Введение 3
1 Психолого-педагогический анализ проблемы личностной готовности
ребенка к школе 6
1.1. Характеристика социальной и психологической готовности
ребенка к школе 6
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста (6 лет) 24
1.3. Характеристика психолого-педагогического и психологического
сопровождения личностной готовности ребенка к школе 42
2 Возможности психологического сопровождения личностной готовности
ребенка к школе 57
2.1. Диагностика и результаты эмпирического исследования
личностной готовности ребенка к школе 57
2.2. План программы психологического сопровождения личностной
готовности ребенка к школе 71
2.3. Оценка эффективности программы психологического
сопровождения личностной готовности ребенка к школе 77
Заключение 82
Список использованных источников
Приложение А- Д Анализ результатов по рисуночной диагностике 88-95
Приложение Е-О Программа мероприятий психолого-педагогического сопровождения 96-121
Адаптация ребенка к школьному обучению зависит от многих факторов, таких как - возрастающие физические, эмоциональные и информационные нагрузки, такие как информационные нагрузки, изменение режима, высокие требования к уровню развития внимания, памяти, мышления, специальных моторных навыков. Страхи и беспокойства перед образовательным процессом ребенка часто сопровождается неврозами, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование характера и личность ребенка - может ухудшаться аппетит, физическое состояние, увеличение психической возбудимости.
Актуальностью данной проблемы является то, что детский возраст, особенно младший детский является определяющим в становлении личности, в этот период взросления складываются развитие последующих черт характера, личности. Следовательно, одной из главных задач психологов детском дошкольном учреждении является поиск методов, нормализующих уровень подготовленности детей к школьному процессу, а в частному адаптации к общению, взаимодействию со взрослыми. Исходя из этого, психологу необходимо изучить психолого-педагогические особенности будущих первоклассников, их микросреды, условия жизни, личностную готовность к школьному процессу.
Целью данного исследования является изучить психологические и социально - педагогические возможности сопровождения личностной готовности ребенка к школе.
Объект исследования: личностная готовность ребенка к школе.
Предмет исследования: оптимизация личностной готовности ребенка к школе посредством психологических и социально-педагогических аспектов сопровождения.
Гипотеза: психологические и социально-педагогические аспекты сопровождения способствуют оптимизации личностной готовности ребенка к школе.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Определить личностную готовность ребенка к школе
3. Разработать и реализовать программу психологического и социально-педагогического сопровождения личностной готовности ребенка к школе
5. Определить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения личностной готовности ребенка к школе.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых. В основе данной проблемы лежит концепция М.Р. Битяновой (1997) которая полагает, что создание благоприятного климата, который способствует гармоничному развитию личности, на прямую зависит от работы психолога. Создание социально-психологических условий, проведение психолого-педагогического сопровождения для успешного обучения является одним из главных факторов положительной обучаемости.
Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы по избранной теме, анализ изученной литературы по данной теме исследования. Метод беседы. Методика Н.Я. Семаго и М.М. Семаго. Количественный и качественный анализ эмпирических данных с использованием метода математической статистики.
Выборка исследования представлена подготовительной группы детей детского сада в количестве 30 человек.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад №65» г. Красноярск.
Первый этап (февраль-март 2017г.) - анализ литературы по теме исследования; отработка понятийного аппарата, определение объекта, предмета и цели исследования; постановка задач и выбор методов исследования;
Второй этап (апрель-май 2017г.) - проведение первичной диагностики, количественная и качественная обработка результатов, разработка программы психолого-педагогического сопровождения.
Третий этап (май-июнь2017г.) -оформление выпускной квалификационной работы.Практическая значимость состоит в том, что полученные данные позволяют адресно направить внимание специалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздействия при подготовке к регулярному школьному обучению.
Программа психологического сопровождения может быть реализована в работе психологической службы Дошкольного учреждения с целью улучшения уровня показателей личностной готовности ребенка к регулярному школьному процессу.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
При постановки цели работы, которая заключалась в изучении психологических и социальной-педагогических возможностей сопровождения личностной готовности ребенка к школе, мы выполнили поставленные задачи.
1) Провели теоретический обзор литературы по исследуемой проблеме.
2) Определили личностную готовность ребенка к школе.
3) Разработали и реализовали программу психологического и социально-педагогического сопровождения личностной готовность ребенка к школе.
4) Определили эффективность программы.
При анализе теоретической готовности, мы определи важность психологической готовности ребенка к школе. Определили психологические аспекты анализируемого возраста.
В ходе выполнения задачи диагностического блока, мы провели комплексную диагностику уровня готовности детей к школе. Выборка была из 30 человек подготовительной группы детского дошкольного учреждения. В первом блоке мы провели диагностику Н.Я.Семаго и Н.Н. Семаго, которая позволяет оценить уровень формированности предпосылок к учебной деятельности. В ходе диагностики мы разделили одну группу на две подгруппы. Первичные результаты нам показали, что из 30 человек только 14 человек готовы к регулярному посещению школы, а 4 человека имели показатель не готовы. Не готовность выражалась в низких результатах выполнения заданий, в медленной работе, а так же в негативном отношении к происходящему. По результатам диагностики мы провели комплекс мероприятий.
Второй блок был направлен на реализацию психолого-педагогического сопровождения для детей и родителей. Детям предлагались 8 занятий в течении трех недель на формирование положительной установки на работу в группе, на формирование коммуникативных навыков, расширение опыта позитивного взаимодействия, на формирование адекватных форм поведения, обучение адекватному поведению в конфликтных ситуациях.
Для родителей была проведена информативная работа, в ходе которой родителям были даны лекции о режиме дня, о повышении личностной оценке, общие сведения о проблемах данного возраста.
По окончании второго блока, мы провели повторную диагностику детей. Результаты диагностики показали, что уровень готовности детей к школе повысился, показатель не готов к школьному посещению не выявлен. Увеличилось же и количество полностью готовых ребят, что составило 19 человек. Результаты диагностики показали на эффективность предложенных мероприятий. Общий суммарный балл по первой и второй подгруппе увеличился на 4 балла. У первой подгруппы при первичной диагностике балл составил 15.7, при повторной диагностике 19.5. У второй подгруппы - при первичной диагностике балл составил 14.3, при повторной - 18,3.
Для определения эффективности программы сопровождения, был использован t-критерий Стьюдента. Анализ результатов статистической обработки данных первой подгруппы показал, что (Ьмп.=15,78 при p <0,05).
Результаты исследования второй подгруппы в ходе анализа статистической обработки (Ьмп.=2,7 при p < 0,05) показал, что итоги исследования попадают в зону неопределенности.
Таким образом, данные статистической обработки позволяют говорить о том, что достоверность находится в «зоне неопределенности», что не позволяет говорить о сверх эффективности программы, но фиксирует изменения после ее применения, что характеризует значимость проведенной работы связанной оптимизацией личностной готовности дошкольников к школьному обучению посредством применения сопровождения.
Созданные условия, способствующие оптимизации показателя готовности к регулярному обучению среди детей подготовительной группы является эффективными.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации: N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Основная литература
2. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/ Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 150 с.
3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе/ М.Р.Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
4. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. - М.: Педагогика, 2012. - 272 с.
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т.:: Детская психология/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. Т. 4. -367с.
6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И. Гуткина - М.: Академический проект, 2012. - 168 с.
7. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь/ И.М. Кондаков - СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2008. - 512 с.
8. Кирпичев, В. И. Адаптация ребёнка к школе/ В.И Кирпичев - М. : ВЛАДОС, 2012. - 136 с.
9. Костина, Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности/ Л.М. Костина// Вопросы психологии. - 2004. -№1. 137 с.
10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/ Е.Е. Кравцова - М.: Педагогика, 2013, - 152 с.
11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю. Кулагина - М., 2012. - 132 с.
12. Кушнир, Н.Я. Детский сад-школа: Проблемы преемственности: Пособие для педагогов дошк. учреждений/Н.Я. Кушнир - Мн.: Полымя, 2012. - 152 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.
14. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика/ Л.В. Мардахаев - М.: Гардарики, 2012. - 269 с.
15. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик - М.: Институт практической психологии, 1997. - 356 с.
16. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/ Н.В. Нижегорожецева, В.Д. Шадриков - М. ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
17. Немов, Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч.: Ч.1./ Р.С. Немов - М. : ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 352 с.
18. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова - М.: ТЦ «Сфера», 2013. 148 с.
19. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений / И.П. Подласый - M.: Владос, 2002. - 332 с.
20. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Питер, 2004. - 562 с.
21. Психология. Словарь / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2012. - 494с.
22. Социально - психологическая адаптация первоклассников / О.Л. Захарова - Курган, 2013. - с.238
23. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога/ М.В. Шакурова - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психология развития/ Д.Б. Эльконин - М.: Академия, 2001. - 416 с.