Государственное управление в области обращения с твердыми коммунальными отходами
|
Введение 3
1 Теоретические основы области обращения с твердыми коммунальными
отходами 5
1.1 Образование отходов как проблема современности 5
1.2 Нормативно-правовая база обращения с отходами 9
1.3 Зарубежный опыт управления твердыми коммунальными
отходами 20
2 Анализ ситуации в области обращения с твердыми коммунальными
отходами 23
2.1 Особенности государственного регулирования в области обращения с
твердыми коммунальными отходами на региональном уровне 23
2.2 Анализ ситуации в области обращения с твердыми коммунальными
отходами 29
3 Пути решения проблем в области обращения с твердыми коммунальными отходами 41
3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы государственного
регулирования твердых коммунальных отходов 41
3.2 Совершенствование системы обращения с твердыми коммунальными
отходами 47
3.3 Внедрение электронной модели региональной схемы обращения с
отходами 51
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение
1 Теоретические основы области обращения с твердыми коммунальными
отходами 5
1.1 Образование отходов как проблема современности 5
1.2 Нормативно-правовая база обращения с отходами 9
1.3 Зарубежный опыт управления твердыми коммунальными
отходами 20
2 Анализ ситуации в области обращения с твердыми коммунальными
отходами 23
2.1 Особенности государственного регулирования в области обращения с
твердыми коммунальными отходами на региональном уровне 23
2.2 Анализ ситуации в области обращения с твердыми коммунальными
отходами 29
3 Пути решения проблем в области обращения с твердыми коммунальными отходами 41
3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы государственного
регулирования твердых коммунальных отходов 41
3.2 Совершенствование системы обращения с твердыми коммунальными
отходами 47
3.3 Внедрение электронной модели региональной схемы обращения с
отходами 51
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение
Проблема отходов в настоящее время одна из главных проблем современности. Возникшие осознание кризисной ситуации с отходами, с которой столкнулось наше общество, привело к тому, что управление отходами из второстепенной проблемы превратилось в центральный вопрос, для решения которой с каждым годом вовлекается всё больше специалистов.
Крупные города - источники загрязнения, территория с повышенной активностью хозяйственной деятельности и с высокой плотностью населения. В г. Красноярске в настоящий момент назрела необходимость в пересмотре существующего обращения с твердыми коммунальными отходами. Не доработаны нормативно - правовые акты по обращению с ТКО, поэтому отсутствует налаженная система по сбору и переработке вторичных ресурсов.
Государственные и общественные организации продолжают активную борьбу с проблемами охраны окружающей среды, но количество коммунальных отходов (ТКО), одного из серьезных источников загрязнения окружающей среды, в России увеличивается. Постоянная тенденция нарастания объемов ТКО с преобладающей частью упаковочных отходов, при общей мощности мусороперерабатывающих заводов всего 3,5% от необходимой потребности, требует от государства разработки и внедрения эффективных методов регулирования обращения с отходами производства и потребления. Законодательное обеспечение такого регулирования играет ключевую роль в рыночной экономике. И в связи с этим предоставляемая хозяйствующим субъектам свобода выбора способов производства в условиях рынка должна ограничиваться не столько командно-административными методами или запретами, сколько экономической заинтересованностью в соблюдении требований экологической безопасности собственной деятельности.
В последние годы область обращения с отходами претерпела большие
изменения в части законодательства. Государственная политика в данной
4
области направлена сокращение захоронения отходов, путем вовлечения их в хозяйственный оборот.
На данный момент продолжается переходный период к новой системе обращения с отходами. Поэтому эта тема является как никогда важной.
Цель данной бакалаврской работы - рассмотреть проблемы и пути государственного регулирования в области обращения ТКО на примере г. Красноярска Красноярского края.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить нормативно-правовую базу области обращения с ТКО;
- проанализировать ситуацию в области обращения с ТКО;
- рассмотреть пути совершенствования нормативно-правовой базы и системы государственного регулирования;
- определить пути решения проблемы ТКО в г. Красноярск.
Объектом исследования выступает - система обращения твердых
коммунальных отходов в РФ. Предметом - государственное регулирование в области обращения ТКО.
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:
- анализ (нормативно-правовых документов);
- изучение и обобщение сведений;
- метод синтеза.
Крупные города - источники загрязнения, территория с повышенной активностью хозяйственной деятельности и с высокой плотностью населения. В г. Красноярске в настоящий момент назрела необходимость в пересмотре существующего обращения с твердыми коммунальными отходами. Не доработаны нормативно - правовые акты по обращению с ТКО, поэтому отсутствует налаженная система по сбору и переработке вторичных ресурсов.
Государственные и общественные организации продолжают активную борьбу с проблемами охраны окружающей среды, но количество коммунальных отходов (ТКО), одного из серьезных источников загрязнения окружающей среды, в России увеличивается. Постоянная тенденция нарастания объемов ТКО с преобладающей частью упаковочных отходов, при общей мощности мусороперерабатывающих заводов всего 3,5% от необходимой потребности, требует от государства разработки и внедрения эффективных методов регулирования обращения с отходами производства и потребления. Законодательное обеспечение такого регулирования играет ключевую роль в рыночной экономике. И в связи с этим предоставляемая хозяйствующим субъектам свобода выбора способов производства в условиях рынка должна ограничиваться не столько командно-административными методами или запретами, сколько экономической заинтересованностью в соблюдении требований экологической безопасности собственной деятельности.
В последние годы область обращения с отходами претерпела большие
изменения в части законодательства. Государственная политика в данной
4
области направлена сокращение захоронения отходов, путем вовлечения их в хозяйственный оборот.
На данный момент продолжается переходный период к новой системе обращения с отходами. Поэтому эта тема является как никогда важной.
Цель данной бакалаврской работы - рассмотреть проблемы и пути государственного регулирования в области обращения ТКО на примере г. Красноярска Красноярского края.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить нормативно-правовую базу области обращения с ТКО;
- проанализировать ситуацию в области обращения с ТКО;
- рассмотреть пути совершенствования нормативно-правовой базы и системы государственного регулирования;
- определить пути решения проблемы ТКО в г. Красноярск.
Объектом исследования выступает - система обращения твердых
коммунальных отходов в РФ. Предметом - государственное регулирование в области обращения ТКО.
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:
- анализ (нормативно-правовых документов);
- изучение и обобщение сведений;
- метод синтеза.
Процесс образования и накопления отходов, в частности твердых коммунальных, является естественным и неизбежным процессом. В последние годы область обращения с отходами претерпела большие изменения в части законодательства. Государственная политика в данной области направлена сокращение захоронения отходов, путем вовлечения их в хозяйственный оборот. Реализуется реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами.
На данный момент продолжается переходный период к новой системе обращения с отходами. Поэтому эта тема является как никогда актуальной.
Государственная политика в области экологического развития направлена на поэтапный переход к раздельному сбору отходов, запрет захоронения отходов, пригодных к вторичной переработке и др.
В связи с этим вносятся изменения в законодательство как на федеральном, так и на региональном уровнях. Разрабатываются программы развития с целевыми показателями, территориальные схемы обращения с отходами, а к 2018 году в каждом регионе должен будет выбран региональный оператор, который непосредственно будет осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
В начале была поставлена цель выполнения данной бакалаврской работы - рассмотреть проблемы и пути государственного регулирования в области обращения ТКО на примере г. Красноярска, Красноярского края.
Для достижения поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:
- определить нормативно-правовую базу области обращения с ТКО;
- проанализировать ситуацию в области обращения с ТКО;
- рассмотреть пути совершенствования нормативно-правовой базы и системы государственного регулирования;
- определить пути решения проблемы ТКО в г. Красноярск
В результате выполнения работы были выявлены следующие проблемы в области обращения с ТКО:
- отсутствие краевого закона, регулирующего сферу обращения с отходами в регионе;
- отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных технологиях их использования и переработки;
- неудовлетворительное состояние материально-технической базы инфраструктуры обращения с отходами муниципальных образований Красноярского края (недостаточное количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров);
- неразвитость мощностей по первичной сортировке отходов;
- неразвитость сети пунктов сбора вторичных материальных ресурсов;
- проблема несанкционированного складирования отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, образование несанкционированных свалок;
Учитывая, что на территории Красноярского края реализуется программа обращения с отходами, составлена территориальная схема, которая является стратегическим документом развития территории в сфере обращения с отходами, были предложены такие предложения как:
- ввести административную ответственность за отсутствие договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами. Ответственность может предусматривать как предупреждение, так и наложение административного штрафа;
- внедрить производство альтернативного топлива из отходов. Топливо, полученное из ТКО, которое состоит в основном из горючих компонентов ТКО, таких как пластик и биоразлагаемые отходы. Использование топлива позволит дополнительно уменьшить массу захораниваемых отходов на 20¬30%.
- внедрить электронную модель территориальной схемы обращения с отходами. Электронная модель в виде интернет-портала может стать единой информационной средой, которая обеспечит участников рынка достоверной информацией в области отходов, в частности твердых коммунальных.
Таким образом, при грамотном подходе к реализации новой системы обращения с ТКО, реализации территориальной схемы, государственных программ и иных мероприятий, возможны следующие положительные результаты:
- увеличение доходной части региональных и местных бюджетов за счет налогов на прибыль и налога на имущество с создаваемых мусоросортировочных и перерабатывающих комплексов;
- внедрение малоотходных технологий и экономия ресурсов;
- выработка электроэнергии и тепла за счет использования альтернативных источников.
Социальный эффект включает:
- создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;
- чистоту городских и сельских территорий;
- увеличение осведомленности;
- воспитание бережного отношения к природе;
Таким образом, можно сделать вывод, что работы в области обращения с отходами много. Решать проблемы необходимо комплексно, объединяя государственные силы и возможности частных инвесторов, а также населения.
На данный момент продолжается переходный период к новой системе обращения с отходами. Поэтому эта тема является как никогда актуальной.
Государственная политика в области экологического развития направлена на поэтапный переход к раздельному сбору отходов, запрет захоронения отходов, пригодных к вторичной переработке и др.
В связи с этим вносятся изменения в законодательство как на федеральном, так и на региональном уровнях. Разрабатываются программы развития с целевыми показателями, территориальные схемы обращения с отходами, а к 2018 году в каждом регионе должен будет выбран региональный оператор, который непосредственно будет осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
В начале была поставлена цель выполнения данной бакалаврской работы - рассмотреть проблемы и пути государственного регулирования в области обращения ТКО на примере г. Красноярска, Красноярского края.
Для достижения поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:
- определить нормативно-правовую базу области обращения с ТКО;
- проанализировать ситуацию в области обращения с ТКО;
- рассмотреть пути совершенствования нормативно-правовой базы и системы государственного регулирования;
- определить пути решения проблемы ТКО в г. Красноярск
В результате выполнения работы были выявлены следующие проблемы в области обращения с ТКО:
- отсутствие краевого закона, регулирующего сферу обращения с отходами в регионе;
- отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных технологиях их использования и переработки;
- неудовлетворительное состояние материально-технической базы инфраструктуры обращения с отходами муниципальных образований Красноярского края (недостаточное количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров);
- неразвитость мощностей по первичной сортировке отходов;
- неразвитость сети пунктов сбора вторичных материальных ресурсов;
- проблема несанкционированного складирования отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, образование несанкционированных свалок;
Учитывая, что на территории Красноярского края реализуется программа обращения с отходами, составлена территориальная схема, которая является стратегическим документом развития территории в сфере обращения с отходами, были предложены такие предложения как:
- ввести административную ответственность за отсутствие договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами. Ответственность может предусматривать как предупреждение, так и наложение административного штрафа;
- внедрить производство альтернативного топлива из отходов. Топливо, полученное из ТКО, которое состоит в основном из горючих компонентов ТКО, таких как пластик и биоразлагаемые отходы. Использование топлива позволит дополнительно уменьшить массу захораниваемых отходов на 20¬30%.
- внедрить электронную модель территориальной схемы обращения с отходами. Электронная модель в виде интернет-портала может стать единой информационной средой, которая обеспечит участников рынка достоверной информацией в области отходов, в частности твердых коммунальных.
Таким образом, при грамотном подходе к реализации новой системы обращения с ТКО, реализации территориальной схемы, государственных программ и иных мероприятий, возможны следующие положительные результаты:
- увеличение доходной части региональных и местных бюджетов за счет налогов на прибыль и налога на имущество с создаваемых мусоросортировочных и перерабатывающих комплексов;
- внедрение малоотходных технологий и экономия ресурсов;
- выработка электроэнергии и тепла за счет использования альтернативных источников.
Социальный эффект включает:
- создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;
- чистоту городских и сельских территорий;
- увеличение осведомленности;
- воспитание бережного отношения к природе;
Таким образом, можно сделать вывод, что работы в области обращения с отходами много. Решать проблемы необходимо комплексно, объединяя государственные силы и возможности частных инвесторов, а также населения.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ
С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(на примере Томской области)
Бакалаврская работа, . Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ТОМСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы и перспективы реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Современные подходы к совершенствованию утилизации твердых коммунальных отходов
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПОРЯДКА ПО СОЗДАНИЮ. ЭКСПЛУАТАЦИИ И ВЫВОДУ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПУНКТОВ НАКОПЛЕНИЯ И СОРТИРОВКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ПЕРЕРАБОТКА И УТИЛИЗАЦИЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ
ОТХОДОВ КАК ПРОИЗВОДСТВО ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022



