Введение 3
1. Общая характеристика личности несовершеннолетних, совершивших преступление
1.1 Понятие и особенности личности несовершеннолетнего,
совершившего преступление 6
1.2 Социальная среда как фактор формирования преступного
поведения несовершеннолетних 15
2. Теоретические и правовые аспекты технологии кейс-менеджмент
2.1 Технология кейс-менеджмент: понятие, принципы и этапы 22
2.2 Правовые аспекты реализации технологии кейс-менеджмент 33
3 Опыт реализации технологии кейс-менеджмент муниципального молодежного автономного учреждения «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»
3.1 Практическая деятельность специалистов муниципального молодежного автономного учреждения «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор» в рамках технологии кейс-менеджмент.. 39
3.2 Проблемы и практические рекомендации специалистам муниципального молодежного автономного учреждения «Центр
продвижения молодежных проектов «Вектор» 46
Заключение 53
Список использованных источников 56
Проблемы несовершеннолетних являются актуальными и первостепенными для решения, прежде всего это связано с положением данной группы в социальной структуре и влиянием на перспективы общественного развития. Общество должно заботиться о подрастающем поколении как о своем будущем, охраняя его физическое и нравственное здоровье. Вместе с тем серьезную угрозу процессу взросления подростков представляет такое общественно опасное явление как совершение преступлений несовершеннолетними.
Раздел шесть Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, посвящен вопросам создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. В стратегии указывается, что в настоящее время в РФ отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей [1]. Вышеназванные положения Национальной стратегии действий в интересах детей закрепляют основополагающие идеи, определяющие основные направления и мероприятия в области разработки системы защиты детства, нормативную документацию, стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, актуализирующие степень значимости описываемой проблемы.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» участниками
преступлений в 2016 году стали 48,6 тыс. подростков. Несовершеннолетними и при их соучастии совершено 53,7 тыс. преступлений [2]. По данным отдела Правительства края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за 2016 год и январь-март 2017 года в Красноярском крае несовершеннолетними или при их участии было совершенно 2106 преступлений [3]. Несомненно, вышеуказанная
статистическая информация отражает негативные общественные тенденции и свидетельствует о наличие проблем.
Несмотря на то, что изучению деятельности специалистов по работе с несовершеннолетними, совершившими преступление, посвящено немало работ таких авторов как А.И. Бельского, Р.С. Ягодина, А.С. Душкина,
З.В. Овчаренко, А.Б. Гусейнова и др. [4; 5; 6; 7]. Необходимо отметить, что эти работы изучают лишь отдельные аспекты такой деятельности и в основном анализируют ее в рамках одной сферы знания: криминологии, психологии, педагогики и т.д. Очевидно, что есть необходимость в комплексном
исследовании организации работы с несовершеннолетними, совершившими преступление.
Вследствие вышесказанного перед государством и обществом стоит важная задача по организации работы с несовершеннолетними,
совершившими преступление, а также по подготовке команды
квалифицированных специалистов, способных осуществлять эту деятельность, достигая максимально положительного социального эффекта. Необходимо проведение комплексной работы с несовершеннолетними в различных сферах жизнедеятельности, направленной на устранение причин приведших к детско-семейному неблагополучию. Данная работа в первую очередь должна быть ориентирована на потребности семьи и подростка и заключаться в оказание разного вида помощи: реабилитации и адаптации подростка в обществе, работе с окружением несовершеннолетнего, организации взаимодействия, сотрудничества различных ведомств и структур, разработке методических пособий, программ и комплекса мероприятий и т.д. Одной из таких универсальных технологий, позволяющих организовать вышеназванную деятельность с несовершеннолетними, является технология кейс-менеджмент.
Объект данной работы несовершеннолетние, совершившие преступление.
Предмет - технология «кейс-менеджмент», применяемая в работе с несовершеннолетними, совершившими преступление.
Цель данной работы - разработать практические рекомендации в рамках реализации технологии «кейс-менеджмент» для специалистов муниципального молодежного автономного учреждения (далее - ММАУ) «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор».
Для выполнения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и особенности личности несовершеннолетнего, совершившего преступление.
2. Проанализировать социальную среду как фактор формирования преступного поведения несовершеннолетних.
3. Изучить понятие, принципы и этапы технологии кейс-менеджмент.
4. Исследовать правовые аспекты реализации технологии кейс¬менеджмент.
5. Изучить практическую деятельность специалистов ММАУ «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»» в рамках реализации технологии кейс-менеджмент.
6. Выявить проблемы и предложить рекомендации по реализации технологии кейс-менеджмент специалистам ММАУ «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»».
Были использованы следующие методы: сбор и анализ различной литературы по теме и нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с несовершеннолетними, совершившими преступление, и технологией кейс-менеджмент; наблюдение; интервьюирование специалистов
ММАУ «Центр продвижения молодежных проектов «Вектор»» и специалистов ММАУ МЦ «Свое дело».
Подводя общий итог данной работы, необходимо еще раз отметить, что все несовершеннолетние нуждаются в особом подходе и заботе со стороны окружающего общества. Одной из важных и актуальных современных проблем этой группы является совершение различных преступлений, это явление представляет собой дестабилизирующий фактор и требует целенаправленной работы по уменьшению и устранению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. Работа с несовершеннолетними, совершившими преступление, всегда будет являться сложной и требующей детального рассмотрения всех аспектов, таких как личностные характеристики каждого корректного индивида, особенности его жизненной ситуации, окружающей социальной среды и д.р. Таким образом, можно утверждать, что этому возрасту присущ ряд личностных особенностей, делающий положение этой группы наиболее уязвимым и незащищенным. Несовершеннолетние, совершившие преступление, это лица в возрасте от 14 до 18 лет, имеющие внутренние нарушения в формировании мотивационно - личностного комплекса, это происходит вследствие влияния различных факторов как внешних, так и внутренних. В целом, структура ценностей у детей этого возрастного периода очень сложна, противоречива и легко изменяема.
Работая с несовершеннолетними, необходимо учитывать все
специфические личностные особенности этой группы, что вызывает необходимость правильного применения различных современных и
эффективных технологий, разработку новых приемов, способов и программ, а также методического материала. Так нами была рассмотрена относительно новая для нашего общества технология кейс-менеджмент, которая, благодаря своему содержанию и целенаправленности, может вывести работу с несовершеннолетними, совершившими преступление, на качественно новый уровень. Структурированность и доступность этой технологии позволяет специалистам молодежных центров и учреждений профилактики активно применять ее на практике и получать видимые положительные результаты.
Данная технология помогает несовершеннолетним, совершившим преступление, вернуться к нормальной жизни в обществе, а также получить навыки ассертивного поведения, адаптации к конфликтным ситуациям и противостоять негативному влиянию. В результате несовершеннолетний, совершивший преступление, получает возможность заново усвоить для себя общественно одобряемые нормы поведения и находить социально приемлемые выходы из сложных ситуаций. Справедливо также отметить, что технология кейс-менеджмент при правильной ее реализации, оказывает положительное влияние не только непосредственно на несовершеннолетнего, совершившего преступление, но и на его семью, близкое окружение. Акцент здесь делается, прежде всего, на соблюдение и защиту прав и интересов всех участников ситуации, а также их взаимной ответственности за конкретный случай.
Важно чтобы специалист, работающий в рамках данной технологии, был профессионалом своего дела, обладал соответствующими знаниями, навыками и умениями, соблюдал установленные принципы, этапы и стандарты технологии кейс-менеджмент, а также в своей деятельности руководствовался существующим законодательством и должностными инструкциями.
К сожалению, на практике применения вышеуказанной технологии, в настоящий момент, существуют некоторые проблемы, нарушающие ход реализации технологии кейс-менеджмент. Наиболее остро стоят следующие из них: низкий уровень организации системы взаимодействия субъектов системы профилактики и в целом членов рабочей группы как междисциплинарной команды, низкий уровень профессиональной компетентности специалистов, реализующих указанную технологию и высокая нагрузка на них, отсутствие контакта, доверительных отношений с несовершеннолетним, совершившим преступление и членами его семьи, близкого окружения. На практике указанные проблемы приводят к нарушению базовых принципов технологии «кейс-менеджмент», этапов ее реализации, что искажает саму суть технологии. Однако, очевидно, что все перечисленные трудности имеют разумные способы решения, которые были предложены ранее в данной работе. Совместными усилиями специалистов, учреждений, семей, общества и государства возможен поиск наиболее оптимальных путей решения вышеперечисленных проблем.
1 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
2 Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru/
3 Красноярский край. Официальный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/
4 Бельский, А. И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / А.И. Бельский, Р.С. Ягодин // Российский следователь. - 2015. - № 15. - С. 28-39.
5 Душкин, А. С. Психологическое содержание профилактической
деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями / А.С. Душкин // Психология и педагогика: методика и проблемы
практического применения. - 2010. - № 12-1. - С. 96-100.
6 Овчаренко, З. В. К вопросу об изучении личности
несовершеннолетнего виновного / З.В. Овчаренко // Российский судья. - 2008. - № 9. - С. 6-12.
7 Гусейнов, А. Б. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. Теория и практика общественного развития: учебник / А.Б. Гусейнов. - Москва: Юрайт, 2008. - 155 с.
8 Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996
№ 63-ФЗ [Электронный ресурс]. Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_
9 Брейтуэйт, Дж. Преступление, стыд и воссоединение / Дж. Брейтуэйт; пер. с англ. Н.Д. Хариковой под общ. ред. М.Г. Флямера. - М.: МОО Центр Судебно-правовая реформа, 2002. - 310 с.
10 Выготский, Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2001. - 412 с.
11 Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
12 Братченко, С. Л. Личностный рост и его критерии / С. Л. Братченко, М. Р. Миронова // Психологические проблемы самореализации личности. Научный сборник. - СПб.: Речь, 2007. - С. 38-46.
13 Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства. / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
14 Рыбоконь, Р. А. Методика оценки начальной стадии социальной запущенности детей подростков / Р.А. Рыбоконь // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. - С. 438-442.
15 Гиль, С. С. Ресурсы гуманистического психолого-педагогического подхода в решении прагматичных задач профессионального образования и новые роли педагога / С.С. Гиль // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 1(12). - С. 63-65.
16 Лунеев, В. В. Криминология: учебник для академического
бакалавриата / В.В. Лунеев. - М.: Юрайт. - 2014. - 686 с.
17 Тюшнякова, О. В. Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правовой регламентации / О.В. Тюшнякова // Сборник научных статей. - Тольяттинский государственный университет. - 2011. - 161 с.
18 Антонян, Ю. М. Криминология: учебник для бакалавров 2-е издание / Ю.М. Антонян. - Москва: Юрайт, 2014. - 532 с.
19 Бельский, А. И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / А.И. Бельский, Р.С. Ягодин // Российский следователь. - 2015. - № 15. - С. 28-39.
20 Ажиев, В. В. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей // Теория и практика общественного развития. № 5. 2012. С.288-291.
21 Курганов, С. И. Криминология: учебник / С.И. Курганов. - М.: Юнити-Дана. - 2007. - 184 с.
22 Алауханов, Е. О. Криминология: учебник / Е.О. Алауханов. - СПб.: Юридический Пресс. - 2013. - 608 с.
23 Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 2000. - 298 с.
24 Выготский, Л. С. Биологический и социальный факторы воспитания. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - М., 1991. - 390 с.
25 Мальцева, Л. В. Преступность среди несовершеннолетних и ее предупреждение / Л.В. Мальцева // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - №4 - C. 101-119.
26 Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». - 2001. - 672 с.
27 Междисциплинарное ведение случая в работе с безнадзорными несовершеннолетними / под ред. Ю.В. Батлук, Р.В. Йорика, С.В. Суворовой. - СПб.: Врачи детям. - 2009. - 74 с.
28 Скрипченко, Н. Ю. Основные этапы и процессы внедрения ювенальных технологий в Архангельской области / Н.Ю. Скрипченко, Н.В. Машинская // Вопросы ювенальной юстиции. - 2015. - № 3. - С. 20-31.
29 Юрченко, Л. В. Теоретические основы восстановительного правосудия. Методика «кейс-менеджмент» / Л.В. Юрченко // Вестник ОГУ. - 2010. - №3 - С. 164-168.
30 Тугаров, А. Б. Соотношение детерминирующего влияния факторов социальной адаптации в кейс-менеджменте социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов / А.Б. Тугаров, А.С. Дудкин // Известия ПгПу им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 66-74.
31 Сборник кейсов для вузов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла: учебно-методическое пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. - 138 с.
32 Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс]. - СПб.: «Врачи детям», «Эвричайлд», 2008. Режим доступа: http://spid18.ru/files/for_professionals
33 Высоцкая, Н.В. Технология внедрения качественных социальных сервисов, услуг и проектов, доступных для несовершеннолетних, членов их семей в сфере молодежной политики: методическое пособие/ Н.В. Высоцкая, Н.А. Никитина, Е.Ю. Черкашина // под. общ. ред. Н.В. Высоцкой. - Красноярск, 2011.-100 с.
34 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан
в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
35 Федеральный закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ // СПС Гарант
[Электронный ресурс].
36 Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Красноярск [Электронный ресурс]. - Красноярск.
- № 2. Режим доступа:Шр://в1:иёуёос.ги/ёос/4465077/аёт1ш81:гас1уа-§огоёа- krasnoyarsk
37 Положение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края «О кураторе случая межведомственной группы специалистов, реализующих индивидуальную программу реабилитации семьи (несовершеннолетнего), находящейся в социально опасном положении» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/Power/Council/Child/opyt.pdf
38 Постановление Правительства Красноярского края от 17.12.2014 № 598-п "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423905237 39 Закон Красноярского края «О системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.10.02г. № 4-608 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/985010020
40 Постановление администрации города Красноярска от 04.10.2006 № 820 «О ведении в городе Красноярске учета несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/administration/commission/Documents/
polojenie