Введение 3
1 Теоретические основы дисциплины «информационная культура» 5
1.1 Информация : понятия, виды, получение, измерение, обучение 5
1.2 Информационное пространство, качество информации, параметры
преобразования 13
1.3 Качество информации, параметры преобразования 17
1.4 Информационное общество. Информатизация - особое явление культуры 21
1.5 Личность и современная информационная среда Информационная
культура психолога Массовые коммуникации Психологические последствия информатизации 26
2. Теоретический обзор и проблемы разработки мультимедийного сопровождения
учебно-методических дисциплин 34
3. Создание мультимедийного сопровождения дисциплины «информационная
культура» 36
3.1 Программы, используемые для разработки мультимедийного сопровождения
дисциплины «Информационная культура» 36
3.2 Подготовка материалов и создание мультимедийного сопровождения
дисциплины «Информационная культура» 39
3.3 Описание интерфейса и принципа работы мультимедийного
сопровождения дисциплины «Информационная культура» 39
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение А 47
Создаваемый в процессе информатизации информационно-технический потенциал общества определяется не только уровнем развития современных информационных и коммуникационных технологий. Многое зависит от уровня информационной культуры, как всего социума, так и отдельно взятой личности. Ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации является человеческий фактор.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности.
Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами:
резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно-технического прогресса; неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной
науки; быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.
К числу наиболее важных проблем исследования информационной культуры можно отнести следующие:
1) формирование тезауруса - системы информационных понятий, обеспечивающих общую и специальную ориентировку личности в окружающей информационной среде;
2) умение осуществлять информационную деятельность, т.е. формировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты;
3) подготовленность личности к эффективному использование любых (традиционных и компьютерных) источников информации;
4) разумное регулирование информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм:
5) реализация индивидуальных особенностей личности в ее информационной деятельности.
Информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Актуальность темы объясняется тем, что в силу растущих темпов информатизации общества, необходимо использовать новые методы обучения.
Целью данной дипломной работы является создание мультимедийного сопровождения по дисциплине «Информационная культура».
В ходе выполнения дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- Провести теоретический обзор литературы для разработки мультимедийного сопровождения учебно-методических комплексов дисциплины;
- Определить программные средства и технологию разработки мультимедийного сопровождения учебной дисциплины «Информационная культура»;
- Разработать мультимедийные материалы для дисциплины «Информационная культура»;
- Создать и описать алгоритм работы мультимедийного сопровождения дисциплины «Информационная культура»
В рамках данной дипломной работы мы выяснили, что человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающей целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно- коммуникационный диалог.
Определили что, информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
В ходе выполнения дипломной работы были разработаны материалы для создания мультимедийного сопровождения учебной дисциплины «Информационная культура».
Итогом дипломной работы стало мультимедийное сопровождение учебной дисциплины «Информационная культура», которое поможет повысить уровень компьютерной грамотности, компьютерной культуры и информационной грамотности.
Данное мультимедийное сопровождение включает в себя: презентации по темам лекций, видеоматериалы и автоматизированные тесты контроля знаний по дисциплине «Информационная культура».
14. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е издание, дополненное [Текст] / ИЗ. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2008. - 274 с
15. http://www.bibliofond.nl/view.aspx7icN564930
16. Захарова ИГ. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 192 с.
17. Григорьев СГ., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО,-2007. С 219-222.
18. Исаев Г.Н. Информационные технологии. — М.:Омега-Л, 2012. — 464с.
19. КоксДж. Microsoft Office Word 2007. Русская версия. Серия «Шаг за шагом»: Учебное пособие / Кокс Дж., Преппернау Дж.; пер. с англ. М.: ЭКОМ Паблишерз, 2008. — 544 с: ил.
20. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(ГТ&Т ES'2007): Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИЙ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.
21. Бент Б. Андерсен, Катя ванн де Бринк. Мультимедиа в образовании. Специализированный учебник, 2-е изд., йен. доп. —М.: Дрофа, 2007.-С. 224
22. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб, курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. -2-е изд.; испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007. -С. 221
23. Аубакиров ГД. К вопросу об использовании интерактивных средств обучения в учебно-воспитательном процессе вуза. //Вестник Карагандинского университета. Сер. Педагогика. 2008.- №4(52) — С. 170-175.
24. Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих средств.- М.: МГИУД008.- 223 с.