АКТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ
|
Введение 3
1 Теоретические основы медиаобразования 9
1.1 Понятие медиаобразования 11
1.2 Теории и концептуальные основы медиаобразования 15
1.3 Теория киберсоциализации человека 22
1.4 Характеристика базовых и инновационных моделей
медиаобразования 25
2 Выявление актуальной модели медиаобразования молодежи 40
2.1 Медиаактивность молодежи в условиях киберсоциализации 40
2.2 Медиаграмотность и медиакомпетентность молодежной аудитории 51
2.3 Анализ реализуемых медиаобразовательных программ и проектов 59
2.4 Основные черты актуальной модели медиаобразования молодежи 76
Заключение 80
Список использованных источников 83
Приложение А Словарь медиаобразовательных терминов и понятий 91
Приложение Б Опросник «Медиаактивность молодежи» 96
Приложение В Анкетирование «Медиаграмотность молодежи» 100
Приложение Г Медиаобразовательные программы и проекты 105
1 Теоретические основы медиаобразования 9
1.1 Понятие медиаобразования 11
1.2 Теории и концептуальные основы медиаобразования 15
1.3 Теория киберсоциализации человека 22
1.4 Характеристика базовых и инновационных моделей
медиаобразования 25
2 Выявление актуальной модели медиаобразования молодежи 40
2.1 Медиаактивность молодежи в условиях киберсоциализации 40
2.2 Медиаграмотность и медиакомпетентность молодежной аудитории 51
2.3 Анализ реализуемых медиаобразовательных программ и проектов 59
2.4 Основные черты актуальной модели медиаобразования молодежи 76
Заключение 80
Список использованных источников 83
Приложение А Словарь медиаобразовательных терминов и понятий 91
Приложение Б Опросник «Медиаактивность молодежи» 96
Приложение В Анкетирование «Медиаграмотность молодежи» 100
Приложение Г Медиаобразовательные программы и проекты 105
С начала XXI века вопросам медиаобразования и медиаграмотности уделяется все больше внимания российских и мировых ученых и медиа-аналитиков. Это связано с тем, что современное медиапространство стремительно меняется и обновляется, порой прежде, чем человек успевает осмыслить и предвосхитить какие-либо закономерности в его развитии. Молодежь, как наиболее мобильная и восприимчивая ко всему новому часть населения, является одним из основных субъектов в развитии информационных и коммуникационных технологий.
Несмотря на более чем двадцатилетнюю историю изучения вопросов медиаобразования и медиаграмотности в России, разработку разных, зачастую крайне противоположных, подходов ученых и педагогов-практиков, в нашей стране до сих нет общепринятых государственных программ медиобразования молодежи. Глава ведущей научной школы РФ «Медиаобразование и медиакомпетентность» профессор А.В.Федоров в своих работах рассматривал концептуальные основы медиаобразования и анализировал теорию и практику его реализации в разных странах. Одним из первых он отмечал, что «в контексте медиаобразования наиболее актуальным является вопрос о роли адресата медиа, о его включении в процесс диалога, о том, какую позицию он займёт, будет ли активным или пассивным участником самого хода познания медиакультуры» [Федоров, 2007].
В 2003 году ведущими российскими медиаисследователями Е.Л. Вартановой и Я.Н. Засурским был разработан первый «Российский модуль медиобразования», в котором авторы подчеркивали необходимость осознанного участия и вовлеченности молодежи в окружающую их медиакультуру [Вартанова, 2003].
Отечественный исследователь и специалист в области медиа И. А. Фатеева в своей работе «Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации», опираясь на теорию медиадеятельности, понимает под медиаобразованием в широком смысле этого слова «все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования массмедиа» или «организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение как производству массмедиа, так и пользованию ими» [Фатеева, 2007].
Большой вклад в исследование вопроса вносит И.В. Жилавская - заведующий кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан Ml П'У, президент Ассоциации специалистов медиаобразования. В одном из своих последних докладов на тему «Медиаобразование как фактор, способствующий самоактуализации личности в информационном обществе», она выделяет и характеризует наиболее актуальные на сегодняшний день тенденции в подходах к медиаобразованию молодежи. Они связаны, прежде всего, с «информальным образованием», повышением медиасознательности, развитием способностей человека быть одновременно и потребителем и источником информации в процессе восприятии им окружающего мира [Жилавская, 2016].
В статье Годик Ю.О. « Цифровое поколение и новые медиа» всесторонне рассматривается феномен «цифрового поколения» - юных пользователей глобальной сети Интернет, особенности их сетевого поведения, общения; влияние новых медиа на формирование идентичности, феномены многозадачности, интернет-зависимости. Автор акцентирует тот факт, что «интернет становится творческой лабораторией, в которой молодые пользователи пробуют и учатся искусству презентации себя внешнему миру» [Годик, 2011].
Школьное издательское дело (выпуск газет, журналов, периодических изданий и пр.) также рассматривается на сегодняшний день как фактор развития медиаобразования в современной России [Лебедева, 2014].
Крайне важное значение имеет то, как сегодня задачи медиаобразования решаются в образовательных учреждениях, какие модели эффективной киберсоциализации внедряются в работе с молодежью.
Актуальность исследования определяется существованием проблемы медийной компетентности молодежи, которая сегодня усугубляется развитием цифровых технологий и коммуникационных систем. Технологии стремительно меняют культуру коммуникации, растет цифровое неравенство между пользователями сети - родителями и детьми; вопросы безопасности и пользы интернета для молодого поколения остаются сегодня остро актуальными; интернет-СМИ, в частности, социальные сети занимают лидирующие позиции в выборе юных медиапотребителей, при этом процесс овладения информационными компетенциями зачастую происходит стихийно и бесконтрольно со стороны родителей и школы, иллюзия цифровой компетентности у подростков снижает мотивацию развития умений и навыков работы с информацией [Солдатова, 2013]. Повышение уровня медиаграмотности населения — одно из направлений работы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В сфере образования и молодежной политики вопросам информационно-медийной компетентности граждан также уделяется сегодня особое внимание с точки зрения поиска новых подходов, разработки и внедрения актуальной модели медиаобразования.
Научно-теоретические основы работы и степень разработанности темы. Теоретические аспекты рассматриваемой в диссертации тематики представлены в работах следующих авторов: философа М. Маклюэна, американского социолога Э. Тоффлера, российского ученого, педагога и психолога Плешакова В.А., а также других известных исследователей вопросов взаимодействия человека и медиасреды. Научной базой диссертации послужили труды и исследования теоретиков и практиков медиобразования А.В.Федорова, И.В. Челышевой Е.Л. Вартановой, И.И. Засурского, И.М. Дзялошинского, Г.В.Лазутиной, И.А. Фатеевой, И.В. Жилавской, А.А. Левицкой, Ю.О. Годик.
При разработке темы автором также учитываются результаты актуальных исследований в области медиапотребления и медиаактивности граждан, которые были проведены в течение последних 3-х лет в России Фондом Развития Интернет (http://www.fid.su) и Фондом «Общественное мнение» (http://fom.ru).
Эмпирическая база исследования: результаты социологических опросов «Медиаактивность молодежи» (12-18 лет) и «Медиаграмотность молодежи» (12-18 лет), проведенных на базе одной из новых современных школ г. Красноярска; конкурсные материалы (программы медиаобразования) VI Международного конкурса образовательных программ «ImPRO», организуемого факультетом журналистики Челябинского государственного университета.
При написании диссертации использовался также личный профессиональный опыт работы медиапедагогом, руководителем молодежного пресс-центра, главным редактором молодежного издания (2009-2018 гг.), а также победителем (2017г.) и членом жюри (2018г.) международного конкурса образовательных программ «ImPRO» (факультет журналистики ЧелГУ, г. Челябинск).
Научная новизна исследования состоит в том, что актуальная медиаобразовательная модель описывается на основе получения новых данных об особенностях медиаповедения современной молодежи, вступающей в информационное общество.
Объект исследования - медиаповедение и киберсоциализация молодежной аудитории.
Предмет исследования - образовательные инструменты киберсоциализации молодежи.
Цель работы - выявление актуальной модели медиаобразования молодежи,способствующей эффективной самоактуализации и киберсоциализации личности в информационном пространстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические и концептуальные основы медиаобразования;
- изучить современные российские и зарубежные модели медиаобразования молодежной аудитории;
- исследовать особенности медиаповедения молодежи в условиях киберсоциализации;
- определить уровень медиаграмотности молодежной аудитории;
- проанализировать реализуемые программы и проекты медиаобразования;
- выявить основные черты актуальной модели медиаобразования молодежи.
Теоретическая значимость работы видится в систематизации основных положений теории медиаобразования на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий и СМИ.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в проведении исследования медиаповедения и медиаграмотности школьников, изучении существующих российских медиаобразовательных моделей, формировании предложений по разработке актуальной медиаобразовательной модели молодежи.
Методы исследования, используемые в работе: системное обобщение подходов к определению понятия «медиаобразование», сравнительный анализ существующих медиаобразовательных моделей, прикладное социологическое исследование на выявление особенностей медиаактивности и медиаграмотности молодежной аудитории. Основные методы - анализ, анкетирование, изучение имеющейся литературы по теме исследования.
Апробация темы. По теме исследования опубликованы статья «Медиапотребление и медиатворчество: к вопросу об эффективной киберсоциализации молодежи» (журнал «Знак: проблемное поле медиаобразования», ЧелГУ, 2017г.), статья «Медиаактивность молодежи в условиях киберсоциализации» (журнал: «Челябинский гуманитарий», ЧелГУ, 2018г.; Сборник международной конференции «Сибирское медиапространтсво- 2020, СФУ, 2018). Подготовлены доклады для международной научно-практической конференции «MEDIAO6pa3OBaHne» (ЧелГУ,2016г, 2017г.), конференции «Молодежь и наука» (СФУ, 2017г.), конференции «Сибирское медиапространство-2020» (СФУ, 2017). Положения диссертационного исследования прошли апробацию в рамках организации и проведения массовых мероприятий для молодежи: I и II Городской форум школьных СМИ «ЮНИОН-ПРЕСС», I Российский патриотический фестиваль (участие в развитии добровольческого движения «Медиаволонтер»), участия в развитии Международного движения JuniorSkills в компетенции «Мультимедийная журналистика» на территории Красноярского края в качестве куратора молодежной команды и эксперта - члена жюри городского отборочного этапа.
Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение,список использованной литературы и приложения.
Несмотря на более чем двадцатилетнюю историю изучения вопросов медиаобразования и медиаграмотности в России, разработку разных, зачастую крайне противоположных, подходов ученых и педагогов-практиков, в нашей стране до сих нет общепринятых государственных программ медиобразования молодежи. Глава ведущей научной школы РФ «Медиаобразование и медиакомпетентность» профессор А.В.Федоров в своих работах рассматривал концептуальные основы медиаобразования и анализировал теорию и практику его реализации в разных странах. Одним из первых он отмечал, что «в контексте медиаобразования наиболее актуальным является вопрос о роли адресата медиа, о его включении в процесс диалога, о том, какую позицию он займёт, будет ли активным или пассивным участником самого хода познания медиакультуры» [Федоров, 2007].
В 2003 году ведущими российскими медиаисследователями Е.Л. Вартановой и Я.Н. Засурским был разработан первый «Российский модуль медиобразования», в котором авторы подчеркивали необходимость осознанного участия и вовлеченности молодежи в окружающую их медиакультуру [Вартанова, 2003].
Отечественный исследователь и специалист в области медиа И. А. Фатеева в своей работе «Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации», опираясь на теорию медиадеятельности, понимает под медиаобразованием в широком смысле этого слова «все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования массмедиа» или «организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение как производству массмедиа, так и пользованию ими» [Фатеева, 2007].
Большой вклад в исследование вопроса вносит И.В. Жилавская - заведующий кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан Ml П'У, президент Ассоциации специалистов медиаобразования. В одном из своих последних докладов на тему «Медиаобразование как фактор, способствующий самоактуализации личности в информационном обществе», она выделяет и характеризует наиболее актуальные на сегодняшний день тенденции в подходах к медиаобразованию молодежи. Они связаны, прежде всего, с «информальным образованием», повышением медиасознательности, развитием способностей человека быть одновременно и потребителем и источником информации в процессе восприятии им окружающего мира [Жилавская, 2016].
В статье Годик Ю.О. « Цифровое поколение и новые медиа» всесторонне рассматривается феномен «цифрового поколения» - юных пользователей глобальной сети Интернет, особенности их сетевого поведения, общения; влияние новых медиа на формирование идентичности, феномены многозадачности, интернет-зависимости. Автор акцентирует тот факт, что «интернет становится творческой лабораторией, в которой молодые пользователи пробуют и учатся искусству презентации себя внешнему миру» [Годик, 2011].
Школьное издательское дело (выпуск газет, журналов, периодических изданий и пр.) также рассматривается на сегодняшний день как фактор развития медиаобразования в современной России [Лебедева, 2014].
Крайне важное значение имеет то, как сегодня задачи медиаобразования решаются в образовательных учреждениях, какие модели эффективной киберсоциализации внедряются в работе с молодежью.
Актуальность исследования определяется существованием проблемы медийной компетентности молодежи, которая сегодня усугубляется развитием цифровых технологий и коммуникационных систем. Технологии стремительно меняют культуру коммуникации, растет цифровое неравенство между пользователями сети - родителями и детьми; вопросы безопасности и пользы интернета для молодого поколения остаются сегодня остро актуальными; интернет-СМИ, в частности, социальные сети занимают лидирующие позиции в выборе юных медиапотребителей, при этом процесс овладения информационными компетенциями зачастую происходит стихийно и бесконтрольно со стороны родителей и школы, иллюзия цифровой компетентности у подростков снижает мотивацию развития умений и навыков работы с информацией [Солдатова, 2013]. Повышение уровня медиаграмотности населения — одно из направлений работы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В сфере образования и молодежной политики вопросам информационно-медийной компетентности граждан также уделяется сегодня особое внимание с точки зрения поиска новых подходов, разработки и внедрения актуальной модели медиаобразования.
Научно-теоретические основы работы и степень разработанности темы. Теоретические аспекты рассматриваемой в диссертации тематики представлены в работах следующих авторов: философа М. Маклюэна, американского социолога Э. Тоффлера, российского ученого, педагога и психолога Плешакова В.А., а также других известных исследователей вопросов взаимодействия человека и медиасреды. Научной базой диссертации послужили труды и исследования теоретиков и практиков медиобразования А.В.Федорова, И.В. Челышевой Е.Л. Вартановой, И.И. Засурского, И.М. Дзялошинского, Г.В.Лазутиной, И.А. Фатеевой, И.В. Жилавской, А.А. Левицкой, Ю.О. Годик.
При разработке темы автором также учитываются результаты актуальных исследований в области медиапотребления и медиаактивности граждан, которые были проведены в течение последних 3-х лет в России Фондом Развития Интернет (http://www.fid.su) и Фондом «Общественное мнение» (http://fom.ru).
Эмпирическая база исследования: результаты социологических опросов «Медиаактивность молодежи» (12-18 лет) и «Медиаграмотность молодежи» (12-18 лет), проведенных на базе одной из новых современных школ г. Красноярска; конкурсные материалы (программы медиаобразования) VI Международного конкурса образовательных программ «ImPRO», организуемого факультетом журналистики Челябинского государственного университета.
При написании диссертации использовался также личный профессиональный опыт работы медиапедагогом, руководителем молодежного пресс-центра, главным редактором молодежного издания (2009-2018 гг.), а также победителем (2017г.) и членом жюри (2018г.) международного конкурса образовательных программ «ImPRO» (факультет журналистики ЧелГУ, г. Челябинск).
Научная новизна исследования состоит в том, что актуальная медиаобразовательная модель описывается на основе получения новых данных об особенностях медиаповедения современной молодежи, вступающей в информационное общество.
Объект исследования - медиаповедение и киберсоциализация молодежной аудитории.
Предмет исследования - образовательные инструменты киберсоциализации молодежи.
Цель работы - выявление актуальной модели медиаобразования молодежи,способствующей эффективной самоактуализации и киберсоциализации личности в информационном пространстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические и концептуальные основы медиаобразования;
- изучить современные российские и зарубежные модели медиаобразования молодежной аудитории;
- исследовать особенности медиаповедения молодежи в условиях киберсоциализации;
- определить уровень медиаграмотности молодежной аудитории;
- проанализировать реализуемые программы и проекты медиаобразования;
- выявить основные черты актуальной модели медиаобразования молодежи.
Теоретическая значимость работы видится в систематизации основных положений теории медиаобразования на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий и СМИ.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в проведении исследования медиаповедения и медиаграмотности школьников, изучении существующих российских медиаобразовательных моделей, формировании предложений по разработке актуальной медиаобразовательной модели молодежи.
Методы исследования, используемые в работе: системное обобщение подходов к определению понятия «медиаобразование», сравнительный анализ существующих медиаобразовательных моделей, прикладное социологическое исследование на выявление особенностей медиаактивности и медиаграмотности молодежной аудитории. Основные методы - анализ, анкетирование, изучение имеющейся литературы по теме исследования.
Апробация темы. По теме исследования опубликованы статья «Медиапотребление и медиатворчество: к вопросу об эффективной киберсоциализации молодежи» (журнал «Знак: проблемное поле медиаобразования», ЧелГУ, 2017г.), статья «Медиаактивность молодежи в условиях киберсоциализации» (журнал: «Челябинский гуманитарий», ЧелГУ, 2018г.; Сборник международной конференции «Сибирское медиапространтсво- 2020, СФУ, 2018). Подготовлены доклады для международной научно-практической конференции «MEDIAO6pa3OBaHne» (ЧелГУ,2016г, 2017г.), конференции «Молодежь и наука» (СФУ, 2017г.), конференции «Сибирское медиапространство-2020» (СФУ, 2017). Положения диссертационного исследования прошли апробацию в рамках организации и проведения массовых мероприятий для молодежи: I и II Городской форум школьных СМИ «ЮНИОН-ПРЕСС», I Российский патриотический фестиваль (участие в развитии добровольческого движения «Медиаволонтер»), участия в развитии Международного движения JuniorSkills в компетенции «Мультимедийная журналистика» на территории Красноярского края в качестве куратора молодежной команды и эксперта - члена жюри городского отборочного этапа.
Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение,список использованной литературы и приложения.
Молодежь является важнейшим стратегическим ресурсом общества. Проблема медийной компетентности молодежи в условиях киберсоциализации усугубляется стремительным развитием цифровых технологий и коммуникационных систем. На молодое поколение сегодня направлено разнообразное медиавоздействие - как положительное, так и отрицательное. В этой связи значимым представляется изучение и анализ медиаповедения, которое формируется у подрастающего поколения под влиянием различных видов медиа, а также оценка уровня медиаграмотности молодежной аудитории.
Целью работы являлось выявление актуальной модели медиаобразования молодежи, способствующей эффективной самоактуализации и киберсоциализации личности в информационном пространстве.
В соответствии с поставленными задачами в теоретической части исследования был изучен и обобщен необходимый теоретический материал, в частности рассмотрены основные теории и концепции медиаобразования, дана характеристика базовых и инновационных моделей медиаобразовательной деятельности, составлен краткий словарь медиаобразовательных терминов. Отдельным вопросом нами была рассмотрена теория киберсоциализации человека В.А. Плешакова, как концептуальная основа информационно¬медийного направления деятельности Российского движения школьников, являющегося новым вектором в развитии медиаобразования в нашей стране с 2016 года.
В практической части исследования были проведены базовое («Медиаактивность молодежи») и дополнительное («Медиаграмотность молодежи») исследования, которые позволили охарактеризовать основные черты медиаповедения и уровень медиаграмотности подрастающего поколения и обозначить проблемы, требующие решения посредством реализации медиаобразовательных проектов и программ в ближайшем будущем.
Современная молодежь отличается высоким уровнем медиаактивности и использует все доступные информационные устройства для удовлетворения широкого круга информационных потребностей и в целом для познания мира и общества, то есть для активной социализации. Не смотря на то, что молодежь имеет высокую мотивацию к медиадеятельности и постоянную эмоциональную включенность в информационные потоки, при этом отмечается существенный разрыв между медиапотреблением и медиатворчеством, как основными видами медиадеятельности. Чаще молодые люди выступают в роли объекта медиавоздействия, нежели субъекта - автора медиаконтента. Так формирование способности к активной медиадеятельности - медиатворчеству выходит на первый план среди медиаобразовательных задач. Особо актуальным остается вопрос безопасности использования различных видов медиа, так как 40% молодежи продолжают оставаться не компетентными в данном вопросе.
Общий уровень медиаграмотности молодежи можно оценить как «средний» (61%), а значит, эта социальная группа продолжает нуждаться в системном медиаобразовательном подходе с внедрением актуальной модели медиаобразования, отвечающей современным вызовам и запросам информационного общества.
В ходе исследования мы также проанализировали успешно реализуемые на территории разных субъектов РФ программы и проекты медиаобразования и пришли к выводу, что в них можно выявить черты как базовых, так и инновационных моделей медиаобразования, а в их содержании проследить формирование выделенных нами ключевых составляющих медиаграмотности: «Медиабезопасность», «Медианавыки», «Медиазнания», «Критическое мышление», «Медиатворчество». Однако в целом был сделан вывод, что не все составляющие формируются равномерно и последовательно в ходе медиаобразовательной деятельности педагогов по программе или реализации медиаобразовательного проекта.
На основе сопоставления полученных новых данных о медиаповедении и медиаграмотности молодежной аудитории и анализе успешно реализуемых медиаобразовательных программ современности мы пришли к выводу, что актуальная модель медиаобразования молодежи должна способствовать эффективной киберсоциализации личности, формированию гражданской активности индивида, развитию медиаобразовательной функции журналистики и повышению социальной ответственности СМИ перед целевой аудиторией.
В дальнейшем результаты исследования могут быть использованы в работе с молодежной аудиторией (школьники, абитуриенты, студенты) в рамках реализации медиаобразовательных программ, проектов модулей и разработки авторской модели медиаобразования.
Целью работы являлось выявление актуальной модели медиаобразования молодежи, способствующей эффективной самоактуализации и киберсоциализации личности в информационном пространстве.
В соответствии с поставленными задачами в теоретической части исследования был изучен и обобщен необходимый теоретический материал, в частности рассмотрены основные теории и концепции медиаобразования, дана характеристика базовых и инновационных моделей медиаобразовательной деятельности, составлен краткий словарь медиаобразовательных терминов. Отдельным вопросом нами была рассмотрена теория киберсоциализации человека В.А. Плешакова, как концептуальная основа информационно¬медийного направления деятельности Российского движения школьников, являющегося новым вектором в развитии медиаобразования в нашей стране с 2016 года.
В практической части исследования были проведены базовое («Медиаактивность молодежи») и дополнительное («Медиаграмотность молодежи») исследования, которые позволили охарактеризовать основные черты медиаповедения и уровень медиаграмотности подрастающего поколения и обозначить проблемы, требующие решения посредством реализации медиаобразовательных проектов и программ в ближайшем будущем.
Современная молодежь отличается высоким уровнем медиаактивности и использует все доступные информационные устройства для удовлетворения широкого круга информационных потребностей и в целом для познания мира и общества, то есть для активной социализации. Не смотря на то, что молодежь имеет высокую мотивацию к медиадеятельности и постоянную эмоциональную включенность в информационные потоки, при этом отмечается существенный разрыв между медиапотреблением и медиатворчеством, как основными видами медиадеятельности. Чаще молодые люди выступают в роли объекта медиавоздействия, нежели субъекта - автора медиаконтента. Так формирование способности к активной медиадеятельности - медиатворчеству выходит на первый план среди медиаобразовательных задач. Особо актуальным остается вопрос безопасности использования различных видов медиа, так как 40% молодежи продолжают оставаться не компетентными в данном вопросе.
Общий уровень медиаграмотности молодежи можно оценить как «средний» (61%), а значит, эта социальная группа продолжает нуждаться в системном медиаобразовательном подходе с внедрением актуальной модели медиаобразования, отвечающей современным вызовам и запросам информационного общества.
В ходе исследования мы также проанализировали успешно реализуемые на территории разных субъектов РФ программы и проекты медиаобразования и пришли к выводу, что в них можно выявить черты как базовых, так и инновационных моделей медиаобразования, а в их содержании проследить формирование выделенных нами ключевых составляющих медиаграмотности: «Медиабезопасность», «Медианавыки», «Медиазнания», «Критическое мышление», «Медиатворчество». Однако в целом был сделан вывод, что не все составляющие формируются равномерно и последовательно в ходе медиаобразовательной деятельности педагогов по программе или реализации медиаобразовательного проекта.
На основе сопоставления полученных новых данных о медиаповедении и медиаграмотности молодежной аудитории и анализе успешно реализуемых медиаобразовательных программ современности мы пришли к выводу, что актуальная модель медиаобразования молодежи должна способствовать эффективной киберсоциализации личности, формированию гражданской активности индивида, развитию медиаобразовательной функции журналистики и повышению социальной ответственности СМИ перед целевой аудиторией.
В дальнейшем результаты исследования могут быть использованы в работе с молодежной аудиторией (школьники, абитуриенты, студенты) в рамках реализации медиаобразовательных программ, проектов модулей и разработки авторской модели медиаобразования.
Подобные работы
- Детско-юношеская газета «САМИ» как современный ресурс
медиаобразования и социализации школьников
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Освещение проблем медиаобразования в научных трудах и профессиональных изданиях на современном этапе
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Медиаобразование как способ социальной работы с несовершеннолетними по формированию информационной безопасности
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Школьная пресса в контексте медиаобразования
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Тенденции развития молодежного медиапространства в г. Барнауле:
медиаобразовательные практики
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА И ЕЕ ЛЕНДИНГ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Освещение проблем медиаобразования в научных трудах и профессиональных изданиях на современном этапе
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Авторская телепрограмма «Лаборатория Уткиной» как инструмент формирования медиаграмотности молодежи (творческая работа)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕДИАПРОДУКЦИИ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ О СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



