Введение 4
1 Анализ научно -методической литературы по избранной
тематике 6
1.1 Менеджмент как важный фактор развития спортивной индустрии 6
1.2 Экстремальные виды спорта 25
1.3 Профессиональная переподготовка 29
2 Организация и методы исследования 40
2.1 Влияние физической культуры и спорта на социально -экономическое
развитие 40
2.2 Анализ рынка спортивно-оздоровительных услуг г. Красноярска 50
2.3 ЦЭС «Спортэкс» и анализ его деятельности 56
3 Организация проекта профессиональной переподготовки инструкторов
ЦЭС «Спортэкс» на базе ИФКСиТ СФУ 67
3.1 Реализация проекта 67
3.2 Социально -экономическое значение проекта 72
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения
На сегодняшний день экстремальные виды спорта набирают все большую популярность в России. Почти все виды экстремального спорта зародились в западных странах, а затем получили распространение по всему миру. Связано это с тем, что, новые виды спорта очень зрелищны. Но нужно отметить, что экстремальный спорт неразрывно связан с риском. Объясняется это большой физической активностью спортсмена и как следствие высокая возможность получения травм и причинения ущерба здоровью.
В Красноярске функционирует центр экстремального спорта «Спортэкс», где открыты секции по семнадцати видам спорта. Данный комплекс не имеет аналогов в России и является самым крупным во всей Европе. В секциях по видам спорта работают инструкторы - бывшие и действующие спортсмены, призеры и участники соревнований различного уровня. Воспитанники ЦЭС «Спортэкс» также являются призерами всероссийских и международных соревнований, таких как «Международный картель», «Red Jam contest» и «Winterclash». В ходе исследования авторами было проведен опрос инструкторов, который выявил отсутствие профильного физкультурно¬спортивного образования, что мешает с максимальной эффективностью проводить тренировочные занятия. Естественно, все это негативно влияет на результаты выступлений на соревнованиях воспитанников данных инструкторов. Потому нами было предложено разработать проект профессиональной переподготовки инструкторов ЦЭС «Спортэкс».
Актуальность исследования заключается в том, что профессиональная переподготовка будет проводиться с учетом специфики экстремальных видов спорта.
Цель нашего исследования: разработка проекта профессиональной переподготовки инструкторов ЦЭС «Спортэкс» на базе ИФКСиТ СФУ.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по избранной тематике.
3
2. Анализ деятельности ЦЭС «Спортэкс», в частности, квалификации инструкторов, качества тренировочного процесса как такового и выявление проблематики.
3. Разработка элементов проекта профессиональной переподготовки.
4. Оценка социально-экономического значения проекта.
Объект исследования: деятельность центра экстремального спорта «Спортэкс».
Предмет исследования: процесс внедрения проекта профессиональной переподготовки инструкторов ЦЭС «Спортэкс» на базе ИФКСиТ СФУ.
Методы исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, анализ, сравнение.
Гипотеза исследования основана на предположении, что проект повышения квалификации и переподготовки будет иметь положительный эффект для ЦЭС «Спортэкс» и будет выражаться в:
1. Повышении результативности тренировочного процесса и как следствие, увеличении количества призеров соревнований различного уровня из числа подопечных инструкторов.
2. Повышении количества занимающихся и, соответственно, роста выручки организации.
В ходе проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что инструктор, имеющий физкультурно-спортивное образование, знаком с основами теории и методики физической культуры и спорта, педагогики и психологии, соответственно, пользуясь знаниями, может рационально организовывать воспитанников, оказывать на них положительное влияние, не допускать падения дисциплины в группе, добиваться улучшения спортивных результатов. В то же время, инструктор без физкультурно-спортивного образования может пытаться лишь интуитивно контролировать данные показатели, так как не имеет знаний о средствах и методах воспитания физических и морально -волевых качеств.
Так же нами были выполнены поставленные задачи:
1. Проанализирована научно -методическая литература о менеджменте в сфере физической культуры и спорта, об экстремальных видах спорта и о профессиональной подготовке.
2. Проанализирована деятельность ЦЭС «Спортэкс», посредством опроса определена квалификация инструкторов. Так же при помощи проведенного педагогического анализа занятия выявлена проблема, которая заключается в более низком качестве проведения тренировочного занятия у инструкторов без профильного образования по сравнению с инструкторами, имеющими физкультурно-спортивное образование.
3. Разработаны элементы проекта профессиональной переподготовки инструкторов ЦЭС «Спортэкс» на базе ИФКСиТ СФУ, а именно - поставлена цель и задачи проекта, разработан учебный план курсов профессиональной переподготовки и предложены основные положения для реализации проекта.
4. В ходе исследования было определено социально-экономическое
значение проекта, которое выражается в том, что данные курсы позволят
слушателям освоить необходимые компетенции, знания и умения, что в свою
очередь приведет к повышению эффективности тренировочного процесса,
72
увеличению результативности выступлений на соревнованиях различного уровня, что приведет к повышению интереса к занятиям у занимающихся, а также будущих потенциальных посетителей ЦЭС «Спортэкс».
Все это поможет привлечению еще большего количества желающих заниматься экстремальными видами спорта, что поспособствует росту прибыли организации. К тому же, в дальнейшей перспективе полученное образование позволит инструкторам в ЦЭС «Спортэкс» повышать свою квалификацию в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что откроет возможности для совершенствования самого процесса организации занятий и улучшения качества таких занятий с данной категорией детей.