Договор об отчуждении исключительного права на произведение
|
Введение
1. Общие положения о договоре об отчуждении исключительного права на
произведение 5
1.1. Понятие и признаки договора об отчуждении исключительного права 5
1.1.1. Теория уступки и теория разрешения 8
1.1.2. Особенности исключительного права как объекта, передаваемого по
договору об отчуждении 12
1.2. Место договора об отчуждении исключительного права в системе
гражданско-правовых договоров 14
1.2.1. Договоры о передаче имущества в собственность 15
1.2.2. Лицензионный договор 21
1.2.3. Уступка права 24
2. Элементы договора об отчуждении исключительного права автора на
произведение 28
2.1. Заключение договора 28
2.2. Содержание договора 34
2.3. Стороны договора и их правовое положение 45
3. Исполнение и ответственность по договору об отчуждении исключительного
права на произведение 51
3.1. Исполнение договора и признание его недействительным 51
3.2. Ответственность за нарушение договора 58
Заключение 63
Список используемых источников 66
1. Общие положения о договоре об отчуждении исключительного права на
произведение 5
1.1. Понятие и признаки договора об отчуждении исключительного права 5
1.1.1. Теория уступки и теория разрешения 8
1.1.2. Особенности исключительного права как объекта, передаваемого по
договору об отчуждении 12
1.2. Место договора об отчуждении исключительного права в системе
гражданско-правовых договоров 14
1.2.1. Договоры о передаче имущества в собственность 15
1.2.2. Лицензионный договор 21
1.2.3. Уступка права 24
2. Элементы договора об отчуждении исключительного права автора на
произведение 28
2.1. Заключение договора 28
2.2. Содержание договора 34
2.3. Стороны договора и их правовое положение 45
3. Исполнение и ответственность по договору об отчуждении исключительного
права на произведение 51
3.1. Исполнение договора и признание его недействительным 51
3.2. Ответственность за нарушение договора 58
Заключение 63
Список используемых источников 66
Еще Г.Ф. Шершеневич писал, что цель авторского права состоит «в необходимости материального обеспечения автора, в устранении для него необходимости изыскания источников существования, в обеспечении независимого положения в обществе, а не в простой охране результатов труда, как это имеет место в экономической деятельности» . Между тем нарушения прав приводили и приводят (в меньших масштабах) к ситуациям, когда автор становится заложником своей профессии, с одной стороны, реализуя собственный потенциал и удовлетворяя потребности общества в целом, с другой - не получая достойной, а порой совсем никакой, прибыли.
На сегодняшний день ситуация меняется и интерес к проблематике проявляется не только на уровне государства, например, в лице Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ведущей активную борьбу с интеллектуальным пиратством. В обществе также намечаются заметные перемены. Все больше используются сервисы, открывающие легальный доступ к информации, защищенной авторским правом (музыка, фильмы, книги и т.д.).
В целом на современном этапе становления российского общества прослеживается стремление лиц, деятельность которых связана с правами на интеллектуальную собственность, вывести возникающие в результате такой деятельности правоотношения на передний план не только в социальной, но и в экономической сфере. Современные исследователи говорят о дополнительной коммерческой ценности авторского права, которую оно приобретает, освободившись от своего внешнего воплощения (объекта, на которое возникает самого право). «Доставить право» становится возможным в любую точку земного шара, при этом затратив минимум ресурсов. Такое свойство повышает инвестиционную ценность культуры, науки, образования, бизнеса и развлечений .
Из-за вовлечения подобного объекта гражданских прав в экономический оборот может встать вопрос о распределении прав между отдельными его участниками, поэтому особенно важно законодательно урегулировать проблему передачи права и оснований его возникновения . Законодатель, выделяя раздел авторского права в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), стремится подробного урегулировать подобные правоотношения и предоставить соответствующую охрану, дабы облегчить их участие в экономическом обороте.
Одним из средств распоряжения исключительным правом на произведение является договор об его отчуждении. Одна из целей создателя произведения (безусловно, не самая важная!) - получить вознаграждение за собственный труд, умело и разумно распорядившись своими правами. Отдавая исключительное право полностью в чужие руки, автор рискует навсегда попрощаться со своим творением и остаться не у дел. В свою очередь контрагент может оступиться, например, на предмете договора или не учесть, что приобретенные им права уже находятся в лицензии у третьего лица. Именно поэтому правовое регулирование и развитость института отчуждения имущественных прав имеет большое значение и нуждается в дальнейшем развитии как в законодательстве, так и в науке гражданского права.
Объектом исследования является гражданско-правовые договорные отношения в сфере интеллектуальной собственности. Предметом - совокупность норм, регламентирующих договор об отчуждении исключительного права на произведение науки, литературы и искусства.
Основной целью работы является исследование теоретических и практических аспектов договора об отчуждении исключительного права на произведение и определение тенденций дальнейшего развития данного договорного института гражданского права Российской Федерации.
Для достижения цели выдвинуты следующие основные задачи:
1. определение правовой природы договора об отчуждении и его места среди существующих договорных конструкций;
2. анализ особенностей передаваемого по договору объекта;
3. отграничение договора об отчуждении исключительного права от других сходных договорных конструкций;
4. выявление требований к форме и содержанию договора об отчуждении исключительного права на произведение;
5. исследование полноты нормативной регламентации правоотношений, возникающих из договора об отчуждении исключительных прав на произведение;
6. выработка возможных вариантов предложений по изменению законодательства о договорах об отчуждении исключительного права на произведение.
Общие вопросы договорного использования прав на результаты интеллектуальной деятельности раскрываются в трудах многих исследователей как дореволюционных (в работах Д.И.Мейера, К.П.Победоносцева, Г.Ф. Шершеневича и др.), советских времен (М.М.Богуславского, О.С.Иоффе, В.И.Серебровского, С.А.Чернышевой и др.), так и современников (И.А.Близнеца, Э.П.Гаврилова, В.А.Дозорцева, В.И.Еременко, И.А. Зенина, О.А. Рузаковой, А.П.Сергеева, Е.А.Суханова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.М. Нетбая, А.С, Фалеева и др.).
Методологическую основу исследования составляют методы анализа, синтеза, сравнения, дедукции, описания, а также сравнительного правоведения.
Выпускная работа делится на три главы, каждая из которых разбита на параграфы.
На сегодняшний день ситуация меняется и интерес к проблематике проявляется не только на уровне государства, например, в лице Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ведущей активную борьбу с интеллектуальным пиратством. В обществе также намечаются заметные перемены. Все больше используются сервисы, открывающие легальный доступ к информации, защищенной авторским правом (музыка, фильмы, книги и т.д.).
В целом на современном этапе становления российского общества прослеживается стремление лиц, деятельность которых связана с правами на интеллектуальную собственность, вывести возникающие в результате такой деятельности правоотношения на передний план не только в социальной, но и в экономической сфере. Современные исследователи говорят о дополнительной коммерческой ценности авторского права, которую оно приобретает, освободившись от своего внешнего воплощения (объекта, на которое возникает самого право). «Доставить право» становится возможным в любую точку земного шара, при этом затратив минимум ресурсов. Такое свойство повышает инвестиционную ценность культуры, науки, образования, бизнеса и развлечений .
Из-за вовлечения подобного объекта гражданских прав в экономический оборот может встать вопрос о распределении прав между отдельными его участниками, поэтому особенно важно законодательно урегулировать проблему передачи права и оснований его возникновения . Законодатель, выделяя раздел авторского права в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), стремится подробного урегулировать подобные правоотношения и предоставить соответствующую охрану, дабы облегчить их участие в экономическом обороте.
Одним из средств распоряжения исключительным правом на произведение является договор об его отчуждении. Одна из целей создателя произведения (безусловно, не самая важная!) - получить вознаграждение за собственный труд, умело и разумно распорядившись своими правами. Отдавая исключительное право полностью в чужие руки, автор рискует навсегда попрощаться со своим творением и остаться не у дел. В свою очередь контрагент может оступиться, например, на предмете договора или не учесть, что приобретенные им права уже находятся в лицензии у третьего лица. Именно поэтому правовое регулирование и развитость института отчуждения имущественных прав имеет большое значение и нуждается в дальнейшем развитии как в законодательстве, так и в науке гражданского права.
Объектом исследования является гражданско-правовые договорные отношения в сфере интеллектуальной собственности. Предметом - совокупность норм, регламентирующих договор об отчуждении исключительного права на произведение науки, литературы и искусства.
Основной целью работы является исследование теоретических и практических аспектов договора об отчуждении исключительного права на произведение и определение тенденций дальнейшего развития данного договорного института гражданского права Российской Федерации.
Для достижения цели выдвинуты следующие основные задачи:
1. определение правовой природы договора об отчуждении и его места среди существующих договорных конструкций;
2. анализ особенностей передаваемого по договору объекта;
3. отграничение договора об отчуждении исключительного права от других сходных договорных конструкций;
4. выявление требований к форме и содержанию договора об отчуждении исключительного права на произведение;
5. исследование полноты нормативной регламентации правоотношений, возникающих из договора об отчуждении исключительных прав на произведение;
6. выработка возможных вариантов предложений по изменению законодательства о договорах об отчуждении исключительного права на произведение.
Общие вопросы договорного использования прав на результаты интеллектуальной деятельности раскрываются в трудах многих исследователей как дореволюционных (в работах Д.И.Мейера, К.П.Победоносцева, Г.Ф. Шершеневича и др.), советских времен (М.М.Богуславского, О.С.Иоффе, В.И.Серебровского, С.А.Чернышевой и др.), так и современников (И.А.Близнеца, Э.П.Гаврилова, В.А.Дозорцева, В.И.Еременко, И.А. Зенина, О.А. Рузаковой, А.П.Сергеева, Е.А.Суханова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.М. Нетбая, А.С, Фалеева и др.).
Методологическую основу исследования составляют методы анализа, синтеза, сравнения, дедукции, описания, а также сравнительного правоведения.
Выпускная работа делится на три главы, каждая из которых разбита на параграфы.
Подводя итог проведенному исследованию, стоит сказать, что договор об отчуждении исключительного права представляет собой самостоятельный вид двусторонней сделки ввиду особенностей своего объекта, участия в правоотношении нетипичного субъекта - автора, порядка заключения и перехода исключительного права и т.д. Конструкции его моделирования могут быть разные, отсюда и схожесть с отдельными договорами, оформляющими передачу имущества в собственность.
В ГК РФ нашел отражение и проприетарный подход, который не совсем сочетается с сущностью прав на результаты интеллектуальной деятельности, но позволивший разделить авторские права на части и пускать исключительное право в экономический оборот, также заметны начала теории разрешения, по которой строятся лицензионные договоры.
На нынешнем уровне развития законодательства так и остались не разрешенными некоторые вопросы, которые обсуждались в законопроектах, но не были воплощены в жизнь. Например, до сих пор нет разрешения проблемы множественности лиц в договорах об отчуждении. Доля в исключительном праве так и не получила признания, хотя большое количество исследователей указывают на то, что из-за отсутствия специального регулирования приходится прибегать к аналогии закона и обращаться к вещному праву, что прямо запрещено четвертой частью ГК РФ.
Есть вопросы, на счет которых в доктрине имелись четкие представления, но законодатель решил пойти по своему пути. Так в 2014 году у сторон появилась возможность согласовать выплату вознаграждения в форме процентных платежей от дохода. Хотя до этого момента многие правоведы недвусмысленно говорили, что это противоречит самой природе договора. К тому же с трудом представляется, чтобы приобретатель исключительно права, желая заключить договор именно о его отчуждении, согласился бы с подобными условиями.
Безусловно, хотя бы в силу свободы договора отчуждение исключительного права имеет право на существование и должно быть разрешено. Поэтому наличие норм, регулирующих процедуру отчуждения и его последствия, являются несомненной заслугой законодателей.
Однако, практическое применение договора данного вида остается сомнительным. Это подтверждается в том числе и тем, что стороны, как мы в этом убедились, заключая договор об отчуждении, пытаются втиснуть в него всевозможные ограничения, как бы давая понять: «Да, я отчуждаю, да, право теперь твое, и все же мне хотелось бы получить какие-то гарантии». Поэтому давая совет авторам на тему распоряжения своими правами, мы в последнюю очередь предложим обратиться к подобной договорной конструкции.
Правообладателям, а в особенности лицам, чьим творческим трудом создаются произведения науки, литературы и искусства, следует внимательно отнестись к вопросу получаемого ими вознаграждения, ведь отчуждая исключительное право, автор лишается его раз и навсегда. Допустим следующую ситуацию. Автор произведения «продает» свое имущественное право другому лицу за определенную денежную сумму. Приобретатель, сумевший экономически выгодно использовать произведение, «раскрутил» его, и теперь обладание исключительным правом на данное произведение приносит ему доход, в разы превышающий сумму, за которую он это право приобрел.
Также возможно и такое, что в силу творческого роста автора и достижения им особых вершин успеха в области науки, литературы или искусства, ценность созданных им произведений значительно возрастает. Но как бы ни было это печально и несправедливо по отношению к творцу, он по- прежнему теряет все доходы по переданным ранее исключительным правам.
В соответствии с ныне действующим законодательством ни в первом, ни во втором случае автор произведения не вправе будет рассчитывать на какую- либо компенсацию. В то же время договор предоставляющий право использования произведения даже по исключительной лицензии на самых невыгодных для автора условиях, мог бы в значительной мере упростить жизнь автора и избавить от переживаний по поводу того, что сделанного не воротишь, factum est factum.
В ГК РФ нашел отражение и проприетарный подход, который не совсем сочетается с сущностью прав на результаты интеллектуальной деятельности, но позволивший разделить авторские права на части и пускать исключительное право в экономический оборот, также заметны начала теории разрешения, по которой строятся лицензионные договоры.
На нынешнем уровне развития законодательства так и остались не разрешенными некоторые вопросы, которые обсуждались в законопроектах, но не были воплощены в жизнь. Например, до сих пор нет разрешения проблемы множественности лиц в договорах об отчуждении. Доля в исключительном праве так и не получила признания, хотя большое количество исследователей указывают на то, что из-за отсутствия специального регулирования приходится прибегать к аналогии закона и обращаться к вещному праву, что прямо запрещено четвертой частью ГК РФ.
Есть вопросы, на счет которых в доктрине имелись четкие представления, но законодатель решил пойти по своему пути. Так в 2014 году у сторон появилась возможность согласовать выплату вознаграждения в форме процентных платежей от дохода. Хотя до этого момента многие правоведы недвусмысленно говорили, что это противоречит самой природе договора. К тому же с трудом представляется, чтобы приобретатель исключительно права, желая заключить договор именно о его отчуждении, согласился бы с подобными условиями.
Безусловно, хотя бы в силу свободы договора отчуждение исключительного права имеет право на существование и должно быть разрешено. Поэтому наличие норм, регулирующих процедуру отчуждения и его последствия, являются несомненной заслугой законодателей.
Однако, практическое применение договора данного вида остается сомнительным. Это подтверждается в том числе и тем, что стороны, как мы в этом убедились, заключая договор об отчуждении, пытаются втиснуть в него всевозможные ограничения, как бы давая понять: «Да, я отчуждаю, да, право теперь твое, и все же мне хотелось бы получить какие-то гарантии». Поэтому давая совет авторам на тему распоряжения своими правами, мы в последнюю очередь предложим обратиться к подобной договорной конструкции.
Правообладателям, а в особенности лицам, чьим творческим трудом создаются произведения науки, литературы и искусства, следует внимательно отнестись к вопросу получаемого ими вознаграждения, ведь отчуждая исключительное право, автор лишается его раз и навсегда. Допустим следующую ситуацию. Автор произведения «продает» свое имущественное право другому лицу за определенную денежную сумму. Приобретатель, сумевший экономически выгодно использовать произведение, «раскрутил» его, и теперь обладание исключительным правом на данное произведение приносит ему доход, в разы превышающий сумму, за которую он это право приобрел.
Также возможно и такое, что в силу творческого роста автора и достижения им особых вершин успеха в области науки, литературы или искусства, ценность созданных им произведений значительно возрастает. Но как бы ни было это печально и несправедливо по отношению к творцу, он по- прежнему теряет все доходы по переданным ранее исключительным правам.
В соответствии с ныне действующим законодательством ни в первом, ни во втором случае автор произведения не вправе будет рассчитывать на какую- либо компенсацию. В то же время договор предоставляющий право использования произведения даже по исключительной лицензии на самых невыгодных для автора условиях, мог бы в значительной мере упростить жизнь автора и избавить от переживаний по поводу того, что сделанного не воротишь, factum est factum.
Подобные работы
- Система договоров в праве интеллектуальной
собственности
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Понятие и виды договоров об использовании результатов интеллектуальной деятельности (Московский финансово-юридический университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В ПРАВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Договорное регулирование в праве интеллектуальной собственности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование договорных отношений в сфере интеллектуальных прав
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ДОГОВОРОВ
В ПРАВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Защита исключительных прав на аудиовизуальное произведение (Сибирский университет потребительской кооперации)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Исключительное право на произведение науки, литературы, искусства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Авторское право: современное правовое регулирование
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022



