Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных учебных действий у младших школьников на примере темы «Многозначные числа»

Работа №20662

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
605
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования познавательных учебных
действий у младших школьников 8
1.1 Познавательные учебные действия: понятия,
характеристики 8
1.2 Дидактическая игра как средство формирование познавательных
учебных действий 17
2 Экспериментальное исследования и формирование познавательных
учебных действий у младших школьников на примере темы «Многозначные числа» 22
2.1 Анализ и интерпретация результатов диагностики констатирующего 22
эксперимента
2.2 Формирование познавательных учебных действий на уроке математики на примере изучения темы «Многозначные
числа» 38
Заключение 48
Список использованных источников 50


В условиях действия федерального государственного образовательного стандарта НОО основное внимание исследователей обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий.
Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Универсальные учебные действия являются основой умения учиться, успешного усвоения новых знаний, умений и навыков.
Познавательные универсальные учебные действия оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников и познавательное развитие в целом. В процессе познавательного развития происходит формирование у учащихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. В своей книге, к числу познавательных универсальных учебных действий А.Г. Асмолов относит: - «общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы» [4, с. 38].
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов У УД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Таким образом, выше сказанное позволяет констатировать, что проблема поиска путей формирования познавательных учебных действий у младших школьников является актуальной, что позволяет сделать нам выбор темы «Формирование познавательных учебных действий у младших школьников на примере темы: « Многозначные числа»».
Цель исследования - изучение и формирование познавательных учебных действий у младших школьников на примере изучения темы «Многозначные числа».
Объект исследования - познавательные универсальные учебные действия. Предмет исследования - познавательные учебные действия младших школьников на примере изучения темы «Многозначные числа».
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
2. Организация констатирующего эксперимента, с целью проверки познавательных учебных действий по теме «Многозначные числа».
3. На основе результата констатирующего эксперимента разработать фрагменты уроков с использованием дидактических игр.
При реализации поставленной цели мы использовали следующие методы исследования:
-теоретический анализ учебно - методической литературы;
-констатирующий эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
-качественная и количественная обработка полученных результатов. Методологическую основу исследованиясоставляет:
Федеральный Государственный стандарт, начального образования.
-концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, В.Г. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман); -исследования, раскрывающие особенности познавательного развития в младшем школьном возрасте (Подласый И.П., Аникеева Н.В., Смоленцева А.А.)
Опытно-эксперементальная база исследования: МБОУ Г.ОТТТ №4 г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие учащиеся четвертого класса в количестве 19 человек.
Исследование проводились в несколько этап:
6
Второй этап (октябрь - ноябрь 2015) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (декабрь - январь 2015) - анализ результатов эксперимента.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья «Познавательные учебные действия: понятие, результаты» в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Научные исследования и разработки в эпоху глобализации».
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобран и систематизирован материал по теме «Многозначные числа», материал представлен в виде дидактических игр, которые являться средством формирования познавательных учебных действий у младших школьников. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а так же учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Материалы исследования представлены в 2 рисунках, 2 таблицах, объем работы составляет 53 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение и анализ учебной и методической литературы по данной теме, нам позволил сделать вывод, что формирование универсальных учебных действий на уроках математики является приоритетным направлением начального общего образования. Формирование познавательных умений и навыков, уровень освоения которых в
значительноймере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В ходе теоретического анализа были выявлены основные классификации познавательных учебных действий, выделены математические требования, на основе государственного образовательного стандарта НОО. Для формирования познавательных УУД были подобраны наиболее эффективные средства обучения - дидактические игры. Они реализуются преимущественно через систему учебных и игровых упражнений, которые применяются в процессе закрепления, повторения, а также на предметных уроках.
При подготовке и проведении опытно-экспериментальной работы нами были рассмотрены основные познавательные учебные действия, среди которых были выделены следующие:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
- самостоятельно проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснения в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
На основе выделенных познавательных учебных действий, были подобраны ряд
заданий на отработку каждого действия.



1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой / Н.Б. Аникеева. М., 2011. - 387 с.
2. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2010. №4.С. 45-47.
3. Аргинская И.И. Особенности обучения младших школьников математике. Особенности программы и учебных пособий по математике для начальной школы // Начальная школа. 2010. №19. С. 15-17.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.М.: Просвещение, 2011. 159 с.
6. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/А.В. Белошистая. М.:ВЛАДОС, 2009. 455 с.
7. Боженкова Л.И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-метод. и информ. журн. 2012. № 1(82). С. 46-51.
8. Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками // Начальная Школа. 2008. №5. С.2-7.
9. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа. 2013. №
11. С. 8-13.
10. Воровщиков С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал // МЦФЭР. 2012. № 5. С. 33-40.
11. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование: рос. обществ.- пед. журн. М-во образования и науки РФ; РАО. Народное образование. 2012. № 4. С. 153-160.
12. Горшкова О.Д. Начальная школа: математика. Нестандартные задания. 1-4 классы. 2005. № 5. С.43-54 .
13. Елисеева Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2013. С. 91-94.
14. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. -М, 2011.-238 с.
15. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: метод, пособие для учителей и родителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАД ОС, 2009. 59 с.
16. Захарова Т.В., Соколова Ю.Н. Познавательные учебные действия: понятие, результаты // сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Научные исследования и разработки в эпоху глобализации». В 3 ч. 4.2 Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 160-162.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2010. 285 с.
18. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие для студентов сред.ивысш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2002. 288с.
19. Истомина Н.Б. Практикум по методике преподавания математики в
начальных классах: учебное пособие для студентов педагогических
институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» // Н.Б. Истомина. М.: Просвещения, 2006. 176 с.
20. Канбекова Р.В. Основы начального курса математики: учебное пособие. Стерлитамак : Стерлитамак, 1997. 238 с.
21. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 11-12.
22. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста // Первое сентября, М. 2010. 154 с.
23. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
24. Лукиных Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Молодой ученый. 2015.№ 10.5 с. 17-18.
25. Минскин В.И. От игры к знаниям. М., 2012. 185 с.
26. Осмоловская И.М., Петрова Л.Н., Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6-12.
27. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. М., Просвещение, 2012. 105 с.
28. Савостьянов А.И. Игры и упражнения как средство развития сотрудничества между школьниками // Начальное образование. 2012. № 1. С. 22-26.
29. Савченко А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников. Киев: рад.шк., 2001. 176 с.
30. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 2007. 123 с.
31. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников. М.: Педагогика, 2010. 206 с.
32. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. М., Просвещение, 2012. 105 с.
33. Степанова О.А., Рыдзе О.А.. Дидактические игры на уроках в начальной школе. М.: Просвещение, 2011. 177 с.
34. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. М., 2001.317 с.
35. Чекин А.Л. Математика 4 кл.: в 2 ч. Ч 1 учебник /А. Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига / Учебник, 2014. 128 с.
36. Чекин А.Л. Математика 4 кл.: в 2 ч. Ч 2 учебник /А. Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. М. : Академкнига / Учебник, 2014. 128 с.
37. Чуракова Р.Г. Программа по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 кл.: в 2 ч. / сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига/Учебник, 2012. 4.1:320 с.
38. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.Педагогика,1978. 245 с.
Электронный ресурс удаленного доступа (Internet):
39. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. Режим доступа:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2230iaTa обращения: 7.09.15)
40. Подласый И. П. Педагогика Начальной школы.Режим доступа к учебному пособию:http://lib 100.com/book/pedagogics/primary school/ Подласый%20И. Л.,%20Педагогика%20начальной%20школыЛос(дата обращения: 10.10.15)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ