Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №20642

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2755
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические предпосылки формирования ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие «ценности здорового образа жизни» 7
1.2 Особенности формирования ценностей здорового образа жизни детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования ценностей здорового образа
жизни детей старшего дошкольного возраста 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 32
2.1 Диагностика сформированности ценностей здорового образа
жизни детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Реализация педагогических условий формирования ценностей
здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 45
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. 50 Заключение 60
Список использованных источников 64
Приложение А 70
Приложение Б 73
Приложение В 74
Приложение Г 76


Актуальность исследования проблемы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста обусловлена заботой государства о здоровье населения России. Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» [38], «О санитарно¬эпидемиологическом благополучии населения» [39], Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [35], Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [36], Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [31].
Как отмечается в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ценностное отношение к здоровому образу жизни - это длительный, последовательный процесс, включающий в себя систему воспитательных мероприятий, ориентированных на формирование у дошкольников активной позиции здоровьесбережения и здоровьеукрепления в системе деятельностного подхода [29].
В основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия воспитательной деятельности возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников. В связи с этим, важной миссией современного дошкольного образования становится воспитание у детей потребности в ведении здорового образа жизни, развитии потребности в активной деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья [29].
Система дошкольного образования закладывает основы здорового образа жизни, тем самым, способствуя сохранению психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, соответственно, и нации в целом. Однако, по данным, опубликованным в Государственном докладе «О реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2016 год», «60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми» [8].
Изложенное свидетельствует о необходимости организации в ДОУ целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста для формирования их ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Несмотря на имеющиеся исследования в данной области существует немало современных проблем, которые нуждаются в дальнейшем их решении. Среди них:
- необходимость уточнения теоретических аспектов формирования ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
- значимость выявления педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, и особенно у детей с ослабленным здоровьем.
Объект исследования - формирование ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Предмет исследования - педагогические условия формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Цель исследования - изучение в теоретическом аспекте и экспериментальная проверка педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие «ценности здорового образа жизни»;
- охарактеризовать особенности формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- определить педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- организовать опытно-экспериментальную работу по проверке педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста возможно при обеспечении педагогических условий, предусматривающих теоретическую основу процесса формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни на основе системно-деятельностного подхода.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования: составление библиографии; анализ психолого-педагогической и методической литературы, реферирование, изучение и обобщение педагогического опыта; анкетирование.
База исследования: МКДОУ «Детский сад № 7 «Улыбка» г. Лесосибирска.
К исследованию проблемы формирования ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста обращались такие авторы как Алямовская B. Г., Бобровская Т.Ю., Гаськова Н.П., Гусейнова Г.А., Демочко С.В., Жерякова
C.В., Йотка Г.Б., Киркина Е.Н., Колбанов В.В., Макаренко И.Е., Новикова И.М., Платонова О.И., Токарева Е.А., Хакимова Г.А., Хамидуллина М.А., Чупаха И.В., Шаповалова О.М.и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений, родителям при формировании ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Мы проанализировали понятия «здоровый образ жизни», «ценности здорового образа жизни». Здоровый образ жизни дошкольника представляет собой форму повседневной жизни, которая отвечает гигиеническим правилам, развивает адаптивные возможности организма, способствует успешному поддержанию и развитию его резервных возможностей. Под ценностями здорового образа жизни мы понимаем элементы социально-психологической структуры личности дошкольника, представляющие собой систему ориентацией на здоровый образ жизни и отражающие его жизненные цели, являющиеся для него наиболее важным и личностным смыслом.
2. Мы охарактеризовали особенности формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы ценности здорового образа жизни начали развиваться - старшие дошкольники должны владеть способами их формирования и иметь достаточный опыт представлений о здоровом образе жизни. Особенности формирования ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста заключается в следующем:
- в старшем дошкольном возрасте происходит освоение начальных представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни;
- именно в старшем дошкольном возрасте происходит формирование представлений и усвоение основных объемов информации;
- именно в старшем дошкольном возрасте большое влияние на формирование ценности здорового образа жизни оказывают проведение бесед и консультаций для родителей.
3. Мы определили педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Процесс формирования ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия:
- создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
- формирование ценностей ЗОЖ в процессе НОД (образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
4. Мы провели исследование сформированности ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад № 7 «Улыбка» г. Лесосибирска. Общее количество испытуемых - 27 человек, среди них 14 мальчиков и 13 девочек. В своем исследовании для оценки уровня развития сформированности ценностей здорового образа детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики: анкета «Что такое здоровье?» Хакимовой Г.А., диагностика выявления особенностей отношения детей к практическим действиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья» Хакимовой Г.А., рисуночный тест «Что такое здоровье?» Васильевой О.С. и Филатова Ф.Р., адаптирован Хакимовой Г.А. По результатам проведенной диагностики мы можем сделать следующие выводы. Высокий уровень сформированности знаний о ценностях ЗОЖ выявлен у 7 (23,4 %) дошкольников. Представления в области здоровья детей, имеющих высокий уровень, - осознанные и глубокие. Средний уровень сформированности знаний о ценностях ЗОЖ выявлен у 14 (55,2 %) дошкольников. Представления в области здоровья детей, имеющих средний уровень, - существенны и дифференцированы, содержат уже несколько сформировавшиеся убеждения, однако часто поверхностные и не аргументированные. Низкий уровень сформированности знаний о ценностях ЗОЖ выявлен у 6 (21,4 %) дошкольников. Представления в области здоровья детей, имеющих низкий уровень, - поверхностны. Следовательно, сформированность ценностного отношения к здоровью у детей соответствует в целом среднему уровню. В связи с этим, введение специальных педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста целесообразно и актуально.
5. Мы организовали опытно-экспериментальную работу по проверке педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. С целью формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста нами реализованы следующие педагогические условия: создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста, формирование ценностей ЗОЖ в процессе НОД (образовательные области: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
6. После проведения развивающей работы мы провели повторное диагностическое исследование. По результатам первичного и повторного исследования уровня представлений и эмоционального отношения к проблемам здоровья, наблюдается положительная динамика развития детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники владеют знаниями о ценностях ЗОЖ, знают о правилах выполнения физических упражнений и их комплексов, владеют знаниями о технике безопасности во время занятий физической культурой, испытывают интерес к знаниям относительно ценностей ЗОЖ, используют знания и практические умения в области ценностей ЗОЖ в своей жизни, являются активными участниками мероприятий оздоровительной направленности, приобщают других детей к этим мероприятиям, умеют организовать себя в процессе выполнения физических упражнений, при пересказе мероприятия и о своем в нем участии проявляют эмоциональные переживания.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведённой работы, направленной на формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Мы пришли к выводу, что успешное формирование ценностей ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок - педагог - родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.



1. Алямовская В.Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. 2015. № 4. - С. 7-11.
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2013. - 328 с.
3. Бобровская Т.Ю. Организация социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьёй в формировании здорового образа жизни // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 34¬39.
4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический Проект, 2015. - 257 с.
5. Борисова Т.С., Лебедев С.М. Направления формирования здорового образа жизни населения на современном этапе // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути решения. 2014. № 1. - С. 40-45.
6. Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. № 7. - С. 5-7.
7. Гаськова Н.П., Тармаева И.Ю., Степанова Е.А., Голышева Н.А. Факторы, формирующие здоровый образ жизни // Сибирский медицинский журнал.
2015. № 4.- С. 113-115.
8. Государственный доклад «О реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2016 год» // Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ //https: //www. rosminzdrav. ru(дата обращения 01.03.2017).
9. Гусейнова Г.А. Исследование здорового образа жизни у подрастающего поколения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1. - С. 56-60.
10. Демочко С.В. Популяризация здорового образа жизни в образовательных учреждениях // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 30. - С. 90-92.
11. Дудченко З.Ф. Проблема понимания здорового образа жизни // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2016. № 1. - С. 52-54.
12. Жерякова С.В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века // Молодой ученый. 2015. № 5. - С. 462-467.
13. Зубкова А.Н. Повышение мотивационной ценности здорового образа жизни // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16548(дата обращения: 01.03.2017).
14. Йотка Г.Б. Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 30-33.
15. Казин Э.М., Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2012. - 194 с.
16. Карасева Т.В., Руженская Е.В. Особенности мотивации ведения здорового образа жизни // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. № 5. - С. 23-26.
17. Киркина Е.Н., Лисакова Н.В. Формирование здорового образа жизни у
старших дошкольников в процессе организации физкультурно¬ оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. - С. 56-60.
18. Кобелева Т.И., Фесюк Г.И. Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф.
(г. Челябинск, апрель 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 55-58.
19. Колбанов В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 2016. - С. 139-140.
20. Кудряшова А.Л. Роль ценностей здорового образа жизни в современном обществе // Молодой ученый. 2014. № 21. - С. 644-646.
21. Макаренко И.Е., Соловей А.Д. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы) // Молодой ученый. 2016. № 24. - С. 475-478.
22. Макаров А.В. Здоровый образ жизни как идеология современной
молодежи: организация профилактической работы в условиях
образовательной организации: учебное пособие / под ред. А.Е. Фатеева. Таганрог: Изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2013. - 284 с.
23. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни. М.: Академия, 2013. - 335 с.
24. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015. - 121 с.
25. Носов А.Г. Эволюция идеи формирования здорового образа жизни: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 11. - С. 60-65.
26. Овчаров Е.А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья населения: учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2013. - 109 с.
27. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2015. - 443 с.
28. Платонова О.И., Токарев А.А. Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2016 г.). Уфа: Лето, 2016. - С. 56-60.
29. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html(дата обращения 01.03.2017).
30. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2014. - 184 с.
31. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС Консультант Плюс.
32. Скоморохов Б.Е., Титова А.А. Основное содержание молодежной политики. Проблемы здоровья молодого поколения. Формирование здорового образа жизни: Методическая разработка учебного занятия. Ступино, 2016. - 135 с.
33. Токарева Е.А., Токарев А.А., Иванова В.В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад - школа» // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 1. - С. 128-131.
34. Токарева Е.А., Токарев А.А., Иванова В.В. Организационно¬педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад - школа» // Образование и воспитание. 2017. № 1. - С. 21-24.
35. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СПС Консультант Плюс.
36. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант Плюс.
37. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в Нью-Йорке 22.07.1946) // СПС Консультант Плюс.
38. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
39. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС Консультант Плюс.
40. Хакимова Г.А., Гребенюк Г.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - 175 с.
41. Хамидуллина М.А. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью // Инструктор по физкультуре. 2015. № 4. - С. 20-24.
42. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.: Илекса, 2014. - 130 с.
43. Шаповалова О.М. Организация методики формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД»,2016. - С. 120-122.
44. Шаповалова О.М. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 2. - С. 41-43.
45. Шаповалова О.М. Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 1. - С. 107-109.
46. Шклярук В.Я. Здоровье и образ жизни // Вестник Самарского государственного социально-экономического университета. 2016. № 1. - С. 133-137.
47. Юрченко М.С. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ - начальная школа» //Образование и наука. 2016. № 4. - С. 105-109.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ