ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение
1 Теоретические основы формирования эстетических ценностей младших школьников 8
1.1 Сущность, цели, задачи формирования эстетических ценностей 8
1.2 Проблема формирования эстетических ценностей в отечественной педагогике 1
1.З Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе формирования эстетических ценностей
2. Формирование эстетических ценностей детей младшего школьного возраста в условиях школы
2.1 Методы и средства формирования эстетических ценностей младших школьников 27
2.2 Анализ реализации образовательной программы начальной
школы на базе МБОУ «Новокаргинская школа №5» по формированию эстетических ценностей младших школьников 36
2.3 Методические рекомендации по формированию эстетических
ценностей младших школьников в условиях 42
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А Цикл занятий, направленных на формирование эстетических ценностей у младших школьников «Мир прекрасного»
Приложение Б Сформированность эстетических ценностей у школьников 2«а» класса
1 Теоретические основы формирования эстетических ценностей младших школьников 8
1.1 Сущность, цели, задачи формирования эстетических ценностей 8
1.2 Проблема формирования эстетических ценностей в отечественной педагогике 1
1.З Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе формирования эстетических ценностей
2. Формирование эстетических ценностей детей младшего школьного возраста в условиях школы
2.1 Методы и средства формирования эстетических ценностей младших школьников 27
2.2 Анализ реализации образовательной программы начальной
школы на базе МБОУ «Новокаргинская школа №5» по формированию эстетических ценностей младших школьников 36
2.3 Методические рекомендации по формированию эстетических
ценностей младших школьников в условиях 42
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А Цикл занятий, направленных на формирование эстетических ценностей у младших школьников «Мир прекрасного»
Приложение Б Сформированность эстетических ценностей у школьников 2«а» класса
На современном этапе развития общества перед системой образования остро стоит проблема формирования эстетических ценностей у подрастающего поколения. Особую роль в формировании эстетических ценностей личности в системе школьного образования принадлежит начальной школе. Эстетические потребности, идеалы и ценности, стимулируя в человеке созидательное начало, влияют на весь облик материальной и духовной деятельности людей. Именно в данном возрасте важно приобщать школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Важность решения данной проблемы у младших школьников обозначена в положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в Федеральном законе от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в РФ», в Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является развитие эстетического сознания, эстетических ценностей через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера [36].
Проблемой теории и практики эстетического воспитания занимались известные отечественные педагоги Блонский П.П., Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. и др. На современном этапе, отмечают педагоги XX - XXI века, основной задачей в формировании эстетических ценностей у младшего школьника является привитие у них правильных эстетических взглядов и идеалов: воспитывать не потребителя искусства, а человека, личность, которая стремится к созданию красоты вокруг себя, человека - созидателя.
Выше сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования «Формирование эстетических ценностей младших школьников». Значима необходимость поиска эффективных средств эстетического воздействия на личность младшего школьника, которая обусловлена требованиями времени и условиями становления ее эстетических ценностей.
Объект: формирование эстетических ценностей младших школьников.
Предмет: формирование эстетических ценностей младших школьников в условиях школы на современном этапе.
Цель: охарактеризовать особенности организации формирования
эстетических ценностей у младших школьников в условиях образовательной организации.
Задачи:
1. Раскрыть сущность, цель, задачи формирования эстетических ценностей.
2. Проследить проблему формирования эстетических ценностей младших школьников в отечественной истории педагогики.
3. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников в процессе формирования эстетических ценностей.
4. Раскрыть методы и средства формирования эстетических ценностей младших школьников.
5. Проанализировать особенности реализации образовательной программы начальной школы на базе МБОУ «Новокаргинская школа №5» по организации формирования эстетических ценностей младших школьников.
6. Разработать методические рекомендации по организации формирования эстетических ценностей младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого - педагогический литературы по проблеме исследования, обобщение материала.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, написании курсовых и выпускных работ по проблеме формирования эстетических ценностей, при организации работы образовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников.
Опытно - экспериментальная база исследования - МБОУ «Новокаргинская школа №5».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающего 59 наименований, 2 приложения.
Важность решения данной проблемы у младших школьников обозначена в положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в Федеральном законе от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в РФ», в Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является развитие эстетического сознания, эстетических ценностей через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера [36].
Проблемой теории и практики эстетического воспитания занимались известные отечественные педагоги Блонский П.П., Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. и др. На современном этапе, отмечают педагоги XX - XXI века, основной задачей в формировании эстетических ценностей у младшего школьника является привитие у них правильных эстетических взглядов и идеалов: воспитывать не потребителя искусства, а человека, личность, которая стремится к созданию красоты вокруг себя, человека - созидателя.
Выше сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования «Формирование эстетических ценностей младших школьников». Значима необходимость поиска эффективных средств эстетического воздействия на личность младшего школьника, которая обусловлена требованиями времени и условиями становления ее эстетических ценностей.
Объект: формирование эстетических ценностей младших школьников.
Предмет: формирование эстетических ценностей младших школьников в условиях школы на современном этапе.
Цель: охарактеризовать особенности организации формирования
эстетических ценностей у младших школьников в условиях образовательной организации.
Задачи:
1. Раскрыть сущность, цель, задачи формирования эстетических ценностей.
2. Проследить проблему формирования эстетических ценностей младших школьников в отечественной истории педагогики.
3. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников в процессе формирования эстетических ценностей.
4. Раскрыть методы и средства формирования эстетических ценностей младших школьников.
5. Проанализировать особенности реализации образовательной программы начальной школы на базе МБОУ «Новокаргинская школа №5» по организации формирования эстетических ценностей младших школьников.
6. Разработать методические рекомендации по организации формирования эстетических ценностей младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого - педагогический литературы по проблеме исследования, обобщение материала.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, написании курсовых и выпускных работ по проблеме формирования эстетических ценностей, при организации работы образовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников.
Опытно - экспериментальная база исследования - МБОУ «Новокаргинская школа №5».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающего 59 наименований, 2 приложения.
Значимая роль в формировании эстетических ценностей личности в системе школьного образования принадлежит начальной школе, так как именно в данном возрасте важно приобщать школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, активизируют психическое развитие познавательных процессов.
В ходе анализа теоретических источников было установлено, что эстетическое воспитание - это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве. Эстетические ценности есть синтез трех составляющих - вещественно - предметная характеристика, психологическая характеристика человека как субъекта ценностных отношений, социальная характеристика отношений между людьми. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно - духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов. Главная цель формирования эстетических ценностей - сформировать у человека эстетическую оценку, основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации. Задачи формирования эстетических ценностей: 1) формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру, 2) формирование художественных умений в различных искусствах.
Анализ историко - педагогической литературы позволил сделать выводы о том, что проблеме эстетического воспитания детей во все времена уделялось большое внимание. Формирование эстетических ценностей младших школьников целесообразно через применение разнообразных организационных форм (урочная и внеурочную деятельность, кружки, защиту проектов) и различных методов (убеждения, упражнения, педагогической оценки, анализ личностного роста детей, рефлексия результатов индивидуальной и групповой работы). Вариативность методов дает возможность учителю начальной школы привлечь младших школьников к изучаемым объектам. Процесс формирования эстетических ценностей должен обеспечивать динамику эстетического развития личности младшего школьника, переход от одной стадии к другой не только результатом количественных изменений, но и существенной качественной перестройкой ее внутреннего мира.
Для понимания особенностей организации формирования эстетических ценностей у младших школьников в условиях образовательной организации нами был проанализирован опыт МБОУ «Новокаргинской СОШ №5». С этой целью были изучены ряд материалов педагогической деятельности. Анализ работы позволил определить сформированность некоторых компонентов эстетических ценностей младших школьников в целом. Для формирования эстетических ценностей в школе создано разнообразие деятельностей младших школьников, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом. Полученные результаты определили необходимость целенаправленного формирования эстетических ценностей. Для этого были разработаны методические рекомендации.
Таким образом, в работе показано, что формирование эстетических ценностей в младшем школьном возрасте актуальная проблема и ее целесообразно решать, используя вариативность выбора жанров искусства и методов, соответствующих возрастным особенностям детей. Это обусловлено огромным личностным потенциалом младших школьников в совершенствовании качеств и способностей, их восприимчивостью к искусству и склонностью к различным видам творческой деятельности.
В ходе анализа теоретических источников было установлено, что эстетическое воспитание - это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве. Эстетические ценности есть синтез трех составляющих - вещественно - предметная характеристика, психологическая характеристика человека как субъекта ценностных отношений, социальная характеристика отношений между людьми. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно - духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов. Главная цель формирования эстетических ценностей - сформировать у человека эстетическую оценку, основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации. Задачи формирования эстетических ценностей: 1) формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру, 2) формирование художественных умений в различных искусствах.
Анализ историко - педагогической литературы позволил сделать выводы о том, что проблеме эстетического воспитания детей во все времена уделялось большое внимание. Формирование эстетических ценностей младших школьников целесообразно через применение разнообразных организационных форм (урочная и внеурочную деятельность, кружки, защиту проектов) и различных методов (убеждения, упражнения, педагогической оценки, анализ личностного роста детей, рефлексия результатов индивидуальной и групповой работы). Вариативность методов дает возможность учителю начальной школы привлечь младших школьников к изучаемым объектам. Процесс формирования эстетических ценностей должен обеспечивать динамику эстетического развития личности младшего школьника, переход от одной стадии к другой не только результатом количественных изменений, но и существенной качественной перестройкой ее внутреннего мира.
Для понимания особенностей организации формирования эстетических ценностей у младших школьников в условиях образовательной организации нами был проанализирован опыт МБОУ «Новокаргинской СОШ №5». С этой целью были изучены ряд материалов педагогической деятельности. Анализ работы позволил определить сформированность некоторых компонентов эстетических ценностей младших школьников в целом. Для формирования эстетических ценностей в школе создано разнообразие деятельностей младших школьников, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом. Полученные результаты определили необходимость целенаправленного формирования эстетических ценностей. Для этого были разработаны методические рекомендации.
Таким образом, в работе показано, что формирование эстетических ценностей в младшем школьном возрасте актуальная проблема и ее целесообразно решать, используя вариативность выбора жанров искусства и методов, соответствующих возрастным особенностям детей. Это обусловлено огромным личностным потенциалом младших школьников в совершенствовании качеств и способностей, их восприимчивостью к искусству и склонностью к различным видам творческой деятельности.



