Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ В 10-11 КЛАССАХ

Работа №20648

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
767
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Возможности использования электронных образовательных Интернет-
ресурсов на уроках физики 9
1.1 Современная система средств обучения 9
1.2 Использование интернет-технологии на школьных уроках физики 18
1.3 Типы образовательных интернет-ресурсов для преподавания физики 23
2 Использование на базе Лесосибирской православной гимназии
существующих интернет-ресурсов в преподавании курса физики в 10 - 11 классах 26
2.1 Тематическое планирование уроков физики на примере учебно¬
тематической программы в 10 классе с использованием электронных образовательных ресурсов 26
2.2 Проект урока физики в 10 классе с использованием интернет-ресурсов 68
2.3 Проект урока физики в 11 классе с использованием интернет-ресурсов 72
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложения А. Таблица тематического плана 11 класса 89
Приложения Б. Интернет-ресурсы для 10-11 классов 90


Физика является одной из базовых естественных дисциплин программы школьной системы образования. Она позволяет сформировать у учащихся целостную картину мира, посредством изучения законов природы и окружающих естественных процессов от наиболее простейших, до наиболее обобщённых структурных элементом человеческих знаний о вселенной.
Для социально-экономического развития Российской Федерации и общества в целом, сфера образования и в частности такой её структурный элемент, как физическая дисциплина, должны на постоянной основе развиваться с инновационной точки зрения. На сегодняшний день, в век информационных технологий большинство инновационных процессов и инновационные процессы общеобразовательной сферы тем или иным образом связанны с интернет-технологиями и интернет-ресурсами, как их производными.
В развитых зарубежных странах Европы, Азии, Америки и т.д. в общеобразовательной системе познания информационные технологии и интернет-ресурсы активно используются в процессе преподавания естественных дисциплин и не только довольно давно. Не смотря на это большинство общеобразовательных учреждений, в особенности государственной формы собственности всё же придерживаются традиционно¬классической парадигмы при выборе средств обучения, не смотря на то, что такой подход является устаревшим и полностью изжившим себя.
Отдача приоритетов в выборе средств обучения традиционным формам образования более чем на 80 %, приводит к стагнации образовательной системы и остановке развития в одном из ключевых аспектов формирования и развития общества. Наиболее оптимальной системой преподавания является равнозначная расстановка приоритетов между традиционными и инновационными формами подачи учебного материала. Такой подход не является стрессовым для субъектов образовательной системы и в то же время позволяет не останавливаться на достигнутом, делая систему образования достаточно гибкой для планомерного развития в условиях развития всех общественных, экономических и политических процессов ускоренными темпами.
Кроме того, актуальность выбранной тематики данной работы так же обусловлена тем, что аспект применения интернет-ресурсов в преподавании физики достаточно плохо освещён в отечественной литературе. В основном рассматриваемый вопрос ограничивается наличием каталогов интернет- ресурсов в методических и прочих рекомендациях по преподаванию дисциплины «Физика». При этом, достаточно плохо остаются разработаны такие элементы, как внедрение интернет-технологий в систему преподавания физики, комплексная и детализированная реализация всех этапов данного процесса, оптимизация преподавания с задействованием интернет-ресурсов.
Таким образом, на основании вышесказанного следует отметить, что выбранная тематика данной работы на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных вопросов в области преподавания физики, в соответствии с чем, требует комплексного и детализированного исследования в контексте данной работы.
Цель исследования заключается в анализе возможностей использования интернет-ресурсов в преподавании физики в 10-11 классах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. ознакомиться с современной системой средств обучения;
2. исследовать процесс использования интернет-технологий на школьных уроках физики;
3. рассмотреть основные типы образовательных интернет-ресурсов для преподавания физики;
4. проанализировать особенности тематического планирования уроков физики в 10-11 классах на примере учебно-тематической программы 11 класса с использованием электронных образовательных ресурсов;
5. разработать проект урока физики в 10 классе с использованием интернет-ресурсов;
6. разработать проект урока физики в 11 классе с использованием интернет-ресурсов.
Объект исследования - процесс преподавания физики в старших классах.
Предмет исследования - использование интернет-ресурсов в преподавании физики в 10-11 классах Лесосибирской православной гимназии.
Методическую базу исследования представляют собой методы систематизации и детализации данных, метод теоретического анализа, методы проектирования и моделирования, метод структурного анализа данных.
Теоретическую базу дипломной работы составили труды таких отечественных исследователей в области педагогики, физики и интернет- технологий: Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., Сотского Н. Н., Захаровой И. Г., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю ., Федотовой Е. Л. Макаровой Н. В и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении работы раскрыты такие аспекты проводимого исследования, как актуальность темы, цель и задачи работы, предмет, объект и методологическая основа, практическая значимость, а так же информационная база и структура работы.
В первой главе работы рассмотрены возможности использования электронных образовательных интернет-ресурсов на уроках физики, посредством исследования современной системы средств обучения, использования интернет-технологий на школьных уроках физики, а также типов образовательных интернет-ресурсов для преподавания физики.
Во второй главе работы проведён анализ практического использования существующих интернет-ресурсов в преподавании школьного курса физики в 10-11 классах на материалах Лесосибирской православной гимназии. Для этого, нами была проведена оценка тематического планирования уроков физики в 10-11 классах Лесосибирской православной гимназии и представлены рекомендации педагогическому составу по использованию электронных образовательных ресурсов, а так же разработаны проекты уроков физики в 10¬11 классах с использованием интернет-ресурсов.
В заключение данной работы представлены обобщённые выводы по всему исследованию, кратко характеризующие результаты проведённого исследования.
Объём работы составляет 91 страницы текста, включая 1 таблицу, 43 рисунок и 2 приложения. Список использованных источников включает 48 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы в полной мере была реализована цель дипломного исследования, поставленная ранее, а именно проведено исследование и анализ возможностей использования интернет-ресурсов в преподавании физики в 10¬11 классах.
Для достижения поставленной цели в ходе работы был решён ряд задач следующего характера:
- проведено ознакомление с современной системой средств обучения;
- исследован процесс использования интернет-технологий на школьных уроках физики;
- рассмотрены основные типы образовательных интернет-ресурсов для преподавания физики;
- проанализированы особенности тематического планирования уроков физики в 10-11 классах на примере учебно-тематической программы 11 класса с использованием электронных образовательных ресурсов;
- разработан проект урока физики в 10 классе с использованием интернет-ресурсов;
- разработан проект урока физики в 11 классе с использованием интернет-ресурсов.
На основании выполненных задач, в ходе работы было установлено, что наиболее точным определением средств обучения является определение, данное Щукиным А. Н. «средства обучения - это большой объем учебного оборудования, что используется в системе познавательной деятельности».
Современная система средств обучения классифицируется по множеству классификационных признаков, однако, основными из них являются сложность структурной организации, степень новизны и типы средств обучения.
Кроме того, так же было установлено, что к основным способам обучения современного характера, включающих в процесс проведения уроков применение средства обучения, предусматривающие применение интернет-технологий, относятся использование интерактивной доски, использование баз электронных уроков, интерактивных беспроводных планшетов, интерактивной плазменной панели, использование интерактивных копи-устройств, а так же использование интерактивного проектора и мультимедийной приставки к проектору.
Каждый из вышеупомянутых способов предусматривает использование особого оборудования, а так же предполагает наличие определённого набора знаний инновационного характера, как у учеников, так и педагога.
В отечественной и зарубежной литературе, большинством исследователей выделяется 3 основных типа образовательных интернет- ресурсов, а именно: наборы цифровых образовательных ресурсов, информационные источники сложной структуры и инновационные учебно¬методические комплексы (ИУМК). Каждый из данных типов имеет свои специфические особенности, в соответствии с которыми их целевое назначение и рекомендации по применению можно проранжировать в соответствии с типами и формами проведения уроков.
В практической части работы был проведён анализ тематического планирования и подготовки занятий по физике для учащихся 10-11 классов Лесосибирской православной гимназии. В соответствии с этим было выяснено, что на сегодняшний день физика для 10-х классов в гимназии преподаётся на основании учебного пособия Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б. и Сотского Н. Н. «Физика, 10 класс», 2013 года выпуска [26].
Тематический план преподавания физики для 10-х классов, полностью совпадает с тематическим планом представленном в используемом учебном пособии. Тематический план разделён на 7 разделов, таких, как механика, кинематика, динамика, законы сохранения в механике, статика, молекулярная физика: тепловые явления и основы электродинамики. В свою очередь в различных пропорциях, данные разделы разбиты на 16 больших тем, которые в свою очередь подразделяются на дополнительные подтемы. В работе был подробно рассмотрен тематический план уроков физики для 10-х классов
По аналогии с тематическим планированием уроков физики в 10 классе, физика для 11-х классов так же преподаётся на основании учебного пособия Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б. и Сотского Н. Н., только для 11 классов: «Физика, 11 класс», 2013 года выпуска. В соответствии с данным учебным пособием тематический план курса физики для 11-х классов разделён на 6 разделов, таких, как основы электродинамики (продолжение), колебание и волны, оптика, квантовая физика, астрономия, значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. В свою очередь в различных пропорциях, данные разделы разбиты на 18 больших тем, которые в свою очередь подразделяются на дополнительные под темы [26].
По структуре, способам и методам обучения, программа 11-х классов курса физики Лесосибирской православной гимназии полностью аналогична программе 10-го класса. Помимо лекционного материала курс физики для 10-х и 11-х классов Лесосибирской православной гимназии предусматривает выполнение учащимися комплекса лабораторных работ по материалы, изучаемому, на протяжении года, в количестве 11 работ, которые так же были подробно рассмотрены с предоставлением ссылок на интерактивный материал по проведению и выполнению в помощь преподавателю.
На основании проведённого анализа тематического планирования и подготовки занятий по физике для учащихся 10-11 классов Лесосибирской православной гимназии, в ходе главы было разработано 2 проекта, а именно, проект урока физики в 10 классе и проект урока физики в 11 классе, с использованием интернет-ресурсов.
Для учащихся 10-классов Лесосибирской православной гимназии был разработан проект на тему «Работа и мощность электрического тока», целью которого является усвоение сущности и практическая реализация физических категорий «работа» и «мощность электрического тока». Для учащихся 11-х классов Лесосибирской православной гимназии был разработан проект на тему «Магнитное поле», целью которого является проведение данного урока, усвоение сущности и практическая реализация физических категорий «работа» и «мощность электрического тока».
Для фактического проведения каждого из разработанных проектов уроков физики, в качестве обязательного условия было принято наличие и использование персонального компьютера для каждого ученика или пары обучающихся, выхода в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection. edu.ru, амперметра, вольтметра, лампочки, ключа и соединительные провода. Всё представленное оборудование имеется в наличии у Лесосибирской православной гимназии, анализируемо в контексте данной работы, для проведения уроков курса «физика».
Кроме того, в качестве форм, используемых в ходе организации урока, по отношению к каждому разработанному проекту, было выбрано фронтальную и индивидуальную формы, а так же форму работы в паре и в группе. Каждый из проектов состоит из 5 этапов, а именно: самоопределение к деятельности, учебно-познавательная деятельность, интеллектуально-преобразовательная деятельность, диагностика качества освоения темы и рефлексивная деятельность. Специфической особенностью каждого из проектов являлось то, что по отношению каждого из них в ходе разработке была осуществлена подборка учебно-методического, интерактивного материала в помощь педагогу, позволяющего максимально полно, наглядно и доступно осветить выбранные темы занятий и максимально эффективно достигнуть поставленных целей.



1. Басков, С. В. Развитие исследовательских способностей учащихся при изучении физики частиц в старших профильных классах : физика в школе. / С. В. Басков 2013 №2. С. 15-21
2. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические особенности
использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А. А. Вербицкий : [Электронный ресурс] режим доступа -
http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.
3. Видеоуроки / Физика 10 класс. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: https://videouroki.net/video/fizika/10-class/
4. Видеоуроки / Физика 11 класс. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: https://videouroki.net/video/fizika/11-class/fizika-11-klass/
5. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]:http: //www.gomulina.orc.ru/
6. Гаврилова, Н. В. К вопросу о психологической безопасности коммуникаций в сети Интернет // Интернет - свободный, безопасный, образовательный: межрегион. науч.-практ. конф. (18-19 октября 2013 г., г. Омск) / под ред. М. П. Лапчика. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2013. - С. 278
7. Гаврилова, Н. В., Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности. - журнал «Концепт». - Выпуск № 3, 2015. - с. 1 - 7
8. Гладков, Л. Л. Физика. Практикум по решению задач : учеб. пособие / Л. Л. Гладков [и др.]. - Изд. 2-е, испр. . - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2014.
9. Гордеева, О. А. Педагогический опыт учителя физики : [Электронный ресурс] режим доступаhttp://www.ogeogr.ru/dokumenti-1-pedagogicheskij-opit-uchitelya-fiziki-gordeevoj-ol/file1/mdex.html.
10. Гордон, Г. В. Использование компьютерных моделей при проведении факультативных занятий по физике : физика в школе / Г. В. Гордон 2011 №1. С.12-18
11. Дзюрич, Е. А. Использование интернет-ресурсов на уроках физики. - Материалы выступления на II Всероссийской конференции «ИТО- аратов-2010»
12. Ефимов, В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников / В.Ф. Ефимов // Начальная школа. - 2009. - №2. - С. 38-43.
13. Занимательная физика в вопросах и ответах. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://elkin52.narod.ru/.
14. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: рек. Учебно-метод. объединением по спец. пед. образования в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва : Академия, 2007.
15. Игнатова, И. Г. Информационные коммуникационные технологии в образовании: информатика и образование / И. Г. Игнатова, Н. Ю. Соколова. - Москва : Академия, 2003.
16. Информационные технологии в преподавании физики (мастер- класс). - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://ifilip.narod.ru/index.html.
17. Исаев, Д. А. Компьютерное моделирование учебных программ по физике для общеобразовательных учреждений / Д. А. Исаев. - Москва : Прометей, 2002.
18. Каменецкий, С. Е, Теория и методика обучения физике в школе : частные вопросы : учебное пособие для студ. пед. вузов / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова. - Москва : Академия, 2000.
19. Каширин, Д. А. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в
20. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://school-collection.edu.ru.
21. Лабораторные работы для учащихся 10 - 11 классов / Физика / Другие методические материалы. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: https://infourok.ru/fizika.html.
22. Леган, М. В., Яцевич Т. А. Возможность использования современных педгогических технологий в комьинированной форме обучения НГТУ. - Журнал «Медицина и образование в Сибири». - Выпуск № 2, 2010. - с. 34 - 38.
23. Макарова, Н. В, Волков В. Б Информатика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения "Издательский дом "Питер", 2014 . —576 с.
24. Мастер-класс «Живая физика». - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://www.int-edu.ru/page.php?id=931.
25. Методические ресурсы по физике (Ивановский РЦДО). - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://www.ivipk.ru/rcdo/depository- item.aspx?pid=18&id=81&vid=81.
26. Мякишев, Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. — 19-е изд. — Москва : Просвещение, 2013. — 366 с.
27. Мякишев, Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. — 19-е изд. — Москва : Просвещение, 2013. — 366 с.
28. Открытая физика. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://www.physics.ru/.
29. Педагогический марафон учебных предметов (физика). - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://marathon.1september.ru/2008- 04-03.
30. Полат, Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : рек. Учебно¬методическим объединением по спец. пед. образования в кач-ве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений. - Москва : Академия, 2007.
31. Попова, В. А. Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Авт. — сост. В. А. Попова. — Москва : Издательство «Глобус», 2008. — 247 с.
32. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // Российская газета, N 139, 21.06.2012.
33. Прояненкова, Л. А., Стефанова Г. П., Крутова И. А. Сборник задач и упражнений по физике: 7 класс : к учебнику С. В. Громова, Н. А. Родиной «Физика. 7 класс» / Под ред. Л. А. Прояненковой. — Москва : Издательство «Экзамен», 2006. — 158 с.
34. Сайт «Физика в анимациях». - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://physics.nad.ru/physics.htm.
35. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей физики. -
[Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://www.it-
n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&tmpl=com.
36. Смирнов, А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике : учебное пособие / А. В. Смирнов. - Москва : Академия, 2008. 238 с.
37. Только в Физике соль. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://fisika.home.nov.ru/.
38. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 48
39. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в науке и образовании: учеб. пособие для магистров, обучающихся по специальностям: 552800 "Информатика и вычислительная техника", 540600 "Педагогика": рекомендовано учебно-методическим советом Моск. гос. ин-та электронной техники (Технического ун-та) / Е. Л. Федотова, А. А. Федотов. - Москва : Форум: ИНФРА-М, 2013. - 334 с.
40. Физика в анимацияхhttp://physics.nad.ru/.
41. Физика в анимациях. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://physics.nad.ru.
42. Физика в опытах и экспериментах. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: https://www.getaclass.ru/course/fizika-v-opytah-i-eksperimentah.
43. Физика в школе / Физика в анимациях. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://www.vascak.cz/physicsanimations.php?l=ru.
44. Физика.ги. - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://www.fizika.ru.
45. Филиппова, И. Я. Информационные технологии на уроках физики в средней школе. Материалы 8 Международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-05), Санкт-Петербург, 2005, с. 623 - 625.
46. Шахмаев, Н.М. Физический эксперимент в средней школе в 2 Ч.: пособие для учителя - Москва:Мнемозина - 2010, Ч 1. - 224 с.
47. Школьный физкабинет (сайт учителя физики). - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://cm001.narod.ru/index.html.
48. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Филоматис, 2006. — 480 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ