принятии решения застройщиками о выборе способа обеспечения инфраструктурой малоэтажной жилой недвижимости.
Актуальность исследования определяется тем, что на сегодняшний день стратегией развития РФ и Красноярского края в частности до 2030 года предусмотрено увеличение доли малоэтажной застройки до 20%. В связи с этим остро встает вопрос об обеспеченности такой застройки объектами инфраструктуры.
Объектом исследования выступала инфраструктура малоэтажного строительства.
Предметом исследования - процесс обеспечения объектами инфраструктуры малоэтажного строительства г. Красноярска
Цель исследования - выявление тенденций и разработка рекомендаций по развитию инфраструктуры малоэтажного строительства в г. Красноярске.
Для того, чтобы раскрыть вопрос об обеспечении малоэтажного строительства инфраструктурой, нами был проведен анализ нормативно¬правовой документации, относящейся к малоэтажному строительству. Таким образом, под малоэтажным строительством в ходе работы мы понимали застройку как части, так и самостоятельной планировочной структуры городских, сельских и других поселений, разрабатываемой в соответствии с действующими нормами и утвержденными генеральными планами поселений СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажной жилой застройки», то есть в рамках какого-либо муниципального образования.
Понятия «индивидуальное жилищное строительство» и «малоэтажное жилищное строительство» в буквальной формулировке отсутствуют (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ №190-ФЗ от 29.12.2004 г. (ред. 13.07.2015 г.).
В рамках определения понятия «инфраструктура» необходимо отметить, что устройство инфраструктуры является одной из задач концептуального проектирования. На слайде представлены основные группы нормативов градостроительного проектирования, которыми регламентируется размещение
градостроительные.
Проведенный анализ российского и зарубежного опыта малоэтажного строительства показал, что в России малоэтажное строительство
распространено меньше, чем в странах США и Европы, впрочем, обеспеченность жилой площадью населения в России также уступает вышеназванным странам. На слайде вы можете видеть основные этапы развития малоэтажного строительства в России.
Нами были выделены основные особенности малоэтажного строительства в России и за рубежом. Их вы можете видеть на слайде. Одна из особенностей российского малоэтажного строительства это отсутствия зонирования и плохо развитая инфраструктура, тогда как в других странах, например, есть четкое разделение на жилую и коммерческую части.
Ввиду относительно недавнего появления особого внимания к вопросу развития малоэтажного строительства и, как следствия, его инфраструктуры, было выделено три основных тенденции.
Современное развитие застройки Красноярска отражено в двух ключевых градостроительных документах - Генеральном плане города, утвержденном в 2015 году, и Правилах землепользования и застройки, утвержденных в 2015 году. Основная цель данных документов - обеспечить устойчивое развитие городского пространства, инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур.
На слайде представлен градостроительный регламент в части размещения малоэтажной застройки.
К жилым зонам относятся участки территории города Красноярска, используемые и предназначенные для размещения жилой застройки. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов коммунального, бытового и социального обслуживания, объектов здравоохранения, объектов воспитания,
образования и просвещения, культурного развития, религиозного назначения, обслуживания автотранспорта, других объектов, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Для размещения малоэтажной жилой застройки в г. Красноярске отведены в основном существующие территории, на которых уже расположены объекты индивидуального жилищного строительства, либо ранее располагались садоводческие товарищества. Наибольшую площадь занимают объекты, расположенные в Октябрьском, Центральном и Свердловском районе г. Красноярска. Также стоит отметить, что земельные участки, предназначенные в соответствии с территориальным планированием г. Красноярска под малоэтажное строительство, отнесены ближе к границам городского образования.
Развитие инфраструктуры (инженерной, транспортной, социальной) в г. Красноярске ведется в рамках детальной проработки основных планировочных решений, заложенных в Генеральном плане, через реализацию проектов планировки и межевания территорий.
С целью анализа потребительских предпочтений при выборе объектов малоэтажного строительства, а также оценки влияния инфраструктуры на покупательный спрос, в апреле-мае 2016 г. было проведено анкетирование. На слайде представлена социально-демографическая структура респондентов. Средний возраст респондентов - 34 года, большинство из которых состоит в браке, с детьми.
Большинство опрошенных планируют использовать жилой дом в качестве объекта постоянного проживания. Наиболее важным критерием респонденты обозначили местоположение объекта. Вторым по значимости критерием является цена земельного участка и здания. К значимым критериям также можно отнести: наличие инженерных коммуникаций, окружающую природу, а также наличие объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, наличие объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также развитая транспортная инфраструктура в значительной степени влияют на принятие потенциальным потребителем решения о выборе объекта малоэтажной застройки.
Согласно проведенному опросу, можно отметить, что при наличии объектов инфраструктуры покупатели готовы приобрести малоэтажный жилой дом за большую стоимость.
В рамках ВКР была произведена оценка эффективности реализации проекта строительства малоэтажного поселка, общей площадью 89 960 кв.м. на земельном участке 20 га. Малоэтажный поселок обеспечен объектами инфраструктуры: социальной, транспортной, инженерной, данные
представлены на слайде.
Для оценки влияния развития инфраструктуры на стоимость малоэтажного строительства было рассмотрено два варианта:
1 вариант: объектами инфраструктуры обеспечивает малоэтажный
поселок застройщик.
2 вариант: покупатель приобретает жилой дом, самостоятельно
обеспечивая его инженерной инфраструктурой.
В обоих вариантах строительство объектов транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется в рамках государственно-частного партнерства.
Расчет инвестиционных затрат выполнен на основании государственных сметных нормативов цены строительства (ред. 2014 г.).
Оценка эффективности реализации проекта выполнена с учетом и без учета фактора времени.
Полученные значения показателей эффективности в полной мере свидетельствуют об экономической целесообразности реализации рассматриваемого инвестиционного проекта, как с объектами инфраструктуры, так и без них, однако можно сделать вывод, что строительство малоэтажного поселка без строительства инфраструктуры принесет больший прирост доходов застройщику, тем не менее в расчете экономической эффективности не учитывался социальный эффект, который принесет строительство школы и детских садов, также наличие развитой инфраструктуры позволит увеличить спрос на недвижимое имущество поселка и снизить коммерческие риски поселка.
Градостроительный кодекс РФ №190-ФЗ от 29.12.2004 г. (ред. 13.07.2015 г.) - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
2 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» - Зарегистрирован в Министерстве юстиций РФ 08.09.2014 г.) - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
3 Письмо Росреестра от 03.03.2015 №14 - исх/02858-ГЕ/15 «О видах разрешенного использования земельных участков» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
4 Письмо Росреестра от 22.09.2014 №14-исх/10686-ГЕ/14 «О видах разрешенного использования земельных участков» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
5 Письмо Росреестра от 25.12.2014 № Д23и-3952 «О видах разрешенного
использования земельных участков» - Справочная правовая система
КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
6 Письмо Росреестра от 26.01.2015 № Д23и-179 «О видах разрешенного
использования земельных участков» - Справочная правовая система
КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
7 Федеральный закон от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
8 СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные» (Приложение Б, справочное) Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
9 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (Приложение Б, справочное) Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
10 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01¬89 - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
11 СП 4.13130.2013 «Система противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно¬планировочным и конструктивным решениям» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
12 Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»! - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
13 О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
14 План разработки и актуализации сводов правил на 2015 год и плановый период до 2017 года от 30.06.2015 с изм. 04.09.2015 года №470/пр
15 СП 124.13330.2012 «Тепловые сети» Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
16 СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения» Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85 - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
17 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»
Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* - Справочная правовая
система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
18 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
19 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
20 СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к
естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»! - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
21 СанПин 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений и общественных зданий и территорий» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
22 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»!- Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
23 СП 11-106-97 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих объединений граждан» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
24 СП 11-111-99 «Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства»!- Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
25 СП 31-106-2002 «Проектирование и строительство инженерных систем
одноквартирных жилых домов»! - Справочная правовая система
КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
26 МДС 13-6.2000 «Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания»!- Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
27 МДС 41.2-2000 «Инструкция по размещению тепловых агрегатов, предоставленных для отопления и горячего водоснабжения одноквартирных или блокированных жилых домов» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
28 Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
29 Федеральный закон от 07.07.2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
30 Федеральный закон от 15.0411998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
31 СП 30-102-99 «Планировка и застройка малоэтажной жилой застройки» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
32 СНиП 30-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»! - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
33 «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период 2020 года» - проект Правительством Края совместно с экспертами института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск) и Сибирского федерального университета.
34 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1957 N 931 «О развитии жилищного строительства в СССР». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=4707.
35 UNITED NATIONS CENTRE FOR HOUSING, BUILDING AND PLANNING. Section 1:Housing needs, trends and prospects. URL: http://www.fao.Org/docrep/c3848e/c3848e03.htm#TopOfPage (дата обращения: 05.06.2014)
36 Бондаренко Е.Ю. Зарубежный опыт организации малоэтажного строительства // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 2 (8)
37 Стадник Е.Б. Опыт проектирования современного малоэтажного жи¬лища на основе унификации строительных конструкций // Журнал «Архи- тектон - известия вузов». - 2012. - № 38
39 Анализ зарубежного опыта индивидуального малоэтажного домостроения и возможности развития ИМД в России
40 Федеральный закон от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ред. 29.12.2015 г. - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
41. Прогноз социально-экономического развития города Красноярска на
2016-2018 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/social situation/Pages/default.aspx
42. Генеральный план территориального развития города Красноярска
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/town planning/Pages/default.aspx
43. Генеральный план городского округа город Красноярск,
утвержденный решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 г. № 7-107 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/town planning/Pages/osn shema.aspx
44. Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/Pages/pzz.aspx
45. Проекты планировки территорий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/proiect plan/Pages/default.aspx
46 Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 506/пр. «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры» -
Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог.
47 МДС 81-02-12-2011. Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры разработаны саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Национальное объединение специалистов стоимостного инжиниринга». Утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.10.2011 № 481.
48 Приложение 1 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 506/пр. «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог
49 Приложение 3 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 506/пр. «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры»
- Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог
50 Приложение 8 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 506/пр. «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры»
- Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог
51 Приложение 17 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 506/пр. «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры»
- Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог
52 Приложение 12 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 506/пр. «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры»
- Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог
53 Приложение 14 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 506/пр. «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры» - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Имеется печ. аналог