Введение
Раздел 1. Графический проект «Мой город Красноярск»
От замысла к воплощению
1.1. Городской пейзаж в изобразительном искусстве
1.2. Концепция темы «Мой город Красноярск»
1.3. Поэтапное выполнение графического проекта в соответствии с замыслом
Раздел 2. Учебное задание для детей 10-11 лет (4-5 классы)
2.1. Методическая мотивация учебного задания
2.2. Структура учебного задания
2.3. Анализ и оценка результата учебного задания
2.4. Представление детских работ учебного задания
Заключение
Библиографический список
Графика - это самый популярный вид изобразительного искусства; она окружает нас повсюду. Рекламные плакаты, афиши, логотипы; оформление книг, журналов, DVD дисков; дизайн одежды и многое другое - всё это входит в задачи графического искусства.
Графика, а именно рисунок, как её фундаментальная часть, является основой для всех остальных видов изобразительного искусства: живописи, ДПИ, скульптуры и архитектуры. Однако существует немало стереотипов и предубеждений по поводу этого вида искусства. Зачастую графику как бы «принижают», называя её вспомогательным жанром или говоря о бедности её выразительных средств по сравнению с живописью. Но, несмотря на определённую условность и скупость художественного языка графики, ей доступен широчайший диапазон выражаемых чувств и эмоций.
Многие выдающиеся художники прославились именно благодаря графике. В истории изобразительного искусства известно немало случаев, когда художник, делая подготовительный рисунок к живописной картине, настолько «увлекался» им, что в итоге останавливался на данном этапе, считая работу вполне самодостаточной и без цветового многообразия живописи.
Но не стоит думать, что художник-график не может решать в своей работе цветовые задачи. Порой цветовое решение в графике почти не отличается от живописного, и искусствоведы не знают, к какому виду изобразительного искусства отнести то или иное произведение.
В своей дипломной работе и, в частности, учебном задании для детей, я активно использую этот принцип «рисования цветом».
На уроках дети познакомятся с основами композиционного и линейно-конструктивного построения рисунка натюрморта, выразительными средствами графики и законами светотени. Также дети получат знания об использовании цвета в графическом искусстве.
Помимо обучения детей основам изобразительной грамоты, одной из важнейших задач, которые я ставлю перед собой, является разрушение стереотипных представлений о графике как об «искусстве чёрно-белого». Также дети должны научиться отличать графическое произведение от живописного.
Мой дипломный проект посвящён теме городского пейзажа. Я считаю, что данный жанр изобразительного искусства даёт художнику огромный простор для творчества. Пейзаж - это выражение самых глубоких и тонких переживаний человека. Ещё будучи школьником я очень любил работать в этом жанре. Я старался «скопировать» тот или иной объект, запечатлеть неуловимое состояние природы, и очень огорчался, если достичь поставленной задачи не удавалось.
Главная цель моей дипломной работы - передать настроение городского пейзажа, показать красоту самых обыденных вещей, используя выразительные средства графики.
На уроках в школе дети также выполнили графические работы, но уже на примере более доступного для обучения жанра - натюрморта. В рамках учебного проекта мной разработано учебное задание по теме «Рисуем цветом». Итогом всех занятий стал графический натюрморт с применением цвета. На уроках дети узнали об основах построения композиции натюрморта, о графике как виде изобразительного искусства, об основах светотеневой моделировки формы, а также об использовании цвета в графике. Учебное задание предназначено для детей 10-11 лет и состоит из 5 уроков. Основные задачи данного учебного проекта: познакомить детей с жанром натюрморта и графикой как видом изобразительного искусства.
1. Гинзбург Н. Как рисовать натюрморт. АСТ, Асрель. 2004.
2. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. - М., 1985.
3. Лещинский А. А. Основы графики. Гродно. ГрГУ, 2003.
4. Звонцов В. М. Основы понимания графики. - М., 1963.
5. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2004.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник 5-8кл. В 4ч. - Обнинск 1996.
7. Небукина Ю. А. Пастель. Подробный практический курс. - М.: 2005
8. Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. - М.: 2002
9. Учебно-методическое пособие «Преддипломная подготовка» Ампилогов О.К. Красноярск «СФУ» 2012.
10. Учебно-методическое пособие «Теория и методика преподавания изобразительного искусства» Вотякова Е.Е. Красноярск «СФУ» 2012