Введение 3
1 Феномен эмпатия 9
1.1 Подходы к пониманию эмпатии в литературе 9
1.2 Условия развития эмпатии у детей 15
1.3 Особенности проявления эмпатии у ребенка 18
2 Система детско-родительских отношений 22
2.1 Понятие системы детско-родительских отношений в литературе 22
2.2 Проблема влияния типов детско-родительских отношений
на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста 31
3 Экспериментальное исследование связи между типом детско-родительских отношений в семье и проявлением эмпатии
у детей дошкольного возраста 36
3.1 Программа исследования 36
3.2 Ход работы 38
3.3 Анализ и интерпретация полученных данных 51
3.4 Выводы 57
Заключение 59
Список использованных источников 60
Приложение
Человек является частью социума, общества. Каждый день в своей жизни мы встречаемся с разными людьми: будь то члены нашей семьи, друзья или мало знакомые люди, во время путешествий и прогулок, на своем рабочем месте или же в общественном транспорте. Мир развивается, многое в нем видоизменяется, создается что-то новое. Наша жизнь стала строиться не только на взаимодействии друг с другом, она стала насыщена новыми технологиями, которые окружают нас каждую минуту, огромным количеством информации, поступающей из разных источников. Люди стараются успевать за быстротечными событиями, быть успешными. С одной стороны, это большой шаг в развитии общества, с другой стороны возникают новые трудности во взаимодействии людей друг с другом.
Для гармоничного существования в обществе, с самого детства нужно способствовать формированию у ребенка чувственного, гуманистического отношения к окружающему миру, вещам, другим людям, взаимодействовать с ребенком, создавая условия для правильного, своевременного развития. Этот вопрос рассматривают в своих работах Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,
В.Н. Мясищев и др.
Современные родители очень загружены работой, собственными делами, чтобы добиться успеха в жизни. При этом, на воспитание ребенка отводится всё меньше времени. Постепенно, на замену общению ребенка со взрослыми или ровесниками, приходят компьютерные игры, просмотры фильмов, видео, телепередач, а ведь именно взаимодействие со взрослым является важной частью развития ребенка с самого детства. Через взаимодействие со взрослым, ребенок усваивает основные ценности, нормы, правила, которые станут основой для его дальнейшего развития, базой для формирования собственного отношение к миру [29]. Данная тенденция
сокращения взаимодействия ребенка и взрослого, а так же разнообразие типов детско-родительских взаимоотношений в семьях, приводят к проблеме отсутствия эмпатийного отношения ребенка к окружающим, сложностях во взаимодействии ребенка с другими детьми и взрослыми, что в последствии может стать большей проблемой. Это говорит о важности и актуальности вопроса о наличии правильного взаимодействия ребенка и взрослого, а так же о необходимости эмоционального аспекта в отношениях между ребёнком и родителями, что позволило бы ребенку сформировать и раскрыть эмпатийные способности [7; 47].
Начиная с дошкольного возраста, детям стало труднее
взаимодействовать с другими людьми: сложно выражать свои мысли, чувства и эмоции, а так же отмечается "холодность" к эмоциям других людей. Ребенок замыкается в себе с собственными мыслями, страхами. Если же ребенок выражает свои эмоции, то часто это происходит очень резко и грубо, что в последствии провоцирует проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Результаты исследования И.И. Королевой позволяют сказать о том, что желание обратить внимание на чувства и эмоции другого возникает все реже, а собственные нужды и состояния становятся наиболее значимыми для человека. Эти данные вновь поднимают вопрос о необходимости развития эмпатии у ребенка, а так же является важным ее проявлении, по отношению к окружающим.
Дошкольное детство - это период в жизни ребенка, в котором он обладает особой социально-эмоциональной чувствительностью. Детство является сензитивным периодом (2-5 лет), для усвоения определенных норм, традиций общества, уклада семьи. Очень важно не упустить этот жизненный период ребенка, так как позже формирование эмпатийных способностей, как и других необходимых для гармоничного существования в обществе качеств, свойств, будет очень сложным, если вообще возможным. Об этом пишут такие известные ученые и исследователи, как Т.А. Маркова, Л.И. Божович, М.И. Лисина. В период дошкольного детства наиболее значимым является влияние семьи, системы детско-родительских отношений на ребенка. Под этим влиянием формируются свойства личности, которые не формируются ни в каких других условиях. Тип детско-родительских отношений в семье является одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие ребенка, в частности на формирование эмпатии у ребенка и ее проявление к окружающим. Вопросы, связанные с формированием и проявлением эмпатии исследовали В.П. Кузьмина, Л.П. Выговская, Т.П. Гаврилова.
В научной литературе существуют совершенно разные подходы к такому феномену, как эмпатия. Одни авторы описывали данный феномен, как некое свойство личности (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер), другие - как отдельный процесс (А. Маслоу, К. Роджерс), имеющий структуру, этапы становления (Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Корягина), а так же своеобразный механизм формирования (И.М. Юсупов, И.Г. Осухова). Большое количество точек зрения по данному вопросу привело к отсутствию одного, общего, универсального определения для эмпатии. Но несмотря на это, изучение психологических и педагогических литературных источников позволяет выделить некоторый комплекс признаков, раскрывающий данное понятие. Эмпатия - способность, позволяющая человеку понять, что чувствует другой, его желания, эмоции, мысли и действия. Позволяет положительно относиться к окружающим людям, миру в целом, испытывать сходные с другим человеком чувства. Позволяет определять актуальное эмоциональное состояние другого человека, его настроение. В литературе описывается несколько уровней, на которых может проявляться эмпатия: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (действенный). В научных работах Н.В. Буравцевой так же были выделены три основных уровня эмпатии, обозначена структура: когнитивный, эмоциональный и предикативный компонент. На когнитивном уровне эмпатия представляет собой понимание состояния другого человека, его чувств и переживаний. На втором этапе, который назван «Эмоциональный уровень», эмпатия представляет собой понимание переживаний другого человека, а так же в виде эмоциональной реакции на его состояние. На третьем этапе проявляется конкретные действия, направленные на другого человека для оказание поддержки и возможной помощи человеку.
Некоторые авторы в качестве критерия разделения эмпатии на виды, используют «направленность» эмпатии: на себя или на другого [11; 48]. Первые проявление сформировывающихся эмпатических реакций ребенка имеют направленность «на себя». Но со временем, при взаимодействии со взрослым, в условиях, способствующих формированию эмпатии и усвоению норм и ценностей, они меняют направленность с «на себя», на «на другого». От такой характеристики, как направленность эмпатии, зависит поведение ребенка, по отношению к другому человеку. Если эмпатия направлена «на себя», то ребенок, в первую очередь, будет действовать для удовлетворения своих возникших потребностей, эмоций. Если же эмпатия направлена «на другого», то ребенок будет действовать для другого человека, чтобы помочь или поддержать другого. Гуманистическая направленность эмпатии (на другого) считается высоким уровнем развития эмпатии, по этому нужно стремиться формировать и развивать у ребенка именно такую направленность [47].
Исходя из этой информации, можно сказать об актуальность данной работы: вопросы о роли эмпатии в жизни человека, ее развитии и проявлениях являются важными для таких наук, как психология и педагогика, в особенности при изменившихся условиях современного мира.
Теоретическая значимость: феномен эмпатии малоизучен. Данные, полученные в ходе исследовательской работы, представляют собой некий опыт и могут быть использованы для дальнейшего изучения вопроса.
Практическая значимость: исследование позволит выявить связь между типом детско-родительских отношений в семье и проявлением эмпатии у ребенка. Эти данные могут быть полезны для дачи рекомендаций родителям, педагогам, воспитателям, с целью выстраивания взаимоотношений с ребенком, которые способствовали бы развитию эмпатии и ее гуманистической направленности.
Цель работы: выявление связи между типом детско-родительских отношений в семье и проявлением эмпатии у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Предмет исследования: проявление эмпатии у детей дошкольного возраста.
Гипотезы:
- Если в системе детско-родительких отношений присутствует такой тип, как кооперация, то у эмпатия у ребенка имеет гуманистическую направленность (на другого).
- Если в системе детско-родительских отношений присутствует такой тип, как авторитарная гиперсоциализация, то у ребенка эмпатия имеет эгоцентрическую направленность (на себя).
- Для проверки поставленных гипотез, а так же для достижения поставленной в исследовании цели, были поставлены задачи:
Теоретические:
- Описать понятие, структуру, классификации эмпатии у детей дошкольного возраста, на основе анализа литературы, а так же выделить особенности проявления эмпатии.
- На основе анализа исследований и научной литературы, посвященной детско-родительским отношениям, выбрать классификацию и описать типы отношений в семье.
- Эмпирические:
- Подобрать методики, позволяющие исследовать взаимоотношения в семье, а так же проявления эмпатии у детей дошкольного возраста.
- Подобрать группу респондентов для проведения исследования.
- Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
- Выявить связь между типом детско-родительских отношений в семье и проявлением эмпатии у детей дошкольного возраста.
Методы сбора и анализа данных. Методы: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа. Для проведения исследования планируется использовать методики: опросник «Вопросы для выявления проявлений эмпатии»,
опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»
A. М.Щетининой, игровая методика «Гномики», «Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В. Столина.
- Для определения типа детско-родительских отношений будет использоваться методика: «Опросник родительского отношения» А.Я.Варга,
B. В.Столина (для взрослых).
- Для исследования проявления эмпатии у ребенка будут использованы методики: опросник «Вопросы для выявления проявлений эмпатии», игровая методика «Гномики», опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М.Щетининой.
В современном обществе становится все сложнее воспитывать в человеке гуманистические черты: любовь к другим, понимание, доброту и отзывчивость. Эмоциональные проявления людей все чаще имеют негативную окраску, а их действия обосновываются личной выгодой. Но несмотря на эти изменения, люди по прежнему испытывают желание жить в обществе, состоящем из людей, которые проявляли бы уважение друг к другу, принимали и внимательно относились к потребностям и переживаниям друг друга, оказывали поддержку, если она необходима.
Каждый человек представляет собой часть общества. Каждый взрослый когда-то был ребенком. Становление эмоциональной сферы ребенка происходит с самого рождения, и первыми, кто оказывает значительное влияние на развитие этой сферы, оказываются родители, семья. По этому с самого раннего возраста необходимо выстраивать необходимые условия для развития ребенка, формирования у него эмоциональной сферы, в частности эмпатических способностей (формирование гуманистической направленности), которые в дальнейшем станут прочной основой для положительного отношения к окружающим.
Данные, полученные в ходе исследовательской работы, представляют собой некий опыт и могут быть использованы для дальнейшего изучения вопроса о формировании и проявлении гуманистической направленности у ребенка. Исследование позволило выявить связь между типом детско¬родительских отношений в семье и такой особенностью проявления эмпатии у ребенка, как направленность. Полученные данные могут быть полезны для построения программ по воспитанию ребенка, дачи рекомендаций родителям, педагогам и воспитателям, с целью выстраивания условий и взаимоотношений с ребенком, которые способствовали бы развитию эмпатии у дошкольника и развитию ее гуманистической направленности.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. — Москва : МПСИ, 2004. — 416 с.
2. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. / Б. Г. Ананьев. — Москва : Директ-Медиа, 2008. — 134 с.
3. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
4. Бодалев, А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 188 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Москва : Просвещение, 2005. — 464 с.
6. Бондарь, М. В. К вопросу о развитии эмоциональной сферыдошкольника / М. В. Бондарь // Дошкольное воспитание. [62]. 2000. —
С. 10-12.
7. Бреслав, Г. М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье / Г. М. Бреслав // Вопросы психологии. — 2008. — №1. — С. 41-47.
8. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. — Москва : Просвещение, 1988. — 144 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. —
С.-Пб. — 1997. — 224 с.
10. Выготский, Л. С. Детская психология : в 6 т. / Л. С. Выготский // — Москва, 1987. — Т.4. — 367 с.
11. Гаврилова, Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева. — Москва : Педагогика, 1981. — С. 122¬139.
12. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 1975. — №2 — С. 147-168.
13. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина , Е. Н. Козлова, Е. Н.. // Вопросы психологии. — 1993. — №3. — С. 61-68.
14. Григори, Н. Связующая нить : программа коррекции детско-родительских отношений / Н. Григори // Школьный психолог. — 2000. — С. 1-16.
15. Данилина, Т. А. В мире детский эмоций : Пособие для
практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. — Москва : Айри-пресс, 2004. — 160 с.
16. Довгая, Н. А. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н.А. Довгая, О. Перелыгина // Ребенок в детском саду. — 2005. — №5.
17. Журавых, О. Пойми меня... / О. Журавых // Дошкольное
воспитание. — 2002. — №2. С. 18-20.
18. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в свременном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2001. — №9. С. 98-101.
19. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника :
Учебное пособие для студентов высших педагогических уебных заведений / А. Д. Кошелева [и др.]. — Москва : Академия, 2003. — 176 с.
20. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей :
Популярное пособие для родтелей и педагогов / Н.Л. Кряжева. — Ярославль : Академия развития, 1996. — 208 с.
21. Кудрина, Г.Я. Дианостические методы иследования детей дошкольного возраста / Г. Я. Кудрина. — Москва : Интернет изд-во Сканбук,
2013.
22. Кузьмина, В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Валентина Петровна Кузьмина. — Нижний Новгород, 1999. — 157 с.
23. Лисина, М. И. Специфика восприятия общения у дошкольников / М.И. Лисина, Х. Т. Шерьязданова. — Алма-Ата : Мектеп, 1989. — 134 с.
24. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. — Воронеж : Институт практической психологии, 1995. — 356 с.
25. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология : Учебник / Л. Ф. Обухова. — Москва : Российское педагогическое агенство, 1996. — 374 с.
26. Обухова, Л. Ф. Детская психология : теория, факты, проблемы : 3 изд. / Л.Ф. Обухова. — Москва : Тривола, 1998. —352 с.
27. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5-7 лет / Е.Р. Овчаренко // Начальная школа плюс: До и После. — 2003. — №10. — С. 11-15.
28. Петровский, А. В. Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошенко. — Москва : Политиздат, 1990. — 431 с.
29. Запорожец, А. В. Развитие общения у дошкольников / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. — Москва : Педагогика, 1982. — 288 с.
30. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста : Психологические исследования / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. — Москва : Педагогика, 1996. — С. 175-178.
31. Лаврентьева, Т. В. Психолог в детском дошкольном учреждении : Методические рекомендации к практической деятельности / Т. В. Лаврентьева. — Москва : Гном и Д, 2002. — 134 с.
32. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками : хрестоматия / А. Г. Рузская, под ред. Г.А. Урунтаевой — Москва : Академия, 2000.
33. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М. А. Пономарева. — Минск : Бестпринт, 2006. — 76 с.
34. Психологический словарь [Электронный ресурс] : Мир
психологии; база данных В. Качалова. — 1999 - 2016. Режим доступа : http: //www.psychology.net.ru/dictionaries/psy.html
35. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : Учебное пособие : 1 кн. / Е. Н. Рогов. — Москва : Владос, 1999. — 384 с.
36. Роджерс, К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология эмоций: Тексты. — Москва, 1984. — С. 234-238.
37. Романова, И. В. Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников / И. В. Романова // Дошкольное воспитание. — Москва, 2003. — №4. — С. 22-26.
38. Смирнова, Е. О. Игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам: Средний и старший
дошкольный возраст / Е. О. Смирнова // Педагогика. — 1999. — №6 — С. 18¬26.
39. Сопиков, А. П. Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения: Механизм эмпатии / А. П. Сопиков. — Краснодар : Изд-во Кубанского гос.ун-та, 1977. — С. 52-95.
40. Сорокоумова, С. Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии / С. Н. Сорокоумова. — Нижний Новгород : НИРО, 2005. — с. 71-80.
41. Стрелкова, А. П. Психологические особенности развития
эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада / А.П. Стрелкова // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. — Москва, Педагогика, 1989. — 182 с.
42. Стрелкова, Л. В. Творческое воображение: эмоции и ребенок / Л.
В. Стрелкова // Вопросы психологии. — 1996. — №4. — С. 24-27.
43. Стрелкова, Л. П.. Психологические особенности развития
эмпатии у дошкольников : автореф. канд. диссертации: 19.00.07 / Людмила Петровна Стрелкова. — Москва, 1987. — 218 с.
44. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
45. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. — Ростов на Дону : Феникс, 2005. — 304 с.
46. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка : Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. — Великий Новгород : НовГу им.Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.
47. Щетинина, А. М.. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. / А. М. Щетинина. — Великий Новгород : НовГу им. Ярослава Мудрова, 2004. — 132 с.
48. Щетинина, А. М. (2003). Формирование эмоционально¬перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: мнография / А.М. Щетинина. — Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. — 124 с.
49. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Ь. Эльконин, под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — Москва : Педагогика, 1989. — 560 с.
50. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва : Владос, 1999. — 358 с.
51. Юсупов, И. М. Психология эмпатии : теоретические и
прикладные аспекты: автореф. дис. д-ра психол. наук : 19.00.01 / Ильдар Масгудович Юсупов. — С.-Пб., 1995. — 252 с.
52. Ягнюк, К. В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии / К. В. Ягнюк // Журнал практической психологии. — 2003. — №1.
53. Ярошевский, М. Г. История психологии : Учебное пособие / М. Г. Ярошевский. — Москва : Академия, 1996. — 416 с.