ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ 8
1.1. Речевое общение и речевое воздействие: теоретические основы 8
1.2. Проблема определения и классификации коммуникативных стратегий и
тактик 15
1.3. Академическое общение как вид институционального общения 24
1.3.1. Понятие «дискурс» и подходы к его интерпретации 24
1.3.2. Персональный и институциональный дискурс 26
1.3.3. Ключевые признаки академического общения как вида
институционального дискурса 31
1.4. Коммуникативный жанр открытой лекции в академическом дискурсе и
его особенности 40
1.4.1. Коммуникативный жанр лекции 40
1.4.2. Академическая лекция: основные конститутивные и
характеризующие признаки. Открытая лекция как вид академической лекции 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 50
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ НАУЧНЫМИ СОТРУДНИКАМИ УНИВЕРСИТЕТОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США 52
2.1. Коммуникативная стратегия обучения 54
2.2. Коммуникативная стратегия вовлечения 60
2.3. Коммуникативная стратегия построения кооперативных отношений 64
2.4. Коммуникативная стратегия конструирования авторитетности 67
2.5. Коммуникативная стратегия информирования 69
2.6. Коммуникативная стратегия побуждения к действию 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
С вступлением в эру информационных технологий, высшие образовательные учреждения сделали большой шаг вперед. Благодаря распространению и активному развитию массовых электронных открытых курсов появилась возможность сделать образование более доступным для широкой массы слушателей. Неоспоримым преимуществом использования открытых онлайн курсов и лекций является их независимость от пространственных и временных рамок. Таким образом, каждый желающий может прикоснуться к знанию, которое транслируется в пределах определенного учреждения высшего образования и для этого необходим только доступ к сети Интернет. На настоящем этапе социального развития происходит масштабное распространение такого феномена как «открытость» высшего образования. Многие университеты, институты, академии и другие структуры высшей школы по всему миру предлагают широкий спектр онлайн курсов, публичных лекций и многих других образовательных материалов и программ, находящихся в открытом для населения доступе, способствует распространению научного знания. Открытая (публичная) лекция - один из инструментов современных высших учебных заведений, цель которого заключается в распространении материала информативного, обучающего и ознакомительного характера для широкой категории слушателей.
Объектом настоящего диссертационного исследования является коммуникативное взаимодействие участников англоязычного академического общения в лекционном дискурсе университетов Великобритании и США.
Предметом исследования являются коммуникативные стратегии и реализующие их тактики, к которым прибегают участники академического общения в условиях открытой лекции в университетах Великобритании и США.
Актуальность данного исследования обусловлена быстрорастущей и развивающейся сферой дистанционного общедоступного образования и появлением большого количества лекционного материала в формате online, а также недостаточной разработанностью коммуникативного жанра открытой лекции.
Цель настоящей магистерской диссертации - описать коммуникативные стратегии участников англоязычного академического лекционного дискурса, реализованных в процессе проведения публичной лекции в университетах Великобритании и США, а также исследовать особенности их реализации лингвистического и экстралингвистического характера. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить место академического общения в общей структуре институционального дискурса.
2. Изучить теоретические основы исследования коммуникативных стратегий и коммуникативных тактик.
3. Определить характеризующие признаки публичной лекции как разновидности классической академической лекции.
4. Выделить и описать основные коммуникативные стратегии и тактики, используемые научными сотрудниками университетов Великобритании и США в процессе проведения открытой лекции.
Материалом исследования были определены публичные видео лекции, представленные в открытом доступе на сайте государственных университетов Великобритании и США (или на официальных каналах на площадке Youtube.com), разнящиеся по теме, длительности и способе подачи лекционного материала. Источником практического материала стали 40 видео лекций, представленных на официальных сайтах ряда университетов Великобритании и США или на их официальных каналах на платформе YouTube.
Учитывая специфику объекта, предмета и цели исследования нами были выбраны такие общенаучные методы как методы наблюдения и описания, а также лингвистический метод контекстного анализа.
Теоретическая значимость настоящей работы определяется вкладом в развитие в теорию академического лекционного дискурса, а также подробным описанием особенностей применения коммуникативных стратегий и тактик участниками англоязычных открытых лекций.
Практическая значимость заключается в использовании результатов исследования для дальнейших разработок в области лекционного дискурса, учитывающих специфику публичных выступлений в коммуникативном жанре открытой лекции. Кроме того, полученные результаты могут найти применение в процессе конструирования классификации коммуникативных стратегий и тактик.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют работы отечественных исследователей (В. И. Карасик, О. С. Иссерс,
Н. И. Формановская, М. Л. Макаров, А. А. Леонтьев, Л. В. Куликова,
Н. Г. Бурмакина и др.), а также труды зарубежных лингвистов (Г. П. Грайс, K. Hyland и др.).
Настоящее диссертационное исследование состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении определены главная цель исследования и задачи, решение которых необходимо для достижения цели. Кроме того, приводится обоснование ключевых факторов, определяющих ход работы: объект и предмет исследования, актуальность, материал исследования, основные методы, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава магистерской диссертации («Коммуникативный подход к изучению стратегий и тактик публичных выступлений») посвящена изучению состояния разработанности вопроса коммуникативных стратегий и коммуникативных тактик, реализуемых в академическом лекционном дискурсе на современном этапе развития лингвистической науки. Изучен вопрос сущности феноменов речевого общения и речевого взаимодействия; исследована степень разработанности проблемы определения и классификации коммуникативных стратегий и тактик; академическое общение рассмотрено с позиции институционального общения; определены ключевые характеристики коммуникативного жанра открытой лекции в академическом дискурсе.
Во второй главе диссертационного исследования («Особенности реализации коммуникативных стратегий научными сотрудниками университетов Великобритании и США») приводится описание особенностей реализации коммуникативных стратегий и коммуникативных тактик в условиях публичного выступления в рамках открытой лекции в университетах Великобритании и США. Выделяются основные и вспомогательные стратегии, определяются реализующие каждую стратегию тактики.
В заключении обобщаются полученные результаты и подводятся итоги исследования. Кроме того, намечаются перспективы дальнейших исследований по данной проблематике.
В настоящей работе мы рассмотрели функционирование коммуникативного жанра открытой лекции в рамках англоязычного академического дискурса. Кроме того, мы проанализировали коммуникативные стратегии и тактики, используемые участниками данного вида дискурса в процессе построения коммуникативного взаимодействия. На основании проанализированного материала мы сделали следующие выводы:
1. Наиболее распространенной стала стратегия обучения, что на
наш взгляд связано с реализацией имплицитного предназначения публичной - трансляцией научного знания и информации образовательного характера. Для осуществления данной стратегии, лекторы прибегают к тактикам объяснения, описания, демонстрации и тактике эксперимента. Второй по частоте встречаемости стала стратегия построения кооперативных отношений, что обусловлено высокой значимостью дружелюбной атмосферы и благоприятных взаимоотношений лектора и аудитории в процессе восприятия нового материала. Вышеуказанная стратегия реализуется посредством использования тактики приветствия, представления,
комплимента, шутки и тактики рассказа.
2. В большую часть лекций включен информативный элемент, что предопределило широкую распространенность использования стратегии информирования, благодаря которой слушатели получают информацию личного и организационного характера. Настоящая стратегия реализуется посредством применения тактик объявления, представления или приветствия.
3. Эффективность лекции часто обусловлена высоким уровнем интеракции лектора и аудитории. Большинство лекторов прибегают к стратегии вовлечения слушателей в процесс лекции, обеспечивая непрерывный контакт с аудиторией, создавая атмосферу дискуссии. Для осуществления данной стратегии используются тактики вопроса, опроса,
соревнования, вознаграждения, тактики демонстрирования и практического применения.
4. В некоторых случаях встречается стратегия конструирования собственной авторитетности, что на наш взгляд вызвано стремлением лектора добиться признания аудиторией вклада исследователя в развитие науки. Реализуют данную стратегию тактика демонстрации, акцентирования внимания на личном вкладе в развитие дела, тактика рассказа.
5. В связи с информативным характером большинства проанализированных нами лекций, наименее частотной оказалась стратегия побуждения к действию. Данная стратегия осуществляется посредством применения тактик демонстрации и перечисления преимуществ.
6. Как правило, происходит следование не менее трем разным стратегиям и для эффективности их реализации используются различные тактики. Кроме того, один и тот же тактический прием может применяться в процессе осуществления разных стратегий.
7. Коммуникативные стратегии могут быть универсальными для открытых лекций вне зависимости от их тематики и продолжительности параметров. На наш взгляд, выбор определенных стратегии и тактик обоснован личностными качествами лектора, темы лекции, технической оснащенности места проведения лекции, а также норм, предписанных определенным университетом.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в детальном изучении языковой личности лектора в англоязычном лекционном дискурсе, а также рассмотрение культурно-национальных особенностей коммуникативного поведения участников лекционного дискурса.
1. Агаркова О. А. Коммуникативные стратегии и тактики комплиментарных высказываний // Филологические науки в России и за рубежом: общее и прикладное языкознание / под ред. Г. Д. Ахметовой. СПб.: Реноме, 2012. С. 95 - 97.
2. Андреева В. Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа. Теория языка и межкультурная коммуникация, 2009. № 5. С. 68 - 83.
3. Андреева В. Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Курск, 2009. 24 с.
4. Арутюнова Н. Д. Дискурс. Языкознание: большой
энцикл. словарь. М.: Большая Рос. энцикл., 1998. С. 136.
5. Баженова Е. А., КотюроваМ. П. Жанры научной речи. Речевое
общение: специализированный вестник / под ред.
А. П. Сковородникова. Вып. 8 - 9 (16 - 17). Краснояр. гос. ун-т, 2006. 270 с.
6. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. С. 237 - 280.
7. Белошапкин А. Н. Коммуникативные стратегии и тактики пресс¬релиза. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. статей по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. № 9 (28). С. 78 - 86.
8. Броженко С. В. Стратегии и тактики речевого воздействия в рекламном дискурсе (на материале рекламных текстов банковских услуг) // Вести. Челябинск. гос. ун-та. Серия: Филология. Искусствоведение, 2011. Вып. 50. 3 (218). С. 11-15.
9. Бурмакина Н. Г. Дискурсивно-интегративные и культурно¬конвенциональные характеристики академической коммуникации: автореф. дис.: ... канд. филол. наук: 10.02.19. Москва, 2014. 23 с.
10. Бурмакина Н. Г. Жанр лекции и его культурно-обусловленная маркированность // Вести. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Филология, 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 185 - 191.
11. Воротникова Ю. С. О лингвистическом статусе лекционного дискурса // Филологические науки: язык, речь, коммуникация, 2012. № 7. 7 с.
12. Татарская Е. А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом
жанре объявления о знакомстве. Речевое общение: специализированный вестник / под ред.
А. П. Сковородникова. Вып. 8 - 9 (16 - 17). Краснояр. гос. ун-т, 2006. С. 196 - 201.
13. Григорьева В. С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты. Тамбов: изд-во Тамбовск. ун-та, 2007. 288 с.
14. Данилова С. А. Типология дискурса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. № 1. С. 345 - 349.
15. Данилова С. А. Функции дискурса. Научно - методический эл. жур. «Концепт», 2014. Т. 26. С. 146 - 150.
16. Дроздова Д. Р. Структура академического дискурса в учебном процессе // Вести. АГУ, 2015. Вып. 1. № 152. С. 36 - 40.
17. Ежова Т.В. Педагогический дискурс и его проектирование
[Электронный ресурс]. Интернет - журнал «Эйдос», 2007.
URL: https://goo.gl/q7sv4F (дата обращения: 12.01.2017).
18. Зубкова Я. В. Жанровое пространство стереотипных ситуаций немецкого академического дискурса // Эл. научи. - образовав жури. «Грани познания», 2012. № 6 (20). С. 91 - 95.
19. Зубкова Я.В. Коммуникативное пространство
институционального дискурса // Эл. научи. - образовав жури. «Грани познания», 2013. № 5 (25). С. 130 - 134.
20. Зубкова Я.В. Конститутивные признаки академического дискурса // Известия Волгоградск. гос. пед. ун-та. Серия: Языкознание, 2009. Вып. 5. С. 28 - 31.
21. Зубкова Я. В. Признак институциональности в академическом дискурсе // Вести. Волгогр. Гос. ун-та. Серия: Языкознание, 2010. № 2 (12). С. 84 - 89.
22. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений // Серия: Мастера психологии. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
23. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи // Монография. Изд. 5. М.: ЛКИ, 2008, 288 с.
24. Иссерс О. С. Речевое воздействие: учеб. пособ. 2-е изд.
М.: Флинта: Наука, 2011. 224 с.
25. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5 - 20.
26. Карамова А. А. Текст и дискурс: соотношение понятий //
Дискурсология и интернет-коммуникация, 2013. Т. 10. № 2. С. 19 - 23.
27. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
28. Карасик В. И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: сб. науч. тр. / под ред. В. И. Карасика. Волгоград: Перемена, 1999. С. 5 - 19.
29. Карасик В. И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. / под ред. В И. Карасика. Волгоград: Перемена, 1999. С. 3 - 18.
30. Карасик В. И. Язык социального статуса. Волгоград: Перемена, ИЯ РАН, 1992. 330 с.
31. Карпова Н. А., Морева А. В. Коммуникативные побуждения в речевом жанре (на материале административного объявления в русском и немецком языках) // Язык и культура, 2010. № 1 (9). С. 24 - 32.
32. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. // М: ФЛИНТА, 2013. 224 с.
33. Кириллова Н. Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиции нравственных категорий // Вести. НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в соц. системах. Коммуникативные технологии, 2012. № 1. С. 26 - 33.
34. Кравцова Е. В. Научный дискурс как вид институционального типа дискурса // Вестник ЮУрЕУ. Серия: Лингвистика, 2012. Вып. 15. № 25. С. 130 - 131.
35. Кравцова Е. В. Научный дискурс: универсальное и культурно - специфическое (на материале жанра «научная рецензия»): автореф. дне. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Челябинск, 2016. 23 с.
36. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? // Человек. Сознание. Коммуникация. М.: 1998.
37. Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 188 с.
38. Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 7 - 25.
39. Куликова Л. В. Коммуникативный стиль в межкультурной парадигме // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Монография. Красноярск, 2006. 392 с.
40. Леонтьев А. А. Психология общения: учебн. пособие. Серия: Психология для студента, 2-е изд. испр. и доп. М.: Смысл, 1997. Вып. 4. 365 с.