Газовая промышленность — самая молодая и быстро развивающаяся отрасль топливной промышленности. Она занимается добычей,
транспортировкой, хранением и распределением природного газа. Добыча газа в 2 раза дешевле добычи нефти и в 10-15 раз дешевле добычи угля.
Основная задача — добыча и разведка природного газа, газоснабжение по газопроводам, производство искусственного газа из угля и сланцев, переработка газа, использование его в различных отраслях промышленности и коммунально-бытовом хозяйстве. Одна из важнейших задач предприятий газовой отрасли — транспортировка и учет газа.
Компрессор - машина для сжатия воздуха, газов, паров. Сжатие газа происходит в результате уменьшения объема, в котором заключен газ, при возвратно-поступательном движении поршня. Компрессор в газовой промышленности главная составляющая часть сложного процесса подготовки, переработки и транспортировки газа.
Компрессорные станции с поршневыми газоперекачивающими агрегатами (ГПА) нашли широкое применение на магистральных газопроводах и станциях подготовки и компримирования газа.
Использование поршневых компрессоров в промышленности стартовало еще в начале прошлого столетия. Это один из первых изобретенных типов компрессоров, который способствовал прогрессу и развитию производственных мощностей, с которыми мы имеем дело на сегодняшний день. Область применения компрессоров, которые используют силу движения поршня при сжатии рабочих сред, достаточно многообразна.
В нефтегазовой отрасли применяется достаточно много разновидностей оборудования, в том числе и компрессоры высокого и сверх высокого давления - это оборудование эксплуатируемое при рабочем давлении в интервале от 10 до 100МПа и от 100-350МПа.
Компрессоростроение является крупной отраслью энергетического машиностроения. В последние годы построен и реконструирован ряд крупнейших специализированных компрессоростроительных заводов, организовано централизованное производство наиболее ответственных узлов поршневых компрессоров, что создало конкретные предпосылки для систематического совершенствования выпускаемых машин. Основным типом крупных компрессоров стал оппозитный.
Прогрессивным в развитии поршневых компрессоров явился переход на оппозитное исполнение компрессоров крупной и средней производительности. Оппозитные компрессоры, представляющие собой горизонтальные машины с встречным движением поршней и расположением цилиндров по обе стороны вала, отличаются высокой динамической уравновешенностью, меньшим габаритами и массой.
Поршневой компрессор с оппозитным расположением поршневой группы находит широкое применение в газовой промышленности, т.к. простота конструкции и обслуживания позволяют вести бесперебойную эксплуатацию, и в зависимости от количества ступеней сжатия могут развивать давление газа на выходе с ступени сжатия до 350 МПа.
Из-за особенностей условий эксплуатации и уникальности современных крупных компрессоров необходимо предъявлять повышенные требования к организации их технического обслуживания и ремонта.
В настоящее время сведения о проведении системы технологического обслуживания и ремонта компрессорного оборудования рассредоточены по различным литературным источникам, что создает определенные трудности при их использовании.
В моей работе я рассмотрю и ознакомлюсь с основными
конструктивными особенностями компрессорного оборудования и
техническими данными разных компрессоров. Несколько глав посвящено
8
организации ремонтных работ и собственно технологии ремонта деталей и сборочных единиц, разборке и испытанию компрессорных агрегатов. На примере газового поршневого компрессора марки Ariel KBB, поставлена задача, ознакомится с основным и вспомогательным оборудованием газопоршневого агрегата.
Детально разобраться с основными техническими характеристиками компрессора, монтажом, пуском компрессора, смазкой как компрессора в целом, так и отдельных узлов, ведением технического обслуживания компрессора в установленное паспортом агрегата временем. Выявление основных узлов подверженных износу, оценка повреждений, разработаны методы ремонта и восстановления деталей.
Задачи данной бакалаврской работы выполнены в полном объеме. В ходе выполнения выполнены:
- проанализированы возможные материалы поршневых уплотнений;
- произведен анализ и расчет поршневых колец;
- рассмотрены основные аварийные ситуации компрессора, причины останова, способы устранения;
- произведены расчеты экономического эффекта от усовершенствования поршневых колец и системы охлаждения компрессора
В ходе выполнения работы были рассмотрены основные конструктивные особенности компрессорного оборудования и технические данные разных компрессоров. Несколько глав посвящено организации ремонтных работ и собственно технологии ремонта деталей и сборочных единиц, разборке и испытанию компрессорных агрегатов. На примере газового поршневого компрессора марки Ariel KBB.
Во время выполнения выпускной квалификационной работы был подобран оптимальный материал для использования поршневых колец в компрессоре Ariel KBB. На данном компрессоре был проведен анализ поршневых колец, и выяснилось что поршневые кольца изготовленные из материала фторопласта не удовлетворяют требованиям эксплуатации, их частый износ и простой оборудования, с экономической точки зрения негативно складывается на работе всего цеха, т.к в цеху установлено 12 газопоршневых агрегатов. Предложено усовершенствование аппарата воздушного охлаждения в летнее время года на ванкорском производственном участке, т.к 80% остановов компрессора возникают в результате недостаточности охлаждения компримированного газа и охлаждения смазочного масла, ведущего к большим температурам в цилиндре компрессора.
Уменьшение простоя оборудования в цехе компримирования газа, положительно сказывается на экологическую безопасность, т.к сокращаются аварийные выбросы газа в атмосферу, уменьшается подача попутного нефтяного газа на факел, что уменьшает попадание в атмосферу вредных углеводородных веществ, которые оказывают негативное влияние на почву, растительность, животный мир прилегающих к нефтяным комплексам районов.
1. Давыдов В. С. Влияние режимов работы и конструирования поршневых уплотнений ступени высокого давления компрессора. Москва: машиностроение, 1976. - 32с.
2. Кондратьева Т. Ф. Клапаны поршневых компрессоров. Ленинград: машиностроение, 1983. - 157с.
3. Ястребова Н. А. Технология компрессоростроения. Москва: машиностроение, 1987. - 170с.
4. Сакун И.А. Тепловые и конструктивные расчеты холодильных машин. Ленинград: машиностроение, 1987. - 305с.
5. Ястребова Н. А. Техническое обслуживание и ремонт компрессоров. Москва: машиностроение, 1991. - 240с.
6. Чичинадзе А. В. Трение, износ и смазка. Москва: машиностроение, 2003. - 550с.
7. Иванов В. Г. Гидромашины и компрессоры. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. - 162с.
8. Пластинин П. И. Поршневые компрессоры. Том 1. Теория и расчет. Москва: КолосС, 2006. - 456с.
9. Пластинин П. И. Поршневые компрессоры. Том 2. Основы проектирования. Москва: КолосС, 2008. - 711с.
10. Загайко С. А. Математическое моделирование изнашиваемых деталей. Уфа: машиностроение, 2013. - 80с.
11. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию компрессорного агрегата Ariel KBB.
12. Технологический регламент ООО «PH-Ванкор». Цех
компримирования газа высокого давления. Ванкорское месторождение. 2013. - 307с.
13. Технологический регламент ООО «PH-Ванкор». Цех подготовки газа
и конденсата. Ванкорское месторождение. 2014. - 256с.
83
14. Костоустова Е. В. Экономика предприятия нефтяной и газовой отрасли. Красноярск: ИПК СФУ, 2014. - 39с.
15. ГОСТ СТО Газпром 2-1.19-059-2006 Инструкция по расчету и нормированию выбросов АГНКС.