Введение 4
1. Теоретические основы стратегического развития торгового предприятия 8
1.1 Стратегический потенциал торгового предприятия и факторы, на него влияющие 8
1.2. Организационная культура в системе стратегического развития торгового
предприятия 15
1.3. Состав критериев и показателей оценки влияния организационной
культуры на стратегический потенциал торгового предприятия 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Современная торговая организация, как сложный организм, в своем развитии постоянно подвергается влиянию со стороны внешней среды, приспосабливаясь к изменениям, поэтому она должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.
Торговые предприятия, пытающиеся повторить успех других, делают попытки заимствовать культуры более успешных организаций. Вопрос о возможности заимствования организационной культуры является одним из дискуссионных. Заимствование может быть эффективным, если организация очень отстает от остальных конкурентов или же входит в новую для себя сферу бизнеса. В таком случае, конечно, опыт и какие-то устоявшиеся подходы в успешных компаниях станут своего рода ориентиром для новичка.
Исследования последних лет показали, что между стратегией предприятия и его организационной культурой прослеживается устойчивое взаимовлияние, использование которого открывает новые подходы к управлению предприятием. Целенаправленное взаимодействие стратегии и организационной культуры дает синергетический эффект от комплексного управленческого воздействия.
Проблема стратегического управления организационной культурой предприятия относится к числу недостаточно исследованных, поэтому ее изучение имеет важное теоретическое и практическое значение.
Вопросы стратегического управления в экономической науке изучаются по ряду направлений, таких как стратегическое управление хозяйственными объектами и экономическими процессами на микро- и макроуровнях экономики. Актуальность исследования организационной культуры связана с
тем, что знание её особенностей позволяет оценить степень стабильности организации, её конкурентоспособность, предположить возможные направления управленческих решений, а также способность увеличивать стратегический потенциал.
В связи с вышесказанным тема диссертационного исследования носит актуальный характер и представляет научный и практический интерес.
Состояние изученности проблемы.
Вопросы организационной культуры изучаются не только экономической наукой. Широкое отражение они находят также в психологии, политологии и социологии, тесно переплетаясь с исследованиями в области управления экономическими объектами.
Основные направления изучения организационной культуры - это изучение её функций и содержания, диагностики, условий формирования и возможностей изменения в заданных параметрах. Из отечественных авторов наиболее широко эти темы отражают А.И. Пригожин, О.Г.Тихомирова, А.Н. Чаплина, Е.И. Шаталова, и др.
Отдельные научные исследования, посвященные стратегическому управлению организационной культурой, встречаются у таких авторов, как Р. Акофф, И.В. Грошев, С. Джонсон, С. Дэвис, Дж. Лорш, Г. Шварц и др.
Наиболее фундаментальные исследования структуры, уровней, типологии организационных культур принадлежат зарубежным авторам: Э. Шейну, К. Камерону, Р. Куину, Д. МакГрегору, В. Оучи, Д. Денисону.
Несмотря на наличие большого числа работ отечественных и зарубежных ученых по стратегическому управлению и отдельно по организационной культуре, до сих пор не выявлены закономерности, связанные с их взаимным влиянием, не изучен механизм воздействия организационной культуры на стратегический потенциал торгового предприятия и, наоборот, влияние стратегии на формирование и изменение организационной культуры, не раскрыты элементы такого механизма и их взаимосвязь, не установлена сама возможность его применения в управленческой практике сферы торгового бизнеса, не определены сферы наиболее рационального использования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-практических рекомендаций по оценке влияния организационной культуры на стратегический потенциал торгового предприятия.
Цель исследования достигается путем решения следующего ряда задач:
1. Проведение анализа научной литературы и законодательной базы, определение проблем, направлений и аспектов оценки организационной культуры в современных условиях.
2. Исследование существующих подходов, методик, критериев и показателей оценки культуры организации и стратегического потенциала предприятия.
3. Определение взаимосвязи аспектов исследования организационной культуры и ее влияния на потенциал предприятия.
4. Разработка подхода к оценке влияния организационной культуры на стратегический потенциал торгового предприятия.
Предмет исследования. Предметом исследования в работе являются управленческие отношения, возникающие в процессе управления
организационной культурой и стратегическим потенциалом торгового предприятия.
Объект исследования. Объект исследования в работе - торговые предприятия.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования в работе послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления организационной культурой торговых предприятий для стратегии развития. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, метод классификации и другие общенаучные методы к изучаемой проблеме в исследовании.
Организационная культура является новой парадигмой торгового бизнеса постиндустриальной эпохи, которая более полно и всесторонне ориентирована на человеческие потребности, их воплощение и учет в административно¬хозяйственной практике предприятия. Культура, пронизывая любое торговое предприятие, не имеет ярко выраженного проявления, ее сложно оценивать и проанализировать
Несмотря на это, организационная культура как составляющая организационной подсистемы обеспечивает взаимодействие между подсистемами на основе организационных ценностей, норм и правил. В соответствии с этим организационная культура не только подвергается воздействию структурных элементов системы управления и гибко реагирует на их изменения, но и сама часто является основой их формирования. В данном случае мы может говорить о культуре управления персоналом; культуре поведения организации на рынке; о производственной культуре; о финансовой культуре. Таким образом, организационная культура, как идеологическая составляющая миссии организации, отражает принципы управления той или иной организацией.
Между стратегией и организационной культурой существует тесная взаимосвязь. Система ценностей, принципы, убеждения организационной культуры могут совпадать со стратегией предприятия или даже противоречить ей, в связи с чем есть вероятность возникновения проблем. При выявлении противоречия его необходимо устранить внесением изменений в организационную культуру предприятия.
В ходе исследования автором в работе были отражены основные аспекты и подходы к исследованию организационной культуры, установлены взаимосвязи между проблемами оценки влияния культуры на стратегический потенциал предприятий.
Проведенный анализ существующих подходов к формированию культуры организации позволил автору определить, как происходит ее влияние на стратегический потенциал торгового предприятия через систему социально¬трудовых отношений.
В контексте диссертационного исследования эффективное управление организационной культурой предполагает проведение ее оценки с расчетом интегрального показателя и выработку рекомендаций по активизации всех скрытых ресурсов культуры для укрепления стратегического потенциала торгового предприятия.
В результате применения предложенной последовательности оценки влияния культуры организации на стратегический потенциал торгового предприятия можно определить количественное выражение влияния культуры, что позволит принимать более обоснованные управленческие решения по ее развитию.
Приведение организационной культуры в соответствие со стратегией предприятия является достаточно сложной, но необходимой задачей, которую можно представить как процесс взаимосвязанных этапов: определение
элементов действующей культуры, являющихся стратегически поддерживающими и противодействующими; выделение аспектов культуры, нуждающихся в изменении; действия по изменению организационной культуры; создание новой корпоративной культуры, в большей степени соответствующей стратегии.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч.1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 29.12.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant.ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч.1 [Электронный ресурс] : федер. закон от от 31.07.1998 N 146-ФЗ ред. от 29.12.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant.ru.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ ред. от 29.12.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. О защите конкуренции. [Электронный ресурс]: федер. закон от
26.07.2006 N 135-ФЗ ред. от 05.10.2015 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. О защите прав потребителей. [Электронный ресурс]: закон РФ от
07.02.1992 N 2300-1 ред. от 13.07.2015 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ ред. от 31.12.2014 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание/ И. Ансофф; пер.с англ. под ред. А. Н. Петухова - Санкт-Петербург: Питер, 2011.¬344 с.
8. Балашов А.П. Организационная культура: учебное пособие/
БалашовА.П. - Москва: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 247 с.
9. Глумаков В. Н. Организационное поведение: учебник / В. Н. Глумаков. - 2-е изд. - Москва : Вузовский учебник, 2013. - 352 с.
10. Грошев И. Ресурсный потенциал организационной культуры/ И. Грошев, А. Краснослободцев// Общество и экономика. - 2015. - № 11-12. С. 100-116
11. Гуреева Е.Г. Специфика управления организационной культурой образовательной организации и её учёт при разработке программы организационных изменений/Е.Г. Гуреева, А.С. Макаров // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. Т. 2. - № 2.- С. 137-143.
12. Денисон, Д. Изменение корпоративной культуры в организациях / Д. Денисон, Р. Хойшберг, Н. Лэйн, К. Лиф. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 192 с.
13. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: пер. с англ. / П. Дойль. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 560 с.
14. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент : учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр, 2011. - 528 с.
15. Имаи М. Гемба Кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества: пер. с англ. / Масааки Имаи. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 346 с.
16. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры /К. Камерон, Р. Куинн. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 320 с
17. Карташова, Л. В. Управление человеческими ресурсами : учебник / Л. В. Карташова. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 235 с.
18. Кожемякин В.А. Экономическая успешность и организационная культура предприятия/ В. А. Кожемякин// Управленческое консультирование. -
2016. - № 8 (92). - С. 133-139.
19. Корнеев А.А. Влияние управленческих команд на конкурентоспособность современных организаций/ А.А. Корнеев // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 31. - С. 47-52.
20. Коровина О.Ю. К вопросу о содержании понятия «организационная культура», основных ее функциях и методах оценки/ О. Ю. Коровина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия:
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. № 2. - С. 64-69.
21. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента: учебное
пособие / Э.М. Коротков. - Москва: Дека, 2006. - 896 с.
22. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник / Э.М. Коротков. - Москва: Юрайт, 2012. - 640с.
23. Кравченко, Е. Ю. Организационная культура как элемент социальной ответственности / Е. Ю. Кравченко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2010. - № 4. - С. 125-131
24. Кузьмина С.Н. Методологические аспекты управления развитием инновационной деятельности организаций: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Кузьмина Светлана Николаевна.- Санкт-Петербург, 2014.- 43 с.
25. Кучеров В.И. Влияние организационной культуры на управление кадровым потенциалом организации/ В.И. Кучеров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 12 (140). - С. 109-113.
26. Лебедева Л.А. Корпоративная культура как элемент стратегического потенциала бизнес-системы/ Л. А. Лебедева //Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2015. - № 214 (4). - С. 84-89.
27. Максимова Л.В. Влияние организационной культуры на выбор методов оценки и развития кадрового потенциала организации/ Л.В. Максимова, Е.А. Гнездилов, И. С. Максимов// Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2014. - № 4 (35). - С. 189-198
28. Маленков, Ю. А. Стратегический менеджмент : учебник /
Ю. А. Маленков. - Москва: Проспект, 2011. - 224 с.
29. Мартиросян А.С. Организационная культура как источник стратегического развития предприятия/ А.С. Мартиросян// Наука и Мир. - 2015. Т. 3. - № 4 (20). - С. 41-42.
30. Методология и методы исследования систем управления современных организаций : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Чаплина [и др.] ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск : КГТЭИ, 2011. - 374 с.
31. Методы проектирования системы управления современных организаций: учеб. пособие / А.Н. Чаплина, Ю.Ю. Суслова, Т.А. Вашко и др.; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т.- Красноярск, 2011.-436 с.
32. Мильнер Б. З. Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. - Изд. 8¬е, перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 848 с.
33. Мильнер Б. З. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография / Б.З. Мильнер, Т.М. Орлова. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
34. Моисеева Н. К. Трансформация бизнеса в условиях рыночной нестабильности: монография / Н.К. Моисеева, Н. Гончарова, О. А. Марина; под ред. Н.К. Моисеевой. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 416 с.
35. Молоков И.Н. Предприятие как объект стратегического управления/ И. Н. Молоков//Российское предпринимательство. - 2012. - №1 (30). - С. 66-69.
36. Наговицина Л. П. Потенциалы организационной культуры и адаптивности/ Л. П. Наговицина, А. А. Алетдинова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 4 (52). - С. 146-152.
37. Назарова О. А. Факторы, определяющие качество обслуживания в розничных торговых сетях/ О. А. Назарова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 23. - С. 68-73.
38. Непомнящий А.В. Организационная культура как фактор повышения эффективности деятельности организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Непомнящий Анатолий Васильевич.- Новосибирск, 2011.- 20 с.
39. О деятельности торговых сетей в розничной торговле Красноярского края в 2015 году: пресс-выпуск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/publications/news_issues/
40. Об отдельных показателях, характеризующих уровень жизни населения Красноярского края в 2015 году: пресс-выпуск [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/
krasstat/ru/publications/news_issues/
41. Одинцова О.Н. Организационная культура: сущность и методология анализа Э. Шейна/ О.Н. Одинцова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 42. - С. 59-63.
42. Организационная культура: учебник/ под ред. Шаталовой Н.И.- Москва: Экзамен, 2006.- 652 с.
43. Петров П.А. Формирование единой методологии контроллинга стратегического потенциала промышленного предприятия/ П.А. Петров// Вопросы управления. - 2011.- № 3(16). - С. 128-137.
44. Пронина З.Ю. Организационная культура как ключ к успеху имплементации стратегии/ З.Ю. Пронина // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 486-488.
45. Путилова Н.Н. Оценка влияния организационной культуры на эффективность деятельности предприятия/ Н.Н. Путилова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 2 (31). С. 102-106.
46. Розничная торговля потребительскими товарами в Красноярском крае
в январе-марте 2016 года: пресс-выпуск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/publications/
news_issues/
47. Романова О.С. Организационная культура: аспекты исследования/ О.С. Романова // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 1 (27). - С. 23-29
48. Сажина К.П. Факторы развития организационной культура организации/ К.П. Сажина, О. А. Иванова // Вестник ТОГИРРО. 2015. № 1 (31).
С. 206-207.
49. Сандрина В.Е. Организационная культура как фактор эффективной профессиональной деятельности персонала в гостиничном и ресторанном бизнесе/ В.Е. Сандрина// Вестник психофизиологии. - 2015. - № 3. - С. 42-45.
50. Симоненко И. Л. Теория организации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 "Менеджмент" / И. Л. Симоненко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 271 с.
51. Современные проблемы науки: современные проблемы менеджмента
[Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс [для студентов напр.
080200.68.16 «Стратегическое управление»] / Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т ; сост.: А. Н. Чаплина, Е. А. Герасимова. - Электронные текстовые данные. - Красноярск : СФУ, 2014. http://lib3.sfu-kras.ru/ft/lib2/UMKD/i-041268251.exe.
52. Соколова М. И. Организационное поведение: управление поведением людей в организации: учебник / М. И. Соколова ; Московский институт международных отношений (университет) [МИД] России. . - Москва : Проспект, 2011. - 272 с.
53. Социально-экономическое положение Красноярского края в январе-марте 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/publications/official_publications/electronic_ versions/
54. Стратегический менеджмент/под ред. А.Н. Соловьева. - Москва: Дело, 2012. - 334с.
55. Стратегический менеджмент: учебник / под ред. А. Н. Петрова. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 495 с.
56. Сураева, М. О. К вопросу об организации корпоративного управления в условиях формирования инновационной экономики / М. О. Сураева, А. П. Жабин, Б. Н. Герасимов // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 2.- С. 88-93.
57. Суслова О.В. Оценка влияния организационной культуры на конкурентоспособность совместных предпринимательских структур: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Суслова Ольга Владимировна.- Санкт- Петербург, 2011.- 19 с.
58. Тануркова И.Г. Организационная культура в системе стратегического менеджмента/ И.Г. Тануркова// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 642-645.
59. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка/О.Г. Тихомирова. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 150с.
60. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии/А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 576с.
61. Управление персоналом организации/ под ред.А.Я.Кибанова, 4-е изд., перераб. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.
62. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты/Р. Холл. - СПб: Питер, 2011. - 509с.
63. Чаплина А. Н. Культура управления : учеб. пособие / А. Н. Чаплина, И. В. Кошелева, Т. А. Вашко ; Краснояр. гос. торгово-эконом. ин-т. - Красноярск : КГТЭИ, 2006. - 112 с.
64. Чаплина А. Н. Менеджмент в торговле : учеб. пособие / А. Н. Чаплина, И. В. Щедрина ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск : КГТЭИ, 2010. - 232 с.
65. Чаплина А. Н. Управление персоналом: исследование и
проектирование: учебное пособие/ А.Н.Чаплина, И.В.Щедрина, Т.А.
Клименкова; Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т. - Красноярск, 2007.-198 с.
66. Чаплина А.Н. Актуализация проблем развития менеджмента сферы услуг и концептуальные основы их решения/ А.Н. Чаплина//Вестник СибГ АУ. - 2012. -Вып.1(41). С. 227-232.
67. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство/пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 336с.
68. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество/ Дж. Шоул. - Москва: Альпина Паблишер, 2013. 342 с.
69. Щедрина И. В. Инновационная организационная культура как способ повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг /И. В. Щедрина, П. Н. Александренко, О.И. Неборский//Проблемы современной экономики. - 2014. -№ 2 (50). -С. 342-345.
70. Экономические аспекты влияния организационной культуры на социальное развитие персонала/ Н.В. Журавлева, А.Г. Панова, Т.Н. Лустина, Т.В. Богачева // Вопросы региональной экономики. - 2016. - Т. 27. № 2. - С. 24¬
31.
71. Яндарбаева Л.А. Методы управления организационной культурой/ Л. А. Яндарбаева, Д. С. Саралинова// Вестник Чеченского государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 54-58.