Введение 6
1. Литературный обзор 9
1.1 История художественного литья 9
1.2 История брошей 14
1.2.1 Виды брошей 15
1.3 История использования цинка 17
2 Художественная часть 19
2.1 Разработка композиционного решения 19
2.2 Значение и символика колибри 20
2.3 Выбор металла 20
2.4 Применение цинка 25
2.5 Выбор камня 27
2.5.1 Основные месторождения 28
3. Технологическая часть 29
3.1 Выбор способа литья 29
3.2 Литье по выплавляемым моделям 29
3.3 Изготовление модели 30
3.4 Формовочные материалы 34
3.5 Приготовление смеси для формы по выплавляемым моделям..36
3.6 Заливка металла 37
3.7 Расчет литниково-питающей системы 38
3.8 Выбор места подвода металла 39
3.9 Финишные операции 40
3.10 Декоративная обработка 42
Заключение 44
Список использованных источников 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
Художественное литьё — технологический процесс изготовления изделий (отливок) путем заполнения форм расплавленным металлом; процесс литья основан на способности металлов и их сплавов в расплавленном состоянии заполнять формы любой сложности, а после затвердения и извлечения из формы сохранять полученную конфигурацию. Литьё позволяет получать отливки сложных форм, не только в единичном экземпляре, больших и малых размеров высокого качества, но и серийном производстве. Методами художественного литья переводятся из мягкого материала в металл произведения скульптуры, барельефы, ограждения, светильники, кабинетная скульптура и прочее. В настоящее время производство художественных отливок является актуальной темой.
С развитием литейного производства художественное литьё постепенно выделилось в отдельную отрасль, где применяются специфические методы формообразования.
Существует много способов и технологий изготовления художественных отливок, но один из наиболее используемых, является литье по выплавляемым моделям.
Метод литья по выплавляемым моделям является универсальным способом получения художественных отливок любых габаритов, массы, степени сложности из металлов любых марок. Достоинства метода дают возможность приблизить отливку к готовому изделию, а в ряде случаев получить её без механической обработки и чеканки.
В настоящее время по мимо изготовлении художественных статуарных отливок и ювелирных изделий этот метод используют, также и в зубопротезном производстве.
Первоначально изготавливают пресс-форму, внутренняя полость которой выполняется с большой точностью и качественной поверхностью. В неё заливается или запрессовывается воскообразный модельный состав. Модель с литниковой системой, погружается в сметанообразную суспензию, состоящую из жидкой фазы (этилсиликатный связующий раствор) и твёрдой (пылевидный кварц). При извлечении модели на ней остаётся слой суспензии, который обсыпается песком. Этот слой высушивают. Операция нанесения слоёв повторяется несколько раз в зависимости от размера модели (обычно 3-6 слоёв). Из полученной многослойной оболочки модельный состав удаляют выплавлением в горячей жидкости, горячим воздухом или паром. Освобождённая от модельного состава оболочка, засыпается опорным наполнителем (песком) и прокаливается при температуре 800-900 0С для полного удаления органических остатков суспензии и модельного состава.
После заливки металла в форму удаляют литниковую систему,отливку очищают.
Универсальность и большие возможности процесса литья по выплавляемым моделям сопряжены с многооперационностью, применением большого числа дорогостоящих материалов, высокой трудоёмкостью и энергоёмкостью, что сказывается на себестоимости отливок. Поэтому выбор данного способа для конкретных отливок должен быть экономически обоснован.
По мимо художественного литья, метод литья по выплавляемым моделям получил значительное распространение и в машиностроении, а также приборостроения, благодаря ряду преимуществ по сравнению с другими способами изготовления деталей. Так как говорилось ранее, данный метод позволяет максимально приблизить заготовку к готовой детали, а в ряде случаев получать деталь, не требующую какой-либо дополнительной обработки перед сборкой. За счет сокращения механической обработки, уменьшается расход металла и инструмента, сокращается потребность в рабочих высокой квалификации, в оборудовании, приспособлениях, производственных площадях, создается возможность значительно усовершенствовать конструкцию изделий и повысить их эксплуатационные качества путем объединения отдельных деталей в общие узлы, уменьшения их габаритных размеров и веса.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что для успешного развития производства литья по выплавляемым моделям необходимо его дальнейшее совершенствование. Нужно создать модельные составы, полностью отвечающие требованиям производства, а также повысить и стабилизировать качество формовочных материалов, необходимых для изготовления форм высокой точности, что является основополагающим звеном данного метода литья.
Цель настоящей работы заключалась в разработке композиционного решения и технологии изготовления броши «Колибри». Для достижения указанной цели перед работой был поставлен ряд задач: разработка эскиза, изготовление модели, изготовление пресс-формы и формы, заливка и обработка.
Перед решением задач изучен литературный обзор истории художественного литья и истории создания брошей, а также проведена художественная часть работы: разработка композиционного решения, выбор металла и камня.
При решении задачи в технологической части были проведены такие операции как: изготовление модели, изготовление пресс-формы, расчет литниково-питающей системы, заливка формы огнеупорной смесью, заливка металла в полость формы и обработка.
Таким образом, задачи решены в полном объеме. В ходе всех художественных и технологических операций мы получили готовое изделие, которое было спроектировано.
1. Ю.А. Степанов, Г.Ф. Баландин, В.А. Рыбкин, Технология литейного производства: Специальные виды литья. Учебник для для вузов по специальностям «Машины и технология литейного производства», «Литейное производство черных и цветных металлов», 1983- 287с.,ил.
2. Цинк, применение. Электронный каталог. Режим доступа: http://4108.ru/u/tsink_-_primenenie
3. Боравский, В. А. Полезные страницы мастеру (радиолюбителю, ювелиру, металлообработчику)/ Боравский - Москва: учебное пособие, 2007. - 208 с.
4. Зефиров Н. С. (гл. ред.). Химическая энциклопедия: в 5 т. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. — Т. 5. — С. 378.
5. Камень Лабрадор. Свойства Лабрадора. Описание Лабрадора.
Электронный каталог. Режим доступа:
http://userdocs.ru/geografiya/36019/index.html
6. Я.И. Шкленник, В.А. Озерова, Литье по выплавляемым моделям. Изд.
2-е, переработанное и дополненное. «Машиностроение», 1971 (Инженерная монография), с. 436
7. Казаков Б.И. Металл из Атлантиды. (О цинке). — М.: Металлургия, 1984. — 128 с.
8. Шуман В. Мир камня. Драгоценные и поделочные камни. — М.: Мир, 1986. — С. 158.