Формирование познавательных учебных действий у младших школьников на примере темы «Многозначные числа»
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования познавательных учебных
действий у младших школьников 8
1.1 Познавательные учебные действия: понятия,
характеристики 8
1.2 Дидактическая игра как средство формирование познавательных
учебных действий 17
2 Экспериментальное исследования и формирование познавательных
учебных действий у младших школьников на примере темы «Многозначные числа» 22
2.1 Анализ и интерпретация результатов диагностики констатирующего 22
эксперимента
2.2 Формирование познавательных учебных действий на уроке математики на примере изучения темы «Многозначные
числа» 38
Заключение 48
Список использованных источников 50
1 Теоретические аспекты формирования познавательных учебных
действий у младших школьников 8
1.1 Познавательные учебные действия: понятия,
характеристики 8
1.2 Дидактическая игра как средство формирование познавательных
учебных действий 17
2 Экспериментальное исследования и формирование познавательных
учебных действий у младших школьников на примере темы «Многозначные числа» 22
2.1 Анализ и интерпретация результатов диагностики констатирующего 22
эксперимента
2.2 Формирование познавательных учебных действий на уроке математики на примере изучения темы «Многозначные
числа» 38
Заключение 48
Список использованных источников 50
В условиях действия федерального государственного образовательного стандарта НОО основное внимание исследователей обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий.
Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Универсальные учебные действия являются основой умения учиться, успешного усвоения новых знаний, умений и навыков.
Познавательные универсальные учебные действия оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников и познавательное развитие в целом. В процессе познавательного развития происходит формирование у учащихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. В своей книге, к числу познавательных универсальных учебных действий А.Г. Асмолов относит: - «общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы» [4, с. 38].
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов У УД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Таким образом, выше сказанное позволяет констатировать, что проблема поиска путей формирования познавательных учебных действий у младших школьников является актуальной, что позволяет сделать нам выбор темы «Формирование познавательных учебных действий у младших школьников на примере темы: « Многозначные числа»».
Цель исследования - изучение и формирование познавательных учебных действий у младших школьников на примере изучения темы «Многозначные числа».
Объект исследования - познавательные универсальные учебные действия. Предмет исследования - познавательные учебные действия младших школьников на примере изучения темы «Многозначные числа».
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
2. Организация констатирующего эксперимента, с целью проверки познавательных учебных действий по теме «Многозначные числа».
3. На основе результата констатирующего эксперимента разработать фрагменты уроков с использованием дидактических игр.
При реализации поставленной цели мы использовали следующие методы исследования:
-теоретический анализ учебно - методической литературы;
-констатирующий эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
-качественная и количественная обработка полученных результатов. Методологическую основу исследованиясоставляет:
Федеральный Государственный стандарт, начального образования.
-концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, В.Г. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман); -исследования, раскрывающие особенности познавательного развития в младшем школьном возрасте (Подласый И.П., Аникеева Н.В., Смоленцева А.А.)
Опытно-эксперементальная база исследования: МБОУ Г.ОТТТ №4 г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие учащиеся четвертого класса в количестве 19 человек.
Исследование проводились в несколько этап:
6
Второй этап (октябрь - ноябрь 2015) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (декабрь - январь 2015) - анализ результатов эксперимента.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья «Познавательные учебные действия: понятие, результаты» в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Научные исследования и разработки в эпоху глобализации».
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобран и систематизирован материал по теме «Многозначные числа», материал представлен в виде дидактических игр, которые являться средством формирования познавательных учебных действий у младших школьников. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а так же учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Материалы исследования представлены в 2 рисунках, 2 таблицах, объем работы составляет 53 страницы.
Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Универсальные учебные действия являются основой умения учиться, успешного усвоения новых знаний, умений и навыков.
Познавательные универсальные учебные действия оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников и познавательное развитие в целом. В процессе познавательного развития происходит формирование у учащихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. В своей книге, к числу познавательных универсальных учебных действий А.Г. Асмолов относит: - «общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы» [4, с. 38].
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов У УД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Таким образом, выше сказанное позволяет констатировать, что проблема поиска путей формирования познавательных учебных действий у младших школьников является актуальной, что позволяет сделать нам выбор темы «Формирование познавательных учебных действий у младших школьников на примере темы: « Многозначные числа»».
Цель исследования - изучение и формирование познавательных учебных действий у младших школьников на примере изучения темы «Многозначные числа».
Объект исследования - познавательные универсальные учебные действия. Предмет исследования - познавательные учебные действия младших школьников на примере изучения темы «Многозначные числа».
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
2. Организация констатирующего эксперимента, с целью проверки познавательных учебных действий по теме «Многозначные числа».
3. На основе результата констатирующего эксперимента разработать фрагменты уроков с использованием дидактических игр.
При реализации поставленной цели мы использовали следующие методы исследования:
-теоретический анализ учебно - методической литературы;
-констатирующий эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
-качественная и количественная обработка полученных результатов. Методологическую основу исследованиясоставляет:
Федеральный Государственный стандарт, начального образования.
-концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, В.Г. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман); -исследования, раскрывающие особенности познавательного развития в младшем школьном возрасте (Подласый И.П., Аникеева Н.В., Смоленцева А.А.)
Опытно-эксперементальная база исследования: МБОУ Г.ОТТТ №4 г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие учащиеся четвертого класса в количестве 19 человек.
Исследование проводились в несколько этап:
6
Второй этап (октябрь - ноябрь 2015) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (декабрь - январь 2015) - анализ результатов эксперимента.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья «Познавательные учебные действия: понятие, результаты» в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Научные исследования и разработки в эпоху глобализации».
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобран и систематизирован материал по теме «Многозначные числа», материал представлен в виде дидактических игр, которые являться средством формирования познавательных учебных действий у младших школьников. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а так же учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Материалы исследования представлены в 2 рисунках, 2 таблицах, объем работы составляет 53 страницы.
Изучение и анализ учебной и методической литературы по данной теме, нам позволил сделать вывод, что формирование универсальных учебных действий на уроках математики является приоритетным направлением начального общего образования. Формирование познавательных умений и навыков, уровень освоения которых в
значительноймере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В ходе теоретического анализа были выявлены основные классификации познавательных учебных действий, выделены математические требования, на основе государственного образовательного стандарта НОО. Для формирования познавательных УУД были подобраны наиболее эффективные средства обучения - дидактические игры. Они реализуются преимущественно через систему учебных и игровых упражнений, которые применяются в процессе закрепления, повторения, а также на предметных уроках.
При подготовке и проведении опытно-экспериментальной работы нами были рассмотрены основные познавательные учебные действия, среди которых были выделены следующие:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
- самостоятельно проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснения в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
На основе выделенных познавательных учебных действий, были подобраны ряд
заданий на отработку каждого действия.
значительноймере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В ходе теоретического анализа были выявлены основные классификации познавательных учебных действий, выделены математические требования, на основе государственного образовательного стандарта НОО. Для формирования познавательных УУД были подобраны наиболее эффективные средства обучения - дидактические игры. Они реализуются преимущественно через систему учебных и игровых упражнений, которые применяются в процессе закрепления, повторения, а также на предметных уроках.
При подготовке и проведении опытно-экспериментальной работы нами были рассмотрены основные познавательные учебные действия, среди которых были выделены следующие:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
- самостоятельно проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснения в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
На основе выделенных познавательных учебных действий, были подобраны ряд
заданий на отработку каждого действия.
Подобные работы
- Методика обучения младших школьников нумерации натуральных чисел и их чтению
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности сформированности вычислительных навыков у обучающихся 2 класса с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО - ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



