ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты проблемы учета особенностей обучающихся 5 класса с нарушением слуха при разработке электронных образовательных ресурсов ... 5
1.1 Особенности развития детей с нарушением слуха 5
1.2 Особенности дистанционного обучения детей с нарушением слуха 19
1.3 Требования к электронным образовательным ресурсам для обучающихся
с нарушением слуха 25
2 Разработка электронных образовательных ресурсов для дистанционного
изучения истории 34
2.1 Разработка электронных образовательных ресурсов для дистанционного
изучения истории обучающимися с нарушением слуха в 5-х классах 34
2.2 Экспертная оценка электронных образовательных ресурсов для дистанционного изучения истории обучающимися с нарушением слуха 5-х классах 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72
В Федеральном законе № 273 часть 16 статья 2 закреплено следующее понятие: "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий" [26]. На современном этапе образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в общеобразовательной школе наравне с обычными детьми. Для этого образовательное учреждение должно быть оснащено специальным материально-техническим обеспечением, позволяющим обучающимся с ОВЗ беспрепятственно получать образование.
Несмотря на то, что дети с нарушением слуха могут обучаться в общеобразовательных учебных заведениях среди обычных детей, дистанционное обучение не теряет своей актуальности в силу следующих причин:
- не все учебные заведения готовы принять особенных детей (нет соответствующих условий, несмотря, на развивающуюся в настоящее время инклюзию);
- самим детям, комфортнее получать знания в привычной домашней атмосфере, в индивидуальном темпе.
Современные информационные образовательные технологии позволяют организовать дистанционное обучение детей с нарушением слуха, обеспечивая комфортные условия и учет индивидуальных особенностей. Но большинство электронных ресурсов, используемых при дистанционном обучении разработаны без учета особенностей слабослышащих обучающихся.
Проблема исследования состоит в выявлении требований к электронным образовательным ресурсам, позволяющим учитывать особенности обучающихся с нарушением слуха.
Цель работы: разработать и апробировать интерактивные электронные образовательные ресурсы по истории для дистанционного обучения пятиклассников с нарушением слуха.
Объект исследования: процесс дистанционного обучения детей с нарушением слуха.
Предмет исследования: электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения истории для обучающихся 5-х классов с нарушением слуха.
Гипотеза: электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения истории будут учитывать образовательные потребности обучающихся с ОВЗ если при их разработке:
- медиаконтент, содержащий звуковой ряд сопроводить титрами;
- визуализировать текстовую и графическую информацию при помощи современных электронных технологий;
- предусмотреть возможность выполнения заданий в индивидуальном темпе;
- обеспечить доминирование одного вида деятельности на протяжении работы с обучающим видео.
Задачи исследования:
1. исследовать особенности развития детей с нарушением слуха;
2. изучить опыт организации дистанционного обучения детей с нарушением слуха;
3.определить требования к электронным образовательным ресурсам для детей с нарушением слуха;
4. разработать электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения истории детьми с нарушениями слуха;
5. выделить критерии оценки качества электронного образовательного ресурса.
Электронные образовательные ресурсы активно применяются в дистанционном обучении, однако не все они соответствуют возможностям обучающих, имеющих особые потребности.
Для того, чтобы определить требования, которым должны соответствовать ЭОР для обучающихся с нарушением слуха, нами был проведен теоретический анализ физиологической, психологической и педагогической литературы. Были рассмотрены результаты исследований сурдопедагогов Д. И. Тарасова, А. Н. Наседкина, В. П. Лебедева и О. П. Токарева. В качестве дифференциации детей с нарушением слуха была использована психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис, которая, основываясь на учении Л. С. Выготского, разработала классификацию, сгруппировав детей с нарушением слуха, учитывая характер структуры дефекта.
Проведенный анализ позволил выделить психофизиологические особенности детей с нарушением слуха, на основе которых нами были выделены требования к образовательным ресурсам для слабослышащих обучающихся.
В ходе работы был произведен подбор программ и сервисов для создания образовательных элементов, учитывающих особые потребности слабослышащих обучающихся. Затем учитывая требования к ЭОР для обучающихся с нарушением слуха нами были разработаны такие элементы как: лента времени, интерактивная карта, интерактивное видео, видеоурок, интерактивная презентация, упражнения, созданные при помощи ресурса LearningApps.
Экспертная оценка показала, что разработанные нами ЭОР для обучающихся с нарушением слуха соответствуют заявленным требованиям и могут использованы при дистанционном обучении лиц данной категории. Подтверждением результатов являются приведенные в работе данные, выраженные в диаграммах. Таким образом, в настоящей работе подтверждена целесообразность выдвинутой гипотезы, реализована цель и решены поставленные задачи.
Разработанные ресурсы были размещены в электронном курсе и используются при изучении истории слабослышащими обучающимися.
Учет потребностей особенных обучающихся позволяет адаптировать образовательные ресурсы и выстроить работу таким образом, чтобы все участники образовательного процесса могли получать знания независимо от возможностей.
Современные информационные технологии позволяют создавать интерактивные карты, ленты, видеоуроки и презентации, которые помогают педагогу привлечь внимание обучающихся и наполнить работу новым содержанием. Использование подобных интерактивных элементов дает возможность обучающимся самостоятельно контролировать процесс познания, а также повышает уровень учебной мотивации.
1. Богданова, Е. П. Интерактивные видеоуроки для обучающихся с нарушением слуха в условиях дистанционного образования / Е. П. Богданова, Е. В. Ермолович. // Slovak international scientific journal. - 2018. - № 16. - С. 55¬57.
2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова. - Москва : Академия, 2002. - 203 с.
3. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети / P. M. Боскис. - Москва : Советский спорт, 2004. - 304 c.
4. Витченко, О. В. Интерактивность как одно из основных требований к современным электронным образовательным ресурсам / О. В. Витченко. // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 66-68.
5. Волобуева, О. А. Организация работы по социализации слабослышащих детей в группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ (слабослышащие) / О. А. Волобуева. // Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в республике Калмыкия. - 2018. - С. 190-194.
6. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» - Москва : Стандартинформ, 2007. - Режим доступа:
http://gostrf.Com/normadata/1/4293836/4293836364.pdf
7. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» - Москва : Стандартинформ, 2011. - Режим доступа:
http: //docs.cntd.ru/document/1200082196
8. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. - Москва : Дрофа, 2008. - 312 с.
9. Качурина, Д. Р. Нарушения слуха у детей / Д. Р. Качурина, А. Ж. Садыкова, К. А. Райыс. // Педиатрия и детская хирургия. - 2010. - № 4. - С. 54¬57.
10. Ковальчук, С. С. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья / С. С. Ковальчук, М. А. Денисова. // Известия высших учебных заведений. - 2014. - № 1. - С. 93-94.
11. Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов / И. В. Королева, П. А. Янн. - Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 241 c.
12. Левин, М. В. Стандартизация требований к электронным образовательным ресурсам с учетом индивидуальных потребностей и предпочтений обучаемых / М. В. Левин, С. Е. Сосенушкин. // Открытое образование. - 2015. - № 1. - С. 33-36.
13. Лукавченко, К. М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья / К. М. Лукавченко. // Роль инноваций в трансформации современной науки. - 2016. - № 1. - С. 259-261.
14. Михалева, М. Е. Интерактивность как одно из важных требований к электронным образовательным ресурсам / М. Е. Михалева. // Электронная информационно-образовательная среда вуза: проблемы формирования, контекстного наполнения и функционирования. - 2015. - С. 150-152.
15. Мошкарева, Е. Г. Дистанционное обучение дошкольников с ОВЗ как инновационная модель психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе / Е. Г. Мошкарева, А. А. Силина, М. Д. Смирнова. // Специальное образование: Материалы XI Международной научной конференции. - 2015. - С. 204-206.
16. Осин, А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения / А. В. Осин. - Москва : Институт ЮНЕСКО, 2011. - 12 с.
17. Покровский,В. И. Энциклопедический словарь медицинских терминов / В. И. Покровский. - Москва : Медицина, 2005. - С. 348.
18. Покровский, В. И. Энциклопедический словарь медицинских терминов / В. И. Покровский. - Москва : Медицина, 2005. - С. 1236.
19. Реброва, Н. П. Физиология сенсорных систем: Учебно¬методическое пособие / Н. П. Реброва. - Санкт-Петербург : НП «Стратегия будущего», 2007. - Режим доступа:http: //textarchive.ru/c-1822775-pall. html
20. Рудь, Л. Н. Дистанционное образование - новое направление в образовании / Л. Н. Рудь, Л. Н. Семенихина // Образование: традиции и инновации. - 2016. - С. 270-273.
21. Синаторов, С. В. Электронные образовательные ресурсы: классификация, требования к ним и принципы их разработки / С. В. Синаторов // Всероссийская научно-практическая конференция «информационные технологии в общем образовании». - Саратов, 2009. - С. 266.
22. Солнышкина, В. В. Роль информационно-коммуникационных средств при обучении глухих и слабослышащих детей / В. В. Солнышкина, П.
A. Бавина. // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2014. - № 1. - С. 283-284.
23. Соловов, А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / А. В. Соловов. - Самара : «Новая техника», 2006. - 464 с.
24. Стебеняева, Т. В. Методический подход к экспертной оценке качества интерфейсных компонент ЭОР / Т. В. Стебеняева, Л. Ю. Лазарева. // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 33. - С. 115-120.
25. Тугоухость у детей / Д. И. Тарасов, А. Н. Наседкин, А. Н. Лебедев,
B. П. Токарев. - Москва : Медицина, 1984. - 239 с.
26. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. - Режим доступа: http: //fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz
27. Хохлова, Е. А. Дистанционное обучение детей с ОВЗ / Е. А. Хохлова. // Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты российского образования XXI века. - 2015. - № 2. - С. 256-259.
28. Шахмаев, Н. М. Технические средства дистанционного обучения / Н. М. Шахмаев. - Москва : Знание, 2000. - 276 с.
29. Koznov D. Computer-supported collaborative learning with mind-maps / D. Koznov, M. Pliskin // Communications in computer and information science. -2008.- P. 478-489.
30. Loizou G. Interactive effects of video, priming, and music on emotions and the needs underlying intrinsic motivation / G. Loizou, C. Karageorghis, D. Bishop // Psychology of sport and exercise. - 2014. № 6. - P. 611-619.
31. Michael J. Hannafin Empirical issues in the study of computer-assisted interactive video / J. Michael // Educational Technology Research and Development. - 1985. № 4. - P. 235-247.
32. Mind maps merging in collaborative work / Koznov D., Larchik E., Pliskin M., Artamonov N. // Pleiades Publishing, Ltd. - 2011. № 6. - P. 315-321.
33. Pyshkin E. Learning History with Timelines: Use Cases, Requirements and Design / E. Pyshkin, N. Bogdanov // Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc. 2014. P. 273-280.