Технология «кейс-менеджмент» в работе с несовершеннолетними, совершившими преступление
|
Введение 3
1. Общая характеристика личности несовершеннолетних, совершивших преступление
1.1 Понятие и особенности личности несовершеннолетнего,
совершившего преступление 6
1.2 Социальная среда как фактор формирования преступного
поведения несовершеннолетних 15
2. Теоретические и правовые аспекты технологии кейс-менеджмент
2.1 Технология кейс-менеджмент: понятие, принципы и этапы 22
2.2 Правовые аспекты реализации технологии кейс-менеджмент 33
3 Опыт реализации технологии кейс-менеджмент муниципального молодежного автономного учреждения «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»
3.1 Практическая деятельность специалистов муниципального молодежного автономного учреждения «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор» в рамках технологии кейс-менеджмент.. 39
3.2 Проблемы и практические рекомендации специалистам муниципального молодежного автономного учреждения «Центр
продвижения молодежных проектов «Вектор» 46
Заключение 53
Список использованных источников 56
1. Общая характеристика личности несовершеннолетних, совершивших преступление
1.1 Понятие и особенности личности несовершеннолетнего,
совершившего преступление 6
1.2 Социальная среда как фактор формирования преступного
поведения несовершеннолетних 15
2. Теоретические и правовые аспекты технологии кейс-менеджмент
2.1 Технология кейс-менеджмент: понятие, принципы и этапы 22
2.2 Правовые аспекты реализации технологии кейс-менеджмент 33
3 Опыт реализации технологии кейс-менеджмент муниципального молодежного автономного учреждения «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»
3.1 Практическая деятельность специалистов муниципального молодежного автономного учреждения «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор» в рамках технологии кейс-менеджмент.. 39
3.2 Проблемы и практические рекомендации специалистам муниципального молодежного автономного учреждения «Центр
продвижения молодежных проектов «Вектор» 46
Заключение 53
Список использованных источников 56
Проблемы несовершеннолетних являются актуальными и первостепенными для решения, прежде всего это связано с положением данной группы в социальной структуре и влиянием на перспективы общественного развития. Общество должно заботиться о подрастающем поколении как о своем будущем, охраняя его физическое и нравственное здоровье. Вместе с тем серьезную угрозу процессу взросления подростков представляет такое общественно опасное явление как совершение преступлений несовершеннолетними.
Раздел шесть Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, посвящен вопросам создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. В стратегии указывается, что в настоящее время в РФ отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей [1]. Вышеназванные положения Национальной стратегии действий в интересах детей закрепляют основополагающие идеи, определяющие основные направления и мероприятия в области разработки системы защиты детства, нормативную документацию, стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, актуализирующие степень значимости описываемой проблемы.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» участниками
преступлений в 2016 году стали 48,6 тыс. подростков. Несовершеннолетними и при их соучастии совершено 53,7 тыс. преступлений [2]. По данным отдела Правительства края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за 2016 год и январь-март 2017 года в Красноярском крае несовершеннолетними или при их участии было совершенно 2106 преступлений [3]. Несомненно, вышеуказанная
статистическая информация отражает негативные общественные тенденции и свидетельствует о наличие проблем.
Несмотря на то, что изучению деятельности специалистов по работе с несовершеннолетними, совершившими преступление, посвящено немало работ таких авторов как А.И. Бельского, Р.С. Ягодина, А.С. Душкина,
З.В. Овчаренко, А.Б. Гусейнова и др. [4; 5; 6; 7]. Необходимо отметить, что эти работы изучают лишь отдельные аспекты такой деятельности и в основном анализируют ее в рамках одной сферы знания: криминологии, психологии, педагогики и т.д. Очевидно, что есть необходимость в комплексном
исследовании организации работы с несовершеннолетними, совершившими преступление.
Вследствие вышесказанного перед государством и обществом стоит важная задача по организации работы с несовершеннолетними,
совершившими преступление, а также по подготовке команды
квалифицированных специалистов, способных осуществлять эту деятельность, достигая максимально положительного социального эффекта. Необходимо проведение комплексной работы с несовершеннолетними в различных сферах жизнедеятельности, направленной на устранение причин приведших к детско-семейному неблагополучию. Данная работа в первую очередь должна быть ориентирована на потребности семьи и подростка и заключаться в оказание разного вида помощи: реабилитации и адаптации подростка в обществе, работе с окружением несовершеннолетнего, организации взаимодействия, сотрудничества различных ведомств и структур, разработке методических пособий, программ и комплекса мероприятий и т.д. Одной из таких универсальных технологий, позволяющих организовать вышеназванную деятельность с несовершеннолетними, является технология кейс-менеджмент.
Объект данной работы несовершеннолетние, совершившие преступление.
Предмет - технология «кейс-менеджмент», применяемая в работе с несовершеннолетними, совершившими преступление.
Цель данной работы - разработать практические рекомендации в рамках реализации технологии «кейс-менеджмент» для специалистов муниципального молодежного автономного учреждения (далее - ММАУ) «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор».
Для выполнения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и особенности личности несовершеннолетнего, совершившего преступление.
2. Проанализировать социальную среду как фактор формирования преступного поведения несовершеннолетних.
3. Изучить понятие, принципы и этапы технологии кейс-менеджмент.
4. Исследовать правовые аспекты реализации технологии кейс¬менеджмент.
5. Изучить практическую деятельность специалистов ММАУ «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»» в рамках реализации технологии кейс-менеджмент.
6. Выявить проблемы и предложить рекомендации по реализации технологии кейс-менеджмент специалистам ММАУ «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»».
Были использованы следующие методы: сбор и анализ различной литературы по теме и нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с несовершеннолетними, совершившими преступление, и технологией кейс-менеджмент; наблюдение; интервьюирование специалистов
ММАУ «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»» и специалистов ММАУ МЦ «Свое дело».
Раздел шесть Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, посвящен вопросам создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. В стратегии указывается, что в настоящее время в РФ отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей [1]. Вышеназванные положения Национальной стратегии действий в интересах детей закрепляют основополагающие идеи, определяющие основные направления и мероприятия в области разработки системы защиты детства, нормативную документацию, стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, актуализирующие степень значимости описываемой проблемы.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» участниками
преступлений в 2016 году стали 48,6 тыс. подростков. Несовершеннолетними и при их соучастии совершено 53,7 тыс. преступлений [2]. По данным отдела Правительства края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за 2016 год и январь-март 2017 года в Красноярском крае несовершеннолетними или при их участии было совершенно 2106 преступлений [3]. Несомненно, вышеуказанная
статистическая информация отражает негативные общественные тенденции и свидетельствует о наличие проблем.
Несмотря на то, что изучению деятельности специалистов по работе с несовершеннолетними, совершившими преступление, посвящено немало работ таких авторов как А.И. Бельского, Р.С. Ягодина, А.С. Душкина,
З.В. Овчаренко, А.Б. Гусейнова и др. [4; 5; 6; 7]. Необходимо отметить, что эти работы изучают лишь отдельные аспекты такой деятельности и в основном анализируют ее в рамках одной сферы знания: криминологии, психологии, педагогики и т.д. Очевидно, что есть необходимость в комплексном
исследовании организации работы с несовершеннолетними, совершившими преступление.
Вследствие вышесказанного перед государством и обществом стоит важная задача по организации работы с несовершеннолетними,
совершившими преступление, а также по подготовке команды
квалифицированных специалистов, способных осуществлять эту деятельность, достигая максимально положительного социального эффекта. Необходимо проведение комплексной работы с несовершеннолетними в различных сферах жизнедеятельности, направленной на устранение причин приведших к детско-семейному неблагополучию. Данная работа в первую очередь должна быть ориентирована на потребности семьи и подростка и заключаться в оказание разного вида помощи: реабилитации и адаптации подростка в обществе, работе с окружением несовершеннолетнего, организации взаимодействия, сотрудничества различных ведомств и структур, разработке методических пособий, программ и комплекса мероприятий и т.д. Одной из таких универсальных технологий, позволяющих организовать вышеназванную деятельность с несовершеннолетними, является технология кейс-менеджмент.
Объект данной работы несовершеннолетние, совершившие преступление.
Предмет - технология «кейс-менеджмент», применяемая в работе с несовершеннолетними, совершившими преступление.
Цель данной работы - разработать практические рекомендации в рамках реализации технологии «кейс-менеджмент» для специалистов муниципального молодежного автономного учреждения (далее - ММАУ) «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор».
Для выполнения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и особенности личности несовершеннолетнего, совершившего преступление.
2. Проанализировать социальную среду как фактор формирования преступного поведения несовершеннолетних.
3. Изучить понятие, принципы и этапы технологии кейс-менеджмент.
4. Исследовать правовые аспекты реализации технологии кейс¬менеджмент.
5. Изучить практическую деятельность специалистов ММАУ «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»» в рамках реализации технологии кейс-менеджмент.
6. Выявить проблемы и предложить рекомендации по реализации технологии кейс-менеджмент специалистам ММАУ «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»».
Были использованы следующие методы: сбор и анализ различной литературы по теме и нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с несовершеннолетними, совершившими преступление, и технологией кейс-менеджмент; наблюдение; интервьюирование специалистов
ММАУ «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»» и специалистов ММАУ МЦ «Свое дело».
Подводя общий итог данной работы, необходимо еще раз отметить, что все несовершеннолетние нуждаются в особом подходе и заботе со стороны окружающего общества. Одной из важных и актуальных современных проблем этой группы является совершение различных преступлений, это явление представляет собой дестабилизирующий фактор и требует целенаправленной работы по уменьшению и устранению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. Работа с несовершеннолетними, совершившими преступление, всегда будет являться сложной и требующей детального рассмотрения всех аспектов, таких как личностные характеристики каждого корректного индивида, особенности его жизненной ситуации, окружающей социальной среды и д.р. Таким образом, можно утверждать, что этому возрасту присущ ряд личностных особенностей, делающий положение этой группы наиболее уязвимым и незащищенным. Несовершеннолетние, совершившие преступление, это лица в возрасте от 14 до 18 лет, имеющие внутренние нарушения в формировании мотивационно - личностного комплекса, это происходит вследствие влияния различных факторов как внешних, так и внутренних. В целом, структура ценностей у детей этого возрастного периода очень сложна, противоречива и легко изменяема.
Работая с несовершеннолетними, необходимо учитывать все
специфические личностные особенности этой группы, что вызывает необходимость правильного применения различных современных и
эффективных технологий, разработку новых приемов, способов и программ, а также методического материала. Так нами была рассмотрена относительно новая для нашего общества технология кейс-менеджмент, которая, благодаря своему содержанию и целенаправленности, может вывести работу с несовершеннолетними, совершившими преступление, на качественно новый уровень. Структурированность и доступность этой технологии позволяет специалистам молодежных центров и учреждений профилактики активно применять ее на практике и получать видимые положительные результаты.
Данная технология помогает несовершеннолетним, совершившим преступление, вернуться к нормальной жизни в обществе, а также получить навыки ассертивного поведения, адаптации к конфликтным ситуациям и противостоять негативному влиянию. В результате несовершеннолетний, совершивший преступление, получает возможность заново усвоить для себя общественно одобряемые нормы поведения и находить социально приемлемые выходы из сложных ситуаций. Справедливо также отметить, что технология кейс-менеджмент при правильной ее реализации, оказывает положительное влияние не только непосредственно на несовершеннолетнего, совершившего преступление, но и на его семью, близкое окружение. Акцент здесь делается, прежде всего, на соблюдение и защиту прав и интересов всех участников ситуации, а также их взаимной ответственности за конкретный случай.
Важно чтобы специалист, работающий в рамках данной технологии, был профессионалом своего дела, обладал соответствующими знаниями, навыками и умениями, соблюдал установленные принципы, этапы и стандарты технологии кейс-менеджмент, а также в своей деятельности руководствовался существующим законодательством и должностными инструкциями.
К сожалению, на практике применения вышеуказанной технологии, в настоящий момент, существуют некоторые проблемы, нарушающие ход реализации технологии кейс-менеджмент. Наиболее остро стоят следующие из них: низкий уровень организации системы взаимодействия субъектов системы профилактики и в целом членов рабочей группы как междисциплинарной команды, низкий уровень профессиональной компетентности специалистов, реализующих указанную технологию и высокая нагрузка на них, отсутствие контакта, доверительных отношений с несовершеннолетним, совершившим преступление и членами его семьи, близкого окружения. На практике указанные проблемы приводят к нарушению базовых принципов технологии «кейс-менеджмент», этапов ее реализации, что искажает саму суть технологии. Однако, очевидно, что все перечисленные трудности имеют разумные способы решения, которые были предложены ранее в данной работе. Совместными усилиями специалистов, учреждений, семей, общества и государства возможен поиск наиболее оптимальных путей решения вышеперечисленных проблем.
Работая с несовершеннолетними, необходимо учитывать все
специфические личностные особенности этой группы, что вызывает необходимость правильного применения различных современных и
эффективных технологий, разработку новых приемов, способов и программ, а также методического материала. Так нами была рассмотрена относительно новая для нашего общества технология кейс-менеджмент, которая, благодаря своему содержанию и целенаправленности, может вывести работу с несовершеннолетними, совершившими преступление, на качественно новый уровень. Структурированность и доступность этой технологии позволяет специалистам молодежных центров и учреждений профилактики активно применять ее на практике и получать видимые положительные результаты.
Данная технология помогает несовершеннолетним, совершившим преступление, вернуться к нормальной жизни в обществе, а также получить навыки ассертивного поведения, адаптации к конфликтным ситуациям и противостоять негативному влиянию. В результате несовершеннолетний, совершивший преступление, получает возможность заново усвоить для себя общественно одобряемые нормы поведения и находить социально приемлемые выходы из сложных ситуаций. Справедливо также отметить, что технология кейс-менеджмент при правильной ее реализации, оказывает положительное влияние не только непосредственно на несовершеннолетнего, совершившего преступление, но и на его семью, близкое окружение. Акцент здесь делается, прежде всего, на соблюдение и защиту прав и интересов всех участников ситуации, а также их взаимной ответственности за конкретный случай.
Важно чтобы специалист, работающий в рамках данной технологии, был профессионалом своего дела, обладал соответствующими знаниями, навыками и умениями, соблюдал установленные принципы, этапы и стандарты технологии кейс-менеджмент, а также в своей деятельности руководствовался существующим законодательством и должностными инструкциями.
К сожалению, на практике применения вышеуказанной технологии, в настоящий момент, существуют некоторые проблемы, нарушающие ход реализации технологии кейс-менеджмент. Наиболее остро стоят следующие из них: низкий уровень организации системы взаимодействия субъектов системы профилактики и в целом членов рабочей группы как междисциплинарной команды, низкий уровень профессиональной компетентности специалистов, реализующих указанную технологию и высокая нагрузка на них, отсутствие контакта, доверительных отношений с несовершеннолетним, совершившим преступление и членами его семьи, близкого окружения. На практике указанные проблемы приводят к нарушению базовых принципов технологии «кейс-менеджмент», этапов ее реализации, что искажает саму суть технологии. Однако, очевидно, что все перечисленные трудности имеют разумные способы решения, которые были предложены ранее в данной работе. Совместными усилиями специалистов, учреждений, семей, общества и государства возможен поиск наиболее оптимальных путей решения вышеперечисленных проблем.



