Введение
1 Теоретические основы формирования эстетических ценностей младших школьников 8
1.1 Сущность, цели, задачи формирования эстетических ценностей 8
1.2 Проблема формирования эстетических ценностей в отечественной педагогике 1
1.З Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе формирования эстетических ценностей
2. Формирование эстетических ценностей детей младшего школьного возраста в условиях школы
2.1 Методы и средства формирования эстетических ценностей младших школьников 27
2.2 Анализ реализации образовательной программы начальной
школы на базе МБОУ «Новокаргинская школа №5» по формированию эстетических ценностей младших школьников 36
2.3 Методические рекомендации по формированию эстетических
ценностей младших школьников в условиях 42
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А Цикл занятий, направленных на формирование эстетических ценностей у младших школьников «Мир прекрасного»
Приложение Б Сформированность эстетических ценностей у школьников 2«а» класса
На современном этапе развития общества перед системой образования остро стоит проблема формирования эстетических ценностей у подрастающего поколения. Особую роль в формировании эстетических ценностей личности в системе школьного образования принадлежит начальной школе. Эстетические потребности, идеалы и ценности, стимулируя в человеке созидательное начало, влияют на весь облик материальной и духовной деятельности людей. Именно в данном возрасте важно приобщать школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Важность решения данной проблемы у младших школьников обозначена в положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в Федеральном законе от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в РФ», в Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является развитие эстетического сознания, эстетических ценностей через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера [36].
Проблемой теории и практики эстетического воспитания занимались известные отечественные педагоги Блонский П.П., Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. и др. На современном этапе, отмечают педагоги XX - XXI века, основной задачей в формировании эстетических ценностей у младшего школьника является привитие у них правильных эстетических взглядов и идеалов: воспитывать не потребителя искусства, а человека, личность, которая стремится к созданию красоты вокруг себя, человека - созидателя.
Выше сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования «Формирование эстетических ценностей младших школьников». Значима необходимость поиска эффективных средств эстетического воздействия на личность младшего школьника, которая обусловлена требованиями времени и условиями становления ее эстетических ценностей.
Объект: формирование эстетических ценностей младших школьников.
Предмет: формирование эстетических ценностей младших школьников в условиях школы на современном этапе.
Цель: охарактеризовать особенности организации формирования
эстетических ценностей у младших школьников в условиях образовательной организации.
Задачи:
1. Раскрыть сущность, цель, задачи формирования эстетических ценностей.
2. Проследить проблему формирования эстетических ценностей младших школьников в отечественной истории педагогики.
3. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников в процессе формирования эстетических ценностей.
4. Раскрыть методы и средства формирования эстетических ценностей младших школьников.
5. Проанализировать особенности реализации образовательной программы начальной школы на базе МБОУ «Новокаргинская школа №5» по организации формирования эстетических ценностей младших школьников.
6. Разработать методические рекомендации по организации формирования эстетических ценностей младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого - педагогический литературы по проблеме исследования, обобщение материала.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, написании курсовых и выпускных работ по проблеме формирования эстетических ценностей, при организации работы образовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников.
Опытно - экспериментальная база исследования - МБОУ «Новокаргинская школа №5».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающего 59 наименований, 2 приложения.
Значимая роль в формировании эстетических ценностей личности в системе школьного образования принадлежит начальной школе, так как именно в данном возрасте важно приобщать школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, активизируют психическое развитие познавательных процессов.
В ходе анализа теоретических источников было установлено, что эстетическое воспитание - это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве. Эстетические ценности есть синтез трех составляющих - вещественно - предметная характеристика, психологическая характеристика человека как субъекта ценностных отношений, социальная характеристика отношений между людьми. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно - духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов. Главная цель формирования эстетических ценностей - сформировать у человека эстетическую оценку, основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации. Задачи формирования эстетических ценностей: 1) формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру, 2) формирование художественных умений в различных искусствах.
Анализ историко - педагогической литературы позволил сделать выводы о том, что проблеме эстетического воспитания детей во все времена уделялось большое внимание. Формирование эстетических ценностей младших школьников целесообразно через применение разнообразных организационных форм (урочная и внеурочную деятельность, кружки, защиту проектов) и различных методов (убеждения, упражнения, педагогической оценки, анализ личностного роста детей, рефлексия результатов индивидуальной и групповой работы). Вариативность методов дает возможность учителю начальной школы привлечь младших школьников к изучаемым объектам. Процесс формирования эстетических ценностей должен обеспечивать динамику эстетического развития личности младшего школьника, переход от одной стадии к другой не только результатом количественных изменений, но и существенной качественной перестройкой ее внутреннего мира.
Для понимания особенностей организации формирования эстетических ценностей у младших школьников в условиях образовательной организации нами был проанализирован опыт МБОУ «Новокаргинской СОШ №5». С этой целью были изучены ряд материалов педагогической деятельности. Анализ работы позволил определить сформированность некоторых компонентов эстетических ценностей младших школьников в целом. Для формирования эстетических ценностей в школе создано разнообразие деятельностей младших школьников, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом. Полученные результаты определили необходимость целенаправленного формирования эстетических ценностей. Для этого были разработаны методические рекомендации.
Таким образом, в работе показано, что формирование эстетических ценностей в младшем школьном возрасте актуальная проблема и ее целесообразно решать, используя вариативность выбора жанров искусства и методов, соответствующих возрастным особенностям детей. Это обусловлено огромным личностным потенциалом младших школьников в совершенствовании качеств и способностей, их восприимчивостью к искусству и склонностью к различным видам творческой деятельности.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2005.-256 с.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: ACT, 2009. - 180 с.
3. Белинский В.Г. О воспитании детей. М.: Просвещение, 1971. - 272 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
5. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: ACT, 2008.- 383 с.
6. Бодалев А.А Психолого - педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб.: РГПУ, 1999. - 95 с.
7. Болдырев НИ. Нравственное воспитание школьников. М.: Смысл, 2011.-289 с.
8. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. - 1970. -316 с.
9. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. М.: ACT, 2011.- 277 с
10. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики / Э. Гантумур // Молодой ученый. 2010. №5. Т.2. - С. 156-159.
11. Гасанова Ж.Т. Изучение фольклора как условие эстетического воспитания школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1. - С. 32-35.
12. Джалилова С. Нравственно-эстетическое воспитание в процессе творческого труда// Воспитание школьников. 2008. №10. - С. 47 - 50.
13. Егоров С.Ф. Введение в историю педагогики. М.: Академия, 2010. -319с.
14. Ефимов В.Ф. Компетентность как новое качество личности школьника // Начальная школа. 2012. № 2. С. 11-17.
15. Зябкина В.В. Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой: дис. ... канд. пед. наук. Курск. 2012. - 219 с.
16. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М.: МГУ, 2001. - 199 с.
17. Иванова Л.Н. Музыкально-эстетическая культура личности: сущность и составляющие компоненты // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. - № 3. - С. 93-94.
18. Ильинская И.П. Духовно - нравственное и эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет // Начальная школа. 2014. №6. С.8-11.
19. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М.: Смысл, 2009. - 461 с.
20. Климов С.Н. Воспитание должно быть национальным // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы III науч.-практ. конф., посвящ. памяти Виталия Александровича Сластенина (20 - 21 сентября 2012 года, Курск): в 2 ч. Ч. 2. Курск: Курск, гос. ун-т, 2012. С. 361 - 367.
21. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Волгоград: Перемена, 1999. - 178 с.
22. Кривцун О.А. Эстетика: учебник. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 434с.
23. Кудрявцев В.Б. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей // Начальное образование. 2005. №4. - С. 65 - 74.
24. Курдюкова Л.А. Нравственно - эстетическое воспитание личности средствами музыки и пения при обучении иностранному языку // БОУ города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://omsk- perspectiva.narod2.ru/main/met-kop/kurdukova.doc.
25. Мамедова И.М. Эстетическое воспитание школьников / И.М. Мамедова // Молодой ученый. 2014. №2. - С. 790 - 792.
26. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Логос, 2012.-104 с.
27. Мелик - Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. М.: Бином, 2014. - 160 с.
28. Мустафаев М. Эстетическое воспитание в школе. Баку: Нурлан, 1992. - 121 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. -348 с.
30. Йеменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. 156 с.
31. Павлова Е.А. Педагогические условия эффективности нравственно - эстетического воспитания школьников в процессе занятий иностранным языком // Вестник НовГУ: научно - теоретический и прикладной журнал. 2007. № 42 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp.
32. Павлова, Л.А. Научные подходы к формированию этико¬эстетических идеалов у старших дошкольников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. № 2. - С. 48-50.
33. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - с 640 с.
34. Печко Л.П. Эстетическая выразительность как категория экологической эстетики // Вестник Московского университета. 2014. № 2. - С. 12-20.
35. Поддубская Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания. Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010. - 52 с.
36. Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-256 с.
37. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочно - правовая система Консультант Плюс. Законодательство.
38. Прилуцкая Е. Н. Эстетическое воспитание учащихся при изучении декоративно-прикладного искусства на уроках технологии // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы III Междунар. науч- практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др.. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 2 (3). - С. 180 - 181.
39. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе, М.: Просвещение, 2006. - 178 с.
40. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. Законодательство.
41. Рева Н.Д. Методические рекомендации к циклу экскурсий для младших школьников. СПб.: Азбука, 1991.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. - 720 с.
43. Самойлова А.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры детей средствами песенного фольклора // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2. - С. 80-83.
44. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
45. Стулова Г.П. Хоровое пение. М.: Лань, 2914. - 176 с.
46. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.- 174 с..
47. Сухиташвилли Л.С. Анализ проблемы музыкально - эстетического воспитания школьников // Дошкольное воспитание. 2011. № 2. - С. 51-53.
48. Сысоева Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание // Томс, политехи, инет- т С.М. Кирова; под ред. В.А. Дмитриенко. Томск. Издательство Томского университета, 1989. - 248 с.
49. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2004. - 239 с.
50. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно - правовая система Консультант Плюс. Законодательство.
51. Шабалдас А.Е. Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде: Дис. ... ддра пед. наук. Ставрополь, 2006. 318 с.
52. Шамрай Л.Э. Педагог как носитель культуры обучения, его роль в развитии дидактического взаимодействия. Материалы Интернет - конференции «Современный преподаватель: личность и деятельность» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// unid. bsu. edu. ru/ unid/ teach/ sbornik/ detail, php? ELEMENT_ID= 93996&IBLOC
53. Шульц Е.Г. Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч, конф. (г. Самара, август 2015 г.). Самара: Асгард, 2015. - С. 10-15.
54. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.
55. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 104 с.
56. Энхжаргал Г. Народная музыкальная культура в эстетическом воспитании детей // Г. Энхжаргал // Научная перспектива. 2011. №2. - С. 72-73.
57. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - Воронеж: МОДЭК; Институт практической психологии, 1998. - 304 с.
58. Яковлев Е.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2010. - 464 с.
59. Яфальян А.Ф. Возрастные особенности развития эстетических чувств // Эстетическое образование в период детства: Монография //Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. - 282с.