Театральный костюм всегда играет большую роль в представлении, он может нам многое
рассказать о его герое, подчеркнуть те или иные черты характера, рассказать об
историческом времени, и даже проявить суть происходящих в пьесе событий.
Выбор темы моего дипломного проекта не случайно пал на сказ Бажова «Хозяйка медной
горы», а именно на саму героиню. Трудно представить более яркого и многогранного
образа. Хозяйка медной горы одновременно могущественная и справедливая волшебница,
хранительница драгоценных пород и камней, но в то же время перед людьми она
предстает девушкой невероятной красоты, она и повелительница живых существ в своем
царстве (повелевала ящерками, в которую и сама могла превратиться). Но в то же время
сердце ее мягкое и жалостливое, и над парнем, потерявшим жизнь, героиня плакала.
В моей дипломной работе, для достижения наибольшей выразительности, я буду
использовать различные техники художественной обработки ткани (традиционные и
современные). Это такие как - батик, роспись по ткани, вышивка различными нитями,
бусинами и бисером, «сухое» и «мокрое» валяние шерсти.
Детям же я предлагаю изготовить своих персонажей из бумаги, на тему «Мифические
жители леса», и при помощи различных природных и подручных материалов добиться
яркой и интересной передачи образа своего героя. В завершении готовые работы, они
поместят в среду «Сказочный мир», что покажет детям, насколько важно качественное
оформление своих работ. Для детей данную тему я тоже подобрала не случайно. Среди
детей и подростков сейчас очень популярна тема мифических и сказочных существ, про
них сняты множество мультфильмов и написано сказок. Каждый из героев по своему
интересен, и в их детском воображении давая волю фантазии, они как бы представляют их
образы, так, как если бы они были на самом деле. Это всегда захватывает детей, и
развивает воображение.
В моем дипломном проекте, мне было интересно создать костюм-трансформер так, чтобы
суметь передать весь спектр образов, в которых перед нами предстает Хозяйка медной
горы, и ту легкость перевоплощения, которую мы видим в сказке. Передать
женственность и красоту, находящуюся на грани противоречия с ее властностью и
могущественностью.
При этом в большей степени мне хотелось бы сказать своей дипломной работой, что
костюм (и не только театральный) является искусством, он может сочетать в себе
множество техник ДПИ. И в один миг превратить обычную девушку в персонажа из
сказки, подчеркнуть ее женственность и хрупкость, или же силу и
всемогущество. Несмотря на то, что споры по поводу - можно ли считать одежду
искусством не утихают и сейчас, по моему мнению, практически любая одежда создает
определенный образ. Один и тот же человек может проснуться утром надеть любимый
халат и мягкие тапочки, и вот он уютный образ любимой жены и хозяйки, а вечером
надеть длинное платье, перчатки и яркие туфли, и стать самой настоящей принцессой.
За время педагогической и преддипломной практики я познакомилась с устройством и
организацией работы детской студии и частично общеобразовательной школы изнутри.
Несомненно, мной был приобретен бесценный опыт, знакомства с педагогической
деятельностью. В студии, где я проводила свои занятия, была творческая атмосфера и
прекрасные условия для того, чтобы экспериментировать и проводить каждый урок поразному, тем самым делая программу более интересной. Через тему «Мифических
жителей леса» дети знакомятся с легендами и мифами, в которых упомянуты персонажи,
учатся работать командой, новым способам оформления своих работ, учатся работе с
природными и подручными материалами, передаче информации о персонаже при помощи
костюма. Все задуманные темы были отработаны с энтузиазмом, благодаря чему в итоге
получилось прекрасное коллективное панно.
«Графика как образ мышления. Образ и выражение.» Ампилогов,О.К., 1993г.
2. «Живопись натюрморта»: Программа-задание, методические указания по живописи для
поступающих на специальность 030800 "Изобразительное искусство", Хвастунов А.В.,
2002г.
3. « Сопровождение формирования основ эстетической культуры младших школьников в
семье», Фролова, Е.В.1, Мурина, Н.В.2, 2015г.
4. В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре. М., 2007.
5. Хорхе Луис Борхес. «Книга вымышленных существ»
6. Скандинавская мифология: Энциклопедия. — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005.
— 592 с.
7. Авторские программы для преподавания в студии (электронный ресурс)
http://easyen.ru/load/dopolnitelnoe_obrazovanie/khudozhestvennaja_shkola/avtorskaja_program
ma_dlja_zanjatij_v_izostudii/487-1-0-726
8. Методы обучения в школе. Понятие и сущность метода и приема обучения Основные
подходы к определению понятия «метод обучения». (электронный ресурс)
http://www.gymnasia8.kz/uploads/1230523009.doc
9. «Функции художника по костюму кино и театра. Функции, особенности». (электронный
ресурс) http://www.studfiles.ru/preview/1788129/
10. «Как работает художник по костюмам?» (электронный ресурс)
https://howtomakeaman.wordpress.com/2015/07/16/costume-designers/
11. «Художник по костюму» (электронный ресурс)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Художник_по_костюмам
12. Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста
(электронный ресурс) http://mirznanii.com/a/177661/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-vrabote-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta
13. Анализ современного урока в общеобразовательной школе. Методические
рекомендации.(электронный ресурс)
http://www.irorb.ru/files/kafedri/TIMNO/analiz_sovr_ur.pdf