Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ)

Работа №20737

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
796
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Синдром дефицита внимания и гиперактивности как психолого -
педагогическая проблема 7
1.1 Синдром дефицита внимания: история проблемы, модели СДВГ 7
1.2 Особенности развития СДВГ в младшем школьном возрасте 11
1.3 Условия школьного обучения как фактор коррекции СДВГ 15
2 Педагогические действия по коррекции нарушений учебной
деятельности детей младшего школьного возраста с СДВГ 21
2.1 Экспериментальное исследование особенностей младших
школьников с СДВГ 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 22
2.3 Организация педагогических действий с детьми 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В 50


Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова занимается изучением феномена гиперактивности или синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). По данным исследования университета, процент детей с гиперактивностью довольно велик: она обнаружилась у 16,5 % из 537 обследованных детей. При этом до ХХ века данные о количестве гиперактивных детей колебались от 2% до 10%. Произошло заметное распространение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Причинами этого расстройства можно считать следующие:
- 9,1% — минимальные мозговые дисфункции;
- 4,2% — неврозы и невротические реакции;
- 1,7% — психические расстройства;
- 1,5% — неврологические заболевания;
16,5% — это каждый шестой ребенок!
Образовательные результаты гиперактивного ребенка зависят от структуры и содержания программ, по которым он обучается. Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и адаптация образовательных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями. При этом адаптирование программы нацелено на преодоление несоответствия между процессом обучения гиперактивного ребёнка по образовательным программам школьного образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Актуальность разработки адаптированного комплекса, прежде всего обусловлена правом каждого ребенка с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования в любой общеобразовательной организации.
В современной практике образования и сопровождения проблема детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности доказывает свою актуальность все большим приростом таких учеников. Педагогические форумы наполнены вопросами о гиперактивных детях, что свидетельствует о практическом существовании этой проблемы. Следовательно, вопросы разработки комплекса педагогического сопровождения для школьников с СДВГ являются актуальными и значимыми.
Темой психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей занимались такие исследователи, как Н.Н. Заваденко, А.М. Радаев, Т.Ю. Успенская, В.М. Трошин, Ю.С. Шевченко. На современном этапе проблемой гиперактивности детей школьного возраста занимаются педагоги и психологи: Л.С. Цветкова, И.С. Депутат, Т.И. Горохова, А.А. Кулинич, Е.Ю. Кутырева, К.М. Рукосуева, А.Л. Сиротюк, А.В. Хасанова и другие.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального школьного образования предъявляет требование по созданию адаптированных (коррекционных) образовательных программ для детей с ОВЗ, относящихся к разным группам и имеющих рекомендацию от медико-психолого¬педагогической комиссии. Однако синдром дефицита внимания и гиперактивности не относится ни к одной из категорий. Данный феномен можно выявить на основании клинического интервью или при помощи психолого-педагогических диагностик, таких как метод Пьерона-Рузера, тест переплетенных линий А. Рея, «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова и др. Несмотря на то, что идея педагогического сопровождения детей с гиперактивностью документально не поддерживается, вышеупомянутая актуальность дает весомые основания для разработки адаптированного комплекса педагогических действий для коррекции учебной деятельности детей данной группы.
адаптированной коррекционной программы для младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать адаптированный коррекционный комплекс для гиперактивных детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебная деятельность гиперактивных детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических действий для коррекции образовательной программы как средства развития гиперактивного ребенка.
Гипотеза исследования: коррекционная программа для гиперактивных детей должна реализовываться с учетом особенностей их учебной деятельности:
- кратковременности рабочих периодов;
- особенностей внимания: малой распределяемости и повышенной переключаемости;
- неумении удерживать учебную цель.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Проанализировать феномен синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
2) Охарактеризовать процесс и факторы развития СДВГ.
3) Проанализировать исследования условий школьного обучения для детей с СДВГ.
4) Организовать опытно-экспериментальное исследование особенностей разворачивания учебной деятельности детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
5) Разработать адаптированную коррекционную программу для гиперактивных детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретический - анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, их систематизация, синтез; эмпирический - наблюдение, беседа, педагогический эксперимент; статистический - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 11 имени А.Н. Кулакова» (г. Красноярск).
Этапы исследования. На первом этапе проведен теоретический анализ психологической, педагогической и нормативно-правовой литературы по исследуемой проблеме; сформулированы объект, предмет, цель, основные задачи исследования, разработана общая структура работы и рабочая гипотеза исследования. Второй этап был посвящен проведению исследования: сбор данных о детях с диагнозом СДВГ, проверка гипотезы, разработка адаптированного комплекса педагогических действий для коррекции учебной деятельности гиперактивных детей. Третий этап был посвящен обработке и систематизации полученных данных, оформлению бакалаврского исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выбрано определение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ - одно из самых распространенных психоневрологических расстройств. Синдром дефицита внимания и гиперактивности является наиболее частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки. Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности.
Выявлены ключевые факторы развития СДВГ в младшем школьном возрасте:
- Снижение процессов саморегуляции;
- Выраженные нарушения структуры деятельности;
- Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности с концентрацией и распределением внимания);
- Снижение способности к выделению существенных признаков и пространственных операций;
- Изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга.
В результате опытно-экспериментального исследования установлены особенности учебной деятельности детей СДВГ:
- Отсутствие цели, как долгосрочной перспективы;
- Неустойчивость учебного интереса;
- Недостаточность сформированности самоконтроля;
- Возрастание количества периодов для отдыха;
- Значительное снижение продолжительности продуктивных периодов к концу учебного дня.
Разработана коррекционная адаптирующая программа, основанная на ключевых идеях:
- Формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности.
- Развитие навыков структурирования деятельности через потребность, мотив и связующую их деятельность.
- Развитие произвольного внимания.
- Организация работы для повышения способности к выделению существенных признаков и совершения пространственных операций.
- Разработка по организации деятельности гиперактивного ребенка с учетом особенностей циклов работы мозга.
На основании выявленных проблем разработан адаптированный коррекционный комплекс для гиперактивных детей младшего школьного возраста. Данный комплекс содержит рекомендации для педагога по организации пространства для гиперактивного ребенка и по коррекции его поведения и учебной деятельности с учетом физических и психических особенностей. Также в комплексе представлена разработка для родителей ребенка с СДВГ и варианты взаимодействия педагога с родителями для возможности организации работы в одной парадигме. Комплекс содержит упражнения, направленные на развитие слабых мест детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.



1) Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Цветковой Л.С. - М.: МПСИ, 2001.
2) Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
3) Бершедова, Л.И. Психологические новообразования критических периодов детства // Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Современные проблемы психологии личности: теория и практика». - М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. - 23-29 с.
4) Василовская, Е.А. Возрастные и индивидуально-типологические особенности состояния «передних» функций у младших подростков // Сб. Материалов международной конференции «Физиология развития человека», Секция 1-2. - М.: Вердана, 2016. - 17-18 с.
5) Выготский, Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5.
6) Выготский, Л.С. «Проблемы детской (возрастной) психологии» // собр. соч. в 6 т., т.4, - М.: Педагогика, 1983.
7) Горлова, Е.Л. Направления психологической помощи родителям ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания // Национальный психологический журнал, 2013. - №2(10) - 134-141 с.
8) Депутат, И.С. Характеристика вербального интеллекта у детей младшего школьного возраста с СДВГ // И.С. Депутат, Л.Ф. Старцева, Ю.А. Иорданова - Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2014. - № 2 (19). - 34-35 с.
9) Захарова, А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности / под ред. В.В. Давыдова, И. Лампшера, А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 2013.
10) Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной
активности человека // Вопросы психологии, 2015. - № 1.
11) Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников/ Н.К. Корсаков, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова - М.: РПО, 2016.
12) Кошельков, Д.А., Семенова О.А. Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности // Д.А. Кошельков, О.А. Семенова - Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2018. - № 2 (19). - 47 с.
13) Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина - М.: Генезис, 2016.
14) Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования - Москва, 2015.
15) Монина, Г.Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь/ Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко - СПб.: Речь, 2017. - 186 с.
16) Политика, О.И. Мультимодальный подход в коррекции детей с СДВГ/ О.И. Политика - СПб.: Речь, 2015.
17) Полонская, Н.Н. Функции программирования и контроля и успешность обучения первоклассников / Н.Н Полонская, Л.В. Яблокова - Сб. докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
18) Полонская, Н.Н. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников // Н.Н Полонская, Л.В. Яблокова, Т.В. Ахутина - Вести. Моск. ун-та, Сер. XIV. Психология. - М.: Изд. МГУ, 2004. - № 2.
19) Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 2014.
20) Репкина Г.В., Заика Е.В. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности, Томск: Пеленг, 1993
21) Сапожникова, Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопр. психологии, 2010. - №4.
22) Студеникин, В. М. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение // В.М. Студеникин, С.В. Балканская, В.И. Шелковский - Лечащий врач, 2010. - № 1.
23) Сухотина, Н.К. Современные подходы к терапии гиперкинетических расстройств у детей // Н.К. Сухотина, А.В. Красова - Журнал клинической и социальной психиатрии, 2016. - № 2. - 44-46 с.
24) Учотова, И.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: от предрассудков к практической помощи // Heftponews,2017. - № 6.
25) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 // [Электронный ресурс] : Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации - Режим доступа : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/
26) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/ Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 // [Электронный ресурс] : Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации - Режим доступа: https://minobr.govmurman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf
27) Феоктистова, С.В. Психологические особенности гиперактивных детей младшего школьного возраста // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2015. - № 2 (19), 73-74 с.
28) Функции лобных долей мозга / под ред. Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. - М.: Наука, 1982.
29) Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей, изд. 4-е, исправленное и дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2012.
30) Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение, 2015.
31) Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: Юристь,2017.
32) Шагиева, Е.С. Диагностическое сопровождение процесса формирования профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4.
33) Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника/ Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, 1999.
34) Юдина, Т.А. Проблема психологической готовности к школе в работах Л.И. Божович // Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Современные проблемы психологии личности: теория и практика». - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2015. - 78-80 с.
35) Яблонская, Т.В. Участие невролога в формировании маршрута коррекционной помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Т.В. Яблонская, И.В. Суранова Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2013. - № 2 (19). - 80-81 с.
36) Barkley, R.A. Hyperactive children: A handbook for diagnosis and treatment. N.Y., London, 2016. 84 p.
37) Childhood, Symptoms of ADHD Strongly Linked to Adult Risk of Smoking // HealthNewsDigest.com. - October 03, 2005.
38) Faraone, S.V. Neurobiology of attentiondeficit hyperactivity disorder. Biol Psychiatry, 1998. - 951-958 p.
39) Quaschner, K. Hyperkinetische Stoerungen/Psychotherapie im Kindes und Jugendalter. Stuttgart, 2017 - 155 p.
40) Rutter, At. Syndromes attributed to minimal brain disfunction in childhood // Amer. J. Psychiatry, 2014 - 139 p.
41) Weinstein, CS. Description of mothers with ADHD with children with ADHD. Psychiatry, 2017 - 12-19 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ