🔍 Поиск работ

ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЧММИ-ЧПИ-ЧГТУ)

Работа №206609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В СССР.. 14
1.1. Интеллектуальная миграция как особый тип миграционного потока
в XX веке 14
1.2. Специфика внутренней интеллектуальной миграции в СССР 24
ГЛАВА 2. РОЛЬ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ЧММИ-ЧПИ- ЧГТУ 41
2.1. Научно-педагогическая деятельность эвакуированных
преподавателей в Челябинске в военные и первые послевоенные годы .... 41
2.2. Особенности формирования и эволюции профессорско-преподавательского состава в ЧПИ в 1950-е - 1980-е годы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68

Миграция представителей интеллектуальной элиты в разные регионы мира была известна и в XIX , и в XVIII и в более ранние века. Но лишь в XX веке это явление по своим масштабам, а главное по степени влияния на ключевые экономические, социальные, политические аспекты развития многих стран вышло на одно из первых мест. Советский Союз исключением не был. Последствия советской интеллектуальной миграции ощущаются в российском социуме до сих пор. Это придает теме нашего исследования особую актуальность.
Кроме того, в современном обществе в последние годы заметно растет интерес к такому явлению, как история успеха. С этой точки зрения история крупных успешных высших учебных заведений вызывает большой интерес у представителей интеллектуальной и политической элит, работников системы образования, деятелей культуры, что так же усиливает актуальность исследования.
Интеллектуальная миграция - это один из способов решения многих проблем, накопившихся в сфере науки и высшего образования. Такой тип миграции является сегодня мировым трендом и достаточно массовым явлением.
Россия, безусловно участвует в этом процессе. И для того, чтобы минимизировать его риски и оптимизировать положительные аспекты, крайне важно понимать, какой исторический опыт интеллектуальной миграции имеется в нашей стране. История Южно -Уральского Государственного Университета, на наш взгляд, дает возможность увидеть некоторые важные грани и специфику этого процесса в отечественной истории XX века.
Объектом исследования является профессорско-преподавательский состав ЮУрГУ во второй половине XX века.
Предметом исследования является деятельность интеллектуальных мигрантов в ЧММИ-ЧПИ, которые оказали большое влияние на становление 4
основных научных школ, а так же научно-исследовательской традиции Челябинского механико-машиностроительного института, ставшего впоследствии Челябинским политехническим институтом.
Цель работы - выявить на примере преподавателей из других регионов СССР, работавших в ЧММИ-ЧПИ-ЧГТУ, некоторые важные особенности внутренней интеллектуальной миграции в СССР.
Исходя из выбранной цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть специфику интеллектуальной миграции в мире и в СССР в ХХ веке;
- выявить основные черты внутренней миграции научных кадров в Советском Союзе во второй половине XX века;
- оценить вклад эвакуированных советских специалистов и ученых в становление и развитие нового технического вуза в г. Челябинске.
- проследить особенности формирования и эволюции профессорско- преподавательского состава ЧПИ в начале 1950-х - начале 1990-х годов.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы охватывают период активной работы ученых из разных городов страны в ЧММИ-ЧПИ-ЧГТУ с 1943 года по 1991 год, то есть от момента создания вуза, до завершения советского этапа его истории.
Работа выполнена на своеобразной источниковой базе, которая состоит из уже опубликованных воспоминаний студентов и преподавателей, архивных документов, а так же на основе материалов музея ЮУрГУ и периодической печати (в первую очередь газет «Челябинский рабочий» и «Технополис»)
Особое место среди использованных источников занимают делопроизводственная документация университета, которая хранится в архивах ОГАЧО и ЮУрГУ (отчеты, справки, приказы и т.д.). Многие документы такого рода опубликованы в сборнике «История ЮУрГУ в документах и материалах» , который активно использовался в рамках данного исследования.
В качестве источников используются так же биографии преподавателей, опубликованные в тематических сборниках и энциклопедиях. В 1998 г. свет увидел биографический сборник, посвященный ученым-преподавателям, который внесли наиболее заметный вклад в развитие научно-исследовательской деятельности вуза. При создании данного сборника его автором С.В. Тулинским использовались материалы личного архива, а так же материалы газеты «Технополис», которую С.В. Тулинский возглавлял долгие годы.
Очень полезными для написания данной работы оказались материалы энциклопедии «Инженеры Урала», содержащей более 9000 статей о выдающихся отечественных инженерах, которые внесли заметный вклад в становление и развитие техники Урала.
Многие источники личного происхождения, созданные в советское время, которые использовались в данной работе, носят закрытый характер. Люди, дававшие интервью или оставившие воспоминания об этом периоде, часто говорили официальным языком, использовали стандартные формулировки, при этом многие личные мотивы тех или решений, которые они принимали оставались для исследователя скрытыми. Данное обстоятельство не позволило нам выявить, например, неофициальные, но реальные побудительные причины переезда некоторых представителей интеллектуальной советской элиты из столичных научных центров в Челябинск, или напротив, те мотивы, по которым челябинские ученые и преподаватели покидали свой родной город, а иногда и страну. Тем не менее такие воспоминания и интервью были полезны, так как позволили нам лучше понять официальные причины и предпосылки для советской интеллектуальной миграции.
Статистические данные об особенностях профессорско-
преподавательского состава, представленная в архивных документах, тоже является не полной. Во многом это объясняется тем, что с 50-х годов XX века работа некоторых кафедр ЧПИ связана с разработками для военно - промышленного комплекса. Данная информация в советское время была строго засекречена. С другой стороны более полная информация сохранилась о занимающих должности заведующих кафедрами, деканов факультетов, а так же ректоров вуза. Данная информация хоть и не может дать полной картины процессов интеллектуальной миграции, однако позволяет достаточно четко уловить общую тенденцию.
Историографию выпускной квалификационной работы условно можно разделить на два тематических блока.
Первый блок - это исследования, посвященные миграционным проблемам в целом, и интеллектуальной миграции в частности.
Как массовое явление миграция научных кадров и высококвалифицированных специалистов была зафиксирована социологами в 40-50-е годы ХХ века, когда из Европы началась массовая миграция ученых и выпускников университетов в США. Для объяснения этих процессов в зарубежной литературе начал использоваться термин «brain drain» («утечка умов»).
В советской научной литературе, еще до появления самого термина, рассматривался сюжет миграции интеллектуалов, в контексте изучения эмиграции интеллигенции, которая началась еще в ходе Гражданской войны и получила наиболее яркое выражение в так называемых «философских пароходах».
В 1980-е годы в отечественной науке сформировалось такое направление как интеллегентоведение. Можно выделить две крупные отечественные школы интеллигентоведения: уральская научная школа интеллегентоведов известная, как школа М.Е. Главацкого и ивановская школа В.С. Меметова.
Работы представителей этого направления важны для понимания самых разных аспектов истории советских интеллектуалов. На наш взгляд, исходя из особенностей интеллектуальной миграции в истории России XX века, можно говорить о тождественности понятий «интеллектуал» и «интеллигенция» для этого периода, поэтому в данной работе они будут использоваться как синонимы.
Сам термин интеллектуальная миграция прочно вошел в отечественный научный дискурс лишь в 1980—1990-е гг. За последние два десятилетия появилось большое количество исследований, в которых данный термин применяется в основном для описания процессов выезда советских и российских ученых и высококвалифицированных специалистов за рубеж.
Немало работ в отечественной историографии написано по проблемам внутренней миграции. Однако в этом случае особая сложность заключается в том, что большинство исследователей не выделяют «интеллектуальных мигрантов» из общей массы трудовых мигрантов, передвигавшихся по стране.
На современном этапе исследованием проблем интеллектуальной миграции занимаются представители целого спектра общественных наук: социологи , экономисты , политологи , а в последнее время начали данной проблемой стали заниматься и историки.
Примечательно, что политологи, социологи и экономисты исследуя современную интеллектуальную миграцию, вынуждены изучать исторические предпосылки этого явления...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интеллектуальная миграция - сложный социальный процесс, глубоким изучением которого занимаются исследователи лишь с середины XX века. Особый интерес к этой проблеме проявляют большинство отечественных гуманитарных наук. Среди ученых на современном этапе отсутствует единая точка зрения относительно сущности данного явления, видов интеллектуальной миграции, а так же ее функциональных особенностей.
Можно говорить о том, что, отсутствие и общепринятого согласованного определения термина «интеллектуальная миграция», создает серьезные проблемы для изучения данного феномена. Участие в разработке данной проблематики специалистов разных наук (социологов, экономистов, историков и т.д.) осложняет создание единого содержательного понятийного аппарата. Нужно обратить внимание на то, что наиболее часто используемые определения различных сторон интеллектуальной миграции (как внешней, так и внутренней) носят негативную окраску и обозначают преимущественно «утечку мозгов».
На наш взгляд, такое явление, как миграция интеллектуалов имеет свою специфику, и порой может приносить положительные результаты. Потоки интеллектуальных мигрантов могут двигаться по территории одной страны, а могут в процессе «обмена мозгов» возвращаться обратно в страну, принося новые научные идеи, интеллектуальный капитал, опыт организации научных исследований. Данные процессы в СССР носили особый характер, имели свою специфику, причины и последствия.
Важно подчеркнуть, что в первой половине XX века в России, а затем и в СССР начались некоторые миграционные процессы, которые условно можно отнести к интеллектуальной миграции. Они ускорились в годы гражданской войны и в первые годы после ее окончания. Показательно, что, если в первые годы существования Советского Союза из страны в ряде случаев еще можно было выехать легально, то с каждым годом это было сделать все сложнее. Миграционные потоки в Советском Союзе особенно в 30-40-е гг. в основном 64
были распределены внутри страны, где административным путем производилось перераспределение рабочей силы и
высококвалифицированных специалистов. В условиях плановой экономики была создана система подготовки и распределения квалифицированных кадров, благодаря которой необходимые специалисты появились даже в самых дальних уголках страны. Однако далеко не всегда распределение было добровольным и производилась исходя из целей хозяйственной политики государства.
Миграционные потоки в СССР лишь частично формировались из самостоятельных переселенцев, которые по личной инициативе могли менять место жительства на избранный ими район и населенный пункт. Выбор мог быть обусловлен их индивидуальными предпочтениями и особенностями факторов рынков труда и жилья. В то же время образование давало людям доступ к различным социальным позициям. На первом этапе истории СССР, политика государства в области образования ограничивала возможности получения образования для некоторых групп населения. В дальнейшем ситуация изменилась.
Тем не менее, советское государство почти все время своего существования регулировало большую часть легальных миграционных потоков, и данная политика носила плановый, массовый и приказной - одним словом, принудительный характер.
Великая Отечественная война стимулировала развитие высшего образования в разных регионах страны, расширила область прикладных научных исследований, способствовала созданию тесных связей между наукой и производством. Эвакуация высших учебных заведений на Восток вызвала новую волну миграции интеллектуалов внутри СССР.
Некоторые стороны процесса интеллектуальной миграции периода Великой Отечественной войны, которые привели к формированию собственной научной и инженерной школы на Южном Урале, хорошо можно увидеть на примере истории Челябинского механико-машиностроительного института.
Благодаря совместной деятельности наиболее ярких представителей «сталинградской», «ленинградской», «украинской» школ в ЧММИ и стали формироваться собственные традиции организации учебной, методической работы, научной работы.
Возвращение промышленных и научных кадров было необходимо в первую очередь для восстановления экономики западных районов. Но эвакуированные специалисты были уже активными участниками производственных процессов на уральских предприятиях, что создавало проблемы в работе этих предприятий особенно на первом этапе реэвакуации.
«Интеллектуальная миграция» жителей западных районов СССР в восточные районы хоть и была вынужденной административной мерой, но все-таки имела и ряд положительных сторон. Высокий профессионализм и квалификация эвакуированных специалистов были успешно применены и значительно ускорили развитие высшего образования в восточных районах СССР, а также повысили уровень подготовки научных и педагогических кадров в регионах.
Особенностью формирования профессорско-преподавательского состава ЧММИ-ЧПИ, являлось то, что в период с 1940-х по 1960-е годы ведущие преподаватели ЧПИ часто получали высшее образование и защищали диссертации в других высших учебных заведениях страны. Во многом это было связано с тем, что в Челябинске собственная традиция высшего инженерного образования и соответствующих научных исследований находилась еще в стадии формирования.
В годы Великой Отечественной войны в Челябинск были направлены ученые из Сталинграда, Москвы, Ленинграда, которые до этого времени уже вели активную научную работу и являлись представителями разных научных направлений. Война внесла серьезные коррективы в научную жизнь страны.
Весь свой научный багаж, все знания, новаторские идеи, ученые направили на конкретные задачи, решение которых было необходимо для нужд фронта.
Ученые, приехавшие на работу в «молодой» челябинский вуз из Ленинграда, Сталинграда и Харькова, составили основной костяк преподавателей на начальном этапе создания и развития ЧММИ -ЧПИ-ЧГТУ. После реэвакуации часть профессорско-преподавательского состава осталась в Челябинске и продолжила работу в «молодом» вузе, в результате чего дальнейшее развитие собственных научных школ, хотя и замедлилось, но не остановилось.
Именно многообразие научных школ, лежащих в основе организации научной работы в ЧММИ, на наш взгляд, объясняет стремительное развитие многих научных направлений в стенах Челябинского политехнического института уже в 50-60-е гг.
В 1940-70-х годах практически все руководящие должности в вузе, в том числе и должности заведующих кафедрами и деканов факультетов, занимали ученые из ленинградских, украинских, московских а так же свердловских институтов. Сложившиеся научные школы динамично развивались и плодотворно функционировали даже в тех случаях, когда их основатели покидали стены вуза - работу основоположников подхватывали их ученики. На базе сложившихся школ появлялись новые научные направления, которые становились основой новых школ с новым коллективом единомышленников и совершенно новыми научными задачами.
С середины 1980-х годов интенсивность миграционных потоков, в которых принимала участие интеллектуальная элита страны, заметно сократилась. ЧПИ превращается в центр воспроизводства собственных кадров. К середине 1980-х годов, в результате кадровой перестановки, большинство руководящих должностей в вузе занимали, ученые, которые являлись его выпускниками.



1. Ф. 288-П. Челябинский областной комитет КПСС; г. Челябинск Челябинской области (1934-1962, 1964-1991).
Опубликованные источники
2. Конструктор Н.Л. Духов и его Школа : монография / сост. А.П. Моисеев, В.А. Путин. - Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 2004. - 448 с. - Текст : непосредственный.
3. Николай Леонидович Духов — человек и конструктор: к 110-летию со дня рождения: очерки и воспоминания : сборник / отв. ред. Т.Г. Новикова. - Калининград: Аксиос, 2014. - 136 с. - Текст : непосредственный.
4. Пинигин, Б. О Н.Л. Духове / Ю. Пинигин. - Текст : электронный //
Семейные истории : электронная библиотека. - 2010. - URL :
http://famhist.ru/famhist/tanki/000809b2.htm#000a2e2c.htm (дата
обращения: 10.01.2020).
5. Сталин, И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б) 10 марта 1939 года / И.В. Сталин. - Текст : непосредственный // Сталин И.В. Сочинения. - Т. 14. - Москва: Издательство «Писатель», 1997. - С. 290-341.
6. Тулинский, С.В. Ученые Южно-Уральского государственного университета : монография / С.В. Тулинский. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 1998. - 297 с. - Текст : непосредственный.
7. Постановление ЦИК и СНК СССР об улучшении использования молодых специалистов 15.09.1933 г./ ЦИК и СНК СССР. - Текст : электронный // Музей истории российских реформ им. Петра Столыпина : электронная библиотека. - 2013. - URL : http://xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13995 (дата обращения: 24.04.2020).
Сборники документов
8. История ЮУрГУ в документах и материалах : сборник документов /
составитель, автор предисловия, введения, заключения И.В. Сибиряков. - Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2010. - 415 с. - Текст :
непосредственный.
9. Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) / сост. А.Г. Егоров, К.М. Боголюбов. - Москва: Политиздат, 1985. - Т. 6. - 431 с. - Текст : непосредственный.
Литература
10. Ананьев, С.А. Историография миграционных процессов России (конец XX - начало XXI века) / С.А. Ананьев. - Текст: непосредственный // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Издательство «Грамота», 2012. - № 1. - C. 17-20.
11. Антонова, О.В. Динамика научных школ ЮУрГУ / О.В. Антонова. -
Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского
государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2006. - №2. - С. 104-105.
12. Ахиезер, А.И. Лев Давидович Ландау / А.И. Ахиезер. - Текст : непосредсвенный // Украинский физический журнал. - Киев: Институт физики НАН Украины, 1969. - Т.14. - № 7. - С. 1057-1059.
13. Ахиезер, А.С. Миграция в российской истории / А.С. Ахиезер. - Текст : непосредственный // Полития. - Москва: АНО «Полития», 2004. - №4. - С. 69-76.
14. Бурдье, П. Формы капитала / Бурдье П. - Текст : электронный // Гуманитарный портал : гуманитарная библиотека. - 2009. - URL :
https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2009/2601 (дата обращения:
10.11.2019).
15. Быстряков, А.Я. Интеллектуальный капитал и интеллектуальная миграция в условиях глобализации : монография / А.Я. Быстряков, Е.М. Григорьева, А.В. Должикова, В.Ю. Леденева, Е.В. Пономаренко, Е.В. Савенкова. - Москва: Проспект, 2017. - 80 с. - Текст :
непосредственный...71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2026 Cервис помощи студентам в выполнении работ