Оценка влияния организационной культуры на стратегический потенциал торгового предприятия
|
Введение 4
1. Теоретические основы стратегического развития торгового предприятия 8
1.1 Стратегический потенциал торгового предприятия и факторы, на него влияющие 8
1.2. Организационная культура в системе стратегического развития торгового
предприятия 15
1.3. Состав критериев и показателей оценки влияния организационной
культуры на стратегический потенциал торгового предприятия 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
1. Теоретические основы стратегического развития торгового предприятия 8
1.1 Стратегический потенциал торгового предприятия и факторы, на него влияющие 8
1.2. Организационная культура в системе стратегического развития торгового
предприятия 15
1.3. Состав критериев и показателей оценки влияния организационной
культуры на стратегический потенциал торгового предприятия 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Современная торговая организация, как сложный организм, в своем развитии постоянно подвергается влиянию со стороны внешней среды, приспосабливаясь к изменениям, поэтому она должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.
Торговые предприятия, пытающиеся повторить успех других, делают попытки заимствовать культуры более успешных организаций. Вопрос о возможности заимствования организационной культуры является одним из дискуссионных. Заимствование может быть эффективным, если организация очень отстает от остальных конкурентов или же входит в новую для себя сферу бизнеса. В таком случае, конечно, опыт и какие-то устоявшиеся подходы в успешных компаниях станут своего рода ориентиром для новичка.
Исследования последних лет показали, что между стратегией предприятия и его организационной культурой прослеживается устойчивое взаимовлияние, использование которого открывает новые подходы к управлению предприятием. Целенаправленное взаимодействие стратегии и организационной культуры дает синергетический эффект от комплексного управленческого воздействия.
Проблема стратегического управления организационной культурой предприятия относится к числу недостаточно исследованных, поэтому ее изучение имеет важное теоретическое и практическое значение.
Вопросы стратегического управления в экономической науке изучаются по ряду направлений, таких как стратегическое управление хозяйственными объектами и экономическими процессами на микро- и макроуровнях экономики. Актуальность исследования организационной культуры связана с
тем, что знание её особенностей позволяет оценить степень стабильности организации, её конкурентоспособность, предположить возможные направления управленческих решений, а также способность увеличивать стратегический потенциал.
В связи с вышесказанным тема диссертационного исследования носит актуальный характер и представляет научный и практический интерес.
Состояние изученности проблемы.
Вопросы организационной культуры изучаются не только экономической наукой. Широкое отражение они находят также в психологии, политологии и социологии, тесно переплетаясь с исследованиями в области управления экономическими объектами.
Основные направления изучения организационной культуры - это изучение её функций и содержания, диагностики, условий формирования и возможностей изменения в заданных параметрах. Из отечественных авторов наиболее широко эти темы отражают А.И. Пригожин, О.Г.Тихомирова, А.Н. Чаплина, Е.И. Шаталова, и др.
Отдельные научные исследования, посвященные стратегическому управлению организационной культурой, встречаются у таких авторов, как Р. Акофф, И.В. Грошев, С. Джонсон, С. Дэвис, Дж. Лорш, Г. Шварц и др.
Наиболее фундаментальные исследования структуры, уровней, типологии организационных культур принадлежат зарубежным авторам: Э. Шейну, К. Камерону, Р. Куину, Д. МакГрегору, В. Оучи, Д. Денисону.
Несмотря на наличие большого числа работ отечественных и зарубежных ученых по стратегическому управлению и отдельно по организационной культуре, до сих пор не выявлены закономерности, связанные с их взаимным влиянием, не изучен механизм воздействия организационной культуры на стратегический потенциал торгового предприятия и, наоборот, влияние стратегии на формирование и изменение организационной культуры, не раскрыты элементы такого механизма и их взаимосвязь, не установлена сама возможность его применения в управленческой практике сферы торгового бизнеса, не определены сферы наиболее рационального использования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-практических рекомендаций по оценке влияния организационной культуры на стратегический потенциал торгового предприятия.
Цель исследования достигается путем решения следующего ряда задач:
1. Проведение анализа научной литературы и законодательной базы, определение проблем, направлений и аспектов оценки организационной культуры в современных условиях.
2. Исследование существующих подходов, методик, критериев и показателей оценки культуры организации и стратегического потенциала предприятия.
3. Определение взаимосвязи аспектов исследования организационной культуры и ее влияния на потенциал предприятия.
4. Разработка подхода к оценке влияния организационной культуры на стратегический потенциал торгового предприятия.
Предмет исследования. Предметом исследования в работе являются управленческие отношения, возникающие в процессе управления
организационной культурой и стратегическим потенциалом торгового предприятия.
Объект исследования. Объект исследования в работе - торговые предприятия.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования в работе послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления организационной культурой торговых предприятий для стратегии развития. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, метод классификации и другие общенаучные методы к изучаемой проблеме в исследовании.
Торговые предприятия, пытающиеся повторить успех других, делают попытки заимствовать культуры более успешных организаций. Вопрос о возможности заимствования организационной культуры является одним из дискуссионных. Заимствование может быть эффективным, если организация очень отстает от остальных конкурентов или же входит в новую для себя сферу бизнеса. В таком случае, конечно, опыт и какие-то устоявшиеся подходы в успешных компаниях станут своего рода ориентиром для новичка.
Исследования последних лет показали, что между стратегией предприятия и его организационной культурой прослеживается устойчивое взаимовлияние, использование которого открывает новые подходы к управлению предприятием. Целенаправленное взаимодействие стратегии и организационной культуры дает синергетический эффект от комплексного управленческого воздействия.
Проблема стратегического управления организационной культурой предприятия относится к числу недостаточно исследованных, поэтому ее изучение имеет важное теоретическое и практическое значение.
Вопросы стратегического управления в экономической науке изучаются по ряду направлений, таких как стратегическое управление хозяйственными объектами и экономическими процессами на микро- и макроуровнях экономики. Актуальность исследования организационной культуры связана с
тем, что знание её особенностей позволяет оценить степень стабильности организации, её конкурентоспособность, предположить возможные направления управленческих решений, а также способность увеличивать стратегический потенциал.
В связи с вышесказанным тема диссертационного исследования носит актуальный характер и представляет научный и практический интерес.
Состояние изученности проблемы.
Вопросы организационной культуры изучаются не только экономической наукой. Широкое отражение они находят также в психологии, политологии и социологии, тесно переплетаясь с исследованиями в области управления экономическими объектами.
Основные направления изучения организационной культуры - это изучение её функций и содержания, диагностики, условий формирования и возможностей изменения в заданных параметрах. Из отечественных авторов наиболее широко эти темы отражают А.И. Пригожин, О.Г.Тихомирова, А.Н. Чаплина, Е.И. Шаталова, и др.
Отдельные научные исследования, посвященные стратегическому управлению организационной культурой, встречаются у таких авторов, как Р. Акофф, И.В. Грошев, С. Джонсон, С. Дэвис, Дж. Лорш, Г. Шварц и др.
Наиболее фундаментальные исследования структуры, уровней, типологии организационных культур принадлежат зарубежным авторам: Э. Шейну, К. Камерону, Р. Куину, Д. МакГрегору, В. Оучи, Д. Денисону.
Несмотря на наличие большого числа работ отечественных и зарубежных ученых по стратегическому управлению и отдельно по организационной культуре, до сих пор не выявлены закономерности, связанные с их взаимным влиянием, не изучен механизм воздействия организационной культуры на стратегический потенциал торгового предприятия и, наоборот, влияние стратегии на формирование и изменение организационной культуры, не раскрыты элементы такого механизма и их взаимосвязь, не установлена сама возможность его применения в управленческой практике сферы торгового бизнеса, не определены сферы наиболее рационального использования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-практических рекомендаций по оценке влияния организационной культуры на стратегический потенциал торгового предприятия.
Цель исследования достигается путем решения следующего ряда задач:
1. Проведение анализа научной литературы и законодательной базы, определение проблем, направлений и аспектов оценки организационной культуры в современных условиях.
2. Исследование существующих подходов, методик, критериев и показателей оценки культуры организации и стратегического потенциала предприятия.
3. Определение взаимосвязи аспектов исследования организационной культуры и ее влияния на потенциал предприятия.
4. Разработка подхода к оценке влияния организационной культуры на стратегический потенциал торгового предприятия.
Предмет исследования. Предметом исследования в работе являются управленческие отношения, возникающие в процессе управления
организационной культурой и стратегическим потенциалом торгового предприятия.
Объект исследования. Объект исследования в работе - торговые предприятия.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования в работе послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления организационной культурой торговых предприятий для стратегии развития. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, метод классификации и другие общенаучные методы к изучаемой проблеме в исследовании.
Организационная культура является новой парадигмой торгового бизнеса постиндустриальной эпохи, которая более полно и всесторонне ориентирована на человеческие потребности, их воплощение и учет в административно¬хозяйственной практике предприятия. Культура, пронизывая любое торговое предприятие, не имеет ярко выраженного проявления, ее сложно оценивать и проанализировать
Несмотря на это, организационная культура как составляющая организационной подсистемы обеспечивает взаимодействие между подсистемами на основе организационных ценностей, норм и правил. В соответствии с этим организационная культура не только подвергается воздействию структурных элементов системы управления и гибко реагирует на их изменения, но и сама часто является основой их формирования. В данном случае мы может говорить о культуре управления персоналом; культуре поведения организации на рынке; о производственной культуре; о финансовой культуре. Таким образом, организационная культура, как идеологическая составляющая миссии организации, отражает принципы управления той или иной организацией.
Между стратегией и организационной культурой существует тесная взаимосвязь. Система ценностей, принципы, убеждения организационной культуры могут совпадать со стратегией предприятия или даже противоречить ей, в связи с чем есть вероятность возникновения проблем. При выявлении противоречия его необходимо устранить внесением изменений в организационную культуру предприятия.
В ходе исследования автором в работе были отражены основные аспекты и подходы к исследованию организационной культуры, установлены взаимосвязи между проблемами оценки влияния культуры на стратегический потенциал предприятий.
Проведенный анализ существующих подходов к формированию культуры организации позволил автору определить, как происходит ее влияние на стратегический потенциал торгового предприятия через систему социально¬трудовых отношений.
В контексте диссертационного исследования эффективное управление организационной культурой предполагает проведение ее оценки с расчетом интегрального показателя и выработку рекомендаций по активизации всех скрытых ресурсов культуры для укрепления стратегического потенциала торгового предприятия.
В результате применения предложенной последовательности оценки влияния культуры организации на стратегический потенциал торгового предприятия можно определить количественное выражение влияния культуры, что позволит принимать более обоснованные управленческие решения по ее развитию.
Приведение организационной культуры в соответствие со стратегией предприятия является достаточно сложной, но необходимой задачей, которую можно представить как процесс взаимосвязанных этапов: определение
элементов действующей культуры, являющихся стратегически поддерживающими и противодействующими; выделение аспектов культуры, нуждающихся в изменении; действия по изменению организационной культуры; создание новой корпоративной культуры, в большей степени соответствующей стратегии.
Несмотря на это, организационная культура как составляющая организационной подсистемы обеспечивает взаимодействие между подсистемами на основе организационных ценностей, норм и правил. В соответствии с этим организационная культура не только подвергается воздействию структурных элементов системы управления и гибко реагирует на их изменения, но и сама часто является основой их формирования. В данном случае мы может говорить о культуре управления персоналом; культуре поведения организации на рынке; о производственной культуре; о финансовой культуре. Таким образом, организационная культура, как идеологическая составляющая миссии организации, отражает принципы управления той или иной организацией.
Между стратегией и организационной культурой существует тесная взаимосвязь. Система ценностей, принципы, убеждения организационной культуры могут совпадать со стратегией предприятия или даже противоречить ей, в связи с чем есть вероятность возникновения проблем. При выявлении противоречия его необходимо устранить внесением изменений в организационную культуру предприятия.
В ходе исследования автором в работе были отражены основные аспекты и подходы к исследованию организационной культуры, установлены взаимосвязи между проблемами оценки влияния культуры на стратегический потенциал предприятий.
Проведенный анализ существующих подходов к формированию культуры организации позволил автору определить, как происходит ее влияние на стратегический потенциал торгового предприятия через систему социально¬трудовых отношений.
В контексте диссертационного исследования эффективное управление организационной культурой предполагает проведение ее оценки с расчетом интегрального показателя и выработку рекомендаций по активизации всех скрытых ресурсов культуры для укрепления стратегического потенциала торгового предприятия.
В результате применения предложенной последовательности оценки влияния культуры организации на стратегический потенциал торгового предприятия можно определить количественное выражение влияния культуры, что позволит принимать более обоснованные управленческие решения по ее развитию.
Приведение организационной культуры в соответствие со стратегией предприятия является достаточно сложной, но необходимой задачей, которую можно представить как процесс взаимосвязанных этапов: определение
элементов действующей культуры, являющихся стратегически поддерживающими и противодействующими; выделение аспектов культуры, нуждающихся в изменении; действия по изменению организационной культуры; создание новой корпоративной культуры, в большей степени соответствующей стратегии.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2016 - Инструментарий совершенствования управления организационной культурой, обеспечивающий повышение конкурентоспособности предприятия
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ДИЗАЙН-МЕБЕЛЬ»
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Организационная культура и методы её развития на современном этапе
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Формирование организационной культуры современной торговой организации
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Управление корпоративной культуры в китайской компании
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020



