Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЦЕЛЯХ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Работа №20824

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

налогообложение

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
621
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические и методические основы формирования налогового
потенциала 9
1.1 Налоговый потенциал как элемент системы выравнивания бюджетной
обеспеченности 9
1.2 Экономическое содержание налогового потенциала 18
1.3 Методы оценки налогового потенциала: характеристика и
классификация 30
Список использованных источников

Существующая в настоящее время в России система бюджетного выравнивания предполагает необходимость адекватной и справедливой оценки бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью предоставления им финансовой помощи. Такая оценка должна исходить из существующего уровня сборов и возможного наращивания величины налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы страны. Научные исследования ученых в данной области позволили внести большой вклад в развитие межбюджетных отношений, в котором важную роль отводят налоговому потенциалу территорий. В связи с этим рассмотрение вопросов формирования, оценки и прогнозирования налогового потенциала региона требует современного осмысления, с учетом складывающихся экономических тенденций.
Налоговый потенциал отражает в себе практически все необходимые аспекты региональной политики и является одним из основных индикаторов, характеризующих уровень развития субъекта РФ, а также оказывающих влияние на экономику региона посредством его наращения. Ключевую роль в оценке налогового потенциала региона играет экономический потенциал, который позволяет оценить резервы роста экономической базы, в том числе резервы роста налоговых возможностей региона [10]. Велика роль налогового потенциала и в системе межбюджетных отношений в Российской Федерации. Выделение дотаций из федерального бюджета, как правило, осуществляется в пользу регионов, имеющих дефицитные бюджеты, с низкой долей собственных налоговых доходов. Зачастую эти регионы не стремятся изменить ситуацию, так как ежегодно получают помощь из федерального центра, при этом упуская возможность реализовать экономические возможности региона. Налоговый потенциал позволяет выявить максимально возможную сумму налоговых поступлений с учетом уровня экономического развития территории, с учетом величины инвестиций, государственного долга, являясь тем самым
показателем, который необходимо принимать во внимание при распределении объема дотаций регионам, что поможет соблюсти принцип
самофинансирования субъектов РФ, установленный Бюджетный кодекс Российской Федерации [1]. При определении величины налогового потенциала региона государство, прежде всего, преследует цель оптимального
распределения дотаций для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов.
В последние годы недостаточно внимания уделяется влиянию налогового потенциала на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, что отрицательно сказывается на эффективности моделирования налогового потенциала регионов и точности прогнозных расчетов. В законодательстве РФ отсутствует закрепление методов, поэтому регионы сами выбирают каким методом рассчитывать оценку налогового потенциала. Это вызывает особую обеспокоенность, потому что является условием высоких погрешностей при подсчете налогового потенциала. Данное обстоятельство порождает статистический разрыв между количественной характеристикой налоговой базы и налоговыми обязательствами, которые выражены фактически уплаченными сумами налогов, суммой недоимки и масштабом уклонения от уплаты налогов. Тем самым, обозначенный ряд проблем на сегодняшний день порождает отсутствие объективной оценки налогового потенциала территорий и недополучение налоговых поступлений от местной налоговой базы. Для решения поставленных вопросов возникает необходимость проведения исследования процессов формирования, оценки и развития регионального налогового потенциала. Указанные положения обусловили выбор темы диссертационного исследования и его актуальность.
Сущность налогового потенциала имеет теоретическую и практическую проработку в трудах отечественных и зарубежных экономистов В. А. Арсеньевой, С. Г. Афанасьева, Л. В. Вардересяна, О. В. Васильевой, Л.Л.
Игониной, Д. В. Власова, А. А. Волкова, M. Keen, Carola Pessino, T. Ajaz. Проведение оценки уровня налогового потенциала региона является ведущей
проблемой для российской науки и практики, требующей решения и постоянного развития. В настоящее время в этой области получили известность работы И. В. Вачугова, В. Н. Гусарова, П. А. Кадочникова, А. Б. Жеребцова, И. А. Коростелкина, А.С. Каратаева, А. Г. Мадера, А. Б. Паскачева, К. В.
Писаренко, В. В. Рощупкиной, Р. А. Саакяна, Т. Ф. Юткиной, Ф. Ф. Ханафеева, позиции которых изучены и систематизированы для дальнейшего методического решения проблемы.
Целью исследования является развитие теоретических положений в части формирования и управления налоговым потенциалом региона на основе совершенствования методов оценки, а также подготовка методического инструментария для проведения оценки налогового потенциала.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть сущность налогового потенциала как элемент системы выравнивания бюджетной обеспеченности;
- Определить факторы, влияющие на налоговый потенциал муниципальных образований;
- Изучить методы оценки налогового потенциала, используемые в практике российских регионов;
- Выявить недостатки, проблемы фактической методики оценки налогового потенциала региона;
- Предложить направления совершенствования оценки налогового потенциала, а также мероприятий по его развитию;
- Провести моделирование прогноза налогового потенциала региона.
Объектом исследования выступает механизм формирования и
методический инструментарий оценки налогового потенциала муниципальных образований.
Предметом исследования является налоговые отношения, возникающие в процессе формирования и оценки налогового потенциала.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. от 06.09.2017) // "Российская газета" №57 10.10.2017.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации от 16.07.1998 г. № 146 (ред. от 26.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 26.04.2017.
3 Алехин, С.Н. Методика оценки налогового потенциала территории / С.Н. Алехин // Российский налоговый курьер. - 2015. - №4. - 375 с.
4 Архипцева, Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений / Л.М. Архипцева // Налоги и налогообложение. - 2017. - №5. - 39-46 с.
5 Богачева, О.В. Налоговый потенциал и региональные счета / О.В. Богачева // Финансы. - 2015. - №2. - 29-32 с.
6 Васильева, М.В. Методы оценки налогового потенциала налога на прибыль организаций / М.В. Васильева // Вестник Краснодарского университета - 2015. - №7. - 21 с.
7 Вачугов, И.В. Налоги и налоговый потенциал региона / И.В. Вачугов // Вестник Н.Новгород - 2014. - №1. - 72 с.
8 Гайнанов, Д.А. Оценка и механизм управления налоговым потенциалом муниципального образования / Д.А. Гайнанов // Вестник БИСТ. - 2015. - №2. - 77-94 с.
9 Дзагоева, М.Р. Институциональные основы формирования налоговой политики субъекта Российской Федерации / М.Р. Дзагоева // Финансы и кредит.
- 2016. - № 18. - 67-73 с.
10 Ермакова, Ю.С. Взаимозависимость показателей налогового
потенциала и уровня экономического развития региона / Ю.С Ермакова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 42 (324). - 27-37 с.
11 Кадочников, П.С. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов РФ: учебное пособие / П.С. Кадочников, И.А. Трунин.
- М.: ОМЕЕА. - 2015. - 120 с.
12 Калинина, О.В. Реализация принципа сбалансированности
региональных бюджетов на основе комплексной методики оценки налоговых доходов региона / О.В. Калинина // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - №2. - 34-38 с.
13 Коростелкина, И. А. Концепция формирования структурных
параметров многоуровневой налоговой политики / И.А. Коростелкина // Вестник Орел. - 2010. - 322 с.
14 Литвинова, В. В. Налоговый потенциал территории и его оценка / В.В. Литвинова // Иннов: электронный научный журнал. - 2017. - №4. - 56-64 с.
15 Лятина, Е.В. Налоговый потенциал как финансовый индикатор состояния экономики России / Е.В. Лятина // Вестник Казанского технологического университета. - 2018. - №1. -239 с.
16 Матрусов, Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России // учебное пособие // Н.Д. Матрусов -М.: Наука. - 2015. -159 с.
17 Мещерякова, Л.А. Налоговый потенциал как фактор, определяющий формирование бюджетной политики региона / Л.А. Мещерякова // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №4 (43). - 35-46 с.
18 Осадчая, Т.Е. К вопросу о проблемах развития дотационных регионов в современной России / Т.Е. Осадчая, Л.Л. Мешкова, А.Е. Кулакова // Соцаильно-экономические явления и процессы. - 2017. - №9. - 107-111 с.
19 Осипов, С.Л. Вариативные модели измерения налогового потенциала / С. Л Осипов // Ученые записки Комсомольского -на-Амуре государственного технического университета. - 2016. - № 4. - 135-143 с.
20 Рощупкина, В. В. Современные концепции формирования
регионального налогового потенциала / В. В. Рощупкина // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2015. - № 3. -24 с.
21 Сердюков, А.Э. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / А.Э. Сердюков, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич. СПб.: Питер. - 2018. - 342 с.
22 Сулейманов, М. М. Налоговый федерализм как основа формирования бюджетного потенциала территорий / М. М. Сулейманов // Финансы и кредит. -
2017. - № 29. - 67-73 с.
23 Толстая, О.В. Факторы формирования и развития налогового потенциала региона / О.В. Толстая // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 12. - 37-46 с.
24 Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М. - 2016. - 416 с.
25 Ханафеев, Ф.Ф. Управление налоговым потенциалом в регионе: проблемы и пути решения / Ф.Ф. Ханафеев // Экономика. - 2015. - №. 4. - 107-120 с.
26 Хурсевич, С.Н. Бюджетные отношения в Российской Федерации. Новые подходы к анализу и правовому регулированию / С.Н. Хурсевич, А.Н. Швецов, В.Н. Лексин. // М: изд-во Формула права. - 2011. - 352 с.
27 Черкасова, Ю. И. Бюджетно-налоговый потенциал в финансовом регулировании региона: монография / Ю.И. Черкасова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т., - 2013. - 180 с.
28 Черкасова, Ю. И. Межбюджетные трансферты как инструмент стимулирования экономического развития / Ю.И. Черкасова. // Научное обозрение. - 2014. - № 6. - 242-248 с.
29 Шалюхина, М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования / М.Н. Шалюхина // Налоговый вестник. - 2014. - № 1. - 31-34 с.
30 Шемякина, М. С. Генезис категории налоговый потенциал / М.С. Шемякина // Налоги и налогообложение. - 2015. - № 9. - 689-704 с.
31 Lu B. Tax revenue is likely to maintain its rapid growth: An explanation within the framework of Tax capacity and tax effort / Lu Bingyang, Guo Qingwang. // Social sciences in China. -2016. - №1. - 108-126 c.
32 Pessino, C. Determining countries tax effort / C. Pessino, R. Fenochietto // Hacienda Publica Espanola / Revista de Economia Publica. - 2016. - 65-87 c.
33 Артоболевский, С. С. Региональная политика, направленная на снижение территориальных экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации [Электронный ресурс]: С.С. Артоболевский - Режим доступа: www.gordon.ru
34 Бюджетный кодекс Республике Татарстан [Электронный ресурс]: от
29.05.2004 N35-3PT - Режим доступа:
http://base.garant.ru/22559897/c9c989fle999992b41b30686f0032f7d/
35 Гацаев, А.И. Налоговый потенциал в системе планирования налоговых
поступлений [Электронный ресурс]: А.И. Гацаев, С.А. Каменсков // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и
управление. - 2015. - Режим доступа: http:www.journal-
nio.com/index.php?option=com_content
36 Закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области [Электронный ресурс]: от 16 ноября 2007 года - №162. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/469022235
37 Закон о внесении изменений в областной закон "О бюджетном процессе в Ленинградской области" [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537978056
38 Закон о межбюджетных отношениях в Красноярском крае
[Электронный ресурс]: от 10 июля 2007 года - №2-317. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/985011492
39 Закон о межбюджетных отношениях в Кировской области
[Электронный ресурс]: от 28.09.2007. -№163-30. - Режим доступа:
http://www.zsko.ru/documents/docs/index.php?ID=2479
40 Закон о межбюджетных отношениях в Омской области [Электронный
ресурс]: от 27 июля 2007 года. - №947-03. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/943023930
41 Закон о межбюджетных отношениях в Псковской области
[Электронный ресурс]: о межбюджетных отношениях в Псковской области от 13.03.09. -№45. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/924018757
42 Закон о межбюджетных трансфертах в Вологодской области [Электронный ресурс]: от 06 декабря 2013. - №3222-03. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460228798
43 Закон о распределении дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов РФ [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 22.11. 2004. - № 670. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
44 Закон о реализации полномочий Архангельской области в сфере
регулирования межбюджетных отношений [Электронный ресурс]: (с
изменениями на 2 апреля 2018 года). - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/962024019
45 Закон РФ о закрытом административно-территориальном образовании
[Электронный ресурс]: от 14.07.1992 "О закрытом административно-территориальном образовании". - №3297-1 (ред. от 30.10.2017). - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_734/
46 Закон РФ о местном самоуправлении в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: от 06.07.1991 О местном самоуправлении в Российской Федерации. - №1550-1 (ред. от 03.12.2008). - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_105/
47 Закон Ставропольского края. [Электронный ресурс]: от 27 февраля 2008 года О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае. - №6-кз. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/461505110
48 Закон Ярославской области [Электронный ресурс]: от 07 октября 2008
года N 40-з о межбюджетных отношениях. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/934022802
49 Исполнение бюджета по доходам и бюджетные доходы на душу
населения [Электронный ресурс] : - Режим доступа:
http://monitoring.yanao.ru/yamal/index.php?option=com_content&view=article&id= 179:fk-0001-0002-01 &catid= 112:dokhody&Itemid=627
50 Постановление Правительства РФ [Электронный ресурс]: от 15.08.2001. -№584. (ред. от 06.02.2004) О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33042/
51 Постановление Правительства РФ [Электронный ресурс]: от 27 сентября 2011 г. - № 798 О распределении в 2011 году дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала. - Режим доступа: https://rg.ru/2011/11/01/dotacii-dok.html
52 Приказ Минфина России [Электронный ресурс]: от 01.07.2013. -
№65н (ред. от 28.02.2018). Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148920/
52 Публикация парламентских слушаний в Совете Федерации РФ [Электронный ресурс]: Бюджетная обеспеченность субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесённых к северным районам, и проблемы их устойчивого развития. - Режим доступа: http://viperson.ru/
53 Распоряжение Правительства РФ [Электронный ресурс]: от 03.04.2006. - №467-р О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006 - 2008 годах и плане мероприятий по ее реализации. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_594 59/
54 Рябухин, С.Н. [Электронный ресурс]: С.Н. Рябухин. // Уровень бюджетной обеспеченности граждан Российской Федерации в 2015 - 2017 годах: аналитическая записка Счётной палаты Российской Федерации. - 2017. - №7 (115). - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/633/15867/
55 Федеральный закон об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 06.10.1999. -№184-ФЗ. (последняя редакция) - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_14058/
56 Федеральный закон об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 06.10.2003. - №131-ФЗ - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571/
57 Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 05.08.2000. - №116- ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28104/
58 Федеральный закон о финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 25.09.1997. - №126-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16217/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ